Почему происходит смена дня и. Почему сменяются день и ночь

Для жителей Земли постоянная смена дня и ночи - привычное явление. Вся жизнь на планете подчинена ритмичному чередованию тёмного и светлого времени суток. Однако так происходит далеко не на всех планетах. Например, на Венере, которая вращается вокруг своей оси очень медленно, год длится меньше двух венерианских суток. Юпитер обращается вокруг своей оси примерно за пять земных часов, а Сатурн - за десять.

Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут 4,1 секунды, день за это время сменяется ночью - проходят звёздные сутки. Под звёздными сутками понимают время полного оборота нашей планеты вокруг оси относительно звёзд, считая их бесконечно далёкими.

Чередование дня и ночи создаёт благоприятные условия для всего живого на Земле. Как известно, Земля имеет форму шара, и ось её вращения постоянно наклонена к плоскости орбиты под углом 66°33"22". Из-за этого солнечные лучи освещают разные участки земной поверхности неодинаково, поэтому и продолжительность дня и ночи везде разная. Она зависит от географической широты и времени года.

Только два раза в год - в дни весеннего и осеннего равноденствия (20-21 марта и 23 сентября - прим.) продолжительность дня и ночи одинакова на всех широтах Земли и равна 12 часам. Солнце в это время стоит в зените над экватором, а терминатор - линия, разделяющая свет и тень на поверхности планеты, проходит через полюса, совпадая с направлением меридианов. На экватор солнечные лучи падают в эти дни под углом 90°, а Северное и Южное полушария нагреваются равномерно.

В дни летнего и зимнего солнцестояния (22 июня и 22 декабря - прим. от сайт) на планете бывает самая длинная ночь и самый короткий день. Например, 22 июня Солнце стоит в зените над Северным тропиком (23°07" с.ш.). В Северном полушарии в этот день на всех широтах день длиннее ночи. К северу от Северного полярного круга (66°33" с.ш.) устанавливается полярный день - Солнце сутками не заходит за горизонт. На полярном круге полярный день продолжается сутки, а на полюсах - до полугода. Южное полушарие 22 июня менее освещено, чем Северное. Здесь на всех широтах день короче ночи, а в южной полярной области устанавливается полярная ночь.

Земля движется вокруг Солнца, но наклон оси вращения планеты остаётся постоянным. Постепенно высота Солнца над горизонтом в Северном полушарии уменьшается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Наконец наступает 23 сентября - день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равна на всех широтах. С этого момента Солнце начинает больше освещать Южное полушарие. 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, полушария словно меняются местами. В этот день в Южном полушарии на всех широтах день длиннее ночи, а за Южным полярным кругом стоит полярный день. В то же время в северных приполярных областях царит полярная ночь.

Южнее и севернее полярных кругов в обоих полушариях наступают белые ночи. В это время вечерние сумерки переходят в утренние, и темнота не наступает. За полярным кругом белые ночи предшествуют полярному дню - прим.. На разных широтах белые ночи отличаются по продолжительности: например, в Санкт-Петербурге они длятся с 11 июня по 2 июля, а в Архангельске - с 13 мая по 30 июля.

Спутник нашей планеты Луна вращается вокруг своей оси с такой скоростью, что при движении вокруг Земли она постоянно повёрнута к ней одной стороной. Если бы Земля двигалась вокруг Солнца подобно Луне и была постоянно повёрнута к нему одной стороной, природные условия на планете изменились бы колоссально. Одно полушарие Земли освещалось бы круглый год, а другое постоянно находилось бы в тени. Освещённое полушарие раскалилось бы до температуры более 100 °С, а значит, все реки, моря и океаны испарились бы. На тёмной стороне планеты температура была бы ниже -100 °С, здесь вся вода превратилась бы в лёд. На границе света и тени из-за больших перепадов температур бушевали бы ураганы, происходили землетрясения и извержения вулканов.

