Порядок возникновения и прекращения юридических лиц. Возникновение и прекращение юридического лица Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Статья 51 ГК предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц. Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации. Пока такового нет, можно лишь предположить, о каких органах идет речь. Ими могут стать территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы, суды.

Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:

  • в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица;
  • в случае несоответствия учредительных документов закону.

Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

В отношении порядка регистрации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Данные государственной регистрации (в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование) включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Обращаем внимание на то, что исходя из ГК реестр должен быть единым для всех юридических лиц и открытым для всеобщего ознакомления.

В настоящее время существуют два государственных реестра. Ведение одного из них осуществляет государственная налоговая служба РФ (см. Положение о порядке ведения государственного реестра предприятии. Утверждено ГНС 12 апреля 1993 г. № ЮУ-4-12/65Н), второй (Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, а также аккредитованных в России представительств иностранных фирм) ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (созданная Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. №655).

Прекращение деятельности юридического лица может иметь место в двух формах

  • с правопреемством (реорганизация);
  • без правопреемства (ликвидация).

Исходя из статей 57-60 ГК, реорганизация юридического лица может иметь место в форме:

  • слияния (объединение нескольких юридических лиц в одно, к которому в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности каждого из них),
  • присоединения (поглощение одного юридического лица другим, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом);
  • разделения (создание на основе одного юридического лица новых самостоятельных юридических лиц, к которым на основе разделительного баланса переходят права и обязанности разделенного юридического лица);
  • выделения из существующего с сохранением последнего (к новому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с разделительным балансом);
  • преобразования, то есть изменения организационно-правовой формы (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Единственным исключением из этого общего правила является реорганизация в форме присоединения, которая считается состоявшейся с момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Названные документы утверждаются тем, кто принял решение о реорганизации юридического лица 21, и представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (непредставление их влечет за собой отказ в государственной регистрации).

Если нет возможности четко определить правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами.

Ликвидация, то есть прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, может состояться как по решению участников или уполномоченного ими органа, так и независимо от воли участников при наличии предусмотренных оснований.

Участники вправе в любой момент принять решение о ликвидации юридического лица. Это решение может быть принято, в частности:

  • в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;
  • в связи с признанием судом регистрации юридического лица недействительной.

Независимо от воли участников юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда:

  • в случае осуществления лицензируемой деятельности без лицензии;
  • в случае осуществления запрещенной законом деятельности;
  • в связи с неоднократным грубым нарушением действующего законодательства;
  • в связи с систематическим осуществлением неуставной деятельности (для общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов);
  • вследствие несостоятельности (банкротства). Это положение распространяется на коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, фонды.

Требование о ликвидации предъявляется в суд государственным органом или органом местного самоуправления, имеющим на это право.

Участники или орган, принявший решение о ликвидации, должны незамедлительно сообщить об этом зарегистрировавшему юридическое лицо органу. Последний вносит в Государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидация производится ликвидационной комиссией. В случае добровольной ликвидации комиссия образуется участниками предприятия или уполномоченным ими органом совместно с трудовым коллективом; в случае принудительной - органом, по решению которого она производится. В обоих случаях - по согласованию с зарегистрировавшим юридическое лицо органом. В решении о назначении ликвидационной комиссии содержится указание на срок ликвидации и ее порядок.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению юридическим лицом

Последовательность действий ликвидационной комиссии:

  • помещает в официальной печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках (не менее двух месяцев с даты публикации) заявления претензий кредиторами;
  • выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации;
  • выявляет и получает дебиторскую задолженность;
  • после окончания срока предъявления претензий кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс , содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный ба-ланс утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом;
  • принимает решение о продаже имущества юридического лица с публичных торгов (если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов);
  • выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в следующей последовательности (требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предшествующей очереди):
    • в первую очередь выплачивает суммы по требованиям граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • во вторую - осуществляет выплату выходных пособий и расчеты по оплате труда (а также оплате вознаграждений по авторским договорам);
    • в третью - осуществляет расчеты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую - погашает задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
    • в пятую - производит расчеты с другими кредиторами.

    Выплаты кредиторам с первой по четвертую очередь начинают осуществляться (в порядке очередности) ликвидационной комиссией со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

  • составляет (после завершения расчета с кредиторами) ликвидационный баланс, который утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующей инстанцией;
  • передает оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам;
  • вносит запись о ликвидации в Государственный реестр юридических лиц.

