Подписаться на акции и бонусы. При спасании людей при помощи веревки должны соблюдаться те же правила охраны труда, что и при самоспасании Пожарно спасательная система слип эвакуатор предназначена для

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Понятие пожара и классификация пожаров 4 2. Спасание людей при пожаре 11 3. Организация спасательных работ при пожаре 14 3.1 Проведение спасательных работ при помощи «слип-эвакуатора» 14 3.2 Экстренное спасение при помощи натяжного спасательного полотна 17 3.3 Проведение спасательных работ с помощью «Куба жизни» 18 3.4 Спасение с применением стационарных, выдвижных трехколенных, штурмовых лестниц и автолестниц 18 Заключение 21 Литература 22

Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Совершенствование путей Управления охраной труда и безопасности жизни граждан - одна из самых важных дел для всех институтов государственной власти. В указанном аспекте проблемы Государственной пожарной охраны не является исключением. Хорошо известно, что пожары являются одной из самых разрушительных сил, и там, где не создан надежный заслон огня, там эти силы приобретают значение национального бедствия. Пожары и взрывы среди причин чрезвычайных ситуаций занимают чрезвычайно важное место в мире, так в течение года регистрируется более 5 млн. пожаров. Непосредственно от пожаров погибает более 60000 человек. Опираясь на данные статистики, 80 % пожаров по России происходит в жилье. В 9 случаях из 10 происходит гибель и травматизм людей от дыма и огня. Так в России при пожаре погибает более 100 человек из 1 миллиона жителей РФ, что в 6 раз больше, чем в США. При этом количество пожаров в год на 1 миллион человек по России составляет около 2000. Следовательно, потери от огня неисчислимы. Вполне понятно, что правильные и эффективные меры противопожарной охраны и пожарной безопасности, а также меры по проведению спасению людей и организации спасательных работ требуют точных знаний и умений не только от специалистов-пожарных и должностных лиц, но и от всех людей. Целью работы - спасение людей при возникновении пожара, а также организация спасательных работ при пожаре. Из поставленной цели вытекают следующие задачи работы: - изучить понятие пожара, а также классификацию пожаров; - рассмотрение вопроса по спасанию людей при возникновении пожара;

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большинство людей становятся жертвами дыма, который помешал найти выход, а затем погибают от отравления продуктами горения или задыхаются из-за недостатка кислорода до прибытия первых пожарных подразделений. Необходимо признать, что средства спасения и организация спасательных работ являются одними из основных задач при проведении безопасной эвакуации людей из зоны чрезвычайной ситуации. С целью спасения людей при возникновении пожара, оказания помощи пострадавшим от пожара, локализации аварий и устранения последствий пожара, создания определенных условий для дальнейшего проведения восстановительных работ проводится организация спасательных работ и других неотложных работ. Соблюдение определенных условий при организации и проведении спасательных работ имеет огромное значение. Такими условиями являются: грамотное и своевременное создание расчетов, сил, которые можно привлекать для организации и проведения спасательных работ, грамотное ведение разведки, непрерывное проведение спасательных работ до их полного завершения, своевременное и оперативное управление силами, которые можно привлекать к организации и проведению спасательных работ, и всестороннее обеспечение их деятельности. Сегодня, как и вчера, впрочем, и всегда для подразделений пожарной службы главные задачи - предотвратить возникновение пожаров, защитить и спасти граждан, попавших в беду. Каждый человек должен чувствовать свою защищенность в жизненной среде. А обеспечить ему эту уверенность - может правильная организация спасательных работ при возникновении пожара.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА 1. Боевой устав пожарной охраны. – М.: МВД России, 2005, 50с. 2. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. - М.: МЧС России, 2010 3. Пожарная тактика. Под ред. М. В. Данилова – М., 2003 4. Пожарная тактика. Под ред. Я.С. Повзика – М, : ВИПТЛ МВД СССР, 2004, 480 с 5. Устав службы пожарной охраны. – М.: МВД России, 2005, 59с. 6. Шойгу С.К., Фалеев М.И., Кириллов Г.Н. и др.; под общ.ред. Во¬робьева Ю.Л. Учебник спасателя. изд.2-е, перераб. и доп. - Краснодар: Сов.Кубань, 2002

Длина рабочей веревки зависит от высоты здания, что является расстоянием от верхнего этажа до земли. Заказывая слип-эвакуатор, необходимо указывать высоту эвакуации, так как если длина рабочей веревки будет больше, он не сможет функционировать нормально. Возвращая вторую петлю, нужно перетягивать к эвакуации рабочую веревку.

Назначение

Самоэвакуация и эвакуация лиц, не имеющих специальных навыков.

Особенности

Для управления данной системой требуется приложить силу всего лишь в 1-2 килограмма.

Использование

Канатно-спусковой спасательный эвакуатор необходим для одиночной или массовой эвакуации потерпевших с высоких этажей разных зданий при задымлениях, пожарах, катастрофах, а также спуска ценных материальных вещей.

Описание

Данная система особенна тем, что для ее работы необходимо прикладывать усилие всего в пару килограммов. За управление может отвечать как эвакуируемое лицо, так и тот, кто находится в зоне эвакуации или на спусковой трассе и площадке для приземления. Эвакуатор можно использовать для спуска ценных предметов.

Качели-мини - средство коллективного пользования, то есть при эвакуации происходит непрерывный цикл спуска пострадавшего или груза и подъема подвесной системы, свободной после спуска предыдущего пострадавшего или груза. Вся система упакована в заплечную сумку или рюкзак и при необходимости отправляется в опасную зону. Лучше всего заранее размещать систему в местах потенциальной эвакуации.

