Пожарная конница. Казаков призвали в добровольные дружины

Конь много веков был верным спутником человека и люди знали о его образе жизни до мелочей. Сейчас не всем предоставляется возможность понаблюдать за грациозным животным, что создает множество мифов. Например, некоторые уверены, что животные спят стоя. Однако в действительности процесс полноценного отдыха лошади происходит иначе.

Дремота на ногах

Кому предоставлялась возможность хоть немного понаблюдать за грациозными животными, могли видеть стоячую лошадь в спящем состоянии. Веки животного были прикрыты, поясница прогнулась, а ноги устойчиво располагались параллельно друг другу. Голова и хвост расслаблены, уши тоже. Само собой возникает вопрос: действительно ли кони так спят?

На самом деле, в подобном состоянии лошадь дремлет, то есть мозг и мышцы полностью не расслабляются и в любой момент готовы к действию. Сложилось такое поведение на генетическом уровне с тех времен, когда дикому табуну постоянно угрожали хищники.

Чтобы подняться из положения лежа, коню придется затратить достаточно драгоценного времени. Стоя же скакун, как говорится, «всегда готов». Отсюда вывод, что отдыхают лошади и будучи на ногах, но это состояние не назовешь полноценным сном, а дремотой.

Внимание! Главенствующие особи в табунах постоянно наблюдают за безопасностью. Кроме того, сильнейшему жеребцу приходится следить, чтобы соперники не покрывали кобылиц. В результате такие кони полностью не отдыхают по нескольку лет.

С точки зрения науки

С точки зрения физиологии животного, выделяют несколько состояний:

  • полудремота;
  • дремота;
  • глубокий сон.

После рассмотрения каждого из состояний их легко отличить друг от друга. Большую часть свободного времени лошадь проводит в полудреме. Это состояние не дает возможность полностью отключиться. Назойливая муха будет согнана хвостом, а при малейшем подозрительном шуме откроются глаза. Подобный «чуткий» сон наблюдается у лошадей в упряжке, в стойле или на пастбище.

Описывают полудремлющую лошадь так:

  1. Шея вытянута горизонтально, веки опущены, уши расслаблены.
  2. Нижняя губа отвисает.
  3. Упор на передние конечности. Задняя нога расположена под углом, а вторая упирается в зацеп копыта.
  4. Круп приопущен.

В таком состоянии, оставаясь на ногах, скакун расслабляет мышцы и отдыхает при неспокойной обстановке. Возможно это благодаря особой анатомии конечностей – суставы фиксируются без активного напряжения мышц.

Следующая стадия – дремота. Ее считают настоящим, хотя и достаточно поверхностным сном. Чтобы так отдохнуть лошадь опускается землю и принимает позу «на корточках». Выглядит дремлющий конь так:

  1. Голова приподнята или лежит на земле.
  2. Все 4 ноги согнуты и находятся под туловищем.

В таком состоянии лошадь полностью не отключается и продолжает реагировать на раздражители вздрагиванием и подергиванием ушей.

Внимание! Кони быстро выходят из состояния полудремы. В случае тревоги животное вытягивает передние ноги и сразу поднимается.

Полное расслабление

Чтобы понять в какой позе лошадь погружается в полноценный сон нужно хотя бы один день понаблюдать за жеребятами. Малыши чувствуют себя в полной безопасности рядом с мамой, поэтому спят в любое время. Находясь в фазе глубокого сна лошадь выглядит так:

  • Животное лежит на боку.
  • Задние ноги вытянуты вдоль.
  • Передние конечности согнуты.
  • Спят лошади в такой позе крепко. Считается, что в этот период животное очень уязвимо, так как для полного пробуждения требуется некоторое время. Глубокий сон характеризуется ровным и шумным дыханием. Иногда возле конюшни слышен храп. Глазные яблоки и конечности могут двигаться. Последнее позволило ученым предположить, что грациозные животные видят сны.

    Внимание! В положении лежа на боку лошадь может находиться не более 4 часов. Если увеличить время до 6 часов у животного развивается отек легких. Причиной тому считаются большой вес и анатомические особенности.

    Расслабление у скакунов наступает с ощущением полной безопасности. Например, в табуне есть надежда на сородичей, а в конюшне – на хозяев. Несколько часов в сутки им вполне хватает чтобы восстановить силы и снова быть готовыми к действию.

