Порт оля - морской порт на реке. Порт оля - морской порт на реке X

Поиск в тексте

Действующий

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Оля


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190062).
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 52 (ч.I), ст.6427; 2010, N 19, ст.2291; N 48, ст.6246; 2011, N 1, ст.3; N 13, ст.1688; N 17, ст.2313; N 30 (ч.I), ст.4590, 4594)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Обязательные постановления в морском порту Оля.

Министр
М.Ю.Соколов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 августа 2012 года,
регистрационный N 25112

Обязательные постановления в морском порту Оля

Приложение

I. Общие положения

1. Обязательные постановления в морском порту Оля (далее - Обязательные постановления) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" , Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила).
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 52 (ч.I), ст.6427; 2010, N 19, ст.2291; N 48, ст.6246; 2011, N 1, ст.3; N 13, ст.1688; N 17, ст.2313; N 30 (ч.I), ст.4590, 4594.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519; N 45, ст.4377, 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253; N 25, ст.3534; N 30 (ч.I), ст.4590, 4596; N 45, ст.6335; N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128; N 25, ст.3268.

Приказ Минтранса России от 20 августа 2009 года N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним" (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 года, регистрационный N 14863) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 22 марта 2010 года N 69 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 года, регистрационный N 17054).

2. Настоящие Обязательные постановления содержат описание морского порта Оля (далее - морской порт); правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта; правила плавания судов на акватории морского порта и на подходах к нему; описание зоны действия системы управления движением судов и правила плавания судов в этой зоне; правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки; правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морском порту; правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории морского порта; сведения о границах морского порта; сведения о подходах к морскому порту; сведения о границах морского района А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов; сведения о периоде навигации; сведения о районе обязательной и необязательной лоцманской проводки судов; сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему; сведения о переработке опасных грузов; сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему; сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту; сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в морском порту; иную предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

3. Настоящие Обязательные постановления подлежат исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту.

4. Плавание судов в морском порту и на подходах к нему, стоянка судов на акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами и настоящими Обязательными постановлениями.

II. Описание морского порта

5. Морской порт расположен в устьевой части реки Волги в рукаве Бахтемир и пролегает от 65,3 километра Волго-Каспийского морского судоходного канала (далее - ВКМСК) (45°48" северной широты, 47°32" восточной долготы) до входа в ВКМСК с моря (188 километр ВКМСК, 44°45",8 северной широты, 47°45",6 восточной долготы).

Акватория морского порта Оля является смежной с акваторией морского порта Астрахань по прямой линии, соединяющей точки с координатами 45°47",8 северной широты, 47°32" восточной долготы и 45°47",6 северной широты, 47°31",9 восточной долготы.

Южная граница подходов к морскому порту расположена на 188 километре ВКМСК
приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352)

6. Границы морского порта установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года N 236-р .
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст.1128.

7. Судоходство в морском порту осуществляется в гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие ветровых сгонно-нагонных и паводковых явлений, частыми туманами в ночное и утреннее время в период с ноября по февраль, ветрами восточных направлений со скоростью 20 метров в секунду и выше.

В период ледостава на акватории морского порта образуется смерзшийся, недрейфующий лед (припай).

8. Морской порт является местом убежища для судов в штормовую погоду.

9. Морской порт осуществляет операции с грузами, в том числе с опасными грузами 1, 2, 3, 4, 5, 8 и 9 классов опасности Международной морской организации (далее - ИМО).

10. Морской порт обслуживает грузопассажирские суда.

11. Морской порт является замерзающим портом.

12. В условиях льдообразования на акватории морского порта осуществляется ледокольная проводка судов.

Ограничения по режиму ледового плавания судов на акватории морского порта приведены в приложении N 1 к настоящим Обязательным постановлениям.
________________
Приложения к Обязательным постановлениям в Бюллетене не приводятся. Информация размещена на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации: www.mintrans.ru. - Прим.ред.

13. Морской порт открыт для навигации круглый год, осуществляет работу круглосуточно, имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.
_______________
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 1724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст.5844).

14. В морском порту осуществляется обязательная и необязательная лоцманская проводка судов.

Район обязательной лоцманской проводки в морском порту установлен от 65,3 километра ВКМСК (45°48" северной широты, 47°32" восточной долготы) до 145 километра ВКМСК (45°08,4" северной широты, 47°42,4" восточной долготы).

Район необязательной лоцманской проводки в морском порту установлен от 145 километра ВКМСК (45°08,4" северной широты, 47°42,4" восточной долготы) до 188 километра ВКМСК (44°45,8" северной широты и 47°45"9 восточной долготы).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

15. Описание береговых навигационных знаков приведено в приложении N 2 к настоящим Обязательным постановлениям.

Сведения о якорных стоянках морского порта и о глубинах акватории морского порта приведены в приложении N 3 к настоящим Обязательным постановлениям.

Сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и причалах приведены в приложении N 4 к настоящим Обязательным постановлениям.

Сведения о каналах очень высокой частоты, используемых в морском порту (далее - ОВЧ), приведены в приложении N 5 к настоящим Обязательным постановлениям.

Сведения о минимальном количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов с носовым бульбом в морском порту приведены в приложении N 6 к настоящим Обязательным постановлениям.

16. Морской порт входит в зону действия морского района А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ).

17. Морской порт имеет возможности для пополнения запасов продовольствием, топливом, пресной водой, приема с судов сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и пищевых отходов, а также проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.

18. Правым берегом при движении на акватории морского порта считается правый берег по течению рукава Бахтемир.

19. Основной судовой ход (фарватер) на акватории морского порта проходит по ВКМСК от входа в канал с моря (44°45",8 северной широты и 47°45",6 восточной долготы) до точки с координатами 45°48" северной широты и 47°32" восточной долготы).

Дополнительными судовыми ходами (фарватерами) по отношению к основному судовому ходу (фарватеру) на акватории морского порта являются судовые ходы (фарватеры), выходящие к основному судовому ходу из рукавов Бакланья и Бакланенок.

20. ВКМСК проходит по акватории морского порта от 65,3 километра ВКМСК до 188 километра ВКМСК. Исчисление километража ВКМСК ведется от знака "0 километр" (46°12",6 северной широты, 47°52",8 восточной долготы), расположенного у истока рукава Бахтемир (поселок Красные Баррикады).

Сведения о Волго-Каспийском морском судоходном канале приведены в приложении N 7 к настоящим Обязательным постановлениям.

21. На акватории морского порта в период с апреля по ноябрь выставляются знаки летнего плавучего ограждения. В период с ноября по апрель на наиболее сложных в навигационном отношении участках выставляются ледовые буи.

III. Правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта

22. Информация о заходе судна в морской порт передается капитану морского порта по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru.

23. Оформление захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта осуществляется круглосуточно.

IV. Правила плавания судов на акватории морского порта и на подходах к нему

приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

24. В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. График расстановки и движения судов в морском порту утверждается капитаном морского порта ежедневно в 15.00 на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 22 настоящих Обязательных постановлений, и размещается по адресу в сети Интернет: www.ampastra.ru.

25. Движение судов на акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируются в соответствии с графиком расстановки и движения судов системой управления движением судов (далее - СУДС). До начала движения судно должно запросить разрешение СУДС.

26. Место приема лоцманов для судов, заходящих в морской порт с моря, и место высадки лоцманов для судов, выходящих из морского порта в море, для прохождения района обязательной лоцманской проводки находится на 145,5 км ВКМСК в точке с координатами 45°08,4" северной широты, 47°42,4" восточной долготы. Место посадки-высадки лоцмана для прохождения района необязательной лоцманской проводки находится в точке с координатами 44°45,8" северной широты и 47°45"9 восточной долготы.
приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

Судно подходит к точке приема лоцмана для прохождения района обязательной лоцманской проводки после получения разрешения от СУДС.
(Абзац дополнительно включен с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352)

В зависимости от условий льдообразования место приема/высадки лоцманов может изменяться, о чем капитан морского порта информирует суда.

Для судов, стоящих у причалов и на якорных стоянках в морском порту, место приема лоцмана находится у причалов или на якорных стоянках морского порта.

27. От обязательной лоцманской проводки судов освобождаются:

ледоколы;

суда, осуществляющие операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся на акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота);

маломерные, спортивные парусные и прогулочные суда;

суда, осуществляющие прибрежное рыболовство;

суда, осуществляющие перешвартовки от причала к причалу в акватории морского порта, осуществляющие смену мест стоянки, следующие от причалов морского порта и к якорным стоянкам N 1, N 2 и обратно, за исключением пассажирских и нефтеналивных судов
(Абзац дополнительно включен с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352)

28. В морском порту от 65,3 километра ВКМСК до 146 километра ВКМСК осуществляется плавание судов, оборудованных действующими сигнальными знаками и огнями в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям (далее - ППВВП).
_______________
Приказ Минтранса России от 14 октября 2002 года N 129 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации"


Суда, оборудованные действующими сигнальными знаками и огнями в соответствии с ППВВП , должны учитывать, что на акватории морского порта осуществляется плавание судов, несущих огни и знаки, в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море .
_______________
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.XXXIII. - М., 1979, с.435-461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 года, документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 года.

