Почему государство не может быть банкротом. Последствия банкротства

Государственное банкротство . Под Государственным банкротством понимают отказ правительства удовлетворить своих кредиторов, отказ платить проценты и погашать свои займы. Некоторые авторы расширяют это понятие, разумея под Государственным банкротством всякое неисполнение правительством связанных с государственными долгами денежных обязательств (Кернер, В. Н. Твердохлебов); они различают несчастное Государственное банкротство (faillite), вытекающее из фактической невозможности уплатить долги или хотя проценты по ним, и злостное Государственное банкротство (banqueroutte), объясняемое принципиальным отказом не только от платежей по займам, но и от их признания. Государственное банкротство отзывается на всей системе государственного кредита, но оно вызывается обычно чрезвычайными обстоятельствами, нарушающими в корне финансовое равновесие: войны, революции, государственные перевороты. Аббат Терре, генеральный контролер финансов при Людовике XV, говорил: «Государственное банкротство необходимо раз в столетие, дабы препятствовать чрезмерному обогащению частных лиц и чрезмерной бедности правительства». Цахарие считает, что причинение убытков иностранным кредиторам является выгодным для нации-банкрота. Юм доказывает, что вскоре после Государственного банкротства финансовое равновесие государства восстанавливается, а «умный человек скорее готов будет ссудить деньги государству непосредственно после Государственноего банкротства, нежели перед ним» (Essay on public credit). В средние века Государственное банкротство — обычное явление; при этом правительство или совершенно отказывается платить кредиторам, или платит только некоторую часть (20 или 40 %) всей суммы долга. Тогда к Государственному банкротству прибегают даже платежеспособные государства в целях обогащения того или иного феодального монарха. В настоящее время принято различать явное и скрытое Государственное банкротство; при явном Государственном банкротстве правительство открыто заявляет об аннулировании своих займов и отказывается: как от погашения их, так и от платежа процентов; примером может быть египетское Государственное банкротство 1876 г. Скрытое Государственное банкротство выражается в различных операциях, имеющих целью избежать долговых платежей; сюда могут быть отнесены — налог с облигаций и их купонов, уплата процентов в бумажной обесцененной валюте, произвольное понижение процентов — принудительная конверсия займа. Государственное банкротство особенно серьезно отзывается на государствах со сложной кредитной организацией и развитым денежным обращением; Государственное банкротство задевает интересы кредиторов государства в том числе и иностранцев, ссудивших данное правительство денежными средствами путем покупки его облигаций. Отсюда возникает вопрос: поскольку одно правительство вправе силою принудить другое уплатить долги его подданным? В 1893 г. Франция грозила войной обанкротившейся Португалии, требуя с ее стороны удовлетворения всех кредиторов-французов. В 1902 г. французы оккупировали остров Митилену за отказ Турции удовлетворить двух французских банкиров — Лорандо и Тубини. В том же году Англия, Германия и Италия блокировали берега Венецуэлы, бомбардировали форт Сан-Карлос и потопили две канонерки, против чего протестовал аргентинский министр иностранных дел Драго, создавший впоследствии целую теорию о недопустимости вооруженной интервенции в случае Государственного банкротства какой-либо нации. На этой точке зрения стоит научное направление, представленное, кроме Драго, его соотечественником К. Кальво, Фр. Пасси, Муанье, Феро-Жиро, А. Вейс, Оливер-Крона, Депонье, Прадье-Фодерэ, Ролэн-Жакмен, Лорон. Другие, как Уэстлек, Фиоре, Шарм и Холланд, считают необходимым обеспечить уплату внешних государственных займов применением вооруженной силы со стороны тех правительств, чьими подданными являются кредиторы данного государства. 2-я Гаагская конференция мира 1907 г. приняла конвенцию, воспрещающую вооруженное вмешательство в качестве ответа на Государственное банкротство, но эта конвенция устанавливает 4 исключения, когда вмешательство признается вполне правомерным: 1) если правительство обанкротившегося государства отклоняет предложенное ему третейское разбирательство; 2) вовсе не отвечает на это предложение; 3) делает своими действиями невозможным то третейское разбирательство, на которое оно уже дало свое согласие; 4) уклоняется от выполнения вынесенного третейским судом решения (2-я Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам).

