Подготовка к венчанию в православной церкви правила. Какие правила нужно знать при венчании в православной церкви

Венчание в православной церкви — Таинство, при котором Господь благословляет новую семью на брак, посылает благодать единодушия для совместной жизни, рождения и воспитания детей. Оно имеет глубокий сакральный смысл: мужчина и женщина становятся единым целым перед людьми и Богом.

В дореволюционной России обряд венчания имел гражданскую и юридическую силу. Но впоследствии церковные браки объявили вне закона. В последнее время православные традиции возрождаются, и венчание стало практически неотъемлемой частью в церемонии бракосочетания.

Как правильно подготовиться к обряду венчания

Прежде чем принять решение о совершении обряда, молодые должны подготовить себя морально. К сожалению, некоторые семьи, отдавая дань моде, спешат заключить церковный брак, не отдавая себе отчёт в том, что это не только красивый процесс, но принятие супругами обязательств друг перед другом. Реалии жизни таковы, что не каждая семья выдерживает испытание тяготами совместной жизни, и принимает решение о расторжении брака. В гражданском законодательстве такая процедура возможна неоднократно, но православная Церковь относится к подобному шагу крайне отрицательно. Ведь при совершении Таинства, супруги дают друг другу обет верности, а расторжение брака – прямой путь к греху блуда. Развенчивание в церкви возможно (повторим: крайне нежелательно!) только единожды. Поэтому решение совершить обряд венчания должно быть взвешенным, обдуманным и обязательно обоюдным.

Подготовка начинается с беседы с батюшкой, выбора даты торжества. Перед заключением церковного брака оба супруга должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Это следует сделать за 3-4 дня до даты венчания.

Что нужно приготовить для совершения обряда

Необходимо приготовить две иконы: Спасителя для жениха и Божьей Матери для невесты. В этом особое значение отводится роли родителей. Они благословляют своих детей на брак и передают им свои иконы. Это символ преемственности поколений. Затем они хранятся дома, как святыня.

Жених приобретает кольца для себя и своей избранницы. Кольцо – символ вечности и неразрывности брачного союза.

Ранее по обычаю жениху предназначалось золотое кольцо, как символ Солнца, власти и могущества. Муж уподоблялся блеску солнца; а невесте – серебряное, как символ Луны, её чистого и ровного света, который отражается в лучах Солнца. В наши дни таких требований к кольцам нет.

Также для проведения обряда необходимо иметь два рушника (белое льняное полотенце), на одном будет стоять пара, вторым молодым перевязывают руки; и венчальные свечи. Их можно приобрести в церковной лавке, но лучше украсить самим.

Правила для венчающейся пары

Православная церковь выдвигает следующие требования к людям, вступающим в церковный брак:

— жених и невеста должны быть совершеннолетними.

— оба должны быть крещёнными в православной церкви.

— жених и невеста должны состоять в гражданском браке (предъявляется свидетельство).

— пара не должна иметь кровных связей вплоть до третьего колена.

— в брак не могут вступать состоящие в церковном родстве люди (крестники, крёстные).

— желание вступить в брак должно быть искренним и обоюдным.

Роль свидетелей в обряде венчания

Помимо правил для жениха и невесты, существуют также правила и для свидетелей.

Свидетели также должны быть крещёнными в православии. Ранее их присутствие на венчании означало собой передачу опыта духовной жизни молодой паре. Они назывались поручителями: ручались за молодых, поэтому, как правило, свидетелями были люди старшего возраста, которые хорошо знали вступающих в брак. Также они расписывались в метрической книге. Сейчас таких требований к свидетелям нет. Но роль их не становится менее значимой. Поручители принимают участие в обрядах обручения и венчания, когда жених с невестой обходят вокруг аналоя и придерживают венцы.

В каком возрасте можно венчаться

Церковь не ограничивает желающих пройти обряд венчания в возрасте. Это могут быть и юные новобрачные, и люди, прожившие в законном гражданском браке не одно десятилетие. Многие пары, осознав духовную близость, приходят к решению провести церемонию церковного бракосочетания в зрелом возрасте. В этом случаи им предстоит пройти процедуру покаяния. Так как все годы, прожитые совместно без благословения Церкви, считают проведёнными во грехе.