29. По основному судовому ходу (фарватеру) осуществляется двустороннее движение судов, за исключением участков ВКМСК, указанных в пункте 30 настоящих Обязательных постановлений.

30. Одностороннее движение судов действует на участках ВКМСК:

71,3-74,3 километра (район протоки Бакланенок);

146-153 километр (район Большого поворота).

На проход по участку с односторонним движением судно обязано запросить разрешение СУДС.

О входе на участок с односторонним движением и выходе из участка с односторонним движением судно информирует СУДС на канале 16 ОВЧ (частота 156,8 МГц).

31. На участке ВКМСК от 135 километра до 160 километра при боковых ветрах со скоростью 10 метров в секунду и более суда должны следовать с минимальной скоростью, достаточной для удержания судна на курсе.

32. В зависимости от изменения глубины вследствие ветровых сгонно-нагонных явлений на участке ВКМСК от 135 километра до 160 километра СУДС определяет режим движения судов на данном участке исходя из максимальной осадки судна.

33. Суда, следующие по основному судовому ходу (фарватеру), пользуются преимущественным правом движения.

Суда, идущие из дополнительных судовых ходов (фарватеров), должны уступать дорогу судам, следующим по основному судовому ходу (фарватеру).

Суда, пересекающие судовой ход (фарватер), могут расходиться любыми бортами, согласовав действия по расхождению между собой.

34. На акватории морского порта обгон судов, осуществляющих расхождение, не допускается.

35. Плавание маломерных судов на акватории морского порта осуществляется вне судовых ходов (фарватеров). В случае, когда по условиям пути такое плавание невозможно, они могут идти по судовому ходу (фарватеру) вдоль правой стороны по ходу в пределах до 10 метров от буев, ограничивающих ширину судового хода (фарватера).

36. Прогулочным и спортивным парусным судам допускается пересекать судовой ход (фарватер) курсом, перпендикулярным направлению судового хода или близким к нему.

Пересечение пути проходящих судов маломерными, прогулочными и спортивными парусными судами осуществляется за кормой.

37. Прогулочным и спортивным парусным судам при плавании на акватории морского порта не допускается:

создавать помехи движению и стоянке судов;

швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у объектов инфраструктуры морского порта;

пересекать судовой ход (фарватер) при видимости менее 0,5 морской мили.

38. Бункеровка судов производится с установкой боновых заграждений.

В период ледокольной проводки судов возможность использования бонового заграждения при бункеровке определяется исходя из фактической ледовой и метеорологической обстановки в местах бункеровки.

39. Бункеровка судов с судов-бункеровщиков производится у причалов и на якорных стоянках N 1 и 2.

40. При буксировке на акватории морского порта не допускается:

буксировка судов под бортом или способом толкания, когда не обеспечивается круговой обзор с поста управления буксирующего судна или видимость ходовых огней;

совместная буксировка и толкание состава несколькими буксирными судами при отсутствии между ними взаимной радиотелефонной связи;

буксировка плавучих кранов с поднятой стрелой, за исключением случаев перестановки плавучих кранов в местах производства работ;

буксировка, если у буксируемого объекта ошвартованы другие плавучие средства.

41. На акватории морского порта не допускается:

движение всех судов на участке ВКМСК 135-160 километр при скорости ветра 20 метров в секунду и более;

движение всех судов при видимости менее 0,5 морской мили, за исключением судов, участвующих в аварийно-спасательных операциях;

движение самоходных судов, ошвартованных друг к другу, за исключением аварийных случаев;

производить девиационные работы путем маневрирования;

подход судов-бункеровщиков к судам при силе ветра свыше 14 метров в секунду и высоте волны более 0,5 метра;

одновременная бункеровка двух судов одним судном-бункеровщиком.

V. Описание зоны действия системы управления движением судов и правила плавания судов в этой зоне

42. Зона действия СУДС распространяется от точки с координатами 45°48" северной широты и 47°32" восточной долготы до 170 километров ВКМСК.

43. Судно устанавливает радиосвязь с СУДС не менее чем за 1,5 морской мили до подхода к границам акватории морского порта.

44. Разрешение на движение в зоне действия СУДС запрашивается судном у СУДС за 10 минут до его начала.

Разрешение аннулируется СУДС и запрашивается судном заново, если судно в течение 30 минут после получения разрешения не начинает движение.

Информация о фактическом времени начала и окончания движения доводится судном до сведения СУДС незамедлительно.

45. Связь СУДС с судами осуществляется на каналах ОВЧ, приведенных в приложении N 5 к настоящим Обязательным постановлениям.

46. При видимости менее одной морской мили в морском порту осуществляется обязательная проводка судна с использованием рекомендаций СУДС.

VI. Правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки

47. Стоянка судов в морском порту осуществляется на якорных стоянках и у причалов.

48. Оператор терминала информирует капитана морского порта о готовности причала к приему судна за один час до планируемого подхода судна.

49. Стоянка судов у причалов разрешается не более чем в два корпуса.

50. Швартовные операции у причалов морского порта осуществляются при скорости ветра не более 18 метров в секунду.

51. Количество и мощность буксиров для проведения швартовных операций судов с носовым бульбом определяется капитаном судна с учетом сведений о минимальном количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов с носовым бульбом в морском порту, приведенных в приложении N 7* к настоящим Обязательным постановлениям.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "приложении N 6". - Примечание изготовителя базы данных.

52. Одновременное проведение швартовных операций на смежных причалах запрещается.

53. Погрузочно-разгрузочные работы запрещаются:

на судне, к борту которого швартуется или от борта которого отшвартовывается другое судно;

на причале, у которого проводятся швартовные операции.

54. В период паводка швартовка судна вторым корпусом осуществляется с отдачей якоря.

VII. Правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морском порту

55. В морском порту осуществляется прием с судов сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и пищевых отходов.

56. Судно, на котором выявлен больной с симптомами, предполагающими наличие особо опасной инфекции, вместе с экипажем, пассажирами и грузом встает для проведения противоэпидемиологических мероприятий на якорную стоянку N 5, сведения о которой приведены в приложении N 3 к настоящим Обязательным постановлениям.

57. Судно, на котором выявлен больной с симптомами, предполагающими наличие особо опасной инфекции, вместе с экипажем, пассажирами и грузом встает для проведения противоэпидемиологических мероприятий на якорную стоянку N 5, сведения о которой приведены в приложении N 3 к настоящим Обязательным постановлениям.

VII. Правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории морского порта

VIII. Правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории морского порта

58. Все суда на акватории морского порта несут радиовахту на канале 16 ОВЧ (частота 156,8 МГц).

59. Для связи между судами при швартовных, буксировочных операциях и ледокольной проводке судов на акватории морского порта используется канал 6 ОВЧ (частота 156,3 МГц).

60. Информация о дополнительных средствах связи для передачи информации, включая номера телефонов, размещается капитаном морского порта в сети Интернет по адресу: www.ampastra.ru.

XI. Сведения о границах морского района А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности

IX. Сведения о границах морского района А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности

61. Морской порт входит в зону действия морского района А1 ГМССБ, информационно связанного с морским спасательно-координационным центром "Астрахань".

62. Связь с судами в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается базовыми станциями N 2 и 3.

63. Расчетный радиус действия береговой станции N 2, расположенной в морском порту Оля (45°47" северной широты и 131°55" восточной долготы), составляет 23 морские мили.

Радиус действия береговой станции N 3, расположенной на острове Искусственный (45°24" северной широты и 047°47" восточной долготы), составляет 25 морских миль.

X. Сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и о глубинах акватории морского порта и на подходах к нему

(Наименование в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

64. Морской порт принимает суда длиной до 141 метра и шириной до 16,8 метра, с максимальной осадкой 4,2 метра.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

Для захода в морской порт и выхода из морского порта судов и иных плавучих объектов с габаритами, превышающими установленные абзацем первым настоящего пункта, капитану морского порта предъявляется выданный российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, перечень мероприятий по безопасному переходу судна, плавучего объекта.

65. Сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и причалах приведены в приложении N 4 к настоящим Обязательным постановлениям.

