Политическое учение жана бодена. Жан боден и его учение Концепция верховной государственной власти
Жан Боден (1530-1596) – французский правовед, выдающийся политический мыслитель.
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).
Логическое основание политико-правового учения. Политическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.
Лучшему познанию права, полагал Боден, должно служить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительности глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой».
Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия государства им используется латинский термин «respublica» и его французский аналог «uneRepublique», но не современный французский термин «Etat»).
Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не предложили детального описания верховной власти, без которой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя турок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была государством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».
Боден понимает государство следующим образом: «Государство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приобретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отличать государство от шайки разбойников (в этой части Боден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента».
Вслед за Аристотелем Боден различает три вида социальной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.
Важнейший признак государства – суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.
Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, – это власть:
ü постоянная, которая отличается от временной, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
ü абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без согласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслителей, критически оценивших утопийское государство Томаса Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
ü единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства – комплекс исключительных прерогатив:
ü право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);
ü право объявлять войну и заключать мир;
ü право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
ü правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;
ü право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;
ü чеканка монет;
ü определение мер и весов;
ü взимание налогов и податей.
Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслителем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Аристотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.
Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден использует критерий принадлежности власти тому или иному суверену (табл. 6). Боден выделяет три формы правления: демократию; аристократию; монархию.
В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.
В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни личной добродетелью, ни соответствующим образованием».
В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран – это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, заключает Боден, «сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли».
Таблица 6
Формы правления государства
Ж. Боден рассматривает различные формы правления государства с точки зрения их эффективности для обеспечения общественного порядка.
Демократию он оценивает отрицательно: «Народ – это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел – это все равно, что спрашивать совета у безумного».
Недостаток аристократии – неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общий недостаток демократии и аристократии, по Бодену, заключается в следующем: «В демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».
Лучшая форма правления государства для преодоления политического и религиозного кризиса – монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден был сторонником наследственной, а не выборной монархии. Выборная монархия – это всегда междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».
Идеальная форма государства для Франции XVI в., по Бодену, – легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх – законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх будет нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою собственную и относясь к гражданам как рабам.
Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием, но Боден не признает такого права, если монарх ведет себя как тиран, занимая престол на основе действующего закона о престолонаследии. Боден уповает только на Божественный суд: «Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего законного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа».
Нестабильность форм правления государства определяется следующими факторами:
Крайне неравномерным распределением богатства;
Отсутствием свободы вероисповедания.
Следовательно, необходимы законы против ростовщичества, законы о наследовании имущества, а также законы, допускающие веротерпимость.
Содержание правовой теории. Как правовой мыслитель Боден сформулировал концепцию универсального права. Это право нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь это даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательства древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: «Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законодательные структуры всех или наиболее известных ему государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму».
Однако Боден признает зависимость законов от формы правления государства: «Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)».
Боден классифицирует законы и в зависимости от их источника. Он выделяет:
Законы, установленные Богом;
Законы, установленные природой;
Законы, установленные суверенной властью;
Законы, установленные народами;
Законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии – это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (LexSalica)).
Исторический подход к праву привел Бодена к такому пониманию права, в основе которого лежит синтез правовых взглядов Фомы Аквинского, римских юристов, а также собственное понимание Боденом современных правовых систем.
Основная научная заслуга Бодена – это создание теории государственного суверенитета. Она сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной.
В XVII в. понятие суверенитета как абсолютной власти государства было воспринято английским философом Томасом Гоббсом. Государство у Гоббса стало представлять собой великого Левиафана – «смертного Бога», которому по силе в земной жизни никто и ничто не может противостоять. В XVIII в. суверенитет как абсолютную власть государства понимал и французский философ Жан-Жак Руссо. Но в отличие от Бодена и Гоббса носителем этой власти у Руссо могла быть только Общая Воля (Volontй Gftnftrale), которая исходила от народа как единого целого. Суверенитет, считал Руссо, никому нельзя передать. Боден же полагал иначе: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».
В XIX в. немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель предложил понимать государство как «шествие Бога в мире», наделив его абсолютной властью над индивидами, т.е. суверенитетом в трактовке Бодена. Только в государстве, писал Гегель, человек понимает кто для кого: человек для государства или государство для человека.
В XX в. теория государственного суверенитета Бодена подверглась основательной критике. Так, французский правовед Леон Дюги предложил отказаться от понятия суверенитета государства, которое приводит к представлению о неподотчетности государства. Дюги считал, что государство связано в своей деятельности нормой солидарности. Критически оценивал теорию государственного суверенитета также австрийский правовед Ганс Кельзен, признавая приоритет норм международного права над внутригосударственными нормами права.
