Почему огонь друг и враг. Конспект занятия по ОБЖ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное среднее учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Ул. Ленина 13. тел.:4-02-01

Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»

Номинация: исследовательский проект.

Тема: Огонь – друг и враг человека

Корепанова Карина

…………………………..Руководитель : учитель начальных классов

Красноперова Дарья Константиновна

I.Введение………………………………………………………………………………………3-4

II.Общие сведения……………………………………………………………………………….5

1.Что мы знаем об огне…………………………………………………………………...……..5

2.Как люди научились добывать огонь ………………..………………………………………7

3.Когда люди научились пользоваться огнем?.. …….……………………………….……..…7

4.Какое значение имело открытие огня? . ...…………………………………………………...8

5.Пожарным каждый может стать................................................................................................9

III. Социологическое исследование……………………………….…………………………..12

IV.Создание сборника………………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………….…………………………………………....13

V. Литература………………………….…………………………………………………….…14

VI.Приложение………………………………………….…………………….……………….15

Введение.

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

На факультативе по изучению основ безопасности и жизнедеятельности нам рассказали очень интересную тему – Огонь- судья беспечности людей. Особенно нас заинтересовал факт, того, что в последнее время дети чаще погибают от неосторожного обращения с огнем.

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома. И мы поставили перед собой несколько вопросов: Что мы знаем об огне? Кто такие пожарные? Какое значение имело открытие огня? Как люди научились добывать огонь? Когда люди научились пользоваться огнем?

После того, как мы собрали материал, нам захотелось оформить свое творчество в информационный сборник, так как считаем, что эта работа способствовала нашему творческому развитию, просветительству наших одноклассников и учащихся.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

^ Цель исследования: подготовить информационный сборник.

Задачи:

Собрать информацию из различных источников.

Узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

Узнать о профессии «пожарный».

Сделать вывод о проделанной работе.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский:

А) знакомство с содержанием работы пожарных;

Б) экскурсия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

2.Найти информацию в книгах, интернете на тему исследования.

3.Провести опрос учеников.

4.Найти загадки па выбранную тему.

5. Провести конкурс творческих работ.

6.Подвести итоги работы.

7.Подготовить сборник материалов.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время произошли случаи гибели детей от огня, получение травм от игр и шалостей с огнем. Мы хотим, что такого не происходило.

^ Формы и методы исследования:


  • Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

  • Компьютерный набор текста, редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

  • Социологическое исследование.

  • Экскурсия.

  • Оформление информационного сборника.

  • Оформление презентации.
В ходе работы была выдвинута гипотеза:

Допустим, что огонь нам враг и от него одни беды.

Предположим, что огонь необходим для человека.

I.Общие сведения об огне.

1. ^ Что мы знаем об огне . ………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………… Огонь бывает разный

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Е. Ильин

Что же такое огонь? Как сообщает нам интернет-почемучка «Огонь сопровождает процесс горения, поэтому давайте сначала рассмотрим, что такое горение . Существует такой вид взаимодействия между веществами, который называется окисление, или окислительная химическая реакция. При этом горючее вещество вступает в реакцию с веществом, которое называют окислителем. Одним из таких веществ-окислителей является газ кислород, который содержится в воздухе. Горение - это реакция окисления горючих материалов, которая протекает интенсивно, бурно, с выделением большого количества тепла и света. А огонь является фазой процесса горения. Огонь - это та область пространства, в которой вещества, взаимодействующие в процессе горения, и продукты горения представляют собой поток раскаленных газов. Пламя обычно направлено вверх, потому что горячие газы всегда стремятся подняться вверх.

Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом. С его помощью совер­шается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня лета­ют реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятников героев. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

Е. Ильин

Но случается, что огонь из верного друга превраща­ется в беспощадного врага, ничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь - огонь пожара.

Злой огонь - огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Е. Ильин

Очень опасны костры вблизи строений, может заго­реться сарай, дом. А костер в лесу мо­жет привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглив­шимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. По­этому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать милли­он спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

^ В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях - дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представля­ющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осве­тительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и вы­деляет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, дру­гие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.

Ленту гладила Анюта и увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки.

