Поздравления с причастием. Симфония по творениям святителя феофана, затворника вышенского, причащение - читать, скачать - святитель феофан затворник Поздравление с первой исповедью и причастием

Как-то блог и вообще многие новости (ух, может быть я надеюсь, потихоньку на Украине жизнь налаживается) отошли на второй план последние недели. От работы не удалось так легко отделаться, я уже даже успела слетать с мужем в Гаагу, но самое важное событие этого месяца для нас, конечно, Первое Причастие нашей девочки. Еще у нас было много гостей из Киева. Так что все внимание им, подготовке и собственно самому празднованию.


Немножко расскажу о самом процессе подготовки и символизме самого первого причастия.

В православной церкви маленькие детки обряд первого причастия принимают уже в момент крещения. В католической церкви это не так. В зависимости от страны, региона и даже может быть отдельного колледжа, возраст детей принимающих первое причастие колеблется от 7 до 10 лет.

Считается что именно в этом возрасте дети могут уже сознательно принять таинства Евхаристии (причащение хлебом и вином). Я не особо сильна в глубоком символизме данной церемонии и почему именно этот возраст, так что обращайтесь к гуглу.

Подготовка к первому причастию довольно длительная и состоит обычно в духовных беседах (лекциях, семинарах) священника с детьми, т.н. "катехизации". У нас в колледже с детками такие уроки проводят и добровольцы-родители в маленьких группах по 6-8 человек. Они не зубрят библию, просто знакомятся в игровой, но в то же время довольно серьезной форме с основами учения. У нас еще и школьный священник прирожденный педогог. А вот с родителями он слегка занудный, как сказал мой муж однажды после встречи священника с родителями "лучше я буду ходить на мессы (служба) с детьми чем на эти встречи". :)


Кстати, во время двухгодичной подготовки каждый месяц для подготавливающихся проводится в нашем колледже семейная месса. Нас там немножко информируют как идет процесс подготовки помимо собственно католической службы. Колледж имеет собственную церковь (он религиозный).

Есть еще одна сторона этого интимного праздника для ребенка.... Вы уже наверное догадались, какая. :)

Это конечно, празднование после церемонии, наряд и подарки. Символизируя чистоту помыслов и намерений, девочка должна быть одета в белое платье, мальчики белая рубашка. Надо ли вам говорить, что в Испании это целая "индустрия": начиная от платьев на заказ (любое более менее известное ателье по пошиву свадебных платьев предлагает отдельную коллекцию платьев для первого причастия примерно в январе-феврале), заканчивая специальными банкетами с атрибутами типа цветочного декорирования, специального меню и развлекательной программы для детей (вот хорошо, хоть дискотеки не предлагают, зато есть клоуны). Фотографы, мелкие подарки для приглашенных и проч. и проч. А! Еще есть специальное красивое белье (представляете, в мае хотела купить, уже закончилось) и туалетные принадлежности. Обувь, само собой.


Здесь уже вступает в игру возможности и желание родителей вкладываться в довольно дорогое удовольствие, которое даже не "вернет" вложенного, как например, на свадьбе. ;)

В первую очередь родители думают, кого приглашать на празднование. Мы ограничились самыми близкими родственниками и друзьями, но все равно получилось около 30 человек. Ресторан я тоже не хотела слишком церемониальный, но в то же время мне хотелось чего-то классического. На свадьбах здесь следуют определенному протоколу подачи блюд и меню обширное, на первом причастии менее формально. *Я еще не раз сравню празднование свадьбы и первого причастия;)

Первые причастия празднуют в течении месяца мая, конец апреля. Подготовка в моем случае заняла около 6 месяцев. Май еще и месяц свадьб, так что рестораны, фотографы...нужно позаботится заранее. Платье мы заказывали за 3 месяца, с двумя примерками. :) Фотографии часто делают заранее, в студиях, затем фотографии в специальном именом паспарту дарят гостям. Я не делала этого, у нас фотографии делались в тот же день, но зато весь процесс - подготовка невесты ребенка дома, церемония, немножко фотосессия в парке, ресторан...:) И у нас еще случайно нарисовался личный парикмахер на дому (он же один из приглашенных) , который шикарно уложил волосы ребенку. Честно говоря я не рассчитывала, поэтому выбирали простейшее украшение для волос с расчетом того, что я уложу сама, а получилась шикарная прическа, мне потом еще родители в колледже говорили что "ой, как красиво уложено было". Но это уже не входит в обязательные атрибуты празднования. :)


Ну и что еще рассказать? Волнительный день конечно. Чтобы не было накладок (их у нас не было, все было супер слаженно, супер красиво, все улыбались, никто не был недоволен), все нужно продумать до мельчайших деталей. Больше всего волновалась за Клаудию, чтобы без слез, довольная и счастливая она пережила этот день.