    Вопрос как спят лошади интересует животноводов, планирующих заводить этих благородных животных. Главное – обеспечить питомцам ощущение безопасности и тогда отдых будет полноценным.

    Как спит конь: видео


    «Пожарные с козлами у конюшни пожарной части. Санкт-Петербург. До 1914 г. Фото К. Булла »

    "Как только сели артели за обед, на берегу появлялся огромный рыжий козел, принадлежавший пожарной команде. Козел был горький пьяница.
    Обыкновенно подходит к обедающим в то время, когда водку пьют, стоит, трясет бородой и блеет. Все его знали и первый стакан обыкновенно вливали ему в глотку. Выпьет у одних, идет к другой артели за угощеньем, и так весь берег обойдет, а потом исчезает вдребезги пьяный. И нельзя было не угостить козла. Обязательно, первый стакан ему, — а не поднести — налетит и разобьет бутыль рогами." (из Гиляровского.)

    Во время больших пожаров лошади буквально выбивались из сил. По ночам в конюшнях их пугали пронырливые и шумные зверьки — ласки. И здесь нужно отдать должное изобретательности тогдашних пожарных: они держали в конюшнях козла. Он отпугивал ласок своим убойным запахом, давая тем самым коням полноценный отдых. Впоследствии козел на правах боевой единицы был зачислен в пожарную команду и даже поставлен на довольствие.

    Про пожарного козла из Боровичей
    Одной из «достопримечательностей» правобережной пожарной части в Боровичах был косматый козел. Он состоял на довольствии у пожарной команды и жил в конюшне вместе с лошадьми. Козел был настолько «ароматным», что его запах не выдерживала никакая скачущая и ползучая нечисть, поэтому лошадям никто не досаждал. Однако рогатому «пожарному» всегда хотелось свободы и свежего воздуха и он при первой же возможности удирал на улицу. Там он гонялся за проходящими мимо женщинами, норовя поддать своей рогатой башкой чуть пониже поясницы, а визг и бегство жертвы только сильнее вводило его в раж. Пожарные с трудом отлавливали этого уличного террориста и водворяли обратно на конюшню.

    Василий Иванович из Костромы
    Достопримечательностью пожарного депо в Костроме был белый мохнатый козел по прозвищу Василий Иванович. Помимо исполнения своих непосредственных обязанностей Василий Иванович, услышав звук пожарного колокола, вскакивал на ноги и громко блеял, извещая команду об очередном выезде. Иногда он гулял по Сусанинской площади, привлекая внимание горожан подвязанной между рогами медной доской, доказывавшей его принадлежность к пожарной охране.

    Из воспоминаний Веры Орестовны Холостовой - дочери Псковского брандмейстера Военизированной пожарной охраны.
    Когда я была еще ребенком, мой отец Орест Николаевич привел меня в городское пожарное депо и я была потрясена видом козла с мощными рогами. Козел этот был надежным охранником пожарных лошадей от маленького зверька - ласки. А потом, из рассказов отца, узнала, что пожарные приучили его к махорке. Однажды полицмейстер зашел в пожарное депо, а махорочки козлу не дал, видимо пожалел, а возможно, по незнанию, и козел «пришпилил» его к стене. Пришлось полицмейстера госпитализировать…

    31 мая 1804 г. в Москве создали профессиональную пожар­ную охрану. Высочайше предписывалось «для отправления ноч­ной стражи и содержания пожарных служителей составить осо­бенную из отставных солдат, к фрунтовой службе неспособных, команду…». К 1812 г. в городе функционировали 20 пожарных частей, в каждой из которых постоянно дежурили пожарные, а также конный обоз пожарных труб (так называли в те времена ручные водяные насосы) и бочек.

    Личный состав всех пожарных команд достигал 1500 человек. В те времена за неосторожную езду по улицам города у проштрафившихся отбирали лошадей и отдавали в пожарные подразделения без всякого судебного разбирательства. Московской пожарной охраной командовал брандмайор, а во главе каждой пожарной части стояли бранд­мейстер и его ученик - для «обучения в огне» и своевременной замены командира в критической ситуации.