2 2 759 0

Мам, куда солнышко спряталось?
– Сынок, мама сейчас занята, не мешай.

Процесс смены дня и ночи у малышей вызывает много вопросов, как и все остальные явления природы. Это говорит о нормальном развитии ребенка .

Правильный ответ родителей имеет решающее значение для полноценного развития малыша и для установления доверительных отношений.

  • Не нагружайте информацией и терминологией.
  • Не врите (что-то вроде: «солнышко на тебя обиделось, потому что ты плохо себя вел»).
  • Отвечать на все вопросы, которые задает ребенок;
  • Устную форму подкрепляйте визуальной и/или ассоциативной (дети легче понимают и запоминают увиденное, чем услышанное).

В статье расскажем, как легко научить сына или дочь распознавать смену дня и ночи.

В каком возрасте объяснять и почему

Если малыш сам спросил: «Куда делось солнце?» , – родители должны доступно объяснить, чтобы у ребенка не осталось вопросов. При этом, не нагружать информацией.

    Примерные фразы-ответы

    «Солнышко пошло спать»;
    «Солнышко должна сменить луна»;
    «Солнце спряталось за тучками» годятся для объяснения детям до 2 - 2,5 лет, так как малышу будет сложно усвоить материал даже в игровой форме.

У детей постарше такие ответы вызывают шквал дополнительных вопросов. Родители, продолжая объяснения в игровой форме, могут только запутать ребенка.

По статистике, в возрасте 3-4 года дети задают около 900 вопросов в день.

Начиная с 3-х лет, если ребенок не спрашивает об этом, можно самим поинтересоваться, как он считает, почему день сменяет ночь. Услышать ответ, не перебивая, не критикуя и не высмеивая. Затем аккуратно предложить вместе разобраться в этом вопросе.

Почему меняются день и ночь

Солнечная система представлена центральной звездой – Солнцем, вокруг которой вращаются 9 планет:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Земля третья по счету от Солнца после Меркурия и Венеры. Благодаря удачному расположению нашей планеты, на ней существует жизнь. Поэтому у нас не так жарко как, например, на Венере, где температура 460 градусов Цельсия и не так холодно, как на Марсе (-125 градусов).

Солнце освещает планету поочередно – сначала одну, затем вторую половину. Благодаря этому ночь сменяет день. Этот процесс непрерывный и происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси.

Земная ось – это воображаемая прямая линия, вокруг которой совершается вращение планеты за одни сутки. Земная ось проходит сквозь ее центр.

Полный поворот Земли на 360 градусов вокруг своей оси совершается за 23 часа 56 минут 4 секунды – это одни сутки.

Рассказывать о солнечной системе можно начинать с 3-х лет, обязательно с дополнением картинок или видео. Так ребенок сможет сравнить планеты и Солнце между собой. Также, для закрепления полученных знаний.

При объяснении Земной оси, для наглядности, можно взять яблоко и продеть карандаш или любую длинную палочку от хвостика к противоположной его части.

Карандаш – это ось Земли, а яблоко – Земля.

Аналогично прокручиванию яблока вокруг карандаша, наша планета вертится вокруг своей оси.

Как объяснить на примере апельсина

Этот метод подходит для деток дошкольного возраста.

    Вам понадобится:


    - апельсин;
    - длинная палочка.

Желательно этот урок проводить вечером, так ребенку будет интереснее.

  1. Прокалываем апельсин длинной палочкой – это будет Земля , которая вращается вокруг своей оси. На апельсине можно нарисовать человечка и сказать, что здесь находится малыш.
  2. Напротив устанавливаем свечку на подставке – это Солнце .
  3. Начинаем аккуратно вращать «Землю» вокруг своей оси. По ходу объясняем, что там, где светит Солнце, сейчас день, а на обратной стороне – ночь, завтра будет по-другому.

Можно дать потрогать «теплую сторону» апельсина и объяснить, что таким же образом Солнце прогревает Землю.

