«Почему важно соблюдать законы. Зачем надо соблюдать законы Почему государство требует соблюдения законов

Тема: Почему важно соблюдать законы

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникно­вения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; пони­мать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; метапредметные - 1) комму никативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

Вопросы к классу .

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Почему важно соблюдать законы».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1.Закон устанавливает порядок в обществе.

2.Закон стремится установить справедливость.

3.Закон устанавливает границы свободы поведения.

Введение в новый материал

На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила по­ведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

Удается ли законам защитить человека? Почему люди стре­мятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

Работа по теме уроков

1. Закон устанавливает порядок в обществе

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы па доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятие «закон».)

Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на во­просы.

Текст учебника

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж, одним словом -непорядок. Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже 16-XVII вв. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Федорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей гибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре. 1

Смута поселилась прежде всего в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться ее недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости. Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

Дополнительный материал

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством пра­вил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского го­сударства - предусматривались не только различные наказания за при­чинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «пра­вильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Вопросы к классу

Чем грозит государству отсутствие законной власти?

Зачем люди принимают законы?

Почему важно соблюдать законы?

(Ответы учеников.)

Вывод. Порядок-это правильное устройство, вся наша жизнь основывается на определенном порядке. Люди работают, учатся, отдыхают, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно. Люди придумали юридические законы. - правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

К сожалению не все люди соблюдают законы.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто со­блюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не счи­тает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою по­зицию, подтвердив ее примерами.

Вопрос к классу

Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

(Ответы учеников.)

2. Закон стремится установить справедливость

Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к не­обходимости соблюдения закона.

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? По­пробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

Игра «Незрячий - поводырь». Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ро­лями. Не существует никаких правил и ограничений при пере­движении.

Вопросы к классу

Легко ли было передвигаться? Что мешало?

Какие правила игры вы бы хотели установить?

Какие выводы вы сделали?

(Ответы учеников.)

Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюде­нии взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не мо­жет уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

Жил в Древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он был не только вы­дающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государствен­ных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполне­ния гражданских обязанностей - посеще­ния народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

Сократ не раз критиковал тех государствен­ных деятелей, которые допускали неспра­ведливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Од­нажды по ложному доносу Сократа при­влекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равно­сильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако фило­соф наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? - говорил он друзьям. - А кроме того, какой дурной пример для молодё­жи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

Вопросы:

Сергей заявил, что Сократ все-таки должен был послушаться совета друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осужден несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты бы дал Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

    Какая позиция вам ближе?

    Кто, на ваш взгляд, прав?

(Ответы учеников.)

Вывод:

Объясни, в чем состоит смысл справедливости? Почему люди к ней стремятся?

Чтобы каждый получал то, на что он имеет право. Она помогает устанавливать добрые отношения между людьми, определять права и обязанности каждого члена общества, вознаграждать за добрые дела, за плохие-наказывать

Каков наиболее надежный способ установить справедливость в обществе?

С помощью законов, они устанавливают равенство перед законом, определяют права и обязанности каждого. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

3.Закон устанавливает границы свободы поведения

Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

Задание: работая в группах и используя слова для справок характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, кара­ет, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

(Закон защищает граждан от произвола властей. Закон уста­навливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавли­вает нарушенную справедливость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

    Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и ува­жать закон» на с. 30 учебника.

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутрен­ней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учиты­вает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижа­ют других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в ча­сти 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь­ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается про­паганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ста­вит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной мно­гих неприятностей для окружающих и для самого наруши­теля.

Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона на­носит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отноше­ния с окружающими.

Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

Вопросы к классу

К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

Почему свобода не может быть беспредельной?

Подведение итогов уроков

Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сфор­мулирует выводы.

Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

Как жила Россия в период Смутного времени?

Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

С чего начинается порядок?

Какие законы вы знаете?

Как поступает государство по отношению к тем, кто нару­шает законы?

Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

Выводы, к которым пришла первая группа

1.Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

2.Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

3.Законов много, и каждый из них помогает налаживать по­рядок в какой-то определенной области нашей жизни.

4.Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непре­менно наказывать.

5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы стремятся установить справедливость.

Вопросы для второй группы

Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

Почему справедливость нужна людям?

Каким способом люди издавна стремились утвердить спра­ведливость в обществе?

Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает уста­новить справедливость в обществе?

Выводы, к которым пришла вторая группа

1.Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанав­ливать добрые отношения между людьми.

