Понятие юридического лица, его признаки. Возникновение и прекращение деятельности юридического лица

Порядок возникновения и прекращения юридических лиц устанав­ливается законодательством, регулирующим деятельность юридичес­ких лиц данной организационно-правовой формы.

1. Возникновение юридического лица содержит в себе непосредст­венное создание и государственную регистрацию. В теории и правоп-рименительной практике выделяют четыре основных порядка созда­ния юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на базе распоряжения (решения) собственника иму­щества или уполномоченного им органа. Для данного способа харак­терны три основные стадии: 1) издание инициативного (распоряди­тельного) акта собственником или компетентным органом; 2) органи­зационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверж­дение учредительных документов. В связи с ликвидацией государст­венной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в

нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации ϶ᴛᴏт порядок утратил ϲʙᴏе значение.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива со­здания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее разрешение. Стоит сказать, для данного способа характер­ны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица; 3) орга­низационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств".

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни спе­циального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуется исключительно инициатива учредителей, их «явка». Компетентный государственный орган исключительно проверяет соблюдение ус­тановленного порядка образования и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к ϶ᴛᴏй организационно-правовой форме, создавае­мой данным способом, для кᴏᴛᴏᴩого характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа ком­петентного органа. Этот порядок получает как во всем мире, так и у нас в стране наибольшее распространение.

Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова) выделяет еще договорно-правовой порядок1, для кᴏᴛᴏᴩого ϲʙᴏйственно наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных юридических лиц, и заключение учредителями специального (учредительного) дого­вора гражданско-правового характера.

Можно также сказать, что юридические лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государст­венные и муниципальные унитарные предприятия); 2) по воле их бу­дущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);

3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридическо­го лица, но не являющихся его участниками (например, фонды)

Во всех случаях государство осуществляет контроль за созданием

1 См., напр.: Закон РСФСР «Ю конкуренции и ограничении монополистической деятельности па товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (ВВС. РФ. 1991. № 16 Ст 499; СЗ РФ.,1995. №25. Ст. 1977)

2 См.: Советское гражданское право: Учебник/Отв. ред. В.П. Грибанов, С.М. Корни-си: В 2 т. М., 1979. Т. 1. Гл. IX; Гражданское право: Учебник/Под ред. Е.А Суханова- В 2 т М.,1993, 1993. Т. 1.Гл.7§3.

юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистра­ции. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предо­ставление ему государством правосубъектности.

Гражданский кодекс вводит новую систему государственной реги­страции юридических лиц. Стоит сказать, для нее характерны: обязательность; опре­деление единого субъекта, осуществляющего государственную реги­страцию (органы юстиции); наличие Единого государственного ре­естра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; кон­трольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, кᴏᴛᴏᴩая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень основа­ний для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК) До введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации", являющийся недостаточно совершенным (в частности, существует несколько видов государственных органов, осуществляю­щих государственную регистрацию юридических лиц и являющихся держателями Единого государственного реестра)

Юридическое лицо считается созданным с момента его государст­венной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК)

2. Прекращают ϲʙᴏю деятельность юридические лица в порядке, принципы кᴏᴛᴏᴩого сходны с действующими при их создании. Разли­чают распорядительное и добровольное основания прекращения дея­тельности юридических лиц. Добровольным основанием будет ре­шение органа юридического лица, уполномоченного на то учредитель­ными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК) К распоряди­тельным основаниям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК) К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия упол­номоченных государственных органов2. Из анализа ст. 113-115, 120, 294-300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как ка­зенные, основанные на праве оперативного управления, так и основан­ные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают ϲʙᴏю деятельность только в

1 См.: Статья 8 фсдераль.юго закона «О введении в действие части первой Граж­данского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3302)

2 См.: Пункт 3 ст. 57 ГК, ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.

распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организа­ционно-правовым 4>ормам применимы оба вида оснований. Достиже­нием будет то, что прекращение по решению уполномоченных госу­дарственных органов допускается только в случаях, установленных законом, только в формах, установленных законом, по закрытому пере­чню актов, предусмотренных только ГК (п. 2, 3 ст. 57, п. 2 ст. 61 п 1 3 ст. 65 ГК)