Пример с глобусом

Берем глобус (или обычный мяч), напротив включаем настольную лампу (временно настольная лампа – это Солнце, которое освещает глобус – Землю).

Медленно прокручиваем глобус или мяч, указывая на темную и светлую стороны глобуса.

Попросите ребенка, чтобы он указал пальчиком на какой стороне «глобуса – Земли» сейчас день и на какой ночь.

Как обучать в раннем школьном возрасте

Желательно увеличивать информационную нагрузку, к примеру, объяснять что такое сутки и зачем нам Солнце.

Что такое сутки?

  • Сутки состоят из дня и ночи.
  • В сутках 24 часа, за это время Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Объяснить это можно с помощью глобуса с включенной настольной лампой напротив него.

Почему день сменяется ночью? На этот вопрос нам поможет ответить небольшой эксперимент, который мы сейчас с вами проведем. Возьмите небольшой резиновый или пластмассовый мячик. Пусть он будет как бы нашей планетой. Положите этот мячик на краешек стола, а на другой край поставьте ночную лампу. Пусть эта лампа будет Солнышком. Теперь включите лампу и вы увидите, что наша лампа-Солнце освещает всего лишь один бок мячика-Земли. На этом боку светло и тепло, потому что тут – день. А вторая половина мячика осталась в тени. Выходит там – .

А как нам сделать, чтобы на другой половине мячика-Земли? Все очень просто – необходимо всего лишь повернуть мячик другой стороной. Теперь эта сторона освещена нашей лампой-Солнцем и выходит что на ней теперь день, а на первой половине мячика, наоборот – ночь. Просто?

Просто-то просто, а на самом деле совершили мы с вами настоящее открытие: день сменяется ночью, потому, что наша любимая планета непрестанно вращается, как волчок, и попеременно освещает то один ее бок, то другой. Вот поэтому, на нашей планете день всегда сменяет ночь, и наоборот.

Но и это еще не все. А вы знаете, почему зима сменяет ? Нет? Тогда давайте разберемся и в этом «непростом» вопросе.

Почему бывает лето и зима?

Вы когда-нибудь стояли у , когда она топиться? Вот раскрыли дверцу топки, подбросили туда сухие дрова, и языки пламени охватили их. Вы стоите прямо перед дверцей, и вам жарко. Это прямые пламени пекут-припекают. Но стоит отодвинуться в сторону – и сразу станет не так жарко. Косые лучи не такие горячие. Это очень важное наблюдение – прямые и косые лучи. Запомните его.

Все бегут вокруг Солнца, каждая по своим орбитам-дорожкам. Они бегут и одновременно вращаются вокруг своей оси. Так и и бежит вокруг Солнца. Но бежит она, слегка наклонившись. Поэтому прямые солнечные лучи падают в одну половину года на одно полушарие, а в другую – на другое. Когда горячие прямые лучи падают на Северное полушарие, там – лето. Южное же полушарие в это время года освещается только косыми, не такими жаркими лучами, и потому там зима. Но в следующую половину года Земля находится уже с другой стороны Солнца, и прямые южное полушарие. Тогда в Южном полушарии – лето. В Северном же полушарии в эту половину года – зима.

Причины смены дня и ночи заключаются в постоянном и циклическом вращении Земли вокруг своей оси. Этот процесс довольно стремительный по Но мы успеваем его заметить темными вечерами или наблюдая утренний рассвет. Благодаря лучам Солнца прогревается поверхность планеты, а мы можем видеть меняющиеся темноту и свет.

Лучи Солнца и свет Луны

Причины смены дня и ночи заключаются в том, что Земля вращается вокруг оси, которую мы можем мысленно представить. Но она одновременно поворачивается относительно Солнца. Это происходит во время движения ее по орбите вокруг светила.

Причины смены дня и ночи заключаются в движении Земли по оси, проходящей сквозь полюса планеты. Она успевает обернуться за 24 часа. А вот вокруг Солнца происходит более медленное вращение - за 365 суток.