Важно

Конструкция бок-тормоза претерпела изменения: крепления качелей-мини выполняется на один карабин без использования подвесных петель. В случае проблемы или необходимости снаряжение может закрепляться на два анкера вместо одного, как и до этого с помощью петель крепления.

Эвакуатор «Качели-мини» имеет сертификацию АСС МЧС РФ. Заказывая данную конструкцию, используйте пример: комплект спасательного снаряжения «СЛИП-ЭВАКУАТОР» модель «КАЧЕЛИ-мини»-40, ТУ 8027-002-56216108-04 Где 40 - длина в метрах рабочей веревки.

Заказчик может изменить длину веревки.

Фотографии слип-эвакуатора

38. При спасании "слип - эвакуатором" должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

к эксплуатации системы могут быть допущены лица, назначенные приказом, изучившие программу первоначальной подготовки и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с инструкциями, методическими указаниями и другими документами, регламентирующими безопасность работ на высоте;

для исключения рывков в процессе выхода спасаемого с высотного уровня ветвь рабочей веревки между тормозным устройством и спускающимся должна быть слегка натянута. Провис веревки запрещается. Спуск начинается только после вывешивания спускаемого человека на ветви рабочей веревки, при этом свободная ветвь веревки должна быть предварительно зафиксирована петлей на тормозном устройстве в соответствии с требованиями инструкции и паспорта на "слип-эвакуатор":

система "слип-эвакуатор" должна закрепляться на здании (сооружении) в таком месте, чтобы исключить возможность соприкосновения веревки с острыми или нагретыми предметами или линиями электропередач, при этом пожарный № 1 должен иметь возможность визуально наблюдать траекторию спуска и место приземления спасаемого;

для предотвращения травмирования спасаемых при спуске со здания (сооружения) пожарный № 1 должен плавно регулировать скорость спуска, исключая рывки и выбирая при этом для каждого спускаемого безопасную скорость спуска.

Строго запрещается:

эксплуатация системы, выработавшей установленный ресурс;

эксплуатация системы с неисправной веревкой, петлей крепления карабина, подвесной системой;

эксплуатация системы, не прошедшей технического освидетельствования;



проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления людей;

разборка элементов системы;

проведение спуска людей на карабинах, замыкатели которых не зафиксированы

39. При спасании с помощью УСР должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

личный состав расчета должен знать устройство и принцип работы УСР; РТП (НУ) необходимо организовать установку люльки с УСР в таком месте, чтобы эвакуация людей по спасательному рукаву производилась в безопасное место, исключая возможность воздействия на рукав открытого пламени, нагретых и острых предметов, соприкосновения с линиями электропередач;

устанавливать устройство на люльке АКП или АЛ необходимо в соответствии с технической документацией на изделие;

все соединительные элементы секций рукава должны быть состыкованы в соответствии с технической документацией на УСР;

после подъема УСР к месту проведения спасательных работ расстояние от нижнего конца рукава до земли должно составлять 1,0-1,5 м (при необходимости это расстояние регулируется отстыковкой или пристыковкой нужного количества секций спасательного рукава);

перед началом спуска людей необходимо проверить прочность закрепления устройства на АКП или АЛ путем повисания на нижнем конце спасательного рукава двух пожарных в течение 3-5 с

Запрещается

применять устройство не по назначению;

эксплуатация устройства, выработавшего установленный ресурс;

одновременный спуск по рукаву двух и более человек, кроме варианта спуска "сопровождающий + спасаемый".

40. При проведении спасательных работ с помощью (натяжного спасательного полотна) НСП , учитывая травмоопасность данного средства, необходимо выполнять следующие правила охраны труда.

при использовании НСП для спасания людей необходимо помнить, что НСП является крайним средством спасания, когда невозможно применить другое спасательное оборудование,

к эксплуатации полотна могут быть допущены лица, назначенные приказом руководства подразделений и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с руководством по эксплуатации НСП,

применение полотна должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации,

место установки полотна должно обеспечивать хорошую видимость НСП прыгающим человеком и возможность попадания его в центр мишени,

расчет, удерживающий НСП, должен подчиняться только командам руководителя спасания,

руководитель спасания должен принять меры по предупреждению травмирования людей при приземлении на полотно (предупредить спасающихся о повышенной опасности при прыжках в обуви на высоких каблуках, в очках и т п),

по возможности рядом с местом использования НСП должны находиться бригады врачей, лица, способные оказать первую медицинскую помощь пострадавшим,

лица, задействованные для спасания людей с помощью НСП, должны быть обеспечены защитными касками и рукавицами,

Строго запрещается

эксплуатация полотна, выработавшего ресурс,

эксплуатация полотна, не прошедшего технического освидетельствования,

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления спасаемых,

осуществлять тренировочные прыжки людей на полотно,

применять полотно не по назначению,

применять полотно, имеющее видимые повреждения,

производить прыжки на НСП одновременно двух и более человек.

41. При проведении спасательных работ с помощью "Куба жизни" должны соблюдаться следующие правила охраны труда.

При использовании "Куба жизни" для спасания людей необходимо помнить, что данное изделие является крайним средством спасания, когда невозможно применить другое спасательное оборудование.

К эксплуатации "куба" могут быть допущены лица, назначенные приказом руководства подразделений и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с руководством по эксплуатации изделия, Правилами по охране труда в подразделениях противопожарной службы, методическими указаниями и другими материалами, регламентирующими безопасность работ в подразделениях пожарной охраны.

