Пожарная безопасность в российской федерации на период до года. Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы

Федеральным органом исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию Программы, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (государственный заказчик Программы);

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594, в целевой программе должны быть отражены вопросы по постановке проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Также должно быть обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы, характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода.

Отметим, что в научном понимании, под программно-целевым методом понимается метод, при которым сформированные цели в рассматриваемой предметной области увязываются с ресурсами (финансовые, трудовые, материальные) с помощью программ . Данный метод основан на системном подходе . Сформулированные цели связаны с отражением желаемой ситуации, к которой должна оказаться система через определенный промежуток времени, после решения ряда проблем в рассматриваемой предметной области. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Поэтому федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Для реализации этой функции создана система обеспечения пожарной безопасности (далее - СОПБ). Основными элементами СОПБ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), утвержденного Указом Президента России от 11 июля 2004 г. № 868 МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Поэтому МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, может выступать инициатором постановки и решения задач в области пожарной безопасности путем разработки и реализации федеральных целевых программ.

В 2007 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 972 была утверждена федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года".

Благодаря внедрению методов программно-целевого планирования в области пожарной безопасности в рамках реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" c 2006 по 2012 годы количество пожаров уменьшилось на 25,5%, количество погибших при них людей - на 32,2%, травмированных - на 9,1%. Ущерб снизился на 45,1%.

Данная программа была ориентирована на снижение пожарных рисков, которые включают: частоту пожаров (количество пожаров в расчете на 1 тыс. человек населения); индивидуальный пожарный риск (количество пострадавших при пожарах людей в расчете на численность населения); удельная величина ущерба от пожаров (размер ущерба в расчете на 1 пожар).

При формировании программы, на 2006 год базовые параметры пожарных рисков имели следующие значения: частота пожаров – 1,48; индивидуальный риск – 11,6·10 -5 ; удельная величина ущерба составляла 412,8 тыс. рублей.

За период реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" величины пожарных рисков снизились и составили в 2012 году: частота пожаров – 1,13; индивидуальный риск – 8,1·10 -5 ; удельная величина ущерба составляла 275,1 тыс. рублей.

Снижение пожарных рисков обусловлено в частности комплексом мероприятий, выполненных в рамках этой программы.

Известно, что фактор времени оказывает решающее влияние на процесс развития пожара и причиняемый им социальный и материальный ущерб. Статистика свидетельствует, что 98% от общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. Поэтому, реализация мероприятий по своевременному и оперативному прибытию пожарных подразделений к месту пожара являлось одной из приоритетных задач, реализуемых при выполнении федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года".

В рамках реализации данной программы повышен уровень пожарной безопасности населения и территорий в 82 субъектах Российской Федерации, на 53 критически важных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях, обеспечено снижение гибели людей и сокращение времени прибытия на место ликвидации пожаров путем обустройства 156 объектов федеральной противопожарной службы, в том числе:

82 пожарных депо в населенных пунктах Российской Федерации;

37 пожарных депо для прикрытия объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

16 пожарных депо в закрытых административно-территориальных образованиях Российской Федерации.

Также важной задачей этой программы было разработка и оснащение пожарных подразделений новыми видами пожарной техники и пожарно-технического вооружения для целей эффективного тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В рамках выполнения Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» созданы образцы пожарной техники, такие как:

Установка для получения и подачи газонаполненной пены;

Пожарный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России на критически важных объектах Российской Федерации;

Высокоэнергетическая малогабаритная модульная установка пожаротушения для тушения пожаров;

Оперативные высокоманевренные транспортные средства для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в условиях мегаполисов.

Однако продолжает оставаться потребность в создании комплексов пожарных автомобилей адресной концепции, адаптированных к конкретным условиям эксплуатации (дорожные факторы) или оперативного использования (пожарные автомобили первой помощи, пожарно-технических автомобилей с модульно-контейнерной компоновкой, комплексов для Севера, комплексов для тушения крупных пожаров, комплексов природоохранного назначения для аварий и пожаров, связанных с нефтью и нефтепродуктами, химическими веществами, радиоактивными материалами, заражением окружающей среды.

Необходимо создание новых моделей многофункциональных пожарных автомобилей включая пожарно-спасательные и высотно-спасательные с компонентами пожаротушения. Придание свойств многофункциональности пожарным автомобилям тушения происходит, прежде всего, за счет применения на одном автомобиле 4-5 видов огнетушащих веществ и устройств для их подачи.

