Почему говорят как лошадь пожарная спит. Зачем пожарным козел? Не потерпим оппортунизма

Российская газета от 7 августа 2008г.
В Аксайском юрте Черкасского округа Всевеликого войска донского появилась первая в России внештатная противопожарная казачья дружина. Уже в конце этого месяца новоявленные огнеборцы должны получить лицензию и приступить к своим обязанностям.

Президент сказал "любо"

Несмотря на ранний час, возле аксайской пожарной части царит оживление. 13 мужчин в камуфляже окружили пожарную машину и что-то скрупулезно записывают в свои тетради за сотрудником отряда государственной противопожарной службы. Это проходит практическое занятие в казачьей дружине. Вечером, после работы, все ученики соберутся снова, на этот раз в помещении казачьего штаба - чтобы подкрепить практические навыки теоретическими знаниями. Волгодонской учебный пожарный центр МЧС пошел аксайчанам навстречу и откомандировал сюда своего преподавателя, чтобы слушатели могли пройти курс без отрыва от дома и производства.

В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, недавно подписанной президентом страны, среди прочих видов службы, к которой рекомендуется привлекать казаков, есть и обеспечение пожарной безопасности, - рассказывает начальник штаба Аксайского казачьего юрта Иван Василенков. - Идея создать подобную дружину давно витала в воздухе, поскольку район у нас экономически активный, сельскохозяйственный, и угроза пожаров велика. Выступление президента России послужило импульсом для принятия нами конкретных шагов. К нам в район приезжали начальник ГУ МЧС по Ростовской области, заместитель Департамента пожарного надзора РФ, главный пожарный района - и все они сошлись во мнении, что такая дружина необходима. Каким образом будет финансироваться наша работа - пока неясно, положение о казачьей пожарной дружине и соответствующее постановление главы районной администрации будет принято в самое ближайшее время.

Хорошо забытое старое

У аксайских казаков уже есть опыт добровольной работы на благо общества. Здесь создана дружина по охране общественного порядка из 40 человек. Впрочем, среди будущих пожарных также немало тех, кто "прошел огонь и воду". Михаил Бандурин работал водителем пожарной машины, а Алексей Бархота и Андрей Устинюк - пожарными.

Есть у нас и казаки из числа добровольцев пожарных дружин, которые в советские времена создавались на предприятиях, - рассказывает аксайский атаман Сергей Марков. - В их обязанности входило осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима, проведение разъяснительной работы среди сотрудников, надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения. Дружинникам полагался бесплатный комплект спецодежды и сапоги, а также дополнительный отпуск до шести дней в году. За время их участия в ликвидации пожара или аварии в рабочее время им продолжали платить зарплату, особо отличившихся награждали ценными подарками, грамотами и премиями. Одним словом, мы не изобретаем велосипед, а возрождаем старые традиции.

Первый пожарный казачий пост планируется создать в станице Старочерскасской.

Нам обещают выделить пожарную технику, оборудование, - продолжает Василенков. - Первую пожарную машину мы уже получили. В самом конце августа, на большом всероссийском учебно-методическом сборе пожарных планируется вручить нам государственную лицензию на оказание данной услуги. Мы, в свою очередь, хотим удивить гостей конным противопожарным патрулем. Одно время конный взвод существовал при казачьей дружине по охране общественного порядка, но затем из-за нехватки денежных средств был расформирован. Теперь, с созданием противопожарной дружины, мы надеемся его восстановить.

«...Зверски рвет часовой пожарную веревку, и звенит сигнальный колокол... Выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой... И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат... и обыватели бросаются к окнам или на улицу... Москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская — все желто-пегие битюги, Рогожская - вороно-пегие, Хамовническая - соловые с черными хвостами... Битюги - красота, силища!»