Применение "куба" должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации.

Расчет, выполняющий работу с "кубом", должен подчиняться только командам руководителя спасательных работ.

Место установки "куба" должно обеспечивать его хорошую видимость прыгающим человеком и возможность попадания его в центр мишени.

По возможности рядом с местом использования "куба" должны находиться бригады скорой помощи, лица, способные оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обслуживание, ремонт и проверку изделия необходимо проводить в соответствии с Руководством по эксплуатации и обслуживанию "Куба жизни".

Тренировки по использованию "куба" должны быть ограничены лишь развертыванием изделия.

Проверка изделия должна осуществляться с использованием грузомакета (манекена или мешка с песком). Для тренировочных занятий целесообразно также использовать существующую документацию о реальных прыжках, включая видеофильмы.

Запрещается:

эксплуатация "куба", выработавшего установленный ресурс;

эксплуатация "куба", не прошедшего технического освидетельствования;

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления спасаемых;

осуществлять тренировочные прыжки людей на "куб";

применять изделие не по назначению;

применять "куб", имеющий видимые повреждения;

производить прыжки на "Куб жизни" одновременно двух и более человек.

42. При спасании с помощью автолестниц и коленчатых подъемников должны выполняться следующие правила охраны труда .

Количество человек, которое может одновременно находиться в люльке автоподъемника, люльке или лифте автолестницы не должно превышать ее грузоподъемности, указанной в технической документации завода-изготовителя

На одном колене выдвинутой автолестницы может находиться только один человек.

Запрещается производить движения колен автолестницы, если на ней находятся люди.

Эвакуация людей на пожаре методом переноски может производиться различными способами, при этом необходимо учитывать тяжесть полученной травмы (наложить шину и т. п.). Рекомендуется использовать один из следующих способов:

пожарный становится на левое (правое) колено около головы лежащего на земле человека и поворачивает его, при необходимости, лицом вниз. После этого пропускает свои руки снизу под руки спасаемого, соединяет их на спине, поднимает голову и плечи спасаемого как можно выше. Опуская свои руки со спины спасаемого на его талию и снова соединив их, поднимается вместе со спасаемым, выставив вперед слегка согнутую в колене левую (правую) ногу. Затем опускается на правое (левое) колено и кладет спасаемого на левое (правое) плечо, при этом его левую (правую) руку перекидывает через свое плечо. Пожарный обхватывает левой (правой) рукой ноги спасаемого, а другой рукой захватывает левую (правую) кисть руки спасаемого, поднимается на ноги, уравновешивает тело спасаемого на своем плече и переносит его в безопасное место. Двое пожарных становятся друг против друга. Каждый из них берет левой рукой запястье своей правой руки, а правой рукой - запястья левых рук Друг друга, при помощи третьего пожарного сажают на свои руки спасаемого и переносят его в безопасное место; первый пожарный берет спасаемого под мышки, второй - под колени, поднимают его и в таком положении переносят в безопасное место.

Для спасания людей из этажей здания назначается расчет из трех пожарных. Спасание выполняется по команде: "Для спасания людей (указывается этаж, окно)- марш!". По этой команде пожарные № 1 и № 2 прибывают со спасательной веревкой на указанное место. Пожарный № 1 вяжет двойную спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, наматывает конец веревки, идущий к петле, на карабин (так же, как и при самоспасании пожарного), пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его правой рукой, упертой в правый бок, левой рукой берет конец веревки, идущий к спасаемому.

После этого пожарный № 2 подводит (подносит) и сажает спасаемого на подоконник и, в случае необходимости, помогает пожарному № 1 производить спуск.

Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги о подоконник или о стену у подоконника, осторожно опускает спасаемого вниз. Скорость спуска регулируется прижатием правой руки с веревкой к себе или отводом ее от себя.

Пожарный № 3 принимает спасаемого на земле у места спуска, подтверждает окончание спуска словом "Есть!", снимает петлю и сообщает пожарному № 1 словом "Готово!", после чего последний поднимает веревку.

При спасании людей при помощи веревки должны соблюдаться те же правила охраны труда, что и при самоспасании.


25.4. Проведение спасательных работ при помощи пожарно-спасательной системы "слип-эвакуатор"

25.4.1, Система пожарно-спасательная "слип-эвакуатор" (далее "слип-эвакуатор" Рис. 28) предназначена для спуска людей из зданий и сооружений различного назначения (до 9-го этажа включительно или не выше 27 м), выполнения операций по спасанию людей, а также для выполнения специальных задач в экстремальных ситуациях. Работа со "слип - эвакуатором" осуществляется пожарным расчетом из двух пожарных.

25.4.2 . После принятия решения о применении системы "слип-эвакуатор" РТП (НУ) назначает пожарный расчет в количестве двух человек (пожарный № 1 -подающий, пожарный № 2 - принимающий спасаемых) и подает команду, например: "Пожарные Иванов и Петров!"Слип-эвакуатор" (указывается место установки) на спасание людей - марш!".

25.4.3 . После получения команды пожарный № 1извлекает укладочную сумку из отсека пожарного автомобиля

Пожарный № 2 остается внизу рядом со зданием (сооружением) для принятия спасаемых и открепления их от подвесной системы.

