Порядок назначения руководителя и его заместителей. Административка Порядок назначения руководителя и его заместителей службы

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора Средней школы № 34

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя

I. Общие положения

1. Настоящее Положение регулирует порядок аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34.

2. Аттестация проводится в целях:

Определения соответствия заместителей руководителя Средней школы № 34 занимаемой ими должности на основе оценки их профессиональной деятельности и профессиональной компетентности;

Определения соответствия лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, требованиям, предъявляемым к работнику квалификационными характеристиками должностей руководящих работников, принимаемыми в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»))

3. Основными задачами аттестации являются:

Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации руководящих работников;

Обеспечение роста методологической культуры, использования ими современных управленческих технологий;

Оценка компетентности в области законодательных и иных нормативно-правовых актов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;

Повышение эффективности и качества управленческой деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34.

4. Основными принципами аттестации являются:

Обязательность аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34;

Законность;

Гласность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное отношение к аттестуемым;

Недопустимость субъективизма и дискриминации при проведении аттестации.

5. Заместители руководителя подлежат обязательной аттестации до назначения на должность (трудовой договор с вновь назначенным заместителем руководителя заключается после прохождения аттестации) и в процессе трудовой деятельности в должности заместителя руководителя.

6. Лица, назначаемые на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, допускаются к аттестации при условии их соответствия требованиям, установленным к должности «заместитель руководителя образовательного учреждения» разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей заместителей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761-н (далее - ЕКС).

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" ЕКС, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии ОУ, могут быть допущены к аттестации.

7. Виды аттестации:

Входящая аттестация лица, вновь назначаемого на должность заместителя руководителя Средней школы № 34;

Очередная аттестация заместителя руководителя Средней школы № 34;

Внеочередная аттестация заместителя руководителя Средней школы № 34;

8. Аттестация на соответствие занимаемой должности сохраняется до истечения срока ее действия при возобновлении работы в должности заместителя руководителя при перерывах в работе в Средней школе № 34.

9. Очередной аттестации не подлежат:

Беременные женщины;

Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

Заместители директора, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных заместителей директора возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска.

11. Основными критериями оценки профессиональной деятельности заместителей директора при проведении аттестации являются:

Соответствие квалификационным характеристикам к должности заместителей директора. Исполнение ими должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения;

Определение их участия в решении поставленных перед существующим учреждением задач, сложности выполняемой ими работы;

Результаты исполнения заместителями директора трудового договора;

Прохождение повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

II .Организация и сроки проведения аттестации

1. Аттестацию заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, проводит аттестационная комиссия Средней школы № 34 (далее - Аттестационная комиссия) в порядке, установленном настоящим Положением.

2. Очередная аттестация заместителя руководителя проводится один раз в пять лет.

3. Внеочередная аттестация заместителя руководителя проводится до истечения пяти лет после проведения предыдущей аттестации. Внеочередная аттестация может проводиться по решению работодателя в случаях истечения срока действия трудового договора.

4. Процедура аттестации лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя образовательного учреждения, предваряет оформление трудовых правоотношений с ними.

Соответствие занимаемой должности лиц, вновь назначаемых на должность заместителя руководителя школы устанавливается сроком на два года.

5. Аттестации подлежат:

Заместители руководителя школы при истечении срока действия их аттестации;

Лица, назначаемые на должность заместителя руководителя школы.

6. Основанием для проведения аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, является представление руководителя (далее – представление).

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств аттестуемого, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, качественное и в полном объеме исполнение трудовых функций, возложенных на его трудовым договором, информации о прохождении аттестуемым повышения квалификации.

7. Представление подается в Аттестационную комиссию в течение календарного года.

Рассмотрение представления Аттестационной комиссией должно быть проведено в течение одного месяца со дня его подачи.

8. С представлением аттестуемый должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за две недели до дня проведения аттестации. Отказ аттестуемого ознакомиться с представлением и поставить в нем свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации оформляется соответствующим актом.

9. Сроки проведения аттестации для каждого аттестуемого устанавливаются Аттестационной комиссией индивидуально, в соответствии с графиком, утверждаемым председателем аттестационной комиссии. При составлении графика учитываются сроки действия ранее проведенной аттестации.

10. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого с начала
ее проведения и до принятия решения Аттестационной комиссией не должна превышать двух месяцев.

Началом проведения аттестации является подача представления в Аттестационную комиссию.