С точки зрения последствий прекращения юридических лиц разли­чают реорганизацию - относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в поряд­ке правопреемства к другим лицам и ликвидацию - абсолютное прекра­щение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в по­рядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может осуществляться в пяти формах: слияние, при­соединение, разделение, выделение, преобразование. Слияние юриди­ческих лиц - ϶ᴛᴏ форма реорганизации, при кᴏᴛᴏᴩой два (или более) юридических лица прекращают ϲʙᴏе существование и возникает одно новое. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяе­мое) прекращает ϲʙᴏе существование и вливается со ϲʙᴏим активом и пассивом в состав другого (к кᴏᴛᴏᴩому происходит присоединение) При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших ϲʙᴏе су­ществование юридических лиц переходит по передаточному акту к той организации, в рамках кᴏᴛᴏᴩой они оказались после присоединения или слияния. В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более) юридических лица, в результате чего разделяемое прекращает ϲʙᴏе существование и «на его месте» возникает два (или более) юридических лица. Выделение будет антиподом присоеди­нения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при ϶ᴛᴏм прежнее юридическое лицо сохраняет ϲʙᴏе существование и наряду с ним начинает функци­онировать новое (выделенное) При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в час­тях («пропорциях»), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами. Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК использованы два неравнозначных понятия: «преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида» и «изменение организацион­но-правовой формы». Первое понятие, как следует из § 4 настоящей главы о классификации юридических лиц, шире и представляется более удачным. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии.

Следует обратить внимание на специфику реорганизации отдель­ных юридических лиц: преобразования хозяйственных обществ и това­риществ одного вида в хозяйственные общества и товарищества друго­го вида, а также в производственные кооперативы (ст. 68 ГК): реорга­низации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92 ГК); преоб­разования акционерного общества в общество с ограниченной ответст­венностью или производственный кооператив (ст. 104 ГК); реоргани­зации производственных кооперативов в хозяйственные товарищества или общества (ст. 112 ГК); реорганизации государственных и муници­пальных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст. 114, 115, 294-300 ГК)

Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) явля­ется создание специального образования - ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), кᴏᴛᴏᴩое действует от имени ликвидируемо­го юридического лица по аналогии с его органами и к кᴏᴛᴏᴩому пере­ходят полномочия по управлению делами ϶ᴛᴏго юридического лица. Гражданское материальное и процессуальное законодательство по­дробно регулирует порядок и стадии ликвидации юридического лица, порядок и очередность удовлетворения требований его кредиторов. Ликвидация оформляется путем составления промежуточного и ито­гового ликвидационного баланса (ст. 61-64 ГК)

Ликвидацию можно классифицировать в зависимости от прав уч­редителей на имущество ликвидируемого юридического лица и его судьбы на три основные группы: 1) с распределением оставшегося иму­щества между учредителями (участниками) юридического лица (хо­зяйственные общества и товарищества, кооперативы); 2) с передачей оставшегося имущества собственнику юридического лица (унитарные предприятия и учреждения); 3) с обязательным определением в уставе судьбы оставшегося имущества (общественные и религиозные органи­зации (объединения), фонды, объединения юридических лиц)

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само - прекратившим ϲʙᴏе существование после внесения об ϶ᴛᴏм за­писи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Современное гражданское законодательство, соблюдая принципы неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятствен­ного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1 ГК), уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Стоит заметить, что они выражаются в комплексе следующих правил. /Субъект, приняв­ший решение о реорганизации юридического лица, или ликвидацион­ная комиссия обязаны письменно уведомлять кредиторов о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения (на ликвидаци-

онной комиссии также лежит обязанность выявления кредиторов) До­кумент, оформляющий прекращение юридического лица, должен со­держать, в частности, сведения о заявленных кредиторами требовани­ях, о результатах их рассмотрения, о правопреемстве (в случае наличия такового) по всем обязательствам юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспаривае­мые сторонами. Закреплено право кредитора реорганизуемого юриди­ческого лица потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должника. Юридические лица по ϲʙᴏим обязательствам отвечают всем ϲʙᴏим имуществом. Предусмотрена система субсидиар-ной ответственности у ряда юридических лиц, а также солидарная от­ветственность по обязательствам реорганизованного юридического лица вновь возникших лиц в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица. Имущество ликвидированного юридического лица при его недостаточности распределяется между кредиторами со­ответствующей очереди пропорционально суммам требований, подле­жащих удовлетворению. Закреплено право кредитора обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии в случае отказа последней в удов­летворении его требований или уклонении от их рассмотрения и воз­можность удовлетворения требований кредитора, заявленных после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их представления.