Так описывает выезд пожарного обоза В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». И вот не стало более коней с развевающимися гривами, факелов, сверкающих медных колоколов, труб и касок. Но выезд пожарного обоза остается по-прежнему грозным, внушительным зрелищем. Завывание сирен, рев мощных дизелей, тревожные проблесковые маяки над машинами, ослепительно красный цвет кузовов, сверкание хрома и прожекторов... И скорость, скорость, особенно заметная на запруженных автомобилями современных улицах! Дело, однако, не во внешнем сходстве или различии гужевого и моторизованного пожарных «обозов» и даже не в возросшей скорости (кстати, по словам того же В. Гиляровского, на первом московском пожарном автомобиле брандмейстер тщетно «удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми»). Моторизация привела к коренному изменению функций пожарного обоза.

Как только в пожарном деле появилась возможность заменить конную тягу механической, это сделали. Тем более что рассчитывали именно на скорость. Но ранние тяжелые и тихоходные грузовые автомобили, пригодные для установки пожарного оборудования, разочаровали муниципальных чиновников. Наверное, по этой причине вплоть до 20-х годов нашего века конные выезды еще сохранялись в пожарных командах. И на автомобильный «обоз» по-прежнему смотрели лишь как на средство доставки на пожар людей и механизмов. Автомобили в течение долгого времени повторяли тип конной линейки, «газовки» (повозки с запасом сжатой углекислоты для подачи первой воды), насоса или передвижной лестницы. Замечательная возможность - применить тяговый двигатель автомобиля для привода насоса, лестницы, подачи электрического тока - не использовалась. Собственно пожарные механизмы, как и в старину, работали от автономных силовых установок. На шасси грузовиков устанавливали отдельные паровые насосы, баллоны с углекислотой, двигатели для привода насосов и лестниц.

Была на заре пожарного автостроения и иная тенденция. В США конные ходы переводились на механическую тягу буквально: к ним вместо конной упряжки прицепляли тягач, нередко одноосный (моторный передок). Так пытались использовать отслужившие дорогостоящие пожарные повозки со сложным оборудованием. Из «сочлененного» механического хода родился впоследствии оригинальный тип пожарной машины с тремя и более осями, из которых одна-две средние были ведущими, а передняя и задняя - поворотными, причем каждой из них управлял «свой» водитель. Машина получалась сравнительно маневренной, несмотря на большую длину перевозимых лестниц и труб, что очень важно в условиях тесных улиц, перекрестков и дворов.

Положение круто изменилось. когда признали пожарный автомобиль не только как средство доставки (теперь уже действительно быстроходное), но и как рабочую машину непосредственно на пожаре.

К универсальным принадлежала, например, популярная в свое время пожарная машина на шасси первого советского автомобиля АМО-Ф15. Она снабжена насосом с приводом от двигателя, линейкой сидений для команды, лестницей и катушкой с намотанным шлангом. Машины подобного типа, конечно более совершенные, по сие время распространены в небольших населенных пунктах и на селе. Для больших же городов были созданы машины другого рода, чаще всего на пониженных и удлиненных шасси, с механическими лестницами, поднимающимися до 10-12-го этажа, водонапорными башнями, мощнейшими насосами и запасом воды или пенообразующего состава в цистернах.

Ныне созданы весьма совершенные универсальные и специализированные пожарные автомобили. Образцом могут служить аэродромные пожарные машины, чаще всего - многоосные и с приводом на все колеса для повышения проходимости, с мощными (до 1000 л.с.) силовыми установками, с водометными пушками, цистернами и баками для воды, пено- и пылеобразующих смесей, удобными кабинами для команды, радиостанциями. Другой тип специализированного пожарного автомобиля - телескопическая и вращающаяся лестница с гидравлическим приводом, которая в течение минуты поднимается до высоты 50 м и выше. Есть и автомобили, оборудованные всем необходимым для борьбы с лесными пожарами и наводнениями, тушения огня на месторождениях нефти и газа, для различных спасательных работ.

1. Паровой автонасос пожарной службы города Мюнхена (Германия, 1905). Мощность паровой машины 55 л.с., скорость 25 км/ч, радиус действия 30 км.

2. Сочлененный паровой автонасос с аккумуляторным моторным передком (США, около 1908). Скорость 15-22 км/ч, радиус действия до 60 км.

3. Пожарный автомобиль «аренс-фокс» (США, 1928) с насосом перед радиатором и выдвинутыми вперед колесами.