В рамках выполнения Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» созданы следующие современные образцы средств индивидуальной защиты пожарных-спасателей:

Комплект средств индивидуальной защиты и снаряжения для личного состава эксплуатирующих оперативные высокоманевренные транспортные средства для проведения экстренных пожарно-спасательных работ «СИЗ-ОТС»;

Модифицированный комплект СИЗ-ОТС для пожарных-спасателей, эксплуатирующих высокомобильные транспортные средства кроме мотоциклов;

Комплекс средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре (СИЗС-ГЗДС), предназначенный для оснащения сотрудников газодымозащитной службы и используемый при тушении пожаров и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ в сложных условиях.

В случае возникновения техногенных аварий и пожаров, сопряженных с поражением больших площадей в зонах повышенного риска, обусловленных наличием радиации, химической и биологической зараженности местности, взрывоопасностью, для подавления пожара, проведения пожарно-спасательных и аварийно-восстановительных работ необходимо максимально сократить непосредственное нахождение людей в опасных зонах, исключив при этом возможность их поражения. Для выполнения этих работ наиболее эффективно применять технологии проведения аварийно-спасательных работ с использованием робототехнических комплексов различного назначения.

По результатам анализа минимальная первоочередная потребность в робототехнических комплексах для проведения пожарно-спасательных и аварийно-восстановительных операций составляет 30-40 единиц техники, минимальное количество комплексов для обеспечения оперативности развертывания составляет 160-170, оптимальное количество – 500-600 единиц.

В связи с этим существует необходимость создания подразделений робототехнических средств для проведения пожарно-спасательных и аварийно-восстановительных операций в условиях повышенной опасности.

При выполнении Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» разработан многофункциональный робототехнический комплекс «ЕЛЬ-2» со сменным пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием.

Учитывая условия проведения работ при ликвидации аварии на АЭС в Японии, а также опыт пожаротушения военных арсеналов в Башкирии и Удмуртии, реализуется поставка на вооружение роботизированных гусеничных комплексов пожаротушения «КЕДР» на базе легко-бронированного гусеничного транспортера «МТ-Лбу».

Выполнение мероприятий федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» дало дополнительный толчок к позитивным изменениям в деятельности системы судебно-экспертных учреждений (далее - СЭУ) ФПС. В период реализации программы было построено (реконструировано) 11 зданий СЭУ ФПС. Это позволило улучшить показатели служебной деятельности, такие как количества произведенные судебных экспертиз, заключений специалиста (по исследованию пожара) иисследованных объектов, изъятых с места пожаров.

В то же время многие СЭУ ФПС продолжают работать в неприспособленных для этого помещениях, не имея возможности нормально разместить необходимое для работы оборудование и технику.

Нормы обеспечения техническими средствами судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория», утвержденные приказом МЧС России от 14.10.2005 «О создании судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы», разработаны с учетом необходимого объема проведения исследований и экспертиз с целью принятия исчерпывающих мер в области пожарной безопасности, направленных как на сокращение числа пожаров, так и на снижение тяжести последствий от них.

На настоящий момент из 76 СЭУ ФПС только 23 имеют испытательное оборудование, необходимое для оценки соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, причем в большинстве случаев, оно эксплуатируется более 10 лет и требует замены.

Улучшение оснащенности СЭУ ФПС приборами и оборудованием обеспечения приведет к увеличению количества проведенных экспертных исследований, что повысит объективность и доказательность выводов и, как следствие, в конечном итоге позволит увеличить вероятность принятия должностным лицом надзорного органа правомерного решения.

Кроме того, повысится качество контроля за пожарно-технической продукцией, и работы по недопущению на российский рынок продукции с высокой пожарной опасностью.

