Пожарный уголок. Стенды противопожарные и уголки безопасности

Пожар - это всегда страшно. Страшно, когда сгорает все имущество, и человек остается ни с чем. Еще страшнее, когда в пожаре гибнут люди. Для того, чтобы избегать таких бед, специалисты разрабатывают все новые и новые технологии и устройства для обнаружения пожаров на ранней стадии. Но, несмотря на все принимаемые меры для предупреждения возгораний, пожары все-таки не редкость. Обычно они обнаруживаются на такой стадии, когда еще можно что-либо сделать самостоятельно: организовать эвакуацию, сообщить в службу пожарной охраны. Если еще есть возможность, то можно приступить к тушению самостоятельно. Для этого все средства для тушения должны быть в доступном месте, в необходимой комплектации и нужном количестве.

Для этого на предприятиях, в организациях обязательно должен быть установлен уголок пожарной безопасности (щит, стенд). Такие уголки представляют собой деревянные или металлические площадки размером 2 м х 1,5 м, выкрашенные в красный цвет. Эти стенды заполняются средствами пожаротушения. Такие средства называют первичными. К ним относятся огнетушители, топоры, лопаты, ломы, багры, асбестовые покрывала, пожарные рукава и ведро. На щите должно быть не менее двух огнетушителей, причем разного вида. Если есть объекты, на которых возможно горения электрооборудования, то необходим хотя бы один углекислотный огнетушитель.

Асбест - материал негорючий и слабо проводящий тепло, и из него изготовляют покрывала для тушения небольших очагов возгорания. Асбестовое покрывало также имеет размер 1,5 м х 2 м, и поэтому даже одному человеку под силу им воспользоваться для тушения. На пожарном стенде таких покрывал должно быть не менее двух.

Еще там должны располагаться два багра, две лопаты, два топора. Рукоятки этих инструментов также окрашены в красный цвет.

Рядом с пожарными стендами должен обязательно располагаться один деревянный или металлический ящик с песком. Объем такого ящика не менее половины кубического метра. Песок в нем должен быть хорошо защищен от влаги и всегда сухим. Емкость с водой должна быть объемом не менее 50 литров.

В зависимости от площади территории предприятия и количества работающих людей, таких пожарных щитов может быть несколько. Доступ к ним должен быть свободным.

Вам могут быть интересны эти товары

Правила пожарной безопасности стенд

Правила пожарной безопасности представляют комплекс положений по недопущению пожара, своевременному его выявлению и эффективному гашению. Если речь идет о каком-то производственном помещении или предприятии, то весь этот комплекс направлен на то, чтобы все работники неукоснительно знали эти правила, соблюдали их и умели правильно вести себя в случае опасности. С этой целью проводятся инструктажи и специальные обучения

На разных предприятиях протекают различные производственные процессы, и потому условия пожарной безопасности тоже неодинаковые: например, на трансформаторных подстанциях и хлебопекарнях они совсем непохожи. Но вместе с тем есть пункты, одинаковые для всех:

1. Не допускать открытого огня в местах, не предназначенных для этого.

2. Не допускать завалов и захламленности аварийных выходов и доступов к средствам пожаротушения (щитам, стендам), местам расположения ручных извещателей о пожаре.

3. Не пользоваться электронагревательными приборами вне предусмотренных и специально оборудованных для этого мест.

Каждый работник четко должен знать, что делать при возникновении пожара. Кроме того, должен уметь правильно оповестить службу пожарной охраны, уметь уверенно и спокойно, не сея паники, организовать эвакуацию людей.

В местах, связанных с непрерывным посещением случайными людьми (музеи, библиотеки, супермаркеты), кроме всего этого, должно быть организовано постоянное круглосуточное наблюдение за всеми залами. Работники таких заведений также должны быть обучены правилам поведения при возникновении очагов возгорания. Инженеры и технические работники обязаны пройти специальное обучение.

Купить пожарный стенд

Чтобы обеспечить комплектацию пожарных стендов, щитов, уголков, в настоящее время можно все приобрести как в розницу в торговых точках, так и заказать в какой-либо компании. Таких компаний много, и одна из них - это «СпасИнжиниринг». У этой компании в наличии есть все: огнетушители пенные, порошковые, углекислотные, респираторы, противогазы, самоспасатели и много другого противопожарного оборудования.