11. Информация о дате, месте и времени проведения процедуры аттестации доводится работодателем до сведения аттестуемых, подлежащих аттестации, в течение месяца со дня ее начала, путем письменного уведомления.

12. По результатам аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность руководителя Средней школы № 34 Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Признать соответствующим занимаемой должности «заместитель руководителя образовательного учреждения»;

Признать несоответствующим занимаемой должности.

13. В случае признания заместителя руководителя по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности руководитель Средней школы № 34 принимает решение о расторжении с ним трудовых отношений в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в установленном порядке, с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

14. В случае признания лица, назначаемого на должность заместителя руководителя, несоответствующим данной должности, трудовые правоотношения с ним не оформляются.

15. В случае признания лица, назначаемого на должность заместителя руководителя, соответствующим данной должности, издается приказ о его назначении на должность заместителя руководителя, и оформляются трудовые отношения.

16.При аттестации заместителей руководителя Средней школы № 34 с целью подтверждения соответствия занимаемой должности предусмотрена упрощённая процедура аттестации (без приглашения на заседание аттестационной комиссии).

Упрощенная процедура аттестации проводится в отношении заместителей руководителя эффективно работающих, добивающихся высоких результатов деятельности образовательного учреждения, регулярно повышающих квалификацию, имеющих стаж работы в должности «заместитель руководителя» более 10 лет.

В стаж работы в должности «заместитель руководителя», дающий право на упрощенную форму проведения аттестации, включается стаж работы в должности заместителя руководителя муниципального образовательного учреждения, учредителем которого является Управление образования г. Каменска-Уральского, любого типа и вида.

Решение о проведении упрощённой процедуры аттестации принимает аттестационная комиссия не позднее, чем за месяц до даты проведения аттестации заместителя руководителя.

III .Аттестационная комиссия, ее состав и порядок работы

1. Аттестация проводится аттестационной комиссией, формируемой руководителем Средней школы № 34.

2. Аттестация заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34 проводится непосредственно Аттестационной комиссией.

3. Аттестационная комиссия создается сроком на 1 год. Персональный состав Аттестационной комиссии и график ее работы определяется и утверждается приказом руководителя Средней школы № 34.

4. В состав аттестационной комиссии должно входить не менее 6 человек: председатель, заместителя председателя, секретарь, председатель профсоюзной организации Средней школы № 34 (по согласованию), представители учредителя, представители органов самоуправления Средней школы № 34.

5. Состав Аттестационной комиссии формируется по принципу исключения возникновения конфликта интересов, влияющего на объективность принимаемых Аттестационной комиссией решений.

6. Аттестуемый, являющийся членом Аттестационной комиссии, в голосовании по своей кандидатуре не участвует.

7. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 (двух третей) ее членов.

8. Аттестационная комиссия принимает решение открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. При равном количестве голосов членов, голос председательствующего является решающим.

9. Заместитель руководителя муниципального образовательного учреждения, или лицо, вновь назначаемое на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, должен лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии (за исключением случаев, определенных п.16 настоящего положения)

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии его аттестация переносится на другой месяц, о чём его уведомляет секретарь аттестационной комиссии. При неявке на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине аттестуемый должен об этом письменно уведомить секретаря аттестационной комиссии не позднее, чем за день до назначенной даты проведения заседания комиссии. Его аттестация также переносится на другой месяц.

10. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом и вступает в силу со дня проведения аттестации заместителя руководителя или лица, назначаемого на должность заместителя руководителя Средней школы № 34.

11. Результаты аттестации аттестуемого, непосредственно присутствующего на заседании Аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

12. В протоколе указывается дата принятия решения Аттестационной комиссией, вносятся рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности аттестуемого, о необходимости повышения его квалификации и другие рекомендации, если таковые имеются. Протокол подписывается председателем и секретарем Аттестационной комиссии.

13. В течение 3 рабочих дней с даты заседания аттестационной комиссии секретарем составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией решении.

Руководитель Средней школы № 34 знакомит заместителя руководителя, прошедшего аттестацию, с выпиской из протокола под роспись в течение пяти рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле заместителя руководителя.

14. При наличии рекомендаций, данных в ходе аттестации заместителю руководителя (лицу, назначаемому на должность заместителя руководителя), не позднее, чем через год со дня проведения аттестации, аттестуемым заместителем руководителя представляется в аттестационную комиссию информация о выполнении рекомендаций Аттестационной комиссии.