Продолжительность церемонии венчания

Сколько длится обряд? Он включает в себя два этапа: обручение и непосредственно само венчание. Многие, чтобы сократить время церемонии, проводят их в разное время. Но важно, чтобы обручение проходило именно в церкви после Божественной Литургии. Это означает, что муж получает женщину в жёны от самого Бога. Венчание длится около часа. Поэтому и брачующимся, и гостям лучше выбрать удобную обувь.

Приметы и традиции в венчании

Несмотря на то что суеверие не слишком распространено в современном мире, некоторые приметы и традиции, всё же, многие стараются соблюдать. Особенно это относится к обрядам бракосочетания как в ЗАГСе, так и в церкви. Приведём некоторые из них.

  1. Невеста обязательно должна быть в белом платье. С древних времён на Руси белый – цвет невинности и красоты. В наши дни добрачная невинность большая редкость, тем не менее, дань этой традиции отдают почти все новобрачные, невзирая на возраст вступления в брак.
  2. Если есть такая возможность, то перед венчанием молодые должны встать у колодца и поклясться друг другу в любви и верности.
  3. Во время венчания кровных родственников в Храме быть не должно. Они лишь благословляют молодых на Таинство.
  4. Перед поездкой на венчание под порог кладётся замочек, который следует закрыть, как только молодые перешагнут порог. Ключ надо выбросить, а замочек будет храниться в новой семье, как символ крепких уз и долгого брака.
  5. На пути к алтарю паре никто не должен переходить дорогу. А после венчания путь невесты не должен быть точно таким же, как до него.
  6. Во время венчания на головы брачующихся возлагают венцы (короны). Они тяжёлые. Если в процессе обряда у кого-либо корона падает, тому предстоит овдоветь. Поэтому очень важна роль свидетелей, которые держат короны над головами супругов!
  7. В руках молодые будут держать свечи. Если у кого-то свеча издаёт треск, или гаснет, то ему болеть и покинуть этот свет раньше другого.
  8. Для церемонии венчания супругам под ноги кладётся рушник. Жених должен наступить на него первым, тогда ему быть хозяином в доме. После церемонии рушник обязательно хранится в семье и никому не отдаётся. Лучше его даже не показывать.
  9. Молодым нельзя во время венчания смотреть в глаза друг другу, чтобы не было ссор и конфликтов.
  10. Плохой приметой считается, если упадёт кольцо. Значит, брак будет недолгим.
  11. После венчания супруги должны преподнести друг другу дары. Чаще всего это полотенце и каравай хлеба. На долгую счастливую и сытую жизнь!
  12. Хорошей приметой считается, если в день венчания идёт дождь.

Как сохранить на долгую память красивый обряд

Все без исключения пары, помимо кадров гражданской свадьбы, хотят сохранить для себя и своих потомков память о церемонии церковного бракосочетания. Ведь помимо глубокого духовного смысла, венчание ещё и очень красивый обряд! Церковный расписной свод, иконы в золочёных рамах, праздничные одеяния священнослужителей, свечи, нарядные молодожёны: всё это хочется запечатлеть, чтобы вновь можно было проникнуться этой торжественной обстановкой. Ранее Церковь запрещала съемки в Храме, но времена меняются. В наши дни во время обрядов в Храме можно делать фото и видеосъёмку. Только этот вопрос необходимо заранее обговорить с батюшкой при встрече, посвящённой подготовке к мероприятию. Посмотрите видеоподборку с венчанием, узнайте, почему этот обряд так важен, прослушайте советы батюшки для тех, кто желает обвенчаться спустя много лет после юридического бракосочетания:

Как отпраздновать венчание

После венчания, когда молодые стали перед Богом и людьми мужем и женой, можно подумать и том, как отметить это знаменательное событие. Застолье после обряда венчания должно быть тихим и скромным, наполненным светлой радостью от воссоединения двух людей в одно целое. Шумные пьяные вечеринки с непристойными речами, песнями и плясками (как некоторые себе представляют веселье) недопустимы для празднования венчания, да и не только его! Лучше провести радостный светлый вечер в кругу близких людей за лёгким фуршетом.

