Почему огонь для человека может быть врагом. Классный час на тему: «Огонь – друг и враг человека

Классный час по теме «Огонь опасен!»

Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.
Но, сначала, узнаем, что оно означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений.
1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от ослепительных приборов.
3. Боевая стрельба.
4. перен. Внутреннее горение, страсть.
5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы.
6. То же, что жар.
Нас интересует огонь в первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.
Ребята, какие загадки и пословицы вы знаете?

Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.
Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).
«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».
«Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».
«Огню да воде бог волю дал».
«Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.
Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Но пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.
Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.

Игра «Чем тушат пожар?»
Если тушат пожар – хлопаем
Если нельзя тушить – топаем
(Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.)
Обсуждение конкретных ситуаций.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.

Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!

Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.


Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
Ответ:
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

Ситуация №7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.

Игра на внимание «»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Предлагаю послушать советы.

Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет», - мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед поднялся.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!

Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!

Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!

Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать»,
А Иван не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.

Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.

Загадки на тему: «Освещение, огонь, тепло»
Мать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)

По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)

В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)

Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (огонь)

Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. (лампочка)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. Пожарный

Игра « Доскажи словечко»
В руках у ведущего шарик. Дети его передают. Сделана пауза – ребенок добавляет слово.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар
Там всегда грозить будет………
Раз два, три, четыре
У кого пожар …………….
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ……………….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками…………….
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …………….
Столб огня чердак объял
Кто там спички …………….
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…………….
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег ……………..
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…………….
Помни каждый гражданин
Это номер …………….
Дым увидел не зевай
И пожарных ……………….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем ……………

Итог: О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?


Внеклассное мероприятие

Огонь -мой друг и враг.

Цель : привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем , формирование умений

по выходу из пожароопасной ситуации, закрепление знаний по противопожарной безопасности, развитие познавательной деятельности, популяризация правил по противопожарной безопасности

Оборудование: творческие работы учащихся на противопожарную тему для выставки,

костюмы пожарных, противопожарное оборудование.

Перед началом классного часа дети знакомятся с представленными на выставке рисунками, поделками по противопожарной теме, различными приспособлениями для тушения пожаров.

Плакаты «Спички- не тронь. «Не играй, дружок, со спичкой

В спичках-огонь» Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть до тла»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда»

Ход мероприятия

Загадка

По деревне прошел, ничего не осталось (пожар)

Накормишь -живет, напоишь- умрет (огонь)

В маленьком амбаре держат 100 пожаров (спички)

Ребята, слово пожар вам приходилось слышать много, много раз. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь не всегда такой. Огонь- давний друг человека , с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Дети читают стихи:

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было.

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В компьютер тоже б не играли.

В общем, плохо было б жить.

Но случается и так. Огонь вдруг из верного друга превращается в беспомощного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Дети читают стихи:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный-

Бледно- желтый, ярко- красный,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь-огонь пожара,

Злой огонь- огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны.

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин.

При пожаре, при пожаре

Набирают «Ноль-один»

Чтобы, ребята, не было этой страшной беды-пожара, надо знать элементарные правила пожарной безопасности и помнить о них постоянно, когда вы и ваши мамы и папы имеют дело с огнем, электроприборами, газом. Запомните, дети, правила эти…

Чтоб огонь не стал твоим врагом

Будь осторожен с утюгом!

Не суши белье под газом

- Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь-

Один уголек целый дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Ты о пожаре услыхал-

Скорей об этом дай сигнал.

Хором

Пусть помнит каждый гражданин-

Пожарный номер

Ноль-один

Звучит музыка. Вбегают мальчиши - плохиши.

1-й плохиш - Чем бы нам с тобой заняться?

2-й плохиш - Что бы такого плохого сделать?

1-й - О! Я, кажется, придумал!

(достает из кармана спичечный коробок).

Давай-ка мы с тобою костерчик разведем!

2-й - Вот здорово! Давай!

(достают спички, пытаются зажечь).

Появляется ведущий.

Ведущий: Ой, что это вы делаете?

(мальчик от неожиданности роняет коробок)

1-й - Что это вы кричите? Пожар что ли?

Ведущий: Не появись я вовремя - пожара не миновать!

2-й - Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?

Ведущий: А вы послушайте стихотворение

Ребенок: Ростом спичка - невеличка

Не смотрите, что мала

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья.

Что с огнем шутить нельзя!