Пожарный № 1 берет укладочную сумку и, поднявшись к месту спасания, выбирает находящиеся над местом эвакуации силовые узлы здания (сооружения), за которые можно надежно закрепить петли крепления. Определив узлы установки (закрепления) "слип-эвакуатора", пожарный № 1 извлекает его из сумки и закрепляет петли крепления за силовую конструкцию здания (сооружения) при помощи карабинов

Пожарный № 1 закрепляет тормозное устройство находящимися на нем карабинами за висячие свободные коуши петель крепления и фиксирует замыкатели карабинов. Оба коуша свободных концов петель крепления должны находиться перед пожарным на уровне головы. Тормозное устройство закрепляется с запасованной рабочей веревкой.

Свободная ветвь рабочей веревки опускается па место предполагаемого приземления, причем так, чтобы по всей длине веревки отсутствовали узлы и перекручивания Пожарный № 1 надевает на спасаемою подвесную систему.

25.4.4. Подвесная система надевается следующим образом: спасаемый продевает руки под плечевые лямки подвесной системы, при этом короткая сторона треугольного полотна подвесной системы должна обхватывать тело человека на уровне груди, а длинная сторона пропускается между ног. После этого собранные вместе углы треугольного полотна скрепляются за кольца карабином на уровне груди спасаемого и подтягиваются плечевые лямки, так чтобы исключить их соскальзывание с плеч спасаемого.

Подвесная система с помощью карабина закрепляется за коуши рабочей веревки, после этого замыкатель карабина должен быть зафиксирован. Выбирается провис рабочей веревки между спускающимся и тормозным устройством. Свободная ветвь рабочей веревки на тормозном устройстве фиксируется удерживающим узлом типа "петля".

Пожарный № 1 наружным осмотром проверяет маршрут следования спасаемого, площадку приземления, сопровождает выход спасаемого за пределы здания (сооружения), обеспечив зависание на тормозном устройстве.

При спуске спасаемый должен быть обращен лицом к зданию (сооружению) или боком к нему, чтобы видеть стену на случай обхода выступов путем отталкивания ногами или руками от стены.

25.4.5. После надевания и проверки подвесной системы пожарный № 1 снимает удерживающий узел и производит спуск спасаемого, регулируя скорость спуска натяжением свободной ветви рабочей веревки, при этом выбирает безопасную скорость спуска, не допуская рывков и ускорений. В случае самопроизвольной остановки спасаемого в процессе спуска (из-за его недостаточного веса) пожарный № 1 должен плавно приподнять свободную ветвь рабочей веревки, обеспечивая этим продолжение спуска.

После приземления спасаемого пожарный № 2 отсоединяет от карабина два кольца подвесной системы и освобождает спустившегося. При этом подвесная система остается висеть на рабочей веревке. После окончания спуска на второй ветви необходимо завязать петлю способом "восьмерка".

Аналогично производится спуск следующего спасаемого. При этом подвесная система со спускающимся должна закрепляться карабином за петлю ветви рабочей веревки. Операция спасания проводится челночным способом.

25.4.6. При спасании "слип - эвакуатором" должны соблюдаться следующиеправила охраны труда:

к эксплуатации системы могут быть допущены лица, назначенные приказом, изучившие программу первоначальной подготовки и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с инструкциями, методическими указаниями и другими документами, регламентирующими безопасность работ на высоте;

для исключения рывков в процессе выхода спасаемого с высотного уровня ветвь рабочей веревки между тормозным устройством и спускающимся должна быть слегка натянута. Провис веревки запрещается. Спуск начинается только после вывешивания спускаемого человека на ветви рабочей веревки, при этом свободная ветвь веревки должна быть предварительно зафиксирована петлей на тормозном устройстве в соответствии с требованиями инструкции и паспорта на "слип-эвакуатор":

система "слип-эвакуатор" должна закрепляться на здании (сооружении) в таком месте, чтобы исключить возможность соприкосновения веревки с острыми или нагретыми предметами или линиями электропередач, при этом пожарный № 1 должен иметь возможность визуально наблюдать траекторию спуска и место приземления спасаемого;

для предотвращения травмирования спасаемых при спуске со здания (сооружения) пожарный № 1 должен плавно регулировать скорость спуска, исключая рывки и выбирая при этом для каждого спускаемого безопасную скорость спуска.

Строго запрещается:

эксплуатация системы, выработавшей установленный ресурс;

эксплуатация системы с неисправной веревкой, петлей крепления карабина, подвесной системой;

эксплуатация системы, не прошедшей технического освидетельствования;

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления людей;

разборка элементов системы;

проведение спуска людей на карабинах, замыкатели которых не зафиксированы

24. РАБОТА НА АВТОПОДЪЕМНИКАХ КОЛЕНЧАТЫХ ПОЖАРНЫХ

24.1. Автоподъемники коленчатые пожарные (АКП) предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения и служат для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других специальных работ. В состав боевого расчета входят: командир отделения, он же водитель, пожарный.

24.2. Действия личного состава при боевом развертывании АКП

24.2.1. Установка, подъем и раскладывание-выдвигание комплекта колен и смена места установки.

По команде: "АКП (указывается место (на кровлю, на 5-й этаж и т. п.) - подать!" водитель устанавливает автомобиль на выбранную площадку, включает стояночную тормозную систему, включает силовой привод механизмов АКП. Затем переходит на основной пульт управления (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает освещение пульта, колен и люльки), открывает дверцы люков для доступа к рукояткам (тумблерам - в зависимости от модели АКП) блока управления опорами. Устанавливает АКП на выносные опоры, при этом пожарный подкладывает под них имеющиеся в комплекте подкладки. Производит выравнивание платформы по отвесу либо индикатору, который имеется на автомобиле (в случае его отсутствия визуально), закрывает дверцы люков. Занимает рабочее место у основного пульта управления, подъем и опускание комплекта колен осуществляет рукояткой или тумблерами с табличкой "подъем-опускание комплекта колен" (направление движения рукоятки указано на табличке). Включение поворота комплекта колен АКП вправо или влево осуществляет рукояткой "Поворот" на пульте управления. В темное время суток или в условиях не достаточной видимости включает фару - искатель для освещения рабочей зоны люльки.