    Основным средством тушения пожара была заливная труба, снабженная наливным ящиком (коробом), который наполняли водой из бочек с помощью ведер и черпаков. Подача воды на пожар требовала больших затрат физического труда. Поэтому для обслуживания одной пожарной трубы назначали около по­лусотни человек: 12 в две смены качали коромысла нагнета­тельного механизма (насоса), 8 обслуживали выкидные рукава и ствол, а прочие, выстроившись в один или два ряда, подноси­ли к трубе ведрами или ушатами воду. Дальность действия во­дяной струи достигала 10 м (у самых мощных труб - 20 м) при максимальной производительности трубы около 20 ведер в ми­нуту, или 3 л/с. На фабриках, заведенных в Санкт-Петербурге и Москве, изготавливали «огнегасительный» инструмент и рас­сылали его по губерниям.

    К моменту Бородинской битвы в 20 пожарных частях Моск­вы было 96 больших и малых пожарных труб, не считая добро­го их десятка у богатых домовладельцев. Однако за несколько часов до вступления неприятеля в город личный состав по­жарных команд покинул его, захватив все пожарные принад­лежности. И если бы захватчики даже очень захотели поту­шить очаги возгорания, этого не удалось бы сделать: ни по­жарных труб, ни водяных бочек, ни специального инвентаря у них не было. Так что завоевателям пришлось смириться с ог­ненной стихией и ощутить на себе, что значит оказаться пого­рельцем в голодном и холодном городе…

    Минули десятилетия. Москву отстроили заново, по-доброму обустроили и организовали в ней вполне приличную, по тог­дашним российским понятиям, службу борьбы с огнем. Каждая пожарная часть занимала отведенную для нее территорию, на которой, как правило, располагались каланча для наблюдения за вверенной округой, конюшня, казарма для служивого люда, канцелярия и даже плац. Боевые дружины, называемые коман­дами, состояли обычно из четырех отрядов. Бойцы каждого подразделения носили нарукавные повязки «своего» цвета: то­порники - красного, трубники - синего, водоснабженцы - зе­леного, охранники - белого.

    По сигналу наблюдателя, дежурившего на каланче, к месту пожара сразу же верхом на коне во весь опор мчался вестовой, чтобы расчистить дорогу пожарному обозу и громкими звуками трубы известить людей о грозящей беде. Следом за ним устре­млялся всегда бывший наготове конный ход первой помощи, а вдогонку - специальные экипажи: линейки с пожарными, водя­ные бочки-водовозки, телеги с лестницами, шанцевым инстру­ментом, пожарными трубами. Успех пожаротушения зависел от того, насколько быстро прибудет к месту возгорания конный ход первой помощи и начнется подача воды в очаг возгорания. Время прибытия первых пожар­ных должно было укладываться в несколько минут. Поэтому созданию соответствующих транс­портных средств уделялось большое внимание.

    В начале XX в. конный ход первой помощи, как правило, был двух типов. Если около загоревшегося строения находился естественный водоем, то высылался насосно-линеечный кон­ный ход, а если нет, то насосно-бочечный.

    Как же были устроены эти экипажи?

    Технические характеристики конных пожарных ходов

    Насосно-линеечный ход Насосно-бочечный ход
    Габаритные размеры
    Длина, мм 4540 3700
    Ширина, мм 1830 1600
    Высота, мм 2240 2200
    База, мм 2000 2000
    Колея, мм 1300 1300
    Диаметры колес
    Передние, мм 715 715
    Задние, мм 1050 1050
    Снаряженная масса, кг 965 782
    Комплектация командой и инвентарем
    Расчет, чел. 6 2
    Насосов 1 1
    Катушек с выкидными рукавами 2 1
    Уложенных рукавов 6 2
    Стволов 1 1
    Балансирующих керосиновых факелов 2 2
    Огнетушителей 1 Нет
    Стендеров 1 Нет
    Выдвижных лестниц-палок 1 Нет
    Забирных рукавов (диаметр 65 мм, длина 4 м) 4 Нет
    Бочек с водой (420 кг) Нет 1
    Ломов 2 1
    Багров 2 1
    Железных лопат 1 1

    Примчавшись к огню, шестеро пожарных действовали с предельной быстро­той. Одни снимали насос, другие соединяли его с рукавами - забирным, опускаемым в водоем, и пожарными, соединяемы­ми со стволом и стендером, который устанавливался на под­земный гидрант, если к дому был подведен водопровод. Двое самых сильных сразу же начинали качать воду ручным насо­сом.