Мальчик: Сережка дома был один,

Нашел он где-то спички.

Решил устроить он костер,

Да только плохо вышло.

Сгорела кукла и кровать

Сережка дымом отравился.

Зачем же спички в руки брать?

Костер в квартире разжигать?

И маме сказку рассказать.

1-й - Ух, ты.! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.

Ведущий: А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и увидите и узнаете много полезного и интересного о мерах безопасности, о правилах поведения при пожаре.

Мальчишки: Ладно уже, останемся! Вдруг пригодится (садятся в зал).

Показ презентации «правила противопожарной безопасности»

Физминутка на мотив «Опера»(дети в роли пожарных под известную мелодию выполняют силовые упражнения)

Состязания

Ведущий: Я думаю, что нам пора познакомиться с нашими командами «Уголек и Огонек».

Я приглашаю эти команды на сцену (у каждого участника команд пришиты эмблемы с названием команды). А судить сегодняшние команды будет жюри , члены школьного кружка ЮИД. По мере выполнения задания ребятами, костер зачеркивается. Для каждой команды большой костер (макет из бумаги). По мере выполнения заданий ведущий убирает часть костра. (костер затухает)

Команда «Уголек»

Девиз: «Легче, чем пожар тушить,

Нам его предупредить»

Команда « Огонек»

Девиз: «Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя»

Итак, команды готовы.

Ребята, что нужно сделать, если вы видите, что начинается пожар.?

(ответы детей из зала)

Правильно, нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть, сказать, что горит, сообщить точный адрес и назвать свою фамилию. А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога каждая секунда - огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте - на диске телефона последняя цифра и первая).

Первый конкурс

Уважаемые участники перед вами стоят телефоны. Ваша задача добраться до телефона, набрать номер «01», сказать скороговорку, написанную у вас на карточке, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться к своей команде. Передать карточку со скороговоркой следующему игроку. (Участвуют все команды , за правильностью сообщений наблюдают члены жюри).

Ведущий: Молодцы! Итог этого конкурса один:

Если где-то задымится,

Если где-то загорится,

По тревоге как один

Позвоним мы «01»

Мы ближайшему району

Сообщим по телефону

Где горит и что горит

И кто об этом говорит!

А теперь пока не прибыли пожарные, нужно приступить к тушению пожара. А вы, знаете, ребята, как в зависимости от того, что горит, правильно тушить. Сейчас мы это выясним.

Игровые ситуации (выполняет один человек от команды; помня свои действия).

1. У вас загорелся телевизор - ваши действия (обесточу аппарат, т.е. отключу от электросети; накрою влажным одеялом; при необходимости вызову пожарных).

Примечание. Для наглядности используются телевизор, макет пламени из бумаги, ведерко с водой, одеяло, ведерко с песком.

2. На сковородке горит масло. Ваши действия (отключу газ, накрою влажным полотенцем).

Примечание. Для наглядности используются сковородка , кружка с водой, полотенце.

3. На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, снег, траву), покатаюсь или накроюсь влажной тканью, бежать не стану, этого делать нельзя).

Ведущий: Молодцы! Пока жюри подводит итог этого конкурса, я хочу спросить у ребят «Вы все знаете, как себя нужно вести при пожаре?»

Тогда скажите, от чего гибнут люди при пожаре?

(От огня, дыма, ядовитых газов, обвалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов выделяется отравляющий газ. Достаточно одного, двух вдохов - и человек теряет сознание).

Как надо преодолевать дымное место?

(Пригнувшись, так как тепловой дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце).

Ведущий: Замечательно! А сейчас следующий конкурс. Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным. Как вы думаете, каждый ли человек может стать пожарным?

(Ответы детей)

Ведущий: Работа пожарных очень опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависят жизни людей. Сейчас посмотрим, ловкие ли наши ребята, как быстро они смогут надеть на себя пожарный костюм.

2. Конкурс «Надень костюм » (костюм на время праздника предоставлен пожарной частью).

По сигналу тревоги участники команды будут быстро надевать этот костюм на капитанов , а потом его быстро нужно снять. Первый одевает штаны, второй куртку, третий застегивает пуговицы на куртке, четвертый надевает каску. Потом снимают все в обратном порядке. Когда последняя вещь будет снята, капитан возвращается к команде. Какая команда быстрее всех выполнит, та и побеждает. (По сигналу ведущего конкурс начинается)

Ведущий: Ну вот вы справились и с этим трудным заданием

3 Конкурс «Потуши пожар »

1. Почему номер пожарной охраны «01» (простой номер, его легко можно набрать в темноте).