Сравнение обрядов венчания нескольких конфессий

Обряд венчания проводится церквями различных конфессий. Христианство в целом делится на две ветви: православие и католичество. Мы подробно рассмотрели правила венчания в православной церкви. Чем они отличаются от правил в церкви католической?

Правила венчания в католической церкви

Так же, как и православная, католическая церковь выдвигает ряд требований к молодожёнам. Они обязательно должны быть совершеннолетними; быть в здравом уме: понимать что и зачем они делают. В отличие от православия, католическая церковь категорически не допускает расторжения церковного брака. Но заключение его между представителями разных религий (например, католички и мусульманина) разрешается. В обязательном порядке предъявить свидетельство о крещении в католицизме, сертификат о первом причастии. И, наконец, жених и невеста наизусть должны знать три молитвы: к Господу, к Деве Марии и «Верую». Венчание проводится в костёле, после обряда молодые отправляются в свадебное путешествие.

Правила венчания в армянской церкви

Как известно, армяне тоже православные. Однако традиции венчания немного отличаются. Вкратце о них расскажем.

Венчание в армянской церкви состоит из нескольких этапов. Первый – неформальная встреча, проходящая за некоторое время до церемонии и, по сути, является помолвкой. Событие – дань традициям, когда молодые получают благословение родителей. На помолвке жених и невеста обмениваются кольцами. Одевают их на правую руку, а после венчания на левую. Обряд венчания случается позже помолвки. Молодым даётся время лучше узнать друг друга и родственников и друзей с обеих сторон. Это связано с тем, что, следуя народным традициям, в Армении часто жених и невеста знакомились на помолвке и раньше друг друга не знали. В наши дни это сохранилось как дань древним обычаям. Празднование торжества проходит три дня. Первый день супруги проводят вместе, принимая подарки, второй день каждый проводит со своей семьёй и друзьями, а на третий невеста приходит в дом к мужу, чтобы остаться навсегда со своим избранником.

Венчание во всех церквях является красивым и торжественным обрядом!

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Обряд венчания в православной церкви относится к Таинствам Церкви, во время которого при взаимном обещании встающих под венец хранить верность друг другу в любых ситуациях, сам Бог благословляет пару быть единым целым на протяжении всей жизни с Христом.

Правила венчания требуют, чтобы принявшие решение будущие супруги были крещены по законам православия и осознавали важность этого обряда.

Духовная суть венчания

Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).

Обряд венчания в православной церкви - действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.

В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного - мужчину и женщину сотворил Господь.

Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.

Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.

Главой семьи является муж, а ему - Иисус.

Венчанная пара - прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.

В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.

О семейной жизни в православии:

Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.

Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.

Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.

Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.

После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.

Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.

Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи, целомудрия.

Венчание

В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию

Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье - христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.

Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.

При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.

Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов

Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.

Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.

Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.

Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.

Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.

Молитвы о семье:

  • Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о семейном благополучии

Как вести себя в храме во время Таинства

Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.

Бракосочетание в храме - священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.

Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.

Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.

Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям - жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.

С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.

Должна ли невеста покрывать голову во время венчания

Белоснежное платье, воздушная фата - традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.

Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?

История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.

Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.

В православии фата является символом чистоты и невинности.

Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.

Что такое обручение перед венчанием

Обручение - событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.

Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.

Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.

Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.

Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.

Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.

На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.

Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.

Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.

Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».

Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.

В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.

Важно! Супружество - благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.

В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.

В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.

После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.

«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.

Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.

Кольцо от жениха на руке невесты - символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.

Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя - Ангела для нового семейства.

Венчальные аксессуары

Таинство Церкви - венчание

После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.

Певчие исполняют псалом.

Псалом 127

Песнь восхождения.

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

так благословится человек, боящийся Господа!

Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.

Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.

Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.

Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.

После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.

Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.

После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.

Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.

Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.

Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.

Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.

«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:

  • деток, как зерен на колосе;
  • изобилие, как винограда на лозе;
  • долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.

В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.

В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.

