Почему православные постятся. Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть? Какие бывают посты в православии

Православная Церковь выделила специальное время в году, чтобы верующие могли усиленно поработать над собой – очистить свою душу и тело. Такой временной период называется пост. В эти дни христиане усердно молятся, исповедуются и приобщаются к Святым Христовым Тайнам. Предписано также не употреблять в этот момент мясо, яйца, молоко, в некоторых случаях даже рыбу. Такая пища – продукты животного происхождения – называется скоромной. Однако, это слишком короткий ответ на вопрос: что такое пост. Поскольку его традиция гораздо шире общепринятого мнения.

История традиции

Как явление и традиция, существовал еще с ветхозаветных времен. Сам Господь Иисус Христос 40 дней постился в пустыне, о чем и сказано в Евангелии. По его величайшему примеру апостолы тоже отказывались от пищи в течение такого же периода времени. Так родилась традиция Великого Поста или Четыредесятницы.

Есть версия, согласно которой сначала православный пост был достаточно кратким, всего 40 часов. Так утверждают некоторые церковные исследователи. Исторические же свидетельства в древних книгах говорят о том, что когда-то, в древние времена, постились около двух суток, а перед Пасхой люди — шесть дней.

Иными словами, эта традиция пришла из глубины веков и претерпела постепенно значительные изменения. Как предполагают церковные ученые, когда-то существовал обычай крещения желающих обратиться в христианство на праздник Пасхи. Перед этим нужно было обязательно долго поститься, чтобы доказать свою потребность следовать Путём Христа на деле. Дабы поддержать дух своих будущих братьев по вере, ограничивали себя в приёме пищи и все христиане общины.

Свидетельства историков

Обычай поститься распространился повсеместно и соблюдался в одно и то же время в течение 40 дней, свидетельства тому пришли к нам из 4 века нашей эры. О чем и повествовал в своих древних книгах писатель Тертуллиан, исповедовавший христианство. Он рассказывал, что в течение дня верующие отказывались от пищи совсем, даже не пили воду. И только вечером вкушали хлеб, сушеные овощи и фрукты. Возбуждающая пища была запрещена полностью, а та, которой питались в эти дни, должна была употребляться весьма воздержанно.

При этом, какое бы то ни было проявление ярких чувств – веселья, радости – было запрещено.

Такой вид поста называли сухоядением и ему активно следовали вплоть до 12 века. Спустя какое-то время нужный спектр продуктов, которые можно было употреблять во время поста, значительно расширился, кроме овощей и фруктов, разрешалось употреблять в пищу рыбу и некоторые виды птицы.

Без крайностей не обходилось, поскольку некоторые христиане стали считать ограничения во время поста самым главным своим предназначением. Другие же отрицали саму обязанность поститься. Такие мнения считались ересью и пресекались.

Традиции прошлого

В дни Великого поста на Руси и в других странах , большинство жителей которых исповедует христианство, обычно прекращались всяческие развлечения, закрывались театры, переставали работать ярмарочные балаганы. Лавки, торгующие мясом, молочными продуктами и яйцами, даже бани переставали на время работать. В судебных заседаниях прекращалось рассмотрение дел. Активно приветствовалась всяческая благотворительность, и даже рабов отпускали на волю.

Нынешние правила, что пришли из глубины веков, предписывают соблюдение поста обязательным для всех. Нарушение поста здоровым человеком, не имеющим каких-то особых противопоказаний по состоянию здоровья, будет осуждаться.

Не приветствуются и те христиане, которые впадают в крайности, начинают придумывать для себя новые постные дни и считают употребление мяса в христианские праздники делом греховным.

Обязательно ли поститься

Господь Иисус Христос проповедовал о том, что соблюдение поста – это дело духовное , предназначенное для того, чтобы обрести душевный мир и успокоение, гармонию и равновесие чувств. Человек в такой период наполняется очень тонким и глубоким чувством благоговения перед Богом. Поэтому православный пост – это серьезная внутренняя работа души, которую нельзя выставлять напоказ перед всеми. Если кто-то будет пытаться таким образом произвести некое впечатление на окружающих людей, показать публично, насколько он «глубоко верующий» человек, давать ложные обещания, то это не принесет ему блага.

Православный пост посвящается исключительно Богу, с радостным и искренним порывом. Это смирение перед Всемогущим, искоренение гордыни. Человек в такое время будет отдавать себя полностью во власть Самого Господа и уповать только на его милость. Лицемерие при этом становится бессмысленным и никогда не приведет к той высокой цели, которой и посвящаются дни поста.

Для чего нужен пост

Смысл поста , как предписывает церковь, — это обретение очищения духа и тела от страстей земных, от негативных проявлений своего «я», раскаяние в неблаговидных поступках и покаяние, прощение зла другим, борьба духовная с ненавистью скорее внутри, чем снаружи.