66. Сведения о фактических глубинах акватории и у причалов морского порта и проходные осадки судов доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей ежегодно и при их изменении в сети Интернет по адресу: www.ampastra.ru.

XI. Сведения о переработке опасных грузов

67. В морском порту осуществляются операции с опасными грузами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 и 9 классов опасности ИМО.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

68. Грузовые операции с опасными грузами 1 класса опасности ИМО (взрывчатые вещества) производятся только по прямому варианту.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

XII. Сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему

(Наименование в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 22 ноября 2016 года N 352 .

69. Период ледокольной проводки судов в морском порту объявляется с началом льдообразования на ВКМСК и завершается с окончанием ледохода на ВКМСК.

Начало и окончание периода ледокольной проводки судов на акватории морского порта и на подходах к нему объявляются капитаном морского порта.

70. Информация о подходе судна к точке формирования каравана (далее - ТФК) передается за 72 часа и подтверждается за 24 часа до ожидаемого подхода к ТФК в соответствии с пунктом 22 настоящих Обязательных постановлений.

Время и порядок следования судов через лед, а также число проводимых одновременно судов определяются капитаном морского порта на 16.00 каждых суток и размещаются в сети Интернет по адресу: www.ampastra.ru. При осложнении ледовой обстановки и необходимости внесения изменений время и порядок следования судов через лед уточняются при изменении с последующим размещением в сети Интернет.

71. В зависимости от прогнозируемой ледовой обстановки на акватории морского порта капитан морского порта устанавливает ограничения по режиму ледового плавания в соответствии с приложением N 1 к настоящим Обязательным постановлениям и устанавливает местонахождение ТФК. Уведомление об ограничениях по ледовому плаванию и местонахождению ТФК размещается в сети Интернет по адресу: www.ampastra.ru не позднее чем за семь суток до предполагаемой даты введения ограничений по ледовому плаванию и местонахождению ТФК.

Ограничения по режиму ледового плавания, указанные в приложении N 1 к настоящим Обязательным постановлениям, не применяются к судам в возрасте не старше 15 лет и соответствующим требованиям, установленным правилами Российского морского регистра судоходства в части возможности самостоятельного плавания во льдах и плавания во льдах под проводкой ледокола. В этом случае применяются ограничения по режиму ледового плавания, установленные правилами Российского морского регистра судоходства, для таких судов.

72. Суда, следующие в морской порт, подходят к ТФК с использованием рекомендаций СУДС. Суда, не имеющие возможности следовать в ТФК самостоятельно, по заявке судовладельца (капитана судна) обеспечиваются ледокольной проводкой. Судно для следования в морской порт или из морского порта в период ледокольной проводки судов должно иметь возможность ручного управления главным двигателем.

73. Ледокольная проводка судов в составе ледового каравана осуществляется линейными ледоколами. В случае невозможности следования в составе ледового каравана судно может запросить индивидуальную ледокольную проводку, которая осуществляется при наличии ледоколов, свободных от ледокольной проводки караванов.

74. При развитии тяжелых ледовых условий, сжатии, торошении льда, невозможности судов выдерживать установленную скорость движения в караване вводятся ограничения по мощности судовой энергетической установки не менее 1000 киловатт.

75. Ледокольная проводка судов осуществляется в соответствии с пунктом 70 настоящих Обязательных постановлений исходя из:

времени подхода судна к ТФК;

времени поступления заявки на заход в морской порт или выход из морского порта;

очередности движения судов, установленной Общими правилами ;

ограничений для судов по режиму ледового плавания.

С подходом к ТФК судно устанавливает радиосвязь с ледоколом и действует в соответствии с его указаниями. При необходимости помощь в установлении радиосвязи судна с ледоколом оказывает СУДС.

76. С учетом фактической ледовой обстановки на акватории морского порта и технических характеристик судов суда могут следовать по маршруту самостоятельно под контролем ледокола и с использованием рекомендаций СУДС.

77. Суда, следующие самостоятельно, обязаны информировать СУДС о проходе назначенных СУДС контрольных точек рекомендованного маршрута и сообщать ледовую обстановку на маршруте движения.

78. Суда, включенные в состав каравана, по команде ледокола, осуществляющего ледовую проводку, переходят на каналы ОВЧ, указанные ледоколом.

79. Обколка судов разрешается только ледоколом.

80. Запасы топлива, продовольствия и воды на судне должны обеспечить автономность судна не менее чем на 15 суток с момента подхода судна к ТФК для захода судна в морской порт. При нахождении судна в районе ледокольной проводки судов более чем 15 суток с момента подхода судна к ТФК капитан морского порта предпринимает неотложные меры по проводке судна в морской порт.

81. В условиях льдообразования до подхода судна к причалу участок акватории у причала, необходимый для швартовки судна, должен быть очищен ото льда оператором терминала.

XII. Сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту

XIII. Сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту

82. При возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в морском порту капитан судна либо лицо командного состава, ответственное за охрану судна, незамедлительно информируют об этом должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, а также капитана морского порта.

83. Капитану морского порта предоставляется информация об уровне охраны портовых средств и об уровне охраны судов, находящихся в морском порту, а также о любых изменениях в их уровнях охраны.

84. Оповещения о возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту и об изменении уровня охраны судна, а также подтверждение получения указанных оповещений осуществляются незамедлительно с момента возникновения указанных в оповещениях обстоятельств на каналах ОВЧ.

85. Обо всех происшествиях, связанных с обнаружением подозрительных предметов или взрывных устройств, о признаках подготовки и проведении актов незаконного вмешательства, фактах незаконного проникновения на суда, при получении какой-либо информации о подготовке террористических актов, а также обо всех нарушениях установленного порядка или подозрительных лицах в морском порту капитаны судов, находящихся в морском порту, незамедлительно информируют капитана морского порта, должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, на рабочих каналах ОВЧ, а также дополнительными средствами связи, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц капитаном морского порта.

VI. Сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в морском порту

XIV. Сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в морском порту

86. Передача прогнозов погоды, штормовых предупреждений и другой гидрометеорологической и навигационной информации осуществляется на канале 1 ОВЧ (частота приемника 156,050 МГц; частота передатчика 160,65 МГц) ежедневно в 7.00 и 13.00, позывной "Астрахань-радио-центр".

87. Передача навигационных, метеорологических предупреждений и срочной информации осуществляется береговой станцией службы НАВТЕКС на частоте 518 кГц (ежедневно в 3.40, 7.40, 11.40, 15.40, 19.40, 23.40, время UTC, буква-опознаватель передатчика W).

Приложение N 1. Ограничения по режиму ледового плавания судов на акватории морского порта

Приложение N 1
к Обязательным постановлениям
(пп.12, 71)

_______________
* Категории ледовых усилений приведены в классификации Российского морского регистра судоходства.

Ледовая обстановка

Суда, допускаемые к плаванию во льдах под проводкой ледоколов или самостоятельно

Суда, допускаемые к плаванию во льдах только под проводкой ледоколов

Суда, не допускаемые к плаванию во льдах

Толщина сплошного ледяного покрова 10-15 сантиметров

Суда без ледовых усилений

Буксирно-баржевые составы

Толщина сплошного ледяного покрова 15-30 сантиметров

Толщина сплошного ледяного покрова 30-50 сантиметров

Суда без ледовых усилений, буксирно-баржевые составы

Толщина сплошного ледяного покрова более 50 сантиметров

Суда без ледовых усилений и категорий Ice1, буксирно-баржевые составы

Приложение N 2. Описание береговых навигационных знаков

Приложение N 2
к Обязательным постановлениям
(п.15)

_______________
В соответствии с приложением N 5 к Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации , утвержденным приказом Минтранса России от 14 октября 2002 года N 129 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2002 года, регистрационный N 4088) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 31 марта 2003 года N 114 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2003 года, регистрационный N 4387).

1. Знак "Место оборота судов" для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна. Белый квадратный щит в виде ромба с символом - одна круговая стрелка черного цвета.

Ночью - огонь желтый постоянный.

2. Знак "Указатель рейда" для обозначения границы рейда: два белых щита в форме равнобедренного треугольника. На переднем знаке щит вершиной вверх, на заднем - вершиной вниз. При наличии нескольких рейдов цифра показывает порядковый номер рейда.

Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м).

Ночью - огни постоянные на левом берегу зеленого цвета, на правом - красного цвета.