В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» осуществлено строительство, реконструкция и переоснащение объектов учебно-лабораторной базы, учебно-тренировочной базы, казарменно-жилищной зоны и объектов хозяйственно-бытовой зоны обеспечения образовательного процесса. Реализовано оснащение учебных заведений новыми образцами техники, вооружения, снаряжения, лабораторного оборудования и литературой в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ и внедрение в образовательный процесс по всем специальностям современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Это позволило:

довести количество специалистов пожарной безопасности с высшим профессиональным образованием на соответствующих должностях ФПС до 36%;

довести долю сотрудников, специалистов МЧС России, своевременно прошедших переподготовку и повышение квалификации:

руководящий состав до 27%;

госслужащие до – 16,8%;

сотрудников и специалистов территориальных органов МЧС России и организаций до 18%;

довести долю построенных, реконструированных и отремонтированных объектов материально-технической базы системы образовательных учреждений высшего профессионального образования до 68% и до 25% долю объектов материально-технической базы учебных центров ФПС;

довести долю оснащения образовательных учреждений дополнительного профессионального образования современными образцами пожарной техники, вооружения и снаряжения до 30%;

значительно расширить перечень программ дополнительного профессионального образования (пожарных, пожарный-спасатель, водители машин со спец. сигналами, водители автолестниц);

осуществить переход на современный уровень организации образовательного процесса и внедрить в образовательный процесс современные образовательные, информационно-коммуникационные и инновационные технологии.

Выполнение этих мероприятий позволило создать основу для построения эффективной, рационально распределенной по территории Российской Федерации, систему подготовки кадров, отвечающей принципам непрерывности, последовательности и востребованности образования в области обеспечения пожарной безопасности.

Проведен цикл работ по строительству и реконструкции 11 объектов научно-исследовательских учреждений МЧС России, в том числе многофункционального учебно-испытательного корпуса роботизированных систем в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России. Построены: испытательный корпус "Фрагмент здания", корпус для проведения исследований по определению устойчивости пожарных машин на опрокидывание.

Проведено более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в результате которых разработаны: пожарный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ, мобильный пожарно-спасательный, матерчатый и пневматический трапы, мобильный пункт управления МЧС России, мобильный диагностический комплекс оценки технического состояния зданий и сооружений, учебно-тренажерные комплексы для отработки пожарными приемов и навыков при тушении пожаров на опасных объектах, самоспасатель на химически связанном кислороде, новые огнетушащие вещества, испытательные стенды, компьютерные энциклопедии, учебные пособия и учебники по вопросам пожарной безопасности.

Разработан универсальный роботизированный транспортный модуль и специальное технологическое оборудование с системой автономного управления для робототехнических комплексов многофункционального назначения, а также робототехнический комплекс повышенной проходимости для обеспечения пожаротушения и проведения пожарно-спасательных операций в условиях радиационно-химического заражения и риска осколочно-фугасного поражения. Создана автономная установка пожаротушения, автоматизированная система мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей. Разработаны математические модели развития пожаров на различных объектах населенных пунктов для формирования целей выезда дежурного караула пожарной охраны и процессов организации тушения пожаров. Разработаны методические и технические решения по совершенствованию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов. Создана система мониторинга лесных пожаров и их последствий для объектов экономики, методические рекомендации по организации обязательных и дополнительных занятий по пожарной безопасности для образовательных школ и дошкольных учреждений, система управления комплексной безопасности образовательных учреждений и др.

Созданы пилотные зоны автоматизированной системы оперативного управления пожарно-спасательными формированиями и проведена модернизация системы связи при тушении пожаров в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, проведено оснащение средствами информационной безопасности Главных управлений МЧС России и в пожарных частях федеральной противопожарной службы. Организовано и проведено оснащение Центров управления в кризисных ситуациях в Главных управлениях МЧС России программно-аппаратным комплексом автоматизированной геоинформационной системы поддержки принятия решений и оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями, созданы опытные зоны системы обеспечения пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты со стационарным пребыванием в них маломобильных групп людей. Осуществлены работы по созданию обучающих программно-аппаратных комплексов со встроенными элементами тестирования по основам и навыкам пожарной безопасности для различных слоев населения, в том числе для обучения детей, созданы национальный сайт "Пожарная безопасность" и циклы видеороликов и телепрограмм и др.

За счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов:

осуществлено строительство, реконструкция и ремонт 1 370 зданий пожарных депо, пожарных постов и других объектов противопожарных подразделений, 37 объектов подготовки пожарных, приобретено 2 370 основных и 964 специальных пожарных автомобилей для противопожарной службы субъектов Российской Федерации, 28 626 комплектов оборудования, в том числе аварийно-спасательный инструмент, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией и автоматических установок пожаротушения;

разработаны планы повышения противопожарной защиты объектов образования, здравоохранения и социальной защиты;

проводились работы по доведению до нормативного уровня противопожарной защиты различных объектов, их оснащению противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения, по оборудованию мест хранения огнетушащих средств, по приобретению печатной продукции агитационного характера и др.