Люди постились всегда перед свершением какого-то важного духовного события в их жизни. Для христиан это нужный период, когда человек сам делает шаги навстречу Богу, чтобы прийти к определенному этапу в своём духовном развитии. Это не просто «период голодания» перед праздничным застольем, а многогранная и упорная работа над собой. Именно такой православный пост будет угоден Богу, когда человек искренне и усердно будет стараться изменить себя к лучшему. Его молитвы от сердца в такой момент обязательно будут приняты Господом, который будет давать человеку силы и помогать совершать добро на этой земле.

Сегодня каждый сам решает по вере своей, стоит ли ему поститься. Никто не заставит человека ограничивать его в чем-то против его воли. Однако церковь рекомендует соблюдать пост, нужный каждому христианину, чтобы сократить для себя путь к Богу.

Нужно отметить особо, что не все люди в состоянии поститься , часть находится в таком положении, когда строгое ограничение в пище может нанести ущерб здоровью. Поэтому православная церковь учитывает столь важнейшее обстоятельство и никогда не настаивает в соблюдении поста для людей, которые не могут этого сделать в силу своего физической слабости. По предписанию отцов церкви, официально разрешено не соблюдать его следующим людям:

Медицинские работники несколько расширяют этот список. Ограничение в пище могут позволить себе далеко не все. При определенных заболеваниях нельзя нарушать предписанную диету, это может повлечь серьезные нарушения здоровья, порой, невосполнимые. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от ограничений в пище во время поста людям, имеющим следующие заболевания .

  • Онкологическим больным;
  • Диабетикам;
  • Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • Больным с нарушениями желудочно-кишечного тракта;
  • Людям, страдающим остеопорозом;
  • Тем, кто занимается тяжелым физическим трудом;
  • Тем, кто проживает в суровых климатических условиях;

В любом случае, если человеку будет поставлен серьезный диагноз, необходимо, прежде чем принять решение ограничить для себя принятие пищи во время поста, обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

В Библии сказано , что человек должен уяснить для себя главное: соблюдение поста духовного гораздо важнее поста телесного. Человек в дни поста должен пребывать в целомудрии, смирении, посвящать своё время молитвам, приобщиться к Таинствам Христовым, причаститься. Ограничение в пище – это только один из аспектов этого особого периода времени.

Насколько должен быть строгим период поста – это, согласно церковным правилам, устанавливает для себя сам человек, предварительно посоветовавшись со своим духовником. Если православный христианин чувствует себя грешным и желает очиститься от груза, что лежит у него на душе, то ему нужно соблюдать более строгую традицию поста.

Как правильно соблюдать пост?

Для очищения тела и укрепления духа физически здоровые люди во время поста должны соблюдать пищевое воздержание. Всего существует пять видов поста:

Только здоровый человек может отказываться от приема пищи. Люди со слабым здоровьем, пожилые, дети и подростки могут применять только первый из указанных пунктов ограничений.

Суть не в том, чтобы просто не есть мяса или рыбы. Главное – это ограничение своих вкусовых пристрастий , своеобразная жертва, на которую идет человек, желающий проявить в физическом мире свою любовь к Богу, испытав свою духовную стойкость. Настоящий постящийся отличается смирением в пище, отказом от потакания чревоугодию. Даже из простых постных продуктов можно приготовить очень вкусные блюда и таким образом по-прежнему угождать своим чувствам.

Человек, который осознает свои грехи и желает в них раскаяться, не будет во время поста вставать из-за стола с переполненным желудком и кушать только ради наслаждения вкусом пищи.

Человек пожилой или со слабым здоровьем , посоветовавшись со своим духовным наставником, может и не воздерживаться от скоромной пищи. Зато следовать традиции соблюдения поста духовного. Это означает, что он поменяет своё поведение и отношение к окружающим людям, будет следить за своими эмоциями и мыслями. Будет стараться сдержать раздражительность, забыть и простить нанесенные ему обиды, перестанет осуждать других людей, станет гасить ссоры и избегать дурных мыслей.

Когда нет возможности соблюдать отказ от пищи, можно ограничить себя в другом. Скажем, отказаться от сладостей, любимых изысканных блюд в пользу простого и скромного питания. Вкусные блюда следует принимать только по праздникам.

Можно ограничить количество принимаемой скоромной пищи. Если здоровье позволит, то отказаться от мясного не на весь период поста, а только в определенные дни, например, в среду и пятницу .

Помимо этого, христианин, независимо от того, какой вид поста он выбирает, избегает всевозможных развлечений, которые будут только отвлекать его от главной цели.

Какие бывают посты в православии

В православии различают однодневные и многодневные виды постов. Они применяются обычно перед определенными значимыми событиями в жизни верующего человека или церковными праздниками.