И еще мы получили с мужем неожиданно красивый букет от наших родственников. 18 мая, ровно 11 лет назад мы праздновали нашу свадьбу в Барселоне.Было приятно. :)


А! Вот еще про подарки. На первое причастие принято дарить подарки. Когда меня родственники спрашивали, что же дарить, я не хотела никаких денег, что-нибудь, что останется на память этого дня. Для девочки проще - украшения всегда уместны и сохранить как память не проблема, особенно когда уже они не слишком детские. Дарят еще часы, серебрянные рамки для фотографий. Хотя она и пыталась настоять на чем-то типа "nintendo". :)



Спасибо огромное Миле и ее мужу

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

И я желаю поздравленье
от всей души преподнести,
и в самый сладкий день рожденья
дарю экспромт, как конфетти.

Пусть ярко Солнышко сияет
и вдохновенье дарит нам!
Пусть в январе, как было в мае,
Любовь подарит нам она!!!

Пускай Блистающей...

https://www.сайт/poetry/167311

Вот и выпал, наконец-то, первый снег,
От заоблачных проснувшись нег.
На землю грешную спускаются с небес,
Освящая светом ночь, поля и лес

Сонмы ангелов-снежинок всё кружат,
Разбрызгивая в небо света кружева
Чтоб наполнить мир красой и...

https://www.сайт/poetry/1135520

... – по большей части словенскую, но также и французскую, испанскую, английскую, арабскую, датскую и даже русскую. Ковац и Мелер посадили детей перед черными экранами мониторов, на которых справа и слева горели два белых квадрата. В первой части эксперимента ученые произносили бессмысленное трехсложное слово – вроде «ла-бу-да», после чего в одном из квадратов – допустим, правом – появлялся...

https://www.сайт/journal/117807

Атлантов), повели тех из людей, у которых в сердце жила ЛЮБОВЬ. Именно там Учителя Рас 4 расы начали свои первые генетические разработки по созданию ПЕРВЫХ Людей - Атлантов 4 расы из генов семи Животных: Быка, Лошади, Льва, Свиньи, Обезьяны, Птицы и Рыбы. ... велись и ведутся заранее! Именно по этой причине Зевс во всех мифах Греции представлен, как любвеобильный бог, у которого много детей ! Подробно о сценарии Конца Света, который испытали люди 3 расы, написан в «Книге Дзиан», часть 2. Все они - ...

https://www.сайт/religion/19083

По электронной почте и, к сожалению, не знаю его источник). «Мы хотим познакомить вас с подборкой писем, которые дети адресовали напрямую Богу. Эта идея пришла в голову рижскому писателю и кинодраматургу Михаилу Дымову. Это невозможно прокомментировать даже. ... , как маленький, Значит, он и правда плачет. Марик, 4 кл. Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: "Мы с тобой два разные человека". Ты представляешь, я хуже, чем умер. Акадий, 2 кл. ...

«Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Эти слова из Евангелия часто вспоминают, говоря о том, с какого возраста нужно приобщать ребёнка к Таинствам Церкви, в частности – к Причастию.

Православная практика

В Православной церкви существует обычай причащать младенцев с момента крещения. С младенчества и примерно лет до 7 они могут причащаться как угодно часто и без исповеди, так как до определённого момента дети ещё не осознают своих поступков и не различают понятий добра и зла, не имеют представления о грехе.

Исповедовать детей в православии обычно начинают в возрасте 7 лет, но порог этот очень индивидуален и зависит от особенностей взросления конкретного ребёнка.

Во многом практика причащения младенцев основана на вышеприведённой цитате из Евангелия и предполагает, прежде всего, наличие глубокой веры у родителей. Ребёнка подносят к Причастию с тем, чтобы он зримым образом соединился со Христом, «во освящение души и тела». Также таким образом родители вручают его жизнь Богу.

Конечно, не стоит думать, что, если родители сами никогда не подходят к Причастию и не участвуют в Таинстве вместе с ребёнком, эта практика в дальнейшем принесёт ему какую-то ощутимую пользу.

