Понятие и классификация должностей государственной службы. Понятие и статус должности

§ 3. Понятие и классификация государственных должностей

При определении административно-правового статуса государст­венных служащих особо важное значение имеет правильное понима­ние правового значения и классификации государственных должнос­тей государственной службы.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установлен­ном порядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта ор­ганизационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных ор­ганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответст­венностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответст­вии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Без­опасности, Администрация Президента и его полномочные представи­тели, дипломатические представители Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях, Счетная пала­та, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченно­го по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, сек­ретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимаю­щего должность на постоянной основе, а также территориальные орга­ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, осно­вополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ за­мещения должности, присвоение квалификационного разряда, пре­кращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государст­венной службе и повышения эффективности кадровой политики в го­сударственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими раздела­ми Реестра государственных должностей государственной службы Рос­сийской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения ис­полнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депута­тов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.


* СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяют­ся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требова­ния к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного слу­жащего соответствующего профессионального образования для испол­нения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обя­занностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных ор­ганов.

Квалификационные требования к служащим, замещающим госу­дарственные должности государственной службы, включают сле­дующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности го­сударственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равноценным, с до­полнительным высшим профессиональным образованием по специа­лизации государственных должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности фе­деральной государственной службы или претендующих на их замеще­ние, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государст­венной службы на должностях, отнесенных к старшим государствен­ным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необхо­димые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.


В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федераль­ной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и за­конов субъектов Федерации применительно к исполнению соответст­вующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливать­ся и другие требования.

Прежде чем говорить о классификации должностей государственной гражданской службы, необходимо отметить характерные существенные особенности самого понятия «должность государственной гражданской службы», поскольку в различных источниках оно часто отождествляется с понятием «государственная должность».

Под государственной должностью Российской Федерации (субъекта РФ) понимается должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами (конституциями, уставами, законами субъекта РФ) для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственных органов субъекта РФ). Такие должности не входят в состав государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими.

Должность федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ) - это должность, учреждаемая федеральным законом или указом Президента РФ (законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ) в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ).

Таким образом, главной целью учреждения должностей гражданской службы становится практическое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти, решения их задач на основе принципов и положений, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ.

Если же рассматривать существенное содержание должности гражданской службы, то она представляет собой штатную единицу, предусмотренную в структуре аппарата государственного органа для обеспечения выполнения задач и функций государственного органа или обеспечения его аппарата, либо деятельности лица, замещающего соответствующую государственную должность, включенную в реестр должностей федеральной государственной службы и реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета.

Представленное определение должности не содержится в нормативных актах, регулирующих государственную службу. Оно разрабатывается различными правоведами на основании принципов и норм федеральных законов № 58-ФЗ и № 79-ФЗ. Однако, вопрос о классификации должностей законодателем проработан весьма тщательно, что позволяет перейти к его изучению.

Классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным структурам в зависимости от служебной роли в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года должности гражданской службы делятся по трем основаниям на категории, группы и классные чины.

Правда, помимо указанной классификации можно представить и другие, основанные на самом явлении государственного управления:

  • 1) По уровням государственного управления должности гражданской службы делятся на должности федеральной государственной гражданской службы - эти должности отражаются в реестре должностей федеральной государственной службы, и должности государственной гражданской службы субъекта РФ - эти должности отражаются в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.
  • 2) По ветвям власти, осуществляемой государственным органом, в котором учреждена данная должность, она может присутствовать в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.

Данные критерии отражают внешний атрибут должностей - их местонахождение в системе государственной гражданской службы. Если же говорить о внутренней классификации, то она предполагает их распределение по различным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении. И здесь мы обращаемся к федеральному законодательству и приводим два основания, отмеченные в статье 8.4. Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и в статье 9.1. Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»: должности подразделяются на категории и группы.

Разделение должностей по категориям и группам возможно за счет наделения их различными объемами полномочий и обязанностей, что позволяет выстраивать управленческую вертикаль, где показателем относительной важности должности является классный чин гражданской службы. Такая система отражает карьерный тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. На его карьере построена организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным правилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.