По команде о работе АКП, требующей изменения места установки, или по команде: "Отбой" АКП должен быть полностью сдвинут, опущен и уложен, опоры подняты, рессоры разблокированы, силовой привод механизмов выключен.

Для приведения автоподъемника в транспортное положение водитель включает на пульте управления тумблер "Остановка поворота". При совпадении оси колена с осью шасси поворот автоматически выключится и загорится транспарант "Остановка поворота". Водитель опускает нижнее колено в транспортную стойку, опускает среднее колено до угла 3-5° относительно нижнего колена, подводит колено люльки к платформе на весь ход штока гидроцилиндра люльки, опускает среднее колено на подушку нижнего колена, поднимает и сдвигает выносные опоры, при этом пожарный убирает и укладывает на автомобиль подкладки.

а) Место установки АКП при развертывании должно быть выбрано из условий обеспечения необходимой зоны обслуживания объекта, в пределах ее рабочего поля.

б) Площадка, на которой целесообразно устанавливать АКП, должна быть по возможности ровной, с уклоном не более 6°.

в) Наиболее целесообразно АКП располагать параллельно объекту, а в случае перпендикулярного расположения - подъезжать к нему задним ходом. При этом обеспечивается минимальное расстояние до объекта и улучшается зона обслуживания. Кроме того, при необходимости, допускается располагать автомобиль перпендикулярно объекту, подъезжая к нему кабиной.

Чем выше необходимо поднять комплект колен, тем ближе к объекту должен быть установлен автомобиль, но не ближе минимального транспортного положения.

г) Начинать и прекращать движение необходимо плавно, без рывков. При подходе люльки АКП к границе поля движения давление в гидросистеме сбрасывается до нуля, движение прекращается. На нижнем пульте управления загорается световой транспарант "Граница поля движений", а на верхнем и выносном пультах загорается сигнальная лампа "Блокировка". Для возобновления движений необходимо включить тумблер "Обратный ход" и произвести движение в противоположную сторону.

Подвод люльки к границе поля движения, и особенно к объекту, необходимо осуществлять на малой скорости, обращая внимание на загорание световых транспарантов "Граница поля движения", "Упор люльки" и "Блокировка".

д) При повороте вправо оператор должен быть особенно внимателен, так как поле зрения его в этом случае частично загораживается комплектом колен. Люлька автоподъемника снабжена предохранителями от лобовых ударов, которые срабатывают при встрече препятствия в зоне обслуживания. Поворот автоподъемника на максимальном вылете должен вестись с очень плавным ускорением и замедлением во избежание возникновения раскачивания стреловой конструкции.

24.2.2. Развертывание АКП для массовой эвакуации людей с верхних этажей зданий с помощью спасательного эластичного рукава.

Для осуществления массовой эвакуации людей с верхних этажей зданий АКП комплектуется устройством для крепления рукава к люльке, а также самим эластичным рукавом. По командам: "Эластичный рукав к работе - готовь!" и "АКП для эвакуации по эластичному рукаву (указывается место подачи рукава) - марш!" пожарный достает устройство с предварительно закрепленным эластичным рукавом из отсека (ящика), устанавливает и фиксирует его на люке или прикрепляет рукав ко дну люльки. Водитель (управление может осуществляться и с пульта, установленного в люльке) подает люльку в зону эвакуации (к балкону, окну). Количество одновременно спускающихся в рукаве людей определяется из расчета грузоподъемности АКП за вычетом веса устройства для крепления рукава и самого рукава.

Действия личного состава при эвакуации людей по эластичному рукаву изложены в разделе "Проведение спасательных работ".

24.2.3. Развертывание АКП для подачи огнетушащих веществ.

По команде: "Лафетный ствол (гребенку) - ставь!" пожарный соединяет рукав от АЦ со стояком АКП, достает из отсека лафетный ствол (гребенку) и устанавливает его на люльке, докладывает: "Готов!" .

24.2.3.1. По команде: "Лафетный ствол на тушение (указывается направление или объект) - марш!" пожарный выполняет операции по п. 25.2.3 и занимает положение для работы со стволом. Водитель подает люльку в рабочую зону. Пожарный открывает кран включения подачи воды и в случае необходимости кран подачи воды для создания защитного водяного экрана, работает с лафетным стволом.

Для тушения очагов пожара внутри объектов применяется дополнительный отвод на стояке с соединительной головкой, предназначенной для присоединения пожарного рукава.

24.2.3.2. При работе с пеногенераторами подается команда: "ВМП (указывается направление или объект) - подать!" личный состав выполняет операции, аналогичные указанным в п. 24.2.3.1.

По окончании тушения пожара необходимо слить воду из водопенных коммуникаций и привести подъемник в транспортное положение.

24.2.4. Развертывание АКП для подъема грузов.

АКП может применяться для подъема грузов. Для этого, в соответствии с конструкцией конкретной модели АКП, нижнее колено снабжено скобой, через которую пропускается грузовой канат или подвешиваются тали (в комплект оборудования не входят),

Подъем груза производится, в соответствии с инструкцией по эксплуатации, на малых скоростях с соблюдением повышенной осторожности.