Приложение N 3. Сведения о якорных стоянках морского порта и о глубинах акватории морского порта

Приложение N 3
к Обязательным постановлениям
(пп.15, 57)

Наименование

Расположение/назначение

Глубина (проектная) (метры)

Якорная стоянка N 1

У восточного берега в районе 75,5-77,5 километра Волго-Каспийского морского судоходного канала (далее - ВКМСК); для судов, ожидающих швартовки

_______________


Якорная стоянка N 2

У восточного берега в районе 81-82 километра ВКМСК; для санитарно-карантинного контроля судов, прибывших из районов с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой на борту

Якорная стоянка N 4

Ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами: N 1 44°45" северной широты, 47°42" восточной долготы; N 2 44°46" северной широты, 47°42" восточной долготы; N 3 44°46" северной широты, 47°44" восточной долготы; N 4 44°45" северной широты, 47°44" восточной долготы; для стоянки судов с опасными грузами

Якорная стоянка N 5

Ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами: N 1 44°46" северной широты, 47°42" восточной долготы; N 2 44°47" северной широты, 47°42" восточной долготы; N 3 44°47" северной широты, 47°44" восточной долготы; N 4 44°46" северной широты, 47°44" восточной долготы; для карантинного отстоя судов

Якорная стоянка N 6

Ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами: N 1 44°47" северной широты, 47°42" восточной долготы; N 2 44°48" северной широты, 47°42" восточной долготы; N 3 44°48" северной широты, 47°44" восточной долготы; N 4 44°47" северной широты, 47°44" восточной долготы; для стоянки сухогрузных судов

Приложение N 4. Сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и причалах

Приложение N 4
к Обязательным постановлениям
(пп.15, 65)

Расположение причала

Технические характеристики причала

(километр Волго-Каспийского морского судоходного канала)

длина причала (метров)

глубина (проектная) у причала (метров)

Причал N 1

Причал N 1а

Причал N 1б

Причал N 2

Причал N 2а

Причал N 3

Причал N 4

_______________
* При показаниях водомерного поста морского порта Оля + 80 сантиметров.

Причал N 5

_______________
* При показаниях водомерного поста морского порта Оля + 80 сантиметров.

Причал N 6

_______________
* При показаниях водомерного поста морского порта Оля + 80 сантиметров.

Причал N 7

Причал N 7а

Причал N 8

Причал N 8а

Причал N 9

Причал N 10

Приложение N 5. Сведения о каналах очень высокой частоты, используемых в морском порту

Приложение N 5
к Обязательным постановлениям
(пп.15, 45)

Каналы очень высокой частоты

Позывной

резервный

Администрация морского порта

16 (частота 156,8 МГц)

Оля - Портконтроль

Служба управлением движения судов

16 (частота 156,8 МГц), 69 (частота 156,475 МГц)

74 (частота 156,725 МГц), 79 (частота приемника (далее - ПРМ) 156,975 МГц; частота передатчика (далее - ПРД) 161,575 МГц), 80 (частота ПРМ 157,025 МГц; частота ПРД 161,625 МГц)

Астрахань - СУДС

Центр управления связью Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасностью

1 (частота ПРМ 156,050 МГц; частота ПРД 160,650 МГц), 3 (частота ПРМ 156,150 МГц; частота ПРД 160,750 МГц), 61 (частота ПРМ 156,075 МГц; частота ПРД 160,675 МГц), 62 (частота ПРМ 156,125 МГц; частота ПРД 160,725 МГц)

9 (частота 156,450 МГц), 73 (частота 156,675 МГц)

Астрахань - радиоцентр

Приложение N 6. Сведения о минимальном количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов с носовым бульбом в морском порту

Приложение N 6
к Обязательным постановлениям
(пп.15, 51)

Длина судна (метры)

Минимальное количество буксиров и их мощность (не менее) в киловаттах

швартовка

отшвартовка

100 и менее

1 x 440 и 1 x 265

1 x 440 и 1 x 265

Приложение N 7. Сведения о Волго-Каспийском морском судоходном канале

Приложение N 7
к Обязательным постановлениям
(п.20)


Общая протяженность Волго-Каспийского морского судоходного канала составляет 101,5 мили, из них морская часть составляет 55,1 морских мили, речная часть - 46,4 мили.

Навигационная ширина канала составляет 100-120 метров.

Навигационная глубина канала - 5,1 метра.

Морская часть состоит из четырех колен.

Первое колено расположено между точками с координатами:

N 1 44°45",8 северной широты и 47°45",6 восточной долготы;

N 2 44°55",5 северной широты и 47°44",5 восточной долготы.

Длина колена - 9,7 морских мили.

Направление колена: 355°-175°.

Второе колено расположено между точками с координатами:

N 2 44°55",5 северной широты и 47°44",5 восточной долготы;



Длина колена - 10,1 морских мили.

Направление колена: 347°,3-167°,3.

Третье колено расположено между точками с координатами:

N 3 45°05",4 северной широты и 47°41",2 восточной долготы.



Длина колена - 18,7 морских мили.

Направление колена: 13°-193°.

Четвертое колено расположено между точками с координатами:

N 4 45°23",1 северной широты и 47°47" восточной долготы.

N 5 45°40",3 северной широты и 47°42" восточной долготы.

Длина колена - 16,6 морских мили.

Направление колена: 349°-169°.

Речная часть проходит по извилистому рукаву Бахтемир и состоит из 43 колен с радиусом закругления от 300 до 3500 метров.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Муниципальный район Лиманский Сельсовет Олинский История и география Первое упоминание Часовой пояс UTC+4 Население Население ↘ 1548 человек (2014 ) Национальности русские, калмыки, казахи и др. Катойконим олинцы , олинец Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 851 47 Почтовый индекс 416425 Код ОКАТО Код ОКТМО МО "Олинский сельсовет"

Границами селения являются: с севера - ильмень Большая Чада , с востока - река Бахтемир, с юга - ильмень Забурунный, с запада - сельскохозяйственные угодья.

История

Оля - одно из старейших рыбацких сёл Астраханской области . Слово оля́ - калмыцкого происхождения, так назывался небольшой калмыцкий топорик. Некогда село Оля располагалось на острове, формой похожей на такой топорик, отсюда, полагают, и произошло название села. С юга и запада от Оля на подобных островах находились другие посёлки: на юге в двух километрах - Чанта и в трёх километрах - Карантинный, на юго-западе - калмыцкий хотон Коря . Островные посёлки разделялись мелкими протоками. С севера остров с селом Оля омывали воды Бахтемира, с востока - взморье. Постепенно море уходило. Воды реки отступали, проливы между островами мелели, заносились песком и илом, пока не исчезли. Постепенно разрастаясь, Оля и посёлки вокруг него соединились друг с другом, фактически образовав единый населённый пункт . В настоящее время сёла Лесное и Оля разделяет лишь небольшой ерик Чантинка. На западе в непосредственной близости от Оля расположен калмыцкий посёлок Баста .

Первыми поселенцами Оля были бывшие пленники ханов средней Азии - Хивинского и Бухарского . Они происходили от крепостных крестьян Симбирской губернии .

Физико-географическая характеристика

Рельеф местности

Важную роль в формировании рельефа всегда играло Каспийское море , уровень которого постоянно повышался и падал. В доисторические времена вся территория была затоплена и приблизительно 15 тыс. лет назад море отступило. Поселение и его окрестности располагаются на аккумулятивной равнине , ниже уровня моря, как и большая часть Астраханской области . Примечательной особенностью равнины являются бэровские бугры .

Климат

Транспорт

Междугородний транспорт

Оля связан с районным центром автомобильной дорогой, которая в свою очередь соединена с федеральной трассой Астрахань-Лиман-Махачкала. Пассажирские перевозки осуществляются автомобильным транспортом в Лиман и Астрахань . Рейсы от автостанции осуществляются ежедневно.

Железнодорожный транспорт

Статус города

Концепцию развития поселения выполнил (1993 год). Концепция предусматривает присвоение поселению статуса « город Оля». Положительная тенденция увеличения грузооборота и увеличения площади застройки порта создают условия для привлечения рабочей силы. В первую очередь персонал комплектуется из местных жителей. С приходом больших инвестиций в порт, есть надежда на улучшение инфраструктуры (ремонт дорог, благоустройство территорий, развитие малого бизнеса, развитие социальной сферы и др.). Трудовая занятость и улучшение условий проживания позволит значительно увеличить прирост местного населения.

Предварительная численность поселка Оля (будущего города) в «Концепции» была определена в размере 13,0 тыс. жителей. Однако, учитывая опыт развития подобных структур (в России и за рубежом), в настоящее время трудно предвидеть интенсивность развития этого поселения на будущее, и в настоящем проекте, ориентировочно, численность населения принимается в размере 20,0 тыс. человек. Планировочно, условия для организации и развития приморского порта в этом районе как и территории для развития города есть. В настоящее время разрабатывается генеральный план применительно к населенным пунктам с. Лесное, с. Баста и с. Оля МО «Олинский сельский совет» в перспективе город Оля.