Для определения существенных признаков категории или группы должностей (помимо полномочий) используется понятие квалификационных требований к кандидату, претендующему на ту или иную должность, причем, естественно, что для более высокой должности характерно наличие и более высоких требований.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

  • 1) к уровню профессионального образования;
  • 2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. государственный должность федеральный закон

Другие требования к должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также нормативными актами государственных органов - в отношении гражданских служащих этих государственных органов.

Классификация должностей государственной гражданской службы находит свое отражение в указанных выше реестрах должностей РФ или субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные но государственным органам, категориям, группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона о государственной гражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы.

По закону № 79-ФЗ должен быть составлен Сводный реестр должностей гражданской службы РФ, образующийся из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ, но работа над ним еще ведется.

В отличие от норм закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 года, где государственные должности подразделялись на три категории «А», «Б», и «В», во второй главе Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • 1. Руководители.
  • 2. Помощники (советники).
  • 3. Специалисты.
  • 4. Обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы всех категорий имеют много общих признаков: это первичные, низовые, неделимые, структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов, которые включаются в государственный штат.

  • 10.Субъекты ап: понятие, виды, элементы правового статуса. Субъекты а правоотношений.
  • 11.Понятие и признаки органов ив.
  • 13.Полномочия президента рф в сфере ив
  • 14.Административно-правовой статус Президента рф
  • 15.Правительство рф: место в системе органов ив, полномочия, акты, порядок принятия решений
  • 16.Правительство рф: порядок формирования, состав, формы работы
  • 17.Система и структура федеральных органов ив (фоив): понятие, состояние и проблемы
  • 18.Федеральное мин-во, федеральная служба, федеральное агентство: понятие, особенности, виды и состав
  • 19.Система органов ив субъектов рф (на примере ак):понятие, состояние и проблемы
  • 20.Правовой статус Администрации ак
  • 21.Территориальные органы ив: понятие, особенности и виды
  • 3.По территории действия
  • 4.В зависимости от руководства другими территориальными органами
  • 22.Административно-правовой статус юр.Лиц: понятие, элементы, общая характеристика
  • 23.Административно-правовй статус гражданина: понятие, элементы, общая характеристика
  • 23.Административно-правовй статус гражданина: понятие, элементы, общая характеристика
  • 24. Административно-правовй статус общественных объединений: понятие, элементы, общая характеристика
  • 25.Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 29.Внесудебный порядок рассмотрения обращений граждан в рф
  • 30.Государственная служба рф: понятие, система
  • 32.Принципы гос.Службы: понятие,виды,содержание
  • 33.Должность государственной службы:понятие, признаки и классификация
  • 34.Должность государственной гражданской службы: понятие, особенности, категории и группы
  • 35.Государственный служащий: понятие, признаки и виды
  • 36.Административно-правовой статус государственного гражданского служащего: понятие, элементы, общая характеристика
  • 37.Административная реформа в рф: понятие, состояние, перспективы и проблемы
  • 38.Правовые акты управления: понятие, особенности, виды и предъявляемые требования
  • 39.Административный договор: понятие, признаки, виды
  • 40.Понятие, особенности и классификация мер административно-правового принуждения
  • 41.Понятие и основные черты административной ответственности
  • 42.Законодательство об а правонарушениях: задачи, принципы действия, предметы ведения рф и субъектов рф
  • 43.Понятие, признаки и виды а правонарушения
  • 44.Юридический состав а правонарушения: понятие, элементы, общая хар-ка
  • 45.Понятие, цели и классификация а наказаний
  • 46.Система а наказаний: понятие, особенности и элементы
  • 47.А наказания, назначаемые в отношении фл
  • 48.А наказания, назначаемые в отношении фл и юл
  • 49.Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об а правонарушениях
  • 50.Общие правила назначения а наказания
  • 51.Административный процесс: понятие, особенности, виды
  • 52.Административная юрисдикция: понятие, основные черты, виды
  • 53.Понятие и правовой статус участников произв-ва по делу об а правонарушении.
  • 1.Заинтересованные в исходе дела:
  • 54.Предмет доказывания в произв-ве по делу об а правонарушении.
  • 55.Меры обеспечения произв-ва по делу об а правонарушениях: понятие, особенности, виды
  • 56.Произв-во по делам об а правонаруш.:понятие, особенности, виды, стадии
  • 57.Возбуждение произв-ва по делу об а правонарушении: понятие, поводы и основания
  • 58.Протокол об а правонарушении: понятие, содержание, сроки составления, направление для рассмотрения
  • 59.Рассмотрение дела об а правонарушении: понятие и этапы
  • 60.Пересмотр постановлений и решений по делам об а правонарушениях
  • 61.Исполнение постановлений о наложении а наказания: понятие и этапы.
  • 62.Понятие и способы обеспечения законности в деят.Органов ив
  • 63.Административно-правовое регулирование в сфере промышленности и энергетики
  • 64. Административно-правовое регулирование в сфере сельского хоз-ва
  • 65. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и соц.Развития
  • 66. Административно-правовое регулирование в области обороны гос-ва
  • 67. Административно-правовое регулирование в области безопасности страны
  • 68. Административно-правовое регулирование в области внутренних дел
  • 33.Должность государственной службы:понятие, признаки и классификация

    Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий длявыполнения им должностных обязанностей.

    Особенности (признаки) должности гос.службы:

      Круг наименований очерчен соответсв.реестрами

      Для определения объема полномочий использ-ся номативное деление должностей на группы, а также по каждой должности предусмотрено звание определенного вида и ранга

      Оплата труда по должности проводится за счет бюджета соответствующего уровня

    Иногда в науке говорят о гос.должности в широком понимании как о должности, которая м.б.учреждена в органах власти и связана с очущ.полномочий

    Признаки гос.должности в широком понимании:

      Должность - структурная единица гос.органа

      Учреждается в уставном порядке

      Устанавл-ся круг обязанностей, соответствующий полномочиям органа

      Устанавл-ся ответств.за неисполнении/ненадлежащее исполнение установленных обзанностей

    Виды:

    1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов . Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

    2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими . К их числу относятся:

    а) должности федеральной государственной гражданской службы;

    б) воинские должности;

    в) должности правоохранительной службы.

    3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы . На лиц, замещающих такие должности, т.е. "негосударственных служащих", действие Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

    34.Должность государственной гражданской службы: понятие, особенности, категории и группы

    федеральная государственная гражданская служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

    Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. <*> вместо ранее существовавшего деления на две категории ("Б" и "В") установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории : руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

    К категории "руководители " относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

    К категории "помощники (советники)" относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

    К категории "специалисты" относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    К категории "обеспечивающие специалисты" относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    Ранее применявшийся принцип деления должностей государственной службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован и при делении должностей федеральной государственной гражданской службы.

    Требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности включают:

    Для высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

    Для главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

    Для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

    Для старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

    В число требований к уровню образования входит : наличие высшего профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы; наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы.