    Их товарищ устремлялся к пламени и из ствола заливал его водой. Трое других, при необходимости пользуясь лестни­цами, проникали в помещения, разгребая завалы баграми и ломами. Через несколько минут подъезжал весь пожарный обоз, и борьба с огнем усиливалась.

    Техника молодежи, № 1/2002

    В течение многих десятилетий конный пожарный обоз являлся основной силой российской профессиональной пожарной охраны и пожарных добровольцев. Когда в крупных городах к месту пожара неслись конные обозы, улицы и площади наполнялись тревожным стуком сверкающих подков, звоном бубенчиков, храпом взмыленных лошадей, воплями фурманов. Впереди лихо скакал верховой (скачок), голосом или звуком сигнальной трубы обязывая жителей освободить дорогу. За ним летела запряженная парой великолепных рысаков открытая пролетка усатого брандмайора с кучером на высоких козлах. Следом четверка лошадей несла будто по воздуху тяжелую линейку, команду рослых топорников вместе с брандмейстером части.

    А дальше, закусив удила, роняя на мостовую белые хлопья пены, могучие кони в сверкающих сбруях мчали многочисленные хода пожарного обоза: трубный — с пожарными трубами и рукавами, багровый — с баграми и лестницами, бочечный — с бочками с водой. Обыватели, услышав звук сигнальной трубы, цоканье подков и лошадиное ржанье, бросались к окнам или опрометью устремлялись на улицу — чтобы увидеть все это.

    Первач, Физик и Отелло

    В 1866 г. в 17 пожарных частях Московской команды имелась 451 лошадь. Каждый брандмейстер (начальник) вел «Ведомость о состоянии казенных подъемных лошадей», к ней прилагалась «Опись подъемным лошадям». Подписывались документы им, а заверялись брандмайором (начальником команды). В описи указывались: инвентарный номер каждой лошади, кличка и приметы, возраст, время зачисления (покупки), мера (размер в аршинах и вершках), а также особые приметы.

    Так, при принятии имущества новым брандмайором подполковником Потехиным в «Описи подъемным лошадям» Городской части появилась следующая запись: «Лентяй» — мерин гнедой, во лбу звездочка, между ноздрей и верхней губой кровоточина, левая задняя половина бела, задние обе ноги впереди по бабку от зада выше бабки белы, на шее с правой стороны и по спине с обеих сторон маленькие подпарины. Возраст — шесть лет от роду. Мера — 2 аршина (аршин — 71,12 см) и 31/2 вершка (вершок — 4,45 см). Время зачисления — 10 октября 1863 года. Особые приметы — по старости лет не выбегает на пожаре».

    В каждой ПЧ лошади подбирались определенной масти: в Городской, Пресненской, Мещанской и в Пожарном Депо — гнедые;

    в Тверской — гнедо-пегие; в Басманной — темно-гнедые и караковые; в Мясницкой и Рогожской — рыжие; в Сущевской и Яузской — вороные; в Пятницкой — вороно-пегие; в Якиманской — вороно-чалые; в Арбатской — буланые; в Хамовнической — саловые, в Серпуховской — в яблоках, в Сретенской — бурые.

    В Пятницкой пожарной части имелся в тот период единственный паровой насос. Поэтому из 27 лошадей «под паровой машиной ходили» сразу 8 меринов — Бакус, Оратор, Ремень, Работник, Табор, Хозяин, Хорек и Хан.

    Среди животных не было двух с одинаковыми кличками: когда к месту тушения пожара прибывает несколько частей, лошадь должна слушаться лишь своего фурмана (кучера).