Однодневные посты

— Среда и пятница – эти посты соблюдаются еженедельно. Их значение – это напоминание о предательстве Иуды, которое, как известно, было совершено в пятницу. По церковному календарю эти постные дни отменяются на Пасхальной неделе. Празднование Пасхи на самом деле происходит в течение целой недели, это, по сути, единый Светлый день. От соблюдения поста в среду и пятницу отказываются в течение недели после празднования Троицы. Пропускаются эти посты на Святки, которые обычно начинаются после Рождества и празднуются до самого Крещения. На Масленицу перед Великим постом, запрещается есть мясо, но разрешаются молочные продукты.

  • В Праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября соблюдается пост в течение дня;
  • День усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечается 11 сентября, также обязательно постятся;
  • Днём, накануне Крещения тоже следует поститься в течение дня.

Многодневные посты

Как правильно соблюдать пост перед причастием

Если человек соблюдает все посты в течение года , в том числе по средам и пятницам, то перед ему будет достаточно отказаться от приема пищи и воды с утра, когда он идёт в церковь.

Если христианин не соблюдает постов , причащается редко, только один раз в году, то следует поститься неделю. За сутки перед самим причастием, нужно отказаться от приема воды и пищи до самого момента причастия на следующий день.

При этом, конечно, следует соблюдать и другие правила, читать молитвы, стараться искренне раскаяться в своих греховных делах и поступках, мыслях. Освободиться от тяжести на душе гораздо легче, если поститься.

Как правильно соблюдать Четыредесятницу

Великий Пост христианами соблюдается перед Пасхой . Он самый продолжительный и строгий. По церковному уставу Великий пост делится на Седмицы (недели). Первая часть поста называется Четыредесятница, период покаяния. Вторая часть поста носит название Страстная седмица, это момент очищения.

Первая седмица знаменуется полным отказом от пищи в понедельник и вторник. Лишь во вторник вечером для людей со слабым здоровьем можно съесть немного постной пищи.

По субботам и воскресеньям в обед может состоять из вареной пищи с постным, растительным маслом.

Рыбу кушают только два раза за весь пост , в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Вербное воскресенье.

На пятой седмице, в четверг, чтобы подкрепить силы, разрешено давать красное вино, поскольку в этот день в церквях слишком продолжительная служба, и необходимо восстановить силы.

На Страстной седмице соблюдаются самые строгие правила, а в Страстную Пятницу, день распятия Христа, рекомендуется и вовсе воздержаться от пищи.

Зачем нужен Великий пост

Великий пост держат многие, даже те, кто церковным человеком не является, даже те, кто себя позиционирует неверующим и агностиком. Для людей нецерковных главный вопрос поста: что можно, а чего нельзя есть. Часто в человеке просыпаются какие-то религиозные инстинкты, и пост здесь хорошая возможность эти инстинкты как-то удовлетворить.

В данном случае пост, конечно, не нужен. Пост совсем не об этом. Пищевые моменты – это вообще в посте дело десятое или даже двадцатое. Если в человеке просыпается какое-то духовное движение и он ищет, как ему приблизиться к Богу, надо начинать не с отказа от мяса, а с чего-то другого. Такому человеку необходимо оглашение, то есть научение вере, получение ответов на свои вопросы и знакомство со Священным Писанием и догматикой, постепенное врастание в богослужение и Таинства. А само по себе неядение мяса никак к Богу не приближает, нисколько! Если же есть желание сделать какой-то шаг ко Христу, то гораздо полезней будет начать читать Писание или какую-либо другую духовную литературу. При этом я не хочу сказать, что гастрономическая часть вообще не имеет значения. Имеет, это тоже важно, но, во-первых, это не центральное, во-вторых, начинать первые шаги в вере надо точно не с пищевых ограничений.

Мало кто знает, даже среди церковных людей, что изначально пост в христианской церкви появился как часть оглашения. На втором этапе оглашения, перед Пасхой, желающие креститься постились, слушали проповеди, готовясь к вхождению в Церковь через крещение. Люди наставлялись в Писании, в учении Церкви, как правило, радикально меняли свою жизнь, отказывались и отрекались от многого, что было несовместимо с жизнью христианина. То есть пост, как мы видим, имеет не только личностное измерение, но и соборное. Как и евхаристия, пост не просто дело моего личного благочестия, но это еще и церковное дело. К сожалению, церковное понимание поста, его соборное понимание сейчас практически отсутствует.

Но, конечно, пост важен и в плане личного духовного роста и развития. Многие верующие со временем охладевают к посту, начинают его считать какой-то устаревшей традицией, которая имеет мало отношения к реальной жизни, некий анахронизм. Где, мол, в Писании про пост написано? Да и вообще мы уже спасены, зачем нам поститься?

Во-первых, постился Христос: для нас это уже является вполне нормальным основанием для того, чтобы поститься.