Тем более, что далеко не всегда младенец готов к этому, а причастить ребёнка «для галочки» или «для здоровья» любым способом, преодолевая сопротивление, капризы и агрессию, полагая, что таким образом снизойдёт на него благодать – довольно наивно, если не сказать - кощунственно.

К Таинствам, конечно, нужно подходить осознанно, и в случае с причащением младенцев, именно родители должны быть источником и проводником этой осознанности.

Католическая практика

Католики подходят к вопросу причащения детей, возможно, с меньшей долей философии, и с большей долей рационализма. В Римско-католической церкви первое причастие ребёнка совершается обычно в возрасте 8-9 лет.

Это объясняется тем, что, как правило, раньше ребёнок не способен осознать значимость Таинства, не может отличить простой хлеб от Евхаристического, понять и объяснить разницу между едой и Причастием и полноценно исповедоваться.

Причастие, по мнению католиков, должно совершаться в сознательном возрасте, и быть неким подтверждением членства в Церкви.

Подобное отношение у католиков и к таинству Миропомазания – в отличие от православных, которые принимают его сразу вслед за крещением, и часто – в младенчестве, католики совершают таинство Конфирмации (с лат. – «подтверждение»), получая в нём дары Святого Духа, уже в довольно сознательном возрасте – лет в 13 и позже, знаменуя этим как бы некое «духовное совершеннолетие».

Первое Причастие у католиков – это праздник, сродни дню рождения. Это особое торжество, к которому довольно долго и усердно готовятся. Обычно дети проходят катехизацию в воскресной школе в течении года или двух.

Ребёнок должен иметь представление об основах веры, о смысле Таинств и знать основные молитвы. Накануне же обычно он впервые исповедуется.

В каждой католической стране есть свои обычаи и дни для церемонии Первого Причастия. Детей, как правило, наряжают в белые одежды: девочек в платья и венки, как невест, а мальчиков в подобие белых стихарей. День принятия первого Причастия - важное событие не только для католической семьи, но и для местной общины.

Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36).

2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие

Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71).

3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища

Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206).

4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить

Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227).

5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе

Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59).

6. Как приступать ко Святому Причащению

Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212).

7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

Я не вижу, что высокопреосвящ. Иосиф наложил на вас Причащение Святых Таин в двунадесятые праздники как неотложное правило. Он дал вам только совет и благословил на это, и вы хорошо поступите, если будете исполнять это, когда нет препятствий, с должным всегда приготовлением и очищенною совестию. Слушайтесь в сем советов иерея Божия о. Иоанна N (3, с. 3).

8. О полезности частого Причащения для духовной жизни

Что причащались дважды в пост – добре. Благослови, Господи! Можно почаще причащаться, как вздумаете. Священник каждый день приглашает причащаться православных – только никто не откликается. Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо (3, с. 78).

9. Причащаться можно, как только душа потребует

Вы уже поговели... И еще поговейте и причаститесь. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует. Благослови вас, Господи! (3, с. 93).

10. Козни врага во время говения

Что бывает с вами во время говения... страх, волненье... полагать надо, исходит от врага. Он, верно, около вас разживается чем-нибудь. Исповедь же и Причащение опаляют его и прогоняют. Вот он, предвидя сие, и поднимает тревогу. Потрудитесь не отходить от памяти Божией и памяти смертной... Они не только во время говения, но и во всякое гонят его и опаляют, и приступа к вам не дадут. Сами видите, как душеспасительно для вас говение... и можете сами же себе повелеть почаще говеть (3, с. 118).

11. Об усовершенствовании дела говения

Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу... только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и Причащение (3, с. 177).

Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4. А в посты пред Пасхою и Рождеством – по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство (3, с. 177).

12. Как часто можно причащаться?

Как часто говеть? Так часто, как сможете.

Но наперед положите все посты говеть и из них большие, Великий и Рождественский, раза по два или по три. Спрашивайте своего духовного отца (4, с. 10).

13. Причащение – самая крепкая поддержка духовной жизни от общения с Господом

Говели три раза. Добре! Самая крепкая поддержка духовной жизни – общение с Господом, ибо без Него что мы (4, с. 18)?

14. О смущениях перед Причащением

К Таинству же Причащения приступайте ничтоже сумняся. Если приступаете с верою в Господа, присущего в Таинах, с благоговением и готовностию все силы свои посвятить на служение Ему единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоиваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении души. Потом само Причащение мало-помалу и исправит сии недостатки (4, с. 83).