Чтобы купить что-либо у этой компании, можно обратиться в торговый отдел, а также воспользоваться корзиной. Кроме того, можно обратиться по телефону, который легко найти на сайте. Владельцы и руководство фирм и предприятий Москвы и С- Петербурга могут обратиться непосредственно в компанию «СпасИнжиниринг» и сделать заказ. Специалисты компании установят все необходимое в кратчайшие сроки.

Для изготовления уголка по пожарной безопасности используются стенды из ПВХ с оптимальной толщиной в 3 мм. На пластиковую поверхность стенда наносится цветная печать либо пленка с готовым изображением, а иногда технически удобнее использовать кармашки из оргстекла (толщиной 1,5 мм) для изменения или дополнения информации.

Уголок, соответствующий нормам по пожарной безопасности, должен состоять из списка нормативно-правовых документов, инструктажей по правилам противопожарной безопасности, планов и схем эвакуации при пожаре, знаков эвакуации и пожарной безопасности, а также содержать общие требования, предъявляемые к пожарной безопасности в организации.

Что может содержать уголок по пожарной безопасности

Ниже представлен список документов, которые могут быть размещены на уголке по пожарной безопасности:

  • Плакаты по пожарной безопасности
  • план обучения работников основам пожарно-технических знаний;
  • права и обязанности организации относительно пожарной безопасности;
  • ответственность работников за нарушение норм пожарной безопасности и меры взысканий за ее нарушение;
  • Список инструктажей по правилам и нормам пожарной безопасности:
  • типы инструктажей по правилам и нормам пожарной безопасности;

Журнал регистрации проведения инструктажа по пожарной безопасности с датами проведения, подписями лиц, проводивших и прослушавших инструктаж, хранится у ответственного лица.

Уголок, составленный по всем требованиям пожарной безопасности, также должен информировать о специальных знаках, к которым относятся непосредственно знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки.

Не менее важным моментом является список документов, регламентирующих действия пожарно-технической комиссии:

  • непосредственно положение о пожарно-технических комиссиях;
  • образец приказа о создании и работе пожарно-технической комиссии;
  • акты проверки состояния объекта и причины возникновения пожаров (если такие случаи имели место на предприятии).

Также для уголка разрабатываются планы эвакуации при пожаре. Каждый сотрудник компании должен иметь возможность ознакомиться с ним в любое время без каких-либо помех и затруднений. На плане отражаются:

  • общие требования, предъявляемые к путям эвакуации при пожаре;
  • непосредственно сам план эвакуации;
  • список эвакуационных выходов.

Уголок по пожарной безопасности ну нужно путать с пожарным щитом, содержащим лопату, лом, топор, а также ведра конусной формы. Окрашивается такой щит в красный цвет.

На уголке могут быть размещены плакаты по тематике пожарной безопасности, правил эвакуации и т.д. На нем может располагаться инструкция по использованию огнетушителя, а также правила технического обслуживания и перезарядки огнетушителей.

Уголок пожарной безопасности – это один из способов информирования людей в учреждении или на производстве о возможностях пожарной безопасности. Здесь могут быть размещены, как текстовые, так и графические сведения: о профилактических мероприятиях, план выхода из здания при ЧС, особенности использования первичных средств пожаротушения, агитационные плакаты и другие профильные сообщения. Наличие уголков по пожарной безопасности в присутственных местах, где одновременно пребывают более 10 человек или работает в разное время штат сотрудников от 15 человек, регламентировано законодательством, в силу предотвращения возгораний и их последствий.


Поведение людей при возгорании напрямую зависит от степени их информированности. Поэтому пожарный уголок должен содержать максимально актуальную информацию. Она размещается на щите из жестких материалов 490х770 мм. Размеры допустимо изменять, важна читабельность всех элементов. Каждый информационный модуль должен иметь рамку, которая визуально выделяет его. Это могут быть:

  • законодательные акты или приказы МЧС;
  • меры профилактики;
  • картинки презентаций с подписями об использовании респираторов и других изделий защиты;
  • маршруты эвакуации;
  • оказание помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации;
  • полезные статьи с фото;
  • информация о средствах первичной защиты и их технических параметрах, например расходе огнетушащего вещества огнетушителя;
  • телефонные номера специальных служб и инспектора ГПС, за которым закреплен данный объект;
  • правила действий при обнаружении ЧС и прочие сообщения.

Важно! Перед тем, как оформить стенд по пожарной безопасности в организации, нужно подобрать место для его размещения. Это помещение должно быть максимально посещаемым. Это может быть стена у туалетной комнаты или у дверей лифта. Отдельно, за отсутствие противопожарного щита штраф не предусмотрен, но он может стать дополнением к общим претензиям комиссии.

