Пожарная конница. Казаков призвали в добровольные дружины

Конь много веков был верным спутником человека и люди знали о его образе жизни до мелочей. Сейчас не всем предоставляется возможность понаблюдать за грациозным животным, что создает множество мифов. Например, некоторые уверены, что животные спят стоя. Однако в действительности процесс полноценного отдыха лошади происходит иначе.

Дремота на ногах

Кому предоставлялась возможность хоть немного понаблюдать за грациозными животными, могли видеть стоячую лошадь в спящем состоянии. Веки животного были прикрыты, поясница прогнулась, а ноги устойчиво располагались параллельно друг другу. Голова и хвост расслаблены, уши тоже. Само собой возникает вопрос: действительно ли кони так спят?

На самом деле, в подобном состоянии лошадь дремлет, то есть мозг и мышцы полностью не расслабляются и в любой момент готовы к действию. Сложилось такое поведение на генетическом уровне с тех времен, когда дикому табуну постоянно угрожали хищники.

Чтобы подняться из положения лежа, коню придется затратить достаточно драгоценного времени. Стоя же скакун, как говорится, «всегда готов». Отсюда вывод, что отдыхают лошади и будучи на ногах, но это состояние не назовешь полноценным сном, а дремотой.

Внимание! Главенствующие особи в табунах постоянно наблюдают за безопасностью. Кроме того, сильнейшему жеребцу приходится следить, чтобы соперники не покрывали кобылиц. В результате такие кони полностью не отдыхают по нескольку лет.

С точки зрения науки

С точки зрения физиологии животного, выделяют несколько состояний:

  • полудремота;
  • дремота;
  • глубокий сон.

После рассмотрения каждого из состояний их легко отличить друг от друга. Большую часть свободного времени лошадь проводит в полудреме. Это состояние не дает возможность полностью отключиться. Назойливая муха будет согнана хвостом, а при малейшем подозрительном шуме откроются глаза. Подобный «чуткий» сон наблюдается у лошадей в упряжке, в стойле или на пастбище.

Описывают полудремлющую лошадь так:

  1. Шея вытянута горизонтально, веки опущены, уши расслаблены.
  2. Нижняя губа отвисает.
  3. Упор на передние конечности. Задняя нога расположена под углом, а вторая упирается в зацеп копыта.
  4. Круп приопущен.

В таком состоянии, оставаясь на ногах, скакун расслабляет мышцы и отдыхает при неспокойной обстановке. Возможно это благодаря особой анатомии конечностей – суставы фиксируются без активного напряжения мышц.

Следующая стадия – дремота. Ее считают настоящим, хотя и достаточно поверхностным сном. Чтобы так отдохнуть лошадь опускается землю и принимает позу «на корточках». Выглядит дремлющий конь так:

  1. Голова приподнята или лежит на земле.
  2. Все 4 ноги согнуты и находятся под туловищем.

В таком состоянии лошадь полностью не отключается и продолжает реагировать на раздражители вздрагиванием и подергиванием ушей.

Внимание! Кони быстро выходят из состояния полудремы. В случае тревоги животное вытягивает передние ноги и сразу поднимается.

Полное расслабление

Чтобы понять в какой позе лошадь погружается в полноценный сон нужно хотя бы один день понаблюдать за жеребятами. Малыши чувствуют себя в полной безопасности рядом с мамой, поэтому спят в любое время. Находясь в фазе глубокого сна лошадь выглядит так:

  • Животное лежит на боку.
  • Задние ноги вытянуты вдоль.
  • Передние конечности согнуты.
  • Спят лошади в такой позе крепко. Считается, что в этот период животное очень уязвимо, так как для полного пробуждения требуется некоторое время. Глубокий сон характеризуется ровным и шумным дыханием. Иногда возле конюшни слышен храп. Глазные яблоки и конечности могут двигаться. Последнее позволило ученым предположить, что грациозные животные видят сны.

    Внимание! В положении лежа на боку лошадь может находиться не более 4 часов. Если увеличить время до 6 часов у животного развивается отек легких. Причиной тому считаются большой вес и анатомические особенности.

    Расслабление у скакунов наступает с ощущением полной безопасности. Например, в табуне есть надежда на сородичей, а в конюшне – на хозяев. Несколько часов в сутки им вполне хватает чтобы восстановить силы и снова быть готовыми к действию.

    Вопрос как спят лошади интересует животноводов, планирующих заводить этих благородных животных. Главное – обеспечить питомцам ощущение безопасности и тогда отдых будет полноценным.

    Как спит конь: видео

    Ну и загнула с названием? :-) А если напишу, что речь пойдет о конной пожарной охране? Стало сразу интереснее вдвойне? :-) Тогда продолжаю...

    Первое упоминание о пожарных командах можно отнести к 1722 году, когда при Адмиралтействе, после ряда крупных пожаров на флоте, Пётр I предпринял первую попытку создания некой постоянной пожарной организации.

