Понятие источников права социального обеспечения и их классификация. Виды и система источников социального обеспечения

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.

Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основ­ном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интере­сы народа.

Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государ­ства по установлению юридических норм или признанию юридиче­ских или иных социальных норм на основе познания законов эко­номического развития общества. Правотворчество является источ­ником права в материальном смысле.

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятель­ности государства, с помощью которой воля законодателя становит­ся обязательной для исполнения.

Для российского права характерно то, что основными его источ­никами являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общест­венных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Источники права социального обеспечения можно классифици­ровать по различным основаниям: 1) по степени их важности и су­бординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по источникам финансирова­ния; 7) по содержанию нормативных правовых актов.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практи­ческое значение имеет классификация источников права социально­го обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают .

По степени важности и субординации источники делятся на за­коны и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Зако­ны обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законода­тельным (представительным) органом власти РФ и её субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды.

Особое место среди них занимает основной закон государства, который называется консти­туцией. Конституция РФ является базой для всего текущего зако­нодательства в России. Действующая Конституция РФ принята пу­тём всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Следовательно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в об­ласти социального обеспечения относятся к совместной компетен­ции РФ и её субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны изда­ваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы че­ловека и гражданина. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, от­цовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается сис­тема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: кон­ституционные и текущие. К федеральным конституционным зако­нам относятся законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ.

Текущими называются федеральные законы, которые принима­ются на основе и во исполнение Конституции и федеральных кон­ституционных законов. В праве социального обеспечения они каса­ются отдельных правовых институтов.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования определённых сфер общественных отношений. Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы зако­нодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан» в ред. от 2 февраля 2006 г. Кроме того, в качест­ве кодифицированного источника можно назвать Федеральный за­кон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» в ред. от 5 марта 2004 г . В нём закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые слу­чаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

По форме акта источники права социального обеспечения де­лятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постанов­ления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяс­нения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и дру­гих субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципаль­ные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законо­дательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных фак­торов, природно-климатических условий либо с учетом субъек­тивных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, пре­старелые).

Понятие «источник права» является многозначным. Его можно исследовать в материальном, философском, юридическом и других аспектах.

В материальном смысле оно раскрывает объективные причины разработки и принятия правовых норм. Эти причины коренятся в условиях жизни общества. В юридическом смысле данным понятием обозначают способ выражения государственной воли, способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила. В этом аспекте понятие «источник права» практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права».

Под источниками права социального обеспечения понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный прецедент. Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений.

Отношения в сфере социального обеспечения имеют ярко выраженный публичный характер . Как уже отмечалось, в целях сохранения социальной стабильности общества функцию социального обеспечения принимает на себя государство. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативных правовых актов .

Следовательно, основными источниками права социального обеспечения являются нормативные правовые акты. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Согласно Конституции общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (ч. 4 ст. 15). Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Общепризнанные принципы — это основополагающие императивные нормы, т. е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН. Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права источниками права являются международные договоры РФ, а также договоры СССР, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства в качестве государства — продолжателя Союза ССР.


Международный договор — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами, либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.). Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в РФ непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенций МОТ, ратифицированных СССР или Российской Федерацией, соглашений стран СНГ по вопросам социального обеспечения и нормы других ратифицированных международных договоров.

Источниками права социального обеспечения служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, СНГ, двусторонние и многосторонние договоры РФ. В основе самой распространенной классификации нормативных правовых актов лежит их юридическая сила , которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов. По данному признаку все российские нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Среди законов особое место принадлежит Конституции. Во-первых, она обладает юридическим верховенством над всеми иными источниками права вообще. Во-вторых, она закрепляет весь комплекс социально-экономических прав человека. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство
и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие). Единого кодифицированного закона (типа кодекса), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Реформа государственной системы социального обеспечения значительно активизировала законотворческий процесс. Но ускоренная подготовка новых законов во многих случаях негативно отражается на их качестве. Новые федеральные законы характеризуются крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

Одни и те же понятия в них формулируются по-разному. Не во всех законах предусматриваются источники финансирования и механизмы реализации прав, что превращает их в декларации. Среди типичных недостатков федеральных законов следует назвать: бессистемность, противоречия, дублирование, пробелы, коллизии, большое количество отсылочных норм. Все это снижает эффективность правового регулирования и затрудняет правоприменительную деятельность. Кодифицированными законами являются Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закон об основах социального обслуживания, Закон об основах обязательного социального страхования и др.