В составе проекта предусматривается организация акватории порта, системы портовых сооружений с общей длиной причалов около 5 км, резервирование территорий для возможного развития в этом районе промышленно-коммерческих производств и складов для перевалочных и других грузов. Кроме того, намечается усиление роли районного центра (пгт Лиман) и укрепление сформировавшегося опорного каркаса расселения на базе развития организационных и хозяйственных функций опорных центров систем расселения. На перспективу сохранится 24 сельских населенных пункта, за счет сселения одного мелкого (п. Забурунный) и трех небольших поселков, который войдут в состав нового города.

Александр Жилкин , в свою очередь, призвал молодежь приобретать знания и возвращаться в свой поселок, чтобы развивать его.

С прошлого года у меня остались некоторые "долги" по публикациям. Недавно разыскал невыложенные материалы из Астраханской области. Исправляюсь.

В один из теплых августовских дней мы посетили строящийся морской порт Оля. Я первый раз был в морском порту, и мне казалось, что все очень диковинно и интересно.

1. В августе порт еще только строился. Хотя строится он еще с 90-х годов, а первые корабли начал принимать восемь лет назад.

2. Торговый порт - это не только причалы, краны и корабли. Это еще и огромная инфраструктура, которая необходима порту. Это будет одним из двух огромных зернохранилищ.

3.

4.

5. Сейчас (в январе 11го) в порту работает три причала. То есть, за полгода запустили два причала. Похвально.

6. В порту Оля могут швартоваться и иностранные суда. Здесь же можно пройти паспортный контроль и растаможку груза.

7.

8.

9. Основное назначение порта - грузовое. Но один из шести причалов решено сделать пассажирским, чтобы там могли останавливаться корабли-паромы. Приплыл ты из Ирана в Россию на машине, выгрузился, поехал путешествовать. Или целые фуры с грузом загрузил - приплыл, выгрузил.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Чтобы вот такие товарищи могли пришвартовываться в порту Оля, дно у причала постоянно углубляют. Сейчас глубина достигает пяти метров. Говорят, что сейчас, когда Волга замерзла, в порту работает настоящий атомный ледокол!


Международный транспортный коридор «Север – Юг»

Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» между Россией, Индией, Ираном, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Оманом, Арменией, Азербайджаном и Сирией отвечает жизненно важным интересам данных стран. Соглашение о создании Международного Транспортного Коридора «Север-Юг». Коридор «Север-Юг», который определяет маршрут: порт Мумбаи (бывший Бомбей, Индия) – Индийский океан – Персидский залив – порт Бендер-Аббас (Иран) – порт Бендер-Амирабад (Иран) – порт Анзели (Иран) – Каспийское море – порт Оля (Астрахань, Россия) – Санкт-Петербург(Россия).

Международный Транспортный Коридор «Север-Юг» обеспечит перевозку товаров от портов Европейских и Северо-Европейских стран - Амстердама, Гамбурга, Копенгагена, Стокгольма и Хельсинки, в Москву и Санкт-Петербург и дальше через порты Северного Каспия, проходит (Рисунок 20)

· во-первых - в каспийские порты стран Средней Азии - Казахстана, Туркменистана, далее через Узбекистан и Таджикистан в страны Дальнего востока и Юго-Восточной Азии.

· во-вторых - в каспийские порты Ирана, по территории Ирана в его южные порты в Персидском заливе (Бандар-Аббас, Бандар-Имам и пр.) и затем до Индии, Шри-Ланки , Малайзии, Сингапура, Индонезии и далее до Австралии.

· экономия времени

· перевозка осуществляется комбинированными транспортными средствами.

Планируется, что в 2010 году поток внешнеторговых грузов, следующих по транспортному коридору «Север-Юг», достигнет 15 – 20 млн т.

4. Региональный проект «Стратегия социально-экономического развития Астраханской области »

5. Федеральная целевая программа «Транспортная стратегии России на период до 2020 года», принятая Правительством 28 мая 2005 года

6. Федеральной целевой программе «Развитие экспорта транспортных услуг»

В целях повышения доли транзита в экспорте транспортных услуг к 2010 году в 8-10 раз с 600 млн.$ до 4,8 – 6 млрд.$.

7. Федеральная целевая программа «Юг России»

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении границ территории и акватории морского торгового порта Астрахань»

9. Указом Президента Российской Федерации «О государственной поддержке российского торгового флота на Каспии» от 31 октября 1992 г. № 000

10. Постановление Правительства Российской Федерации № 000 от 8 октября 1993 г . «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России»

Портовая инфраструктура Каспийского региона

В Каспийском регионе находятся 8 основных морских портов: 3 порта – в России, 2 – в Иране, 1 – Азербайджан, 1 – Казахстан и 1 – Туркменистан. Именно через эти порты проходят до 98% грузоперевалок Каспия.

В 2002 году по международному транспортному коридору «Север-Юг» было перевезено 5,3 млн т грузов. За первое полугодие 2003-го - 3,6 млн т.

Всего в Каспийском море по примерным подсчетам плавает около 800 судов разных
стран, различного назначения и водоизмещения (Диаграмма 23).

Туркменистан, в последнее десятилетие формирует свой флот. Он приобрел 4 универсальных сухогруза грузоподъемностью 3.000 т каждый и намерен развивать и дальше свое судоходство. Казахстан пока необходимого уровня судов на Каспии практически не имеет, и в перевозках пользуется услугами в основном Азербайджана. Российский Северо-Каспийский флот (без учёта военного) состоит из 70 судов, в большинстве своём – речных, и в основном - старых и небольших.

Каспийское Пароходство («Каспар») Азербайджана остается по сей день самым мощным судовладельцем на Каспии. В это многоотраслевое предприятие входят сухогрузный и наливной флот, паромы. Всего это 69 судов общим дедвейтом 310 тыс. т, из них 34 танкера (один для перевозки воды).

Диагр.23 Доли стран по количеству судов на Каспии

Северная часть Каспия является зоной зимнего замерзания (Рисунок 24). Средняя продолжительность ледового периода – 100 дней, максимальная – 148 дней, минимальная – 56 дней. Причём прибрежная часть Северного Каспия, в районе дельты Волги и дельты Урала может покрываться льдом толщиной до 120 см, при средне сезонной величине в 70 см.

В Астраханской части Каспия круглогодичная навигация поддерживается ледокольной проводкой, двумя линейными ледоколами «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев», находящимися в собственности МАП Астрахань. За зимнюю навигацию 2002 года проведено в ледовых условиях 360 судов, а в 2003 году – 568, с приростом в 58%.

Рис.24 Схема ледовой обстановки Каспийского моря на 18 января 2006 года (по данным ИСЗ NOAA-18, AVHRR, TERRA (MODIS))

Портовое хозяйство Астрахани включает в себя несколько юридических организаций, в основе своей, специализированных и находящихся в городской черте - это как специализированные порты, так и предприятия, располагающие только причальными сооружениями и погрузоразгрузочной техникой.:

· «Центральный грузовой порт»;

· ГУП «Астраханский морской рыбный порт»;

· «Стрелецкое – Терминал»;

· компания «Армада»;

· -Терминал» (УПТОК);

· «Белуга-Терминал»;

· "Волга-порт" (Бон-завод);

· Болдинский грузовой участок (так называемая - Болдинская пристань, законсервирован);

· -Нижневолжскнефтепродукт» Астраханский филиал;

· -Контейнер»;

Мощность Астраханского порта, во всей своей совокупности, составляет до 6 млн т грузов в год. Каждая из десяти стивидорных компаний обрабатывает 100.000-300.000 т грузов. Только у ОАО "Астраханский порт" объемы достигают 700.000 т.

Порт Астрахань располагает складскими мощностями общей площадью свыше 200.000 кв. М . В порту действует более 40 портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 27,5 тонн и 7 автокранов грузоподъемностью от 12 до 75 тонн. Суммарная длина причальной стенки 2772 м., глубина у причалов от 4 до 4,5 м. 8 причалов имеют внутрипортовые железнодорожные линии

Инфраструктура и логистика Астраханского порта

Ежегодно Астраханский порт, состоящий из Перевалочного грузового района (ПГР) и Центрального грузового порта (ЦГП), обрабатывает около 700.000 т генеральных, навалочных грузов и контейнеров.

Уровень износа имущества в целом по порту составляет до 68 %.

Перевалочный грузовой район (ПГР) расположен на правом берегу реки Волги в районе п. Солянка.

Ближайшая железнодорожная станция «Правый берег», находящаяся в 4 км от ПГР, имеет внутрипортовую железнодорожную линию. Количество одновременно подаваемых ж/д вагонов – 24.

Длина причальной линии – 454 м, глубина – 4 м, количество одновременно обрабатываемых судов – 4.