4. Универсальный пожарный автомобиль на шасси АМО-Ф15 (СССР, 1925). Мощность 35 л.с., скорость 50 км/ч.

5. Механическая пожарная лестница высотой около 30 м на шасси грузового автомобиля «бенц» (Германия, 1922). Скорость 35 км/ч.

6. Аэродромный четырехосный пожарный автомобиль «фаун» (ФРГ, 1973) с двумя двигателями мощностью по 500 л.с.

07.08.2008 В Аксайском юрте Черкасского округа Всевеликого войска донского появилась первая в России внештатная противопожарная казачья дружина. Уже в конце этого месяца новоявленные огнеборцы должны получить лицензию и приступить к своим обязанностям.

Президент сказал "любо"

Несмотря на ранний час, возле аксайской пожарной части царит оживление. 13 мужчин в камуфляже окружили пожарную машину и что-то скрупулезно записывают в свои тетради за сотрудником отряда государственной противопожарной службы. Это проходит практическое занятие в казачьей дружине. Вечером, после работы, все ученики соберутся снова, на этот раз в помещении казачьего штаба - чтобы подкрепить практические навыки теоретическими знаниями. Волгодонской учебный пожарный центр МЧС пошел аксайчанам навстречу и откомандировал сюда своего преподавателя, чтобы слушатели могли пройти курс без отрыва от дома и производства.

    - В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, недавно подписанной президентом страны, среди прочих видов службы, к которой рекомендуется привлекать казаков, есть и обеспечение пожарной безопасности, - рассказывает начальник штаба Аксайского казачьего юрта Иван Василенков. - Идея создать подобную дружину давно витала в воздухе, поскольку район у нас экономически активный, сельскохозяйственный, и угроза пожаров велика. Выступление президента России послужило импульсом для принятия нами конкретных шагов. К нам в район приезжали начальник ГУ МЧС по Ростовской области, заместитель Департамента пожарного надзора РФ, главный пожарный района - и все они сошлись во мнении, что такая дружина необходима. Каким образом будет финансироваться наша работа - пока неясно, положение о казачьей пожарной дружине и соответствующее постановление главы районной администрации будет принято в самое ближайшее время.
Хорошо забытое старое

У аксайских казаков уже есть опыт добровольной работы на благо общества. Здесь создана дружина по охране общественного порядка из 40 человек. Впрочем, среди будущих пожарных также немало тех, кто "прошел огонь и воду". Михаил Бандурин работал водителем пожарной машины, а Алексей Бархота и Андрей Устинюк - пожарными.

    - Есть у нас и казаки из числа добровольцев пожарных дружин, которые в советские времена создавались на предприятиях, - рассказывает аксайский атаман Сергей Марков. - В их обязанности входило осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима, проведение разъяснительной работы среди сотрудников, надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения. Дружинникам полагался бесплатный комплект спецодежды и сапоги, а также дополнительный отпуск до шести дней в году. За время их участия в ликвидации пожара или аварии в рабочее время им продолжали платить зарплату, особо отличившихся награждали ценными подарками, грамотами и премиями. Одним словом, мы не изобретаем велосипед, а возрождаем старые традиции.
Первый пожарный казачий пост планируется создать в станице Старочерскасской.
    - Нам обещают выделить пожарную технику, оборудование, - продолжает Василенков. - Первую пожарную машину мы уже получили. В самом конце августа, на большом всероссийском учебно-методическом сборе пожарных планируется вручить нам государственную лицензию на оказание данной услуги. Мы, в свою очередь, хотим удивить гостей конным противопожарным патрулем. Одно время конный взвод существовал при казачьей дружине по охране общественного порядка, но затем из-за нехватки денежных средств был расформирован. Теперь, с созданием противопожарной дружины, мы надеемся его восстановить.