    Клички отличались оригинальностью: Флакон, Фараон, Пирожник, Ходок, Хрусталь, Укроп, Павлин, Партизан, Плинтус, Туалет, Упырь, Эскулап, Недоросль, Покупатель, Оратор, Окулист и т. п. В Якиманской ПЧ жеребца «чалого с гривой на правою сторону, без примет, шести лет от роду» звали… Отелло. Остается загадкой, кто придумывал эти довольно странные имена? Брандмайор, брандмейстер или нижние чины пожарных частей? Интересно, что в 1866 г. в Арбатской ПЧ клички носили «алкогольный» подтекст: Хмель, Самогон и Первач. И не случайно. Документы свидетельствуют, что нижние чины этой части, злоупотребляя зельем, часто наказывались розгами за «пьянство, буйство и за драку с дежурным пожарным служителем», «неисправимо дурное поведение и оскорбление на словах брандмейстера», а также арестом с содержанием «на хлебе и воде за побег из службы и растрату».

    Рысистый «грузовик»

    В 1900 г. пожарный обоз Северной столицы с технической стороны представлял собой удручающий вид — громоздкий и малопригодный. Большинство огнегасительных инструментов и пожарных труб были изготовлены еще в 60-х годах прошлого века. Зато лошади поражали красотой и ухоженностью. Всего в команде их насчитывалось 455. Для сравнения, в пожарной команде Берлина имелось всего 270 коней. В других крупных городах Европы их было еще меньше. Это объяснялось тем, что в С.-Петербурге около 200 лошадей были заняты подвозом воды на пожарах в бочках. Причина — отсутствие необходимого напора в городском водопроводе, неприспособленного для тушения: вплоть до 1899 г. водопровод здесь использовался лишь для наполнения бочек водой. В редких случаях — для забора воды непосредственно пожарными трубами (насосами ручными или паровыми).

    В Европе лошадей для пожарных повозок подбирали с особой тщательностью: требовалась большая сила, высокий рост (до 6 вершков) и спокойный темперамент. Благодаря этому даже самые тяжелые повозки, например механические лестницы и паровые машины (насосы), вывозились лишь парой лошадей.

    В России при оснащении пожарного обоза приходилось принимать во внимание плохое состояние мостовых, отдаленность районов выездов и потребность быстрого передвижения, поэтому было важно не перегружать повозки. Норма нагрузки на лошадь пожарной команды принималась равной артиллерийской — не более 55-60 пудов (пуд — 16 кг). В результате вес линейки на четверку лошадей составлял 204 пуда (51 пуд на каждую), паровая машина около 160 пудов — на тройку (по 53 пуда на лошадь) и т. д.

    За границей в большинстве своем использовались мерины, в то время как в российских командах — преимущественно красивые и видные, но и более беспокойные, жеребцы. Это приводило к необходимости содержать на конюшне постоянного дежурного, а на пожаре требовалось большее число кучеров (в то время как в берлинской команде один кучер держал 8 отпряжных лошадей).

    Поэтому основным требованием при комплектовании российских пожарных команд лошадьми также стали не красота и «горячий» вид животных, а спокойный нрав, сила и выносливость.

    В 1912 г. журнал «Голос пожарного» (№ 10) по этому поводу сообщил, что «сорт лошадей Петербургской команды в настоящее время — легкий рысистый «грузовик», так как заменить этих лошадей тяжеловозами представляется невозможным за отсутствием у них должного хода».

    Ежегодно в Петербургской пожарной команде обновлялось около 15% конского состава. Покупали лошадей в Воронежской губернии за счет городской казны. Стоимость коня составляла 250 рублей, включая расходы по перевозке.

    Княжеские советы

    В 1890 г. в С.-Петербурге в типографии А. Якобсона издана книга «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы». Автор — председатель ИРПО князь Александр Дмитриевич Львов, обращаясь к читателям, делился своими наблюдениями: «Покупка лошади и правильный уход за нею — задача нелегкая, которая может быть выполнена только при известных познаниях и опытности.

    При определении возраста лошади самое важное значение имеют резцы. Так как лошадь может быть годна к пожарной службе только в возрасте от 4 до 12 лет, то следует остановиться на тех признаках, которые служат для определения этого возраста.

    Приучать лошадей к огню и дыму нужно постепенно. Сначала приучают к факелам, потом, сжигая пуки соломы, подводят лошадь под уздцы к пламени, не забывая при этом ее постоянно ободрять. Когда лошадь освоится с огнем, можно обучать ее к неожиданному появлению пламени, поджигая вблизи ее солому или старое негодное сено.

