Порядок составления протокола об административном правонарушении. Составление протокола административного правонарушения: обязательные реквизиты

Методические рекомендации
По применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях», от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – также автономного округа) от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 102-оз), от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 5-оз) разработаны в целях обеспечения единообразного подхода:

к оформлению материалов дела об административном правонарушении должностными лицами органов местного самоуправления, а также сотрудниками органов внутренних дел (далее – должностные лица, уполномоченные составлять протоколы);

к организации деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – комиссии) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 102-оз (далее – дел об административных правонарушениях);

к квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз.

I. Порядок оформления материалов дела об административном правонарушении

1.1. В соответствии с КоАП РФ дела об административных правонарушениях возбуждаются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

1.2. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

1.3. Протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы с соблюдением требований частей 2 – 6 статьи 28.2 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о владении им, языком, на котором ведется производство по делу и данные о предоставлении переводчика при составлении протокола, о предварительном разъяснении привлекаемому к административной ответственности лицу его прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Закона № 102-оз, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, пункт нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

1.4. Протокол об административном правонарушении должен содержать полные и объективные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

Место проживания должно соответствовать фактическим данным;

Контактный телефон должен соответствовать фактически данным;

Место работы указывается без сокращений с указанием юридического адреса;

В отношении иностранных граждан указывается адрес и данные стороны, осуществившей регистрацию указанного гражданина по месту своего проживания.

1.5. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.

1.6. Свидетелям и потерпевшим, так же разъясняются их права и обязанности, предусмотренные соответственно статьями 25.6 и 25.2 КоАП РФ, о чем они расписываются в своих показаниях, объяснениях. Кроме того, свидетели, специалисты, эксперты должны быть предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.

1.7. В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

1.8. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

1.9. К протоколу об административном правонарушении приобщаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного и объективного разрешения дела об административном правонарушении (далее – материалы дела).

1.10. При непосредственном обнаружении или выявлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения должностное лицо составляет подробный рапорт (должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях составляется Акт обнаружения правонарушения), в котором указывается должностное лицо, составившее указанный документ, при каких обстоятельствах были обнаружены факты, указывающие на наличие события правонарушения, дата, место и время обнаружения, лицо, причастное к совершению указанных фактов.

1.11. Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения рекомендуется зафиксировать путем составления схемы места совершения административного правонарушения, в которой отражаются дата, время и место составления, данные лица, составившего схему, данные лица, в отношении которого составлена схема, сведения об ознакомлении с содержанием схемы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать схему делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в схеме относительно географических и архитектурных объектов, с указанием наименования этих объектов (наименование МО, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

1.12. При наличии технической возможности рекомендовано осуществлять фотографирование обнаруженных фактов (далее – фототаблица).

Фототаблица должна содержать дату, время и место фотографирования, данные лица, осуществившего фотографирование, данные лица, в отношении которого осуществлено фотографирование, сведения об ознакомлении с содержанием фототаблицы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать фототаблицу делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в фототаблице относительно географических и архитектурных объектов (наименование муниципального образования, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

На документах, указанных в пунктах 1.11. и 1.12., также могут расписаться лица, подтверждающие объективное отражение обнаруженных данных в указанных документах. В таких случаях указываются данные этих лиц (ФИО, место проживания и контактные телефоны).

1.13. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
II. Организация деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рассмотрению дел об административных правонарушениях
2. Регистрация, учет и оформление дел об административных правонарушениях
2.1. Регистрацию и учет поступивших в комиссию дела об административном правонарушении, ведение ежегодного реестра дел об административных правонарушениях, а также оформление дела об административном правонарушении осуществляет секретарь административной комиссии (далее – секретарь).

2.2. Регистрация дела об административном правонарушении в реестре дел об административных правонарушениях осуществляется в хронологической последовательности их поступления.

2.3. Номер дела об административном правонарушении состоит из последовательно записанных через дефис цифр, обозначающих номер по порядку, и год. Например: № 551-11.

2.4 Дела об административном правонарушении, не рассмотренные в текущем году, подлежат учету в реестре дел об административных правонарушениях, за очередной год. При этом им присваивается новый порядковый номер в новом реестре с указанием через дробь номера из реестра прошедшего года.

Например: № 1-11/551-10.

Данный порядок учета необходим для правильного составления отчета.

2.5. В дело об административном правонарушении помещаются документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу (далее – материалы дела). Материалы внутри дела об административном правонарушении располагаются в хронологической последовательности их поступления.

2.6. Материалы дела, приобщаемые к делу об административном правонарушении, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

2.7. Оформление дела об административном правонарушении предусматривает:

оформление реквизитов обложки;

составление внутренней описи дела;

нумерацию листов дела;

подшивку или переплет дела;

2.8. Реквизиты обложки дела об административном правонарушении включают:

учетный номер и дату поступления материалов дела;

данные о лице, в отношении которого возбуждено дело;

пункты и номера статей Закона № 102-оз, по которым возбуждено дело;

дата начала и дата окончания рассмотрения дела.


3. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
3.1. После регистрации, учета и оформления административного дела секретарь проверяет дело об административном правонарушении на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 29.1 КоАП РФ, о чем докладывает административной комиссии.

3.2. Если представленные материалы по делу являются полными, с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то комиссией выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

3.3. Если имеющихся материалов недостаточно для рассмотрения его по существу, то комиссией может быть вынесены определения:

о вызове необходимых участников производства, указанных в статьях 25.1 – 25.5, 25.8 – 25.10 КоАП РФ;

об истребовании дополнительных материалов по делу;

о назначении экспертизы;

об отложении рассмотрения дела.

3.4. В случае, если при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении (составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела), и представленные материалы не могут быть дополнены при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от комиссии, рассматривающей дело.

3.5. После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются в комиссию, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

3.6. Если рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии, в которую протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе состава коллегиального органа – административной комиссии, выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

3.7. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, административная комиссия выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


4. Регламент проведения заседания административной комиссии
4.1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на заседаниях комиссии, периодичность которых определяется председателем комиссии по мере поступления протоколов об административных правонарушениях с учетом установленного законодательством срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В случае необходимости комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

4.2. Комиссия правомочна рассматривать дела об административных правонарушениях, если на заседании присутствует более половины от общего числа ее членов.