Из внебюджетных средств осуществлены работы по развитию материально-технической базы организаций и объектовых противопожарных подразделений, их оснащение новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения, а также по обеспечению их противопожарным оборудованием и повышением противопожарной защиты. Организована разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, проводились разработки новых технических средств и технологий пожаротушения и спасения людей при пожарах и других аварийных ситуациях (пожарных автоцистерн различных классов с улучшенными характеристиками, специальных и специализированных пожарных автомобилей, высотной пожарной техники и другого пожарно-технического вооружения и средств тушения пожаров), проводились работы по модернизации, ремонту и оснащению противопожарным оборудованием объектов экономики.

Таким образом, задача эффективного развития системы пожарной безопасности, заключающаяся в создании необходимой базовой инфраструктуры, достигнута и имеется устойчивая тенденция к снижению пожарных рисков, что оказывает положительное влияние на развитие отраслей экономики и показатели социально-экономического развития Российской Федерации.

Однако, несмотря на достигнутые успехи в области обеспечения пожарной безопасности в сравнении со странами мирового сообщества в Российской Федерации продолжает оставаться высоким индивидуальный пожарный риск (81,0·10 -6). Для сравнения, показатель индивидуального пожарного риска в США составляет – 9,8·10 -6 , в Германии – 5,1·10 -6 , в Великобритании – 7,8·10 -6 , во Франции – 6,2·10 -6 .

Дальнейшее снижение пожарных рисков в Российской Федерации актуально и соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, определенным Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В этой связи, во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № ВП-П4-62пр (п. 3) МЧС России, совместно с другими органами исполнительной власти, были разработаны основные направления деятельности в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации в современных условиях и особенности их реализации в 2013–2017 годах. в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481).

Данная программа по мероприятиям является логическим продолжением федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», и по мнению ведущих специалистов в области пожарной безопасности, разрыв в выполнении программных мероприятий приведет к необходимости решения проблем пожарной безопасности с большими затратами и ухудшению обстановки с пожарами в стране.

Реализация федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской федерации на период до 2017 года» позволит разрешить ряд проблем в области пожарной безопасности.

В целях обеспечения пожарной безопасности при аномальных климатических условиях и возникновения в этой связи крупных лесных и ландшафтных пожаров требуется:

Разработка и принятие на вооружение новых современных образцов пожарной техники и технологий тушения природных пожаров, экипировки и снаряжения людей, осуществляющих тушение природных пожаров;

Внедрение современных маневренных робототехнических комплексов, способных работать в условиях крупных лесных и ландшафтных пожаров;

Разработка и внедрение новых систем мониторинга пожарной обстановки и средств оказания помощи пострадавшим в результате пожаров.

Реализация этих мероприятий позволит сформировать основы для поддержки отечественных производителей пожарной техники и пожарно-технического вооружения, что особенно актуально в вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Эффективное использование новых образцов пожарно-спасательной техники невозможно без соответствующей подготовки и выработки необходимых профессиональных навыков. Поэтому необходимо развитие и внедрение многофункциональных тренинговых комплексов для подготовки профессиональных и добровольных пожарных.

Важной задачей является решение проблемы обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах экономики, дислоцированных вне нормативной области обслуживания существующих пожарных частей, особенно в труднодоступных районах. Комплекс правовых, организационных и технических мероприятий позволит это сделать. К комплексу мероприятий относится:

Создание и дальнейшее совершенствование института добровольничества в системе обеспечения пожарной безопасности;

Разработка эффективных мер профилактики пожаров среди населения, его обучение мерам пожарной безопасности;

Создание современной пожарной техники, огнетушащих веществ, медицинского оборудования, средств и приемов оказания помощи пострадавшим при техногенных и природных пожарах.

Актуальность направления по разработке и внедрению правовых и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения обусловлена необходимостью системного подхода к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности, что позволит упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов общества и его граждан.

Федеральным законом от 06 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» законодательно определен современный подход к определению понятия и сути добровольной пожарной охраны, который во многом не совпадает с ранее существующими нормами и содержит ряд принципиально новых позиций. Для реализации федерального закона № 100-ФЗ необходимо разработать нормативное правовое и организационно-методическое поле, позволяющее осуществить детализацию и конкретизацию основных понятий.