    На вооружении таких команд на кораблях находились заливные трубы, крюки, вёдра и топоры. Идея себя оправдала, ведь количество пожаров на флоте сократилось в разы, а те, что и случались, не приводили к серьёзным потерям, поскольку их удавалось вовремя устранить.

    В 1747 году было решено оснастить пожарным инвентарём все правительственные учреждения, а в 1850-х годах во всех городах страны были принято положение «о составе пожарных частей в городах», позволившее упорядочить как саму организационную структуру пожарной охраны, так и выработать нормы её обеспечения.

    Параллельно с этим принимается и первый пожарный устав, в котором чётко оговорен порядок расположения пожарных частей в городах, изложены меры предосторожности от пожаров, а также наказания за нарушения правил пожарной безопасности.

    Количество пожарных команд формировалось исходя из принципа - по команде на каждые 2 тыс. горожан.
    Каждой пожарной команде полагалось иметь:


    • 2 повозки для доставки заливных труб;

    • 7 лошадей;

    • 2 линейки для перевозки пожарной команды;

    • 2 повозки для перевозки багров, лестниц, топоров, ломов, лопат, багров и крюков и прочего инвентаря.


    Конечно, в наше время никаких пожарных лошадей нет, да и автомобили уже не просто перевозят заливные трубы и противопожарный инвентарь, а способны выполнять тушение пожара при минимальном участии человека. Но это сейчас. Раньше же было наоборот, пожарные гордились своими лошадьми, ведь они в пожарных частях были действительно лучшими из лучших, а на столичных пожарных лошадей с восторгом засматривались и на шумной Тверской, и на базарной Мясницкой, и на аристократической Арбатской.

    Кроме того, во всех пожарных частях пожарные располагались на втором этаже, а лошади на первом, но для последних строили специальные широкие лестницы, а не привычные винтовые как в остальной Европе. Такие лестницы позволяли лошадям подниматься наверх самостоятельно во время очень холодных зимних ночей или просто разделить с пожарными вкусный ужин или дружескую беседу. :-)

    До смеха поразил ответ знатоков в одной из передач «Что? Где? Когда?», когда на вопрос о назначении таких лестниц команда знатоков ответила, что к штанам пожарных было пришито седло заранее, чтобы молниеносно выезжать на пожар, поэтому лестница для подъёма на второй этаж нужна была шире и т.д., ведь приходилось подниматься в раскоряку.

    Я как представлю себе пожарных, бегающих с брандспойтами по крышам домов в раскоряку, то хочется смеяться и плакать одновременно. Браво «знатоки»!))

    Пожарные лошади отбирались для столицы на лучших воронежских и тамбовских конных заводах и распределялись по всем 17 пожарным частям Москвы того времени. Проверки состояния пожарных частей всегда начинались с осмотра лошадей. Если лошади вычищены и бодрые, то в команде своё дело знают и проверку можно на этом и заканчивать. Но, если не по-должному с лошадями... в разнос пойдут все.

    Каждая часть была укомплектована лошадьми (преимущественно битюгами) «своей» масти. Например, Тверская команда на жёлто-пегих, Якиманская — серая в яблоках, гнедые на Арбате, Городская — белые как снег, а соловые красавцы с Хамовнической.

    Такую «схему» предложил тогдашний московский полицмейстер Огарев совершенно не случайно. Если по внезапной проверке пожарной части удавалось вести должный контроль за её состоянием, то отследить качество пожарных при непосредственной их работе можно было только ссылаясь на общественное мнение. А народ имён-то не знает, фамилий тем более, а вот цвет лошадей в команде всегда запомнит. «Ох, уж эти чалые с Таганки! Лошади успеют, а команда на «тьфу»... возятся на месте как сонные мухи» — поговаривали горожане. А Огарев затем принимал меры.
    И среди самих частей азарт появлялся быть первыми, лучшими и образцовыми.

    Ну, а обязанностей у пожарных того времени было куда больше, чем у сегодняшних, да и работа в разы тяжелее. Кроме борьбы с огнём, пожарные и их лошади вытаскивали рабочих из глубоких колодцев, отравленных газом шахт и подвалов, развозили раненых по больницам, были санитарами и даже работали в театрах статистами. Со всем перечисленным вроде бы ясно, никаких МЧС и «скорой помощи» в то время не было, вот и тянули пожарные эту ношу целиком на себе. Но вот второстепенные роли в театре?..

    Да, и в театре тоже! Тогдашнее начальство имело возможность распоряжаться пожарными по своему усмотрению при временном отсутствии городских нужд и ситуаций. И редко какое начальство, имея такие уникальные гибкие возможности, не начнёт злоупотреблять ими. Вот и распоряжались пожарными будто крепостными. То на квартирах начальников работы выполнять, то картошку выкапывать, то и вовсе в съём как чернорабочих сдавали.