Требования к противопожарным щитам

Регламент для стендов по пожарной безопасности установлен в ППБ 01.2014. Принципиальное внимание уделяется исполнению самого щита:

  • материал, из которого изготовляется стенд, не должен легко загораться или поддерживать огонь, в стандартном исполнении основа изготавливается из ПВХ, навесные элементы – из оргстекла, крепежи – из металла;
  • щит должен быть устойчив к повреждениям и иметь долгий срок службы;
  • на щите отсутствуют острые или выступающие элементы;
  • информация подается яркими цветами, целесообразно использовать корпоративный дизайн;
  • тексты пишутся простым и понятным языком, все сведения – читабельны и хорошо видимы;
  • целесообразно разместить на щите кармашек, куда можно устанавливать новые сообщения;
  • бумажные носители ламинируются или закрываются экраном.

На заметку! Обязательно придумайте название стенду по пожарной безопасности, привлекающее внимание, например: «Внимание, огонь!». Оформлять щит можно различными информационными материалами – теми, которые можно купить, или изготовленными самостоятельно по шаблону. Так же можно скачать изображения из интернета и распечатать их на принтере.


Стенд по ППБ в организациях и на производственных предприятиях

Уголок пожарной безопасности на предприятии может быть стационарным – с настенным расположением, или переносным – в напольном оформлении. Второй вариант удобен тем, что его можно использовать на занятиях ППБ. Желательно, чтобы оформление стенда соответствовала специфике сферы деятельности. Так, в библиотеке могут быть предусмотрены особенности горения бумажных изделий, на АЗС – воспламенение нефтепродуктов, на взрывоопасном предприятии – условия возникновения взрыва. Для всех объектов обязательно размещение информационных материалов с общей тематикой. В типовом варианте на щите располагаются такие материалы:

  • схема здания с маршрутами эвакуации по этажам, расположением выходов на улицу и противопожарного оборудования;
  • порядок действий при обнаружении чрезвычайного происшествия в здании или на территории;
  • телефонные номера всех служб помощи в экстренных ситуациях;
  • порядок выхода из здания;
  • действия ответственных сотрудников при ЧС;
  • инструкции по эксплуатации средств пожаротушения, включая огнетушители;
  • руководство по использованию изделий защиты, например, респираторов;
  • правила предоставления помощи пострадавшим в ЧС;
  • профилактические меры предотвращения возгораний.

Стенд по пожарной безопасности в детском саду

Статистические данные говорят о том, что показатели пожаров, причиной которым были детские игры достаточно высоки. Ребенок слабо осознает опасность при действиях со спичками и другими опасными предметами, им движет любопытство и желание узнать о мире еще что-то. Поэтому крайне важно уже в младенческом возрасте давать важную информацию о вероятных последствиях огнеопасных игр. Рядом с детьми не всегда находятся родители или воспитатели, в такие минуты все зависит от понимания происходящего малышами. Как показывает практика, стенд по дает ощутимые результаты. В ДОУ на щите следует поместить следующие материалы:

  • картинки об опасных действиях и последствиях, изображения могут сопровождаться простыми и короткими надписями;
  • плакаты, на которых рисунками рассказывается о действиях, которые предпринимаются при ЧС;
  • рассказы о работе пожарных;
  • телефонные номера служб экстренной помощи;
  • материалы для проведения игр, помогающих усваивать правила противопожарной безопасности.

Уголок должен быть ярким и привлекающим внимание малышей. Периодическое обращение воспитателей к тематике безопасности уже в детском возрасте сформируют у детей осторожное обращение с опасными предметами, позволят усвоить ребенку правила поведения при ЧС и другие аспекты. В игровой форме дети быстрее и проще получают информацию, поэтому крайне важно проводить викторины, разгадывать загадки, обыгрывать действия в различных помещениях (в лифте, дома на кухне, в транспорте, на балконе и прочее).

Знания, усвоенные в детстве, останутся с человеком на всю жизнь. Поэтому важно еще в ДОУ создать реальную картину мира и обеспечения личной и общественной безопасности в нем. Важно, чтобы каждый ребенок усвоил опасность игр с огнем, понял, что нельзя паниковать при возгорании, и заучил алгоритм поведения: покинуть помещение, сообщить взрослым, позвонить по телефону, следовать указаниям воспитателя.