Оборудование ПГР (Рисунок 25):

· 2 портальных крана грузоподъёмностью 5 т,

· 9 кранов грузоподъёмностью от 10 до 16 т,

· 1 плавкран грузоподъёмностью 50 т,

· два линейных ледокола – «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев»,

· авто и электропогрузчики, приспособленные для переработки всех видов груза,

· пассажирские причалы, основной из которых расположен на левом берегу р. Волги, служит для приема пассажирских туристических теплоходов линии Астрахань – Н. Новгород – Москва.

Рис.25 Расположение портового оборудования на порт»

ПКФ «Центральный грузовой порт» (ЦГП) (бывшее название - Центральный грузовой район (ЦГР) порт») расположен на левом берегу Волги (городской рукав - 2 км) (Рисунок 26).

Длина причальной линии – 525 м. Глубина у причальной стенки – 5.5 м. Одновременно обрабатываются 3 судна.

Ближайшая железнодорожная станция ЦГП: правый берег – в 8 км и в п. Кутум – в 5 км от ЦГП. Доставка груза с ж/д станции на причал а\м транспортом.

Оборудование ЦГП:

· 4 причала: 1) причал лесных грузов, 2) контейнерный причал, 3) причал паллетизированных грузов, 4) причал металла;

· 1 портальный кран «Альбатрос» - грузоподъёмностью 10/20 т,

· 1 портальный кран «ГАНЦ» – грузоподъёмностью 16/27,5 т),

· 2 портальный крана «ГАНЦ» - грузоподъёмностью 5/6 т;

Порт Оля расположен в 120 км южнее г. Астрахани, на 67 км Волго-Каспийского канала, в районе села Оля.

Адрес: Россия, 6.

Юридический адрес: Россия, Астраханская обл., Лиманский район, с. Оля, ул. .

Мощность порта составляет около 4,5 млн. т.

Порт «Оля» имеет два грузовых района:

· грузовой район №1, расположенный в непосредственной близости от села Оля,

· грузовой район №2, расположенного в 4-х км южнее первого (ильмень Забурунный).

Средняя продолжительность ледового периода – 100 дней, максимальная – 148 дней, минимальная – 56 дней. Круглогодичная навигация поддерживается ледокольной проводкой из Астрахани.

Оператором причалов №-1,2 является ОАО «МТП «Оля». Оператором причала №-3 является Контейнерный Терминал» . Генеральным экспедитором выступает транснациональная компания «Международный торговый порт Оля».

В период с 1995 по 2004 год инвестиции в Оля (не считая затрат на строительство железнодорожной ветки) составили 209.728 млн. руб., из них 108 млн. - бюджетные средства.

Рис.29 Расположение порта «Оля»

В порту Оля планируется дислокация Каспийской флотилии, т. е. создание базы Каспийской флотилии.

Инфраструктура и логистика порта Оля

Количество работающих на 2004 г. составляло 246 чел., к середине 2006 г. – 388 чел.

Грузовой район №1 (Рисунок) расположен чуть ниже села Оля, на 60 км Волго-Каспийского канала (От Астрахани автодорогой - 120 км, водным путём - 90 км), территориально примыкает к станции «Зензели» Приволжской железной дороги, и автомобильной дорогой длиной 15 км соединен с автомагистральной Астрахань - Махачкала).

Оборудование ГР № 1 (Рисунок 30):

· 1 причал длиной 330 м (удлиняется до 430 м., с проектной мощностью 720000 т), ширина тыловой части причала составляет 110 м, вся территория имеет бетонное покрытие, глубина у причала – 4 м;

· причал №-1 для переработки генеральных грузов, длина причальной стенки 178,6 м, глубина причала – 110 м, глубина у причальной стенки – 5 м, грузооборот – 300 тыс. т в год, общая площадь – 19.646 кв. м;

Рис.30 Расположение портового оборудования порта «Оля»

· причал №-2 , для приема судов типа Ро-Ро, оборудован накопительными площадками для стоянки автотранспорта и административными помещениями для контролирующих служб. Краткая характеристика: длина причальной стенки – 132,4 м, глубина причала – 110 м, глубина у причальной стенки – 5 м, грузооборот – 250 тыс. т в год, общая площадь – 14.564 кв. м;

· причал №3 для обработки контейнерных грузов, длина причальной стенки 144,4 м. п., глубина причала 110 м, глубина у причальной стенки 5 м, общая площадь 15.884 кв. м;

· 2 фронтальных портовых крана «Альбатрос» грузоподъёмностью 20 т;

· оснащения для приема и обработки судов-паромов типа Ро-Ро (т/х «Кристина»),

· ж\д и авто подъездные пути от причала,

· контрольно-пропускной пункт через государственную границу России,

· таможенный пост,

· одновременно могут приниматься суда грузоподъёмностью 5000 и 1000 т.

Грузовой район №2 расположен на острове Заячий в устье р. Волги (городская черта, правобережный район г. Астрахани), в 8 км от ближайшей железнодорожной станции – «Трусово» Приволжской железной дороги..

Оборудование ГР № 2:

· 1 причал длиной 254 м, ширина тыловой части причала составляет 50 м;

· 1 портальный кран «Кондор» грузоподъемностью 40 тн (взятый в аренду у Первого контейнерного терминала Астраханского порта);

· фронтальный погрузчик, оснащенный спредером грузоподъемностью 40 т вилочными погрузчиками грузоподъемностью 1,5 т и 2 т;

· специальное захватное оборудование для обеспечения затаро-растарочных работ и досмотровых операций с контейнеризированными грузами;

· 1 портальный кран «Альбатрос» грузоподъёмностью 20 т;

· 1 портальный кран грузоподъёмностью 6 т;

· 1 тыловой козловой кран грузоподъёмностью 25 т;

· 1 гусеничный кран грузоподъёмностью 25 т;

· ж\д и авто подъездные пути в 8 км от порта,

· вилочные погрузчики грузоподъемностью 1,5 т и 2 т;

· автотранспорт грузоподъёмностью до 25 т, который доставляет груз с подъездных путей до причала грузового района и обратно,

· 4 крытых склада полезной площадью 340, 2500, 2500 и 2000 кв. М.

Степень износа имущества в целом по порту в 2004 г. составляля 51%, к середине 2006 г. – 43%.

Два линейных ледокола, находящиеся в собственности МАП Астрахань и работающие коуглосуточно – «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев», производят ледокольную проводку в зимний сезон от Астрахани до порта Оля.

Рис.31 Расположение портового оборудования порта «Оля»

С 2005 г. действует портовая ж\д ветка в 51 км до станции Яндыки Приволжской железной дороги со скоростью передвижения составов 60-80 км/час.

Паромные линии:

· грузопассажирская линия «Каспиан Тракер Лайн» на порты Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран), паромами типа Ро-Ро т/х «Кристина», с периодичностью 1 раз в неделю (Рисунок 31),

· автопаромная линия Актау - Оля – Актау,

· автопаромная грузовая линия «Каспий» Баку - Оля – Баку, с 4 азербайджанскими паромами типа «Бестекар Кара Караев», периодичностью 2 раза в месяц, 1 и 15 числа (с дополнительной линиями Оля - Энзали - Оля и Оля - Туркменбаши – Оля),

· паромная линия Оля – Туркменбаши - Оля, с российский паром «Акварама».

Рис.32 Основное направление грузопотоков порта «Оля»

Перспективное развитие до 2010 года порта Оля предполагает строительство грузового района в Ильмене Забурунный и доведение причалов до 10.

С 2004 года до 2010 года в порту Оля строятся:

· причалы №-4,5 (автопаромный комплекс) для перевалки генеральных грузов грузооборотом 0,6 млн. тонн в год;

· универсальный причал №-6 грузооборотом 0,5 млн. т;

· причал №-7 (тяжеловесные грузы) грузооборотом 0,1 млн. т;

· контейнерный терминал на причалах №-8,9 грузооборотом 1,25 млн. т в год.

Товаропотоки порта Оля

· нефтепродукты,

· металлы (сталь, черные металлы),

· генеральные грузы,

· химикаты, сода,

· бумага,

· хлопок,

· лесные грузы.

За 2005 год через станцию Порт Оля перевалено 360 вагонов с различной номенклатурой грузов, из которых 150 вагонов со сталью в рулонах с Магнитогорского металлургического комбината для перевозки в Иран.

разное

зерно

Порт Оля на 70% загружен перевозкой металлов (Диаграмма 33), технологическое время выгрузки металлопродукции составляет 51 минута на вагон.

Экспорт-импорт и грузопотоки порта Оля

За 2005 год через станцию Порт Оля перевалено 360 вагонов с различной номенклатурой грузов. 150 вагонов со сталью в рулонах в Иран.