4.3. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов правом решающего голоса обладает председатель комиссии

При рассмотрении дел об административных правонарушениях члены административной комиссии должны вести себя достойно, выдержанно, проявлять уважение и терпимость, обращаться к лицам, участвующим в рассмотрении дела на «Вы», не допускать в отношении указанных лиц оскорбительных высказываний, раздражаться.

4.4. Время рассмотрения каждого дела не должно превышать 20 минут. В исключительных случаях по решению председательствующего в заседании время рассмотрения дела может быть продлено до 30 минут и более.


5. Рассмотрение административной комиссией дела об административном правонарушении по существу
5.1. В соответствии со статьей 29.6. КоАП РФ дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено комиссией в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении.

5.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу проводится комиссией в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ.

5.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления председателем комиссии о том:

кто рассматривает данное дело – наименование комиссии, фамилии ее председателя и членов;

какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении);

кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) привлекается к административной ответственности;

на основании какого закона (статья Закона № 102-оз)

5.4. Устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

5.5. В случае отсутствия участников производства по делу, выясняется, извещены ли они в установленном порядке и каковы причины их неявки.

5.6. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

5.7. Комиссия вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица, в связи с чем принимается определение об отложении рассмотрения дела.

5.8. На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик.

5.9. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

5.10. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе члена комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

5.11. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу.

5.12. Определение об отложении рассмотрения дела выносится при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

5.13. В случае, если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, комиссия выносит определение о приводе указанных лиц. Порядок осуществления привода сотрудниками органов внутренних дел, регламентирован Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

5.14. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

5.15. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и другие материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, затем – пояснения специалиста, заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

5.16. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

5.17. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

3) прекращения производства по делу об административном правонарушении и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

5.18. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции комиссии.

5.19. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

5.20. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Если правонарушитель отказывается получать постановление о назначении наказания, то составляется акт.

5.21. В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого велось производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, секретарь направляет жалобу со всеми материалами дела в течение трех суток со дня поступления жалобы в районный суд по месту нахождения комиссии.

5.22. По каждому делу, рассмотренному комиссией, составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, с соблюдением требований статьи 29.8 КоАП РФ.

5.23. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении ведет секретарь.

5.24. В протоколе о рассмотрении дела указываются:

дата и место рассмотрения;

наименование и состав комиссии, рассматривающей дело;

событие рассматриваемого административного правонарушения (когда, где, каким образом было совершено противоправное деяние – действия или бездействие);

кто привлекается к ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);

на основании какого закона (статья Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях»);

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц;

сведения о заявленных отводах, ходатайствах и результатах их рассмотрения;

объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, показания других лиц;

документы, исследованные при рассмотрении дела.

5.25. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председателем и секретарем комиссии.

6. Требования к порядку исполнения постановлений по делу об административном правонарушении
6.1. Порядок исполнения постановлений по делу об административном правонарушении регламентируется разделом V КоАП РФ.

6.2. Контроль за исполнением вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении осуществляет секретарь и другие члены комиссии.

6.3. При возникновении обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, комиссия может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа может быть рассрочено на срок до трех месяцев с учетом материального положения лица, в отношении которого вынесено постановление.

6.5. В случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

6.6. Решения об отсрочке, рассрочке, приостановлении исполнения отражаются в протоколе заседания комиссии и в реестре дел об административных правонарушениях.

6.7. Решение по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. При отсутствии указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.

6.8. Исполнение постановления прекращается в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ;

5) отмены постановления.

6.9. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются комиссией в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

6.10. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.

6.11. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его исполнения, председатель комиссии, или по его поручению секретарь, направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (месту жительства) лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания суммы административного штрафа заявление о возбуждении исполнительного производства, к которому прилагается подлинник постановления по делу об административном правонарушении для его принудительного исполнения.

Кроме того, председатель комиссии, или по его поручению секретарь, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности и направляет в органы внутренних дел по месту нахождения комиссии заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
7. Хранение дел об административных правонарушениях.

Ведение делопроизводства в административной комиссии
7.1. Производство по делу об административном правонарушении считается оконченным:

после поступления документа, свидетельствующего об уплате штрафа или постановления с отметкой судебного пристава-исполнителя о принудительном взыскании;

после вручения лицу, привлеченному к административной ответственности в виде предупреждения, соответствующего постановления;

после вынесения в установленном порядке постановления о прекращении дела.

7.2. Дела об административных правонарушениях могут быть предоставлены для ознакомления только лицам, участвующим в деле и членам административной комиссии в присутствии секретаря с момента возбуждения до момента окончания производства по делу.

7.3. Материалы законченных дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 558, хранятся в течение пяти лет и после экспертизы Экспертно-проверочной комиссии государственного архива подлежат уничтожению.

Протоколы заседаний административных комиссий муниципальных образований хранятся в течение трех лет и подлежат уничтожению.

7.4. Хранение дел осуществляется таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к материалам посторонних лиц.

7.5. Материалы передаваемых дел направляются нарочным или по почте, с уведомлением о вручении.

7.6. Ведение делопроизводства комиссии возлагается на секретаря.

Секретарь:

регистрирует в реестре, оформляет, ведет и хранит административные дела в соответствии требованиями настоящих методических рекомендаций;

ведет номенклатуру нарядов в комиссии;

выдает подлинники документов из административного дела и передает административные дела по распоряжению председателя комиссии;

готовит и сдает в архив законченные административные дела, журналы, наряды.

7.7. Документы, поступающие в комиссию, принимаются секретарем из канцелярии соответствующего органа местного самоуправления или непосредственно.

7.8. Документы, исходящие из комиссии, готовятся к отправке адресатам секретарем и при необходимости регистрируются в канцелярии соответствующего органа местного самоуправления.

7.9. Общее руководство делопроизводством и контроль за состоянием делопроизводства осуществляет председатель комиссии.

7.10. Вопросы делопроизводства, не урегулированные настоящими методическими рекомендациями, разрешаются в соответствии с требованиями к делопроизводству соответствующих органов местного самоуправления.
IV. Рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз

Статья 2. Нарушение порядка использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1. Использование символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в нарушение установленных правил – …

2. Надругательство над гербом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры или флагом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – …


Пункт 1 статьи 2 Закона предусматривает ответственность за нарушение установленных правил использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии со статьей 11 Устава Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к официальным символам автономного округа относятся гимн, герб и флаг автономного округа.