«Искушение Христа на горе»
(фрагмент «Маэсты» Дуччо, 1308-1311 годы)

Сам Христос говорит о том, как правильно поститься:

«Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо» (Мф 6:17).

В другом месте Он говорит:

«Но придут дни, когда отнимут у них Жениха, и тогда станут они поститься» (Мф 9:15).

То есть пост является очень важной частью жизни человека. Да, когда человек уверовал во Христа, принял Его всем сердцем, то он, конечно, обрел спасение. Но спасение в каком смысле? В смысле, что он уже гарантированно в Царстве Божьем себе место забронировал и теперь может делать что хочет? Нет, конечно. А в том, что он встал на путь жизни. Но ведь с этого пути всегда можно уйти, потому что в этом мире еще действует зло. Да и сам человек, который уверовал в Бога, пришел в Церковь, имеет еще много чего, над чем стоит трудиться.

«От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное терпит насилие, и употребляющие силу овладевают им» (Мф 11:12).

Придя к Богу, человек получает дары Духа, получает благодать, которая его питает и вдохновляет: все верующие помнят тот период, когда действовала призывающая благодать, когда как на крыльях летал, все связанное с верой приводило в восторг. Но потом все это куда-то исчезло, стало пресно, банально и бессмысленно.

Это вполне закономерно: призывающая благодать уходит, затем нужен труд, духовный труд, чтобы те дары, которые человек получает вначале, приумножились, чтобы благодать снова и снова посещала сердце, чтобы человек возрастал в любви к Богу и ближнему. И вот здесь просто невозможно без поста. В нас очень сильна инерция ветхого человека: сей мир, во зле лежащий, тоже оказывает на нас сильное влияние, как и плоть, которая, по слову ап. Павла, противостоит духу. Поэтому человеку требуется труды, чтобы укрепиться в вере, в церкви. Но так как у нас почти нигде нет нормального оглашения, введения человека в традицию, то со временем, когда призывающая благодать уходит, человеку мало понятно: а что тут делать? При чем тут его жизнь и какие-то средневековые ритуалы?

Очень важно, что в христианской жизни есть две центральные составляющие: дух и смысл. Когда человек приходит в церковь, то он почти ничего или ничего не понимает, он движим духом, благодатью, и на этот период ему этого достаточно. Но потом он должен войти в смысл церковной жизни, воцерковиться. И это и есть залог умножения благодати. Но так как он смыслов не обретает, в том числе и смысла православных богослужений (большинство православных христиан не знают службу и не понимают ее), то со временем он теряет и благодать.

То же самое и с постом. Нужно войти в дух и смысл поста как духовного делания. Он актуален в контексте реальной церковной жизни, которая не сводится только к участию в богослужениях. Если человек живет совершенно обычной жизнью, при этом он вроде бы порядочный прихожанин: не курит, не пьет, жене не изменяет, работает хорошо, иногда даже кому-то помогает, то не понятно: зачем тут вся эта покаянная риторика и атмосфера Великого поста, зачем вообще он, пост, нужен? Просто как инструмент для самосовершенствования? Но всё совершенно меняется, когда человек начинает что-то делать в самой церкви, заниматься каким-то служением. Для настоящего церковного служения нужны дары Духа, но просто иметь их очень мало, надо еще научиться ими служить, их пускать в дело. А вот здесь человек может столкнуться с большими проблемами. Тут откроется большое пространство для покаяния, потому что человек столкнется с многочисленными немощами. Это как с физкультурой. Пока не начал делать упражнения, вроде у тебя все нормально, ты ходишь, сидишь, иногда даже до автобуса можешь пробежаться, а вот пришел на тренировку, и понимаешь, что и тут не то, и там не гнется, и здесь болит, что вообще, по сути, развалина.

Христианин – это не статус, это призвание, это служение. Все христиане – священники, а значит, призваны служить Богу, служить теми дарами, которые дает Господь. И вот, чтобы эти дары взращивать, чтобы приносить добрый плод, чтобы возрастать в служении, для этого и нужен пост. Он помогает максимально сконцентрироваться на главном, отсекать всё ненужное, преодолевать то, что мешает. В таком случае сюда органически вписывается и гастрономическая часть.

Призвание апостолов

Что же делать человеку, который еще не понял своё призвание и служение? И здесь снова пост – хороший помощник! Если человек полтора месяца максимально сосредоточится на духовном делании, поставит конкретную духовную цель, то тогда ему обязательно что-то откроется, что-то очень важное, и не просто откроется, но и дадутся силы, чтобы это важное начать воплощать.