    Так вот, в Петровском парке тогда располагалось два театра. Первый театр был расположен по оси Дворцовой аллеи и носил название летний Деревянный театр, а второй находился в противоположном конце парка и назывался Немецким клубом. По выходным дням в этих театрах почти параллельно шли какие-то спектакли, пьесы, постановки. В одно из воскресений в деревянный театр встречал гостей постановкой по роману Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», а Немецкий предлагал что-то апокалиптическое с чертями и демонами. Народ занял все места, ведь «хижина» была одним из самых популярных произведений в то время, а постановки о «концах» света так волновали «охающую» набожную массу, что Немецкий дом тоже пустовать не собирался.

    Артисты в гриме произносят первые диалоги, пожарные Деревянного ждут своего выхода за кулисами в полосатых куртках, вымазанные сажей под негров, а у Немецкого дома затаилась вторая группа, переодетая в чертей, демонов и бесов. Ну а сами брандмейстеры и начальники пожарных частей удобно уселись на почётных местах зрительных залов.

    И всё бы хорошо... Вдруг в театр врывается верховой и заявляет, что на Никольской сильнейший пожар! Командование молниеносно и не задумываясь отправляет всех «негров» и «чертей» тушить разбушевавшееся пламя.

    И понеслись пожарные по Тверской... Впереди на лихом коне мчится чёрный дьявол с красным факелом, «освещая дорогу» мелким чёрным «бесам» подпрыгивающим в повозке, за ними на дрогах красные черти с неграми вперемешку... Горожане по углам лезут, крестятся, паникуют!

    А на Ильинке красные и чёрные черти с трезубцами уже во всю по крышам бегают, а народ бежит в рассыпную с криками: «Бесы в огне ликуют! Гибель пришла общая!»

    Пожар-то потушили... но Москва ещё неделю только об этом и говорила, до тех пор пока самые набожные окончательно не успокоились со своими «концами света». А за московскими пожарными после этого случая в народе закрепилось прозвище «черти». :-)

    Но и сегодня некоторые москвичи и гости столицы тоже не перестают удивлять, называя пожарных пожарниками. :-) Здесь тоже своя весьма интересная история. Бывали случаи, что в Москву с регионов приезжали крестьяне для сбора пожертвований на восстановление своего сгоревшего села или деревни. Такие погорельцы имели при себе удостоверения с гербовыми печатями и написанные особыми чернилами, гарантирующими правду случившегося. Обычно сердобольные москвичи, на себе познавшие участь пожаров, всегда жертвовали кто сколько может при этом никаких удостоверений для проверки не спрашивали. Ушлые «предприниматели» быстро поставили на этом бизнес, подобно сегодняшним «на корм бедным животным» в метрополитене или «не на что уехать домой» на вокзальных площадях. Особенно хороши были в этом плане попрошайки из поселений располагавшихся на территориях современного Можайска. Говорят, что ездили в столицу целыми деревнями прикидываясь погорельцами. Чтобы отличать настоящих погорельцев от мошенников и попрошаек, последних стали называть «пожарниками». А уездной полиции разрешили наказывать таких мошенников особо жестоко.

    В течение многих десятилетий конный пожарный обоз являлся основной силой российской профессиональной пожарной охраны и пожарных добровольцев. Когда в крупных городах к месту пожара неслись конные обозы, улицы и площади наполнялись тревожным стуком сверкающих подков, звоном бубенчиков, храпом взмыленных лошадей, воплями фурманов. Впереди лихо скакал верховой (скачок), голосом или звуком сигнальной трубы обязывая жителей освободить дорогу. За ним летела запряженная парой великолепных рысаков открытая пролетка усатого брандмайора с кучером на высоких козлах. Следом четверка лошадей несла будто по воздуху тяжелую линейку, команду рослых топорников вместе с брандмейстером части.

    А дальше, закусив удила, роняя на мостовую белые хлопья пены, могучие кони в сверкающих сбруях мчали многочисленные хода пожарного обоза: трубный — с пожарными трубами и рукавами, багровый — с баграми и лестницами, бочечный — с бочками с водой. Обыватели, услышав звук сигнальной трубы, цоканье подков и лошадиное ржанье, бросались к окнам или опрометью устремлялись на улицу — чтобы увидеть все это.

    Первач, Физик и Отелло

    В 1866 г. в 17 пожарных частях Московской команды имелась 451 лошадь. Каждый брандмейстер (начальник) вел «Ведомость о состоянии казенных подъемных лошадей», к ней прилагалась «Опись подъемным лошадям». Подписывались документы им, а заверялись брандмайором (начальником команды). В описи указывались: инвентарный номер каждой лошади, кличка и приметы, возраст, время зачисления (покупки), мера (размер в аршинах и вершках), а также особые приметы.