3. Важно знать, что большой спецификой отличаются отношения, связанные с несо­стоятельностью (банкротством) юридических лиц, под кᴏᴛᴏᴩой по­нимается удостоверенная судом неспособность должника исполнять ϲʙᴏи обязательства перед кредиторами вследствие недостатка имуще­ства. Современное отечественное законодательство о несостоятельнос­ти (банкротстве) еще очень молодо и недостаточно развито. Стоит заметить, что оно вклю­чает в себя ГК, специальный закон", ряд подзаконных, в т.ч. ведомственных, нормативных актов и понимает под несостоятельнос­тью (банкротством) предприятия признанную судом или официально объявленную должником его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обяза­тельств в связи с превышением обязательств должника над его имуще­ством или в связи с неудовлетворительной структурой баланса долж­ника, что выражается вовне как приостановление его текущих плате­жей (ст. 1 Закона)

1 См.: Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» or 19 ноября 1992 г. (ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 6)

Сегодня установлена система критериев для определе­ния неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе три коэффициента: «текущей ликвидности», «обеспеченности собственными средствами», «восста­новления (утраты) платежеспособности»". Стоит заметить, что они ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно харак­теризуют общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и ϲʙᴏевременность погаше­ния срочных обязательств предприятием; наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств для его финансовой устойчивости; нали­чие или отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение определенного срока. По совокупному анализу данных трех коэф­фициентов предприятие может быть признано банкротом.

Принудительное объявление несостоятельным возможно, если тре­бования к должнику в совокупности составляют не менее 500 мини­мальных размеров оплаты труда, установленных законом. Так как Закон от 19 ноября 1992 г. использует прежнюю терминологию (пред­приятия), следует отметить, что по общему правилу он может быть применен ко всем юридическим лицам. Изъятия устанавливаются за­коном. В их число входят казенные предприятия, общественные и ре­лигиозные организации (объединения), учреждения, объединения юридических лиц.

К неисправному должнику могут быть применимы три группы мер:

реорганизационные процедуры (внешнее управление имуществом должника, санация); ликвидационные процедуры (принудительная ликвидация предприятия-должника по решению суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредито­ров), кᴏᴛᴏᴩые осуществляются в процессе конкурсного производства;

мировое соглашение.

Под, реорганизационными понимаются процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: внешнее уп­равление имуществом должника - процедура, направленная на продол­жение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитраж­ным судом по заявлению должника, собственника предприятия-долж­ника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая путем передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному уп­равляющему, назначаемому арбитражным судом; санация - процеду-

1 См.: Постановлен не Правительства РФ «О некᴏᴛᴏᴩых мерах ко реали.чации зако­нодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490); Методические положения но оценке финансового состояния пред­приятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утн. Федеральным управлением ноделам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994 г. (ЭиЖ. 1994. № 44)

pa, направленная на оздоровление предприятия-должника и состоящая в оказании ему финансовой помощи со стороны собственника предпри­ятия, кредитора (кредиторов) или иных лиц.

В мировой практике к банкам, страховым компаниям и т.п. ликви­дация вследствие несостоятельности не применяется. Средством улуч­шения их финансового положения становится санация и в первую оче­редь их реорганизация. Применение реорганизационных процедур по­зволяет предприятию обеспечить нормальное функционирование. Применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятель­ности предприятия.

Общее значение института банкротства заключается в предоставле­нии возможности добросовестным предпринимателям реорганизовать ϲʙᴏи дела и восстановить статус полноценных субъектов торгового обо­рота; предоставлении кредиторам определенных гарантии, в т.ч. ответственности должника за ϲʙᴏи действия, справедливого распреде­ления между кредиторами возможных потерь; исключении из граждан­ского оборота неплатежеспособных субъектов и оздоровлении рынка.

Дополнительная литература

Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950; Брызгалин А. Фирменное наименование субъектов предпринимательства. ХиП. 1994. № 1; Венедиктов А.В. О государственных юридических лицах в СССР. Вестник Ленингр. ун-та. Серия общественных наук, 1955. № 3;

Витрянский В.В. Банкротство. Законность. 1993. № 6 и 7; Гриба­нов В.П. Юридические лица. М., 1961; Долинская В.В. Торговые обще­ства: сравнительный анализ. Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. № 3; Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992; Субъекты советского гражданского права. М., 1984; Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка. ГП. 1993. № 9; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Спб., 1908. Т.1.

Юридические лица возникают по воле их учредителей, которыми могут выступать любые субъекты гражданского права. Это физические лица, обладающие необходимым уровнем дееспособности, юридические лица, обладающие соответствующей правоспособностью, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В настоящее время законодателем установлено несколькоспособов возникновения организаций:

· явочно-нормативный;

· разрешительный;

· распорядительный.