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст. 72 Конституции координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральном и региональном уровнях.

Определенной компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Но правотворческая активность этих органов существенно ограничивается бюджетными возможностями. К их ведению относится организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, предоставление денежной и натуральной помощи малоимущим лицам и др.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст. 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи, утверждается величина прожиточного минимума, закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей, определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы. На региональном уровне к числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов РФ, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения.

На территориальном уровне к источникам права социального обеспечения относятся акты местных органов самоуправления. Такие акты предусматривают дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан на соответствующей территории. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по юридической силе, по видам общественных отношений, регулируемых ими, по субъектам отношений по социальному обеспечению, а также в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц . Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью специальных законов и норм, которыми устанавливаются дополнительные права, преимущества или изъятия. Ряд вопросов социального обеспечения регулируется указами Президента РФ.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения. Постановления Правительства РФ также координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов
и указов Президента РФ и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь. Нормативные правовые акты федеральных министерств занимают следующую ступень в иерархии источников права социального обеспечения на федеральном уровне. Это прежде всего постановления Министерства труда и социальной защиты России, которое осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам социального обеспечения. Продолжают также действовать постановления бывшего Минтруда России, в соответствии с которыми в ряде случаев производятся социальные выплаты либо предоставляются социальные услуги.

К числу источников относится также целый ряд нормативных правовых актов СССР, которые продолжают действовать в части, не противоречащей действующему российскому законодательству. В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты , принимаемые непосредственно в организации, в том числе локальные нормы, включаемые в коллективные договоры. Они имеет ограниченную сферу действия, т. к. распространяются только на работников конкретной организации. В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами , содержащими общеобязательные правила поведения.

Вопрос об отнесении коллективного договора к источникам права социального обеспечения представляется спорным. Однозначно определить отраслевую принадлежность отношений, возникающих на основе коллективных договоров, с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Пока масштабы этого явления незначительны. Ситуация может измениться в результате реформы льготного пенсионного обеспечения и перевода досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда (вредными, тяжелыми), работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в профессиональные пенсионные системы.

Государство будет регламентировать основные условия профессионального пенсионного обеспечения (ставки взносов, продолжительность страхового стажа и др.) и контролировать их исполнение. При этом положения, касающиеся приобретения права на пенсию в конкретных отраслях, производствах и профессиях, будут фиксироваться в территориальных или отраслевых соглашениях, в коллективных договорах. Их правовая природа требует глубокого научного анализа, для которого пока нет необходимых данных, поскольку федеральный закон о профессиональных пенсионных системах еще не принят.

Судебная практика официально не признается источником российского права. Вместе с тем, следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Правда, это относится не ко всем актам Конституционного Суда, а только к его решениям в форме постановлений. Они принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим.

Постановления Конституционного Суда России являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решения Конституционного Суда по конкретному делу имеют общий характер, т. е. распространяются на всех граждан РФ, попавших в аналогичную ситуацию, подлежат применению до внесения необходимых изменений в законодательство, являются императивными.

Нельзя не отметить особое значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ для правоприменительной практики, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях. Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства.

В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Правоотношения в сфере социального обеспечения

Правоотношения в сфере социального обеспечения представляют собой определенную общественную связь между гражданами, с одной стороны, и органами государства (либо иными уполномоченными органами), осуществляющими социальное обеспечение на основе правовых установлений, — с другой. Правоотношения в сфере социального обеспечения по своей сущности являются распределительными.

Правоотношение по социальному обеспечению — это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

В системе правоотношений права социального обеспечения центральное место занимают материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социальных рисков в денежных средствах, медицинских или социальных услугах.

С учетом особенностей формы удовлетворения потребностей их можно разделить на две группы:

По предоставлению денежных выплат;

По оказанию бесплатных (или частично платных) для потребителя медицинских или социальных услуг.