    Так, при принятии имущества новым брандмайором подполковником Потехиным в «Описи подъемным лошадям» Городской части появилась следующая запись: «Лентяй» — мерин гнедой, во лбу звездочка, между ноздрей и верхней губой кровоточина, левая задняя половина бела, задние обе ноги впереди по бабку от зада выше бабки белы, на шее с правой стороны и по спине с обеих сторон маленькие подпарины. Возраст — шесть лет от роду. Мера — 2 аршина (аршин — 71,12 см) и 31/2 вершка (вершок — 4,45 см). Время зачисления — 10 октября 1863 года. Особые приметы — по старости лет не выбегает на пожаре».

    В каждой ПЧ лошади подбирались определенной масти: в Городской, Пресненской, Мещанской и в Пожарном Депо — гнедые;

    в Тверской — гнедо-пегие; в Басманной — темно-гнедые и караковые; в Мясницкой и Рогожской — рыжие; в Сущевской и Яузской — вороные; в Пятницкой — вороно-пегие; в Якиманской — вороно-чалые; в Арбатской — буланые; в Хамовнической — саловые, в Серпуховской — в яблоках, в Сретенской — бурые.

    В Пятницкой пожарной части имелся в тот период единственный паровой насос. Поэтому из 27 лошадей «под паровой машиной ходили» сразу 8 меринов — Бакус, Оратор, Ремень, Работник, Табор, Хозяин, Хорек и Хан.

    Среди животных не было двух с одинаковыми кличками: когда к месту тушения пожара прибывает несколько частей, лошадь должна слушаться лишь своего фурмана (кучера).

    Клички отличались оригинальностью: Флакон, Фараон, Пирожник, Ходок, Хрусталь, Укроп, Павлин, Партизан, Плинтус, Туалет, Упырь, Эскулап, Недоросль, Покупатель, Оратор, Окулист и т. п. В Якиманской ПЧ жеребца «чалого с гривой на правою сторону, без примет, шести лет от роду» звали… Отелло. Остается загадкой, кто придумывал эти довольно странные имена? Брандмайор, брандмейстер или нижние чины пожарных частей? Интересно, что в 1866 г. в Арбатской ПЧ клички носили «алкогольный» подтекст: Хмель, Самогон и Первач. И не случайно. Документы свидетельствуют, что нижние чины этой части, злоупотребляя зельем, часто наказывались розгами за «пьянство, буйство и за драку с дежурным пожарным служителем», «неисправимо дурное поведение и оскорбление на словах брандмейстера», а также арестом с содержанием «на хлебе и воде за побег из службы и растрату».

    Рысистый «грузовик»

    В 1900 г. пожарный обоз Северной столицы с технической стороны представлял собой удручающий вид — громоздкий и малопригодный. Большинство огнегасительных инструментов и пожарных труб были изготовлены еще в 60-х годах прошлого века. Зато лошади поражали красотой и ухоженностью. Всего в команде их насчитывалось 455. Для сравнения, в пожарной команде Берлина имелось всего 270 коней. В других крупных городах Европы их было еще меньше. Это объяснялось тем, что в С.-Петербурге около 200 лошадей были заняты подвозом воды на пожарах в бочках. Причина — отсутствие необходимого напора в городском водопроводе, неприспособленного для тушения: вплоть до 1899 г. водопровод здесь использовался лишь для наполнения бочек водой. В редких случаях — для забора воды непосредственно пожарными трубами (насосами ручными или паровыми).

    В Европе лошадей для пожарных повозок подбирали с особой тщательностью: требовалась большая сила, высокий рост (до 6 вершков) и спокойный темперамент. Благодаря этому даже самые тяжелые повозки, например механические лестницы и паровые машины (насосы), вывозились лишь парой лошадей.

    В России при оснащении пожарного обоза приходилось принимать во внимание плохое состояние мостовых, отдаленность районов выездов и потребность быстрого передвижения, поэтому было важно не перегружать повозки. Норма нагрузки на лошадь пожарной команды принималась равной артиллерийской — не более 55-60 пудов (пуд — 16 кг). В результате вес линейки на четверку лошадей составлял 204 пуда (51 пуд на каждую), паровая машина около 160 пудов — на тройку (по 53 пуда на лошадь) и т. д.

    За границей в большинстве своем использовались мерины, в то время как в российских командах — преимущественно красивые и видные, но и более беспокойные, жеребцы. Это приводило к необходимости содержать на конюшне постоянного дежурного, а на пожаре требовалось большее число кучеров (в то время как в берлинской команде один кучер держал 8 отпряжных лошадей).

    Поэтому основным требованием при комплектовании российских пожарных команд лошадьми также стали не красота и «горячий» вид животных, а спокойный нрав, сила и выносливость.

    В 1912 г. журнал «Голос пожарного» (№ 10) по этому поводу сообщил, что «сорт лошадей Петербургской команды в настоящее время — легкий рысистый «грузовик», так как заменить этих лошадей тяжеловозами представляется невозможным за отсутствием у них должного хода».