15. Причащаясь Святых Таин, мы принимаем Господа

Благослови, Господи, ваше Святое Причащение! Прияли вы Господа: Он один да исполняет сердце ваше так, чтобы там уже не оставалось места ни для какой твари. Господь близ! Если будете к Нему воздыхать, то никакой нужды духовной не встретите непреодолимой и неудовлетворимой (4, с. 88–89).

Относительно Святого Причастия... хульные посмыслы или неверие... прямо от врага. Гоните и молитесь. Сам Господь дал сие Таинство... говоря: Сие есть тело Мое, сия есть Кровь Моя... и заповедал: Сие творите в Мое воспоминание . Апостолы и начали делать сие... и с того времени сие делание в Церкви Святой не прекращалось и не прекратится до скончания века... Совершитель Таинства есть Сам Господь. Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая Дары... Действующая же сила от Господа исходит. Господь везде есть. И в один момент по всей земле может повторить Тайную вечерю (4, с. 103).

Молитесь Господу и просите приложить веру. Кладите во время утренней и вечерней молитвы поклона по три со словами: «Господи, приложи мне веру... ибо враг смущает меня, всевая помыслы неверия»... И даст Господь. Только не переставайте с усердием молиться... И всякую свою нужду духовную всеусердно Господу открывайте, и Он поможет. Всеусердно желаю, чтобы Господь всегда являл вас победительницею (4, с. 103–104).

16. По Причащении

Благие мысли у вас по Святом Причащении. Клеть внутри... Если будете там, Господу не скучно будет у вас. Потрудитесь занять Его молитвенною беседою – и Он будет внимать не отходя.

Там и брачный чертог у вас будет... и предивное сочетание... А за ним блаженство нескончаемое (4, с. 119).

17. На вопрос о Причащении с малым приготовлением

Причаститься можно вам... Недостаток пощенья ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.

Это краткое внутреннее и внешнее утруждение себя даст вам, по вере вашей в милосердие Господа, с дерзновением приступить к Святым Таинам. Впрочем, если будет недоставать дерзновения по вере, а, напротив, будет слышаться внутри некое прещение, то лучше отложить сие святое дело. Скоро ведь можете сподобиться сего и дома. Делаю заметку сию на случай. Но лучше, если своею верою и возжеланием Господа окрылитесь к дерзновению... Обще говоря, мы ведь никогда не сможем вполне достодолжно приступать к Таинам. Всегда покрываемся упованием на безмерное милосердие Господне (4, с. 126).

18. Наставление готовящейся к Причастию

Благо намерение ваше исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Потрудитесь хорошенько определить, что следует пресечь и отбросить, и, дав обет на сие, решение засвидетельствуйте строго исполнить. И мир Божий водворится... и особенно – несмущенное воззрение на Господа во время молитвы (4, с. 129).

19. Нападки врага перед говением

Что испытываете нападки, и особенно когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говенья, или испортить его. Но когда сопротивлялись и не уступали... то это знак победы, а не поражения и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т.е. Причащения. Вы хорошо делали, что с самого первого появления нападения восстали и воспротивились. И всегда так делайте... как только покажется – тотчас сопротивление, отвержение, ненависть и молитва. Если тайный голос говорит, что было допущено соизволение на помыслы... покаянием надо сие очистить и сокрушением с твердою решимостию не уступать более. Что нападки – это не беда... это к венцам приглашение... Беда в уступках. Господь да вооружит вас! Молитва Иисусова – первое орудие и всемощное... Не выпускайте его из рук (4, с. 140)!

20. Частое Причащение может привести к равнодушию

Святых Таин причащайтесь почаще, как дух[овный] отец разрешит... только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце нипочем – а от него всякая жизнь. Так и к Святым Таинам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной, что очень неодобрительно (4, с. 150).

О частом Причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды или два раза – самая мерная (4, с. 254–255).

21. О Причащении в двунадесятые праздники

Уж коли положили причащаться в двунадесятые праздники, и надо бы так вести. Но и то правда, что иногда сии праздники идут скоро один за другим, так что их на один месяц приходится два, тогда как на другой – ни одного. В таком случае, точно, лучше в один какой праздник опустить Святое Причащение и перенесть его в другой месяц, приурочив к какому-нибудь дню. Сами устройте это, как лучше (4, с. 234).

22. Можно ли давать запасные частицы в путь шествующим

В даянии запасных частиц в путь шествующей тоже ничего не вижу грешного. Бывало прежде в употреблении и теперь может быть. Отменено не по неуместности дела, а по некиим злоупотреблениям. Когда не предполагаются злоупотребления, можно дать место древнему обычаю (4, с. 255).