Прямая речь

Владимир Фисенко, начальник отдела организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по Ростовской области:

    - В плане пожароопасности Аксайский район не выделяется среди других территорий Ростовской области. Количество пожаров здесь находится на среднеобластном уровне, но протяженность района довольно приличная, и быстро доехать из Аксая или Старочеркасска, где базируются пожарные части района, в хутор Красный Колос, что под Новочеркасском, довольно трудно.
Между тем важно ликвидировать очаги возгорания на начальной стадии, в первые десять минут. Вот тут-то пожарным и пригодилась бы помощь добровольцев. Сегодня в районе действует пять добровольных пожарных дружин, образованных на базе хозяйств АПК и предприятий. Но этого мало. На казаков мы возлагаем большие надежды, и не только потому, что они помогут тушить пожары до прибытия сотрудников МЧС. Часто люди видят, что что-то загорелось, но не сообщают о пожаре по телефону "01". В итоге мы теряем драгоценное время.

Оперативно обнаружить очаг возгорания и быстро вызвать пожарных - задачи, которые также могут быть возложены на казачьи дружины. Хорошим подспорьем будет патрулирование ими полей, лесных угодий, контроль опашки.

Пожарные казачьи дружины планируют создать в Новороссийске. Они будут оказывать помощь сотрудникам пожарной службы. Сегодня в городе-герое в казачьей дружине 21 человек, за месяц казаки совершают около 1000 выходов. Штатные дружинники патрулируют улицы и общественные места, привлекаются для несения службы в период проведения массовых мероприятий./rg.ru/

31 мая 1804 г. в Москве создали профессиональную пожар­ную охрану. Высочайше предписывалось «для отправления ноч­ной стражи и содержания пожарных служителей составить осо­бенную из отставных солдат, к фрунтовой службе неспособных, команду…». К 1812 г. в городе функционировали 20 пожарных частей, в каждой из которых постоянно дежурили пожарные, а также конный обоз пожарных труб (так называли в те времена ручные водяные насосы) и бочек.

Личный состав всех пожарных команд достигал 1500 человек. В те времена за неосторожную езду по улицам города у проштрафившихся отбирали лошадей и отдавали в пожарные подразделения без всякого судебного разбирательства. Московской пожарной охраной командовал брандмайор, а во главе каждой пожарной части стояли бранд­мейстер и его ученик - для «обучения в огне» и своевременной замены командира в критической ситуации.

Основным средством тушения пожара была заливная труба, снабженная наливным ящиком (коробом), который наполняли водой из бочек с помощью ведер и черпаков. Подача воды на пожар требовала больших затрат физического труда. Поэтому для обслуживания одной пожарной трубы назначали около по­лусотни человек: 12 в две смены качали коромысла нагнета­тельного механизма (насоса), 8 обслуживали выкидные рукава и ствол, а прочие, выстроившись в один или два ряда, подноси­ли к трубе ведрами или ушатами воду. Дальность действия во­дяной струи достигала 10 м (у самых мощных труб - 20 м) при максимальной производительности трубы около 20 ведер в ми­нуту, или 3 л/с. На фабриках, заведенных в Санкт-Петербурге и Москве, изготавливали «огнегасительный» инструмент и рас­сылали его по губерниям.

К моменту Бородинской битвы в 20 пожарных частях Моск­вы было 96 больших и малых пожарных труб, не считая добро­го их десятка у богатых домовладельцев. Однако за несколько часов до вступления неприятеля в город личный состав по­жарных команд покинул его, захватив все пожарные принад­лежности. И если бы захватчики даже очень захотели поту­шить очаги возгорания, этого не удалось бы сделать: ни по­жарных труб, ни водяных бочек, ни специального инвентаря у них не было. Так что завоевателям пришлось смириться с ог­ненной стихией и ощутить на себе, что значит оказаться пого­рельцем в голодном и холодном городе…

Минули десятилетия. Москву отстроили заново, по-доброму обустроили и организовали в ней вполне приличную, по тог­дашним российским понятиям, службу борьбы с огнем. Каждая пожарная часть занимала отведенную для нее территорию, на которой, как правило, располагались каланча для наблюдения за вверенной округой, конюшня, казарма для служивого люда, канцелярия и даже плац. Боевые дружины, называемые коман­дами, состояли обычно из четырех отрядов. Бойцы каждого подразделения носили нарукавные повязки «своего» цвета: то­порники - красного, трубники - синего, водоснабженцы - зе­леного, охранники - белого.

