Порядок исключения из списков воинской части. Обзорная справка День исключения из списков части

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами и статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Проблема

Здравствуйте,помогите моей достаточно серьёзной проблеме,по крайней мере для меня.Уволили по ОШМ приказом,но не исключили из списков части по причине того что я была госпитализирована,но пролежала в госпитале не столько на сколько рассчитывала,так как у меня 1.02.15 г. -20 календарей и хочу как-то дотянуть,а исключить не могут, насколько я знаю, только если я лежу в стационаре,освобождение не подходит,все отпуска догуляны за 2014 год.Нужно ещё протянуть 12 дней,не знаю что уже можно предпринять,на сколько мне известно,они могут сейчас исключать, даже не обеспечив полностью вещевым имуществом,выписку на выдачу дают и гуляй.Так ли это.

Решение

Здравствуйте!

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы , гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 9 марта 2005 г. N ВКПИ04-132, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 июня 2005 г. N КАС05-218, пункт 24 статьи 34 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству


24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы , за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением

Решение

Здравствуйте,

В соответствии с п.18.Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941:

Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющим общую продолжительность военной службы (службы) менее 20 лет и уволенным с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также гражданам, уволенным без права на пенсию со службы в органах внутренних дел по истечении срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе, в течение 1 года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию.

Оклад по воинскому (специальному) званию подлежит назначению и выплате в течение 1 года после увольнения с военной службы (службы) исходя из размера оклада по воинскому (специальному) званию, получаемого военнослужащим, лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на день увольнения с военной службы (службы), в том числе и при несвоевременном обращении за его назначением.

При этом, если в течение указанного срока повышаются (индексируются) оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на военной службе (службе), соответственно увеличиваются размеры оклада.

Назначение и выплата оклада по воинскому (специальному) званию производятся в соответствии с правовым актом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), принятым на основании настоящего постановления.

Годичный срок для выплаты оклада по воинскому (специальному) званию исчисляется со дня, следующего за днем исключения военнослужащих и указанных лиц из списков личного состава воинской части (органа) в связи с увольнением с военной службы (службы).

При несвоевременном обращении за назначением оклада по воинскому (специальному) званию выплаты за прошлое время производятся в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, если обращение за ними последовало до истечения 3 лет со дня возникновения права на их получение.

Ознакомьтесь с решением похожих проблем :

Какие денежные выплаты положены при увольнении в запас по ОШМ? http://taktaktak.org/problem/6088

Какие компенсации положены при увольнении по ОШМ? http://taktaktak.org/problem/7100

При увольнении в запас по окончанию контракта положено два оклада денежного содержания со всеми процентами за выслугу и прочее или же "голый" оклад? http://taktaktak.org/problem/6616

Не обеспечили вещевым, денежным и продовольственным довольствием при увольнении из армии. Как составить исковое заявление в суд? http://taktaktak.org/problem/6980

Могут ли военнослужащую уволить из вооруженных сил при окончании контракта, если она находится в отпуске по уходу за ребенком? http://taktaktak.org/problem/7175

Знаете, в вашей ситуации, как «дотянуть» целый месяц, до увольнения, советовать сложно.

А вы лежали в стационаре, с каким заболеванием?, возможно, если вы заболевание свяжите с прохождением службы, то может быть вы подадите документы, на изменения увольнения не по ОШМ, а по состоянию здоровья. Если увольняться по состоянию здоровья, то вам нужно будет проходить ВВК, а это займет время, таким образом, и дотяните.

Но, все-таки эксперты на сайте дают консультации в связи с нарушением прав граждан, а в вашем случае, нужно что-то придумать, это не наш формат.

А может быть, вы входите в перечень «льготников»:

Увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.


Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части

Решение

Добрый день!

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/178405/#ixzz3MzOw6vNA

Раздел VII. Увольнение с военной службы

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Также есть Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/180912/#ixzz3MzPslZBB Положение

о порядке прохождения военной службы

VIII. Порядок увольнения с военной службы

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию)

Всего доброго!

Верховный Суд Российской Федерации

Председательствующего - судьи Верховного Суда генерал-майора юстиции Ш., при секретаре майоре юстиции П. с участием старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., представителя Президента Российской Федерации и Министра обороны РФ полковника юстиции М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании п.п. "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", противоречащими ст.ст. 4 , 6 , 8 , 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод"; ч. 1 ст. 17 , ст. 18 , ч. 1 и 2 ст. 19 , ч. 1 , 2 , 3 ст. 37 , ч. 2 , 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; п. 5 ст. 3 , ст.ст. 15 , 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 13 , ст. 206 , п. 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", установил:

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает законность п.п. "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".