Приступая к Святым Таинам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством. Чему быть на душе после сего, предоставьте сделать то Самому Господу. Многие наперед вожделевают получить от Святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина – не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему. Плод Причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром, иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу, иногда ничего почти не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности. Замечу и здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться, и увидите плоды от сего Таинства утешительные (9, с. 153–154).

24. Поздравление и благожелание причастившемуся Святых Христовых Таин

Теперь, наверное, вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные.

Но паче же всего желаю вам ощутить радость спасения в Господе. Ибо Господь в вас, а где Господь, там и спасение. Один языческий царь, когда буря застала его на море и корабельники в страхе не знали что делать, по свойственной ему заносчивости, сказал: «Чего боитесь? Вы везете такого царя». – То была пустая речь. Но Господь, когда однажды буря ветреная подвергала опасности корабль, на котором Он плыл с учениками чрез озеро Генисаретское, и последние, не зная что делать, воззвали к Нему: Господи, спаси ны, погибаем! – прежде запретил ветру и волнению водному и, когда уже улеглись волны и бысть тишина, сказал: Где вера ваша? (см. ). Таким образом, только в отношении ко Господу можно поистине говорить: «Чего боитесь? Господь с вами». Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: аще пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (). И всем причастникам прилично петь: Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль () (9, с. 154–155).

25. Святые Таины прообразованы манною

Заняло меня состояние вашего сердца после причастия Святых Таин. Ведь Святые Таины прообразованы манною. Она принимала вкус по нуждам каждого. Вот и причастие Святых Таин дало вам вкусить, что вам нужно. Теперь знает сердце ваше, что значит быть с Господом и что без Него (11, с. 10).

26. О Причащении Святых Христовых Таин

Вы спрашивали о Святом Причащении. Нисколько не помешает часто причащаться с приготовлением истинным. Хорошо бы – каждый пост, а в Великий и предрождественский и по дважды. Впрочем, как Господь по сердцу положит; только хорошо причащаться (11, с. 70).

Кто же это так нелепо говорил о Таинстве Тела и Крови Христовой?

Мысль эта кальвинская. А по-православному вот как надо веровать: «Кто не вкусит тела Господня и не пиет Крови Его, живота не имать в себе». Кто в Господе пребывает? – ядый Плоть Его и пияй Кровь Его. Тут нет ничего неясного и никакого иносказания. Так веровали все спасшиеся о Господе, так веровать подобает и нам. Мало ли чего не наговорят не понимающие и не хотящие вникнуть! И еще толкуют про какое-то утешение! Откуда же оно зайдет к ним? Господь не взойдет в сердце неверующее, хоть стоит у дверей и толчет, а вне Господа какие утешения (11, с. 80)?

27. О сохранении плодов Причащения

Жалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, исповедию и Причащением скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти... Не надо предавать себя на жертву внешних впечатлений: они уносят внимание из сердца и заставляют его блуждать на стороне, далеко от себя. Не надо допускать вкушать сласти душевнотелесные. У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, все прочее – трава; а когда придется вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному. Из сего сами видите, что подобает делать, чтобы сохранить вкушение духовных благ (6, с. 48– 49).

28. О частом причащении

Поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Буди во спасение!

И во второй раз причаститься хорошо будет. Чем чаще, тем лучше (8, с. 16)!

Вот и добре, что с таким убеждением причастились. Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться – не только в посты, но и между постами (8, с. 45).

29. Домашнее говение и епитимия

Неудобно выехать из дома – дома поститесь. Дело говения можете совершить дома, а потом исповедаться и причаститься в церкви.

Неприятности же и все, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимии, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви (8, с. 40).

30. Причащаться всегда можно

Когда неудобно было говеть на первой – поговейте, как предполагаете. Чаша Господня всегда открыта, и все на всякий день приглашаются к ней. Потому никогда нельзя говорить, что время безвозвратно пропущено. Ныне пропущено – завтра готово (8, с. 68).

31. Отчего иногда не чувствуется действие Таинств

Слава Богу, что причастились. Что в чувстве не засвидетельствовалось благотворное действие сего Таинства, это надо приписывать нездоровью и вследствие того, может быть, недостатку духовного напряжения. Но действие Таинств не всегда отражаются в чувстве, а действуют сокровенно, что, конечно, имело место и у вас, как обыкновенно (8, с. 123).



Просмотров