Весьма скептически относился к концепции суверенитета государства французский религиозный философ Жак Маритен. Он полагал, что понятие «суверенитет» может быть применимо только к Богу, папе римскому или мудрецу. Это понятие необходимо исключить из политической философии, ведь оно «есть не что иное, как аналог понятия абсолютизм». Маритен считал, что «в сфере политики и в отношении тех людей и организаций, которые ответственны за земную судьбу людей, понятие суверенитета не может использоваться адекватно. Потому что, в конечном счете, ни одна земная власть не есть образ Бога и не является представителем Бога».
Но, несмотря на существенную критику, теория государственного суверенитета Бодена до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия решений на государственном уровне.
Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений. Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще.Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма. Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете.
Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями. Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов.
Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"" . Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"" , - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.
Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию, адвокат, бывший королевским прокурором в Лионе и профессором права в университете Тулузы, затем стал депутатом Генеральных штатов от третьего сословия города Блуа.
В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1576 г.) Ж. Боден обосновал необходимость перехода Франции к абсолютной монархии как средство ликвидации средневекового партикуляризма и анархии, как средство формирования национального государства с единым экономическим, социокультурным и правовым полем, независимого от внешних возмущающих влияний. По его мнению, абсолютная монархия должна была ликвидировать распыление государственной власти среди королевских вассалов и других временных диктаторов.
Государство Бодена является «республикой», т. е. «общим делом» граждан, отличающимся единым типом социального общения и реализующим свою власть в повседневной жизни через управление на основании справедливости и законов, независимо от конкретных форм воплощения.
Основной характеристикой государства являются параметры власти, которые воплощаются в государственном суверенитете.Боден определяет суверенитет как «абсолютную и постоянную власть» государства над подданными и гражданами, которая ограничивается только божественным и естественным правом.
Законодательство монарха и его суверенитет ограничены «сверху» божественным суверенитетом, т. е. суверен не имеет права издавать законы, не соответствующие нормам Святого Писания.В то же время его суверенитет ограничен «снизу» естественными правами граждан на материальные средства существования и продолжения рода, основанными на законах природы и принципах человеческого общежития.
Государственный суверенитет воплощается в монопольном праве государства на издание и отмену законов на своей территории; в праве объявления войны и заключения мира; в назначении должностных лиц; в осуществлении верховного суда, в частности, в праве помилования; в определении условий экономической деятельности - в чеканке монеты, в установлении размеров податей, мер и весов.
Государство отличается от феодальных квази-государств «баронов-раз- бойников» или от восточных деспотий тем, что оно управляется на основе закона, а не насилия, обеспечивает внутренний мир и безопасность граждан, защищая их от внешних вторжений. ГосударствоБодена состоит не из атомизированных индивидов, а из семей как основных ячеек и социальных субъектов.
Боден считает, что государство должно гарантировать стабильность своих социальных элементов и с этой целью оно превращает глав социальных групп (семей) в граждан, предоставляя им гражданские права и объединяя единой властью. Граждане вступают в политическое общение, целью которого является установление мира и правопорядка.
Боден исходит из тезисаАристотеля о наличии в семье трех видов властных отношений - супружеских, родительских и господских - и поэтому считает невозможным предоставление равных гражданских прав подчиненным членам семьи. В то же времяБоден отрицает рабство и все другие формы личной зависимости человека.
В сравнении сАристотелем уБодена начинается трансформация концепции прямой демократии в концепцию косвенной (представительской) демократии. Он не считает обязательным участие граждан в государственном управлении, предлагая доверить его ответственным должностным лицам. Таким образом, мыслитель различает частнуюи публичную сферу деятельности гражданина.
Боден возражает против концепции сословного государстваПлатона и Фомы Аквинского. В отличие отПлатона он считает,что частная жизнь не противоречит публичной, а является его основой, а разнообразие проявлений частной жизни есть основа общественной гармонии.
Боден различает формы государства по носителю суверенитета как монархию, аристократию и демократию. Он не выделяет правильные и неправильные формы, считая «неправильные» только «состояниями форм», которые возникают при субъективных негативных оценках положения дел в определенном государстве со стороны тех, кто пострадал в нем от каких- то причин. Подобные «неправильные состояния форм» отличаются неравномерным распределением богатств, что делает их крайне нестабильными.