Если имущество должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна осуществляться в соответствии с Законом о банкротстве. При обнаружении названных обстоятельств ликвидационная комиссия (а если она еще не создана - учредитель (участник) должника, либо собственник имущества унитарного предприятия, либо руководитель должника) должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего. В случае, если дело о банкротстве возбуждается после создания ликвидационной комиссии, обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Нарушение изложенных требований является основанием для отказа во внесении в единый Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Помимо этого вышеназванные лица, допустившие нарушение и не обратившиеся в арбитражный суд, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным обязательствам по денежным требованиям и обязательным платежам должника.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде. Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:

Имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

Самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам, обособленным имуществом;

Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;

Организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;

наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);

самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;

право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;

наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Виды юридических лиц.

Выделяют следующие виды:

1.По форме собствености (государственные и негосударственые).

2.По деятельности (комерческие и некомерческие).

Комерческие - это такие юридические лица, которые имеют цель - извлечине прибыли. К ним можно отнести общества с ограниченний ответственностью, акционерные общества, предприятия. Некомерческие не имеют цели - извлениечие прибыли. К ним можно отнести общественые организации, потребительские кооперативы, благотворительые фонды.

Возникновение юридического лица - это его создание и государственная регистрация.

Выделяют следующие способы возникновения юридического лица.

1. Разрешительный порядок. Распорядительный порядок применялся в СССР. Для образования юридического лица было необходимо разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц - кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т.п.

2. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации. Нормативно-явочный порядок в настоящее время применяется в России.

3. Явочный порядок (договорно-правовой). Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации. В настоящее время этот порядок в России не применяется, а за рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т.п.).

Прекращение юридического лица. В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Понятие права собственности, его субъекты, содержание, виды. Основания возникновения и прекращения права собственности. Защита прав собственности.

Право собственности - центральный институт в системе вещных прав. Важность и значимость отношений собственности закреплены в Конституции РФ, которая устанавливает ряд принципиальных положений о собственности. Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется.

Согласно ст. 209 ГК под правом собственности понимается мера дозволенного поведения лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Объектом права собственности могут быть все материальные объекты окружающего нас мира, которые ст. 128 ГК именует вещами. Это, прежде всего, земля и другие природные ресурсы, предприятия, строения, оборудование, транспортные средства, сырье, готовая продукция, а также ценные бумаги и деньги.

Правомочие владения - это обеспечиваемая законом возможность хозяйственного господства собственника над его имуществом. Фактического обладания им не требуется, достаточно иметь возможность использовать имущество. Владельцем имущества могут быть не только его собственник, но и иные лица, например, получившие имущество по договору.

Правомочие пользования представляет собой обеспечиваемую законом возможность извлекать из имущества его полезные свойства. Пользование имуществом включает получение от него плодов, продукции и доходов (ст. 136 ГК).

Правомочие распоряжения - это обеспечиваемая законом возможность определять юридическую судьбу имущества посредством совершения разного рода сделок: сдавать имущество внаем, дарить, продавать и т.д. Распоряжением являются уничтожение имущества собственником, а также отказ от права собственности, о чем прямо говорится в ст. 236 ГК.

Обязанности собственника. Наделяя собственника широкими правомочиями на использование принадлежащего ему имущества, закон одновременно возлагает на него ряд обязанностей.

Прежде всего, собственник не может нарушать права третьих лиц, что в общей форме ясно выражено в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ. Применительно к отношениям гражданского права в ГК также указывается, что действия собственника не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК) и, прежде всего, обязан платить установленные государством налоги на имущество и другие обязательные платежи, если иное не установлено законом или договором. Эта его обязанность выражена в ст. 57 Конституции РФ и конкретизируется в актах налогового законодательства.

Наконец, собственник несет риск случайной гибели принадлежащего ему имущества (ст. 211 ГК) вследствие естественных причин (износ, использование и т.д.) и воздействия стихийных и других неблагоприятных внешних факторов, если иное не установлено законом или договором.

Формы права собственности

Конституция РФ, а вслед за ней ГК РФ устанавливают, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частную собственность следует определять как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Государственная собственность может принадлежать как Российской Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение.

Субъектами муниципальной собственности выступают муниципальные образования. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом.

ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ (англ, protection of right of property) - юридические гарантии, обеспечивающие недопустимость нарушения прав и интересов собственника. В РФ осуществляется арбитражным или третейским судом на основе правовых норм, установленных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ. Собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если собственность приобретена у лица, которое не имело права его отчуждать (о чем приобретатель не знал), то собственник вправе истребовать ее от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их ведения иным путем помимо их воли. Прекращение права собственности в связи с решением государственного или муниципального органа, направленным на изъятие имущества (в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащее собственнику дом, иные строения, сооружения или насаждения), допускается лишь в порядке, установленном законодательными актами РФ или ее субъектов, с предоставлением собственнику равноценного имущества или возмещения ему убытков, причиненных прекращением права собственности.