По сигналу наблюдателя, дежурившего на каланче, к месту пожара сразу же верхом на коне во весь опор мчался вестовой, чтобы расчистить дорогу пожарному обозу и громкими звуками трубы известить людей о грозящей беде. Следом за ним устре­млялся всегда бывший наготове конный ход первой помощи, а вдогонку - специальные экипажи: линейки с пожарными, водя­ные бочки-водовозки, телеги с лестницами, шанцевым инстру­ментом, пожарными трубами. Успех пожаротушения зависел от того, насколько быстро прибудет к месту возгорания конный ход первой помощи и начнется подача воды в очаг возгорания. Время прибытия первых пожар­ных должно было укладываться в несколько минут. Поэтому созданию соответствующих транс­портных средств уделялось большое внимание.

В начале XX в. конный ход первой помощи, как правило, был двух типов. Если около загоревшегося строения находился естественный водоем, то высылался насосно-линеечный кон­ный ход, а если нет, то насосно-бочечный.

Как же были устроены эти экипажи?

Технические характеристики конных пожарных ходов

Насосно-линеечный ход Насосно-бочечный ход
Габаритные размеры
Длина, мм 4540 3700
Ширина, мм 1830 1600
Высота, мм 2240 2200
База, мм 2000 2000
Колея, мм 1300 1300
Диаметры колес
Передние, мм 715 715
Задние, мм 1050 1050
Снаряженная масса, кг 965 782
Комплектация командой и инвентарем
Расчет, чел. 6 2
Насосов 1 1
Катушек с выкидными рукавами 2 1
Уложенных рукавов 6 2
Стволов 1 1
Балансирующих керосиновых факелов 2 2
Огнетушителей 1 Нет
Стендеров 1 Нет
Выдвижных лестниц-палок 1 Нет
Забирных рукавов (диаметр 65 мм, длина 4 м) 4 Нет
Бочек с водой (420 кг) Нет 1
Ломов 2 1
Багров 2 1
Железных лопат 1 1

Примчавшись к огню, шестеро пожарных действовали с предельной быстро­той. Одни снимали насос, другие соединяли его с рукавами - забирным, опускаемым в водоем, и пожарными, соединяемы­ми со стволом и стендером, который устанавливался на под­земный гидрант, если к дому был подведен водопровод. Двое самых сильных сразу же начинали качать воду ручным насо­сом.

Их товарищ устремлялся к пламени и из ствола заливал его водой. Трое других, при необходимости пользуясь лестни­цами, проникали в помещения, разгребая завалы баграми и ломами. Через несколько минут подъезжал весь пожарный обоз, и борьба с огнем усиливалась.

Техника молодежи, № 1/2002

В начале XIX века коренным образом меняется подход к организации деятельности и развитию пожарного дела в стране. Анализ состояния пожарной охраны того времени показал, что привлекать для тушения пожаров население абсолютно нецелесообразно. В связи с чем, руководство страны принимает решение о создании пожарных команд во всех городах империи. Чтобы принять такое решение потребовалось провести большую работу…

В ноябре 1802 года на должность брандмайора Санкт-Петербурга городские власти пригласили кадрового офицера Домрачева. Пожарная летопись не сохранила его имя и биографию, но зато достаточно полно запечатлела деяния на пользу Отечества…

Городская команда состояла из 11 пожарных частей, размещавшихся при полицейских съезжих домах: 1, 2, 3, 4-я Адмиралтейские, Московская, Каретная, Литейная, Рождественская, Васильевская, Петербургская и Выборгская. Каждая часть имела в своих штатах 48 пожарных, 10-12 фурманов (кучеров), 17-20 лошадей. Любопытно, что лошади для частей подбирались по масти: в первой части – вороные, во второй – буланые, в третьей – белые, в четвертой – серые в яблоко… Запряжка их была «дуговая с пристяжками». Снаряжение по нашим временам было более чем скромным:

  • пожарные трубы;
  • короткие ;
  • несколько медных брандспойтов;
  • бочки с водой, а остальное – ведра;
  • лопаты;
  • веревки;
  • багры;
  • топоры.

