Подборка правил: местоимение. Правописание местоимений в русском языке

1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.

Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.

Например: все-таки, кое-куда, как-либо.

Запомнить: как будто.

2. Правописание слов с пол-, полу-.

Слова с полу- всегда пишутся слитно.

Например: полусапожки, полушубок.

Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.

  • Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.

    Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока.

  • В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:

    Например: полмоста, полвагона.

  • Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:

    Например: пол вишневого сада, пол моего участка.

3. Правописание наречий.

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много.
  • Имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески.
  • Имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.

Внимание ! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:

Например: Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.

Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис Слитно
  • Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный .
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный .
  • Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый .
  • Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический .
    Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
  • Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий).
  • Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога).
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный .
  • Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий .

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис Слитно
  • Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван-кровать .
  • Некоторые географические названия: Санкт-Петербург .
  • Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час .
  • Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан .
  • Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета) .
  • Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки .
  • Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова .
  • Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма-Ата, но алмаатинец .

Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.

Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.

Например: Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).

Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, - это производный предлог.

Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.

Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:

Например: Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на долгожданную встречу с другом).

Правописание производных предлогов и омонимичных самостоятельных частей может совпадать (навстречу - навстречу), а может различаться. Следует запомнить:

Запомнить: иметь в виду.

7. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.

8. Правописание союзов.

Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.

Например: Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал).
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив).

В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:

Например: То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.

Запомнить: во что бы то ни стало.

9. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.

Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова - существительные с предлогом.

Например: посмотреть вверх (наречие) - посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) - улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом).

В правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было
частично разобрано.

Рассмотрим каждое правило подробнее.

1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях :
Употребление НЕ и НИ в местоимениях.

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные
наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.

Приведем пример: никакой, нигде, некоторый, нисколько, ничто, никого,
некто, несколько, негде, незачем, никто.

Б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как
пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают
частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих
словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по
общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.

Приведем пример:
Вдалеке был не кто иной, как мой бывший однокурсник. – Никто иной этого
совершить не мог; Это было не чем иным, как простым мороженным. – Ничем
иным он не занимался.

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями :

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях-числительных,
местоимениях-прилагательных, местоимениях-существительных не и ни
пишутся:
слитно, если между не и ни и корнем нет предлога;
Приведем пример: некого, никого, некто, несколько, нечто, никакого.
раздельно, если между не и ни и корнем есть предлог;
Приведем пример: ни у кого, не у кого, ни у какого, не к чему, ни к чему.

Б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда
пишутся слитно, поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при
себе предлогов;
Приведем пример: неоткуда ждать поступлений, негде жить, незачем уходить.

В) обратите внимание на правописание слов:
ни за чем, ни за что, нипочём – ни при чём, ни в какую, ни в чём ни
бывало.

Г) с остальными местоимениями (включая местоименные наречия) при
отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями
раздельно.
Приведем пример: не любой, не сам, не я, не вас, не каждому, не здесь, не
туда.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений :

А) местоимения-прилагательные, местоимения-существительные и местоимения
-числительные с предлогом пишутся раздельно.
Приведем пример: за тем деревом, по этому озеру, по тому берегу, на
сколько евро дешевле?

В данном случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог
оставить, или заменить местоимение существительным, прилагательным,
числительным;
Приведем пример: за углом, по озеру, по морю, на семь центов дешевле.

Б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной
формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного,
местоимения-числительного, пишутся слитно.
Приведем пример: посему, поэтому, затем, потому, насколько.

В этом случае местоимение-существительное или местоимение-прилагательное
нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;

Приведем пример: Она всё решит без ошибок, поэтому не стоит волноваться;
Его не было из-за того, что он был влюблен; Он сел, затем лег.

В) всегда пишутся раздельно сочетания:
зa этим, зa что, к чему, к тому, от этого, при этом, во что бы то ни стало;

Г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом).