Вот что значит три минутки:

Ленты нет, кругом угар- чуть не сделался пожар! Б.Миротворцев

Таким образом, мы убедились, что при умелом обращении с огнем он станет нам другом, а неумелое обращение с огнем приводит к беде, огонь становится врагом.

^ Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет - фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

^ Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

Получить огонь путем трения - большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых мо­жет и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое - показать переход механической энергии (ша­гов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать мо­лотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры - мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички по­крыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.

Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества - молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.

^ Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

^ Пожарным каждый может стать .

Профессия по­жарный - опасная, а работают по­жарными люди смелые и умные. Сей­час помогает справиться с разбуше­вавшимся огнем современная техни­ка: передвижные насосные станции, дымососы, автомеханические лестни­цы, средства связи. А раньше выезжа­ли пожарные на лошадях. Воду вози­ли в бочках. Огонь тушили с помощью ручных насосов. Рискуя собственной жизнью, пожарные борются с огнем, спасают людей и ценности. В далекие времена у пожарной части было 2 этажа. На втором этаже располагались семьи пожарных, а на первом этаже - стояли повозки с бочками с водой,

Лестницы, лошади, т.е. необходимое для тушения пожара.

Пожарная часть, выезжающая в те времена представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит, как на пожар», но дом зачастую не успевали спасти.

А теперь этим занимается специальная служба пожарных. На смену лошадям пришли машины со специальные сиренами и приспособлениями, облегчающими быструю борьбу с огнем. Пожарный - это работник пожарной охраны, основная задача которого - действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. В горящем здании с нуждающимися в спасении людьми может недоставать обычной целостности структуры, а средства доступа, такие, как лестницы и лифты, могут представлять опасность из-за огня. Работа часто вызывает дополнительное напряжение, многие ситуации требуют использования специализированного личного защитного оборудования.

Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких, как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения, землетрясения, гражданские беспорядки, утечки опасных химикатов и материалов, авиационных и морских происшествий. Их также могут вызвать для осуществления спасения в различных ситуациях, например, спасение из транспортных средств, с высоты или из-под земли. Так как обстановка может меняться с каждым вызовом, пожарный редко осознает все виды риска в окружении, где проходит работа. Транспортные средства для экстремальных вызовов могут включать пожарные грузовики, спасательные автомобили, лодки, вертолеты и все другие наземные транспортные средства. Риск транспортной аварии повышается во время выезда на вызовы.

VI . Приложение 1.

Результаты опроса учащихся МОУ СОШ п.Пионерский.

1.Знаете ли вы какой вред приносят пожары?

2.Приносит ли огонь пользу?

3.Знаете ли вы, как правильно вести себя при пожарах?

4.знаете ли вы, как защититься от угарного газа?

5.Как сообщить о пожаре и кому?

Приложение2.

Это тесный-тесный дом. Спят мирно дочки Отец горяч и красен,

Сто сестренок жмутся в нем. В фанерном домочке. Бывает он опасен.

И любая из сестер У сонь, у тихонь А сын взовьется птицей-

Может вспыхнуть как костер. В головках огонь. К отцу не возвратится.

(Спички). (Спички) . (Огонь и дым).

Я мохнатый, я кудлатый В деревянном домике Красный петушок по улице ………………………………………………………………………бежит. (Огонь).

Я зимой над каждой хатой, Проживают гномики.

Над пожаром и заводом, Уж такие добряки, С языком, а не лает.

Над костром и пароходом. Раздают всем огоньки. Без зубов, а кусает.

Но нигде-нигде меня (Спички) (Огонь).

Не бывает без огня Накормишь- живет, напоишь- умрет. (Огонь) Зажигают дома спички? (Пожар)

Рыжий зверь в печи сидит. Выпал на пол уголек, Летела мошка-

Рыжий зверь на всех сердит. Деревянный пол зажег. Осиновая ножка.

Он от злости ест дрова Не смотри, не жди, не стой На стол села-

Целый час, а может два. А залей его …(водой) Все сено съела..

Ты его рукой не тронь- Если младшие сестрички (Спичка)

Искусает всю ладонь. Зажигают дома спички

(Огонь) Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять).

