Порча земель как определить ущерб. В чем заключается порча земель

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли.

Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 Земельного кодекса РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности.

Статья 12 Земельного кодекса РФ говорит о том, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее.

Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, то есть химических или биологических либо смеси таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т. п.

Под вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, по смыслу законодателя, следует понимать удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

Под удобрениями следует понимать органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений.

Под стимуляторами роста растений следует понимать такие вещества, которые ускоряют рост растений путем более быстрого деления клеток или растяжения клеток в длину.

Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп и могущие причинить вред здоровью человека или окружающей среде.

Под правилами обращения с вышеперечисленными веществами следует понимать правила, установленные в федеральных законах и иных нормативных актах, а также в подзаконных нормативно-правовых актах для каждого конкретного вида веществ.

Под транспортировкой следует понимать любое перемещение указанных веществ в пространстве, любым видом транспорта.

Под хранением следует понимать содержание веществ в объектах размещения указанных веществ (то есть в специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения веществ).

Под использованием следует понимать любое применение указанных веществ в сельском хозяйстве либо в любой иной деятельности.

Под причинением вреда здоровью человека следует понимать расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам100.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в возникновении заболеваний животных и растений, уничтожении животных и растений, уничтожении рыбных запасов и т. д.

Состав преступления материальный, то есть для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекли отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, что в свою очередь должно повлечь причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формами вины. Высказанное суждение о том, что данное преступление совершается с косвенным умыслом, представляется ошибочным101.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Часть 2 статьи 254 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Зона экологического бедствия - это официально объявленная часть территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Часть 3 статьи 254 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

За самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы – это его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

За уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог, невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и тому подобное.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и иное.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати до сорока тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока до восьмидесяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли вне зависимости от их категории. К ответственности за порчу земель также может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно-следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Законодательство Российской Федерации предусматривает и уголовную ответственность за порчу земли.

Согласно части 1 статьи 254 Уголовного кодекса РФ уголовно-наказуемым деянием является отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по части 2 статьи 254 Уголовного кодекса РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй и повлекшие по неосторожности смерть человека, образуют состав уголовного преступления, предусмотренного частью 3 статьи 254 Уголовного кодекса РФ. Максимальная мера наказания за такое преступление — лишение свободы на срок до 5 лет.

О. Южанинова, помощник прокурора Каракулинского района.


1. Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.
Отношения по охране земельных ресурсов регулируются Конституцией, ГК, ЗК, Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также рядом других нормативных актов, издаваемых органами власти РФ, ее субъектов, министерствами и ведомствами.
2. Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.
3. С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в комментируемой статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.
Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.
Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и т.п.).
За ряд этих деяний установлена только административная ответственность (ст. 8.6 - 8.11 КоАП).
К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение полезной почвенной фауны.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минприроды РФ от 20.12.1995 N 521 "Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 30.10.2003 N 973 "О признании недействующим Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 521".

4. Диспозиция комментируемой статьи бланкетная, поэтому для установления состава преступления необходимо обратиться к правилам обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами. Они изложены в указанных выше правовых актах и других подзаконных нормативных актах, таких как, например, Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их хранении, применении и транспортировке, утвержденные Приказом МПР России от 20.12.95 N 521.
5. Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.
Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247). Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь.
6. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден письмом МПР России и Роскомзема от 27.12.93 N 04-25/61-5678.
7. Размер вреда природной среде рассчитывается по методикам, указанным в коммент. к ст. 250.
О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 247.
8. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи - только неосторожно.
9. Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.
Об ответственности должностных лиц и лиц, наделенных управленческими полномочиями в негосударственных организациях, см. в коммент. к ст. 249 - 252.

(ст. 285 УК)

Для привлечения к уголовной ответственности за порчу земли помимо других нормативных актов нужно в обязательном порядке обращаться к земельному законодательству, то есть Закону РК от 24 января 2001 г. «О земле» и другим нормативным актам, регламентирующим земельные и экологические правоотношения.