15. Результаты аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Руководитель Федеральной службы организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет Федеральную службу в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени Федеральной службы договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) и Положением о Федеральной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

13. Заместители руководителя Федеральной службы представляют Федеральную службу по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют осуществление функций Федеральной службы в соответствии с настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы, распределением обязанностей между заместителями руководителя Федеральной службы (далее - распределение обязанностей) и иными актами Федеральной службы, а также поручениями руководителя Федеральной службы.

14. В соответствии с распределением обязанностей заместители руководителя Федеральной службы в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности Федеральной службы подписывать приказы Федеральной службы или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных руководителем Федеральной службы доверенностей подписывать от имени Федеральной службы договоры и другие гражданско-правовые документы.

15. Заместитель руководителя Федеральной службы по решению руководителя Федеральной службы в соответствии с распределением обязанностей:

Взаимодействует (в том числе ведет переписку) с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;

Координирует и контролирует работу структурных подразделений Федеральной службы, дает поручения их руководителям;

Взаимодействует с территориальными органами и организациями Федеральной службы (в том числе дает им поручения);

Проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

Рассматривает поступившие в Федеральную службу обращения, документы и материалы;

Рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись руководителю Федеральной службы;

Согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы и приказами Федеральной службы.

Заместитель руководителя Федеральной службы в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением о Федеральной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, выполняющий функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

16. Информация о назначении заместителей руководителя Федеральной службы и о назначении начальников управлений Федеральной службы в 10-дневный срок направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации Управлением делами Федеральной службы.

17. Начальник управления Федеральной службы представляет Федеральную службу в соответствии с полномочиями, определенными в настоящем Регламенте, административных регламентах Федеральной службы, положении о структурном подразделении, должностном регламенте, а также на основании отдельных письменных поручений руководителя (заместителей руководителя) Федеральной службы.

18. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой руководителя Федеральной службы один из заместителей руководителя Федеральной службы назначается временно исполняющим обязанности руководителя Федеральной службы.

В случае временного отсутствия заместителя руководителя Федеральной службы исполнение отдельных его полномочий может быть приказом возложено на начальника управления Федеральной службы с его согласия.

19. В соответствии с настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы, положением о структурном подразделении Федеральной службы, должностным регламентом, поручениями руководителя Федеральной службы начальник управления Федеральной службы:

Осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

Взаимодействует с иными структурными подразделениями Федеральной службы;

Обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Федеральной службы;

Обеспечивает рассмотрение поступивших в Федеральную службу обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений по ним;

Обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;

Представляет на утверждение руководителя Федеральной службы проект Положения об управлении Федеральной службы и проекты должностных регламентов его работников;

Обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении работников структурного подразделения и наложении на них взысканий;

Привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности Федеральной службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;

Проводит совещания с представителями органов государственной власти, территориальных органов и организаций Федеральной службы, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к его компетенции вопросам;

Осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы, положением о структурном подразделении Федеральной службы, поручениями (указаниями) руководителя Федеральной службы и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей);

Обеспечивает подготовку в установленном порядке для представления в Минздравсоцразвития России проектов правовых актов и иных документов;

Обеспечивает рассмотрение и согласование в Федеральной службе поступивших проектов правовых актов и иных документов;

Обеспечивает в установленном порядке направление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации приказов Федеральной службы, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, подготовку которых осуществляло соответствующее Управление Федеральной службы.

12. Руководитель Федеральной службы организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет Федеральную службу в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени Федеральной службы договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) и Положением о Федеральной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

13. Заместители руководителя Федеральной службы представляют Федеральную службу по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют осуществление функций Федеральной службы в соответствии с настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы, распределением обязанностей между заместителями руководителя Федеральной службы (далее - распределение обязанностей) и иными актами Федеральной службы, а также поручениями руководителя Федеральной службы.

14. В соответствии с распределением обязанностей заместители руководителя Федеральной службы в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности Федеральной службы подписывать приказы Федеральной службы или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных руководителем Федеральной службы доверенностей подписывать от имени Федеральной службы договоры и другие гражданско-правовые документы.

15. Заместитель руководителя Федеральной службы по решению руководителя Федеральной службы в соответствии с распределением обязанностей:

взаимодействует (в том числе ведет переписку) с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;

координирует и контролирует работу структурных подразделений Федеральной службы, дает поручения их руководителям;

взаимодействует с территориальными органами и организациями Федеральной службы (в том числе дает им поручения);

проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

рассматривает поступившие в Федеральную службу обращения, документы и материалы;

рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись руководителю Федеральной службы;

согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы и приказами Федеральной службы.