Описание символов автономного округа и порядок их официального использования установлены законами автономного округа.

Так, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 декабря 2004 года № 73-оз «О гимне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определен порядок его официального исполнения и использования.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20 сентября 1995 года № 8-оз «О гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» дано описание герба и флага автономного округа и определен порядок их официального использования.

Объективная сторона административного правонарушения (далее – также правонарушение) может заключаться в нарушении установленного законом порядка использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также нарушении установленных запретов. Так, к таким нарушениям, например, можно отнести искажение изображения флага и герба, несоблюдение официального траура и т.д.

Пункт 2 статьи 2 Закона предусматривает ответственность за надругательство над символами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Наиболее распространенными способами надругательства над гербом и флагом автономного округа являются их уничтожение или повреждение, нанесение на них надписей и рисунков оскорбительного содержания, использование в оскорбляющем общественную нравственность качестве, срывание с места их расположения, сжигание в присутствии толпы, топтание и другие подобные противоправные действия.

Обязательным условием административной ответственности за данное правонарушение является публичный характер совершаемых действий. Такие действия должны быть демонстративными и осуществляться в присутствии определенного числа граждан. Если указанные деяния совершаются тайно и остаются никому неизвестными, то нельзя говорить о состоявшемся надругательстве.

Субъективную сторону правонарушения образует умысел.

Субъектами правонарушения по пункту 1 статьи 2 Закона № 102-оз могут быть граждане, должностные и юридические лица, по пункту 2 статьи 2 Закона № 102-оз – граждане и должностные лица.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона № 102-оз, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона № 102-оз, вправе рассматривать мировые судьи.

Пример


11 сентября 2010 года в 18.30 часов гражданин Иванов И.И. нанёс краской из баллончика надпись на Флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который располагался на здании администрации города Энска по улице Карпова, 4. Своими действиями гражданин Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 2 Закона № 102-оз.
Статья 3. Неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса, обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении сведений и безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, воспрепятствование проведению депутатского расследования
Неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса, обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении сведений и безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, воспрепятствование проведению депутатского расследования – …
Согласно статье 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее также – Закон № 19-оз) депутатским запросом является официальное обращение депутата либо группы депутатов Думы автономного округа об официальном разъяснении либо изложении официальной позиции по вопросу, имеющему важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного развития автономного округа, признанному Думой автономного округа в установленном порядке депутатским запросом.

В соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 28-оз «О депутатском запросе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должен дать ответ на него в устной (на очередном заседании Думы автономного округа) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения. В случае невозможности дать ответ в пятнадцатидневный срок орган или должностное лицо направляет в адрес Думы автономного округа уведомление о невозможности дать ответ в установленный срок и просьбу о продлении срока дачи ответа, но не более чем на 30 дней со дня получения депутатского запроса.

Согласно статье 11 Закона № 19-оз депутат Думы автономного округа вправе обращаться к руководителям расположенных на территории автономного округа органов государственной власти, местного самоуправления, к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований обязаны дать письменный ответ депутату безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении вопросов – не позднее месячного срока.

В соответствии со статьей 12 Закона № 19-оз по вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы автономного округа пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории автономного округа органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований.

Согласно статье 13 Закона № 19-оз по требованию группы депутатов Думы автономного округа, а также по решению комитета, комиссии Дума автономного округа вправе назначить депутатское расследование по отдельному вопросу в случаях:

а) нарушения депутатом прав и обязанностей депутата Думы автономного округа;

б) совершения депутатом действий, несовместимых со статусом депутата Думы автономного округа.

Органы государственной власти и должностные лица на территории автономного округа обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования. По требованию депутата или временной комиссии, ведущих расследование, вышеназванные органы государственной власти и должностные лица обязаны беспрепятственно представлять необходимые для изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование.

В соответствии со статьей 15 Закона № 19-оз депутат в установленном Регламентом порядке обеспечивается документами, принятыми федеральными органами государственной власти, Думой автономного округа, а также документами и другими справочными и информационными материалами, распространяемыми Правительством автономного округа. При обращении депутата Думы автономного округа в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории автономного округа, должностные лица обязаны обеспечить депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно представлять необходимую информацию и документацию.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, предусмотренных Законами Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», от 3 мая 2000 года № 28-оз «О депутатском запросе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Для квалификации административного правонарушения необходимо и достаточно совершение одного из следующих действий (бездействия) должностных лиц:

неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса;

неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений;

неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

воспрепятствование проведению депутатского расследования.

С субъективной стороны правонарушение может совершаться как умышленно, так и неосторожно.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть только должностные лица.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 102-оз, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 102-оз, вправе рассматривать вправе мировые судьи.

22 мая 2010 года выявлено, что Иванов И.И., являясь руководителем МУП «Благодать», своевременно не ответил на запрос депутата Думы автономного округа, который был направлен в его адрес 15 апреля 2010 года. Своими действиями Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 3 Закона 102-оз.

29 июня 2010 года руководитель предприятия МУП «Тепловые сети» Иванов И.И. отказал в безотлагательном приеме депутата Думы автономного округа. Своими действиями Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 3 Закона 102-оз.
Статья 4. Неправомерный отказ в предоставлении сведений по запросам органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа либо уклонение от их предоставления

А также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела. Поэтому вам всегда необходимо очень внимательно знакомиться с протоколом, не подписывать протокол, если вы с ним не ознакомились, вносить соответствующие замечания на протокол в случае, если вы не согласны с тем, что там написано.

Любой протокол является главным средством фиксации доказательств по делу. Поэтому необходимо запомнить его обязательные составляющие.

Протокол об административном правонарушении . Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются :

Дата и место его составления;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Следует знать, что при составлении протокола об административном правонарушении вам обязательно должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В протокол об этом заносится соответствующая запись. В том случае, если права и обязанности вам не разъяснены, то вы вправе отказаться от подписания протокола и внести в него соответствующую запись о данном факте. Однако вам необходимо проследить только за фактом разъяснения прав и обязанностей, запись в протоколе о разъяснении - забота сотрудника милиции. В определенной графе должна стоять ваша подпись, которая будет свидетельствовать о том, что права все-таки разъяснены. Если ее не будет - это вам только на руку.