Настало время главного действия венчания - надевание венца.

Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.

Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.

Венчание

Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.

Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.

Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.

Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)

В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены - быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)

В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).

Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.

После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.

Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.

Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу - пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.

После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.

В каких случаях церковный брак недопустим

По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.

  1. Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
  2. Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
  3. Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
  4. Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
  5. Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.

В какие дни венчание не совершается

Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:

  • на протяжении всех дней постов, а их четыре;
  • семь дней после Пасхи;
  • 20 дней от Рождества до Крещения;
  • по вторникам, четвергам, субботам;
  • перед великими храмовыми праздниками;
  • за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.

Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы

Что делать со свечами, платками и полотенцами, которые использовали во время венчания?

Свечи - не просто огонек, а воплощение веры в исполнение прошений перед Создателем . По традиции, венчальные свечи следует завернуть в платочки, с помощью которых их держали, и спрятать за образами или в другое благочестивое место.

Венчальные свечи зажигают на непродолжительное время всякий раз, когда дом посещают трудности, будь то ссоры, болезнь, финансовые проблемы.

Полотенцами, как правило, украшают иконы, которыми молодых благословляли в храме.

В некоторых семьях существует традиция передавать платки и полотенца для венчания из поколения в поколение как оберег рода. Полотенца можно оставить в храме для пар, которые не могут себе позволить приобрести этот аксессуар.

Совет! Все традиции остаются только традициями, главное для семьи - это любовь, взаимное уважение и поддержка друг друга.

Посмотрите видео о венчании

Пожалуй, венчание – это один из самых значительных, радостных и красивых христианских обрядов, который своей возвышенной атмосферой навевает даже просто присутствующим на нем чувство радости и любви, не говоря уже о молодых, которые решили скрепить свой союз перед Богом.

Само венчание определяется как богослужение в церкви, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. В православном браке каждому из супругов надлежит занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семейной жизни, за её благополучие и прочность. Жена же должна строить семейную жизнь, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его духовную основу. Если обобщить сказанное, то можно сказать, что женщина – душа любой семьи, а мужчина – тело.

Слово «брак» — славянского происхождения, и означает оно – «быть вместе». Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке. По церковным канонам супруги по заключении церковного брака соединяются «в плоть едину», т.е. становятся одним существом в своих стремлениях, определении ценностей, радости и горести.

Со времен Петра I вплоть до марта 1917г.
абсолютно для всех православных жителей Российского государства действительным считался только брак, заключенный в церкви путем венчания. В сегодняшнем обществе церковный брак не является обязательным, т.к. фактически не имеет юридической силы, однако огромное количество новобрачных стремятся зарегистрировать свой союз именно в церкви. Правда, и мотивация у всех пар совершенно разная, одни отдают дань моде, другие же выполняют родительские наставления. Третьи считают это просто необходимым для дальнейшей семейной жизни, по своим внутренним убеждениям.

В этой статье мне хотелось бы дать пояснения по некоторым вопросам, касающимся этого обряда, чтобы помочь молодым, только задумывающимся о семье, сделать правильные шаги.

Когда лучше венчаться?

Еще совсем недавно большинству людей, жившим в советском обществе, в принципе не приходило в голову венчаться, т.к. религия находилась в то время в «подполье». Но в начале девяностых годов началось её возрождение, а с ней и такого обряда, как венчание. И многие пары стали включать в свое свадебное торжество этот обряд, чтобы как-то его разнообразить и приукрасить. Однако понимание обряда, к сожалению, было у единиц, в принципе, как и сегодня. Конечно же, нынешние пары более просвещены в данном вопросе, но большинство по-прежнему не понимает сакрального смысла таинства. Для большинства это просто красивое «приложение» к свадьбе. Безусловно, таинство венчания весьма красивое и завораживающие действие, окутанное ореолом какой-то трогательности. И, конечно же, с регистрацией в Загсе его нельзя сравнивать. Сама обстановка в церкви, стены украшенные фресками, множество икон, везде горящие свечи – все это вызывает в человеке некое благоговение и трепет. Но внешняя атрибутика не должна браться за основу. Определяющим моментом должны являться те два человека, которые осознанно захотели прийти сюда и заключить брак.