Заместитель руководителя Федеральной службы в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением о Федеральной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, выполняющий функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

16. Информация о назначении заместителей руководителя Федеральной службы и о назначении начальников управлений Федеральной службы в 10-дневный срок направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации Управлением делами Федеральной службы.

17. Начальник управления Федеральной службы представляет Федеральную службу в соответствии с полномочиями, определенными в настоящем Регламенте, административных регламентах Федеральной службы, положении о структурном подразделении, должностном регламенте, а также на основании отдельных письменных поручений руководителя (заместителей руководителя) Федеральной службы.

18. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой руководителя Федеральной службы один из заместителей руководителя Федеральной службы назначается временно исполняющим обязанности руководителя Федеральной службы.

В случае временного отсутствия заместителя руководителя Федеральной службы исполнение отдельных его полномочий может быть приказом возложено на начальника управления Федеральной службы с его согласия.

19. В соответствии с настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы, положением о структурном подразделении Федеральной службы, должностным регламентом, поручениями руководителя Федеральной службы начальник управления Федеральной службы:

осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

взаимодействует с иными структурными подразделениями Федеральной службы;

обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Федеральной службы;

обеспечивает рассмотрение поступивших в Федеральную службу обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений по ним;

обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;

представляет на утверждение руководителя Федеральной службы проект Положения об управлении Федеральной службы и проекты должностных регламентов его работников;

обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении работников структурного подразделения и наложении на них взысканий;

привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности Федеральной службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;

проводит совещания с представителями органов государственной власти, территориальных органов и организаций Федеральной службы, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к его компетенции вопросам;

осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом, административными регламентами Федеральной службы, положением о структурном подразделении Федеральной службы, поручениями (указаниями) руководителя Федеральной службы и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей);

обеспечивает подготовку в установленном порядке для представления в Минздравсоцразвития России проектов правовых актов и иных документов;

обеспечивает рассмотрение и согласование в Федеральной службе поступивших проектов правовых актов и иных документов;

обеспечивает в установленном порядке направление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации приказов Федеральной службы, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, подготовку которых осуществляло соответствующее Управление Федеральной службы.

Порядок назначения заместителей руководителей федеральных служб и агентств хотят изменить. Сейчас их назначение осуществляется министрами по представлению руководителей служб и агентств. Как рассказал «Известиям» источник в правительстве, на заседании кабинета министров 4 августа планируется обсудить внесение поправок в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», по которым это право перейдет правительству, а сами кандидатуры будут рассматриваться по представлению министров. Изменения вносятся, чтобы уменьшить риск возникновения конфликтов интересов в отношении замруководителей. Эксперты разделились во мнениях: одни полагают, что таким образом агентствам легче будет противостоять давлению со стороны министерств, поскольку появится дополнительный «контролер» со стороны кабмина. Другие, напротив, уверены, что органы полностью лишатся самостоятельности, если у руководителей отобрать право выбирать себе заместителей.

Сейчас руководители федеральных служб и агентств самостоятельно выдвигают кандидатуры на пост своих заместителей, а вышестоящие министерства утверждают их. По словам источника в правительстве РФ, правоприменительная практика показывает, что «механизм разрешения конфликта интересов в отношении заместителей руководителей служб и агентств не создан», поскольку проблемные вопросы решаются комиссией по урегулированию конфликта интересов в службе или агентстве, которую возглавляют сами заместители руководителей.

В связи с этим планируется принять поправки в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», согласно которым назначать замруководителей будет правительство РФ по представлению федеральных министров. Таким образом, вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному поведению замруководителей служб и агентств и урегулирования конфликта интересов, будут решаться президиумом Совета при президенте РФ по противодействию коррупции.

В Министерстве экономического развития РФ отметили, что у ведомства никогда не возникало каких-либо конфликтов с агентствами.

Заместители руководителей подведомственных предприятий и служб сейчас действительно назначаются приказом министра. В случае принятия решения об изменении формы представления и утверждения руководящих работников это никак не повлияет на взаимодействие министерств и агентств, так как конфликта интересов у нас не возникало и не возникнет, - сказала помощник министра Елена Лашкина.