    • Государственная служба в системе власти и государственного управления
      • Концепция дихотомии государственной власти
      • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
      • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
    • Теоретико-методологические основы государственной службы
      • Общенаучные подходы к теории государственной службы
        • Структура теории и методологии государственной службы
      • Понятие «государственная служба»
      • Характер государственной службы
        • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
    • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
      • Государственная служба как социальный институт
      • Государственная служба как правовой институт
      • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
        • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
    • Система государственной службы Российской Федерации
      • Сущность и структура системы государственной службы современной России
      • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
    • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
      • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
      • Структура и особенности федеральной государственной службы
      • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
        • Государственная служба федеральной исполнительной власти
        • Государственная служба судебной ветви власти
    • Государственная служба субъектов Российской Федерации
      • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
      • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
      • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
        • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
        • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
    • Государственный служащий: понятие, классификация
      • Государственный служащий: понятие, признаки
      • Классификация государственных служащих Российской Федерации
    • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Должности государственной службы: понятие
        • Признаки государственной должности
      • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
        • Квалификационные требования к должностям
      • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
    • Прохождение государственной гражданской службы
      • Теоретические основы прохождения государственной службы
      • Основные типы процесса прохождения государственной службы
      • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
        • Организация прохождения государственной службы
    • Социальный и правовой статус государственного служащего России
      • Статус государственного служащего: понятие и классификация
      • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
      • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
        • Основные обязанности гражданского служащего
        • Ограничения, связанные с гражданской службой
        • Запреты, связанные с гражданской службой
    • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
      • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
      • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
    • Управление государственной службой
      • Концептуальные основы управления государственной службой
        • Субъекты и объекты управления
      • Система управления государственной службой Российской Федерации
        • Федеральный уровень управления
        • Уровень управления субъектов РФ
      • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
    • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
      • Теоретические основы реформирования государственной службы
      • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
      • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
      • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
      • Теоретические основы государственной кадровой политики
      • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
      • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
    • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
      • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
      • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
        • Объекты государственной кадровой политики
    • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
      • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
      • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
        • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
        • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
        • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
    • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
      • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
      • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
      • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
    • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
      • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
      • Кадровая служба государственного органа
    • Формирование кадрового состава гражданской службы
      • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
      • Теоретические и организационные основы отбора персонала
      • Способы замещения государственных должностей
    • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
      • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
        • Методика оценки персонала государственной службы
      • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
      • Аттестация на гражданской службе
        • Квалификационный экзамен гражданских служащих
    • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
      • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
      • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
      • Особенности формирования резерва управленческих кадров
        • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
    • Управление служебно-деловой карьерой
      • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
        • Продвижение по службе
      • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
        • Кадровые технологии
      • Факторы служебного роста
    • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
      • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
      • Организация дополнительного профессионального образования
      • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
    • Коррупция в органах государственной власти
      • Сущность коррупции как социального явления
        • Аспекты коррупции
      • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
        • Формы проявления коррупции
      • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
      • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
    • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
      • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
      • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
      • Принцип служения государству и обществу
      • Нравственные проблемы государственных служащих
    • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
      • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
        • Государственная гражданская служба в Великобритании
        • Государственная гражданская служба во Франции
        • Государственная гражданская служба в ФРГ
      • Управление государственной службой в зарубежных странах
      • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
        • Кадровая политика на государственной службе во Франции
        • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
        • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
      • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
    • Опыт государственной службы и кадровой политики России
      • Государственная служба в царской России
      • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
      • Государственная служба в партийно-советский период

    Должности государственной службы: понятие

    Любую организационную структуру невозможно представить без людей и должностей. Возникновение должностей обусловлено историческими качественными изменениями в процессе постепенного профессионального и квалификационного разделения и кооперации труда, в том числе управленческого.

    В профессионально-квалификационной сфере управленческого труда на уровне государства и общества отражаются, с одной стороны, степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области, с другой - специфика управленческого труда по уровням в управленческой иерархии. В этом первооснова происхождения такого социального явления, как должность.

    Происхождение термина «должность» связано с понятием категории «долг». В ходе исторического развития долг из нравственной категории превратился в правовую и социальную. Долг рождает состояние долженствования субъекта, т.е. необходимости, нужности его существования и обязательности действий в целях нормального развития общества и государства.

    Научное понятие должности разнопланово и вариативно. Данной проблемой занимаются многие ученые, главным образом юристы и социологи 1 Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. Литвинов И.П., Литвинов И.И., Меньчуков А.В. Стиль исполнения управленческой должности. М., 2003. . Поэтому определение должности можно встретить в юридической и социологической литературе. Юристы, как правило, раскрывают содержание должности через совокупность обязанностей, полномочий, ответственности . Должность ими рассматривается исключительно как организационно-правовая категория.

    Соглашаясь с данным подходом, следует вместе с тем сказать, что в данном случае фиксируется лишь статусный характер должности, но теряется ее социальная сущность, которая выражается через ее ролевое определение. При таком подходе должность следует определить как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в государственных и негосударственных органах, организациях, учреждениях, предприятиях в целях реализации определенных профессиональных функций. Именно так рассматривают содержание должности многие социологи.

