Постановление вс рф n 3020 1. "о приватизации жилищного фонда в российской федерации"

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте

Государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов: федеральное государство в целом, субъекты федерации и муниципальные образования. Вместе они охватываются понятием публично-правовых образований .

Государство и иные публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают наравных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Незаконными считаются любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения публично-правовыми образованиями в гражданских правоотношениях односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников оборота.

К публично правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие в обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или статуса данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Публично-правовые образования обладают специальной , а не общей (универсальной) правоспособностью, т.к. участие в гражданских правоотношениях носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер.

Государство и иные публично-правовые образования реализуют свою дееспособность через свои органы , действующие в рамках их компетенции , установленной актами о статусе этих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК). Т.е., действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции – действия самих публично-правовых образований. Компетенция властных органов устанавливается актами публичного (административного права), а не частного права. Для гражданских правоотношений имеет значение прежде всего их компетенция по использованию имущества (государственного и муниципального), а также компетенция в области возложения и несения имущественной ответственности. При этом речь идет об имуществе, нераспределенном за юридическими лицами (такое имущество – база самостоятельного участия этих лиц в имущественном обороте). Данные юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). По собственным обязательствам публично-правовые образования отвечают казной (нераспределенное государственное и муниципальное имущество, главным образом - бюджетные средства).



Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы от имени публично-правовых образований. При предъявлении к публично-правовым образований имущественных требований (в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений), в роли ответчиков выступают главные распорядители бюджетных средств.

Иным находящимся в публичной собственности имуществом от имени собственника распоряжаются уполномоченные им органы власти.

Например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) :

осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. составляющего государственную казну РФ (кроме бюджетных средств), включая полномочия собственника по приватизации федерального имущества;

выступает от имени РФ учредителем создаваемых с участием государства юр. лиц, в т.ч. учредителем (участником) ОАО, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий;

закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных предприятий и учреждений;

заключает договоры купли-продажи и аренды федерального имущества и размещает заказы на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд и т.д.

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность»

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях – независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

Большинство органов публичной власти одновременно являются и юридическими лицами – учреждениями . В этом качестве они могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно. По таким сделкам они будут нести самостоятельную имущественную ответственность выделенными им денежными средствами, а федеральное государство – субсидиарную ответственность имуществом казны при недостатке у них денежных средств.

Само публично-правовое образование не может выступать в гражданских правоотношениях иначе, кроме как через свои органы (выступление государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан от имени публично-правовых образований по их специальному поручению (п. 3. ст. 125 ГК) есть гражданско-правовое отношение представительства).

Важно разграничение ситуаций, когда участником гражданско-правовых отношений является публично-правовое образование в лице своего органа власти и когда этот орган власти самостоятельно выступает в гражданском обороте как юр. лицо.

Если действия органа публичной власти по распоряжению бюджетными средствами или иным имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, входят в компетенцию данного органа – данные действия рассматриваются в качестве действий публично-правового образования (которое и несет имущественную ответственность за их результаты). В противном случае считается, что орган власти действует в правоотношениях от собственного имени, как самостоятельное юридическое лицо-учреждение (учреждение по общему правилу лишено возможности распоряжаться даже имеющемся у него на ограниченном вещном праве имуществом – ст. 298 ГК). Учредитель (публично-правовое образование) имеет возможность оспорить совершенные учреждением сделки либо как выходящие за пределы его правоспособности, либо даже как незаконные (нарушающие требования финансового законодательства).

Законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

Участие публично правовых образований в вещных и корпоративных отношениях:

1. Приобретение имущества в собственность: в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры; отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд; реквизиция, конфискация, национализация частного имущества и т.д.

2. Приватизация государственного или муниципального имущества.

3.Создание юридических лиц.

4. Участие в деятельности хозяйственных обществ/товариществ в качестве акционеров/участников (в т.ч. право «золотой акции» в отношении ОАО с их участием).