В 2005 году ожидаемая перевалка сухогрузов составила около 250-300 тыс. тонн.

Достоинства и недостатки порта Оля

Достоинства порта:

· Высокий инвестиционный потенциал (3 место в Каспийском регионе после Актау (Казахстан) и Амирабад (Иран));

· Максимальная приближенность к Каспию;

· Потенциал существенного развития

· Большие свободные площади для освоения, не зажатые городскими постройками;

· Неограниченные возможности по росту портовых мощностей, по внедрению современных интенсивных технологий переработки грузов, по инженерному и транспортному обеспечению;

· Не подвержен 50-летнему циклу колебаний уровня воды в Каспии;

· В системе Программы «Европа-Кавказ-Азия» («Запад-Восток»);

· В системе Программы «Север-Юг»;

· Безопасность, из-за создания базы Каспийской флотилии.

Недостатки порта:

· Замерзающий порт на 3-4 месяца,

· Изношенность оборудования,

· Острая нехватка величины инвестиционных средств и временных ресурсов на технологическое и техническое оснащение порта для соблюдения Плана развития порта.

Российский порт «Махачкала» в Дагестане

«ОАО "Махачкалинский международный морской торговый порт» - каспийский порт Российской Федерации, расположенный на западном побережье Каспия в республике Дагестан, г. Махачкала, Портовое шоссе, дом 5.

Махачкалинский порт является единственным незамерзающим портом России на Каспии, навигация которого открыта круглый год.

Мощность порта - до 7 млн. тонн наливных и 2 млн. тонн сухих грузов в год. Махачкалинский порт обладает транспортным флотом общим дедвейтом более 80 тыс. т.

Инфраструктура и логистика Махачкалинского порта

Две гавани: наливная и сухогрузная.

Оборудование:

· 15.800 кв. М открытых складских площадей;

· вспомогательные суда,

· железнодорожный паром «Махачкала-1» на 52 железнодорожных вагоов.

Железнодорожная станция Махачкала Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

Морской железнодорожный паром «Махачкала-1» ходит по маршруту Махачкала – Актау.

Рис.34 Расположение Махачкалинского порта

Товаропотоки Махачкалинского порта

Основные перерабатываемые портом грузы:

· нефтепродукты,

· нефтяной кокс,

· минерально-строительные (щебень, гравий),

· генеральные грузы,

· хлопок,

· лесные грузы.

Экспорт-импорт и грузопотоки Махачкалинского порта

Через Махачкалинский порт проходят грузопотоки из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также транзитные грузы на Иран (Анзали), Казахстан (Актау), Туркмению (Туркменбаши) и далее в Турцию, Среднюю Азию и обратно.

К 2010 году планируется довести объемы переработки грузов в Махачкалинском порту до 15 млн. т.

Достоинства и недостатки Махачкалинского порта

Достоинства порта:

· Единственный не замерзающий российский порт,

· Введение в систему международных транспортных коридоров «Север-Юг», «Трасека», «Запад-Восток»,

· Модернизация всех портовых сооружений,

· Формирование морского железнодорожного паромного флота с объёмом перспективных перевозок до 20 тыс. вагонов в год.

Недостатки порта:

· Слабая техническая оснащённость,

· Отсутствие крытых складов,

· Нестабильная социо-политическая ситуация в регионе,

· Отсутствие активных инвестиционных проектов,

· Ориентированность на нефтеперевалку.

Порт «Баку» в столице Азербайджана

Бакинский Международный Морской Торговый Порт, по адресу Aзербайджанская Республика, г. Баку, улица Узеир Гаджибеков – 72 (Рисунок 34), включает в себя несколько зон – терминалов:

· Основной Грузовой,

· Контейнерный,

· Нефтяной (Дюбенди),

· Паромный,

· Пассажирский.

Инфраструктура и логистика Бакинского порта

Мощность Бакинского порта до 15 млн. тонн наливных и до 10 млн. тонн сухих грузов в год.

Основной Грузовой Терминал Бакинского порта расположен в черте города Баку и предназначен для перевалки генеральных, контейнерных, навалочно-насыпных экспортно-импортных и транзитных грузов.

Мощность терминала до 2 млн. т. в год, с возможностью обработки до 3 судов, до 150 вагонов и до 100 автомашин в сутки.

Контейнерный Терминал создан на базе Основного Грузового Терминала. Мощностью до 15.000 контейнеров в год (вкл. 40 футовых).

Нефтяной Терминал в Дюбенди является крупнейшим нефтеналивным терминалом на Апшеронском полуострове. Терминал производит перевалку Казахстанской, Туркменской и Азербайджанской нефти, которая в дальнейшем отправляется в порты Черного моря и далее на мировые рынки. Мощность терминала до 10 млн. т грузов в год.

Паромный Терминал осуществляет перевалку железнодорожных, грузовых и легковых автомашин, а также посадка-высадка пассажиров, следующих между Баку – Туркменбаши (Туркменистан) – Актау (Казахстан) - Иранские порты. Мощность до 8 млн. тонн грузов в год.

ВЛАСТЬ ВЕРИТ В ПОРТ ОЛЯ

По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, озвученному им на проходившей в Москве в декабре прошлого года "Транспортной неделе", стране нужно увеличивать мощность морского порта Оля и продолжать строительство объектов его инфраструктуры. Пока проект, реализуемый на протяжении последних 20 лет, не показывает сколь-либо заметных результатов.

Вместе с тем грузооборот порта снижается, а эксперты не понимают, за счет каких грузов в ближайший год удастся исправить ситуацию. Однако в перспективе нескольких лет в порту появится нефтепродуктовый терминал и навалочный комплекс. Пока же портовые управленцы делают упор на сотрудничестве с другими каспийскими государствами и развивают паромное грузовое сообщение. В порту также надеются, что с Ирана будут сняты экономические санкции и грузооборот между двумя странами значительно возрастет.

В конце 2014 года в порт Оля впервые зашел туркменский автомобильно-пассажирский паром "Беркарар", дислоцирующийся в Туркменбаши. Современное судно, построенное на хорватской верфи по заказу Госслужбы морского и речного транспорта Туркменистана, может принять на борт 53 большегрузных автомобиля и 200 пассажиров. На линии Оля-Туркменбаши будут курсировать два таких парома. Первым грузом, прибывшим в Олю, стали 30 автомобилей со стройматериалами для строительства школы в месте компактного проживания туркменской диаспоры на территории Астраханской области.

По данным Росморречфлота, в ноябре прошлого года объекты недвижимого и движимого имущества пункта пропуска в пределах перегрузочного комплекса накатных (автопаромных) и генеральных грузов в морском порту Оля были переданы Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в безвозмездное пользование. Таким образом, оформление документов туркменского парома было осуществлено на пункте пропуска, расположенном в пределах перегрузочного комплекса (причалы № 4, 5, 5а) в порту Оля.

В настоящее время пункт пропуска работает по временной схеме - оформление судов осуществляется приходящей сменой контрольных органов.

Грузов мало

Напомним, что порт Оля начали строить еще в 1992 году. В 1997 году его грузооборот составлял около 400 тыс. тонн в год. В 2012-2014 годах перевалка колебалась около 1 млн тонн в год. Основу грузовой базы составляла металлопродукция, экспортируемая в Иран, объем которой за последние годы сократился более чем в 3 раза. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), перевалка в 2012 году составила 800 тыс. тонн, в 2013-м упала в 2,5 раза, а в прошлом году - еще на 15%.

С момента образования в порту работает единственный стивидор - ОАО "Морской торговый порт Оля". В последние годы он обслуживает терминал для приема Ро-Ро грузов (на причале № 5). Кроме того, достраивает первый грузовой район, который включает зерновой терминал с годовым объемом 500 тыс. тонн и комплекс для перегрузки расти тельного масла примерно такой же мощности. Вместе с тем, по информации Росморпорта, в 2014 году строительства в морском порту Оля за счет средств предприятия не осуществлялось. По ФЦП средств федерального бюджета также не выделялось.

Как рассказали "Транспорту" в Росморречфлоте, увеличение мощности морского порта Оля планируется за счет строительства четырех новых причалов - по два для навалочных и нефтеналивных грузов. В частности, в декабре 2014 года в рамках "Транспортной недели" было подписано соглашение о взаимодействии по реализации проекта "Строительство нефтеналивного перегрузочного комплекса в порту Оля Астраханской области" между ФГУП "Росморпорт", ОАО "Олинский нефтехимический терминал" и ЗАО "Морской торговый порт Оля". В рамках указанного соглашения собираются построить причалы № 13 и 14 мощностью 2 млн тонн в год. Планируемый объем инвестиций - более 2 млрд рублей. Сроки реализации проекта - 2015-2017 годы.