Неотъемлемым правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является право знакомиться с протоколом об административном правонарушении. Если при прочтении протокола вы заметили какую-либо неточность, вы имеете право дать объяснения и внести замечания по содержанию протокола. Все дополнения и коррективы прилагаются к протоколу. Протокол обязательно подписывается сотрудником милиции, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Необходимо знать, что после составления протокола об административном правонарушении его копия вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении под расписку. Поэтому если вам копия протокола не вручена под расписку и в протоколе отсутствует ваша подпись, то эти факты будут доказательством неправомерного поведения сотрудника милиции. Привлечь вас в этом случае к ответственности нельзя - протокол об административном правонарушении признается недопустимым доказательством и не принимается как доказательство.

Иногда составление протокола об административном правонарушении не является обязательным. Это происходит в следующих случаях:

1) если дело об административном правонарушении возбуждает прокурор по делам, указанным в ст. 28.6 КоАП РФ;

2) если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Должностное лицо вместо составления протокола оформляет предупреждение или постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В постановлении-квитанции указываются:

Дата ее выдачи;

Должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

Сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

Статья КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

Время и место совершения административного правонарушения;

Сумма взыскиваемого административного штрафа;

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, и адрес органа, должностное лицо которого выдало постановление-квитанцию;

3) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Необходимо запомнить, что постановление-квитанция составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан сотрудником милиции и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Если лицо не уплачивает штраф на месте (сто рублей, а при нарушении таможенных правил - одну тысячу рублей), то в этом случае производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, а следовательно, сотрудник милиции составляет протокол об административном правонарушении. Поэтому если вы не согласны с назначением наказания, то вы имеете право не уплачивать штраф на месте (даже в том случае, когда при вас есть деньги), а потребовать составления протокола. Протокол в данном случае выступит доказательством и может предотвратить необоснованное привлечение вас к административной ответственности.

Также законом вам предоставлено право оспорить наличие события административного правонарушения и (или) назначенное вам административное наказание. В этом случае сотрудник милиции также будет обязан составить протокол об административном правонарушении.

Следует помнить, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако такая возможность существует не всегда. Есть объективные причины, когда сотрудник милиции не может составить протокол немедленно. Например, необходимо дополнительно установить свидетелей события административного правонарушения, данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и др. Однако законом установлено, что протокол в этом случае составляется не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Также существует категория дел, для которых предусмотрено административное расследование. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании такого расследования. Напомним, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев (ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол о доставлении . Подробно данный вид протокола в законе не рассматривается. В п. 3 ст. 27.2 КоАП РФ говорится лишь, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Из этого нормативного положения можно сделать вывод, что форма протокола соблюдена, если она соответствует форме протокола об административном правонарушении или протокола об административном задержании.

Если протокол о доставлении не составляется в виде отдельного документа, то в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании делается соответствующая запись. Например, для составления протокола об административном правонарушении производилось доставление.

Следует знать, что копия протокола о доставлении может быть вручена доставленному лицу только тогда, когда от него поступила просьба о выдаче этой копии. Это значит, что обязанность по вручению копии протокола возникает у сотрудника милиции лишь после того, как доставленный гражданин изъявит желание получить такую копию. Кстати зачастую очень сложно истребовать копию протокола, когда сотрудник милиции ее не хочет давать, а в случае выяснения обстоятельств его составления милиционер спокойно заявляет, что просьбы от гражданина на получение копии протокола не поступало. Если вы попадете в такую ситуацию, то немедленно напишите жалобу вышестоящему должностному лицу или в орган, где обязательно укажите неисполнение сотрудником просьбы о выдаче соответствующей копии.

Протокол об административном задержании . Данный вид протокола, согласно ст. 27.4 КоАП РФ, должен содержать в себе следующие обязательные составляющие:

Дату и место составления протокола об административном задержании;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания.

Следует обратить особое внимание на указание в протоколе времени задержания. Так как задержание имеет временные ограничения (по общему правилу не может превышать трех часов), соответственно, время задержания будет являться точкой отсчета для всего срока задержания. Если в протоколе указано совершенно не то время, когда вас задержали (или оно вообще не указано), требуйте, чтобы сотрудник милиции исправил или внес точное время задержания. В противном случае вы можете внести замечания на протокол об административном задержании и самостоятельно в объяснениях указать точное время вашего задержания. Это будет дополнительным доказательством вашей правоты при обжаловании действий сотрудника милиции.

В протоколе также важной составляющей является указание на мотивы задержания. В главе 6 данной книги мы их подробно рассматривали. От того, на сколько точно будут указаны мотивы, зависит правомерность задержания. Поэтому советуем вам не поправлять сотрудника милиции, если он указал в протоколе неправомерный мотив задержания. Протокол с таким мотивом задержания - неотъемлемое доказательство при обжаловании неправомерных действий милиционера. О неправомерных мотивах задержания можно дискутировать с сотрудником милиции только до составления протокола задержания, призывая его не совершать изначально неправомерные действия. После - нет смысла и не в вашу пользу. В протоколе сотрудник милиции сам зафиксирует свои незаконные действия.

Советуем вам также проверить наличие сведений о лице, составившем протокол. Их отсутствие, с одной стороны, говорит об отсутствии хоть какой-нибудь юридической силы данного документа. Не указав, какое должностное лицо, действующее от имени государства, подвергает гражданина государственному принуждению, неизвестное лицо, по сути, лишается права применить к гражданину административное задержание. С другой стороны, сотрудник милиции может после вписать данные о себе, лишая вас права узнать о лице, действия которого вы собираетесь обжаловать. В этом случае либо требуйте внесения сведений о лице, составившем протокол, либо требуйте выдать копию протокола (которая, кстати, вручается задержанному только по его просьбе).