Приведем пример: Отец ругал меня за бездействие каждый день, и это длилось в течение года (это длилось в течение года).
– Во-первых, он очень молод, во-вторых, не здоров.
Итак, рассчитывать на его помощь не следует (Таким образом, рассчитывать на его помощь не следует);

Д) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

Кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь.

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

ТИП УРОКА : обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

ЦЕЛИ :

    знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания местоимений;

    уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;

    воспитывать умение актуализации полученных знаний;
    воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

ОБОРУДОВАНИЕ : проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, тетради, учебники Гольцовой, тесты Сениной для подготовки к ЕГЭ,11 класс

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орфографическая разминка.

Слайд. Пока все ученики выполняют задание, один готовит ответ на вопросы по карточке.

1. Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните и выделите орфограммы, а также покажите главное слово в словосочетании, укажите вид подчинительной связи.

Неясный почерк (согласование); снова нездоровится (примыкание); купить не на что (управление); недорогой, но красивый ситец (согласование); никого я не боюсь(управление); состоялся несмотря на непогоду (управление); ненавидящий ложь (управление); поступил не по-товарищески (примыкание); скромная незабудка (согласование);нечего бояться (управление), не с кем посоветоваться(управление).

Назовите основную орфограмму «разминки». (Написание не с разными частями речи.)

Вспомните, как пишется не с разными частями речи. (Ученики формулируют правила, приводят примеры.)

2. Проверка карточки. Слайд.

ТЕСТ № 1. Найдите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1. Зашумела, разгулялась в поле (не)погода.

2. Я увидел (не) похожего на отца пожилого человека.

3. Мне её (не)(в)(чем) упрекнуть.

4. (Не)доумевая, Сережа внимательно посмотрел на нее.

Слайд. ТЕСТ № 2. Найдите предложение, в котором не со словом пишется слитно.

1. Море детям (не) надоедает.

2. Эта задача оказалась далеко (не)легкой.

3. Эта вещица (не)когда была моей.

4. Командир (не)вмешиваясь слушал доклады подчиненных.

ТЕСТ № 3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ему просто (не)(с)(кем) было поговорить .

2) Дальняя комната была (не)большая, но светлая и уютная.

3) Со дня отъезда Лизы все оставались (не)весёлыми.

4) Вдалеке виднелись (не)взрачные постройки,

II. Знакомство с теоретическим материалом

1. Мы с вами продолжаем знакомство с местоимением как частью речи. Дома вы должны были познакомиться с § 46-47, напомните мне:

Что называют местоимением? (местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.)

Назовите Лексико-грамматические разряды местоимений.

Слайд.

личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

возвратные: себя;

притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их;

указательные: то, это, этот, тот, такой, таков, сей (устар.) оный (устар.), этакий (просторечн.);

определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой;

вопросительные: кто?, что?, какой?, который?, сколько?, чей?;

относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;

неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, что-то, какой-либо, какой-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;

отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.

- Как изменяются личные местоимения ?

Слайд.

(При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в именительном падеже – я , а в родительном – совсем другая основа – меня .

Иногда в корне происходит чередование: тебя- тобой, меня- мне.

Местоимение 3-го лица он изменяется по родам: она, оно.

Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется н (у него, возле них, около неё).

- Какие местоимения не имеют И.п . ?

Слайд.

(не имеет формы И. п. возвратное мест. себя; начальная форма для него - Р. п.; Возвратное местоимение с ебя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе. В предложении себя является дополнением. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют формы И. п.)

- А какие местоимения имеют только форму И.П . ?

Слайд. ( Неопределенные местоимения некто, нечто имеют форму только И. п.) Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь . Эти местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.

Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.

В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Кто- нибудь , кое -кто, кое у кого.

- Как отличить притяжательные местоимения его, ее, их от личных ? (не изменяются и в предложении выступают в роли несогласованного определения, по вопросу)

Слайд.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные.

Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.

Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

- Как изменяются вопросительные и относительные местоимения кто? (кто), что? (что) и отрицательное ничто? (только по падежам. Вопросительные местоимения служат для оформления вопросительных предложений. Относительные - для присоединения придаточной части к главной в сложноподчиненном предложении. Относительные местоимения в сложноподчиненном предложении являются союзными словами).

2. Закрепление.

Слайд.

- Укажите разряд местоимений . Чем являются местоимения в данных предложениях?

1. Ничто не двигалось. (ничто - отрицательное, подлежащее); 2. Всем стало скучно и грустно. (всем - определительное, дополнение) 3. Ему (Нилову) захотелось выйти наружу. (ему - личное, дополнение). 4. Работа всякого нужна одинаково (всякого - определительное, определение). 5. Что такое: побежали все сломя голову прочь (что - относительное, подлежащее; такое - указательное, определение; все - определительное, подлежащее) 6. Егор с удивлением перехватил обращенный на себя взгляд попутчика (на себя - возвратное, дополнение).

3.Знакомство с теоретическим материалом.

- В чем заключается особенность изменения личных местоимений 3-го лица? ( Многие местоимения 3-го лица в косвенных падежах после всех непроизводных предлогов и после производных предлогов, управляющих Р. п., получают начальное н (у него).)

- Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях? ( Слитно )

- Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом? ( Раздельно )

- Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями? (Через дефис)

4. Закрепление. Подготовка к ЕГЭ.

Слайды.

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) я ни делал, он всегда прощал меня только ЗА (ТО), что я был еще ребенком. 2) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии. 3) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе. 4) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит! 2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. 3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. 4) (ЗА)ТЕМ, что происходило на арене, наблюдали все зрители, и он сделал ТО(ЖЕ) самое, что и вчера.

3. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловаж ное, на мой взгляд, обстоятельство. (2) На художественное воспита ние поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эсте тические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (3) И здесь особенно сильным было влияние матери.

(4) Русские женщины - носительницы народной культуры - пе стовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов

(5) Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним ба бушку Максима Горького... (6) По всеобщей молве, такой же нео быкновенной женщиной была и мать Есенина - Татьяна Фёдоровна. (7) Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (8) Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова вос хищались её колоритной речью.

(9) Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далё ких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Ко ловрате, об Авдотье Рязаночке. (10) Легендами окутан здесь каждый приокский курган.

4. Какое из предложений"2-9 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? Напишите номер этого пред ложения.

(1) Проходить ежедневный конт роль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелатель ных глаз. (2) Любое упущение в костюме, причёске, повадке немед ленно отмечается...

(3) Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (4) Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (5) На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (6) Она достигала этого минимумом усилий - ровным поведе нием, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (7) Весь класс в той или иной мере был неё влюблён.

(8) Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через гео графию, острейшее увлечение которой переживал тогда.

5. Среди предложений 8-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Назовите номер этого предложения.

(1) Я не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (2) Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (3) И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(4) К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (5) Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (6) Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (7) Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

6. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима.

(1) Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сооб ществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (З)Все они вносят свой вклад в экологию, которая се годня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агро экологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная эколо гия. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое разли чие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы.

7. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

(1)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (2)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (3)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

(4)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (5)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (6)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(7)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

Подведение итогов урока.

    Какие разряды местоимений по значению вы знаете?

    В чем особенность изменения притяжательных местоимений? (не изменяются, выполняют функцию несогласованных определений)

    Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях?

    Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями?

    Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом?

Домашнее задание. § 46, 47, упр. 260, 262. Вопросы для повторения на стр. 169. Выполнить тест

ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЯ

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, их количества, но не называет их: он, её, тебе, кто-то, некоторый и др.

Все местоимения изменяются по падежам.

Начальная форма местоимений (кроме местоимения себя ) – именительный падеж единственного числа.