Если ваша пара хочет венчаться в церкви, постарайтесь более осмысленно подойти к этому вопросу. Подумайте как следует, прежде чем сделать этот шаг, не торопитесь. Во главе угла должна стоять не красота обряда, а обязательства, которые берут на себя супруги. Гражданский брак официально регулируется семейным кодексом, в котором весьма четко прописаны все права и обязанности супругов. При венчании вы даете обещание любить друг друга всю жизнь, быть терпеливым и рассудительным, только даете вы это обещание ни кому-то, кто может в дальнейшем осудить вас за недостойное поведение, а по сути, самому себе. Вы всегда можете обмануть окружающих, но себя вряд ли. Не торопитесь со своими порывами, желание венчаться должно «вызреть в вашем сознании», стать необходимостью вашей жизни, а не просто одним из красивых моментов.

Многие пары сегодня совмещают официальную регистрацию в Загсе и венчание в церкви в один день. Это, на мой взгляд, не совсем верное решение по нескольким параметрам. Венчание – это в принципе праздник двоих , спокойствие и умиротворенность должны быть в его основе, а не шумное гуляние гостей.

Еще один параметр заключается в том, что этот обряд требует определенной подготовки , а хлопот вам и без того хватит. Правда тут многие возражают и говорят, мол, одним делом больше, одним меньше, какая разница? Но оказывается, что если все делать по правилам, то действительно хлопот будет не мало.

Кроме того, встает вопрос времени, я имею в виду то, что следует очень верно рассчитать, где и сколько вы будете находиться весь свадебный день. Одна знакомая пара из-за непредвиденного снегопада успела зарегистрироваться, но опоздала на венчание.

У другой пары наоборот все прошло успешно, однако были жалобы со стороны невесты, что тяжело все вместе в один день уложить, не только в свадебном расписании, но и в голове. Не говоря уже о физической усталости, которая возникнет после такого насыщенного дня.

Поэтому вполне разумным и удобным разделить эти два события как минимум по разным дням, а в некоторых случаях и годам. Правда и тут есть возражения со стороны молодых, которые говорят, что если не в этот же день произойдет венчание, то им потом некогда будет. На мой взгляд, это все глупости, потому как если вы вполне осознанно решили сделать такой шаг, то вам его в принципе никто и ничто не сможет помешать осуществить.

Еще один аргумент, который мне в свое время был приведен, это то, что слишком затратно разделять эти два праздника. На это мне хочется ответить следующее – как уже и было сказано – «венчание – это праздник для двоих» и на него в принципе не принято звать большое количество людей, обычно в список приглашенных входят только мамы, папы, бабушки, дедушки и родные братья и сестры. Само венчание вместе со всеми его составляющими частями обойдется вам примерно в три, ну максимум четыре тысячи (имеется в виду пожертвование для церкви, полотенце, иконы, свечи). Наряд при правильном, изначальном его выборе на регистрацию может и вовсе не потребовать покупки нового, а если что-то и потребуется приобрести, то это будут лишь аксессуары, которые так же не потребуют значительных финансовых затрат.

Банкет и вовсе можно будет организовать в домашних условиях, т.к. если следовать правилам и не приглашать большое количество людей, то всем вполне возможно уместиться и за одним столом дома. Но даже если вам захочется посидеть в кафе все в том же узком семейном кругу, то это так же обойдется вам не слишком дорого. Да и вообще, вы представьте, как это замечательно, когда в вашей памяти останутся два совершенно разных, но по духу единых праздника, а не один суматошный переполненный событиями день.

Как одеваться на венчание?

По возможности длина должна быть «в пол», максимальное допущение – это длина не выше колена. Некоторыми невестами рассматривается вариант платья со шлейфом. В принципе, это католическая традиция. На Руси платьев со шлейфами не шили, однако современные священнослужители вряд ли выкажут недовольство по этому поводу. Скорее всего, после венчания вы можете услышать множество претензий именно со стороны свидетельницы, т. к. на самом венчании достаточно сложно держать над головой венец и двигаться, одновременно не наступив на шлейф платья. Причем у той невесты, на чьём венчании присутствовала я в качестве свидетельницы, было платье без шлейфа, но достаточно объемное и до самого пола. И мне во время движения приходилось внимательно следить за тем, чтобы не наступить на него.