Процесс возникновения юридических лиц разделяется на этапы:

· принятие решения о создании организации;

· подготовка учредительных документов;

· представление учредительных и сопутствующих документов в государственные регистрационные органы;

· государственная регистрация.

Как субъекты гражданского права юридические лица возникают с момента их государственной регистрации.

Наиболее распространенным способом возникновения юридических лицявляется явочно-нормативный, который также называютрегистрационным.

Суть его заключается в том, что любые правомочные субъекты гражданского права своей волей принимают решение о создании юридического лица. Никаких разрешений или согласований исполнительных органов власти или иных властных органов при этом не требуется. Воля учредителей таких организаций выражается в надлежаще оформленных документах, которые представляются в органы государственной регистрации (государственному регистратору). Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, прямо предусмотренных ГК или соответствующим нормативным актом, как правило, Федеральным законом, который регулирует порядок создания и деятельности регистрируемой организационно-правовой формы существования данного вида юридического лица. Как правило, отказ в регистрации возможен только в случаях, когда не представлены необходимые учредительные и сопутствующие документы или содержание этих документов не соответствует требованиям закона. Подавляющее большинство как коммерческих, так и некоммерческих организаций возникают по правилам явочно-нормативного способа.

Разрешительным является способ, когда при создании той или иной коммерческой организации (за исключением унитарных предприятий) требуется согласие (разрешение) государственного (муниципального) органа исполнительный власти. Необходимость получения такого разрешения возникает только тогда, когда наличествует юридический факт, прямо предусмотренный специальной нормой закона. Таким способом, например, возникают хозяйственные общества, уставный капитал которых превышает 500 миллионов рублей на момент их создания. В этом случае требуется согласие соответствующего территориального управления Министерства по антимонопольной политике.

Распорядительный способ применяется при создании унитарных предприятий и государственных учреждений. Правительство РФ, уполномоченный им орган исполнительной власти, орган исполнительный или муниципальной власти, которому такое право предоставлено соответствующим нормативным актом, издают ненормативный акт (постановление, распоряжение), который выступает правовым основанием возникновения соответствующих организаций.

Как уже говорилось выше, любая организация признается субъектом гражданского права с момента ее государственной регистрации. В соответствии с требованием ГК РФ такая регистрация должна осуществляться органами юстиции. Однако с 1 июля 2002 года вступил в действие ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". Статьей 2 указанного нормативного акта право определять исполнительный орган государственной власти, который осуществляет государственную регистрацию организаций, передано Правительству РФ. Постановлением Правительства от 17 мая 2002 года № 319 полномочным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, выступает Министерство по налогам и сборам РФ. Соответственно, в муниципальных образованиях созданы подразделения налоговых органов, которые специально занимаются вопросами государственной регистрации организаций. В то же время в отношении некоторых видов и организационно-правовых форм существования юридических лиц действующее законодательство предусматривает специальный орган государственной регистрации, что допускается в соответствии с положением ст. 10 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". В таких случаях регистрационным органом выступают органы юстиции, Регистрационная палата при Правительстве РФ, Центральный Банк РФ и некоторые другие органы исполнительной власти. Способы государственной регистрации можно определить как общий порядок, который применяется при регистрации большинства организаций, и особый, который применяется к регистрации организаций некоторых видов. Особый порядок применяется только в случаях, прямо установленных специальным законом. В особом порядке регистрируются, например, кредитные организации, страховщики, органы массовой информации, политические партии, профсоюзы и некоторые другие организации.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Для осуществления регистрации в соответствующий регистрационный орган или государственному регистратору (актуариусу) представляются учредительные документы, соответствующие избранному виду и организационно-правовой форме регистрируемого юридического лица, а также сопутствующие документы. К сопутствующим документам в основном относятся сведения об уплате регистрационного сбора за регистрацию и сведения о сформировании к моменту государственной регистрации не менее 50% уставного (складочного, паевого) капитала. В зависимости от вида, организационно-правовой формы существования или цели создания организации соответствующим законодательством может быть предусмотрена необходимость предоставления и иных сопутствующих документов. В установленные законодательством сроки государственный регистратор обязан произвести регистрацию юридического лица или отказать в ней. При отказе в регистрации в течение 30 дней учредители вправе обратиться в суд и потребовать отмены решения регистрационного органа и регистрации соответствующей организации. В течение шести месяцев после государственной регистрации любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием отмены регистрации. После регистрации выдается специальный документ – "свидетельство о государственной регистрации", который подтверждает состоявшийся юридический факт и является своеобразным "паспортом" организации. Данные государственной регистрации заносятся в соответствующие региональные и федеральные реестры юридических лиц. Сведения о регистрации должны публиковаться в открытой печати.