Подводя итог, можно сказать: если мы хотим, чтобы Великий пост, как и вообще все другие посты, не просто сводился к гастрономии и к изменениям в чине службы, а чтобы он стал живой и действенной реальностью в нашей жизни, нужно возрождение института катехумената, когда время святой четыредесятницы стало бы временем сугубых усилий для одних по вхождению в Церковь, для других – по оказанию помощи в этом вхождении. То есть в Церкви должны возродиться в полноте миссия и катехизация и другие служения. Тогда верующие будут не просто заниматься индивидуальным освящением и спасением своей души, а начнут служить теми дарами, что даст им Господь, и тут понадобится пост для возрастания в своем служении, для умножения даров. Тогда самым радостным итогом поста была бы не возможность наконец-то разговеться, а крещаемые, прошедшие оглашение. И крестный ход перед пасхальный службой был бы не просто хождением вокруг храма, а торжественным шествием новокрещеных из баптистерия на их первое Причастие, и новорожденные члены Церкви были бы действительно самым главным плодом поста всех: и оглашаемых, и верных.

Священник Иоанн Павлов

70. Почему нужно поститься

Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели - это так называемые однодневные посты, и, кроме того, существуют еще четыре многодневных поста - перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания? Ведь, казалось бы, какое значение для наших отношений с Богом имеет съеденная или несъеденная колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают или люди далекие от Церкви, или же протестанты и католики, у которых посты в настоящее время фактически отменены. Что же отвечать на это? Отвечать надо вот что: наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.

Итак, во-первых, пост - это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, - и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты - чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься, в то время когда Христос за тебя алкал…» Итак, через пост мы участвуем в страданиях и трудах Христа, подъятых Им ради спасения людей.

Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы ведем брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в такой борьбе является пост. На это оружие указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Может быть, именно поэтому избавление от его власти возможно путем противоположным - через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанес врагу первое поражение. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его».

Далее, о посте следует сказать, что он очень помогает нам в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может подняться к небу, если подрезать у нее крылья. Также и самолет, если слишком перегрузить его, не сможет взлететь. Вот и человек, если он пресыщен и ни в чем себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. «Сытая утроба, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».

Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то показываем этим, что Церковь нам не мать, что мы не хотим ее слушать и сами лучше ее знаем, как нам жить. Если же постимся, то подтверждаем этим, что Церковь - наша мать и мы ее дети, потому что слушаем ее. Мы ведь оказываем послушание различным человеческим установлениям, подчиняемся, например, государственным законам или слушаем, когда врач при наших болезнях прописывает нам ту или иную диету. У кого болит желудок, тому нельзя есть острое и жареное, а у кого диабет, нельзя есть сладкое. Если в этом мы оказываем послушание людям, то Церкви ли не будем слушать? Ведь диета прописывается врачом для здоровья тела, которое кратковременно и смертно, а установления Церкви, в том числе и пост, направлены на исцеление бессмертной души - чтобы подготовить ее к блаженной вечности, к жизни, не имеющей конца.

Далее следует сказать, что пост является сильным оружием в борьбе с теми плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под «плотью» в словах апостола нужно понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» - страсти и грехи души. То есть плоть и кровь - это две составные части прокаженной, испорченной и проданной под грех человеческой природы, ставшей после падения Адама нашей неотъемлемой принадлежностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою сотворен был Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении...»

Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живем этим, живем плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нем. В другом месте своих сочинений святитель Игнатий говорит, что плоть и кровь не идут по узкому пути спасения еще и потому, что они горды. Будучи горды, они отвергают смирение и покаяние, но всегда хотят процветать, величаться, наслаждаться. «Понимаешь ли, - пишет он в письме к одному монаху, - что плоть и кровь горды? - Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост!»

Далее, пост - это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу. А по словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него.

Еще следует сказать, что когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми, - их последователями и братьями по оружию. Кроме того, через пост мы становимся едиными и со всей вселенской Церковью, распространенной по всей нашей планете. Вот, например, приходит Великий пост, и православные христиане, живущие на всех пяти материках, одинаково начинают постный подвиг: на Соловках и в Эфиопии, в Австралии и Японии, в Америке, Индонезии и даже Антарктиде. И этим свидетельствуется их единство, их братство, их соборное единение, их верность тому пути, по которому шли святые Христовой Церкви.

Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесет нам вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. «Всякую вещь красит мера, - говорит преподобный Исаак Сирский, - без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая - для монахов, живущих в монастыре, третья - для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.

Строгий пост непременно требует, чтобы в душе постящегося был мир. Если же человек живет в ритме большого города, если он часто волнуется, испытывает тревогу и беспокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может причинить вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и Благодать. Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Геронда, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец отвечал: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

При повреждении здоровья тела часто бывает, что и душа человека получает вред. Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье - это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели… Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша - это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: «Умри, но пост соблюди» - и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются послабления в посте - вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост - это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но все-таки оно - лишь средство. Целью же является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. «Пост, - говорит блаженный Диадох, - имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, но, напротив, удаляет. И об этом всегда следует помнить.