Объектом преступления являются отношения по обеспечению охраны земли от отравления, загрязнения или порчи. Объективная сторона преступления проявляется в названных в диспозиции ст. 285 УК деяниях, проявляющихся в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими, радиоактивными или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке или захоронении, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли. Источниками причинения вреда земле при ее порче могут быть:

  • а) удобрения;
  • б) различные стимуляторы роста растений;
  • в) ядохимикаты;
  • г) производственные и бытовые отходы. Состав материальный, предполагает причинение вреда здоровью человека, то есть заболевание человека, характеризующееся по правилам определения легкой, средней, тяжкой степени вреда здоровью человека. Вред окружающей среде может быть нанесен в виде уничтожения плодородного слоя почвы на значительной территории, гибели большого количества животных, птиц и насекомых. Преступление окончено с момента наступления вредных последствий, названных в диспозиции уголовно-правовой нормы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины или неосторожностью в обоих видах.

Субъектом этого преступления может быть признано любое виновное лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть специальный субъект, то есть лицо, обязанное в силу возложенных на него должностных, служебных или иных функций контролировать и соблюдать правила безопасного и безвредного обращения с землей.

Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 285 УК, устанавливает более строгие меры ответственности за порчу земли, допущенную в зоне, признанной законом территорией с чрезвычайной экологической ситуацией. Это вызвано тем, что на территории с чрезвычайной экологической ситуацией допускаемые факты порчи земли представляют повышенную общественную опасность, поскольку сложившаяся и без того социальная и экономическая чрезвычайная ситуация еще и усугубляется фактами отравления, загрязнения или иной порчи земли, то, бесспорно, такие деяния должны подвергаться более жестким мерам уголовно-правового воздействия.

Часть 3 ст. 285 УК регламентирует ответственность за особо квалифицированные составы преступной порчи земли. Особо квалифицирующим признаком законодатель называет смерть человека. Форма вины по ч. 3 ст. 285 УК может быть, как на это указано законодателем, только неосторожной. Последствие в виде причинения смерти возможно вследствие употребления продуктов (овощей, фруктов), снятых с загрязненных или отравленных земель. Либо это могут быть последствия контактного и вступившего во взаимодействие с организмом человека различных ядохимикатов (пестицидов), попавших при обращении с землей в организм человека, либо иным способом смертельно воздействующее на него. Между преступной порчей земли и наступившей смертью человека должна быть установлена прямая причинная связь.


Новая редакция Ст. 8.6 КоАП РФ

Комментарий к Статье 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч.

Какое наказание предусмотрено за порчу и загрязнение земель

1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

<32> <33>
———————————
<32> БНА. 1996. N 4.

<33>

<35>

Другой комментарий к Ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

2. Обычно снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч.1 комментируемой статьи) производится в процессе рекультивации почвенного слоя, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" было определено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

3. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

4. Часть 2 комментируемой статьи говорит об уничтожении и порче земли. Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятие "порча земли". Лишь в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.

5. Ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.8.6 наступает независимо от наступления опасных последствий, ч.2 же предусматривает уже изначально наступление последствий в форме уничтожения или порчи земли. Однако отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, а также совершение указанных деяний в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, являются уголовным преступлением, предусмотренным ст.254 УК.

6. Субъективная сторона ч.1 комментируемого правонарушения может быть выражена только в форме умысла, в то время как правонарушение, предусмотренное ч.2, может быть совершено в форме как умысла, так и неосторожности.

7. Субъектами административной ответственности в данном случае могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.

Административная и уголовная ответственность за порчу земель (Каленов С.Е.)

Федеральное законодательство содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния, предотвращения необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв.

За самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрена административная ответственность по ст.8.6 КоАП РФ в виде штрафа для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Кроме того, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может повлечь административное приостановление их деятельности.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде является преступлением (ст.254 УК РФ).

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами.

За те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрено более суровое наказание, вплоть до лишения свободы.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

В соответствии со ч. 2 ст.

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 <32>, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ <33> представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

———————————
<32> БНА. 1996. N 4.
<33> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399; см. с изм. и доп.

———————————
<34>
<35> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

Комментарий к статье 8.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства — для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее — до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц — до десяти тысяч рублей (ранее — до трех тысяч рублей), на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей (ранее — до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Другой комментарий к статье 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч. 1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 <32>, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ <33> представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

———————————
<32> БНА. 1996. N 4.
<33> СЗ РФ. 1998. N 29.

Ответственность за порчу земли

Ст. 3399; см. с изм. и доп.

———————————
<34> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; см. с изм. и доп.
<35> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

Статья 8.6 КоАП РФ. Порча земель



Просмотров