    Приучая лошадей к упряжи, не следует молодую лошадь сразу впрягать в тяжелые экипажи (хода), а нужно постепенно увеличивать ей нагрузки. Очень полезно молодую неопытную лошадь впрягать в одно дышло со старой, более смелой и опытной.

    Для того чтобы лошадь долгое время сохраняла свои силы и способность к труду, необходимо равномерное распределение движения и покоя, труда и отдыха. Поэтому на всякую работу лошадь употреблять до известной степени усталости, но не полного истощения сил.

    Не следует разгоряченную или вспотевшую лошадь поить или кормить, купать, так как это влечет за собой опасные болезни.

    В случае необходимости напоить лошадь слишком холодной водой или напоить ее раньше срока, необходимо бросить на воду клок сена или соломы. Эта мера заставит лошадь пить малыми глотками.В сухое жаркое лето смазывание копыт салом приносит значительную пользу, особенно во время частых пожаров: пропитанный жиром рог приобретает большую упругость и предохраняет от высыхания и растрескивания.

    Попоны (покрывала) берутся на пожар только зимой».

    Не бить вообще

    «Инструкция для Варшавской пожарной команды», изданная в 1896 г., определяла обязанности должностных лиц. Например, кучера должны: «На пожарах выпряженных лошадей от труб или верховых к линейкам и багровому ходу отнюдь не привязывать. Вконюшнях не курить и даже не носить туда с собой трубок или папирос. Лошадей не бить вообще, особенно же при чистке, чем бы то ни было».

    В 1899 г. по распоряжению градоначальника Северной столицы генерал-майора Н.В. Клейгельса разработана «Инструкция для С.-Петербургской пожарной команды». На 287 страницах издания, дополненных многочисленными образцами распорядительных документов, нашлось место и «Правилам управления лошадьми для кучеров пожарной команды и порядок обучения сих последних». В частности, ими было определено: «Из числа служителей пожарной команды, для исполнения обязанностей кучеров, назначаются по возможности, любители лошадей». Раздел «Уход за лошадьми с дурными привычками» обязывал:

    «Намордник одевать тем лошадям, которые слишком много едят подстилку, не обращая внимания на ее качество, или кусаются во время чистки.

    Встречаются лошади, которые не дают дотрагиваться до головы или вследствие дурного обращения с ними, или вследствие ушибов.

    С такими лошадьми служители должны обращаться как можно осторожнее, чтобы не быть или укушенными, или не получить удара.

    Многие лошади бьют задом; некоторые из них вследствие злого характера, другие по привычке… Кучера должны осторожно подходить и не иначе как сбоку.

    Некоторые из лошадей имеют привычку прикусывать. За такими лошадьми дневальные по конюшне должны особенно следить, и, как только лошадь начинает прикусывать, нужно окликнуть ее».

    «Дядюшка» из Одессы

    В дореволюционной России брандмейстер Александровской части Спиридон Фомич Бицилли был известен далеко за пределами родной Одессы как редкий знаток лошадей. Это увлечение привлекло его и к пожарному делу. В 1886 г. он поступил волонтером в Одесскую пожарную команду. Вскоре о нем заговорили как о фанатике-пожарном. Когда не было пожаров, Бицилли все время проводил в конюшне, ночью спал на жесткой скамье пожарной линейки — чтобы быть готовым следовать на пожар. И в том же году его назначили на должность брандмей-стера. В 1903 г. он награжден медалью «За спасение погибавших». Принял активное участие в организации Одесского вольного пожарного общества. В Гражданскую войну, благодаря находчивости и мужеству брандмайора, был спасен пожарный обоз. В1923 г. Спиридон Фомич вышел на пенсию. К тому времени стаж его службы составил 37 лет. Умер он 17 февраля 1926 года. В некрологе отмечалось: «Покойный снискал к себе уважение как со стороны администрации, так и со стороны рабочих, которые с большой любовью к нему относились, называя его «пожарный дядюшка».

    Не потерпим оппортунизма

    В годы Гражданской войны из-за недостатка лошадей российский пожарный попытался пересесть на коня железного — автомобиль. Вот уж поистине не было бы счастья, так несчастье помогло!