24.3. Правила охраны труда при эксплуатации АКП

К эксплуатации автоподъемников могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

24.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке и с выключенной фарой-искателем;

работать, не включив стояночную тормозную систему;

устанавливать АКП на закрытые ямы, колодцы и мягкую почву, а также ближе 2,5 м от края обрывов и котлованов и в непосредственной близости от линий электропередач;

попытка раскладывания-выдвигания комплекта колен без установки автомобиля на выносные опоры

производить при работе АКП с лафетным стволом быстрые и резкие включения и выключения подачи воды к стволу.

24.3.2. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

24.3.3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

25. ПРОВЕДЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

25.7. Общие указания

25.1.1. Все работы, связанные со спасанием пострадавших, производятся по распоряжению руководителя тушением пожара (РТП) или начальника участка (НУ), которые несут ответственность за проведение данных работ.

25.1.2 . В приказе РТП должно быть указано: кому произвести спасание и каким способом (по внутренней лестнице, с помощью спасательной веревки и т. д.).

25.1.3. Существует несколько способов спасания людей на пожаре:

эвакуация людей из опасной зоны методом их переноски в безопасное место;

спасание людей при помощи спасательной веревки;

спасание людей при помощи пожарно-спасательной системы "слип-эвакуатор";

спасание людей при помощи устройства спасательного рукавного (УСР), установленного на автоподъемнике или автолестнице;

спасание людей при помощи прыжковых спасательных устройств (в экстренных случаях), к которым относятся натяжное спасательное полотно (НСП) и пневматическое спасательное устройство (ПСУ) "Куб жизни";

спасание людей при помощи стационарных или ручных пожарных лестниц, автолестниц с люлькой (лифтом) или без нее и автоподъемников.

25.2. Эвакуация людей методом переноски

Эвакуация людей на пожаре методом переноски может производиться раз-личными способами, при этом необходимо учитывать тяжесть полученной травмы (наложить шину и т. п.). Рекомендуется использовать один из следующих способов:

пожарный становится на левое (правое) колено около головы лежащего на земле человека и поворачивает его, при необходимости, лицом вниз. После этого пропускает свои руки снизу под руки спасаемого, соединяет их на спине, поднимает голову и плечи спасаемого как можно выше. Опуская свои руки со спины спасаемого на его талию и снова соединив их, поднимается вместе со спасаемым, выставив вперед слегка согнутую в колене левую (правую) ногу. Затем опускается на правое (левое) колено и кладет спасаемого на левое (правое) плечо, при этом его левую (правую) руку перекидывает через свое плечо. Пожарный обхватывает левой (правой) рукой ноги спасаемого, а другой рукой захватывает левую (правую) кисть руки спасаемого, поднимается на ноги, уравновешивает тело спасаемого на своем плече и переносит его в безопасное место

двое пожарных становятся друг против друга. Каждый из них берет левой рукой запястье своей правой руки, а правой рукой - запястья левых рук друг друга, при помощи третьего пожарного сажают на свои руки спасаемого и переносят его в безопасное место; первый пожарный берет спасаемого под мышки, второй - под колени, поднимают его и в таком положении переносят в безопасное место.

Для спасания людей из этажей здания назначается расчет из трех пожарных. Спасание выполняется по команде: "Для спасании людей (указывается этаж, окно) - марш!" .По этой команде пожарные № 1 и № 2 прибывают со спасательной веревкой на указанное место. Пожарный № 1 вяжет двойную спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, наматывает конец веревки, идущий к петле, на карабин (так же, как и при самоспасании пожарного), пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его правой рукой, упертой в правый бок, левой рукой берет конец веревки, идущий к спасаемому.

После этого пожарный № 2 подводит (подносит) и сажает спасаемого на подоконник и, в случае необходимости, помогает пожарному № 1 производить спуск.

Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги о подоконник или о стену у подоконника, осторожно опускает спасаемого вниз. Скорость спуска регулируется прижатием правой руки с веревкой к себе или отводом ее от себя.

Пожарный № 3 принимает спасаемого на земле у места спуска, подтверждает окончание спуска словом "Есть! " , снимает петлю и сообщает пожарному № 1 словом "Готово!" , после чего последний поднимает веревку.

При спасании людей при помощи веревки должны соблюдаться те же правила охраны труда, что и при самоспасании.

25.4. Проведение спасательных работ при помощи пожарно-спасательной системы "слип-эвакуатор"

25.4.1. Система пожарно-спасательная "слип-эвакуатор" (далее "слип-эвакуатор" Рис. 28) предназначена для спуска людей из зданий и сооружений различного назначения (до 9-го этажа включительно или не выше 27 м), выполнения операций по спасанию людей, а также для выполнения специальных задач в экстремальных ситуациях. Работа со "слип - эвакуатором" осуществляется пожарным расчетом из двух пожарных.

25.4.2. После принятия решения о применении системы "слип-эвакуатор" РТП (НУ) назначает пожарный расчет в количестве двух человек (пожарный № 1 -подающий, пожарный № 2 - принимающий спасаемых) и подает команду, например: "Пожарные Иванов и Петров! "Слип-эвакуатор" (указывается место установки) на спасание людей - марш!".

«Слип-эвакуатор»

25.4.3. После получения команды пожарный № 1 извлекает укладочную сумку из отсека пожарного автомобиля.

Пожарный № 2 остается внизу рядом со зданием (сооружением) для принятия спасаемых и открепления их от подвесной системы.