2. Что нужно делать при пожаре? (срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации).

3. Назовите основные причины возникновения пожара. (неосторожное обращение с огнем, детская шалость. Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, поджоги).

4. Что необходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара (выключить свет, отключить электроприборы).

5. Можно ли бить стекла окон во время пожара? (нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение).

6. Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка , можно ли включать или выключать свет? (нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву).

7. Назовите средства тушения пожара (вода, песок, земля, асбестовое одеяло, огнетушители).

4 конкурс «Донести воду, не расплескав ни одной капли»

Вода на пожаре дорога, Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома, не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро». Выигрывает та команда, которая быстрее наберет большое количество воды в ведро.

Игра .

5. Игра «Если возник пожар». (Слайд 19)

Игру начинает учитель. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому участнику. Если участник ответил неправильно, то шар вновь переходит к учителю.

Учитель. Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Ученик. Злой пожар. (Передача шара)

Учитель. Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в …?

Ученик. Квартире.

Учитель. Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ученик.. Утюг.

Учитель. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …?

Ученик.. Играл.

Учитель. Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над…?

Ученик.. Газом.

Учитель. Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг…?

Ученик. Костёр.

Учитель. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг…?

Ученик. Траву.

Учитель. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …

Ученик. Предметы.

Учитель. Помни, каждый гражданин,

Этот номер…

Ученик. «01».

Учитель. Дым увидел - не зевай.

И пожарных…

Ученик. Вызывай.

Что шутить с огнём…

Ученик. Опасно!

Игра со зрителями

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат)

Кто соседней детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, вы хорошо запомнили правила противопожарной безопасности и ответили на все вопросы, поэтому пожар потушен.

0 «Огонь – друг и враг человека»

Россия, ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой

МБОУ СОШ №12

Воспитатель группы продлённого дня

Комичева Л.А.

«Огонь – друг и враг человека»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека», карточки для групповой работы, рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.

Ход урока

I. Организационный момент (2 слайд)

Приветствие гостей.

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.

Пусть пойдёт ребятам впрок

Очень важный наш урок!

II. Сообщение цели и задач урока

Отгадайте загадку: (3 слайд)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожара и как вести себя, если случился пожар. (4 слайд)

III. Огонь – друг (5 слайд)

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

(6 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Он становится нашим врагом.

IV. Огонь – враг

Звук пожара (7 слайд)

Огонь –враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.(8 слайд)

V. Причины возникновения пожара (9 слайд)

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

(10 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

VI. Как вести себя во время пожара (11-12 слайды)

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещенияневозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрыеносовой платок, ткань, одежду.
  • Двигайся к выходу, пригнувшись илиползком - внизу дымаменьше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
  • VII. Физ. минутка (13 слайд)

Игра «Потуши пожар!»

III. Познавательные и развлекательные игры. (14 слайд)

1) Назови огнеопасные предметы(15 слайд)

2) Набери номер пожарной службы (16-17 слайды)

3) Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

4) Решите кроссворд(18 слайд)

5) Выберите то, что нужно пожарному (19 слайд)

6) Отгадайте загадки

Летала мошка - сосновая ножка,

на стог села – всё сено съела. (спичка) (20 слайд)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.(огонь) (21 слайд)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар) (22 слайд)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (пожарные) (23 слайд)

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит.(огнетушитель) (24 слайд)

7) Игра: Недостающие слова.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…(Вызывай

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(водой )

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять )

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали )

Пожар не ждёт!К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок)

IX. Правила пожарной безопасности в городской квартире

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.

  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
  • X. Работа в группах

Сейчас мы поделимся на три группы. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на три группы)

1 группа – ваши действия при загорании телевизора.

  1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
  2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
  3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.
  4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода .

  1. Позвонить в службу спасения «01».
  2. Дышать через мокрую ткань.
  3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
  4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
  5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

XI. Рефлексия (25-26 слайды)

Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Спасибо за урок!