Большинство федеральных агентств и служб отказались комментировать, как изменения повлияют на их работу. В Росимуществе отметили, что этот вопрос относится к компетенции правительства РФ. В Росреестре «не комментирует данный вопрос», а Федеральная служба по интеллектуальной собственности «не располагает информацией о запланированном обсуждении вопроса об изменении порядка назначения заместителей федеральных служб и агентств», поэтому не может предоставить комментарий.

Замглавы Ростуризма Сергей Корнеев рассказал, что между агентством и министерством культуры никогда не возникало конфликтов, а министр не навязывает никаких решений. На вопрос же о снижении коррупционных рисков Корнеев ответил, что «правительству виднее».

По мнению доцента департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Павла Кудюкина, федеральные службы должны быть вовсе выведены из-под контроля министерств, чтобы предотвратить возможные конфликты.

Министерства отвечают за определение политики и принятие нормативно-правовых актов, агентства предоставляют госуслуги и управляют госсобственностью, а службы обладают контрольно-надзорными функциями. Больше возможностей для конфликтов возникает между министерствами и службами, поскольку подведомственный орган обладает полномочиями, которые задевают интересы министерства. Из-за этого все службы вообще должны быть подведомственны правительству или президенту, чтобы у министерств не было соблазна их контролировать. Притом что по нормативной базе министерство только определяет план работы служб, командовать оно не может, но это заменяется неформальными взаимоотношениями - министр может позвонить заместителю, который был им назначен, и посоветовать принять некоторые факты во внимание, - сказал он.

Кудюкин считает, что изменение системы назначения усложнит взаимоотношения между министерствами и агентствами.

Вывести высших госслужащих из прямого назначения непосредственных и опосредованных руководителей - разумно, правда, всё равно кандидатуру подбирает министр, а правительство может согласиться или не согласиться с ней. Тем не менее это некий дополнительный фильтр отбирать людей не по знакомству, а по деловым качествам. «Блатные» кандидатуры, удобные и послушные министру, можно будет отсекать, - говорит эксперт. - При этом взаимоотношения министров со службами и агентствами будут протекать менее гладко, потому что они станут более самостоятельными органами.

В свою очередь, по словам замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, если руководителей служб и агентств лишить права выбирать себе команду, то эти органы практически полностью лишатся самостоятельности.

Когда проводилась реформа 2004 года, предполагалось, что у министерств будут функции только общего руководства и подготовки нормативно-правовых актов, а службы и агентства получат высокую степень самостоятельности. Но есть схемы, успешно работающие в других странах, и есть реальность, основанная на российских традициях, которые восходят к началу XIX века, когда только были созданы министерства при Александре I. Эта традиция сводится к тому, что министр в своей отрасли отвечает за всё, - говорит эксперт. - Процесс подчинения служб и агентств министрам начался давно, некоторые агентства вообще упразднили, другие оказались в большой зависимости от министров, и сейчас это только усиливается. Одно из главных прав руководителя - формировать команду из фигур, которые его устраивают. Если такое право отсутствует, то он не может отвечать за свое учреждение, а значит, отвечать будет тот, кто формирует руководство, - это дополнительный шаг на пути к усилению полномочий министров и дальнейшего ослабления роли служб и агентств.

Отметим, что конфликты между министерствами и подведомственными им агентствами случались уже не раз. Так, в 2012 году произошло резонансное столкновение между Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). Госстроем в июле 2012 года пришел руководить Владимир Коган. После того как в октябре Олега Говоруна, ушедшего в отставку, на посту министра регионального развития сменил Игорь Слюняев, сложились напряженные отношения между двумя органами. Коган попытался вывести Госстрой из подчинения Минрегиона, но сделать это не удалось. В декабре Коган ушел в отставку из-за несогласия с изменением функций своего ведомства, которое провел новый глава Минрегиона. Госстрой возглавил замминистра регионального развития Владимир Токарев. Но кадровые перестановки не смогли решить проблему, Слюняев продолжал критиковать агентство за постоянное неисполнение распоряжений правительства. В итоге, отчасти чтобы разрешить конфликт между Минрегионом и Госстроем, в 2013 году Госстрой был преобразован в Министерство строительства и ЖКХ, которому были переданы все полномочия по надзору за ЖКХ. Сам же Минрегин был упразднен в сентябре прошлого года.

В 2005 году произошел конфликт между главой Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким и министром культуры и массовых коммуникаций Александром Соколовым. В эфире одного из телеканалов министр обвинил в коррупции «все этажи» Федерального агентства по культуре и кинематографии. В ответ бывший министр культуры Швыдкой заявил, что намерен через суд добиться извинений от Соколова.

Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов считает, что новая процедура назначения сможет минимизировать коррупционные риски.

Это правильное обоснованное решение: когда назначение происходит не на самом высоком уровне, то зачастую это делается непублично и велика вероятность попыток «назначиться» за деньги. Чем прозрачнее процедура и ответственнее лица, тем ниже коррупционная составляющая, - говорит он. - Совет при президенте по противодействию коррупции - это независимая от правительства структура и серьезный рычаг в борьбе с коррупцией. В итоге сложится многоуровневая система - и по вертикали, и по горизонтали. Поэтому договориться будет сложнее: слишком большой круг лиц, с которыми придется договариваться - в правительстве и администрации президента.

Кабанов отметил, что конфликты интересов нередки в системе исполнительной власти.

У министерств и агентств существует много избыточных и дублирующих функций, а это основа коррупции. То и дело возникают истории, когда замминистра является руководителем службы и при этом курирует департамент в министерстве, который должен эту службу проверять, что является конфликтом интересов в чистом виде. Недавно такая ситуация была в Минэкономразвития с Росимуществом: Ольга Дергунова - замминистра - курировала проверку и контроль Росимущества и в то же время была руководителем агентства, - сказал он.

Правительство России является наивысшим органом распорядительной власти. Он обязан отчитываться о проделанной работе перед президентом. Также контролируется со стороны Осуществляет деятельность на основании Конституции, а также других федеральных законов и указов президента.

Порядок

Исполнительным органом власти является Правительство РФ. Порядок формирования начинается с утверждения на должность председателя, который является его главной фигурой. Последний определяет основную работу и направления деятельности Правительства. Назначается руководитель органа распорядительной власти только с согласия Госдумы, которая пользуется достаточным авторитетом. Председатель Правительства достаточно часто встречается с главой государства и даже замещает его, если последний по состоянию здоровья не может выполнять свои функции.

Кандидатура человека на должность руководителя распорядительного органа власти вносится президентом в Госдуму. Решение по данному вопросу должно быть принято в течение недели. В том случае, если Госдума более трех раз отклоняет кандидатуру на должность председателя, то президент распускает ее и сам назначает руководителя данного органа. После чего формирование Правительства происходит достаточно простым способом. Председатель органа распорядительной власти предлагает главе государства определенных кандидатов, а президент рассматривает и утверждает их. Все не могут заниматься предпринимательской и иной коммерческой деятельностью. Кроме того, они должны ежегодно предоставлять декларацию о доходах.

Именно поэтому такой орган распорядительной власти, как Правительство РФ, порядок формирования которого осуществляется в соответствии с Конституцией и другими федеральными законами, должен отвечать самым высоким требованиям компетентности.

Деятельность

Правительство России имеет достаточно широкие границы своего влияния, и касаются они всех сфер жизни общества в целом. Является соучастником бюджетного процесса, потому что занимается его составлением и следит за исполнением.

Компетенция Правительства РФ заключается в следующем:

  • осуществляет управление собственностью государства, занимается решением вопросов по приватизации и рациональным использованием всех федеральных предприятий;
  • обеспечивает проведение социальной политики, затрагивая культуру, образование, искусство, потому что в каждой такой области действует определенное постановление данного распорядительного органа;
  • принимает необходимые меры по укреплению обороны России, ее безопасности, а также реализации внешней политической деятельности;
  • контролирует борьбу с преступностью, занимается принятием мер по охране порядка в обществе, прав людей, решает вопросы по материально-техническому обеспечению правоохранительных органов.

Здесь также необходимо отметить, что это далеко не полный перечень всех его полномочий. Компетенция Правительства РФ гораздо шире и разнообразнее, потому что существует достаточно большое количество различных федеральных законов, указов главы государства, которые уточняют и конкретизируют его функции.

Состав

Определяется Конституцией и ФКЗ "О правительстве РФ" и включает в себя следующих членов:

  • председателя;
  • его заместителей;
  • министров.

Структура органов распорядительной власти прописана в указе президента. Кроме того, заместители председателя и министры могут быть полномочными представителями главы государства в федеральных округах.

Орган наивысшей распорядительной власти - РФ, порядок его формирования, а также структура и полномочия полностью отражены в Конституции, также в ФКЗ.