Прекращение юридических лиц как субъектов гражданского права осуществляется их реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация – это прекращение юридического лица путем передачи его субъективных прав и обязанностей другой организации.

Реорганизация юридических лиц может быть осуществлена в следующих формах:

· слияние – прекращение двух или более юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу на основании передаточного акта;

· присоединение – прекращение одного или нескольких юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей к уже существующему юридическому лицу на основании передаточного акта;

· разделение – прекращение юридического лица путем передачи его прав и обязанностей двум или более вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· выделение – передача существующим юридическим лицом (без его прекращения) части субъективных прав и обязанностей одному или нескольким вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· преобразование – прекращение юридического лица путем изменения организационно-правовой формы его существования с передачей его субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу иной организационно-правовой формы существования на основании передаточного акта.

Ликвидация – это прекращение юридического лица без передачи его субъективных прав и обязанностей кому бы то ни было в порядке правопреемства.

Действующее гражданское законодательство предусматривает различные основания реорганизации юридических лиц.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Участники организации в любое время и по любым основаниям могут принять решение и произвести реорганизационные процедуры. Что же касается органов юридического лица (единоличных или коллегиальных), то принимать решение о реорганизации и производить реорганизационные процедуры они вправе только тогда, когда наделены соответствующими полномочиями участниками при условии, что возможность передачи им такого права предусмотрена действующим гражданским законодательством, регулирующим деятельность организации той или иной организационно-правовой формы, а также в случаях, когда учредительными документами этого юридического лица прямо предусмотрена такая возможность.

Законная реорганизация . Законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц, могут быть предусмотрены юридические факты, возникновение которых порождает обязанность ее участников принять решение о реорганизации и провести реорганизационные процедуры. Современное российское гражданское законодательство предусматривает достаточно большое количество таких юридических фактов. Так, например, если количество участников общества с ограниченной ответственностью превысит 50, то общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Или если по решению участников на объединение (ассоциацию, союз) юридических лиц возлагается ведение предпринимательской деятельности, то оно должно преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 11 Закона РФ "О некоммерческих организациях").

Принудительная реорганизация возможна только в отношении коммерческих организаций и производится она ее участниками на основании решения правомочного органа государственной исполнительной власти. Принудительная реорганизация возможна только в формах разделения или выделения. Так, в случаях, когда коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке товаров или услуг, осуществляет монополистическую деятельность, или ее действия приводят к существенному ограничению конкуренции, то решением антимонопольных органов она может быть реорганизована. Получив соответствующее предписание, участники обязаны совершить реорганизационные процедуры.

Разрешительная реорганизация . Такой порядок реорганизации применяется в случаях, когда объединение, слияние или присоединение коммерческих организаций может привести к созданию монополистических структур на товарных рынках, которые, возможно, окажут существенное отрицательное влияние на развитие конкуренции. Решение о реорганизации коммерческих организаций подобных форм принимается участниками этих юридических лиц, в то же время им необходимо получить согласие на проведение реорганизационных мероприятий от соответствующих антимонопольных органов. Например, в случае слияния и присоединении любых объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) требуется согласие антимонопольных органов (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

Судебная реорганизация осуществляется по иску уполномоченного органа государственного управления в тех случаях, когда участники юридического лица или уполномоченный ими орган юридического лица, или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию юридического лица учредительными документами организации, в установленные сроки не осуществляет реорганизационные процедуры, не исполняя при этом соответствующих предписаний. Тогда суд назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизационные процедуры. С этого момента к нему переходят полномочия по управлению делами организации. Осуществление реорганизационных процедур происходит под контролем суда, который утверждает разделительный баланс и учредительные документы вновь возникших юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В значительной своей части реорганизационные процедуры связаны с процессом передачи субъективных прав и обязанностей от реорганизуемых юридических лиц к другим организациям. Основными документами, определяющими объем передаваемых прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц, являются передаточный акт и разделительный баланс. Передаточный акт составляется при слиянии, присоединении и преобразовании. Разделительный акт - при разделении и выделении. По своему содержанию эти документы совпадают. Они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе и тех обязательств, которые оспариваются полностью или в части. Передаточный акт и разделительный баланс включаются в число необходимых сопутствующих документов, представляемых на государственную регистрацию. Их отсутствие, а также отсутствие в них положений о правопреемстве влекут за собой отказ в государственной регистрации возникших в ее результате новых организаций. Понуждая реорганизуемое юридическое лицо действовать добросовестно, законодатель устанавливает солидарную ответственность для вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в том случае, когда из разделительного баланса невозможно определить его правопреемника.