    Первые отечественные машины только начинали разрабатываться, и подавляющая часть пожарно-технического вооружения комплектовалась на автомобилях таких фирм, как «Магирус», «Фиат», «Паккард», «Форд» и др. Благо, что почти в каждой пожарной части были умельцы. Они и собирали из груды металла «линейку» — ход для перевозки огнеборцев.

    Пересев на автомобиль, пожарный не забыл о своей лошадке. 19-24 марта 1934 г. в Москве на Всероссийском пожарно-техническом совещании начальником ЦУПО (Центральное управление пожарной охраны) тов. Гальперном было сказано: «Уход за конем, сохранение коня — важнейшая задача пожарных организаций, в которых конные хода являются основным видом вооружения, и мы предупреждаем работников, что если не будут приняты все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить коня фуражом, мы будем расценивать это как оппортунистическое отношение к делу пожарной охраны…»

    Сбережение коней оставалось обязанностью пожарной охраны еще длительное время: конные ходы просуществовали в СССР до 50-х годов.

    Российская газета от 7 августа 2008г.
    В Аксайском юрте Черкасского округа Всевеликого войска донского появилась первая в России внештатная противопожарная казачья дружина. Уже в конце этого месяца новоявленные огнеборцы должны получить лицензию и приступить к своим обязанностям.

    Президент сказал "любо"

    Несмотря на ранний час, возле аксайской пожарной части царит оживление. 13 мужчин в камуфляже окружили пожарную машину и что-то скрупулезно записывают в свои тетради за сотрудником отряда государственной противопожарной службы. Это проходит практическое занятие в казачьей дружине. Вечером, после работы, все ученики соберутся снова, на этот раз в помещении казачьего штаба - чтобы подкрепить практические навыки теоретическими знаниями. Волгодонской учебный пожарный центр МЧС пошел аксайчанам навстречу и откомандировал сюда своего преподавателя, чтобы слушатели могли пройти курс без отрыва от дома и производства.

    В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, недавно подписанной президентом страны, среди прочих видов службы, к которой рекомендуется привлекать казаков, есть и обеспечение пожарной безопасности, - рассказывает начальник штаба Аксайского казачьего юрта Иван Василенков. - Идея создать подобную дружину давно витала в воздухе, поскольку район у нас экономически активный, сельскохозяйственный, и угроза пожаров велика. Выступление президента России послужило импульсом для принятия нами конкретных шагов. К нам в район приезжали начальник ГУ МЧС по Ростовской области, заместитель Департамента пожарного надзора РФ, главный пожарный района - и все они сошлись во мнении, что такая дружина необходима. Каким образом будет финансироваться наша работа - пока неясно, положение о казачьей пожарной дружине и соответствующее постановление главы районной администрации будет принято в самое ближайшее время.

    Хорошо забытое старое

    У аксайских казаков уже есть опыт добровольной работы на благо общества. Здесь создана дружина по охране общественного порядка из 40 человек. Впрочем, среди будущих пожарных также немало тех, кто "прошел огонь и воду". Михаил Бандурин работал водителем пожарной машины, а Алексей Бархота и Андрей Устинюк - пожарными.

    Есть у нас и казаки из числа добровольцев пожарных дружин, которые в советские времена создавались на предприятиях, - рассказывает аксайский атаман Сергей Марков. - В их обязанности входило осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима, проведение разъяснительной работы среди сотрудников, надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения. Дружинникам полагался бесплатный комплект спецодежды и сапоги, а также дополнительный отпуск до шести дней в году. За время их участия в ликвидации пожара или аварии в рабочее время им продолжали платить зарплату, особо отличившихся награждали ценными подарками, грамотами и премиями. Одним словом, мы не изобретаем велосипед, а возрождаем старые традиции.

    Первый пожарный казачий пост планируется создать в станице Старочерскасской.

    Нам обещают выделить пожарную технику, оборудование, - продолжает Василенков. - Первую пожарную машину мы уже получили. В самом конце августа, на большом всероссийском учебно-методическом сборе пожарных планируется вручить нам государственную лицензию на оказание данной услуги. Мы, в свою очередь, хотим удивить гостей конным противопожарным патрулем. Одно время конный взвод существовал при казачьей дружине по охране общественного порядка, но затем из-за нехватки денежных средств был расформирован. Теперь, с созданием противопожарной дружины, мы надеемся его восстановить.



    Просмотров