С определенными ограничениями неразрывно связана любая религия. Они могут касаться как норм поведения, моральных принципов, так и внешнего вида и избирательности в пище. Для верующих такие правила становятся привычными, поскольку вводятся с детства, в процессе воспитания. Тем, кто приходит к вере в зрелом возрасте, в таких вопросах, что такое пост и как следовать рекомендациям церкви, из чего состоит меню для этих дней, что будет, если не следовать запретам, приходится разбираться самостоятельно.

Придумали ограничение на употребление пищи еще в раю. Библия говорит: «От всякого дерева ты будешь есть, от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Исполнение поста для первых людей дается как заповедь, следствие нарушения этой заповеди – смерть, что и произошло: духовная смерть первых людей, а люди пожинают плоды этого преступления и по сей день.

Посмотрим примеры соблюдения таких запретов людьми ветхозаветного периода:

Из ветхого Завета

Мы видим, что состоит пост из плача и рыдания, люди одевались во вретища – в ветхую (рабочую) одежду и посыпали свою голову пеплом. Когда хотели, чтобы Господь помог им, тоже начинали поститься и потом только начинали молиться и обращаться к Богу за помощью. И так мы начинаем видеть, что соблюдение ограничений – это не только телесные дела или подвиги, отказ от той или иной пищи. В первую очередь это внутренний настрой, сердечные чувства и сокрушенный дух. Люди, которые постились в то время, находились в критических ситуациях. Они говорили из самой глубины своего сердца от всей души примерно так: «Помоги нам, ты видишь, что сами мы не можем преодолеть эту трудность. Ты сам возьми и спаси нас. Мы виноваты, мы нагрешили, нарушили Твои заповеди, но помилуй нас, прости и помоги. Спаси нас от наших врагов ».

И также перед серьезным делом или путешествием люди постились, всем сердцем обращались к Богу. Просили о помощи, сопутствия в дороге и защиты от врагов. Потому что сами люди не знали, что с ними там случится и что их ожидает на пути, как бы полностью предавали себя в руку Бога, всю свою жизнь и все дела. Так мы видим, что соблюдение запретов на пищу – это некая подготовка к результативной молитве, сосредоточение духа человека и понимание, что сам человек мало что может сделать без Божьей помощи.

Пощение помогает людям смириться пред богом и просить у него помощи. С таким чувство сокрушения и своего бессилия, в надежде только на помощь Господа просили милости, и если она не придет, то человеку не справиться. В те времена пощение означало абсолютный отказ от пищи, полное голодание, да люди и сами были в такой ситуации, что не о еде прежде думали, а взывали к Богу о помощи, потому что к городу подходили вражьи войска и всем грозила погибель.

Они взывали к Богу, чтобы тот спас их жизни спас и уберег от смерти. И представьте, если бы мы оказались в такой ситуации, думали бы мы тогда о еде или и о красивых одеяниях, тогда и правда был бы плач и мольба о спасении. Так постились люди Ветхого завета, жившие до нашей эры.

Полезное видео: православный пост, его цель и содержание

Пост в Новом завете

Во время Нового завета как поститься, нам показывает сам Иисус Христос. Прежде чем он вступает на земное служение, он уходит в пустыню, уходит от людей, уединяется и там постится 40 дней, не вкушая пищу.

Это был первый Великий пост в православной церкви, и Господь сам показал нам, там он был искушаем дьяволом. Когда под конец Иисус взалкал, то сатана сказал ему: «Если ты сын Божий, то скажи этим камням и пусть они обратятся в хлебы».

Христос ответил: «Не хлебом единым жив человек, но всяким, словом исходящих из уст Божиих». Тогда диавол поднял его на крышу храма и сказал ему: «Бросься вниз, ибо написано, что Ангелы понесут тебя на руках, и не преткнешься о камень ногою своею».

Господь ответил: «Не искушай Господа бога своего». Тогда сатана в одно мгновение показал Христу все царства земли. И говорил, что отдаст их ему, за то, что тот поклонится ему. Но Иисус отказался и сказал, что нужно кланяться только Богу и ему одному служить.

Так Христос победил сатану и подал пример всем христианам, показывая, что и мы должны так делать, и к чему стремиться. Думать не о хлебе насущном, не испытывать Бога, не думать о себе много, не стремиться к земным богатствам и земной власти, а всем сердцем искать Бога, искать исполнения заповедей и таким образом служить Ему. С тех пор все члены православной церкви соблюдают периоды, когда накладывается запрет на некоторые виды пищи, и через это стараются выйти, защититься от власти диавола и приблизиться к благодати.

В честь этого события до сих пор каждый год люди постятся 40 дней, это время называют Великим постом, и он самый главный у православных. Все кто соблюдают его, проходят как бы экзамен за весь свой год, проверяют, в чем они изменились за этот год, какие страсти побороли в своем сердце, какие вредные привычки оставили, а с какими еще нужно бороться. Испытание длится 48 дней, 40 дней в память о посте Господа в пустыне, а последняя неделя Великого поста – страстная седмица, последние дни жизни Христа и его страдания.