Заявитель указывает, что упомянутые нормы, регулирующие порядок зачисление в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, освобождение от занимаемой должности, присвоение очередного воинского звания только при условии занятия воинской должности, допускают бессрочное насильственное удержание на военной службе граждан, досрочно уволенных с военной службы по состоянию здоровья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, без обеспечения жилым помещением, позволяют не включать период, в течение которого он остается в списках личного состава воинской части, в срок для присвоения очередного воинского звания, лишают различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе военнослужащих, препятствуют ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.

При этом заявитель Л. обращает внимание на то, что после увольнения с военной службы, без исключения из списков личного состава части, поскольку не был своевременно обеспечен жилым помещением, он в течение трех лет насильно удерживается на военной службе по основанию, не предусмотренному законом, несколько лет существует без жилья, не занимается деятельностью, которую мог осуществлять с учетом состояния здоровья, ранее поврежденного в период военной службы, исключена возможность оформления и определения инвалидности, лишен права присвоения очередного воинского звания и других прав и льгот, полагающихся всем военнослужащим в период прохождения военной службы.

В тоже время, указывает в заявлении Л., нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предусматривают право командования бессрочного зачисления в распоряжение уволенного военнослужащего в целях обеспечения его жилой площадью, выплаты задолженностей по денежному, вещевому, продовольственному довольствию и т.д. с нарушением других конституционных прав военнослужащих.

Следовательно, считает заявитель, при принятии норм "Положения о порядке прохождения военной службы" (подпункта "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 ) должностное лицо - Президент Российской Федерации вышел за пределы делегированных ему полномочий и предоставил командованию воинских частей, вопреки нормам Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - ст. 38, п. 11 , право бессрочного удержания уволенных граждан на военной службе без обеспечения жилыми помещениями и лишения других различных прав и льгот военнослужащих.

Поэтому он просит Военную коллегию Верховного Суда РФ признать указанные выше нормы Положения несоответствующими законодательству о статусе военнослужащих и о воинской обязанности и военной службе.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по его заявлению Л. в суд не прибыл и просил рассмотреть гражданское дело без его участия.

В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации М. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, этот и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.

В Федеральном законе "Об обороне" определено, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ и утверждает Положение о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), которым определен порядок прохождения гражданами РФ военной службы по призыву и по контракту в Вооруженных силах РФ.

В п. 1 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом , другими Федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми акты РФ.

Этот порядок включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства, которыми в соответствии с Федеральным законом и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Так, в п.п. "и" п. 2 ст. 13 Положения установлено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается в следующих случаях и на следующие сроки: при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением , до его исключения.

Данная норма Положения считает представитель Президента М. не противоречит законодательству РФ.

В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава части без его согласия не исключается. Такие же требования предусмотрены и в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Кроме того, отмечает представитель ответчика, заявитель обжалует п. 1 ст. 22 Положения, в котором установлено, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем звании, если он занимает должность, для которой штатом предусмотрено звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Данная норма Положения издана в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему только при условии нахождения его на соответствующей воинской должности.

Обжалуемые заявителем п. 15 , 16 , 23 , 24 статьи 34 Положения также изданы в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и не противоречат законодательству РФ.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в этом пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, случаи, когда военнослужащий, уволенный с военной службы не исключается из списков личного состава воинской части, установлены в Федеральном законе

Нормы, установленные в обжалуемые пунктах Положения, определяют порядок исключения из списков личного состава части военнослужащих, уволенных с военной службы, и направлены на защиту военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.

Обжалуемые пункты и статьи Положения о порядке прохождения военной службы изданы в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и другими федеральными законами и не нарушают прав и свобод военнослужащих.

Следовательно, считает представитель ответчика М., Президент РФ, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами РФ в области статуса военнослужащих и военной службы.

Заслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации М., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Б., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования Л. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которая, по общему правилу, совпадает с днем истечения срока военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Из содержания п.п. "и" п. 2 ст. 13 утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" "Положения о порядке прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 года N 1237, усматривается, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением - до его исключения.

В пунктах 15 , 16 , 23 и 24 ст. 34 Положения "О порядке прохождения военной службы" указано, что исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и этим Положением .

Анализ указанного выше законодательства показывает, что случаи, когда военнослужащий, уволенный с военной службы, не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, установлены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и в Положении о порядке прохождения военной службы.