Приложение 3

Правила, которые нам нужно знать:

1. С огнем, пиротехникой, электроприборами, горючими жид­костями нужно обращаться с особой осторожностью.

2. При возгорании нужно звонить в пожарную службу 01. Нельзя баловаться, делая по этому телефону ложный звонок.

3. Небольшой огонь можно затоптать ногами или залить во­дой.

4. Загоревшиеся электроприборы нельзя тушить водой. Сна­чала нужно выдернуть шнур, а затем накрыть прибор плот­ной мокрой тканью, не давая воздуху проникнуть под нее.

5. Чтобы огонь не распространялся на другие комнаты, сле­дует вылить воду на пороге загоревшейся комнаты.

6. Чтобы подать сигнал об огне соседям, находясь в ван­ной или на кухне, можно пустить воду из крана на пол.

7. Покидая горящее помещение, следует прикрыть рот и нос смоченной в воде хлопчатобумажной или льняной тка­нью, набросить на себя мокрое пальто, одеяло. К выходу нужно перемещаться на четвереньках.

8. Если уйти из охваченной пожаром квартиры невозмож­но, следует выйти на балкон и привлечь внимание про­хожих криками.

9.Если пламя попало на человека, он должен сорвать заго­ревшуюся одежду и кататься по земле, чтобы затушить огонь. Другие люди должны сбить с этого человека пла­мя и поливать пострадавшие места чистой водой.

З
01
апомни!

1."Пусть помнит каждый

Гражданин пожарный номер - 01".

2. "Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом".

3. "Возле дома и сарая разжигать костер не смей!

Может быть беда большая для построек и людей".

4. "Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь"

5. Костер вы бросили в лесу

И вот несчастье на носу".

6. "Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал!" 01!

Приложение4.


Тема пожаров в рисунках учеников нашего класса.

Филимонова Маргарита «Внимание!Открытая печь»

«Пожарная команда –На выезд!» Квик Владислав

«Пожар на кухне» Корепанова Карина


^ Отзыв руководителя .

Тема «Огонь – друг или враг человека», отношения к ней, оценка ее последствий от шалостей с огнем, в современном обществе очень актуальны. Несмотря на то, что в нашем мире уделяется много внимания пожарной безопасности, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнем. В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных и бытовых пожарах, гибели людей. К сожалению, частыми участниками этих событий является дети сами. Поэтому особенно ценно, то, что данным исследованием заинтересовались ученики. Исследована не новая проблема. В работе изучен достаточно большой материал, обобщены взгляды на тему работы, как о пользе огня, так и о его вреде. Особенно ценно изучение правил обращения с огнем и, мерах собственной безопасности в условиях пожара.

Данный материал уже был использован в учебно-воспитательной работе класса и нашел живой отклик, понимание и интерес одноклассников. Работа выполнена хорошо. Данную проблему, конечно же, можно рассматривать по-разному, но на данном этапе целью работы являлось как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить информационный сборник.

На наш взгляд, данная цель исследователями была достигнута, авторам удалось не только показать вред и пользу от огня, но и показать отношение к исследуемой проблеме учеников начальной школы. Поэтому, данная работа актуальна, своевременна и интересна.

Руководитель: учитель начальных классов____________________ Д.К.Красноперова_

Светлана Захаркина

Программное содержание :

Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом , а бывает и врагом .

Формировать навыки безопасности в быту, на природе.

Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.

Дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;

Закрепить знание у детей домашнего адреса;

Научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;

Развивать физические качества, быстроту, ловкость.

Методические приёмы :

Игровой,

Наглядный,

Словесный (загадка, стихотворение) .

Интеграция областей : Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа : Чтение литературных произведений :

рассказы «Пожар» , «Пожарные собаки» Л. Толстого;

«Пожар» , «В дыму» , «Пожар в море» Б. Житкова; «Кошкин дом» С. Маршака;

Беседа о профессии «Пожарный» ;

Рассматривание плакатов по правилам пожарной безопасности;

Разучивание стихотворений;

Отгадывание загадок об огне.