Следует иметь в виду, что при осуществлении реорганизационных процедур, как правило, происходит перемена лиц в обязательстве как в виде уступки права требования, так и перевода долга. Поэтому лица, осуществляющие данные процедуры, обязаны письменно уведомлять об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор, в случае несогласия перевода долга в результате реорганизации другому юридическому лицу, вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должником, по которому выступает реорганизуемая организация. Нужно помнить, что действующее гражданское законодательство, в зависимости от вида и организационно-правовой формы существования того или иного юридического лица, устанавливает особенности проведения реорганизационных процедур и их порядок.

За исключением реорганизации в форме присоединения возникшие в результате ее проведения юридические лица считаются возникшими с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. При присоединении к другому юридическому лицу реорганизуемые организации считаются прекратившимися с момента внесения соответствующих записей о прекращении ее деятельности путем присоединения к другой организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Действующее российское законодательство предусматривает следующие основания ликвидации юридических лиц .

Добровольная ликвидация (самоликвидация) . Осуществляется на основании добровольного решения участников (учредителей) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, если специальным законом, регулирующим порядок создания и деятельности организации соответствующего вида и организационно-правовой формы, допускается возможность передачи такого права. Следует иметь в виду, что участники (учредители) юридического лица не вправе самостоятельно заявить о добровольной ликвидации юридического лица, если он отвечает признакам несостоятельности (банкротства).

Законная ликвидация. Производится в случаях, когда гражданским законодательством, регулирующим порядок создания и деятельности юридических лиц определенного вида и организационно-правовых форм существования, или учредительными документами такой организации определен юридический факт, при наступлении которого участники (учредители) либо органы юридического лица, когда им такое право может быть передано участниками и закреплено в учредительных документах, обязаны принять решение о ликвидации и произвести ликвидационные процедуры.

К таким юридическим фактам, например, относятся:

· истечение срока, на которое было создано юридическое лицо;

· достижение целей, ради которых оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);

· ситуация, когда по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью оказалась меньше размера его уставного капитала и общество не объявило о его уменьшении и не зарегистрировало его (п. 4 ст. 90 ГК) и ряд иных.

Судебная ликвидация. Во всех случаях, кроме вышеназванных, когда инициатива исходит от третьих лиц, ликвидация юридического лица и производство ликвидационных процедур возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Судебная ликвидация может быть произведена по формальным основаниям и по основаниям нарушения организацией действующего законодательства.

Формальные основания судебной ликвидации юридического лица четко предусмотрены ГК и специальными законами, регулирующими порядок создания и деятельности организаций.

Такими основаниями могут быть, например:

· наступление юридического факта, порождающего обязанность участников (учредителей) осуществить ликвидацию организации, но они уклоняются от ее исполнения (истечение срока, на который организация создана);

· признание недействительным факта регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (единственным участником общества с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, состоящее из одного лица,- п. 2 ст. 88 ГК) и другие.

В этих случаях, в течение шести месяцев с момента государственной регистрации юридического лица, с исковым требованием о ликвидации организации могут обращаться любые заинтересованные лица, а по истечении этого срока - государственные органы или органы местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом, а также прокурор.

Факты нарушения юридическим лицом действующего законодательства устанавливаются контрольными органами исполнительной или муниципальной власти при осуществлении ими собственной деятельности. Эти нарушения могут происходить в сфере лицензионной деятельности, когда организация осуществляет ее без соответствующего разрешения либо осуществляет деятельность, запрещенную законом. В иных случаях при нарушениях в сфере налогового, таможенного, экологического, уголовного, административного, земельного и иного законодательства возможность обращения в суд с требованием о ликвидации юридического лица связана с тем, что они должны носить грубый характер либо совершаться неоднократно. Что же касается некоммерческих организаций, таких как общественные или религиозные, благотворительные или иные фонды, то обращение с требованием об их ликвидации возможно при осуществлении ими деятельности, противоречащей целям их создания, если такая деятельность носит характер систематической, а также в иных случаях, прямо предусмотренных ГК, например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 1 ч. 2 ст. 119 ГК). Обращаться с такими требованиями вправе соответствующие контрольные органы (налоговые, таможенные, санитарно-эпидемиологические, пожарной охраны, экологического контроля, антимонопольные и иные), а также прокурор.