В последнее время Россия достигла значительных успехов на международном уровне. К одному из таких успехов можно отнести проведение Олимпиады 2014 г. в г. Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 г., которые пройдут в России. Осуществление крупных международных спортивных мероприятий потребуют масштабного строительства объектов с массовым пребыванием людей и транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения пожарной безопасности таких уникальных и технически сложных объектов необходимо внедрение современных методов оценки пожарной опасности новых строительных материалов и веществ, огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Использование в современном строительстве новых материалов, конструкций и сложных архитектурно-строительных решений требует разработки и внедрения в практику надзорных органов новых инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты, включая экспресс-методы оценки качества огнезащитных покрытий, методы идентификации строительных и отделочных материалов, методы измерений параметров систем противодымной защиты.

Современные тенденции экономической интеграции России, задачи по вступлению во Всемирную торговую организацию диктуют необходимость единого нормативного поля технических норм, в том числе в области пожарной безопасности. В 2012 году принят Федеральный закон от 10.07.2012 № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Закон направлен на устранение избыточных административных и технических барьеров, обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию и достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования. Законом внесены изменения в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, направленные на повышение пожарной безопасности организаций здравоохранения и социальной защиты, повышение защищенности критически важных объектов, защиту населенных пунктов от лесных пожаров.

В общей сложности в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, с учетом более чем 2-х летней практики его применения, внесено более 60 поправок, направленных на совершенствование регулирования вопросов пожарной безопасности.

Вместе с тем, остаются проблемы применения международных стандартов и гармонизации национальных стандартов с еврокодами. Эти проблемы связаны с необходимостью развития и отработки новых методов испытаний, а также создания соответствующей научно-экспериментальной базы, в первую очередь, в научно-исследовательских учреждениях МЧС России.

Весьма важным направлением для экономики Российской Федерации является добыча, хранение, транспортировка и переработка углеводородного сырья. В последнее время в стране начинают развиваться инновационные технологии в этой области. В связи с этим возникает потребность в разработке и внедрении современных мер обеспечения пожарной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, реализующих упомянутые технологии, в том числе в труднодоступных районах и при низких температурах.

Важными проблемами, также требующими решения являются: разработка методов и способов предотвращения и ликвидации подземных пожаров; сопровождение аварийно-спасательных работ; разработка горноспасательного оборудования и средств защиты; модернизация и адаптация пожарно-спасательной техники и оборудования для использования в подземных условиях.

Для решения данных проблем необходима реализация инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов в области пожарной безопасности реализуемых в рамках выполнения федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»

Целью Программы является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.

Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой являются:

разработка и внедрение технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения;

строительство и реконструкция многофункциональных пожарных депо в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, совершенствование системы их оснащения и оптимизация системы управления;

разработка и внедрение новых образцов пожарной техники, средств мониторинга, экипировки и снаряжения пожарных;

разработка и внедрение новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей;

совершенствование учебно-материальной базы учреждений подготовки профессиональных и добровольных пожарных;

разработка и внедрение технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

снижение пожарных рисков в Российской Федерации и приближение их к уровню развитых стран мирового сообщества;

возрождение добровольной пожарной охраны;

укрепление материально-технической базы различных видов пожарной охраны для их эффективного функционирования, особенно в условиях экстремальных природных явлений;

создание эффективной системы обеспечения пожарной безопасности объектов, имеющих международный статус, и социально значимых объектов, особенно с массовым пребыванием людей;

сокращение в 1,1 раза количества пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, в населенных пунктах, дислоцированных в труднодоступных районах Российской Федерации, на объектах с массовым пребыванием людей.

В результате реализации Программы планируется достичь снижения основных показателей обстановки с пожарами по отношению к показателям 2011 года, в том числе:

количества зарегистрированных пожаров на 9,9 процента (16,7 тыс. единиц);

количества населения, погибшего на пожарах, на 20,8 процента (2,5 тыс. человек);

количества населения, получившего травмы на пожарах, на 15,3 процента (1,9 тыс. человек);

экономического ущерба от пожаров на 21,8 процента (12,9 млрд. рублей).

Также планируется увеличение количество населения, спасенного и эвакуированного на пожарах, на 10,5 процента (9,1 тыс. человек).

Доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов, составит 4,2 процентов.