Следует понимать! Информационные материалы для детей должны быть доступны их пониманию. Так, в ДОУ, начальных и старших классах сведения о ППБ имеют различное оформление. Чем младше дети, тем больше должно быть картинок, чем старше – текстовых сообщений. Для малышей в ДОУ на 1 стенде должно быть не более пяти изображений.


Пожарный стенд в школе

Дети школьного возраста могут воспринимать более сложную информацию. Поэтому стенд по может содержать самый разнообразный материал. Это могут прикладные сведения по использованию респиратора, правила использования огнетушителя, интересная информация, статистические сообщения и многое другое. Но в обязательном порядке в пожарном уголке размещают:

  • телефоны служб помощи в экстренных ситуациях;
  • главные причины возгораний;
  • правила поведения детей при ЧС;
  • информация о повреждения от огня и дыма: ожоги, отравления, паника;
  • правила использования электрических устройств;
  • маршруты эвакуации и правила выхода из здания;
  • что нужно делать, если невозможно выйти из здания.

Наиболее важный информационный материал должен визуально выделяться на стенде. Он подается яркими красками и крупным шрифтом. Размещать уголок нужно в тех местах, где чаще всего находятся дети вне занятий: рядом с гардеробом, в школьной столовой, в актовом зале или в коридорах. Целесообразно иметь стенды на каждом этаже школы. Важно регулярно обновлять оформление стендов, в противном случае дети перестанут обращать на них внимание.

1. Тревога

2.Вызов пожарной охраны

3.Эвакуация

4.Сбор

5. Перекличка

ТРЕВОГА.

Любой человек (ученик или член персонала) при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре.

ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.

ЭВАКУАЦИЯ.

Услышав тревогу, ученики должны быстро встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть учебный кабинет, по одному идти к сборному пункту, соответственно плану эвакуации. Учителю необходимо закрыть дверь кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

СБОР.

Место сбора должно быть заранее согласовано.

Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять определенное место и находиться там, не расходясь.

ПЕРЕКЛИЧКА.

Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка.























    Территория учреждения постоянно должна содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

    Эвакуационные проходы, тамбуры и лестницы не загораживать каким – либо оборудованием и предметами.

    В период пребывания в здании учреждения людей двери эвакуационных выходов запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров.

    Двери чердачных и технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок.

    Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

    По окончании занятий работники учреждения должны тщательно осмотреть свои помещения и закрыть их, обесточив сеть.

    Неисправные электросети и электрооборудование немедленноотключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.


8. Запрещается разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения.

9. Запрещается курить в помещениях учреждения.

10. Запрещается производить сушку белья, устраивать склады, архивы в чердачных помещениях.

11. Запрещается проживать в здании обслуживающему персоналу, другим лицам.

12. Запрещается хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и др. легковоспламеняющиеся материалы.

13 . Запрещается использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

14. Запрещается забивать гвоздями двери эвакуационных выходов.

1
5.
Запрещается применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители.

16. Запрещается проводить огневые, электросварочные и др. виды пожароопасных работ в здании учреждения при наличии в помещениях людей.


АТС 901





ПАМЯТКА

о действиях в случае возникновения пожара

для администрации, учителей, учащихся и работников школы

Обнаружен пожар

- Начать эвакуацию детей.

- Сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону « 9 - 21-8-53 »

- Сообщить о пожаре администрации школы

- Сообщить о пожаре ДПД школы

- Отключить электроэнергию

Э
вакуация детей

Эвакуация детей проводится по заранее намеченным маршрутам и в строгом соответствии с планом эвакуации людей в случае возникновения пожара, разработанным администрацией школы, в места сбора заранее определенные администрацией школы и согласованные со всеми заинтересованными лицами.

Ответственными за эвакуацию каждого класса, группы и т.д. являются педагоги, проводящие занятия. У каждого ответственного за эвакуацию должен быть список детей.

Свободные от эвакуации детей работники и учителя школы выносят наиболее ценное оборудование и документы из здания школы.

Сверка списочного состава детей

- После эвакуации каждый педагог проверяет наличие детей по списку.

- О результатах проверки докладывается руководителю (директору, завучу).

Тушение пожара

Тушение возникшего пожара (загорания) обслуживающим персоналом, членами Добровольной пожарной дружины, учителями до прибытия пожарной части.

Тушение пожара организуется и проводится немедленно с момента его обнаружения сотрудниками школы, не занятыми эвакуацией детей.

- Для тушения возгорания используются имеющиеся средства пожаротушения: огнетушители, песок, ведра.