Само платье для венчания может быть любым, но предпочтительно закрытое. Не должны быть открытыми спина, декольте и плечи. В идеале это платье с длинными рукавами, неглубоким вырезом на груди и закрытой спиной. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное, чтобы он прикрывал плечи.

Зачастую молодыми планируются в один день как гражданское бракосочетание, так и венчание, и здесь перед невестами встает достаточно сложный вопрос. Либо на обоих мероприятиях находиться в закрытом платье, либо приобретать два платья для двух мероприятий. Однако этот вариант может оказаться для многих весьма накладным. Правда, не стоит заранее расстраиваться, т.к. выход есть всегда. Например, открытое платье вполне можно дополнить аксессуарами, такими как длинные перчатки, на плечи можно накинуть палантин, кружевное болеро, которое сразу после венчания можно снять, красивую ажурную шаль или же специальную накидку для венчания. Не бойтесь прикрывать руки и плечи, вы вряд ли что-то потеряете в своей красоте, скорее приобретете, т.к. невесты в таком наряде выглядят достаточно нежно и трогательно. В принципе, можно обойтись и без всевозможных накидок, если у вас есть длинная и пышная фата, она и прикроет открытые участки тела.

Платье, в котором венчаются, не принято дарить, продавать, как и крестильные рубашки, все эти вещи, а так же венчальные свечи и иконы, хранят вместе.

Общеизвестно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Поэтому определяясь со свадебной прической и её украшением, следует учитывать этот момент. Следует заранее уточнить у вашего батюшки, будут ли венцы одеваться на голову или же их будут держать свидетели, т.к. от этого момента и будет зависеть ваш выбор головного убора и прически.

Прическа на венчание не должна быть высокой, исключается множество буклей и другие её элементы, которые могут быть примяты платком на венчании. Лучшим вариантом есть и остается фата, т.к. она позволяет невесте и прическу удобной сделать и выглядеть при этом великолепно. Правда и фата не должна быть слишком маленькой, она должна прикрывать макушку. Какой бы вы головной убор не выбрали, постарайтесь его закрепить, иначе во время церемонии он обязательно будет смещаться, а это вам непременно помешает, и вам то и дело придется поправлять его.

Невестам не рекомендуется одевать на венчание модельные туфли на большом каблуке, и дело тут не в обычаях, а в банальном удобстве ваших ног, т.к. в течение всего обряда вам придется простоять не мало времени. А выстоять на них будет довольно сложно, и после венчания вам уже ничего не захочется, кроме одного, как можно скорее избавиться от «колодок». Поэтому выбор стоит сделать в сторону туфель на сплошной подошве или же с минимальным каблуком.

Косметики на невесте должно быть минимальное количество. Кроме этого, макияж не должен быть слишком ярким, но большинство сегодняшних невест и без этого уточнения предпочитают естественные нотки. Единственным моментом на заметку является то, что женщинам запрещено целовать с накрашенными губами венец, крест, икону, но это поправимо простым снятием помады непосредственно перед входом в церковь. Поэтому запаситесь специальными средствами, как для её снятия, так и для повторного нанесения. В общем, во всем облике невесты должна проглядываться естественность.

Жених же на венчании должен выглядеть серьезно, поэтому для этого случая как нельзя кстати подойдет строгий костюм. Конечно, предпочтительными цветами как и в случае с невестой являются светлые, однако по отношению к женихам строгих правил в этом отношении нет. Безусловно, повседневная одежда спортивного типа, а также джинсовая – не подходящий наряд для венчания. Головного убора на женихе быть не должно.

Приглашенные гости так же должны соблюдать ряд требований. Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, желательно присутствие женщин в платьях и юбках, однако многими приходами не возбраняются и брючные костюмы. Все без исключения гости должны в этот день в обязательном порядке одеть свои нательные крестики включая, конечно же, как вы понимаете, свидетелей и молодых.