Что же касается отказа командования в присвоении Л. очередного воинского звания, то согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 1 ст. 22 Положения военнослужащему присваивается очередное воинское звание только при условии нахождения его на соответствующей воинской должности. К моменту истечения срока пребывания Л. в предыдущем воинском звании последний уже находился в распоряжении командира воинской части.

Следовательно, положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и вытекающие из них нормы Положения о порядке прохождения военной службы, законность которых оспаривает заявитель Л., не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.

В судебном заседании установлено, что с 18 февраля 2002 года Л. был освобожден от воинской должности и на основании подпункта "и" пункта 2 статьи 13 Положения "О порядке прохождения военной службы" в связи с невозможностью исключения из списков личного состава воинской части, зачислен в распоряжении командира воинской части.

Это обстоятельство было вызвано тем, что, в соответствии со ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для увольнения с военной службы по состоянию здоровья, военнослужащий, прослуживший 10 и более лет и нуждающийся в получении жилья, должен дать свое согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списке очередников на получение жилья по месту службы. Л., как установлено в суде, такого согласия не давал, чем и было обусловлено его зачисление в распоряжение командира части.

Фактически, именно зачислением в распоряжение командира воинской части, которое заявитель расценивает как насильственное удержание на военной службе, увольнением с военной службы без обеспечения жильем, освобождением от должности, отказом в присвоении очередного воинского звания и вызвано обращение Л. в Верховный Суд Российской Федерации. Между тем, нормы в обжалуемых пунктах Положения устанавливают порядок исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих, уволенных с военной службы, и направлены в первую очередь, на защиту военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.

Таким образом, обжалуемые пункты и статьи Положения "О порядке прохождения военной службы" не нарушают положений ст.ст. 4 , 6 , 8 , 13 , и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" и изданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и другими федеральными законами и не только не противоречат ч. 1 ст. 17 , ст. 18 , ч. 1 и 2 ст. 19 , ч. 1 , 2 , 3 ст. 37 , ч. 2 , 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации но, напротив, предусматривают все необходимые гарантии реализации закрепленных в них прав и свобод, что подтверждается и решениями военных судов, вынесенных по делу Л.

Однако, несмотря на эти судебные решения, заявитель длительное время не может реализовать свои конституционные права. Тем самым исполнение обязанности государства по обеспечению Л. жильем возложена на соответствующие органы исполнительной власти, распоряжающиеся жилищным фондом, которые и обязаны в установленном законом порядке предоставить заявителю жилое помещение.

Не противоречат оспариваемые заявителем правовые нормы Положения и ст.ст. 13 , 206 и п. 3 ст. 258 ГПК РФ, а так же ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку неисполнение воинским должностным лицом судебных решений по обеспечению Л. жильем, а также обоснованность применения судами оспариваемых заявителем правовых норм при рассмотрении гражданских дел по жалобам на действия должностных лиц не могут являться основанием для признания этих норм противоречащими действующему законодательству.

К тому же, в соответствии со ст. 27 ГПК РФ о подсудности гражданских дел Верховному Суду Российской Федерации проверка законности и обоснованности действий должностных лиц, обязанностей исполнения соответствующими органами военного управления и командирами судебных решений военных судов не входит в компетенцию Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Исходя из изложенного, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что Президент Российской Федерации, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими Федеральными законами Российской Федерации в области статуса военнослужащих и военной службы и не нарушил прав заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

В удовлетворении заявления Л. о признании п.п. "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", противоречащими ст.ст. 4 , 6 , 8 , 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод"; ч. 1 ст. 17 , ст. 18 , ч. 1 и 2 ст. 19 , ч. 1 , 2 , 3 ст. 37 , ч. 2 , 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; п. 5 ст. 3 , ст.ст. 15 , 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 13 , ст. 206 , п. 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации


Добрый день, Денис.

Исключить из списков личного состава воинской части Вас могут, но при определенных обстоятельствах, которые от Вашей Травмы и лечения могут зависеть, а могут и нет.

Давайте сразу определимся без лишних слов: Положение о порядке прохождения военной службы говорит однозначно и недвусмысленно - днем увольнения военнослужащего с военной службы является день его исключения из списков личного состава воинской части. Иными словами увольнение = исключение в\сл из списков лс в/ч. От этой фразы и будем отталкиваться в дальнейшем.

Смотрите, в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, (далее по тексту – Положение) военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. Запомним это обстоятельство - оно для нас первое ключевое.