Встреча пожарных подразделе- ний

По прибытии к месту пожара пожарных подразделений директор школы или иное лицо, обнаружившее пожар, обязаны сообщить руководителю тушения пожара следующие сведения:

    - о наличии людей в здании и результатах проверки списочной численности детей,

    - о возможном нахождении людей в здании,

    Все сведения о пожаре и здании (кто обнаружил пожар, что горит, какие выходы используются для эвакуации, отключена ли электроэнергия в здании и как ее отключить, места хранения ценного имущества, легковоспламеняющихся материалов).

Расширенный список телефонов для вызова экстренных служб с МТС, МЕГАФОН, БИЛАЙН, и других операторов сотовой связи.

Нас часто спрашивают на , как правильно вызвать с городского и мобильного телефона Скорую Помощь, Спасателей и Пожарных, Милицию.

Помните! Вызов экстренных служб бесплатен.

Службы городской экстренной помощи
(вызов с городского телефона):

01 - Пожарная охрана и спасатели
02 - Милиция
03 - Скорая помощь
04 - Аварийная служба газовой сети

Службы экстренной помощи
(вызов с мобильного (сотового) телефона):

Если Ваш мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак *

01* - Вызов пожарной охраны и спасателей
02* - Вызов милиции
03* - Вызов скорой помощи
04* - Вызов аварийной службы газа

Расширенный список телефонов для вызова экстренных служб с МТС, МЕГАФОН, БИЛАЙН, и других операторов сотовой связи.
Телефоны вызова этих служб действительны для всех регионов РФ.

Вызов экстренных служб с мобильных телефонов МТС


020 - Вызов милиции
030 - Вызов скорой помощи
040 - Вызов аварийной службы газа

Вызов экстренных служб с телефонов МЕГАФОН

010 - Вызов пожарной охраны и спасателей
020 - Вызов милиции
030 - Вызов скорой помощи

Вызов экстренных служб с сотовых телефонов Билайн

001 - Вызов пожарной и спасателей
002 - Вызов милиции
003 - Вызов скорой медицинской помощи
004 - Вызов аварийной газовой службы

Вызов экстренных служб с сотовых телефонов Скай-Линк

901 - Спасатели и Пожарная охрана
902 - Милиция
903 - Скорая помощь
904 - Служба газа

Вызов экстренных служб с мобильных телефонов TELE2

010 - Вызов пожарной охраны и спасателей
020 - Вызов милиции
030 - Вызов скорой помощи
040 - Вызов аварийной газовой службы

Вызов экстренных служб с телефонов U-tel

010 - Пожарная охрана и спасатели
020 - Вызов милиции
030 - Вызов скорой помощи
040 - Вызов газовой службы

Вызов экстренных служб с мобильных телефонов Мотив

901 - Пожарные и спасатели
902 - Милиция
903 - Вызов скорой помощи
904 - Вызов газовой аварийной службы

Вызов экстренных служб через номер 112

    Набрать номер «01» и сообщить следующие сведения:

    Адрес, где обнаружено загорание или пожар.

    Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе, на складе и т.д.

    Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль. При загорании и пожаре не следует:

в группах дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. . А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Поэтому главной задачей является обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях, стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Все полученные знания и навыки дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

В Республике Беларусь руководящими работниками и специалистами дошкольного образования уделяется пристальное внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, активизирована образовательная работа с детьми в данном направлении. На совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста направлено межведомственное взаимодействие Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2012 году был утвержден «Комплекс мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников», который определил мероприятия, обеспечивающие в результате их реализации создание условий безопасной жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, степень межведомственного взаимодействия по их реализации. Согласно вышеуказанному нормативному правовому документу (п. 12) в учреждениях дошкольного образования активизирована работа по созданию в группах предметной развивающей среды, способствующей формированию у воспитанников практических умений безопасной жизнедеятельности. Активизация работы педагогов учреждений дошкольного образования в данном направлении также обусловлена реализацией учебной программы дошкольного образования, которая определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ, разрабатываются методические и дидактические материалы.

Результаты первого областного смотра-конкурса «Безопасное детство», прошедшего в 2012 году, показали, что педагогами Минской области ведется существенная работа по обучению воспитанников основам безопасности. В учреждениях дошкольного образования имеется богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного своими руками. Воспитателями проводятся тематические занятия и беседы с детьми. Организуются экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть, демонстрация видеофильмов, мультфильмов по ОБЖ, чтение тематических художественных произведений, стихов. Проводятся конкурсы, спортивные развлечения и праздники. Широко используются в целях обучения и закрепления полученных знаний разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. В группах оформлены уголки пожарной безопасности. Однако в ходе смотра-конкурса «Безопасное детство» было выявлено перенасыщение данных игровых уголков игрушками и игровыми атрибутами, несоответствие игрового оборудования возрасту воспитанников. Данный факт определил необходимость разработки методических рекомендаций по оснащению «Уголков пожарной безопасности» в группах дошкольного возраста.