Протокол об административном задержании должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Вы имеете право отказаться подписывать протокол, однако в этом случае в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

Протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице . Положения о данном виде протокола содержатся в ч. ч. 6 - 8 ст. 27.7 КоАП РФ. Так же как и протокол о доставлении, он может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в другом протоколе. Однако в отличие от протокола доставления запись о досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе обязательно должны быть указаны следующие сведения:

Дата и место составления протокола;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Очень важно, чтобы в протоколе были точно указаны идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре. В том случае, когда изымаются похожие предметы, в дальнейшем сведения о вещи, содержащиеся в протоколе, будут служить основанием для разграничения таких вещей. Одна неправильно указанная цифра или отсутствие какого-либо идентификационного признака могут повлиять на весь исход дела, причем как в вашу, так и не в вашу пользу. Поэтому советуем обратить внимание на все указанные в протоколе признаки вещи, проверьте правильность и полноту их фиксации.

В ходе производства досмотра кроме протокола могут применяться технические средства фиксации данного процессуального действия - фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Поэтому в протоколе обязательно делается запись о применении этих способов фиксации. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Протокол изъятия вещей и документов . Этот вид протокола может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

В протоколе об изъятии вещей и документов обязательно указываются следующие сведения:

О виде и реквизитах изъятых документов;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Здесь так же, как и в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, необходимо обратить внимание на указание идентификационных признаков изымаемых вещей. В ходе изъятия вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации документов. Соответственно, как и в случае с предыдущим протоколом, материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением этих способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Обратите внимание, что копия протокола обязательно вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Наличие вашей просьбы необязательно - вручение копии данного вида протокола является обязанностью сотрудника милиции.

Различного рода нарушения действующего законодательства приводят к разработке и применению наказаний. Одной из мер воздействия на правонарушителей является штрафная санкция. Сумму взысканий определяет административная комиссия по результатам рассмотрения протокола, составленного на нарушителя. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на эти действия лицом. О том, как правильно составить указанный документ, в какие сроки оформляется процедура и какие необходимо принимать меры, если правонарушитель отказывается от составления протокола, расскажет статья.

Законодательные моменты

Протокол об административном правонарушении составляется на основании правил, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, в статье под номером 28.2. Данный кодекс закреплен Федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года. Статья полностью раскрывает, как правильно составляется данный документ и его основную суть.

Что такое административное правонарушение?

Сюда относят все противоправные действия физических или юридических лиц, в результате которых налагается административная ответственность. В виде наказания на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Чаще всего мы слышим о таких протоколах во время нарушения правил дорожного движения или в процессе неприменения мер, установленных правилами благоустройства. Законодательство устанавливает широкий спектр нарушений, по результатам которых налагаются штрафные санкции.

Какие сведения содержит документ?

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на это постановлением или распоряжением. Документ должен содержать в себе следующие данные:

  1. Место и число его составления (день, месяц, год).
  2. В протоколе полностью указываются инициалы (фамилия, имя и отчество) уполномоченного лица для составления документа и его должность.
  3. Если протокол составляется на физическое лицо, то в нем указываются его данные по паспорту (имя, фамилия, отчество, регистрация и реквизиты документа), а также адрес проживания по факту.
  4. Если протокол составляется на юридическое лицо, то указывается адрес регистрации организации и данные на руководство.
  5. В протоколе прописывается информация о потерпевших, а также свидетелях по данному административному правонарушению, если такие будут присутствовать на месте составления протокола (фамилия, имя, отчество, адреса проживания, паспортные данные и контактные телефоны). В этой строке указанные лица ставят свои подписи.
  6. Документ содержит информацию о сути произошедшего правонарушения. Обязательно указывается дата, время и место совершения противоправного поступка. При этом дата составления протокола и дата совершения административного преступления должны совпадать. Административный протокол составляется по месту совершения правонарушения.
  7. В документе обязательно должна быть указана ссылка на статью административного кодекса, которая была нарушена.
  8. Также в документе имеется строка для объяснений человека или руководителя (представителя) организации, нарушивших законодательно установленные правила. Это обязательное мероприятие, если протокол об административном правонарушении составляется в присутствии нарушителей закона.
  9. В протоколе могут иметься и другие сведения, способствующие полному и всестороннему рассмотрению данного правонарушения по административному делу.

В документе прописаны права для правонарушителей, которые в обязательном порядке зачитываются вслух перед проставлением подписей. Для подтверждения противоправных действий к протоколу могут прилагаться фото- и видеоматериалы, для этого в документе необходимо указать, на какую аппаратуру были записаны данные материалы.

Правила подписания документа об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на составление данных материалов, при этом перед подписанием документа физические или юридические лица в лице их представителей должны быть ознакомлены с составленным протоколом. Если указанные граждане и руководитель (представитель) предприятия или организации будут не согласны с данными протокола, они могут оставить свои разъяснения о несогласии по сути текста. Данные объяснения приобщаются к документу.

Полностью заверенным административный протокол считается в том случае, если все подписи поставлены. При этом протокол содержит подписи не только правонарушителей, но и уполномоченных работников о составлении протокола. Если нарушившие закон граждане или представители юридического лица не хотят подписывать административный документ, то в нем делается запись о том, что от подписи эти лица отказались. В этом случае данная запись должна быть заверена подписями двух свидетелей, присутствовавших при отказе.

Составление документа без присутствия правонарушителя

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно на месте выявления противоправных действий, но если вдруг нарушившего закон гражданина или руководителя юридического лица не оказывается на месте составления материалов, то уполномоченное лицо вправе оформить документ без присутствия виновных лиц.

Если административный протокол составлен в присутствии правонарушителя, то ему вручается копия данного документа, при этом в нём делается отметка о том, что копия протокола была вручена, и ставится подпись нарушителя. Копия документа также направляется потерпевшим лицам, если таковые имеются.

Где составляется протокол об административном правонарушении, если ответчик по делу отсутствует? Уполномоченное на составление административных протоколов лицо вправе составить документ в месте, указанном в уведомлении, направленном нарушителю. Если ответчик не прибыл на место составления документа, то копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением ему по почте.

Законодательно на эту процедуру отведено три дня. При этом если гражданин получил данное письмо, о чём свидетельствует его подпись в уведомлении, то дело можно передавать на рассмотрение в административную комиссию, по результатам которой назначается определенное наказание в виде штрафа или предупреждения.

Сроки составления документа по административному правонарушению

Сроки составления документов по административному делу делятся на три группы. Всё зависит от произошедшей ситуации. Протокол административного правонарушения составляется либо в день совершения преступления, либо в течение двух дней или же после проведения административного расследования.