Отставка

Освобождение от занимаемой должности председателя влечет за собой завершение деятельности Правительства. Как правило, это происходит после того, как к власти приходит новый президент. Глава государства может принять самостоятельное решение о том, чтобы дать отставку Правительству, а также на это вправе повлиять и Госдума, если не испытывает к нему доверия. В случае отставки и завершения действия полномочий, данный орган продолжает осуществлять свою деятельность только на основании поручений президента. Данные нормы закреплены в ФКЗ "О правительстве РФ".

Период действия

Орган распорядительной власти - Правительство РФ, порядок формирования которого предусмотрен основным законом государства, не имеет определенного срока существования, в течение которого он выполняет свои функции. В то же время период его действия и полномочий определен до того момента, пока к власти не придет новый президент. Поэтому негласно такой срок все-таки существует. Вновь избранный президент назначает другое Правительство и его состав.

Данное правило не означает, что орган распорядительной власти будет расформирован в день выборов. Это происходит только после того, как глава государства вступит в свою должность, после чего он может оставить прежнее Правительство до того момента, пока не начнет действовать новое.

Документы

Конституция устанавливает, что для соблюдения законов и указов главы государства, данный орган власти принимает:

  • распоряжения - так оформляются решения по текущим вопросам;
  • постановления - являются наиболее значимыми, носят нормативный характер.

Данные акты Правительства РФ должны быть приняты на заседании президиума, реже - единолично руководителем, которым они и подписываются. В том случае, если распоряжения и постановления будут противоречить основному закону государства, то они могут быть отменены президентом. Данные акты Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию, за исключением тех, в которых есть сведения, не подлежащие разглашению.

Статус

Правительство является основным органом власти, который управляет государственными делами. Кроме того, он руководит всеми структурными подразделениями, деятельность которых не входит в компетенцию президента. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией и ФКЗ. Кроме того, его руководство распространяется на те органы, которые осуществляют свою работу в социальной, культурной и экономической сферах.

Возглавляет Правительство председатель, в его подчинении находятся заместители и министры. Данные лица назначаются на должности только президентом, таким же образом они заканчивают свою деятельность. Глава государства может координировать работу Правительства и присутствовать на его заседаниях, хотя он и не возглавляет его. Председатель организует работу данного органа, имеет право решающего голоса, представляет интересы страны за ее пределами. Кроме того, он подписывает все принятые акты и докладывает президенту о том, на кого из министров необходимо наложить взыскания или поблагодарить.

Заместитель председателя Правительства РФ в зависимости от того, какие выполняет полномочия и в какой сфере координирует работу федеральных органов распорядительной власти, может принять участие в их заседаниях. Кроме того, он может исполнять обязанности самого председателя, если последний по уважительным причинам не может временно заниматься своей работой. Кроме того, заместитель вправе проводить заседания Президиума.

Для решения определенных государственных вопросов последний вправе проводить организаторскую работу в той области, в которой это необходимо, привлекать специалистов. Каждый заместитель председателя Правительства РФ следит за работой и деятельностью органов распорядительной власти на самом высоком уровне.

В свою очередь министры, являющиеся членами правительства, участвуют в подготовке решений, после чего занимаются их исполнением. При осуществлении своих полномочий они должны отчитываться перед Правительством.

Кроме того, распорядительный орган власти для решения особых задач может образовывать Президиум, куда входит 12 его членов. Их заседания проходят один раз в семь дней.

Таким образом, правовой статус Правительства РФ подтверждает свою значимость при решении особых государственных задач и принятии подзаконных актов, которые не противоречат Конституции и распространяют свое действие на всей территории страны.

Аппарат

Для выполнения принятых решений Правительство образовывает свой специальный орган власти. Он обеспечивает и координирует его деятельность. Аппарат Правительства в своей работе руководствуется высшим законом государства и указами президента, а также другими нормативными актами. Руководит им сам председатель, либо его заместитель, который называется руководителем данного структурного подразделения исполнительного органа власти, либо министр. Кроме того, аппарат использует в своей работе положение о Правительстве РФ, которое было утверждено постановлением.

Основные функции данного органа заключаются в следующем:

  • готовит экспертные заключения по проверке поступивших актов, которые требуют принятия решения;
  • осуществляет поручения председателя;
  • контролирует исполнение решений Правительства;
  • проводит совещания при указаниях руководителя;
  • взаимодействует с палатами Федерального собрания;
  • представляет интересы распорядительной власти.

Порядок назначения

Председатель правительства назначается на должность только главой государства, но с согласия Госдумы. Кандидат на такую должность должен быть только гражданином России. Подобное предложение вносится новым президентом не раньше 14 дней со дня вступления последнего в свои полномочия или после отставки старого председателя.