Общий объем финансирования Программы планируется на уровне 173 019,1 млн. рублей:

За счет средств федерального бюджета – 1 727,4 млн. рублей (капитальные вложения – 1 497,9 млн. рублей, прочие нужды – 229,5 млн. рублей)

За счет бюджетов субъектов Российской Федерации – 115 181,7 млн. рублей;

За счет средств организаций – 56 110,0 млн. рублей.

Таким образом, Программа направлена на продвижение и ускоренную реализацию современных инновационных технологий и организационных решений в области пожарной безопасности в Российской Федерации.

Обзор документа

Утверждена ФЦП "Пожарная безопасность в России на период до 2017 г.".

Ее цель - качественно повысить уровень защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Среди основных задач - построить и реконструировать многофункциональные пожарные депо в населенных пунктах, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны. Необходимо разработать и внедрить новые образцы пожарной техники, робототехнических средств, снаряжения пожарных.

Программа будет реализовываться в течение 5 лет в 2 этапа (2013-2014 гг. и 2015-2017 гг.). В результате планируют достичь следующего. Снизить пожарные риски в России и приблизить их к уровню развитых стран мирового сообщества. Возродить добровольную пожарную охрану. Укрепить материально-техническую базу различных видов пожарной охраны для их эффективного функционирования, особенно в условиях экстремальных природных явлений. Создать эффективную систему обеспечения пожарной безопасности объектов, имеющих международный статус, и социально значимых объектов. В 1,2 раза будет сокращено количество пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, в населенных пунктах и на объектах экономики, находящихся в труднодоступных районах. Будут созданы сайт "Пожарная безопасность", автоматизированные системы оперативного управления пожарно-спасательными формированиями. Модернизируют системы связи при тушении пожаров.

Планируется снизить основные показатели обстановки с пожарами по отношению к показателям 2011 г. В частности, уменьшить количество зарегистрированных пожаров на 8,8%, погибших при пожарах людей - на 27,5%, населения, получившего травмы, - на 21,8%. Также планируется увеличить количество спасенных при пожарах людей на 20,2%. Число населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, от общего количества населенных пунктов составит 5%.

Всего на реализацию программы в 2013-2017 гг. предусмотрено 204 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета - 35,8 млрд руб. Приведен порядок предоставления и распределения субсидий между регионами на реализацию мероприятий данной программы.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Наименование - федеральная целевая программа "Пожарная

Наименование - федеральная целевая программа "Пожарная
Программы безопасность в Российской Федерации на
период до 2012 года"
Дата принятия - распоряжение Правительства Российской
решения о разработке Федерации от 31 октября 2007 г. N 1532-р
Программы
Государственный - Министерство Российской Федерации по
заказчик - делам гражданской обороны, чрезвычайным
координатор ситуациям и ликвидации последствий
Программы стихийных бедствий
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008
N 1128-р государственными заказчиками данной федеральной целевой
программы являются Минкомсвязь РФ, Минздравсоцразвития РФ и
Госкорпорация "Росатом".
Государственные - Министерство Российской Федерации по
заказчики Программы делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий

образования и науки Российской Федерации,
Министерство связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации, Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, Федеральное
агентство лесного хозяйства,
Государственная корпорация по атомной
энергии "Росатом", Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта,
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Основные - Министерство Российской Федерации по
разработчики делам гражданской обороны, чрезвычайным
Программы ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Министерство
образования и науки Российской Федерации
Цель и задачи - целью Программы является снижение риска
Программы пожаров до социально приемлемого уровня,
включая сокращение числа погибших и
получивших травмы в результате пожаров
людей к 2012 году по сравнению с 2006
годом на 40 процентов, и снижение ущерба
от пожаров на 44 процента.
Основными задачами Программы являются:
развитие инфраструктуры пожарной охраны,
в том числе в населенных пунктах
Российской Федерации, на объектах,
критически важных для национальной
безопасности Российской Федерации, и в
закрытых административно-территориальных
образованиях, проведение исследований по
совершенствованию системы их оснащения и
оптимизации системы управления;
развитие инфраструктуры объектов системы
подготовки пожарных и проведение
исследований по разработке и внедрению
новых информационных образовательных
технологий;
развитие экспериментальной базы пожарно-
технических научно-исследовательских и
образовательных учреждений, а также
разработка и внедрение новых
инновационных технологий в области
обеспечения пожарной безопасности;
развитие материально-технической базы
объектовых противопожарных подразделений
и их оснащение новыми средствами спасения
и пожаротушения, обнаружения пожаров и
оповещения населения;
реализация мероприятий по обеспечению
противопожарным оборудованием, в том
числе проведение исследований по
совершенствованию противопожарной защиты
объектов и подготовки обслуживающего
персонала, учреждений здравоохранения и
социальной защиты, учреждений
профессионального образования и
общеобразовательных учреждений;
разработка и реализация мероприятий,
направленных на соблюдение правил
пожарной безопасности населением, в том
числе проведение исследований по вопросам
обеспечения пожарной безопасности жилых
зданий и зданий с массовым пребыванием
людей и внедрение новых технологий в
области обучения населения по вопросам
пожарной безопасности
Важнейшие целевые - эффективность реализации Программы
показатели оценивается с использованием групп
Программы целевых показателей, характеризующих
снижение показателей обстановки,
касающейся пожаров, в том числе снижение
по отношению к показателю 2006 года:
количества зарегистрированных пожаров;
количества погибших людей;
количества населения, получившего травмы;
экономического ущерба;