Если у уполномоченного на составление данного документа лица на момент обнаружения противоправных действий имеются все необходимые для заполнения бланка сведения, а также составление протокола проводится в присутствии правонарушителя, то протокол составляется незамедлительно.

Если для составления документа отсутствует какая-либо информация, то законодательно закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется в срок до двух дней с момента выявленного нарушения. Во время проведения административного расследования протокол составляется по итогам данного мероприятия.

Когда проводят административное расследование?

Это расследование проводят только в том случае, когда необходимую информацию для составления документа можно получить в результате проведения соответствующих процедур и экспертиз, которые могут занять много времени.

Законодательно закреплено, что в процессе данного расследования протокол об административном правонарушении составляется в течение 30 дней. Конечно, существуют ситуации, в результате которых срок проведения административного расследования можно продлить. Эти возможности раскрыты в пункте пятом статьи 28.7 административного кодекса Российской Федерации. При этом оговорено, что может продлиться на срок до полугода.

Пример составления документа об административном правонарушении

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Единого бланка для составления этого документа по всем административным правонарушениям не существует. Каждый государственный или муниципальный орган имеет свои разработанные образцы. Однако по содержанию информации эти протоколы не отличаются.

В самом верху страницы, по ее центру, прописывается название документа. Ниже, в правом углу, указывается место составления протокола, а в левом углу - дата его оформления. Рядом с названием проставляется номер по порядку. Это необходимо для дальнейшей регистрации документа в журнале составления протоколов.

Далее записываются данные о должности, фамилии, имени и отчестве сотрудника или специалиста, направленного для составления данного документа. Ниже указывается информация о гражданине-правонарушителе. При заполнении сведений на физическое лицо указывают полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес не только места регистрации, но и места проживания по факту, сведения о работе, о семейном положении, о среднем заработке, месте работы, образовании, указывается телефон. Кроме того, в протоколе приводится информация о том, есть ли у данного гражданина подопечные лица.

Если протокол составляется на юридическое лицо, то в обязательном порядке указывается почтовый и юридический адрес организации, ее государственный регистрационный номер, инициалы руководителя или представителя данного юридического лица. При этом для представителей также указываются реквизиты документа, удостоверяющего данное их положение. Обычно в качестве представителя указывается руководство данной организации, а в качестве документа используют приказ, постановление или распоряжение о вступлении в должность данных граждан.

Основное полотно документа отводится на описание сути произошедшего правонарушения. Если необходимо для составления документа наличие двух свидетелей, то ниже вписываются их инициалы, паспортные данные, места их проживания и номера телефонов. Ниже отводится место для внесения объяснений от правонарушителя. В некоторых случаях данные разъяснения могут быть написаны отдельно и приобщены к протоколу.

Далее идет информация о подписях. В том месте, где указана информация о том, что правонарушитель отказывается от объяснений, ставятся подписи двух свидетелей и пишется, что от подписи гражданин или представитель юридического лица отказывается.

В конце документа размещается информация о том, что копия протокола вручена ответчику, при этом данную информацию он должен заверить своей подписью. Если же он отказался от передачи ему второго экземпляра протокола, то в данной графе двое свидетелей пишут о том, что он не взял копию протокола, и ставят свои подписи. Также здесь указывается дата вручения этого документа, если правонарушитель не отказался от вручения ему второго экземпляра.

Примерный бланк административного документа можно посмотреть на фото ниже.

Какие ошибки могут допускать уполномоченные лица при составлении протокола?

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на это лицом, которое, как и любые люди, может совершать ошибки при составлении документов. Их при составлении административного протокола можно разделить на значительные и незначительные. Существенным является то, что данный административный документ должен быть заполнен полностью, в него должна быть внесена вся информация, которая прописывалась выше.

Протокол составляется на месте административного правонарушения. В обязательном порядке, если протокол составлялся в присутствии правонарушителя, в нем должна стоять подпись ответчика о том, что он был ознакомлен со своими правами. Если административный протокол был составлен в отсутствие правонарушителя и при этом ему не была сообщена должным образом информация о том, что протокол на него составлен, то эти действия будут являться противоправными вплоть до отмены данного протокола и прекращения производства по данному делу.

Не допускаются любые исправления в протоколе. Если же таковые имеются, то они должны быть заверены подписью уполномоченного на составление протокола лица и подписью нарушителя, который удостоверяет, что он видел данное исправление и с ним согласен.

К незначительным ошибкам можно отнести то, что в протоколе отсутствуют некоторые информационные моменты, которые будут разобраны на административной комиссии. Также к незначительным нарушениям относят составление документов в отсутствие ответчика, но только в том случае, если он будет уведомлен в установленные законом сроки о составлении на него данного документа.

Лицо, уполномоченное на составление протокола, должно заранее уведомить правонарушителя о дате и месте составления административного документа. Если правонарушитель без уважительной причины не явился на место составления протокола, то это также не будет являться существенной ошибкой в составлении его.

Незначительными ошибками являются и орфографические неточности в оформлении информации, исключением, конечно же, является написание фамилии, имени и отчества. Здесь орфографические ошибки недопустимы.

Всегда ли составляется протокол об административном правонарушении?

Иногда при совершении противоправного деяния протокол может и не составляться. Это происходит в том случае, если данное нарушение не несет за собой опасности для общества и если это противоправное действие не предусматривает наказание в виде штрафа.

Кодексом об административных правонарушениях закреплено, что протокол не составляется в том случае, если сразу на месте выявления нарушения назначается штраф или выписывается предупреждение. При этом следует выносить постановление по делу об административном нарушении. Один экземпляр постановления отдается на руки нарушителю сразу на месте. Если он отказывается от его принятия, то данный документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением. В случае несогласия нарушителя с данным постановлением протокол всё-таки следует составить и приложить к вынесенному постановлению.

Протокол об административном правонарушении составляется на всех нарушителей законодательства, чьи действия подпадают под статьи со штрафными санкциями. В других случаях уполномоченными лицами государственных и муниципальных органов власти выдаются предупреждения.

Административное или уголовное дело возбуждают после того, как составили протокол об административном правонарушении. Его принято составлять тогда, когда наличие такового нарушения обнаружено должностными лицами.