    Ежегодно в Петербургской пожарной команде обновлялось около 15% конского состава. Покупали лошадей в Воронежской губернии за счет городской казны. Стоимость коня составляла 250 рублей, включая расходы по перевозке.

    Княжеские советы

    В 1890 г. в С.-Петербурге в типографии А. Якобсона издана книга «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы». Автор — председатель ИРПО князь Александр Дмитриевич Львов, обращаясь к читателям, делился своими наблюдениями: «Покупка лошади и правильный уход за нею — задача нелегкая, которая может быть выполнена только при известных познаниях и опытности.

    При определении возраста лошади самое важное значение имеют резцы. Так как лошадь может быть годна к пожарной службе только в возрасте от 4 до 12 лет, то следует остановиться на тех признаках, которые служат для определения этого возраста.

    Приучать лошадей к огню и дыму нужно постепенно. Сначала приучают к факелам, потом, сжигая пуки соломы, подводят лошадь под уздцы к пламени, не забывая при этом ее постоянно ободрять. Когда лошадь освоится с огнем, можно обучать ее к неожиданному появлению пламени, поджигая вблизи ее солому или старое негодное сено.

    Приучая лошадей к упряжи, не следует молодую лошадь сразу впрягать в тяжелые экипажи (хода), а нужно постепенно увеличивать ей нагрузки. Очень полезно молодую неопытную лошадь впрягать в одно дышло со старой, более смелой и опытной.

    Для того чтобы лошадь долгое время сохраняла свои силы и способность к труду, необходимо равномерное распределение движения и покоя, труда и отдыха. Поэтому на всякую работу лошадь употреблять до известной степени усталости, но не полного истощения сил.

    Не следует разгоряченную или вспотевшую лошадь поить или кормить, купать, так как это влечет за собой опасные болезни.

    В случае необходимости напоить лошадь слишком холодной водой или напоить ее раньше срока, необходимо бросить на воду клок сена или соломы. Эта мера заставит лошадь пить малыми глотками.В сухое жаркое лето смазывание копыт салом приносит значительную пользу, особенно во время частых пожаров: пропитанный жиром рог приобретает большую упругость и предохраняет от высыхания и растрескивания.

    Попоны (покрывала) берутся на пожар только зимой».

    Не бить вообще

    «Инструкция для Варшавской пожарной команды», изданная в 1896 г., определяла обязанности должностных лиц. Например, кучера должны: «На пожарах выпряженных лошадей от труб или верховых к линейкам и багровому ходу отнюдь не привязывать. Вконюшнях не курить и даже не носить туда с собой трубок или папирос. Лошадей не бить вообще, особенно же при чистке, чем бы то ни было».

    В 1899 г. по распоряжению градоначальника Северной столицы генерал-майора Н.В. Клейгельса разработана «Инструкция для С.-Петербургской пожарной команды». На 287 страницах издания, дополненных многочисленными образцами распорядительных документов, нашлось место и «Правилам управления лошадьми для кучеров пожарной команды и порядок обучения сих последних». В частности, ими было определено: «Из числа служителей пожарной команды, для исполнения обязанностей кучеров, назначаются по возможности, любители лошадей». Раздел «Уход за лошадьми с дурными привычками» обязывал:

    «Намордник одевать тем лошадям, которые слишком много едят подстилку, не обращая внимания на ее качество, или кусаются во время чистки.

    Встречаются лошади, которые не дают дотрагиваться до головы или вследствие дурного обращения с ними, или вследствие ушибов.

    С такими лошадьми служители должны обращаться как можно осторожнее, чтобы не быть или укушенными, или не получить удара.

    Многие лошади бьют задом; некоторые из них вследствие злого характера, другие по привычке… Кучера должны осторожно подходить и не иначе как сбоку.

    Некоторые из лошадей имеют привычку прикусывать. За такими лошадьми дневальные по конюшне должны особенно следить, и, как только лошадь начинает прикусывать, нужно окликнуть ее».

    «Дядюшка» из Одессы

    В дореволюционной России брандмейстер Александровской части Спиридон Фомич Бицилли был известен далеко за пределами родной Одессы как редкий знаток лошадей. Это увлечение привлекло его и к пожарному делу. В 1886 г. он поступил волонтером в Одесскую пожарную команду. Вскоре о нем заговорили как о фанатике-пожарном. Когда не было пожаров, Бицилли все время проводил в конюшне, ночью спал на жесткой скамье пожарной линейки — чтобы быть готовым следовать на пожар. И в том же году его назначили на должность брандмей-стера. В 1903 г. он награжден медалью «За спасение погибавших». Принял активное участие в организации Одесского вольного пожарного общества. В Гражданскую войну, благодаря находчивости и мужеству брандмайора, был спасен пожарный обоз. В1923 г. Спиридон Фомич вышел на пенсию. К тому времени стаж его службы составил 37 лет. Умер он 17 февраля 1926 года. В некрологе отмечалось: «Покойный снискал к себе уважение как со стороны администрации, так и со стороны рабочих, которые с большой любовью к нему относились, называя его «пожарный дядюшка».