В предложении местоимения употребляются в функции подлежащего, определения, дополнения, реже – обстоятельства. Ср.: С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом , это выходило у неёсамо собой . Замечательна в её характере и другая черта (К. Чуковский).

Местоимение может употребляться и в роли сказуемого, но значительно реже. Ср.: Теперь он мой ! Я сам таков – и этим сверх того не хвастаюсь. Я знаю, кто вы были (М. Лермонтов).

Разряды местоимений по соотносительности с другими частями речи


Разряды местоимений по значению и синтаксической функции

Отрицательные местоимения и местоименные наречия

Отрицательные местоимения Местоименные наречия
когоне у кого узнатьспросить – не чегоне для чего ехатьобижаться – не никого не былне встретил – ни у кого ничего не отказываетсяне боялся – ни от чего йникако й тетради не решайтетради не видел – ни в како ничьего поручения не отказыватьсяпоручения не забыл – ни от чьего когдане задерживаться кудане уложить эти вещи гдене поставить велосипед откудане ждать известий никогда не опаздывай никуда не уходи нигде не задерживайся даниотку не жди напоминаний кника не соберусь тьничу не сожалею лькониско не устал

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

Отрицательные местоимения


Написание сочетаний

не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как;

никто иной (другой) и ничто иное (другое)

Местоименные сочетания Значение Примеры
не кто иной (другой), как не что иное (другое), как Значение противопоставления выражается союзами как (стоящим после местоименного сочетания) и а (стоящим перед местоименным сочетанием). В предложениях с данными сочетаниями другого отрицания нет. Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения; Горение - это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом воздуха; Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой.
никто иной (другой) ничто иное (другое) Местоименные сочетания связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях. В предложениях без отрицания данные конструкции носят присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения. Никто иной не мог бы лучше этого сделать; Ничто другое нас бы не устроило. Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной.

Упражнение 164.

(Кое) о ком подумать, кто (нибудь) сделает, (кое) о чем поразмыслить, позвать кого (либо), к кому (то) уехать, что (либо) привезти, (кое) в чем не согласиться, (кое) кого расспросить, чего (то) не хватает, (кое) кем заменить, (кое) в чем противоречит, кому (нибудь) поручить.

Упражнение 165. Спишите, раскрывая скобки.Прокомментируйте правописание местоимений.

1. Так мне ещё удастся поживиться сырком, иль косточкой, иль чем (нибудь). 2. К кому (то) принесли от мастера Ларец. 3. В механике и я чего (нибудь) да стою. 4. Так это был твой брат и, словом, кто (нибудь) из вашего же роду. 5. Так видишь ли, мой друг, чего (то) нет на свете! 6. Уж я кой (что) посеял, посадил. 7. Какой (то) молодец купил огромный дом. 8. Идёт он [Медведь] в лес толкнуться у соседей, чтоб с кем (нибудь) знакомство свесть.

(И.А. Крылов )

Творческий диктант. Замените сложные предложения простыми, используя отрицательные местоимения.

Образец: Не было человека, которому я мог бы довериться. – Мне некому было довериться.

1. У меня нет ничего такого, во что можно было бы положить яблоки. 2. Тут нет ничего такого, чему можно было бы удивляться. 3. Нет человека, с которым я мог бы поиграть в шахматы. 4. Здесь нет ничего такого, над чем следовало бы ломать голову.

Упражнение 166. Перепишите, вставляя пропущенные частицы (не или ни ).

1. Этот провал _ что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и _ кто иной. 3. Проект сделан _ кем иным, как известным специалистом. 4. Внесенное предложение является _ чем иным, как результатом недоразумения. 5. _ что иное не могло бы больному так помочь, как перемена климата. 6. _ кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 7. Работу доведет до конца помощник мастера, и _ кто иной лучше её не выполнит. 8. Документ должен быть подписан н_ кем иным, как самим заявителем. 9. Недостатки конструкции могут быть объяснены н_ чем иным, как ошибкой в расчёте.