Все это время не положено вкушать пищу животного происхождения: мясо, молоко и все, что из него делают, яйца, рыбу. Следует воздерживаться от увеселительных мероприятий, шумных застолий, посещений театров, цирков, просмотров сериалов, телешоу и тому подобного времяпровождения.

Церковь в эти дни призывает к более частым
посещениям богослужений, напоминает о домашнем молении, призывает приступить к церковным таинствам, главные из которых Исповедь и Причащение (Святая Евхаристия), чтению святого писания, житий святых и духовной литературы, рассказывающей о самом смысле покаянии.

Если вы решили поститься, как настроить себя на соблюдение запретов? Главное – это узнать в первую очередь Божии заповеди и проверить себя на исполнение их. Разобраться в понятиях греха, что это такое, где он бывает и есть ли грехи.

Обратите внимание! В церковных лавках всегда есть книги, брошюры, которые помогают новоначальным проверить себя, – «Помощь кающимся» или «Дневник
кающегося». Они позволят разобраться, какие заповеди нарушались за всю жизнь, можно все записать и идти на исповедь, просить у священника благословение на испытание, обговорить с ним вопросы по здоровью, если имеются болезни.

Многие спрашивают, как правильно соблюдать пост, имея в виду прежде всего, какую еду разрешено готовить во время постных дней, при том забывая, что сила ограничений заключается не в пище, а в силе духа, в духовном бдении и контролировании в первую очередь своих поступков и эмоций по отношению к ближним, родным людям.

Стараться делать в это время больше дел милосердия, посещения больных, помогать немощным, неимущим, стараться делом исполнять Божьи заповеди.

Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов.12:8). В течение всего этого времени ходить на богослужения и пытаться вспомнить забытые грехи и так же в них каяться. Есть такой обычай – принимать участие в таинстве соборования (Елеосвящения) в Великий пост. Соблюдение постных дней – это личное дело каждого, и не стоит показывать или рассказывать людям о том, что вы поститесь, лучше содержать это в тайне.

А для чего нужен и что дает пост именно нам? Если мы будем добросовестно поститься и участвовать в церковных таинствах, то мы начнем видеть и замечать за собой слабые места и греховные наклонности. Тогда-то и начнется у нас смирение перед Богом, начнется появляться покаяние, а может, плач и рыдание, как у ветхозаветных людей, появится сильное желание покончить с грехом, выбраться из рабства страстей, вредных привычек, захочется тянуться к добру. Так человек вступает уже в духовную религиозную жизнь и начинает борьбу с темными духами, про которых Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Великий пост – самый длинный и строгий, но кроме него есть еще три:

  • Рождественский в память рождества Христова;
  • Успенский в память успения пресвятой девы Марии;
  • Апостольский (Петров) в память о святых апостолах Петре и Павле.

Кроме четырех основных периодов запрета на животную пищу православные постятся каждые среду и пятницу (кроме сплошных седмиц) в память страданий Иисуса Христа. В среду Церковь вспоминает предательство и взятие Христа воинами, а в пятницу – распятие на Кресте. Также есть люди, которые желают поститься всегда: это монахи или те, кто готовится принять постриг, да и среди нас есть много таких людей, только про них мало кто знает.

Соблюдение ограничений в пище для православного – это святая обязанность. Если не следовать церковному календарю без благословения священника, если не соблюдать запреты и правила, то нас не будут допускать до церковных таинств и вообще могут отлучить от церкви или дать время на исправление.

Важно! Всякий православный человек должен обязательно поститься по мере возможности и сил, если хочет очистить, освятить свою жизнь, приблизиться к Богу, то нужно поститься и просить Божьей помощи.

Для детей пост начинается в 7 лет

Для маленьких детей никаких ограничений нет. Начинаются запреты с 7 лет. С этого возраста человек становится самостоятельным в отношениях с Богом, и ему уже самому придется отвечать за свои дела. Дети 7 лет начинают ходить на исповедь и жить полной церковной жизнью. Болящим людям делают смягчения или полностью отменяют запреты.

Смысл ограничений – в смирении тела, а у болящих и пожилых людей тело и так страдает. Все запреты благословляет православный священник, и если мы сомневаемся в чем-то, лучше подойти к нему и посоветоваться. Главное в это святое время – «не есть друг друга», как говорят священники, т. е. не досаждать ближним, не огорчать их и не расстраивать, а с каждым человеком стараться поддерживать мир и любовь, по заповеди Христа.

Полезное видео: как правильно соблюдать Великий Пост?