С уважением, Ирина Кравчук.

Венчание в церкви является священным обрядом, который дает мужу и жене церковное благословение на счастливую семейную жизнь, рождение детей. На проведение этого красивого и трогательного события решаются многие пары. Но чтобы обряд был не просто данью моде, а стал серьезным обдуманным шагом, стоит узнать его особенности.

Важные условия для проведения венчания

Венчаться разрешено в день свадьбы либо через время: неделю, месяц, годы. Главное, чтобы были соблюдены все, предусмотренные церковью, условия.

Кому можно венчаться

Важным условием для проведения обряда является наличие свидетельства о браке. Кроме того, супруги должны быть крещенными православными христианами. Однако в некоторых случаях могут разрешить венчание, если супруг неправославный христианин, при условии, что рожденные в браке дети крещены будут в православии. Также важно соответствие брачному возрасту: невесте должно исполниться 16 лет, жениху — 18. Не стоит опасаться отказа, если жена беременна, поскольку, по мнению церкви, дети должны быть рождены в венчанном браке. Венчание может быть проведено, даже если супруги не получили родительского благословения, поскольку его может заменить благословение духовника.

Ограничений для таинства венчания не так много. Церковь не одобрит обряд между некрещенными, атеистами, кровными, а также духовными родственниками, к примеру, между крестными ребенка, между крестным и крестником. Данную церемонию разрешается проводить не более трех раз. Также запрещено венчаться в случае, если это уже будет ваш четвертый официально зарегистрированный брак.

Когда разрешается проведение церемонии

Часто молодожены решают венчаться в день с официальной регистрацией брака. Но, учитывая, что такое таинство православия — довольно серьезный шаг, торопиться с обрядом не стоит: его можно отложить до рождения ребенка или провести после нескольких лет официального брака.

Совершается данный обряд не каждый день. Венчают молодоженов 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. Однако стоит учитывать, что на протяжении года существуют 4 поста, во время них церковные браки не заключаются:
- Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
- Великий — семь недель до православной Пасхи;
- Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
- Успенский — длится 14 - 27 августа.

Также церковь откажет в проведении венчания в знаковые дни:
- 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
- 27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
- с 7 по 19 января — Святки;
- на Масленицу;
- на Светлую неделю (неделя после Пасхи).

Даже если выбранный Вами день не приходится на перечисленные даты, все же лучше сходить в церковь, чтобы уточнить все у батюшки. Кроме того, невеста должна подсчитать, чтобы в выбранную дату не было «критических дней», поскольку появляться в это время в церкви нельзя.

Что должно предшествовать обряду венчания

К данному обряду необходимо подготовиться духовно. Это значит, что жениху и невесте перед венчанием нужно молиться, исповедаться, причаститься, выдержать трехдневный пост (необходимо воздержаться от пищи животного происхождения). Молодожены до брака не должны вступать в плотские отношения, причем это условие относится также и к паре, которая решила венчаться спустя несколько лет совместной жизни. Им необходимо воздержаться от близких отношений на протяжении нескольких дней до обряда.

Подготовка к таинству венчания

Выбор церкви, общение со священником

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др. Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования. Этот вопрос также стоит обговорить со священником. Тем более, что часто предусмотрены «дополнительные услуги», к примеру, колокольный звон, церковный хор.


Выбор поручителей

Двоих поручителей (свидетелей) выбирают, как правило, из близких. Стоит учесть, что они должны обязательно быть крещеными. Не разрешается брать в поручители разведенных супругов, пару, живущую в незаконном, «гражданском» браке. Их духовные обязанности похожи на обязанности крестных: они должны духовно руководить создаваемой семьей. Поэтому в поручители не принято приглашать молодых, не знакомых с супружеской жизнью, людей. Если при поиске свидетелей возникли сложности, допускается проведение таинства венчания и без них.