Упражнение 167. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание местоимений.

(Ни) кто не увидел, (ни) у кого не спрашивал, (не) кто в черном плаще с капюшоном, (не) у кого узнать, (ни) с кем не встретился, (не) чем заняться, (не) к кому обратиться с просьбой, (ни) о ком не думал, (ни) с кем не сравнивал, (не) кому помочь, (ни) в каком другом месте, (кому) то весело, (кто) то приехал, (кое) кто удивлялся, (что) нибудь придумаем, ответить на (кое) какие вопросы, (что) либо предпринять, (кое) с кем обсудить проблему, поинтересоваться у (кого) либо, (кое) что случится, сделать (что) то полезное, (какие) то неуверенные шаги.

Упражнение 168. Спишите, раскрывая скобки.

Кто (то), (кое) у кого, что (то), кому (то), чему (то), что (либо), (кое) с кого, (кое) кого, кто (нибудь), кого (либо), чего (либо), (кое) в чём, (кое) чем, кому (либо), (кое) о ком, (кое) кем, кем (либо), кем (нибудь), чем (либо), чем (нибудь), кем (то), чем (то).

Упражнение 169. Сгруппируйте словосочетания с местоимениями, в которых (1) не и ни пишутся слитно и (2) не и ни пишутся раздельно.

(Н_) из-за чего обижаться; (н_) чего сердиться; (н_) к кому обратиться; (н_) кому возвращаться; (н_) к кому не поедем; (н_) кому не расскажем; (н_) перед чем не остановимся; (н_) чем не похвастаемся; останемся (н_) с чем; (н_) чем не располагаем; (н_) с чем идти; (н_) чем заменить; (н_) о чем доложить; (н_) чем прибить.

Упражнение 170. не и ни в местоимениях.

1. (Н_) чего я не боюсь, но (н_) с кем и не бранюсь. 2. Тому (н_) чего бояться, кто не страшится. 3. И то бывает, что (н_) чего не бывает. 4. Тот не ошибается, кто (н_) чего не делает. 5. Когда густо, когда пусто, когда нет (н_) чего. 6. Родиться – родился, а (н_) к чему не пригодился. 7. За всё браться – (н_) чего не сделать. 8. Не стыдно молчать, коли (н_) чего сказать. 9. (Н_) кому в науку пути не закрыты.

(Пословицы )

Упражнение 171. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не и ни в местоимениях.

1. Дома сидит (н_) на кого не глядит. 2. В одной руке пусто, а в другой нет (н_) чего. 3. Люблю того, кто не обидит (н_) кого. 4. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то (н_) кому. 5. Кто дважды оглянется, тот (н_) чего не потеряет. 6. Поехали с орехами, приедут (н_) с чем. 7. Воин с оружием – всё, воин без оружия – (н_) что. 8. Остёр меч, да (н_) кого сечь. 9. (Н_) чего на зеркало пенять, коли рожа крива. 10. Плохого человека (н_) чем не уважишь. (Пословицы )

Выборочный диктант. Выпишите местоимения, определите их разряд и укажите начальную форму.

Когда я был юношей, то по воскресеньям я собирал детей нашей улицы и уводил их куда-нибудь в поле, в лес. Мне нравилось жить в дружбе с маленькими людьми, веселыми, как птицы.

Дети были рады покинуть пыльные тесные улицы города. Матери снабжали их кусками хлеба, я покупал им что-нибудь вкусное. Мы почти всегда выходили из города утром. Нас сопровождали звон колоколов и облака поднятой быстрыми ногами детворы пыли.

В жаркий полдень мои товарищи собирались на опушке леса. Малыши ложились спать, а десятилетние молодцы теснились вокруг меня и просили рассказать им что-нибудь. И я рассказывал им что-то, болтал так же охотно, как они сами болтали со мной.

(По М. Горькому )


Тестовое задание

Определите, какие из высказываний являются ошибочными.



Просмотров