Литература

1) «Искру туши до пожара,беду отводи до удара» КВН, Вальнова Людмила Егоровна, учитель начальных классов г. Амурска

2) Урок-путешествие «Огонь-друг и враг человека», Лепёхина Л.С., МОУ «ЛСОШ №2»

3) «Огонь – опасная игра», презентация, Щедрова Е.В.,воспитатель МДОУ №16 «Росинка»,г.Северодвинск

4) Викторина «Пожарная безопасность»Подготовили учащиеся 9-а класса МОУ СОШ с.СвятославкаОганджанян А., Андриенко Е., Классный руководительСергадеева Анна Владимировна

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Светлана Захаркина

Программное содержание :

Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом , а бывает и врагом .

Формировать навыки безопасности в быту, на природе.

Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.

Дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;

Закрепить знание у детей домашнего адреса;

Научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;

Развивать физические качества, быстроту, ловкость.

Методические приёмы :

Игровой,

Наглядный,

Словесный (загадка, стихотворение) .

Интеграция областей : Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа : Чтение литературных произведений :

рассказы «Пожар» , «Пожарные собаки» Л. Толстого;

«Пожар» , «В дыму» , «Пожар в море» Б. Житкова; «Кошкин дом» С. Маршака;

Беседа о профессии «Пожарный» ;

Рассматривание плакатов по правилам пожарной безопасности;

Разучивание стихотворений;

Отгадывание загадок об огне.

Материал : Иллюстрации из серии «Пожар» ; игрушки серия «Пожарная часть» ; Кукла «Пожарник» ; для эстафеты : ведра, мячики, веревка, обручи, кегли.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Отец горяч и красен, бывает не опасен.

Накормишь – живет, напоишь – не умрет,

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

Дети : (Огонь )

Воспитатель : Ребята, я хочу рассказать вам про огонь . Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.

– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? Ответы детей. (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)

– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило : дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.

Ростом спичка – невеличка.

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Просмотр презентации : «Огонь друг и враг » .

Воспитатель : – Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.

– Чем бы вы стали тушить огонь ? (Водой, накрыть одеялом.)

– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)

– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)

Показать иллюстрацию.

Сам не справился с пожаром –

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

01 звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте попробуем вызвать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.

Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.

Воспитатель. Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)

Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения :

Немедленно покинуть помещение, где возник огонь , и закрыть за собой дверь.

Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.

Не прятаться под кровать. Диван, стол и т. д.

Звать на помощь соседей и прохожих.

Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель. Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой (пожар) .

Раз, два. Три, четыре.

У кого пожар (в квартире?

Дым столбом поднялся вдруг .

Кто не выключил (утюг?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками (играл?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто белье сушил над (газом?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег (траву?

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер … (01?

Работа с иллюстрациями, предметами.

Дети подходят к столу, где размещены иллюстрации из серии «Пожар» и игрушки : пожарные машины, пожарная часть, огнетушитель, шлем, игрушечные пожарники.

– А вы знаете, ребята, что в пожарной части работают смелые, сильные и, конечно, добрые люди, которые не жалеют своей жизни ради спасения других .

– Как называется машина, на которой пожарные выезжают на пожар?

– Для чего на машине специальные мигалки и сирены?

Обратить внимание на одежду пожарных, на средства тушения пожара. Отметить, что в каждой группе детского сада есть огнетушитель. И мы, взрослые, все умеем им пользоваться.

Показать детям дымоулавливатель, объяснить, для чего он нужен в каждом помещении.

Воспитатель. Ребята, а как вы думайте, какими качествами должен обладать пожарный? (Должен быть ловким, быстрым, выносливым, смелым.) Я и вам предлагаю проявить эти качества в игре-эстафете.

Игра «Мы – помощники пожарных»

Деление на 2 команды.

Задания для игры :

1.«Не промахнись» - эстафета для всех.

В центре круга (обруча) стоит ведро, куда надо попасть теннисным шариком. Сколько шариков будет в ведре, столько очков у команды.

2. Эстафета с водой - Команды в полном составе. Ходьба по веревочке с ведрами (в них немного воды) . Задание выполняют все по очереди. Вода не должна проливаться на пол.

3. «Лучший водитель пожарной машины» - по одному участнику.

По сигналу играющие должны смотать палочку-шнур, привязанный к пожарной машине. Побеждает тот, чья машина быстрее приблизится к игроку.

4. «Кто быстрей» - прокати мяч между кеглями, задание выполняют все по очереди.

Наши соревнования закончены. Вы все молодцы. Отлично посоревновались, много узнали о пожарной безопасности. Давайте поаплодируем команде победителей нашей эстафеты.




Просмотров