Выбор наряда

  • Невеста

    Подвенечное платье невесты должно быть не выше колен, должно закрывать плечи и желательно руки, не должно иметь глубокого декольте (можно использовать длинные перчатки, накидку, болеро, ажурную шаль, палантин, др.). Желательно отдавать предпочтение наряду светлых тонов, от темных и ярких (фиолетового, синего, черного) стоит отказаться. Не подойдут для церемонии сарафаны и брючные костюмы. Голову невесте обязательно нужно покрыть. Учитывая, что во время церемонии на молодых одевают церковные короны (венцы), не стоит покрывать голову невесты большой шляпой, так как она будет смотреться неуместно.

    Обувь можно надевать любую, однако при ее выборе следует учитывать, что в ней придется стоять довольно долго, поэтому от неудобных туфлей на каблуках лучше отказаться. Чтобы определиться с прической, желательно заранее уточнить у батюшки, венцы будут одеваться на голову либо их будут держать поручители. Макияж невесты не должен быть слишком заметным, также стоит помнить, что с накрашенными губами запрещается целовать венец, крест, икону.

    Считается, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать. Его необходимо хранить вместе с крестильными рубашками, венчальными свечами, иконами.

  • Жених

    Для венчания жениху подойдет строгий костюм. Особых запретов относительно цвета к костюму не предъявляется. Не стоит приходить в церковь в повседневной, джинсовой, спортивной одежде. Головного убора у жениха не должно быть.

  • Гости

    Гости, заходя в храм, должны соблюдать требования, предъявляемые для всех прихожан: для женщин — одежда закрытого типа, головные уборы, нежелательны брючные костюмы, для мужчин — строгая одежда, без головного убора.

    Кроме того, все участники и присутствующие на церемонии венчания: невеста, жених, поручители и гости, должны обязательно одеть нательные крестики.

Что подготовить для обряда

Для венчания потребуются:
- кольца, которые нужно отдать священнику до обряда для освящения;
- венчальные свечи;
- венчальные иконы (изображения Христа и Богородицы);
- белое полотенце-рушник (на нем молодые будут стоять во время обряда);
- два платка (держать свечи).

Полотенце, на котором во время венчания в храме стояли жених и невеста, символизирует жизненную дорогу, поэтому его необходимо хранить и никому не отдавать. Также следует хранить венчальные свечи, которые можно зажигать при трудных родах, болезни детей.

Выбор фотографа

Важно учесть, что делать видео либо фотосъемку обряда венчания разрешается не во всех церквях. Поэтому стоит заранее обсудить с батюшкой этот вопрос. Учитывая, что освещение в храмах специфическое, желательно выбирать профессионального фотографа, который учтет нюансы съемки, сможет выбрать правильные ракурсы, сделать качественные снимки, передающие атмосферу храма и величие обряда венчания.

Церемония венчания

Данный обряд включает обручение и венчание . Стоит учесть, что во время церемонии священник должен называть молодоженов именами, которые даны им были при крещении (иногда они отличаются от имен "в миру"). Обручение проходит у входа в церковь. Невеста должна стоять слева от жениха. Священник благословляет молодых и вручает зажженные венчальные свечи, которые нужно держать до конца службы. После молитвы он трижды переменяет обручальные кольца с руки мужчины на руку женщины. После этого они становятся женихом и невестой.

Венчание проводится в центре храма, где жених и невеста будут стоять на белом полотенце. На протяжении обряда священник читает молитвы, поручители над головами молодоженов держат венцы. После ответа на вопросы священника «по доброй воле совершается венчание?» «нет ли препятствий?» и чтения молитв, молодожены становятся перед Богом супругами. Теперь они могут поцеловать венцы и в три приема выпить вино из чаши, которая символизирует семейную жизнь с радостями и печалями. После того, как священник проводит их вокруг аналоя, подводит к Царским вратам, муж целует икону Христа, а жена — Божьей Матери. Теперь гости могут поздравить обвенчанных.

Помните, что венчание является не просто запоминающимся, ярким праздником, но и очень ответственным шагом, совершать который стоит раз в жизни. Церковно развести (развенчать) супругов можно только по серьезным обстоятельствам, по разрешению епархии. Поэтому к соединению своей жизни перед Богом и самому таинству венчания следует подходить серьезно, с пониманием и учетом всех традиций и правил.



Просмотров