    Не потерпим оппортунизма

    В годы Гражданской войны из-за недостатка лошадей российский пожарный попытался пересесть на коня железного — автомобиль. Вот уж поистине не было бы счастья, так несчастье помогло!

    Первые отечественные машины только начинали разрабатываться, и подавляющая часть пожарно-технического вооружения комплектовалась на автомобилях таких фирм, как «Магирус», «Фиат», «Паккард», «Форд» и др. Благо, что почти в каждой пожарной части были умельцы. Они и собирали из груды металла «линейку» — ход для перевозки огнеборцев.

    Пересев на автомобиль, пожарный не забыл о своей лошадке. 19-24 марта 1934 г. в Москве на Всероссийском пожарно-техническом совещании начальником ЦУПО (Центральное управление пожарной охраны) тов. Гальперном было сказано: «Уход за конем, сохранение коня — важнейшая задача пожарных организаций, в которых конные хода являются основным видом вооружения, и мы предупреждаем работников, что если не будут приняты все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить коня фуражом, мы будем расценивать это как оппортунистическое отношение к делу пожарной охраны…»

    Сбережение коней оставалось обязанностью пожарной охраны еще длительное время: конные ходы просуществовали в СССР до 50-х годов.

    В начале XIX века коренным образом меняется подход к организации деятельности и развитию пожарного дела в стране. Анализ состояния пожарной охраны того времени показал, что привлекать для тушения пожаров население абсолютно нецелесообразно. В связи с чем, руководство страны принимает решение о создании пожарных команд во всех городах империи. Чтобы принять такое решение потребовалось провести большую работу…

    В ноябре 1802 года на должность брандмайора Санкт-Петербурга городские власти пригласили кадрового офицера Домрачева. Пожарная летопись не сохранила его имя и биографию, но зато достаточно полно запечатлела деяния на пользу Отечества…

    Городская команда состояла из 11 пожарных частей, размещавшихся при полицейских съезжих домах: 1, 2, 3, 4-я Адмиралтейские, Московская, Каретная, Литейная, Рождественская, Васильевская, Петербургская и Выборгская. Каждая часть имела в своих штатах 48 пожарных, 10-12 фурманов (кучеров), 17-20 лошадей. Любопытно, что лошади для частей подбирались по масти: в первой части – вороные, во второй – буланые, в третьей – белые, в четвертой – серые в яблоко… Запряжка их была «дуговая с пристяжками». Снаряжение по нашим временам было более чем скромным:

    • пожарные трубы;
    • короткие ;
    • несколько медных брандспойтов;
    • бочки с водой, а остальное – ведра;
    • лопаты;
    • веревки;
    • багры;
    • топоры.

    Но уже в эти годы сложилась четкая структура команды, состоявшей из отрядов водоснабжения, трубного, охранительного и др.

    Для нижних чинов команды заведена была особая форма. Рядовые пожарные носили камзол и панталоны из серого сукна, короткие кожаные сапоги черного цвета, шапку фуражную (летнюю и зимнюю), а для стояния у будок – картуз кожаный с лакированным козырьком, украшенным латунными бляшками. Над козырьком картуза крепилась овальная металлическая бляха с вычеканенным гербом города и нанесенной вокруг него надписью – названием части. Для выезда на пожары выдавалась спецодежда: пожарным – шинель из парусины, кожаный ремень с металлической пряжкой и рукавицы, а зимой – полушубок овчинный и теплые варежки в рукавицы, фурманам – суконные кафтаны и епанча поверх них.

    Кроме этого, во время работы на пожаре применялись суконные перчатки и рубашки, пропитанные огнестойким составом. «Несгораемые рубахи» надевались поверх «обыкновенной» одежды.

    Пожарные каждой части размещались в казармах. Здесь же они и жили. Порядок службы брандмайор установил близкий ему – воинский. Рабочий день начинался в 5-6 ч утра и длился 15-16 ч. После подъема пожарные становились на молитву. Затем чистили лошадей, давали им корм, производили уборку помещений, заметали улицу перед съезжим домом, чистили обоз. После завтрака начинались занятия, различные хозяйственные работы.

    Два раза в неделю брандмейстер объявлял части «фальшивые» (учебные) тревоги − иногда днем, а иногда ночью.

    Хотя служба была односменной, фактически она как бы подразделялась на две смены: 25 человек вместе с помощником брандмейстера должны были быть готовыми к выезду на пожар с получением первого сигнала, а остальные состояли в резерве для выезда, если в этом возникала необходимость. Пожарные поочередно несли круглосуточно постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне, у пожарных инструментов в трубной, под навесом и т.д.