Похожая информация.


Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые не право субъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся. Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке. История знает примеры, когда для создания юридического лица требовалось разрешение высших государственных органов или монархов (например, в дореволюционной России).

Традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц:

  • -разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению;
  • -явочная, при которой государственные органы только ставятся в известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в реестр;
  • -нормативно явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определённых нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.

Нормативно-явочная система регистрации юридических лиц существует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её, внося при этом некоторые коррективы. Так, например, предполагается изменение существующей в настоящее время дифференцированной (в разных органах) системы регистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом

(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Статья 23. Отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами (Министерство юстиции России и его местные управления регистрируют общественные и религиозные объединения. Местные органы власти (районные администрации) регистрируют товарищества домовладельцев, потребительские кооперативы и их предприятия. Предприятия с иностранными инвестициями регистрируются Государственной регистрационной палатой и местными отделениями. Коммерческие банки регистрируются Центральным Банком.), главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.

До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Указом Президента РФ “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации” от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах.

Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Так, например, фирменное наименование любого полного товарищества должно содержать слова "полное товарищество". Помимо этого Гражданский кодекс в ряде случаев предусматривает дополнительные требования к наименованиям отдельных форм коммерческих организаций: наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества и характер деятельности предприятия. Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки.

Местом нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение:

при налогообложении данного юридического лица;

при разрешении судебных споров и определении подсудности;

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

Прекращение деятельности юридического лица может произойти вследствие ликвидации, либо реорганизации.

Ликвидации юридического лица - «…влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольно «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано».

Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда, вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер а также в случаях: «осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями». Для принудительной ликвидации юридического лица необходимы веские основания.

Для некоторых юридических лиц законом предусмотрены дополнительные основания ликвидации. Так, «юридическое лицо являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанным несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию». Хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Теперь рассмотрим порядок ликвидации юридического лица (он достаточно четко определен законом), который включает в себя несколько этапов. В первую очередь «учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора)» и определяют порядок и сроки ликвидации. На следующем этапе «ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица». Третьим этапом можно назвать оценку состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса «который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц». На четвертом этапе ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Очередность выплат закон предусматривает такую: «в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди». В случае если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно то «оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению». Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Следующим, пятым этапом можно назвать составление окончательного ликвидационного баланса который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случае если после удовлетворения требований кредиторов, осталось какое либо имущество, то оно передается учредителям (участникам) имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (если иное нигде не предусмотрено). Итак, «ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц».

Можно выделить два способа создания юридических лиц: распорядительный и добровольный.

Распорядительный способ характеризуется тем, что решение об организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа. Так создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.

Добровольные способы:

а) разрешительный , когда требуется предварительное согласие органов публичной власти на создание юридического лица (например, при создании ассоциаций или союзов);

б) нормативно-явочный , который исключает необходимость получения предварительного согласия от органов публичной власти на создание юридического лица. Таким способом создается большинство организаций, в том числе хозяйственные общества и товарищества.

Процесс создания юридического лица состоит из двух этапов .

1. Фактическое создание юридического лица . Оно учреждается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (например, таким образом создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) или создается на основании учредительного договора. Примерами могут служить все коммерческие организации корпоративного типа (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы). Их учредители согласовывают и принимают учредительный договор. По данному соглашению стороны обязуются, прежде всего, образовать юридическое лицо, определить порядок участия каждого субъекта в его организации, форму и объем передачи ему своего имущества, участие в его деятельности. Кроме того, юридическое лицо может быть создано одним лицом, которое принимает Устав и руководствуется его положениями.

2. Государственная регистрация юридического лица. Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).

Государственная регистрация осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов. Место государственной регистрации устанавливается в зависимости от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 ФЗ).

Момент государственной регистрации определяется внесением регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для внесения этой записи является решение соответствующего федерального органа исполнительной власти о государственной регистрации. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.


Отказ в государственной регистрации возможен в двух случаях (ст. 23): а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Прекращение деятельности юридического лица. Различают два вида: Реорганизацию (ст. 57 ГК РФ) и ликвидацию (ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности Юридического лица, без возникновения новых юридических лиц.

Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или изменение организационно-правовой формы существующей организаций. Реорганизация может проходить в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (см. ст. 57 ГК РФ).

Основное отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что в первом случае возникает правопреемство, то есть переход прав и обязанностей от одного юридического лица (как правило прекращающего свою деятельность) к другим вновь созданным организациям, а во втором - правопреемство отсутствует.



Просмотров