Боден выступает против любого распыления суверенных прав монарха в так называемых «смешанных государствах». Это лишит монарха суверенной власти, которая является необходимым условием управления на основе справедливости и законов. Все другие виды власти в той или иной форме приведут к произволу и диктатуре.
Боден определяет демократию как «зверя многоглавого и лишенного рассудка », как государство, в котором власть народа приводит к чрезмерному увеличению законов и властей в ущерб общему делу, к уничтожению лучших и к выдвижению худших.
В аристократическом государстве, по мнениюБодена, многочисленные партии (кланы) аристократии скованы страхом народных восстаний и взаимной борьбой, что замедляет процесс принятия решений и парализует государство.
Оптимальной конкретно исторической формой государства дляБодена является наследственная абсол ютная монар хия, т. к. только она способна подавить сепаратизм феодальной аристократии и прекратить религиозные войны. Монархию он считает естественной властью по собственному праву монарха, которое возникает из первоначального захвата власти силой, а затем подтверждается через ее наследование. Отказ от выборов делает невозможным смуты и междоусобицы в момент передачи власти.
Монарх дляБодена является наместником Бога на земле, который имеет исторический опыт длительной стабильной государственной власти и который окружен многочисленными и компетентными советниками. Монарх единолично принимает решения, что обеспечивает оперативность
государственного управления. В то же время он связан в принятии решений законами природы, собственным словом и заключенными договорами, что обеспечивает его подданным естественную свободу.
Чтобы достичь оптимального состояния государства, по мнениюБодена, необходимо законодательным путем поощрять благосостояние третьего сословия, а для этого, в первую очередь, гарантировать неприкосновенность частной собственности. Кроме того, необходимо ввести свободу вероисповедания, отделить церковь от государства и прекратить религиозные войны католиков и гугенотов. По его мнению, увеличение числа вероисповеданий снизит вероятность возникновения влиятельных враждующих групп.
Третье сословие должно иметь возможность влиять на государственное управление через участие в работе Генеральных штатов, которые объединят сословия, улучшЛ управление через передачу компетентных советов монарху без ограничения его верховной власти. Дебаты в Генеральных штатах неизбежно приведут к огласке злоупотреблений королевских чи-yllt Ликов.
Именно этот орган станет гарантом соблюдения естественных прав подданных.
Боден считает, что только Генеральные штаты должны решать вопросы налогообложения, т. к. они затрагивают право собственности. Монарх имеет право вводить налоги только в чрезвычайной ситуации и"это единственный случай, когда подданные имеют право сопротивляться его произволу.
Политико-правовая концепция Ж.Бодена стала переходным этапом от концепций Возрождения к концепциям Нового времени, дав рациональное обоснование организации абсолютной монархии как формы перехода от средневековых династических к современным национальным государствам.
История политических и правовых учений. Шпаргалки Князева Светлана Александровна
45. Учение Ж. Бодена о государственном суверенитете
Жан Боден (1530–1596), юрист по образованию, депутат третьего сословия Генеральных штатов в Блуа, был апологетом французского абсолютизма, выступал против феодальной децентрализации и религиозного фанатизма. Боден написал сочинение «Шесть книг о государстве», где сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными».
Согласно античным авторам, Боден сравнивал власть отца и мужа в семье с властью монарха в государстве: основой семьи и государства он считал частную собственность, подчеркивая, что общность имущества невозможна, поскольку противоречит божественным установлениям и природе человека. Власть государства, писал он, постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами; выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы.
Боден считал, что государственная власть верховна и суверенна, постоянна во времени и пространстве: 1) суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической системы; 2) он делает все, что считает нужным в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах; 3) власть суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности); 4) суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна; 5) смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть.
Вывод: суверенитет означает прежде всего независимость государства от папы римского, от Церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства; суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
Из этого рассуждения вытекало следующее положение: если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что является наилучшим), то Генеральные штаты (парламент) никак не должны препятствовать суверенной воле короля, поскольку он наместник Бога на земле и призван управлять другими людьми.
Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна5.1. Учение о вещах и их классификация Понятие вещей. Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.Термин «вещь» (res)
Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна33. Учение Холмса о праве О. В. Холмс (1841–1935 гг.), участник гражданской войны, редактор юридического журнала, член Верховного суда в Массачусетсе, а затем и Верховного Суда США. Основные работы – «Путь права» (1897 г.), «Общее право».Истоки права, согласно Холмсу, следует
Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др. Макиавелли говорит о наличии объективной
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна10. Социально-политическое учение Лао-цзы Идеи даосизма записаны учениками его основателя Лао-цзы в трактате «Книга о дао и дэ», (в IV–III вв. до н. э.). В основе учения лежит понятие «дао» (т. е. путь), заимствованное из традиционных китайских верований, где означало
Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич26. Учение о государстве Полибия Учение Полибия (примерно 200–120 до н. э.) сформировалось под влиянием стоицизма, Полибий считается последним крупным мыслителем Древней Греции. Основной мотив его «Истории» в 40 книгах - путь римлян к мировому господству.Полибий исходит из
Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович33. Учение Августина Блаженного Аврелий Августин Блаженный (354–430), один из «отцов церкви», был автором канонических трудов «О граде Божьем», «О свободной воле». Он считал, что Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но
Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов46. Воззрения Бодена на государство Ж. Боден отверг классическое разделение форм государства на правильные и неправильные, создав классификацию по типу суверена (главы государства), который принимает законы: один человек (король) - монархия, несколько людей
Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов68. Руссо о народном суверенитете Руссо считал, что в основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. При этом он подчеркивал отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и
Из книги автора105. Учение Г. Ласуэлла Профессор права и политической науки в Йельском университете Гарольд Ласуэлл (1902–1979) написал несколько политологических работ, которые стали основой для зарождающейся науки - «Политика: кто получает, что, когда и как» (1936), «Демократия по средствам
Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автораОбщее учение 1. Понятие об обязательстве в древнерусском правеИстинное понятие об обязательстве, как о праве на действия другого лица, не сразу достигается в истории. Вместо права на действия лица в древности практикуется право налицо: из обязательств постоянно
Из книги автора15. Онтологическое учение о праве Обоснование обновленной концепции онтологии права содержится в работах известного австрийского юриста Рене Марчича «Естественное право как основная норма конституции» (1963), «Философия права» (1969); и др. Поясняя смысл своего подхода, он
Жан Боден (политические взгляды)
Жан Боден (политико-правовые воззрения)
Жан Боден , годы жизни: 1530 – 1596.
Основными произведениями Бодена являются «Метод лёгкого познания истории», «Шесть книг о республике», а также «Демономания колдунов» - книга, заменившая собою устаревшую «Молот Ведьм». «Шесть книг…» считаются главным трудом автора, в котором изложены взгляды автора на происхождение государства, его формы правления и функции.
Происхождение государства по Жану Бодену
Согласно Бодену государство возникает независимо от божественной или человеческой воли, а на его политическую форму управления влияет исключительно внешняя среда (такие факторы как: почва, климат и пр.). Что касается самого происхождения государства, то автор указывает три возможных способа:
· Обычный. Так семья постепенно заменяется родом, после чего старейшины получают право власти по неписанным законам, а уже спустя некоторое время данное событие фиксируется в письменном виде.
· Общественный договор, являющийся по Бодену самым идеальным способом возникновения. По нему могущественные империи слаживаются из слабых родов.
· Возникновение государства в результате распада большого государства.
Боден полагал, что государство является осуществлением суверенной власти справедливого управления множественными семьями, а также тем имуществом, которое находится у данных семей в их общем владении.
Теория суверенитета Жана Бодена
Так главным признаком государства есть суверенитет – абсолютная и постоянная государственная власть. Суверенитет обладает пятью отдельными свойствами:
· Суверенитет неделим и един в своей сути. Он не может быть поделён, например, между монархом и его народом.
· Суверенитет постоянен. То есть, его невозможно передать на каких либо условиях какому-либо лицу.
· Его власть не имеет ограничений и считается надзаконной для всех.
· Суверенная власть подчиняется исключительно естественному и божественным законам, а не религиозным догмам.
· Суверенная власть может принадлежать или одному человеку, или всем дееспособным людям, или же меньшинству населения.
Только в зависимости от того, в чьих именно руках сосредоточена суверенная власть Боден определяет такие формы государства: монархия, демократия и аристократия. Согласно ему самой худшей из форм для осуществления государственного суверенитета является демократия, так как по большей части народ не отличается данными для принятия правильных решений на государственном уровне. Неустойчивыми формами считал он монархию и аристократию. Самой же экономичной и рациональной формой правления он называл абсолютную монархию, форму, которая даже в условиях смуты сплотить страну и навести быстро в ней порядок.
Кроме того главными препятствиями для превращения в произвол абсолютной власти являются человеческие, естественные и божественные законы.
Под «разумным началом» Боден понимал защиту права собственности, частной семейной жизни и права на индивидуальную семью. Это начало воплощалось в естественном и божественном праве, законах государства, международном праве и пр.