Материал : Иллюстрации из серии «Пожар» ; игрушки серия «Пожарная часть» ; Кукла «Пожарник» ; для эстафеты : ведра, мячики, веревка, обручи, кегли.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Отец горяч и красен, бывает не опасен.

Накормишь – живет, напоишь – не умрет,

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

Дети : (Огонь )

Воспитатель : Ребята, я хочу рассказать вам про огонь . Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.

– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? Ответы детей. (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)

– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило : дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.

Ростом спичка – невеличка.

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Просмотр презентации : «Огонь друг и враг » .

Воспитатель : – Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.

– Чем бы вы стали тушить огонь ? (Водой, накрыть одеялом.)

– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)

– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)

Показать иллюстрацию.

Сам не справился с пожаром –

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

01 звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте попробуем вызвать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.

Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.

Воспитатель. Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)

Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения :

Немедленно покинуть помещение, где возник огонь , и закрыть за собой дверь.

Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.

Не прятаться под кровать. Диван, стол и т. д.

Звать на помощь соседей и прохожих.

Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель. Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой (пожар) .

Раз, два. Три, четыре.

У кого пожар (в квартире?

Дым столбом поднялся вдруг .

Кто не выключил (утюг?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками (играл?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто белье сушил над (газом?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег (траву?

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер … (01?

Работа с иллюстрациями, предметами.

Дети подходят к столу, где размещены иллюстрации из серии «Пожар» и игрушки : пожарные машины, пожарная часть, огнетушитель, шлем, игрушечные пожарники.

– А вы знаете, ребята, что в пожарной части работают смелые, сильные и, конечно, добрые люди, которые не жалеют своей жизни ради спасения других .

– Как называется машина, на которой пожарные выезжают на пожар?

– Для чего на машине специальные мигалки и сирены?

Обратить внимание на одежду пожарных, на средства тушения пожара. Отметить, что в каждой группе детского сада есть огнетушитель. И мы, взрослые, все умеем им пользоваться.

Показать детям дымоулавливатель, объяснить, для чего он нужен в каждом помещении.

Воспитатель. Ребята, а как вы думайте, какими качествами должен обладать пожарный? (Должен быть ловким, быстрым, выносливым, смелым.) Я и вам предлагаю проявить эти качества в игре-эстафете.

Игра «Мы – помощники пожарных»

Деление на 2 команды.

Задания для игры :

1.«Не промахнись» - эстафета для всех.

В центре круга (обруча) стоит ведро, куда надо попасть теннисным шариком. Сколько шариков будет в ведре, столько очков у команды.

2. Эстафета с водой - Команды в полном составе. Ходьба по веревочке с ведрами (в них немного воды) . Задание выполняют все по очереди. Вода не должна проливаться на пол.

3. «Лучший водитель пожарной машины» - по одному участнику.

По сигналу играющие должны смотать палочку-шнур, привязанный к пожарной машине. Побеждает тот, чья машина быстрее приблизится к игроку.

4. «Кто быстрей» - прокати мяч между кеглями, задание выполняют все по очереди.

Наши соревнования закончены. Вы все молодцы. Отлично посоревновались, много узнали о пожарной безопасности. Давайте поаплодируем команде победителей нашей эстафеты.


Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Библиографическое описание: Шакирзянов Д. И., Храмова Л. Р. Огонь - друг и враг человека // Юный ученый. — 2016. — №5. — С. 101-103..07.2019).





Перед нами коробок, Он похож на теремок, Злой волшебник в нем живет, Недовольный пряча взгляд, Непослушных ждет ребят. Как начнет он их просить: «Можно с вами мне дружить? Я веселый огонек, Стал мне тесен коробок! Разве трудно спичку взять, - Отпустить меня гулять? Буду бегать и шалить, Всех могу развеселить!» Очень хитрый огонек! А ребятам невдомек, Что дружить с таким нельзя, Спички прячутся не зря!

Огонь - это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая - пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь - враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар.

Пожар - не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара - знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это - одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём - залог нашей безопасности.

«Огонь - друг или враг, всё зависит оттого, как мы с ним обращаемся».

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Литература:

  1. О. В. Павлова. Пожарная безопасность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Е. Л. Мадлевская. Русская мифология. Энциклопедия. - Москва, 2007.
  3. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Основы безопасности жизнедеятельности 3–4 класс. Москва: «Просвещение», 2011.