Особой формой ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Так, юридические лица считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполняются ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения (п. 2 ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве"). В этом случае участники несостоятельной организации в лице соответствующих органов юридического лица, ее кредиторы, прокурор и другие уполномоченные лица вправе обратиться в арбитражный суд с требованием признания ее банкротом. Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, сообщают об этом в письменной форме органам государственной регистрации, которые вносят соответствующие сведения в государственный реестр юридических лиц. Затем лицо, принявшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), состав которой согласуется с органами государственной регистрации, а также устанавливает сроки и порядок ликвидации, который должен соответствовать требованиям ГК. Применяются специальные правила признания организаций несостоятельными (банкротами). Процедура банкротства имеет длительный и сложный характер и должна соответствовать требованиям законодательных актов, устанавливающих особенности ликвидации тех или иных организаций соответствующих видов и организационно-правовых форм их существования. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все права по управлению делами организации, а также право ее представления, в том числе и в суде. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации организаций, сведения о ликвидации, порядке и сроках ее проведения, месте и порядке работы ликвидационной комиссии. Срок предъявления требований к ликвидатору кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации такого объявления. Ликвидационная комиссия устанавливает дебиторов и принимает меры по взысканию с них долгов. Она также определяет кредиторов, уведомляет их об этом и об объеме обязательств перед ними, включает их в промежуточный ликвидационный баланс. Кроме этого, любое лицо, полагающее себя кредитором организации, вправе требовать включения ее в промежуточный ликвидационный баланс. В случае отказа, а также, если кредитор не согласен с размером долга, определенным ликвидатором, он вправе обратиться в суд с соответствующим требованием о включении его в промежуточный ликвидационный баланс или изменении объема долга. После истечения срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в который включаются кредиторы, признанные таковыми ликвидационной комиссией или решением суда. Также в нем должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица. Если денежных средств, находящихся на счетах организации (кроме учреждений), недостаточно для погашения долгов, ликвидатор продает иное имущество с публичных торгов по правилам, установленным для исполнения судебных решений.

После проведения этих процедур ликвидационная комиссия осуществляет выплату долгов ликвидируемой организации. Завершив расчеты с кредиторами, ликвидатором составляется окончательный ликвидационный баланс, который утверждается ее учредителями (участниками) либо органом, принявшим решением о ликвидации, и согласовывается с соответствующим органом государственной регистрации. После этого ликвидационная комиссия снимает организацию с налогового, статистического и иных видов учета, сдает документацию, в том числе бухгалтерскую, учредительные документы, средства индивидуальной идентификации в соответствующий регистрационный орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно - прекратившим существование с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикуются сведения об их прекращении путем ликвидации.

Законом установлен порядок удовлетворения требований кредиторов, включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Все кредиторы делятся на очереди, и требования последующей очереди удовлетворяются только после удовлетворения требований предыдущей очереди. Немедленно, с момента согласования промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатор начинает удовлетворять требования кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми организация несет обязательства по причинению вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Также в эту очередь удовлетворяются требования граждан при ликвидации банков или иных кредитных учреждений, которые выступали кредиторами этих юридических лиц и кредитовали их деятельность путем заключения договоров банковского вклада или банковского счета. Во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате заработной платы, выходных пособий лицам, с которыми был заключен трудовой договор (контракт), а также производятся выплаты по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются долги кредиторов, чьи обязательства были обеспечены залогом. В четвертую очередь погашаются платежи в бюджет (налоги) и внебюджетные платежи (пенсионный, дорожный и иные внебюджетные фонды). По истечении месяца после утверждения и согласования промежуточного ликвидационного баланса погашаются требования кредиторов пятой очереди. В этой очереди находятся все остальные кредиторы ликвидируемого юридического лица.

Когда имущества организации недостаточно для удовлетворения требования лиц, находящихся в одной очереди, оно распределяется между ними пропорционально размерам их требований, подлежащих удовлетворению, если иной порядок не установлен специальным законом. Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования кредитора, включенного в промежуточный ликвидационный баланс, нарушает его права или уклоняется от их удовлетворения, то он вправе обратиться в суд с соответствующим иском. По решению суда такие требования могут удовлетворяться за счет оставшегося имущества организации. Когда имущества ликвидируемой организации недостаточно, то неудовлетворенные требования считаются погашенными, так же как и требования лиц, не включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Если после расчетов со всеми кредиторами осталось имущество, то оно распределяется между участниками организации пропорционально объему их прав требования или иным образом, установленным законом для организации соответствующего вида и организационно-правовой формы существования, если иной порядок не установлен ее учредительными документами.

Возникновение юридического лица . Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида.

Можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения).

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица . Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации.