2.Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

3.Самый надежный способ добиться справедливости в обще­стве - с помощью законов.

4.У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

5.Наказание провинившегося должно быть справедливым.

6.Конституция РФ помогает установить справедливость в об­ществе.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объ­ясните, почему законы устанавливают границы свободы поведе­ния человека в обществе.

Вопросы для третьей группы

В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

Как юридическая наука определяет смысл термина «сво­бода»?

Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

Почему законы действуют ради свободы человека?

Выводы, к которым пришла третья группа

1.Законы действуют ради свободы человека.

2.Свобода - нормальное состояние человека.

3.Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

4.Свобода имеет границы и ограничения.

5.Быть свободным - не значит вольничать.

6.Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально) из рубрики «В классе и дома»

5.В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

6.Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи при­меры. Каковы могут быть последствия нарушений?

Позвольте вас сразу огорчить, даже герои соблюдают установленные законы. Любой человек, пребывающий в обществе, должен понимать, что без помощи такого инструмента, как закон, невозможно функционирование этого самого общества. Заглянув в далекое прошлое, мы увидим, что существуют действия, которые не только не помогают обществу, но и наносят ему вред. Как раз регулированием подобного рода отношений занимается закон.Если вы не согласны с моей позицией, представьте себе общество, в котором отсутствуют какие-либо законы! Представили? Наступил бы полный хаос. Под угрозой оказалась бы ваша жизнь и жизни близких вам людей, ваше имущество и т.д. Невозможно было бы выйти из дома, так как не было никаких гарантий того, что можно вернуться обратно. Люди жили бы в постоянном страхе и вели бы себя как животные, а у них, как всем известно, выживает сильнейший, и не факт, что это были бы именно вы. Страшная картина, не правда ли? Отсюда сделаем вывод, что закон представляет собой соглашение, компромисс, предназначенный для нормального взаимодействия членов общества между собой. Человека, начиная с самого рождения, приучают следовать различного рода правилам, принятым в данном обществе. По мере взросления к ним присоединяются и законы - сборники норм, специально предназначенных для того, чтобы регулировать отношения между членами общества, между отдельно взятым человеком и государством и т.д. Соблюдение законов составляет первооснову развития общества.Люди могут нарушать законы по самым разным причинам, но они не оправдывают того ущерба, который может наступить в связи с такими поступками. Где бы вы ни находились, будьте добры, соблюдайте существующие законы! Это обережет вас и окружающих от разного рода бед.

Видео по теме

Соблюдение государственных законов - одна из гарантий порядка в обществе. Наличие власти, которая обеспечивает беспрекословное выполнение всех законодательных норм - также важный аспект нормального существование страны.

Законодательством страны обеспечивается защита прав и . Есть систем управления и контроля благополучия и безопасности разных стран, что определено историческими событиями развития государств.

В большинстве своем законы напрямую или косвенно влияют на жизнедеятельность человека, обеспечивая возможность нормально трудиться и жить, при этом минимально ограничивая его свободу.

Узкие области, специально направленной деятельности, затрагивающие отдельные слои населения управляются нормативными актами. Это скорее исключение из правил.

Общие принципы воздействия законов

Все положения норм, законов, установленных государством, подчинены общим правилам, соблюдение которых очень важно.

1. Защита меньшинств различного уровня, справедливое распределение прав и обязанностей вне зависимости от рангов, чинов, положения в обществе.
2. Возможность самостоятельного принятия решений и отстаивание своей точки зрения в рамках общих положений.
3. Ограничение совершений злонамеренных поступков, наступление наказаний в случае отступа от норм.
4. Преобладание общественных интересов при соблюдении личных потребностей.
5. Внесение значительных корректив в поведение людей.
6. Создание норм и изменение правил позволено лишь независимой от обстоятельств группой законодателей, одобрение документов производится руководителями, избранными народом страны.
7. Принятые акты делают выигрышной общепринятую национальную идею, от осуществления которой улучшается благополучие всего общества.

Возможные проблемы при отсутствии законодательных баз

Если по каким-либо причинам обществом не соблюдаются совокупные правила, а контролирующий орган отсутствует, то все взаимоотношения могут превратиться в хаос. Нужно знать, что в таком случае государство и народ получает:

1. Отсутствие безопасности граждан и всего сообщества.
2. Превалирование прав силы, которая не подчиняется разуму.
3. Разгул

Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Родился человек, и уже его наделили определенными правами и обязанностями. С каждым годом он все больше начинает понимать и осознавать их. И у него появляется чувство ответственности перед обществом. В чем же смысл законов, зачем они нужны?