    Наряду со сказанным существуют и другие, менее обоснованные определения должности:

    • учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица;
    • оформленный результат осознания социальной роли личности в конкретной организационной структуре гражданского общества или государства;
    • основной, первичный элемент организации общественной, производственной или управленческой деятельности, основанный на разделении и последующей кооперации труда личностей, реализующих определенные социальные роли;
    • основной и неделимый компонент системы деятельности, определяющий объем, содержание и функцию этого компонента в деятельности системы;
    • объективированная форма труда с заданным функционалом - функционалом должности;
    • место в иерархически структурированной социальной системе.

    Система должностей формирует строго ранжированные, статические отношения в организации. Люди, занимая должности, придают организационной структуре динамический характер, превращая ее в живой социальный организм.

    Должность определяет цели и задачи, объем и структуру функций работников при замещении той или иной должности. При этом должность является независимой от человека, ее замещающего. Лицо, прекращающее исполнять функции и компетенцию должности, перестает быть должностным лицом. Но он не теряет при этом своей специальности и квалификации. В этом состоит различие между должностью, специальностью и квалификацией.

    Должность требует для своего замещения необходимой специальности и специализации работника, опыта работы. Суть должностных отношений, таким образом, состоит в единстве и соответствии функций и компетенции должности, с одной стороны, и профессиональной специализации и компетентности должностного лица - с другой. Все должности являются служением или работой кому-то или в чью-то пользу.

    Классификация должностей. В зависимости от характера служения должности делятся на государственные, производственные и общественные. По виду деятельности (функционально) они могут быть управленческие и неуправленческие (хозяйственные, социально-обеспечивающие и др.).

    Управленческая должность - это основной, первичный элемент структуры органа управления, предназначенного для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности. Полномочия, объем и содержание управленческой должности определяют ее функции, закрепленные нормативно и связанные с распоряжением, организацией, координацией и контролем деятельности лиц, занимающих производственные, социально-обеспечивающие, хозяйственные и иные должности. Управленческие должности характерны для государственной службы, прежде всего гражданской, хотя и ни одна негосударственная организация или фирма не обходятся без своих управленческих структур, включающих в себя управленческие должности.

    Государственная должность - это юридически установленный, организационно оформленный и профессионально обоснованный первичный структурный элемент системы государственной власти. В отличие от должности вообще эта должность имеет свою точную принадлежность - органы государственной власти и управления.

    Государственные должности образуют систему формальных связей и отношений в государстве. Они являются системообразующим элементом любого органа государственной власти и предназначены для обеспечения согласованной и скоординированной деятельности политиков и государственных чиновников, распределения и упорядочения их деятельности по полномочиям, содержанию, уровню ответственности. Государственная должность является одной из важнейших форм специализации в области государственно-властных и государственно-служебных отношений.

    Типология государственных должностей формирует единую должностную структуру государственной власти и государственной службы любого государства. Должностная структура представляет собой установленное формальное отношение между функциями и задачами персонала для организации согласованных действий.

    В законодательстве Российской Федерации понятие «государственная должность» определяется следующим образом: «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» 2 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 1. .

    Законодатель в данном случае раскрывает не сущность государственной должности, а ее предназначение и то, каким нормативно-правовым актом (какого уровня) она учреждается.

    Должности гражданской службы РФ. Статья 8 Федерального закона № 79-ФЗ гласит: должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

    Обратим внимание на целевое предназначение должности гражданской службы. Цель двойная: профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственного органа и полномочий политического должностного лица. Это совпадает с целями и самой государственной гражданской службы. Должность гражданской службы определяет границы деятельности гражданского служащего - круг его обязанностей, права и ответственность.

    Должности федеральной гражданской службы учреждаются в аппаратах федеральных органов государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами - в Администрации Президента РФ. Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ. Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ, в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах), в том числе в территориальных органах.

    Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются в аппаратах законодательного собрания субъекта Федерации, аппарате губернатора (главы администрации) субъекта Федерации, аппарате исполнительного органа (правительства) государственной власти субъекта Федерации, аппарате избирательной комиссии и уставного суда субъекта РФ.

    Правовой статус должности гражданской службы РФ. Основным элементом правового статуса должности гражданской службы является порядок ее учреждения. В правовой статус входит функциональное предназначение должности. Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе государственного органа (например, советник, помощник, консультант, специалист и т.д.).