Указанные правоотношения являются имущественными, поскольку в качестве их объектов выступают материальные блага, имеющие стоимостное выражение.

С юридической точки зрения эти правоотношения представляют собой публично-правовые обязательства. В силу этих обязательств одна сторона (физическое лицо или семья) имеет право получить конкретный вид социального обеспечения (пенсию, пособие, медицинскую услугу) при наступлении установленного законом социального риска, а другая (государство в лице его органов или иных организаций, действующих по его поручению) обязуется их предоставить. Это означает, что имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государство или иные организации, действующие по поручению государства. Таким образом, через активную правоприменительную деятельность государственных органов или учреждений, а также негосударственных организаций, выполняющих возложенные на них государственные функции, реализуются субъективные права физических лиц, пострадавших от социальных рисков.

Важно, что права и обязанности сторон рассматриваемых правоотношений не могут быть изменены ни по взаимному соглашению, ни в одностороннем порядке. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма правоотношений, рамки договорной свободы поведения сторон жестко ограничены законом. В частности, договор на медицинское обслуживание заключается на базе типового договора, утвержденного Правительством РФ и содержащего все необходимые условия, отступление от которых не допускается. Это объясняется спецификой медицинских услуг и прямой заинтересованностью государства в сохранении общественного здоровья населения, а также целевым характером государственных средств на медицинскую помощь и осуществление федеральных программ по профилактике социально опасных заболеваний.

В этом состоит одно из существенных отличий правоотношений по социальному обеспечению от гражданских правоотношений, где субъекты сами определяют их содержание в допустимых законом пределах (например, на получение дополнительных медицинских услуг). Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются публично-правовыми обязательствами, возникающими между государственными органами (учреждениями) или негосударственными организациями, действующими по поручению государства, и физическими лицами, утратившими трудовой доход или внутрисемейное содержание в результате наступления установленных законом социальных рисков.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения классифицируются:

На пенсионные;

По поводу пособий и компенсационных выплат;

По поводу социального обслуживания.

Данная классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объектах, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Например, пенсионные правоотношения классифицируются, в свою очередь, в зависимости от вида самой пенсии.

Это пенсионные правоотношения в связи:

С пенсией по старости;

Пенсией по инвалидности;

Пенсией по случаю потери кормильца;

Пенсией за выслугу лет;

Социальной пенсией.

Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был бы наделен субъективным правом на получение всех либо нескольких видов социального обеспечения. В то же время при наличии соответствующих юридических фактов гражданин может быть субъектом одновременно в нескольких параллельно существующих правоотношениях (например, в правоотношениях по временной нетрудоспособности, в правоотношениях по поводу медико-социальной помощи и лечения и т. п.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения, по объекту, по содержанию, по сроку действия и по основаниям возникновения.

По срокам действия материальные правоотношения можно объединить в три группы:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (по поводу единовременных пособий);

Правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся — 23 лет; по обеспечению пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.);

Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, по инвалидности; в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; по выплате пособий по безработице — не более 12 месяцев
в течение 18 месяцев или не более 24 месяцев в течение 36 месяцев).

Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является физическое лицо (либо семья). Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Однако это вовсе не означает, что человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта любого из правоотношений по предоставлению трудовых пенсий, пособий или бесплатных медицинских услуг.

С момента рождения каждый обладает лишь общей отраслевой правоспособностью. Наличие этого вида правоспособности необходимо для получения тех видов социального обеспечения, которые не обусловлены трудовой деятельностью. Специальной трудовой правоспособностью обладают только лица, осуществляющие трудовую деятельность в отношении тех видов обеспечения, которые обусловлены такой деятельностью.

Таким образом, в праве социального обеспечения отсутствует единая для всех отраслевая правоспособность. Обладая общей или специальной правоспособностью, физическое лицо при наступлении социального риска реализует свое субъективное право на тот или иной вид обеспечения в конкретном правоотношении. Вторым структурным элементом содержания правосубъектности выступает категория дееспособности физических лиц, которая наступает по достижении установленного законом возраста.