Но уже в эти годы сложилась четкая структура команды, состоявшей из отрядов водоснабжения, трубного, охранительного и др.

Для нижних чинов команды заведена была особая форма. Рядовые пожарные носили камзол и панталоны из серого сукна, короткие кожаные сапоги черного цвета, шапку фуражную (летнюю и зимнюю), а для стояния у будок – картуз кожаный с лакированным козырьком, украшенным латунными бляшками. Над козырьком картуза крепилась овальная металлическая бляха с вычеканенным гербом города и нанесенной вокруг него надписью – названием части. Для выезда на пожары выдавалась спецодежда: пожарным – шинель из парусины, кожаный ремень с металлической пряжкой и рукавицы, а зимой – полушубок овчинный и теплые варежки в рукавицы, фурманам – суконные кафтаны и епанча поверх них.

Кроме этого, во время работы на пожаре применялись суконные перчатки и рубашки, пропитанные огнестойким составом. «Несгораемые рубахи» надевались поверх «обыкновенной» одежды.

Пожарные каждой части размещались в казармах. Здесь же они и жили. Порядок службы брандмайор установил близкий ему – воинский. Рабочий день начинался в 5-6 ч утра и длился 15-16 ч. После подъема пожарные становились на молитву. Затем чистили лошадей, давали им корм, производили уборку помещений, заметали улицу перед съезжим домом, чистили обоз. После завтрака начинались занятия, различные хозяйственные работы.

Два раза в неделю брандмейстер объявлял части «фальшивые» (учебные) тревоги − иногда днем, а иногда ночью.

Хотя служба была односменной, фактически она как бы подразделялась на две смены: 25 человек вместе с помощником брандмейстера должны были быть готовыми к выезду на пожар с получением первого сигнала, а остальные состояли в резерве для выезда, если в этом возникала необходимость. Пожарные поочередно несли круглосуточно постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне, у пожарных инструментов в трубной, под навесом и т.д.

Брандмайор разработал оригинальную систему . Наблюдали за городом двое часовых, дежуривших на каланчах пожарных частей и сменявшихся каждые два часа, а в зимнее время – через час. Один из часовых должен был смотреть на каланчу дома обер-полицмейстера, а другой - «на весь город вообще и особенно на свою часть» . Если на каланче дома обер-полицмейстера вывешивали флаг или фонарь, такой же флаг или фонарь вывешивали и в каждой части.

Система оповещения и вызова пожарных частей на пожар была отработана и для условий плохой видимости: при снежной погоде и туманах. В таких случаях в дом обер-полицмейстера, т.е. к месту расположения дежурного брандмейстера, от каждой части направляли верхом по одному пожарному. Получив от дежурного брандмейстера сообщение о пожаре, верховой выезжал в свою часть, чтобы сообщить, где возник пожар.

Выезжали на пожар в определенном порядке. Впереди команды верхом на коне скакал брандмейстер. За ним следовал пожарный обоз (на летних или зимних повозках, в зависимости от времени года) в следующем составе: средняя заливная труба с двумя пожарными служителями; три бочки или чана, при каждой по два человека; линейка с пожарными служителями и ручными инструментами; повозка с лестницами и баграми, в которой выезжал брандмейстерский помощник.

При отсутствии средств связи в районе выезда каждой части предусматривалось сборное место, куда должны были съезжаться обозы остальных пожарных частей и откуда они направлялись по конкретному адресу.

Сборные места в каждой части выбирали на площадях и, по-видимому, с учетом расположения важных зданий. По прибытии на пожар лошади из-под трубы, линейки и багрового хода отпрягались и отправлялись в часть за запасными трубами (большими и малыми) и другими огнегасительными инструментами.

Домрачев боролся за дисциплину, за культуру , за новейшее вооружение, за использование всего ценного, что имелось в пожарной практике других стран, иными словами, он стремился, чтобы Санкт-Петербургская пожарная команда была боеспособной.