пожарной безопасности
Сроки и этапы - Программа будет реализована в течение 5
реализации лет в 3 этапа.
Программы На 1-м этапе (2008 год) предусматривается
решение первоочередных задач Программы по
обеспечению пожарной безопасности за счет
финансовых средств субъектов Российской
Федерации и организаций, а также
разработка механизмов координации их
деятельности.
На 2-м этапе (2009 - 2010 годы)
предусматривается решение следующих задач
Программы:
организация и проведение работ по созданию



создание научных основ для реализации
мероприятий Программы по разработке и
внедрению новых инновационных технологий в
области обнаружения и тушения пожаров,
оповещения населения о пожарах, а также
для создания новых средств спасения людей
при пожарах и средств пожаротушения.
На 3-м этапе (2011 - 2012 годы)
планируются:
завершение работ по созданию
инфраструктуры системы обеспечения
пожарной безопасности во всех населенных
пунктах Российской Федерации;
укрепление материально-технической базы
системы обеспечения пожарной безопасности
в Российской Федерации;
внедрение пилотных проектов по
противопожарной защите образовательных
учреждений, учреждений социальной защиты и
здравоохранения;
создание систем обнаружения пожаров и
мониторинга обстановки в районах крупных
техногенных и лесных пожаров
Объемы и источники - всего в 2008 - 2012 годах:
финансирования за счет средств федерального бюджета -
Программы 29212,7702 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы - 1886,7515 млн.
рублей, в том числе работы гражданского
назначения - 401,9 млн. рублей;
на капитальные вложения - 26624,0882 млн.
рублей;
на прочие нужды - 701,9305 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 111813,2 млн.
рублей;
за счет средств организаций - 54867,1 млн.
рублей
Ожидаемые конечные - достижение социально и экономически
результаты приемлемого уровня пожарной безопасности,
реализации создание эффективной скоординированной
Программы и системы противодействия угрозам пожарной
показатели опасности, укрепление материально-
социально- технической базы и обеспечение
экономической благоприятных условий для функционирования
эффективности различных видов пожарной охраны;
сокращение в 1,5 - 2 раза количества
пожаров на объектах образовательных
учреждений, учреждений социальной защиты,
здравоохранения и других объектах с
массовым пребыванием людей.
Социально-экономическая эффективность за
период реализации Программы составит
252,6 млрд. рублей.
В результате реализации Программы
планируется достичь снижения основных
показателей обстановки, касающейся
пожаров, в том числе снижения по отношению
к показателю 2006 года:
количества зарегистрированных пожаров (на
7 тыс. единиц в год);
количества погибших при пожарах людей (на
6,8 тыс. человек в год);
количества населения, получившего травмы
(на 5,2 тыс. человек в год);
экономического ущерба (на 41 млрд. рублей
в год);
количества населенных пунктов, в которых
не обеспечивается требуемый уровень
пожарной безопасности (на 100 процентов)

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

В Российской Федерации в 2006 году произошло более 218 тыс. пожаров, в результате которых погибли 17065 человек и были травмированы 13379 человек, материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.

Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов объемов вводимого жилья.

В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:

Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.

Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и др.).

Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.

Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 кв. метр.

В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).