Госдума в течение одной недели может рассматривать предложенную кандидатуру. В том случае, если она три раза отклонила такое предложение президента, то он вправе принять решение о ее роспуске и назначить следующие выборы. Кроме того, на данную должность он утверждает гражданина самостоятельно.

Порядок назначения председателя правительства РФ определяется Конституцией и ФКЗ. Достаточно большими полномочиями обладает президент.

Увольнение с поста председателя всегда сопровождается отставкой Правительства. При этом данное должностное лицо может сложить свои полномочия по собственной инициативе.

В том случае, если президент не может по какой-то причине исполнять свои обязанности, то за него это делает председатель Правительства.

Организация

Вся работа Правительства осуществляется на основании:

  • Конституции.
  • ФКЗ от 17.12.1997 года.
  • Регламента и положения от 01.06.2004 года.

На заседаниях данного органа решаются одни из наиболее значимых и важных вопросов страны, связанные с социальной и культурной жизнью, а также внешней политикой. В соответствии с чем на них рассматриваются:

  • предложения о выпуске государственных ценных бумаг, об увеличении налогов;
  • проекты программ;
  • проблемы, касающиеся приватизации федеральной собственности.

Заседания проводятся при необходимости, но не больше одного раза в месяц. Согласно Конституции, на них может присутствовать президент, если председатель по какой-то причине не может в них участвовать (отпуск, командировка, болезнь). О том, что собой представляет Правительство РФ, порядок формирования, состав, срок полномочий, говорит главный закон государства, который наделяет данный орган достаточно властными правомочиями.

Подготовительная работа

Работа главного органа распорядительной власти производится в соответствии с определенными планами, которые должны быть предоставлены не позднее 15 дней до даты начала заседания. Данная обязанность возложена на руководителей, которые входят в члены Правительства и осуществляют такую деятельность на местах. Данные граждане несут за подготовку материалов личную ответственность. Проект повестки должен быть подготовлен руководителем Аппарата и представлен заместителю и председателю Правительства. В том случае, если данным документ будет одобрен последним, то он рассылается всем участникам заседания, но не позднее, чем за пять дней до его рассмотрения.

Орган распорядительной власти - порядок формирования, полномочия закрепляются в ФКЗ от 17.12.1997 года, который и определяет его цели и указывает направления деятельности.

Взаимодействие

Правительство осуществляет финансирование судов. Кроме того, оно обеспечивает исполнение решений данных органов. Также следует отметить тот факт, что некоторые постановления напрямую касаются судов и даже указывают на их применение на практике. Кроме того, орган распорядительной власти активно взаимодействует с Федеральным собранием, потому что имеет право вносить туда законодательную инициативу.

Кроме того, Правительство выдает заключения о том, чтобы ввести или, наоборот, освободить от уплаты налогов, а также учитывает те расходы, которые предстоит понести государству за счет своего бюджета. Также данный орган власти вправе вносить свои поправки на те проекты законов, которые находятся на рассмотрении в Госдуме.

Значение

Данный считается основой распорядительной власти на территории всей страны. Состав и порядок формирования Правительства РФ прописан в Конституции, а также в другом ФКЗ, который был принят в декабре 1997 года. Данные нормативные акты не могут быть ниже других, и поэтому деятельность данного органа власти осуществляется в соответствии с ними.

Система правительства РФ достаточно упорядочена. Имеет свои функции и строгое законодательное деление. Ее возглавляет Правительство РФ, которое заведует федеральными органами распорядительной власти, последние, в свою очередь, контролируют: министерства, службы и агентства. Каждое из них имеет свои полномочия.

Министерство выполняет следующие функции:

  • разрабатывает планы по государственной политике;
  • регулирует сферы деятельности, которые установлены в актах Правительства.

Службы, в свою очередь, осуществляют надзор и контроль по определенным сферам жизни населения, в области охраны границ страны и обороны, следят за соблюдением общественного порядка, борются с преступностью.

Агентства также имеют свои специфические функции, кроме надзора и контроля. Они оказывают услуги по управлению имуществом государства, его распределением, а также обладают правоприменительными функциями.

Несмотря на те полномочия, которые предоставлены распорядительному органу власти, во многих его решениях принимает участие президент и даже иногда возглавляет заседания. Кроме того, председатель Правительства назначается на должность и уходит в отставку только по его распоряжению. Также орган распорядительной власти не имеет установленного срока полномочий, хотя фактически он зависит от президента.



Просмотров