Участие публично-правовых образований в обязательственных и иных гражданско-правовых отношениях:

1. Выступление в качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных или муниципальных нужд.

2. Выступление в качестве заемщиков (путем эмиссии ценных бумаг), займодавцев (выдача кредитов).

3. Выдача государственных и муниципальных гарантий (принятие ответственности за исполнение обязательств третьими лицами в отношении тех субъектов, которым выданы гарантии).

4. Участие в соглашениях о разделе продукции.

5. Организация лотерей, тотализаторов (взаимных пари).

6. Участие в обязательствах из причинения вреда.

7. Участие в наследственных отношениях.

Письмо ВАС РФ N С-13/ОСЗ-273 от 06.09.93 О внесении изменений и дополнений в постановление ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и о порядке распоряжения объектами федеральной собственности на территории РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает, что Верховным Советом Российской Федерации 21 июля 1993 года принято Постановление No. 5475-1 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года No. 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и о порядке распоряжения объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами“ указанное Постановление вступает в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, поскольку при принятии этого акта не указан срок введения его в действие.

1. Согласно новой редакции пункта 15 Постановления от 27 декабря 1991 года No. 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений; утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений; заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Поэтому арбитражным судам при рассмотрении споров необходимо устанавливать, были ли делегированы Правительством Российской Федерации его полномочия по распоряжению федеральным имуществом конкретному министерству или ведомству.

2. Новой редакцией пункта 15 предусмотрено, что Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации. Арбитражным судам и в данном случае следует проверять, имело ли место делегирование полномочий со стороны Правительства Российской Федерации.

3. Следует обратить внимание на то, что рассматриваемое Постановление не затрагивает полномочий Госкомимущества, которыми он наделен в соответствии со статьей 4 Закона “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“.

4. Пунктом 2 Постановления от 21 июля 1993 года No. 5475-1 дано поручение комитетам Верховного Совета Российской Федерации подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации изменения и дополнения в действующее законодательство, а также проекты законов, регулирующих вопросы управления и распоряжения государственным имуществом. Впредь до внесения указанных изменений и дополнений и принятия законов действующие нормативные акты применяются в части, не противоречащей Постановлению от 21 июля 1993 г. No. 5475-1.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

Согласно Приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся исключительно к федеральной собственности

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.1999 N Ф08-2713/99 по делу N А63-131/99-С1

Дело N А63-131/99-С1


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя комитета по управлению имуществом города Ставрополя М.А.И., представителей общества с ограниченной ответственностью "Восход" М.О.В., А., без участия представителей Министерства государственного имущества Ставропольского края и Министерства культуры Правительства Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению имуществом города Ставрополя на решение от 01.06.99 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.99 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-131/99-С1, установил следующее.

Министерство государственного имущества Ставропольского края обратилось к комитету по управлению имуществом города Ставрополя и товарищества с ограниченной ответственностью "Восход", реорганизованного в общество с ограниченной ответственностью, о признании последствий ничтожности сделки приватизации помещения, площадью 645,1 кв. м, расположенного в городе Ставрополе по пр. К. Маркса, 78.

Третьим лицом на стороне истца привлечено Министерство культуры Правительства Ставропольского края.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.06.99, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.99, применены последствия ничтожной сделки приватизации - дополнительного соглашения от 29.06.95 к договору купли-продажи N 212, заключенному между комитетом по управлению имуществом города Ставрополя и товариществом с ограниченной ответственностью фирма "Восход". Взысканы с комитета по управлению имуществом города Ставрополя в пользу общества с ограниченной ответственностью фирма "Восход" 149,560 руб. неосновательно полученные денежные средства по дополнительному соглашению от 29.06.95. Возвращены в собственность Российской Федерации нежилые помещения, площадью 645,1 кв. м, расположенные в городе Ставрополе, по пр. К. Маркса, 78. Решение мотивировано тем, что указанное нежилое помещение не является муниципальной собственностью, поскольку отнесено к памятникам истории и культуры, следовательно, к федеральному уровню собственности. Сделки по отчуждению таких объектов являются ничтожными в силу статьи 5 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и пункта 3 Указа Президента РФ от 14.10.92 N 1230 (л.д. 101, т. 1, 27, т. 2).