Брандмайор, хотя и состоял при обер-полицмейстере, большую часть своего рабочего времени проводил в пожарных частях. Он каждый день объезжал по крайней мере две, а в течение недели – непременно все части. Когда брандмайорский экипаж, запряженный парой лошадей, подъезжал к съезжему дому, пожарная часть по звону колокольчика выбегала из казармы и демонстрировала свою боеготовность. Если брандмайор замечал медлительность или беспорядок, то заставлял повторить все сначала. После этого он осматривал конюшню, огнегасительные инструменты в трубной и под навесом, сигналы на каланче, а также «хорошую ли и питательную ли они имеют пищу».

Для проверки готовности всех пожарных частей города два раза в год назначались «генеральные смотры» пожарному обозу и команде: первый раз – когда обоз переводили с летнего хода на зимний, а второй – с зимнего на летний.

Методично и последовательно брандмайор Домрачев объединяет вокруг пожарной охраны лучших изобретателей и умельцев. Механические оригинальных конструкций создали механик Кирилл Соболев и архитектор Гесте, разнообразные и столь необходимые инструменты, приспособления и принадлежности изготавливали своими руками мастеровые-пожарные в специально устроенных мастерских, получивших название «пожарное депо». Изготовлением пожарного инвентаря занимались как казенные мастера, так и вольнонаемные рабочие. Губернские города присылали в депо по три способных человека для обучения, «…а буде возможно, – говорилось в специальном циркуляре, – и слесарей, кузнецов».

Петербургское «пожарное депо» под началом брандмайора Домрачева умножило техническую вооруженность своей команды и оказало большую помощь губерниям северо-западной части России. Только за 15 лет было изготовлено и разослано по многим городам на 215 тыс. руб. различного инструмента, обучено и подготовлено 83 специалиста.

Брандмайор внимательно следит за разработками ученых в области борьбы с пожарами и все, что, по его разумению, возможно было осуществить на практике, берет на вооружение пожарной команды. Так, новый метод , разработанный талантливым русским ученым-самоучкой С.П. Власовым в 1815 году (как предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему телу, применять щелочные растворы для тушения пожаров), получает отражение в «Практическом наставлении для брандмейстеров».

Вот один эпизод из боевой работы брандмайора Домрачева, который пожарная летопись сохранила для нас.

Вскоре после полуночи, в начале 1-го часа ночи, в нескольких окнах театра, до того момента погруженных во мрак, со стороны сцены показался свет, после чего из-под крыши и через отверстие громадной вытяжной трубы, возвышавшейся над серединою зрительного зала театра, повалил густой дым… Дым все увеличивался и был замечен часовым с каланчи ближайшей II Адмиралтейской части. На ее каланче выкинули тревожный сигнал два белых фонаря, после чего часть по тревоге отправилась на пожар. Вслед за нею по сигналам пожарного оптического телеграфа, передаваемым каланчами одна другой, на сборный пункт на Театральную площадь стали съезжаться команды остальных городских частей…

Театр горел ужасно, страшное зарево освещало все улицы Петербурга. С самого начала пожара было для всех очевидно, что спасти горевший театр уже нельзя…

Раньше других это осознал брандмайор. Поэтому он с первого момента, когда еще пожарные части только прибывали к месту сбора, сосредоточивал все их силы «на отстаивание загоревшихся домов по проезду сзади театра, между Торговой и Офицерской улицами. Во льду Екатерининского канала были пробиты проруби, из которых работали 11 ручных пожарных машин. Воду качали солдаты вызванных на пожар трех батальонов Павловского, Измайловского и Преображенского полков» .

Наступление на огонь не прекращалось ни на миг. К началу 4-го часа ночи брандмайор начал последнюю атаку на огонь внутри горящего театра, которая и решила исход ночного сражения.

Современники не раз отмечали, что с созданием профессиональной в городе число крупных пожаров резко сократилось. Заслугу в этом брандмайора Домрачева трудно переоценить. Он стал первым и настоящим «хозяином огня» не только по должности, но и по призванию. В 1827 году, отдав пожарной службе 24 года, полковник Домрачев ушел в отставку, оставив о себе добрую память, которая живет и в наши дни.



Просмотров