Прекращение деятельности юридического лица . Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) .

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) .

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц. В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию. В теории и правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии:

1) издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом;

2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.);

3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для данного способа характерны:



2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица;

3) организационная работа.

В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны:

1) инициативный акт учредителей;

2) организационная работа;

3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен как во всем мире, так и у нас в стране.

Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова) выделяет ещедоговорно-правовой порядок, для которого свойственны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных юридических лиц, и заключение учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.

Можно также сказать, что юридические лица создаются:

1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);

3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

Во всех случаях государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности.

Гражданский кодекс вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц. Для нее характерны: обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию; наличие Единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК РФ).

Учредительные документы наряду с законодательством согласно ст. 52 ГК РФ являются правовой основой деятельности юридического лица. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Их состав для разных видов лиц различен:

Учредительный договор для хозяйственных товариществ;

Учредительный договор и устав для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также для ассоциаций (союзов),

Устав для всех остальных организаций.

Учредительный договор – консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица и представляющий собой разновидность договора о совместной деятельности.

Он заключается только в письменной (простой или нотариальной) форме и вступает в силу, как правило, с момента его заключения.

Устав – локальный нормативный акт юридического лица, определяющий его статус и регулирующий отношения между юридическим лицом и его участниками в процессе его деятельности.

Как основополагающий правовой акт юридического лица, устав утверждается высшим органом его управления, как правило, общим собранием участников, и вместе со всеми учредительными документами подлежит государственной регистрации. Устав вступает в силу с момента его регистрации одновременно с регистрацией самого юридического лица.

Некоторые некоммерческие организации могут действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Филиалы и представительства согласно ст. 55 ГК РФ – территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа).

Предмет деятельности филиалов шире: они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) – ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими лицами. Реорганизация осуществляется по решению: учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, компетентного государственного органа (например, федерального антимонопольного комитета) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации:

Слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно),

Присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому),

Разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц),

Выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать),

Преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Правопреемство в этих случаях осуществляется в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

В этих случаях правопреемство осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов – контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ), т. е. по сути, непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК РФ). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов. Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация организации – это прекращение всех ее прав и обязанностей. При этом права и обязанности не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация организации может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей, принудительная – по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

В связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

С достижением цели, ради которой оно создано.

2) По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер:

Либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

Либо деятельности запрещенной законом;

Либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом) (статья 65 ГК РФ).

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица закреплены статьей 62 ГК РФ:

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Рассмотрим порядок ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 ГК РФ. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая установлена статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Возникновение и прекращение юридических лиц.

2. Классификация юридических лиц.

3. Некоммерческие организации.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: Проспект, 2010 г.

3.Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2011 г.
4. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

5.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"5.

6."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012)Статья 23.61. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
7.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О некоммерческих организациях" 8..Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве.М., 1947.

1. Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

Создание юридического лица (в узком смысле слова);

Государственная регистрация юридического лица, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

2. Основания прекращения юридических лиц :

добровольные , то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных

распорядительные :

По решению учредителей (участников) юридического лица;

По решению компетентного государственного органа;

По решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

. ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.



4. Виды ликвидации юридического лица:

С распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

С передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц:

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

присоединение - вливание одного юридического лица в другое;

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

выделение - выделение из юридического лица нового, юридического лица без прекращения старого;

преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

6. Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица:

Обязательное уведомление кредиторов;

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом , что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято су­дом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский коопера­тив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, свя­занные с банкротством юридического лица, урегулированы Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 ян­варя 1998 года № 6-ФЗ (с изм. на 6 июня 2000 года).

К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) про­цедуры:

Внешнее управление, осуществляемое арбитражным управляющим, ко­торый назначается арбитражным судом;

Санация, то есть оказание предприятию финансовой помощи его соб­ственником, кредиторами или иными лицами;

мировое соглашение ;

ликвидационные процедуры .

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

Невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

Установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.

§ 2. Классификация юридических лиц

1. По целям деятельности юридические лица делятся на:

коммерческие и

некоммерческие (ст. 50 ГК).

Различия между ними:

основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельно­стью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им;

прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а при­быль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, а не­коммерческие - специальной ;

Коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйствен­ных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие -в формах, предусмотренных ГК Российской Федерации и другими зако­нами.

2. В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

Вещные права (унитарные предприятия и учреждения);

Обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

Не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

3. По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:

. корпорации , создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;

учреждения - организации, не имеющие членства.



Просмотров