    Брандмайор разработал оригинальную систему . Наблюдали за городом двое часовых, дежуривших на каланчах пожарных частей и сменявшихся каждые два часа, а в зимнее время – через час. Один из часовых должен был смотреть на каланчу дома обер-полицмейстера, а другой - «на весь город вообще и особенно на свою часть» . Если на каланче дома обер-полицмейстера вывешивали флаг или фонарь, такой же флаг или фонарь вывешивали и в каждой части.

    Система оповещения и вызова пожарных частей на пожар была отработана и для условий плохой видимости: при снежной погоде и туманах. В таких случаях в дом обер-полицмейстера, т.е. к месту расположения дежурного брандмейстера, от каждой части направляли верхом по одному пожарному. Получив от дежурного брандмейстера сообщение о пожаре, верховой выезжал в свою часть, чтобы сообщить, где возник пожар.

    Выезжали на пожар в определенном порядке. Впереди команды верхом на коне скакал брандмейстер. За ним следовал пожарный обоз (на летних или зимних повозках, в зависимости от времени года) в следующем составе: средняя заливная труба с двумя пожарными служителями; три бочки или чана, при каждой по два человека; линейка с пожарными служителями и ручными инструментами; повозка с лестницами и баграми, в которой выезжал брандмейстерский помощник.

    При отсутствии средств связи в районе выезда каждой части предусматривалось сборное место, куда должны были съезжаться обозы остальных пожарных частей и откуда они направлялись по конкретному адресу.

    Сборные места в каждой части выбирали на площадях и, по-видимому, с учетом расположения важных зданий. По прибытии на пожар лошади из-под трубы, линейки и багрового хода отпрягались и отправлялись в часть за запасными трубами (большими и малыми) и другими огнегасительными инструментами.

    Домрачев боролся за дисциплину, за культуру , за новейшее вооружение, за использование всего ценного, что имелось в пожарной практике других стран, иными словами, он стремился, чтобы Санкт-Петербургская пожарная команда была боеспособной.

    Брандмайор, хотя и состоял при обер-полицмейстере, большую часть своего рабочего времени проводил в пожарных частях. Он каждый день объезжал по крайней мере две, а в течение недели – непременно все части. Когда брандмайорский экипаж, запряженный парой лошадей, подъезжал к съезжему дому, пожарная часть по звону колокольчика выбегала из казармы и демонстрировала свою боеготовность. Если брандмайор замечал медлительность или беспорядок, то заставлял повторить все сначала. После этого он осматривал конюшню, огнегасительные инструменты в трубной и под навесом, сигналы на каланче, а также «хорошую ли и питательную ли они имеют пищу».

    Для проверки готовности всех пожарных частей города два раза в год назначались «генеральные смотры» пожарному обозу и команде: первый раз – когда обоз переводили с летнего хода на зимний, а второй – с зимнего на летний.

    Методично и последовательно брандмайор Домрачев объединяет вокруг пожарной охраны лучших изобретателей и умельцев. Механические оригинальных конструкций создали механик Кирилл Соболев и архитектор Гесте, разнообразные и столь необходимые инструменты, приспособления и принадлежности изготавливали своими руками мастеровые-пожарные в специально устроенных мастерских, получивших название «пожарное депо». Изготовлением пожарного инвентаря занимались как казенные мастера, так и вольнонаемные рабочие. Губернские города присылали в депо по три способных человека для обучения, «…а буде возможно, – говорилось в специальном циркуляре, – и слесарей, кузнецов».

    Петербургское «пожарное депо» под началом брандмайора Домрачева умножило техническую вооруженность своей команды и оказало большую помощь губерниям северо-западной части России. Только за 15 лет было изготовлено и разослано по многим городам на 215 тыс. руб. различного инструмента, обучено и подготовлено 83 специалиста.

    Брандмайор внимательно следит за разработками ученых в области борьбы с пожарами и все, что, по его разумению, возможно было осуществить на практике, берет на вооружение пожарной команды. Так, новый метод , разработанный талантливым русским ученым-самоучкой С.П. Власовым в 1815 году (как предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему телу, применять щелочные растворы для тушения пожаров), получает отражение в «Практическом наставлении для брандмейстеров».

    Вот один эпизод из боевой работы брандмайора Домрачева, который пожарная летопись сохранила для нас.