Пожарный № 1 берет укладочную сумку и, поднявшись к месту спасания, выбирает находящиеся над местом эвакуации силовые узлы здания (сооружения), за которые можно надежно закрепить петли крепления. Определив узлы установки (закрепления) "слип-эвакуатора", пожарный № 1 извлекает его из сумки и закрепляет петли крепления за силовую конструкцию здания (сооружения) при по мощи карабинов.

Пожарный № 1 закрепляет тормозное устройство находящимися на нем карабинами за висячие свободные коуши петель крепления и фиксирует замыкатели карабинов. Оба коуша свободных концов петель крепления должны находиться перед пожарным на уровне головы. Тормозное устройство закрепляется с запасованной рабочей веревкой.

Свободная ветвь рабочей веревки опускается на место предполагаемого приземления, причем так, чтобы по всей длине веревки отсутствовали узлы и перекручивания. Пожарный № 1 надевает на спасаемого подвесную систему.

25.4.4. Подвесная система надевается следующим образом: спасаемый продевает руки под плечевые лямки подвесной системы, при этом короткая сторона треугольного полотна подвесной системы должна обхватывать тело человека на уровне груди, а длинная сторона пропускается между ног. После этого собранные вместе углы треугольного полотна скрепляются за кольца карабином на уровне груди спасаемого и подтягиваются плечевые лямки, так чтобы исключить их соскальзывание с плеч спасаемого.

Подвесная система с помощью карабина закрепляется за коуши рабочей веревки, после этого замыкатель карабина должен быть зафиксирован, Выбирается провис рабочей веревки между спускающимся и тормозным устройством. Свободная ветвь рабочей веревки на тормозном устройстве фиксируется удерживающим узлом типа "петля",

Пожарный № 1 наружным осмотром проверяет маршрут следования спасаемого, площадку приземления, сопровождает выход спасаемого за пределы здания (сооружения), обеспечив зависание на тормозном устройстве.

При спуске спасаемый должен быть обращен лицом тс зданию (сооружению) или боком к нему, чтобы видеть стену на случай обхода выступов путем отталкивания ногами или руками от стены.

25.4.5. После надевания и проверки подвесной системы пожарный № 1 снимает удерживающий узел и производит спуск спасаемого, регулируя скорость спуска натяжением свободной ветви рабочей веревки, при этом выбирает безопасную скорость спуска, не допуская рывков и ускорений. В случае самопроизвольной остановки спасаемого в процессе спуска (из-за его недостаточного веса) пожарный № 1 должен плавно приподнять свободную ветвь рабочей веревки, обеспечивая этим продолжение спуска.

После приземления спасаемого пожарный № 2 отсоединяет от карабина два кольца подвесной системы и освобождает спустившегося. При этом подвесная система остается висеть на рабочей веревке. После окончания спуска на второй ветви необходимо завязать петлю способом "восьмерка".

Аналогично производится спуск следующего спасаемого. При этом подвесная система со спускающимся должна закрепляться карабином за петлю ветви рабочей веревки. Операция спасания проводится челночным способом.

25.4.6. При спасании "слип - эвакуатором" должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

к эксплуатации системы могут быть допущены лица, назначенные приказом, изучившие программу первоначальной подготовки и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с инструкциями, методическими указаниями и другими документами, регламентирующими безопасность работ на высоте;

для исключения рывков в процессе выхода спасаемого с высотного уровня ветвь рабочей веревки между тормозным устройством и спускающимся должна быть слегка натянута. Провис веревки запрещается. Спуск начинается только после вывешивания спускаемого человека на ветви рабочей веревки, при этом свободная ветвь веревки должна быть предварительно зафиксирована петлей на тормозном устройстве в соответствии с требованиями инструкции и паспорта на "слип-эвакуатор";

система "слип-эвакуатор" должна закрепляться на здании (сооружении) в таком месте, чтобы исключить возможность соприкосновения веревки с острыми или нагретыми предметами или линиями электропередач, при этом пожарный № 1 должен иметь возможность визуально наблюдать траекторию спуска и место приземления спасаемого;

для предотвращения травмирования спасаемых при спуске со здания (сооружения) пожарный № 1 должен плавно регулировать скорость спуска, исключая рывки и выбирая при этом для каждого спускаемого безопасную скорость спуска.

Строго запрещается:

эксплуатация системы, выработавшей установленный ресурс;

эксплуатация системы с неисправной веревкой, петлей крепления карабина, подвесной системой;

эксплуатация системы, не прошедшей технического освидетельствования;

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления людей;

разборка элементов системы;

проведение спуска людей на карабинах, замыкатели которых не зафиксированы.

25.5. Проведение спасательных работ при помощи устройства спасательного рукавного (УСР), устанавливаемого на автоподъемнике (АКП) или автолестнице (АЛ)

25.5.1. Проведение спасательных работ с помощью УСР осуществляется расчетом в количестве не менее четырех пожарных.

25.5.2. После принятия решения о применении УСР руководитель тушения пожара (НУ) выполняет следующие действия:

назначает расчет из четырех пожарных и подает им команду: "Спасательный рукав (указывается место, откуда будет производиться спасание) - подать!";

организовывает при необходимости поиск и сопровождение пострадавших к месту установки УСР;

организовывает двухстороннюю связь с расчетом УСР;

после опроса и подтверждения членов расчета о готовности к проведению спасательных работ и убедившись, что спасательный рукав развернулся полностью и УСР готово к работе, по команде членам расчета: "Первый - пошел!" начинает поочередный спуск людей;

во время проведения спусков наблюдает, чтобы в спасательном рукаве находилось не более одного человека или не более двух в варианте "сопровождающий + спасаемый". При этом он должен получать подтверждение от страховщиков о выходе из рукава каждого спустившегося.