Особенность правоотношений по социальному страхованию состоит также в том, что инициатором их возникновения является лишь один субъект — физическое лицо (правообладатель), так как законом установлен заявительный порядок реализации права на любой вид трудовых пенсий, пособий и бесплатных медицинских услуг. Без волеизъявления лица субъективное право не будет реализовано и останется в потенциальном состоянии.

При обращении к государственному органу (учреждению) или иной компетентной организации заинтересованный субъект должен представить необходимые доказательства, подтверждающие наличие у него права на конкретный вид трудовой пенсии или пособия. За представление ложных сведений он может быть привлечен к различным видам ответственности, включая уголовную, поэтому в поведении активного субъекта правоотношений — физического лица использование сочетается с соблюдением.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, по бесплатному или льготному протезированию, по содержанию детей в домах ребенка, детских приютах, интернатах и других детских учреждениях). Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы или учреждения. К их числу относятся: территориальные органы социальной защиты; учреждения социального обслуживания; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения (приюты, интернаты и т. п.).

Реализации материальных правоотношений способствуют процедурные правоотношения по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, степени и причины инвалидности и пр.) и принятию решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителя с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но и несет обязанности по предъявлению необходимых доказательств его наступления.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение. Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке. При этом возникают административно-процессуальные и гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Выделяют три группы таких отношений:

1) отношения по установлению юридических фактов (например, факта инвалидности, временной нетрудоспособности, нуждаемости в транспортном средстве или средстве передвижения и др.). Установление этих юридических фактов является объективной предпосылкой для возникновения материальных отношений;

2) процедурные отношения, связанные с принятием компетентным органом решения и применением нормы права (например, о назначении пенсии, направлении в дом-интернат, предоставлении транспортного средства инвалиду и т. п.);

3) отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решения органа или должностного лица граждане могут в административном или судебном порядке.

Регулируются эти отношения нормами нескольких отраслей права, в частности административного и гражданско-процессуального. Объект данного вида отношений не материальное право, а определенное юридическое действие. Основанием возникновения этих отношений является, как правило, обращение гражданина, направленное на реализацию или защиту права на тот или иной вид социального обеспечения. Содержание процедурных и процессуальных правоотношений — это совокупность права гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанности такого органа принять его.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения (юридическим фактам) законодатель относит специфические жизненные обстоятельства. Это, как правило, события, т. е. такие обстоятельства, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. К юридическим событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности или инвалидности; безработица; необходимость в транспортном средстве или средстве передвижения и т. д. Кроме того, юридические факты в сфере социального обеспечения включают юридические действия (например, обращение за пенсией, обращение за пособием и др.).

Возникновение, изменение и прекращение материальных правоотношений по социальному обеспечению зависят в большинстве случаев от наступления сложного юридического состава. Изменение существующих правоотношений (содержания прав и обязанностей или их объема) также чаще происходит при наличии сложного юридического фактического состава. Например, сложный состав — увеличение продолжительности страхового стажа, обращение пенсионера в орган социальной защиты за перерасчетом пенсии, принятием решения о повышении размера пенсии с учетом новых обстоятельств — влечет за собой изменение объема прав субъекта пенсионного правоотношения по выплате трудовой пенсии по старости.

Правопрекращающими юридическими фактами могут быть как единичные факты (смерть), так и сложные составы.

Источники ПСО – это правовые формы выражения и закрепления соответствующих правовых норм в нормативно – правовых актах, которые нацелены на правовое регулирование отношений, составляющих предмет ПСО. В настоящее время источники классифицируют по 5 основаниям :

1.По юридической силе (законы и подзаконные акты);

2.По сфере действия (общефедеральные, НПА субъектов РФ, муниципальные, локальные, отраслевые);

3.По субъектам правотворчества (ГД, Президент, Правительство,министерства и ведомства и др.);

4.По форме НПА (законы, указы, распоряжения, постановления, приказы, разъяснения и др.);

5.По правовым институтам (пенсионные, по обеспечению пособиями, по предоставлению соцуслуг и др.).

Система источников ПСО основана на принципе иерархии (т.е. соподчинения нижестоящих НПА вышестоящим). Система состоит из соответствующих уровней (звеньев).