    Вскоре после полуночи, в начале 1-го часа ночи, в нескольких окнах театра, до того момента погруженных во мрак, со стороны сцены показался свет, после чего из-под крыши и через отверстие громадной вытяжной трубы, возвышавшейся над серединою зрительного зала театра, повалил густой дым… Дым все увеличивался и был замечен часовым с каланчи ближайшей II Адмиралтейской части. На ее каланче выкинули тревожный сигнал два белых фонаря, после чего часть по тревоге отправилась на пожар. Вслед за нею по сигналам пожарного оптического телеграфа, передаваемым каланчами одна другой, на сборный пункт на Театральную площадь стали съезжаться команды остальных городских частей…

    Театр горел ужасно, страшное зарево освещало все улицы Петербурга. С самого начала пожара было для всех очевидно, что спасти горевший театр уже нельзя…

    Раньше других это осознал брандмайор. Поэтому он с первого момента, когда еще пожарные части только прибывали к месту сбора, сосредоточивал все их силы «на отстаивание загоревшихся домов по проезду сзади театра, между Торговой и Офицерской улицами. Во льду Екатерининского канала были пробиты проруби, из которых работали 11 ручных пожарных машин. Воду качали солдаты вызванных на пожар трех батальонов Павловского, Измайловского и Преображенского полков» .

    Наступление на огонь не прекращалось ни на миг. К началу 4-го часа ночи брандмайор начал последнюю атаку на огонь внутри горящего театра, которая и решила исход ночного сражения.

    Современники не раз отмечали, что с созданием профессиональной в городе число крупных пожаров резко сократилось. Заслугу в этом брандмайора Домрачева трудно переоценить. Он стал первым и настоящим «хозяином огня» не только по должности, но и по призванию. В 1827 году, отдав пожарной службе 24 года, полковник Домрачев ушел в отставку, оставив о себе добрую память, которая живет и в наши дни.

    Российская газета от 7 августа 2008г.
    В Аксайском юрте Черкасского округа Всевеликого войска донского появилась первая в России внештатная противопожарная казачья дружина. Уже в конце этого месяца новоявленные огнеборцы должны получить лицензию и приступить к своим обязанностям.

    Президент сказал "любо"

    Несмотря на ранний час, возле аксайской пожарной части царит оживление. 13 мужчин в камуфляже окружили пожарную машину и что-то скрупулезно записывают в свои тетради за сотрудником отряда государственной противопожарной службы. Это проходит практическое занятие в казачьей дружине. Вечером, после работы, все ученики соберутся снова, на этот раз в помещении казачьего штаба - чтобы подкрепить практические навыки теоретическими знаниями. Волгодонской учебный пожарный центр МЧС пошел аксайчанам навстречу и откомандировал сюда своего преподавателя, чтобы слушатели могли пройти курс без отрыва от дома и производства.

    В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, недавно подписанной президентом страны, среди прочих видов службы, к которой рекомендуется привлекать казаков, есть и обеспечение пожарной безопасности, - рассказывает начальник штаба Аксайского казачьего юрта Иван Василенков. - Идея создать подобную дружину давно витала в воздухе, поскольку район у нас экономически активный, сельскохозяйственный, и угроза пожаров велика. Выступление президента России послужило импульсом для принятия нами конкретных шагов. К нам в район приезжали начальник ГУ МЧС по Ростовской области, заместитель Департамента пожарного надзора РФ, главный пожарный района - и все они сошлись во мнении, что такая дружина необходима. Каким образом будет финансироваться наша работа - пока неясно, положение о казачьей пожарной дружине и соответствующее постановление главы районной администрации будет принято в самое ближайшее время.

    Хорошо забытое старое

    У аксайских казаков уже есть опыт добровольной работы на благо общества. Здесь создана дружина по охране общественного порядка из 40 человек. Впрочем, среди будущих пожарных также немало тех, кто "прошел огонь и воду". Михаил Бандурин работал водителем пожарной машины, а Алексей Бархота и Андрей Устинюк - пожарными.

    Есть у нас и казаки из числа добровольцев пожарных дружин, которые в советские времена создавались на предприятиях, - рассказывает аксайский атаман Сергей Марков. - В их обязанности входило осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима, проведение разъяснительной работы среди сотрудников, надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения. Дружинникам полагался бесплатный комплект спецодежды и сапоги, а также дополнительный отпуск до шести дней в году. За время их участия в ликвидации пожара или аварии в рабочее время им продолжали платить зарплату, особо отличившихся награждали ценными подарками, грамотами и премиями. Одним словом, мы не изобретаем велосипед, а возрождаем старые традиции.

    Первый пожарный казачий пост планируется создать в станице Старочерскасской.

    Нам обещают выделить пожарную технику, оборудование, - продолжает Василенков. - Первую пожарную машину мы уже получили. В самом конце августа, на большом всероссийском учебно-методическом сборе пожарных планируется вручить нам государственную лицензию на оказание данной услуги. Мы, в свою очередь, хотим удивить гостей конным противопожарным патрулем. Одно время конный взвод существовал при казачьей дружине по охране общественного порядка, но затем из-за нехватки денежных средств был расформирован. Теперь, с созданием противопожарной дружины, мы надеемся его восстановить.



    Просмотров