Кузнецова Зинаида Александровна

учитель начальных классов

г.Н-Новгород МБОУСОШ 41

Классный час на тему:

«Огонь – друг и враг человека»

Задачи:

1. Учить детей навыкам правильного обращения с огнем.

2. Познакомить с правилами поведения при пожаре.

3. Развить речь, мышление, вооброжение.

Оборудование:

Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя во время пожара», «Береги лес от огня»

Ведущий:

Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые могут испортить её.

Огонь был и остается одним из главных помощников человека. но если дать огню волю, не соблюдать правил пожарной безопасности, то из вашего помощника огонь может превратиться в злейшего врага. Огонь будет твоим другом, если ты умеешь обращаться с ним. Но в неумелых руках, в руках шалуна, он будет врагом и может привести к беде. В нашей стране ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров. И самое страшное то, что в огне погибают люди. Примерно каждый шестой из таких пожаров случается по вине детей, и дети чаще всего страдают в пожарах.

Пожар – это огонь, вышедший из под контроля человека. Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать, чтобы не произошла беда.

Игра «Доскажи словечко»

Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару

в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар…(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…(газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…(зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…(костер)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег…(траву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…(предметы)?

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички…(отобрать)

Дым увидел – не зевай

И пожарных…(вызывай)

Помни каждый гражданин

Этот номер…(01)

Ведущий:

Я вижу, что вы знаете причины возникновения пожаров.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он играл огромную роль в жизни людей – согревал в холод, помогал готовить еду, защищал от диких зверей. И в наши дни огонь играет большую роль в жизни людей.

Дети:

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Ведущий:

К сожалению, часто огонь из верного друга превращается в страшного врага, за несколько минут уничтожая то, что люди создавали годами. Но, как мы уже говорили, самое страшное то, что в огне гибнут люди, взрослые и дети.

Еще в 15 веке вышли государственные указы о том как обращаться с огнем. В 19 веке появились первые пожарные команды в Москве и Санкт-Петербурге. Пожарные выезжали на лошадях, воду возили в бочках и огонь тушили с помощью ручных насосов.

Чтобы не случился пожар нужно хорошо помнить о том, что спички – это не игрушки и дети не должны их даже брать в руки.

А если все-таки произошел пожар, что же делать? Давайте вместе составим правила поведения при пожаре.

(Дети с помощью учителя составляют правила поведения при пожаре).

Если пожар все же возник:

1. Сразу сообщите о пожаре взрослым (даже если пожар произошел по вашей вине).

2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщите свой адрес и что горит.

3. Когда в доме что-то горит, быстрее выбегайте на улицу.

4. Если началось задымление в квартире, лягте на пол (там меньше дыма), и

постарайтесь ползком добраться до выхода.

5. Рот и нос закройте влажной тряпкой.

6. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть толстым

одеялом.

7. Главное правило при пожаре – не паниковать!

Ведущий:

Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Одно из ценнейших богатств нашей планеты – это лес. Но и у леса есть злейший враг – это огонь. И все, что создано природой и посажено человеком, может погибнуть в считанные минуты. Почти во всех случаях причиной лесных пожаров являются люди. Что же надо делать, чтобы этого не случилось?

(Ответы детей)

Ведущий:

А теперь проверим, знаете ли вы, что нужно делать, если пожар все-таки произошел.

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать:

«Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиардами рублей.

Викторина «Самый эрудированный»

По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в

помещение

будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)

Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может

произойти врыв

газа, если при включении будет высечена искра)

В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в

сторону

улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)

Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?

(Аэрозольные

упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)

Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая

пламя.)

Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник

электрического

тока. Это опасно для жизни.)

Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в

доме есть дым –

держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть

помещение.)

Можно ли пожар тушить огнем? (Можно, встречным огнем тушат лесные пожары.)

Объясните значение слов пожарный, пожарник. (Пожарный – тот, кто тушит,

пожарник –

погорелец)

Ведущий:

Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что

маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила

пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как

себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал

врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете,

и школу, в которой вы учитесь!



Просмотров