Исключениями могут являться те случаи, которые предусматривает ст. 28.4 (дело возбуждалось прокурором), а еще ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП (предупреждения, фиксации на камеру).

Протокол об административном правонарушении: общие сведения

  1. место и точная дата того, где он составлялся;
  2. указание должностей, ФИО лица, которым административный протокол составлялся;
  3. данные о нарушителе;
  4. ФИО, прописка свидетелей, пострадавших и т.д;
  5. временной отрезок и само место нарушения;
  6. статья закона субъекта РФ, КоАП, по которой предусматривают ответственность;
  7. пояснения лиц, выступающих свидетелями или проходящих по делу;
  8. любая иная важная информация.

Тем лицам, против которых , подробно разъясняют список их прав и обязанностей во время заполнения протокола. Это также протоколируется. Эти лица обязаны быть ознакомлены с протоколом об административном правонарушение, в списке их прав имеется возможность писать объяснения и вносить дополнения. Копия административного протокола вручается лицу, подпадающему под инициирование начала делопроизводства. Еще её вручают пострадавшей стороне.

Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении ГИБДД?

Протокол об административном правонарушении

Протокол подписывает то лицо, которое занималось составлением. Также подпись ставит физ. лицо или представитель по делу со стороны юр. лица. Допускается возможность отказа от того, чтобы подписать протокол теми лицами или их представителями, относительно которых данное дело возбудили. Это фиксируют в протоколе.

Учтите, что факт отказа подписать протокол об административном правонарушение просто документируется, а дело все равно получает ход.

Составляют административный протокол сразу после того момента, как выявили нарушение. В том случае, если нужно выяснить больше данных о физ. лице, которое является нарушителем, или же иных обстоятельств, тогда АП составляют в период не позже 2-х суток с того времени, как выявили нарушение. Если идет административное расследование, то составляют протокол в самом его конце.

При совершении нарушения могут ограничиться предупреждением или назначением штрафа. АП в этой ситуации не составляют. Уполномоченное на такие действия лицо выносит постановление. Происходит это на том месте, где совершено нарушение.

Постановление об административном правонарушении

То есть протокол составляется в случае оспаривания наличия события административного правонарушения, а постановление когда гражданин признает свою вину. Постановлением выносится наказание, которое можно обжаловать, в протоколе лишь описываются доказательства правонарушения. То есть, если водитель признает свою вину, то имеет право сразу выписать постановление об административном правонарушение. Обжаловать постановление можно в течение 10 дней. Протокол должен быть рассмотрен на комиссии ГИБДД, при этом в ней должен участвовать тот человек на кого составлен протокол.

Копию постановления об административном правонарушение выдают под расписку тому лицу, относительно которого его выносят. Такая же копия выдается и потерпевшему. Это делают по его просьбе.

Составляться АП начинает тогда, когда оспаривается сам факт события нарушения, админ. наказание и т.д.

Если правонарушение заснято камерой, то административный протокол не составляется. Постановление по делу принято выносить без участия лица, которое совершило нарушение.

Копию постановления, в таком случае, обычно направляют заказным письмом («письма счастья»). Срок отправки составляет не более 3-х суток с того момента, когда постановление вынесли.

Видео: Хитрости ГИБДД. Разница между протоколом и постановлением.

Особенности составления и заполнения протокола об административном правонарушение инспектором ГИБДД

1. Если инспектор ГИБДД предлагает сесть в машину ДПС

Если поступило предложение сесть в машину ДПС для оформления протокола, то именно Вы принимаете решение ответить согласием либо отказом. Нет такого нормативно-правового акта, который бы обязывал Вас принудительно садиться в машину ДПС для того, чтобы приступить к началу процесса оформления АП.

2. Свидетели

Когда в Вашей машине находится еще и пассажир, то ему тоже будет лучше выйти. Это существенно уменьшает риск попыток для совершения любого «развода» и часто помогает избежать наказания за действительно совершенное незначительное правонарушение. К исключениям, само собой, относятся тяжкие правонарушения: вождение нетрезвыми, серьезное ДТП и т.д.

Наличие свидетеля заставляет инспектора ГИБДД тщательно обдумывать каждое свое слово или действие. Если Вы уже находитесь в машине ДПС, то можно дать возможность свидетелю полностью и без препятствий послушать Вашу беседу. Инспектор может попросить посторонних удалиться, но Вам следует заявить, что именно этот человек Ваш свидетель.

Также можно ссылаться и акцентировать внимание на указе о «Гарантиях прав гражданина на информацию» из соответствующего подраздела про «Диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты». Обязательно включите звукозапись, если имеете при себе аппарат с подобной функцией и такую возможность.

3. Задержки с оформлением административного протокола

Протоколирование должно начаться незамедлительно. К этому обязывает ст.28.5 КоАП. Задержка является уже административным нарушением инспектора ГИБДД согласно ст. 12.35 КоАП. Если имеет место затягивание процесса без оснований, то предложите инспектору взяться уже за составление протокола задержания. Так Вы прямо намекнете, что инспектор не имеет повода для Вашего задержания.

4. Ознакомление с протоколом

Выданный на руки протокол читайте с предельным вниманием и спокойствием. Знайте, что инспектор будет пытаться Вас поторопить, а в некоторых ситуациях попытается даже выхватить документ из рук. Стоит напомнить инспектору о том, что Вы наделены правом вписать свои объяснения, а подобные действия инспектора можно толковать как нарушение против Вас.

  • в подпункте «объяснения лица» лучше вписывать: «Не согласен»;
  • если нет составленных схем и другого рисунка, то укажите «Схема не была составлена». Это исключает факт последующего добавления к протоколу схемы самим инспектором ГИБДД, который может сделать запись «Водитель ТС отказался подписывать АП». Если схема составлялась, но есть только один экземпляр, тогда указывайте: «Копия схемы мне не выдавалась»;
  • Перед тем, как подписать схему, указывайте: «Не согласен». Её составляют весьма приблизительно, нет нужных замеров, привязки к местности и т.п. Ваше несогласие с этим вполне логично.

5. Не вписали свидетелей в протокол об административном правонарушении

Когда с Вами пассажиры, значит, у Вас появляются и свидетели. Если свидетелей отказываются вносить в АП, настаивайте на вписании. Инспектор может отказываться, мотивировать отказ тем, что эти лица заинтересованные и т.д.