    Правовой статус гражданской должности содержит перечень установленных обязанностей и прав служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, закрепленных в должностном регламенте.

    Элементами правового статуса должности гражданской службы являются также ответственность за исполнение должностных обязанностей, денежное содержание по должности и классному чину, порядок и условия замещения должности.

    Государственная гражданская служба РФ - вид государ­ственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государ­ственной гражданской службы по обеспечению исполнения пол­номочий федеральных государственных органов, государствен­ных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должнос­ти субъектов РФ (ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе РФ»).

    Гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Граж-

    данский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерально­го бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

    Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государ­ственную гражданскую службу субъектов РФ.

    Классификация должностей гражданской службы. Дол­жности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

    1) руководители - должности руководителей и заместите­лей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руко­водителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руко­водителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

    2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной вла­сти и руководителям представительств государственных орга­нов в реализации их полномочий и замещаемые на определен­ный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

    3) специалисты - должности, учреждаемые для професси­онального обеспечения выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций и замещаемые без ограни­чения срока полномочий;

    4) обеспечивающие специалисты - должности, учрежда­емые для организационного, информационного, документацион-ного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обес­печения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    Группы должностей гражданской службы:

    1) высшие должности;

    2) главные должности;

    3) ведущие должности;

    4) старшие должности;

    5) младшие должности.

    Должности федеральной государственной гражданской служ­бы, классифицированные по государственным органам, категори-

    ям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента.

    Реестр должностей государственной гражданской служ­бы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

    Реестр должностей федеральной государственной граждан­ской службы и реестры должностей государственной граждан­ской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должно­стей государственной гражданской службы РФ.

    Классные чины гражданской службы присваиваются граж­данским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей граждан­ской службы.

    Гражданским служащим, замещающим должности граждан­ской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

    Гражданским служащим, замещающим должности:

    Высшей группы, присваивается классный чин-действитель­ный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

    Должности главной группы, присваивается классный чин - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

    Должности ведущей группы, присваивается классный чин - советник 1, 2 или 3-го класса;

    Должности гражданской службы старшей группы, присваива­ется классный чин - референт 1, 2 или 3-го класса;

    Должности гражданской службы младшей группы, присваи­вается классный чин - секретарь 1, 2 или 3-го класса. Классный чин действительный государственный советник 1,

    2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ.

    В федеральных органах исполнительной власти классный чин государственный советник 1, 2 или 3-го класса присваива­ется Правительством РФ. В иных федеральных государствен­ных органах такой классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

    Принципы прохождения государственной службы, требования к служебному поведению служащего

    Принципы гражданской службы:

    1) приоритет прав и свободчеловека и гражданина;

    2) единство правовых и организационных основ федераль­ной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

    3) равный доступ граждан, владеющих государственным язы­ком России, к гражданской службе и равные условия ее прохож­дения независимо от пола, расы, национальности, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

    4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

    5) стабильность гражданской службы;

    6) доступность информации о гражданской службе;

    7) взаимодействие с общественными объединениями и граж­данами;

    8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

    В ст. 5 Федерального закона «О государственной граждан­ской службе РФ» закреплено, что этот ФЗ является законодатель­ством РФ о государственной гражданской службе.

    Взаимосвязь гражданской службы и государственной служ­бы РФ иных видов обеспечивается на основе единства систе­мы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования.

    Требования к служебному поведению гражданского служа­щего.

    1. Гражданский служащий обязан:

    1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

    2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и со­держание его профессиональной служебной деятельности;

    3) осуществлять профессиональную служебную деятель­ность в рамках компетенции государственного органа;

    4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или соци­альным группам, организациям и гражданам;

    5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, пре­пятствующих добросовестному исполнению должностных обя­занностей;

    6) соблюдать ограничения, установленные для гражданских служащих;

    7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объедине­ний, религиозных объединений и иных организаций;

    8) не совершать поступки, порочащие честь и достоинство;

    9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

    10) проявлять уважение к нравственным обычаям и тради­циям народов России;

    11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

    12) способствовать межнациональному и межконфессио­нальному согласию;

    13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

    14) соблюдать установленные правила публичных выступле­ний и предоставления служебной информации.



    Просмотров