Первое (высшее) звено (федеральный уровень) составляют нормы международного права (МД, соглашения, ратифицированные конвенции и др.), которые, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью национально – правовой системы и превалируют над отечественными правовыми нормативами. Сюда относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован 18.09.1973 г.), Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», Конвенция МОТ № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» и др. Кроме того, источниками международного права по вопросам соцобеспечения являются НПА, заключаемые странами СНГ. Так, 13.03.1992 г. было заключено первое соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения».

Второе звено (федеральный уровень) составляют НПА РФ (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, Основы законодательства, законы РФ).

Так, Конституция РФ является базовым источником ПСО. РФ, согласно ст. 7 Конституции РФ, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, провозглашается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и др. Ст. 38 Конституции РФ декларирует, что под защитой государства находятся семья, материнство, отцовство, детство. Каждому гарантируется соцобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др. законных случаях (ст. 39). Ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому на охрану здоровья и соответствующую медицинскую помощь. Среди ФЗ следует отметить: ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15.12.2001 г.); ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17.12.2001 г.); ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15.12.2001 г.); ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (от 19.05.1995 г.); Закон РФ «О занятости населения в РФ» (от 19.04.1991 г.); ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (от 24.07.1998 г.); ФЗ «О ветеранах» и другие.

Третье звено (федеральный уровень) составляют Указы Президента РФ по вопросам соцобеспечения. Они призваны восполнить пробелы в законодательстве. К примеру, Ук. Пр. РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (от 7.05.2012 г. № 598).

Четвёртое звено (федеральный уровень) составляют постановления Правительства РФ (ПП РФ), которые устанавливают порядок практической реализации НПА в сфере соцзащиты, а также прописывают дополнительные меры такой защиты для отдельных категорий населения. К примеру, ПП РФ «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» (от 6.02.2012 г. № 98).

Пятое звено (федеральный уровень) включает в себя акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), т.е. соответствующих министерств, ведомств. К ним, в частности, относятся: Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка содействия руководителем медицинской организации (её подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача» (от 26.04.2012 г. № 407 н); Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (от 26.04.2012 г. № 406 н);Положение о доме ребёнка (от 12.04.2012 г. № 344 н); Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями»(от 5.05.2012 г. № 521 н); Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях» (от 31.01.2012 г. № 69 н) и др.

Шестое звено (региональный уровень) включает НПА субъектов РФ по вопросам соцобеспечения (региональные законы, постановления глав региональных администраций). Конституция РФ (ч. 2 ст. 76) предусматривает право (и обязанность) принятия нормативно – правовых актов субъектами РФ (по предметам совместного ведения), которые, в свою очередь, призваны конкретизировать и устанавливать повышенные (дополнительные) меры социального обеспечения в своих регионах.

Седьмое звено (муниципальный уровень) включает акты ОМС по вопросам соцобеспечения.

Восьмое звено (локальный уровень) включает акты конкретных организаций (например, коллективные договоры), в которых конкретизируется и устанавливается более высокий уровень соцобеспечения трудящихся.

8.Обязательное социальное страхование (далее ОСС): понятие, принципы

Соц. страхование – система экономических и организационных мер, определяемых государством, направленных для компенсации (минимизации) последствий изменений материального и (или) социального положения лиц, при наступлении социальных рисков, подлежащих ОСС (профзаболевание, инвалидность, болезнь, потеря кормильца, беременность и роды, старость, мед. помощь и др.). Система современного ОСС включает такие виды страхования, как пенсионное, медицинское, социальное страхование, финансовую основу которых составляют централизованные государственные внебюджетные фонды (ФСС, ПФР, ФОМС).

Принципы ОСС определены в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Среди них :

а) устойчивость финансовой системы ОСС;

б) всеобщий обязательный характер СС, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

в ) государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика;

г) государственное регулирование системы ОСС;

д) паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

е) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ж) ответственность за целевое использование средств ОСС;

з) обеспечение надзора и общественного контроля в данной сфере;

и) автономность финансовой системы ОСС.

План лекции:

Целью изучения данной темы является усвоение комплекса знаний законодательства о социальном обеспечении. Исходя из этого, основными задачами являются:

Раскрыть понятие источников социального обеспечения.