Предполагается, что через нефтепродуктовый терминал на экспорт будут отправляться дизельное топливо и мазут, а импортироваться - сырая нефть с каспийских месторождений, а также нефтепродукты из Туркменбаши и Актау. Комплекс будет иметь отдельные зоны для легких и тяжелых нефтепродуктов. Его оснастят системой подогрева для обеспечения круглогодичной работы.

Отметим, что, по данным Минэнерго РФ, в Прикаспийском регионе сосредоточено около 3% мировых запасов нефти и около 5% газа (18,1 млрд тонн условного топлива). Согласно расчетам аналитиков, в ближайшие годы Каспий обеспечит до 70% прироста добычи стран, не входящих в ОПЕК. Правда, до сих пор сроки начала добычи постоянно сдвигаются из-за споров между странами, кому принадлежат уже открытые месторождения.

Что касается навалочных грузов, то в порту существует инвестиционный проект возведения терминала для перевалки металлургической продукции (Навалочный терминал) общей мощностью 1 млн тонн (на причалах № 11, 12). В ближайшие годы его планируется реализовать на принципах ГЧП: из госбюджета выделят средства на обустройство акватории, причальной стенки и проходных каналов, а оборудование технологической зоны произведут за счет средств частных инвесторов. По словам заместителя гендиректора ЗАО "Морской торговый порт Оля" Александра Мельникова, проект уже прошел техобоснование и полностью готов. Запуск двух новых терминалов намечен на 2016 год.

Порт также планирует построить на своей территории завод по производству щепы для изготовления бумаги. Для этого предполагается привлечь иранского партнера. Кроме того, рассматривается вариант строительства завода по переработке плодоовощной продукции, поступающей из стран Каспийского региона. Для этого в Оле готовы оборудовать площадку для обработки реф- контейнеров и соорудить отапливаемые склады на зимний период.

Контейнеры не случились

Изначально по Каспию планировалось запустить регулярную контейнерную линию Россия-Иран. Однако этот проект не удалось воплотить в жизнь. Отправка через Олю грузов в иранские порты вполне бюджетна. Напомним, что западные санкции не позволяют использовать порты Ирана для доставки грузов из Европы или Америки. Для этого используются сложные и дорогие логистические маршруты - сухопутные пути через сопредельные страны, а также перетарка груза в иранские контейнеры в Египте, ОАЭ или портах Каспийского моря. В то же время транзитом через Россию вышло бы быстрее и дешевле.

Как рассказал "Транспорту" председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов, организация линейного плавания, предполагающая твердое расписание отправки грузов и наличие достаточного флота, под силу только солидному судовладельцу. Проект вполне можно реализовать и сейчас, однако проблема в том, что пустые контейнеры из Ирана никто не хочет вывозить обратно, потому что ставка фрахта по ним низкая. "Линия Россия-Иран так и заглохла, не начав работать, из-за того что не удалось решить проблему возврата тары. А задачка простая - решается с помощью создания контейнерного депо, которое будет собирать пустую тару и загружать ее попутными грузами в Иран. Для этого придется договариваться со всеми грузоотправителями, работающими в радиусе 500 км, и заниматься оформлением документов", - говорит эксперт. Это должны делать менеджеры порта Оля и руководители Астраханского водно-транспортного узла. Однако на практике это сложно реализовать, так как несколько десятков причалов, расположенных в дельте Волги, борются между собой за за грузы. И во многом проблемы Оли связаны именно с этим.

В то же время, по мнению Чингиза Измайлова, грузоотправителям выгоднее работать с портами Махачкала и Актау (Казахстан), так как они не замерзают зимой и не требуют ледовой проводки. В Актау, по словам эксперта, даже лоцманской проводки нет, что снижает расходы грузоотправителя. Вместе с тем в Оле надо платить канальный, ледовый и лоцманский сборы. В то же время плюсом Оли является то, что он ближе всех расположен к железнодорожной транспортной сети России. "Но опять же перевозить российские металлические грузы в Иран при отсутствии границ с Казахстаном выгоднее через порт Актау. К примеру, Череповецкии металлургический завод раньше при наличии пограничного контроля возил грузы через Олю, а сейчас полностью переориентировался на Актау. Срок доставки на этом маршруте на двое суток меньше", - уточняет он.

Железная альтернатива

К 2016 году должно закончиться строительство стальной магистрали, соединяющей Азербайджан с Ираном (Астара-Решт-Казвин). Сейчас эти страны могут возить грузы по железной дороге только через территорию Армении. Таким образом, получится западное железнодорожное кольцо вокруг Каспия. Что касается восточного побережья, то здесь 3 декабря прошлого года была запущена дорога Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган, связывающая Иран, Туркменистан и Казахстан с выходом на сеть российских железных дорог. И если сейчас до половины объема грузов стран Каспийского бассейна перевозится морским транспортом, то после запуска кольца доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок возрастет с нынешних 25 до 35-40%.

По мнению Чингиза Измайлова, железная дорога отвлечет на себя часть портового грузооборота по причине того, что по рельсам возить грузы более практично - не надо переваливать их несколько раз с одного вида транспорта на другой. "Вагон приходит в порт. Груз выгружают сначала на причал, а потом на пароход. А без морской перевозки груз в одном месте загрузили в вагон и он следует до места назначения", - пояснил он.

Впрочем, есть надежда, что к увеличению морского грузопотока приведет соглашение с Ираном о поставках нефти и нефтепродуктов в Россию.

Аграрный вопрос

В прошлом году в Оле удалось нарастить перевалку зерна за счет роста спроса на него в Иране. На маршруте работал сухогруз "Порт Оля 1", принадлежащий стивидорной компании. В ее планах - пустить еще несколько сухогрузов для работы с зерном. В целом в состав флота порта Оля входят шесть сухогрузов дедвейтом 5,2 тыс. тонн каждый, построенных в Китае, два судна типа Ро-Ро и 42 единицы технического флота.

По данным экспертов, порты Каспия менее привлекательны для транспортировки зерна из России в Иран, чем гавани Черноморского побережья. Дело в том, что небольшие глубины Астрахани и Оли не позволяют использовать суда с большой грузоподъемностью - разово можно погрузить только 3 тыс. тонн, тогда как из Новороссийска зерно уходит партиями 25 тыс. тонн и выше.

Прибавили энергии

Отметим, что в порту в прошлом году начал работать энергоцентр мощностью 4 МВт, который полностью покрыл потребность порта в электричестве с учетом строительства новых мощностей. До этого электроснабжение первого грузового района порта осуществлялось от подстанции, расположенной в селе Оля. Ее трансформаторы были предельно загружены, что делало невозможным увеличение нагрузки за счет новых терминалов. Общая мощность газопоршневой электростанции составит 12 МВт. Пока запущены только два из шести агрегатов. Оборудование - чешское. Общая стоимость проекта - примерно 600 млн рублей. Электричество благодаря новой электростанции будет дешевле, чем в среднем по региону

"Сегодня у порта уже не будет проблем ни с зерновым терминалом, ни с будущим нефтяным. Здесь уже можно расширять инфраструктуру, увеличивая поток таких грузов из стран Прикаспия, как фрукты, овощи, подсолнечное масло", - полагает вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов. По его словам, на недавней встрече транспортных ведомств стран Каспийского бассейна была озвучена готовность Минтранса России поддержать развитие портовой инфраструктуры, особенно если речь идет об узлах коридора "Север-Юг". Порт Оля как раз и является важнейшим участком этого транспортного коридора, соединяя Европу и Восток. Именно его власти и инвесторы рассматривают как наиболее возможную точку грузообмена между странами Прикаспия - нужно только создать современную инфраструктуру, что сейчас и делается.

Что касается дальнейшего развития инфраструктуры, то увеличению грузопотока мешает низкая проходная осадка Волго-Каспийского судоходного канала. Несмотря на то что Росморпорт ежегодно проводит ремонтные работы для поддержания габаритов канала, вынимая со дна примерно 2-3 млн кубометров земли в год, этого мало. Учитывая негативное изменение габаритов канала в условиях понижения Каспийского моря и маловодности Волги, необходим целый комплекс мер, констатируют астраханские чиновники.

Изначально по Каспию планировалось запустить регулярную контейнерную линию Россия-Иран

ПО ДАННЫМ АССОЦИАЦИИ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ (АСОП), ПЕРЕВАЛКА В ОЛЯ В 2012 ГОДУ СОСТАВИЛА 800 ТЫС. ТОНН, В 2013-М УПАЛА В 2,5 РАЗА, А В ПРОШЛОМ ГОДУ - ЕЩЕ НА 15%

Увеличение мощности морского порта Оля планируется за счет строительства четырех новых причалов - по два для навалочных и нефтеналивных грузов



Просмотров