О проекте концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийПучков Владимир Андреевич


2




ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Целью Целью обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Ключевые мероприятия Ключевые мероприятия ФЦП направлены на сокращение числа погибших и травмированных при пожарах людей, а также на уменьшение количества пожаров, числа населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, увеличение числа спасенных при пожарах людей и снижение экономического ущерба. 4


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» создание и реконструкция многофункциональных пожарных депо на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно- территориальных образованиях; разработка новых образцов пожарной техники, робототехнических средств, средств мониторинга, экипировки, снаряжения пожарных, медицинского оборудования и средств для оказания помощи пострадавшим в результате техногенных ЧС и природных пожаров; разработка современных образцов роботизированных технических комплексов для выполнения операций по ликвидации пожаров; разработка инновационных инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты; развитие материально-технической базы системы подготовки профессиональных и добровольной пожарной охраны, а также другие. 5


Основные направления реализации ФЦП 6 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 317,5 млн. руб. Разработка специализированных материалов по формированию навыков противопожарного поведения населения Создание видеофильмов, видеороликов и телепередач по вопросам пожарной безопасности Развитие интернет-сайта «Пожарная безопасность» Разработка инновационных технологий и специализированных материалов по формированию навыков пожаробезопасного поведения населения


Основные направления реализации ФЦП 7 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – ,47 млн. руб. Строительство и реконструкция 224 пожарных депо, 27 испытательных пожарных лабораторий и 40 пожарно- технических центров Создание автоматизированных систем оперативного управления подразделений ФПС МЧС России Создание систем безопасности связи подразделений ФПС МЧС России


Основные направления реализации ФЦП 8 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 6 998,08 млн. руб. Оснащение пожарных депо специальной пожарной техникой, пожарно- техническим вооружением и специальным пожарным оборудованием Разработка пожарных комплексов, пожарно- спасательным катеров, специальных пожарных машин, робототехнических комплексов, средств и технологий тушения пожаров Внедрение современной пожарной техники и робототехнических комплексов в подразделения ФПС МЧС России


Основные направления реализации ФЦП 9 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 1 376,5 млн. руб. Разработка и внедрение инновационных технологий по установлению причин возникновения пожаров Разработка пилотных проектов по применению новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности Создание системы оперативного управления территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны Внедрение современных средств и технологий оказания медицинской помощи пострадавшим при пожарах


Основные направления реализации ФЦП 10 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 9 532,55 млн. руб. Строительство и реконструкция объектов образовательных и научно- исследовательских учреждений МЧС России, ГК «Росатом» и Рослесхоза Разработка и внедрение системы дистанционного обучения по вопросам пожарной безопасности Разработка и внедрение учебно-тренажерных моделирующих и натурных комплексов для подготовки пожарных Совершенствование информационно- образовательных технологий в области пожарной безопасности


Основные направления реализации ФЦП 11 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 2 271,7 млн. руб. Разработка технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности Разработка требований пожарной безопасности РФ при интеграции в международную систему норм пожарной безопасности Создание системы сбора, анализа и обмена информацией о противопожарном состоянии объектов Совершенствование системы экспертного исследования пожаров


Основные направления реализации ФЦП 12 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 237,2 млн. руб. Мониторинг реализации мероприятий Программы Мониторинг социальной эффективности выполнения мероприятий Программы Создание ежегодных информационно-аналитических сборников по реализации мероприятий Программы


13


14 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»


ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Снижение количества пожаров к 2017 году на 8,8 % по сравнению с 2011 годом Количество пожаров – При инерционном сценарии При реализации ФЦП


ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Снижение количества погибших при пожарах к 2017 году на 27,5 % по сравнению с 2011 годом Количество погибших на пожарах людей – человек При инерционном сценарии При реализации ФЦП


ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Сокращение количества пострадавших при пожарах к 2017 году на 21,8 % по сравнению с 2011 годом Количество населения, получившего травмы при пожарах – человек При инерционном сценарии При реализации ФЦП



I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы до 2017 года приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
II. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
VI. Ориентировочный срок и этапы решения проблемы программно-целевым методом
VII. Предложения по целям и задачам Программы до 2017 года, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам на вариантной основе
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы до 2017 года
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы до 2017 года
XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы до 2017 года
XII. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы до 2017 года
ХIII. Предложения по механизмам формирования Программы до 2017 года
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы до 2017 года
Приложение № 1. Целевые значения показателей федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 2. Распределение объемов финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 3. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)
Приложение № 4. Объем финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)
Приложение № 5. Основные направления работ государственных заказчиков федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 6. Распределение объемов финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" между государственными заказчиками

Просмотров