Комитет по управлению имуществом города Ставрополя с решением и постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края не согласился, обжаловав их на основании того, что необоснованно применены нормы пункта 3 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, поскольку положения, установленные в указанном пункте относятся к объектам историко-культурного и природного наследия общероссийского значения. Спорное здание отнесено к памятникам истории и культуры местного значения и поэтому не подпадает под действие приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов имущества, согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета N 3020-1, поэтому положения, установленные в Распоряжении Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, не подлежат применению. Постановлением главы администрации Ставропольского края от 17.03.92 N 72 магазин N 1, расположенный по пр. К. Маркса, 78, был передан в муниципальную собственность (л.д. 25, т. 2).

Министерство государственного имущества Ставропольского края возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Комитет по управлению имуществом города Ставрополя в заседании кассационной инстанции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В заседании кассационной инстанции общество с ограниченной ответственностью "Восход" поддержало кассационную жалобу комитета по управлению имуществом города Ставрополя и считает, что судебные акты подлежат отмене на основании того, что ранее в здании, расположенном по пр. Маркса, 78, находился магазин N 1, входивший в Горпромторг. Затем было создано арендное объединение, которые заключило договор аренды с Горпромторгом, переоформленный с комитетом по управлению имуществом города Ставрополя, с момента его создания. Затем в соответствии с законодательством о приватизации помещение выкуплено товариществом с ограниченной ответственностью "Восход", созданного работниками магазина N 1.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 01.06.99 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.99 подлежат отмене на основании следующего.

Согласно приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся исключительно к федеральной собственности.

Решением исполнительного комитета от 01.10.81 N 702 (л.д. 32, 33, т. 1) здание, расположенное в городе Ставрополе, пр. Маркса, 78, является памятником истории и культуры местного значения. Данное обстоятельство Министерством государственного имущества Ставропольского края не отрицается (л.д. 17, т. 1).

Разграничение памятников архитектуры по уровням собственности должно производиться исходя из деятельности самого объекта государственной собственности, находящегося в здании, являющемся памятником архитектуры местного значения.

Администрация города Ставрополя в письме от 24.05.99 N 541-6 (л.д. 77, т. 1) указала на то, что дом, расположенный в городе Ставрополе, пр. К. Маркса, 78, до приватизации находилось на балансе ЖРЭП N 5 согласно постановлению ГУКХ от 23.03.23 N 21932-3. Данное обстоятельство не опровергнуто Министерством государственного имущества Ставропольского края.

Распоряжением администрации города Ставрополя от 05.08.94 N 230 (л.д. 65, т. 1) хозрасчетное арендное предприятие - товарищество с ограниченной ответственностью "Восход", в том числе входящий в его состав магазин N 1, расположенный по пр. К. Маркса, 78, передано в муниципальную собственность.

Согласно Уставу товарищество с ограниченной ответственностью "Восход" создано членами трудового коллектива хозрасчетного арендного предприятия N 1 Ставропольского Горпищеторга, которое находилось в здании, расположенном по улице К. Маркса, 78.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешения споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр или перечень необходимо при определении их принадлежности соответствующим субъектам руководствоваться приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1. Из представленных в материалы дела доказательств, не опровергнутых Министерством государственного имущества Ставропольского края, видно, в спорном помещении находился магазин Горпромторга, следовательно, помещение, расположенное по улице К. Маркса, 78, должно быть отнесено к объектам муниципальной собственности. Поэтому комитет по управлению имуществом города Ставрополя вправе был совершить сделку приватизации по помещению, расположенному по улице К. Маркса, 78, покупателем которого выступили работники магазина N 1.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


постановил:


решение от 01.06.99 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.99 Арбитражного суда Ставропольского края по делу А63-131/99-С1 отменить. В иске отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.



Просмотров