Рис. 29 Спуск по эластичному рукаву

25.5.3. Получив команду о применении УСР, пожарный расчет выполняет следующие действия:

При установке УСР на АКП или АЛ со стационарной люлькой:

водитель АКП или АЛ устанавливает автомобиль на опоры, опускает кабину подъемника или люльку автолестницы к земле;

пожарные № 1-№ 4 достают из отсека (ящика) устройство крепления рукава, рукав и переносят его к кабине подъемника (к люльке автолестницы);

пожарные № 1 и № 2 устанавливают устройство крепления рукава в посадочное место кабины (люльки);

пожарные № 3 и № 4 соединяют необходимое количество секций рукава;

после сборки и установки УСР пожарные № 1 и № 2 остаются в кабине (люльке), убедившись, что кольцо с рукавом плотно установлено в посадочное место и зафиксировано, с помощью пульта управления (подав команду водителю) производят подъем люльки к месту, с которого будет производиться спуск людей;

пожарные № 3 и № 4 остаются внизу, расправляют рукав и по мере его подъема производят осмотр и проверку правильности соединения секций рукава (стыки секций должны быть полностью закрыты эластичным слоем рукава);

после поднятия люльки на нужную высоту пожарный № 1 переходит из нее на этаж (крышу), устанавливает очередность спуска спасаемых, пропуская в первую очередь женщин, детей, больных и престарелых, организует при необходимости помощь для спуска маленьких детей и лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно обеспечить свой безопасный спуск (Рис. 29);

пожарный № 2 принимает спасаемых с этажа (крыши) в люльку, производит инструктаж спасаемых о правилах спуска и приемах торможения в рукаве, запрещает спуск людей с вещами, предметами или в обуви, которые могут повредить спасательный рукав или нанести травму спасаемому;

пожарные № 3 и № 4 осуществляют страховку и прием спасаемых в месте выхода людей из спасательного рукава;

после спуска всех спасаемых пожарный № 1 докладывает РТП о завершении спасательных работ и по его команде пожарные № 2 и № 1 опускают кабину (люльку) вниз.

При установке УСР на АЛ со съемной люлькой или на конце стрелы:

водитель АЛ устанавливает автомобиль на опоры, опускает конец стрелы автолестницы к земле, при необходимости оказывает помощь расчету при снятии люльки;

пожарные № 1-№ 4 снимают и устанавливают на конец стрелы автолестницы люльку или площадку для установки рукава, дальнейшие действия по установке УСР и спасанию людей аналогичны вышеизложенным.

При неполном пожарном расчете допускается страховка и прием спасаемых в месте выхода из рукава одним пожарным № 3.

25.5.4. Для оперативного и безопасного проведения спасательных работ с помощью УСР необходимо выполнять следующие тактические приемы:

перед спуском по рукаву спасаемый сначала садится на край отверстия рукава, опускает ноги в рукав и плавно соскальзывает в него;

при спуске в спасательном рукаве торможение движения происходит за счет сил трения между одеждой человека и внутренней поверхностью рукава, поэтому скорость спуска, вплоть до полной остановки, необходимо регулировать раздвиганием локтей и коленей;

для безопасного приземления спасаемых стоящие внизу страховщики принимают спускающихся на выходе из рукава и, при необходимости, регулируют спуск следующими способами:

1) пережимают нижний конец рукава перед выходом спасаемого и затем сразу за ним для исключения нежелательного столкновения с последующим спускающимся;

2) закручивают рукав вокруг вертикальной оси для осуществления регулировки скорости спуска людей, которые по состоянию здоровья или физическому состоянию не могут самостоятельно обеспечить свой безопасный спуск;

3) оттягивают нижний конец рукава в сторону для уменьшения скорости спуска спасаемого или в случае, когда расстояние от нижней кромки рукава до земли слишком мало, чтобы обеспечить свободный выход спасаемого из рукава;

4) для спуска в рукаве маленького ребенка необходимо взять его на руки и вместе с ним произвести спуск, регулируя скорость коленями, при этом страховщики должны обеспечить безопасную скорость спуска спасаемых с помощью указанных выше приемов;

5) для спуска в рукаве подростка или человека, который не в состоянии самостоятельно осуществить спуск из-за появления у него страха высоты необходимо посадить его на плечи одному из членов расчета или помощнику из числа спасающихся и произвести совместный спуск. Сопровождающий должен регулировать скорость спуска разведением локтей и коленей, при этом страховщики должны обеспечить безопасную скорость спуска спасаемых с помощью указанных выше приемов (Рис. 30).

Проведение родительского всеобуча по вопросам организации проведения и подготовки ...

  • Постановление от 19 мая 2009 г n 682/1 об утверждении стандарта качества

    Программа

    ... по разделам технологической подготовки Д Д 14 Справочные пособия по Методические пособия для учителя (рекомендации ... разведки - Д 23 Организация Строевая подготовка - Д 25 Оказание...

  • Йошкар-ола постановление мэрын мэра постановленииже города йошкар-олы

    Документ

    Оснащением Организации являются : 1) ... по разделам технологической подготовки Д Д 14 Справочные пособия по разделам и темам программы Д Д 15 Методические пособия для учителя (рекомендации ... Организация и несение внутренней службы - Д 24 Строевая подготовка ...

  • Имени ученого »

    Основная образовательная программа

    ... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...



  • Просмотров