Уголок пожарной безопасности - специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:

Педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

Психическая и физическая безопасность игровых материалов;

Оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

Учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

Целесообразность и удобство размещения;

Эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель - огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно-ролевой игры «Спасатели») .

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства .

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты из фондов своих микрокабинетов.

Оптимальность насыщения игровой среды, динамика в содержании игрового материала обеспечивают возможность для развития новых сюжетных линий в игре дошкольника.

Перечень игрушек и игрового оборудования

для оснащения уголков пожарной безопасности в группах

Наименование игрушек и игрового оборудования

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Примечание

Кукла в форме спасателя

при подборе следует учитывать размеры игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Игрушечный аварийно-спасательный автомобиль

при подборе следует учитывать размеры куклы

Макет дома

при выборе размеров дома следует учитывать размеры куклы и игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Тематические сюжетные картинки

2-3 шт. в каждой серии

«Пожар»;

«Правила пожарной безопасности»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар;

«Правила пожарной безопасности»;

«Правила пользования бытовыми приборами»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар»; «Правила пожарной безопасности»; «Правила пользования электрическими бытовыми приборами»; «Правила пользования газовыми бытовыми приборами»; наборы сюжетных картин, отражающих историю развития пожарной службы

одновременно в уголке размещаются

2-3 картинки, сменяемость 1 раз в 2 недели; формат бумаги А-4, А-3

Предметные картинки

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; аварийно-спасательной машины; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор и др.); предметные картинки, отражающие изменения, произошедшие в условиях исторического развития формы спасателя, аварийно-спасательной техники, первичных средств пожаротушения

формат бумаги А-4, А-5; ½ А-5

Печатная продукция

плакаты, буклеты

плакаты, буклеты, фотоальбомы

сюжет плакатов должен быть доступен для восприятия детей в соответствии с возрастными особенностями

Настольно-дидактические игры

плоскостные разрезные картинки (из 3-4 частей), лото, пазлы, кубики

6-8 шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

8 и более шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

к разрезным деталям должно прилагаться целостное изображение предмета или сюжета, инструкция, содержащая название игры, игровые задачи, перечень оборудования, ход игры, указания относительно возраста детей, для которых предназначена игра. При изготовлении настольно-дидактических игр по принципу лото не следует перегружать игровое поле большим количеством картинок. Изображения должны быть четко прорисованы, иметь одинаковый размер, стиль изображения

Фланелеграф (магнитная доска), набор плоскостных фигурок для моделирования пожароопасной ситуации

При размещении в уголке следует обеспечить безопасные условия для самостоятельной игровой деятельности воспитанников, предусмотреть возможность для свободного доступа детей

Игрушечный телефон

с номерами

101, 102, 103 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции в форме; транспортного средства для их передвижения

с номерами

101, 102, 103, 104 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции и др. в форме; транспортного средства для их передвижения

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

игровые атрибуты : форма сотрудника МЧС (для 2 детей); игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители); игрушечный телефон; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.)

игровые атрибуты: форма сотрудника МЧС (для 3-4 детей), игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители), игрушечный телефон, игрушечный пожарный щит с первичными средствами пожаротушения, чемодан с атрибутами для оказания сотрудниками МЧС первой медицинской помощи; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.); пульт управления МЧС (игрушечный компьютер, карта города, рация)

Макет «Служба МЧС» для организации режиссерской игры: состоит из основания прямоугольной формы с нанесенной разметкой дорог

Рекомендуемые размеры: ширина - 50 см, длина - 100 см. Данные размеры делают макет мобильным, позволяют детям самостоятельно переносить его, обеспечивают доступность одновременной игры 2-6 детей. В наличии должны быть макеты жилых зданий, здания службы МЧС, фигурки спасателей, аварийно-спасательная техника (машина, вертолет, городской транспорт и др.), при подборе (изготовлении) которых следует предусмотреть их соразмерность по отношению друг к другу

Подборка тематических детских работ: рисунки, аппликации, поделки и др.



Просмотров