Причиной смены дня и ночи является вращение планеты. На разных континентах разная. Например, в Санкт-Петербурге существует сезон белых ночей, а полярные дни могут длиться более месяца.

За счет чего наблюдается неравномерность длительности светового дня?

Продолжительность дня и ночи не везде одинакова по причине того, что воображаемая ось Земли немного наклонена относительно Солнца. Поэтому и лучи падают неодинаково на разные полушария. Благодаря перераспределению тепла и существует жизнь на планете.

Успевая остыть за ночь, днем планета разогревается. Происходят жизненно необходимые обменные процессы. Мы видим Землю в таком привычном виде благодаря уникальному движению планеты. На разных континентах растительность и животный мир отличаются из-за продолжительности дня.

Полюс может находиться в тени полгода - это время называют полярной ночью. Затем наступает на следующие полгода день на полюсе. В то время когда на северном полюсе ночь, на южном - день, и наоборот.

Если бы не было привычных суток?

Благодаря тому что Земля равномерно освещается Солнцем, существует жизнь на планете. Вот представим, что она перестала бы вращаться, и на одной стороне всегда был бы день, а вторая была бы вечно обделена светом. Полушарие под Солнцем раскалилось бы до температуры, при которой все живое высохло бы.

Вторая часть планеты начала бы замерзать из-за нехватки солнечных лучей. Так в настоящем мы имеем идеальную планету для жизни. Разнообразие живых существ поражает, и это возможно только благодаря вращению Земли. Смена как дня, так и ночи важна, как и перемены погоды в связи с приходом разных сезонов.

Ольга Климова
«Смена дня и ночи». Конспект занятия в средней группе

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели :

Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.

Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи , утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Закрепить понятие «Солнечная система» .

Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

Целевые ориентиры дошкольного образования :

развивать познавательный интерес к смене дня и ночи ;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, познакомить с новой загадкой,

Материалы и оборудование :

глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок) ; плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи , утра; настольная лампа; альбомный лист, карандаши.

Предварительная работа : Беседа по теме «Солнечная система» , рассматривание иллюстраций с изображениями планет, заучивание «Астрономической считалки» А. Усачева.

Словарная работа : Солнечная система, ось; Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель : Смена дня и ночи . Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью ?

Дети : Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.

Воспитатель : Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?

Дети : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель : А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка» :

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Кто не видит - выйди вон.

Воспитатель : А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?

Дети : Земля.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку :

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и млад и стар,

Что она большущий шар.

Дети : Земля.

Воспитатель : А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?

Дети : Влияет.

Воспитатель : Как влияет?

Дети : Оно греет Землю.

Воспитатель : Солнце когда-нибудь отдыхает?

Дети : Не отдыхает.

Воспитатель : Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)

Дети : Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.

Воспитатель : Люди часто говорят про Солнце : «Просыпается Солнышко» , «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?

Дети : Нет.

Воспитатель : Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?

Дети : Утро.

Воспитатель : Сейчас давайте с вами немного разомнемся

Все встали и повторяем за мной.

Физминутка

Каждый день по утрам,

Делаем зарядку

Очень нравится нам,

Делать по порядку :

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель : На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус) .

Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это)

Каждый день и каждый год

Совершаешь оборот.

А с Земли при наблюденье

Создается впечатленье,

Что кружиться не она,

А все звезды и Луна.

Воспитатель : Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе) . А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.

Воспитатель : Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь , а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.

Воспитатель : Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.

Друг за дружкой чередой,

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот –

Спать немедленно зовет.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.

Физминутка

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете,

На носко поднялись.

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель : Мы с вами побывали в космосе, и теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок на тему : «Что мы видели из космической ракеты» .

Воспитатель : Ваши пальчики устали и давайте их немного разомнем.

Пальчиковая гимнастика

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается -

Цветочки раскрываются,

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком» .

5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.



Просмотров