Вывод

Во времена пришествия Христова многие постились и соблюдали весь закон. Но это были всего лишь внешние формальные дела, люди думали, что они угождают этим Богу, превозносились над другими людьми, которых считали хуже себя. Но Господь сказал, что истинные поклонники Божии те, которые кланяются Богу в духе и истине. Для Бога важны наши сердца, а не животы. Пост – это всего лишь инструмент для очищения нашей души. И нужно помнить, что всему своя мера, чрезмерное пощение тоже идет не на пользу, а может ввести человека в гордыню или помрачение.

Все знают, что верующий человек должен поститься, однако, не каждому известно истинное значение поста, его основная цель и механизм.

Людям, слабо верующим и несведущим основополагающих Православной Церкви, но при этом искренне стремящимся познать их и жить по Закону Божиему, первостепенно необходимо разобраться в предназначении поста, принять и понять его составляющие, и лишь тогда начинать поститься. Ибо, не будет полезен тот пост, придерживаясь которому верующий не осознает всю подлинную его необходимость.

Что такое пост?

Пост является религиозной традицией временного полного или же частичного отказа от приема пищи и питья, сопряженного с рядом других разнообразных духовно-аскетичных практик. При этом пост должен быть добровольным деянием, совершающимся во славу Господа Бога.

Пост подразумевает:

— воздержание от вкусной и сытной пищи, и всяческих увеселений;

— тщательную и глубинную проверку души своей и очищение ее греховности;

— искреннее побуждение себя на свершение добрых дел, на общение с Богом через молитву и размышление о своем духовном предназначении.

Результатом поста выступает духовный рост, его пользой – пребывание в глубинной сосредоточенности и трезвении, в сердечном и непоколебимом призыве к Богу о том, чтобы Он присутствовал в жизни верующего, прощал его и направлял на путь праведный.

Суть поста.

Человек устроен так, что его плоть непрерывно и мощно оказывает давление на его душу. Каждый из нас постоянно противостоит подобному плотскому давлению. Ибо телесная сторона человека жаждет противного духовной стороне, а дух, соответственно, желает противного плоти. Именно православный пост помогает верующему укрощать свою плоть и справляться с ее греховными желаниями.

Христианин, временно отказываясь от того, к чему он привык и без чего он не представляет собственную жизнь, воспитывает душу свою, обучает ее противостоять своим плотским требованиям. Пост для верующего – это, прежде всего, «воспитатель» души. Именно поэтому поститься нужно осознанно, с целью духовного развития, а не ради бахвальства и одобрения окружающих.

Чтобы понять механизм поста, нужно первостепенно уяснить, что пост не должен расцениваться с точки зрения категории смены рода потребляемой пищи, важно воспринимать пост как время строгого воздержания, умышленного ограничения себя и возможности развития в себе стойкости духа.

Рассматривая механизм поста, необходимо учитывать естественные потребности человека, определяющие его всесторонний рост и развитие. Однако, важно понимать, что для их удовлетворения многого не нужно. Все излишества – это и есть плотские желания, поработившие душу грешника. Каждый из нас должен стремиться избавиться от данного рабства и сделать плоть свою более слабой и немощной при помощи соблюдения поста.

Конечно, пост не дает полного освобождения от телесных страстей, но он помогает подавить их силу и мощь. Пост не искореняет греховные страсти, он ослабляет плоть и ее влияние на душу.

Для каждого верующего пост должен быть не самоцелью, а тем вспомогательным средством, которое позволяет укрощать плоть и возвышать дух.

Принимая решение поститься, важно соизмерять степень поста с тем физическим состоянием здоровья, в котором пребывает верующий, т.е. степень поста должна определяться степенью здоровья человека. Выделяют пять основных степеней поста:

— первая степень допускает употребление рыбы и любых овощных продуктов (как в сыром, так и в приготовленном виде);

— вторая степень разрешает употреблять овощи и вареные фрукты, сдобренные растительным маслом;

— третья степень позволяет вкушать только вареную пищу без добавления растительного масла;

— четвертая степень характеризуется сухоядением (невареная растительная пища без масла);

— пятая степень предписывает полный отказ от пищи, при котором дозволяется только прием воды.

В былые времена человек отличался более крепким здоровьем, нежели сейчас. Основной свод церковных правил писался с учетом того, что большинство людей при посте добивались основной его цели – сделать плоть слабее и немощнее во благо духовного роста.

Однако, нынешнее поколение при наличии многочисленных серьезных и хронических заболеваний не всегда способно получить от поста истинную пользу. В связи с чем, для некоторых людей необходимо определение послабления в посте. Дети, беременные женщины, люди, страдающие серьезным заболеванием или же занимающиеся тяжелым физическим трудом, по наставлению священника, могут получать индивидуальную степень строгости поста, соответствующую их состоянию здоровья и тем особенностям организма, которыми они обладают.

Сопровождайте пост неистовой молитвой, искренней верой и безграничной любовью, и тогда, он будет иметь настоящую ценность, правильное значение и истинный смысл!



Просмотров