Необходимость в законах

Неужели кто-то не понимает, зачем нужны законы? Это очень простой вопрос, если в него вникнуть. Законы нужны для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми. Если бы законов не было, царила бы анархия и беззаконие. И можем себе представить плачевные последствия, если бы законов не существовало.

Законы есть разные - физические, нравственные, этические, духовные. Человек очень зависит от них. Нарушение одних приведет к печальным последствиям сразу, а других – через время.

И в каждом обществе, культуре, цивилизации свои законы. Например, за одно, и тоже преступление в разных странах по-разному накажут. Но преследуют при этом одну цель, защитить и обезопасить жизнь граждан и перевоспитать виновника. Вот для чего нужны законы.

Государственные законы

Эта категория законов нужна государству для того, чтобы регулировать деятельность граждан страны. А именно, они содействуют их благосостоянию и хорошему порядку в обществе. Таких законов очень много. Это и закон об образовании, о защите прав потребителей, закон о полиции, о недрах земли и другие. Преднамеренно нарушать их, все равно, что противиться самому правительству.

Идея-то законов хороша сама по себе. Цели, как мы увидели, благородные. Остается только придерживаться их. Чтобы понять, зачем государству нужны законы, представим себе семью. Глава семьи – отец, ожидает от всех членов понимания, любви, уважения, выполнения определенных обязанностей. Он очень надеется на сотрудничество, ведь, это касается благосостояния всей семьи. Мало того, отец – несет ответственность за атмосферу в доме, за воспитание детей. И как приятно видеть слаженную работу всей семьи. При этом в доме будет царить гармония, мир и понимание.

Подобное происходит и в государстве. Если каждый его житель делает хоть что-то для нормальной жизни, общество будет крепким, если же – нет, последствия будут подобны Римской империи. Будучи крепкой и могущественной, она сдала позиции империи, только из-за разрушения крепости семей, из которых состояла.

Дети тоже должны знать законы

Еще со школьной скамьи всем известно, что не знание того или иного закона не освобождает человека от ответственности за преступление или нарушение прав человека, вот зачем нужно соблюдать законы. Чтобы наши дети хорошо разбирались в этом, в школе есть ряд предметов, на которых обсуждают некоторые особенности законов. Например, на уроке обществознания учащимся даже предлагают написать сочинение, зачем нужны законы. И пусть они пишут о том, что для них является законом на время написания работы, главное, чтобы понимали их необходимость.

Ну, что же могла написать наша молодежь? Кто-то, мог описать ряд правил, по которым живет он и многие его одноклассники. Если он катается на роликах, на велосипеде он пользуется правилами дорожного движения. И он представляет себе, чтобы было, если бы машины выехали на перекресток, где не работает светофор. Слово «пробка» уже включает воображение в таком юном уме. Все ругаются, кричат друг на друга, но ехать-то все равно нельзя. А вот, когда светофор загорается, дорожное движение тут же регулируется. И одни машины едут прямо, другие – налево, третьи – направо. Пробки – уже нет, потому что начали работать правила.

А законы – это тоже правила. Только устанавливают они порядок не на дороге, а в стране. И хотя знать все законы не возможно, понимать, зачем они нужны, должны все жители.

Важность соблюдения законов

Может быть, кому-то и не хочется жить по чужим законам, однако - приходится. Хочется своих правил – подстроенных под себя, а не дают. Именно так представляют люди свободу. Но это мнимая свобода, она не дает удовлетворения и радости в жизни. Все равно лучше быть в обществе, где существует порядок. И этот порядок достигается только благодаря соблюдению государственных, физических и других законов.

Соблюдая физические законы, мы же не сопротивляемся им, не пренебрегаем умышленно? Зная закон силы тяготения, не бросаемся со скалы вниз, потому что точно разобьемся насмерть! Так почему же противимся другим важным законам?

Мы не можем быть абсолютно свободными, потому что наше тело имеет свои естественные потребности. А мы в свою очередь зависим от окружающего мира. Уже это ограничивает нас, но не ущемляет. И если каждый человек будет двигаться в пределах этих границ, он извлечет только пользу.

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.
Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.
Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

Закон устанавливает порядок в обществе

Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.
Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.
Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.
Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.
К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.
В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.
Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.
Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».
А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».
Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.
Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.
Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…
Статья 19. Все равны перед законом и судом.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.
Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.
Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?
Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.
Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.
У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.
Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс



Просмотров