Этот же пункт указанной статьи предусматривает обязательное предоставление военнослужащим основного и дополнительных отпусков до исключения из списков личного состава.

Исключение из указанных правил составляет наличие письменного согласия военнослужащего на исключение из списков личного состава воинской части без полного обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а также основного и дополнительного видов отпусков, которое военнослужащий выражает в рапорте или листе беседы.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных нормативных актов, до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, он должен быть (при отсутствии его письменного согласия) полностью обеспечен:

1) денежным довольствием;
2) продовольственным обеспечением;
3) вещевым обеспечением;
4) основным и дополнительными видами отпусков.

Любое из четырех вышеперечисленных требований (необеспеченность военнослужащего денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а также не предоставление ему в полном объеме отпусков (как основного, так и дополнительных)) ведет к нарушению действующего законодательства и прав военнослужащего.

Отсюда вижу только один выход - если хотите оттянуть время увольнения/исключения для решения каких-то вопросов, то пишите рапорт на командира части, в секретариате рапорт регистрируйте, номер и дату рапорта себе записываете и просите предоставить Вам отпуск по личным обстоятельствам ввиду болезни, основываясь на заключении ВВК. Заключение ВВК, кстати, тоже скопируйте на всякий случай, а то с рапортом «потеряется». Следом вдогонку новый рапорт о предоставлении отпуска по болезни. Предоставят - хорошо.

Во ___(город)___ гарнизонный военный суд

Истец: Иванов Иван Иванович

Проживающий по адресу: __________край,

г. ___________, ул. ___, кв.____

тел._________

Должностное лицо, чьи действия оспариваются:

Командир войсковой части 00000,

г.___________, в/часть 00000.

З а я в л е н и е

Об оспаривании неправомерных действий командира в/ч 00000 об исключении меня, капитана Иванова И.И, из списков части.

Я прохожу военную службу по контракту в войсковой части 00000. Имею воинское звание "капитан". До 10 декабря 2010 года я занимал должность Начальника штаба 1 мотострелкового батальона. Приказом Командующего 0 Армии от 10 декабря 2010 года я был освобождён от занимаемой должности и до 20 мая 2011 года находился в распоряжении командира в/части 00000.

Приказом командира войсковой части 00000 № 000 от 20 мая 2011 года я был исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения. Полагаю, что действия командира противоречат действующему законодательству Российской Федерации потому что:

Во-первых, согласно Указу Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы" ст.34 п. 16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. На данный момент времени я не обеспечен всеми видами довольствия, свое личное согласие на исключение меня из списков части не давал.

Я не попадаю под категорию военнослужащих, которым согласно Постановлению Правительства РФ № 390 от 22 июня 2006 г. (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 1033 от 16.12.2010) полагается денежная компенсация взамен вещевого имущества. Но из этого постановления видно, что вещевое имущество эквивалентно деньгам. Тем более у каждой вещи есть государственная цена. Отсюда следует, что, не обеспечив военнослужащего вещевым имуществом на день исключения из списков части это соответственно, что не выдать положенную ему денежную компенсацию, что противоречит ст. 34 п.16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Во-вторых, я получил ГЖС, но его еще не реализовал. Выдача ГЖС не означает предоставление жилья, свое согласие на исключения из списков части без реализации ГЖС я не давал.

Согласно Статье 15 п. 1 ФЗ РФ « О статусе военнослужащего»:

Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Статья 23.п.1 ФЗ РФ « О статусе военнослужащего»:

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из данных статей видно, что ФЗ РФ «О статусе военнослужащего» запрещает категорически увольнять военнослужащего, не обеспеченным жилим помещением, с военной службы без его согласия, и четко определил порядок признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, и порядок предоставления ему жилого помещения в собственность бесплатно, и конкретно дает понять, что все вышеперечисленные полномочия возлагаются и определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" п.64 Государственный заказчик подпрограммы направляет выписку из реестра оплаченных сертификатов в органы исполнительной власти, выдавшие сертификаты. Указанная выписка являются основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина - участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

Прошу:

1.Признать мои требования законными.

2.Обязать командира в/ч 00000 восстановить меня в списках части и не исключать до полного обеспечения всеми видами довольствия и реализации ГЖС.

3.Выплатить положенное мне денежное довольствие с 20 мая 2011 года после включения в списки части.

4. Взыскать с войсковой части 00000 судебные издержки по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Приложение:

1.Квитанция об уплате госпошлины.

2.Копия заявления во Владивостокский гарнизонный военный суд.

« »__________2011г. Заявитель: Иванов И.И



Просмотров