Определить классификацию источников социального обеспечения.

Определить источников по юридической силе, по сфере их действия и по кругу лиц.

1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Из общей теории прав мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Для права КР характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократные применения.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. см. Законодательство

В источниках права социального обеспечения КР отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты право социального обеспечения отменяется или изменяется, дополняется либо применяется новая, более прогрессивные, соответствующие к рыночным отношениям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1)по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявший нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правам институтам.

По среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательство в сфере социального обеспечения. Закон обладает вышей юридической силой и имеет приоритет по сравнению с другими нормативными актами. Это объяснятся тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти КР и ее субъектов. По Конституции КР вопросы регулирования отношении в области социального обеспечения относится совместной компетенции КР и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон КР - это Конституция КР, которая была принята в результате референдума, см. Законодательство.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятое, см. Законодательство, постановлением ЖК. Следует отметить, что основными положениями Декларация получили законодательные закрепления в Конституции КР.

В КР охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнство, отцовство и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается от системы социальных служб, устанавливается государственной пенсией, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция КР декларирует, что права и свободы человека и гражданина является непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции КР изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства КР «Об охране здоровья граждан», см. Законодательство.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента КР, постановление и распоряжение Правительство КР, постановления, разъяснения Минтруда КР, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на обшегосударственные, республиканские в составе КР и других субъектов КР (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательство о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условиях, либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляется права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписании соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляет международный договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с Конституции КР общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры КР является составной частью ее правовой системы. Если международным договором КР установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать вышей юридической силой по отношению к законам КР. Сюда относятся нормы международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован, см. Законодательство. Важное место отводится Всеобщей декларации права человека.

К первой группе источников также относится Конвенции МОТ. Например, Конвенция №117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляются важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматриваются в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция №118 «О равноправии социального обеспечения» (1962 г.)

Важное значение, кроме конвенции, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендации №167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашения, заключаемые странами СНГ, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государство СНГ в др. Правовое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения», заключено, см. Законодательство. В соответствии с этим Соглашением государство - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государство закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсии на территории бывших республик и реализует это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государство СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения.

Так, например, двухстороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством КР, вступило в силу, см. Законодательство. Можно также назвать Соглашение между Правительством КР и Правительством Республики Казахстан, а также Правительством Российской Федерации о социальных гарантиях гражданам этих стран.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы КР. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция КР. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию КР как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст., см. Законодательство.

Важное место отводится Основам законодательства КР «Об охране здоровья граждан», см. Законодательство. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получения различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующей весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах КР, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента КР в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы государственных законов (например, Указ Президента КР «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» или Указ Президента КР «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления, см. Законодательство.).

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительство КР, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в КР: например, постановление Правительства КР «ОБ утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; постановление Правительства КР, которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» см. Законодательство ; постановление Правительства КР «О приемной семье»; постановление Правительство КР «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования КР» и др.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социальной защиты КР (Минтруд), так как оно является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда КР см. Законодательство, а также постановление Минтруда КР см. Законодательство «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Минобразования КР см. Законодательство , утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством», приказом Государственного комитета по миграции и занятости см. Законодательство , утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам и др.

На современном этапе развития нашего государство, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией КР по предметам совместного ведения кроме нормативных актов государство издаются акты субъектов КР. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с государственными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты: Указ Президента Кыргызской Республики см. Законодательство, «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»; постановление администрации «Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемая сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты»; постановление главы администрации «О предоставлении льготных бытовых услуг» и др. К локальным источникам также следует отнести коллективные договоры конкретных организаций.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных актов, регулирующих общественные отношения:

1) по пенсионному обеспечению граждан;

2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения.

Контрольные вопросы

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

3. Являются ли источниками права социального обеспечения международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обеспечения постановления и определения Жогорку Кенеша КР? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Верховного Суда КР по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспечения локальные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социального обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции КР закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция органов местного самоуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспечения, кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента КР в регулировании отношений по социальному обеспечению? Приведите примеры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?



Просмотров