В таком случае, в пояснении к протоколу об административном правонарушении пропишите: « Настоятельно прошу учесть тот факт, что ИДПС ответил отказом на просьбу внести свидетелей (ля) в данный протокол. Возможно, что он испугался того, что свидетели правдиво все расскажут. Не нашел иной причины для отказа». Если же свидетелей рядом нет, стоит ставить «Z» в этой графе, чтобы свидетели не нашлись «случайным» образом.

6. Подаем ходатайство

Видео: Как подать ходатайство при составление административного протокола ГИБДД?

Помните, что имеете право подать ходатайство относительно того, чтобы дело рассматривалось там, где зарегистрировано ТС, а еще по месту Вашего проживания. Ходатайство будет лучше подать пере тем как подписать протокол об административном правонарушение. Имейте под рукой собственные готовые бланки ходатайства и будьте готовы к подобным ситуациям. Так вы сможете выиграть дополнительное время и спокойно разобраться в ситуации, прибегнуть к помощи и придерживаться рекомендаций адвоката.

Если же Вы знаете то, о чем писать и уже на месте пишете объяснения, но в протоколе мало свободного места, тогда Вы можете использовать отдельный листок. В протоколе есть графа «объяснения лица». В ней нужно написать, что эти пояснения Вы приложили к протоколу и на отдельном листе бумаги. Делать записи на таком отдельном листе бумаги лучше «под копирку», которую Вы приготовили заранее. Она всегда должна быть рядом в легкодоступном месте у Вас в автомобиле.

Следующим шагом будет найти в протоколе то место, где Вам необходимо расписаться в том, что инспектор ГИБДД провел разъяснения Ваших обязанностей и разъяснил также права. Если же он или уклонился от разъяснений, или поступило предложение ознакомиться с ними там, где они расписаны на оборотной стороне в протоколе, тогда вместо подписания ставите прочерки или слово: «Нет».

К протоколу подобным образом можно прикладывать любую другую важную и необходимую документацию. Главное то, что нужно фиксировать это в протоколе.

7. Получаем копию протокола

Завершающим этапом следует предложение от инспектора ГИБДД подписать протокол. Перед подписью необходимо уточнить возможность забрать его копию. Если инспектор ответит отрицательно, то следует уточнить причину и ссылаться на то, что протокол об административном правонарушении уже составили и инспектор уже подписал.

Инспектор ГИБДД, который расположился в машине ДПС, не имеет права составлять протокол. Если Вы были остановлены одним инспектором в тот самый момент времени, когда второй занимался протоколированием нарушения другого водителя, то получается, что он физически не мог наблюдать то нарушение, за которое Вас останавливали. Стоит сделать для всех акцент на этом факте. Это очень важный момент.

Если вы не согласны с вменяемым вам в вину правонарушением, ни о каком постановлении-квитанции не может идти речь, инспектор должен составить протокол об административном правонарушении и копию передать вам, чтобы вы могли его обжаловать. Выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет. Выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Основание для составления протокола об административном правонарушении

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. 4. в 9.00 на пр. Ленина ХХХ, управляя автомобилем Бентли гос. номер Х ХХХ ХХ 150 совершила правонарушение, - передала управление автомобилем гражданке Петровой Петруне Сергеевне, находящейся в состоянии алкогольного опьянения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 (исправлено, изначально была написана единица, подписью должностного лица, составившего протокол не удостоверено) статьи 14.8 КоАП РФ, п.п.

Основания составления протокола об административном правонарушении являются

Является ли составление протокола об административном правонарушении обязательным? Согласно части 2 статьи 634 Кодекса «Об административных правонарушениях», основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Частью 3 статьи 634 Кодекса «Об административных правонарушениях», дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 635 Кодекса «Об административных правонарушениях», протокол о совершении административного правонарушения составляется уполномоченным на то должностным лицом.

Составление протокола об административном правонарушении

Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения. Ошибки в протоколе об административном правонарушении Ошибки, допущенные в протоколе об административном правонарушении при оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Процедура составления протокола гибдд об административном правонарушении

Инфо

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС для составления протокола? Инспектор может предложить водителю выйти из автотранспортного средства в следующих случаях (Приказ МВД №664 от 23.08.2017 г.):

  • выявление признаков опьянения у водителя или болезненного состояния;
  • чтобы провести личный досмотр, осмотр, досмотр автомобиля и груза;
  • выполнить сверку номеров, узлов ТС со сведениями в регистрационных документах;
  • для участия водителя в процессуальных действиях, для оказания помощи;
  • при необходимости устранения технической неисправности автомобиля;
  • если поведение водителя создает угрозу безопасности инспектора.

Также документ регламентирует, что водитель может сесть в патрульную машину или пройти в служебное помещение, если его присутствие требуется для оформления процессуальных документов.

Основания и порядок составления протокола об административном правонарушении

Важно

Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня. Срок составления протокола об административном правонарушении Сроки составления протокола об административном правонарушении можно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.


Протокол об административном правонарушении может быть составлен:
  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения.

На основании чего составляется протокол об административном правонарушении

Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания). Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
Ссылка на статью закона, который был нарушен. Пояснения человека или представителя организации по делу. Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело. Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
Административное задержание вправе осуществлять уполномоченные должностные лица, перечень которых указан в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

Назначение наказания без протокола Протокол не составляется в следующих случаях:

  • наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения административного правонарушения, и водитель соглашается со своей виной;
  • нарушение зафиксировали камеры фиксации, которые работают в автоматическом режиме.

Протокол - документ, составленный уполномоченным должностным лицом, в котором отображают событие правонарушения. Водитель должен следить за тем, что все требования составления протокола были соблюдены.

Внимание

Обычно составляется незамедлительно, а также в течение двух суток или после окончания административного расследования. Составление протокола - подготовка к рассмотрению дела, и автомобилист должен внимательно прочитать, какие сведения в протокол внес инспектор ГИБДД.

В целях автоматизированной обработки его содержания органами внутренних дел может использоваться рекомендуемый образец (приложение N 6 к Административному регламенту). 111. В случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе.


В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. (в ред.

Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780) (см. текст в предыдущей редакции) 112. В случае применения специальных технических средств, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении.



Просмотров