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Наиболее серьезной формой гарантий является создание «международных комиссий государственного долга». Подобная комиссия была учреждена в 1876 г. в Египте и преобразована в 1885 г.; она состояла из шести лиц, утвержденных в должности египетским хедивом по представлению соответствующих правительств шести великих держав Европы; на ней лежало управление недвижимыми имуществами хедива, железными дорогами и портом Александрией; официальное название ее — «Caisse de la dette publique Egyptienne». По мирным трактатам 1919 — 1920 гг. из ее состава выбыли делегаты Германии и Австро-Венгрии. Государственное банкротство Турции в 1876 г. привело к учреждению в 1881 г. аналогичного органа «Conseil d"administration de la dette publique Ottomane» из 7 лиц: представителя турецкого министерства финансов и по одному выборному делегату от кредиторов англо-голландских, французских, итальянских, немецких, австро-венгерских и греческих, избранных на 5 лет; для погашения долгов комиссии уступлены табачная и соляная монополии, гербовые сборы, налоги на рыболовство, спиртные напитки и шелк. Одни из этих доходов взимались административными органами комиссии (соляная монополия, гербовый и питейный сборы), налог с шелководов собирался турецкими чиновниками и, за вычетом издержек взимания, поступал в кассу комиссии, табачная монополия была сдана в аренду смешанному обществу, организованному Оттоманским банком, Блейхредером и германским Reichsbank, платившему ежегодно 750.000 тур. фунтов. В 1903 г. комиссия удачно произвела унификацию и конверсию турецкого государственного долга. Лозаннский трактат 1923 г. привел к сильному сужению полномочий комиссии. Греция претерпела Государственное банкротство еще в 1893 г. и смогла заключить внешний государственный заем в 1897 г. только при условии создания международной комиссии государственного долга из 6 делегатов великих держав Европы, при чем эти делегаты являются своего рода дипломатическими агентами, назначаемыми соответственными правительствами. В полное распоряжение комиссии предоставлены доходы государственных монополий на соль, керосин, папиросные гильзы, спички и игральные карты, налог на табак, гербовые сборы и таможенные пошлины порта Пирей. Взимание этих доходов предоставлено особому акционерному обществу под контролем комиссии, функции которой состоят в централизации сумм, назначенных на уплату государственных займов. Члены комиссии, являясь дипломатическими агентами, получают, однако, жалованье от греческого правительства. В Марокко была создана в 1906 г. аналогичная комиссия для контроля за операциями Танжерского государственного банка. В 1912 г. 8 великих держав (6 европейских, Соединенные Штаты и Япония) гарантировали первый государственный заем на сумму 60.000.000 долларов только что возникшей Китайской республике, которая намеревалась прибегнуть к Государственному банкротству в результате тяжелой гражданской войны, поставив условием этой гарантии ежегодное предварительное рассмотрение проекта государственного бюджета представителями 8 соответствующих правительств с правом внесения в него признанных необходимыми изменений. Международная комиссия государственного долга является наиболее сильным средством, которое применяется в случае Государственного банкротства; она способствует ликвидации задолженности и обеспечивает интересы кредиторов, но одновременно с тем она является существенным ограничением свободы действий государственной власти данной страны; кроме того, она облегчает, как это было в Греции в 1897 г. и в Китае в 1912 г., выпуск нового займа, ибо иностранные капиталисты охотнее приобретают облигации финансовослабого государства, зная, что платежи по ним обеспечены международными гарантиями. В целях ограждения интересов кредиторов, опасавшихся Государственного банкротства, Чехо-Словакия в апреле 1922 г., выпуская в Англии свой «заем восстановления» на 3.300.000 ф. стерл., обеспечила уплату его облигаций доходами от таможенных пошлин и табачной монополии. Невозможность для Австрийской республики выйти из финансового тупика, в который она попала в результате Сен-Жерменского мирного трактата 1919 г., и в частности невозможность платить репарации (см. слово Контрибуция) привели к установлению над австрийскими финансами международного контроля Лиги наций в лице верховного комиссара — роттердамского синдика Циммермана в конце 1923 г. Международный финансовый контроль над Австрией отменен Лигой наций весной 1926 г. Аналогичный контроль был учрежден в 1924 г. над Венгрией с назначением генеральным контролером финансов бостонского банкира Смита.

Государственное банкротство I

так называется уменьшение бремени Г. долгов посредством нарушения прав кредиторов, выражающееся отречением правительства от точного исполнения своих по отношению к ним обязательств. В истории финансов встречаются различные приемы, посредством которых правительства доставляли себе произвольные облегчения на счет своих заимодавцев. К числу древнейших принадлежит порча монеты или увеличение ценности некоторых ее сортов. Так, после первой Пунической войны римское правительство уменьшило вес асса (ходячей медной монеты) с 12 унций до двух, чтобы расплатиться со своими кредиторами шестою частью той суммы, которую оно у них заняло на ведение войны. Подобный прием и в наше время часто практикуется в вост. странах. Аналогичным с понижением веса монеты является ухудшение внутреннего ее достоинства, выпуск в обращение низкопробной монеты. При таких замаскированных способах Г. банкротства страдают не одни кредиторы государства, но и все кредиторы частных лиц. Худшие деньги всегда вытесняют собою из обращения лучшие: никакой должник не станет платить полновесною монетою, если он может рассчитаться со своими кредиторами посредством монетной единицы худшего достоинства. С этой точки зрения предпочтительно Г. банкротство, выражающееся в более откровенной и грубой форме. Оно не раз имело место в средние века, вплоть до XVIII в. Правительства старались занять как можно больше денег (большею частью - у евреев, как наиболее крупных в то время банкиров), а затем просто изгоняли кредиторов из страны и конфисковали их имущество. Даже лучшие министры этой эпохи (Сюлли, Кольбер) не считали особенно предосудительным прибегать к насилию, когда дело шло о погашении Г. долгов. Известный аббат Террэ (министр в 1768-1774 г.) открыто провозглашал необходимость для каждого государства прибегать к объявлению несостоятельности по меньшей мере один раз в столетие. В те времена Г. банкротство, сопровождаясь, конечно, весьма вредными последствиями для кредита, затрагивало непосредственно небольшой круг лиц (поставщиков казны, банкиров и тех, кому заимодавцы казны успевали сбыть кредитные билеты). Размеры общественного бедствия Г. банкротство могло принять лишь после изобретения способа занимать у всех без их согласия: таким способом явились бумажные деньги (см. Деньги). Когда падение ценности бумажных денег достигает крайних пределов, а вместе с тем увеличиваются в постоянно растущей прогрессии убытки казны, тогда возникает настоятельная необходимость восстановить металлическое обращение, с бумагою разменною по предъявлении. Выбор одного из возможных способов восстановления металлического обращения зависит, прежде всего, от размера, в котором данное правительство пользовалось выпуском бумажных денег как источником дохода, а также и от степени их обесценения. Если бумажные деньги утратили всю свою ценность или она упала до нескольких процентов их номинальной цены, то государству не остается ничего больше, как объявить или молчаливо признать бумажные деньги недействительными - иначе, допустить Г. банкротство. В тех случаях, когда обесценение бумажных денег не достигло крайних пределов и продолжалось очень долго, применяется девальвация (см.), т. е. приравнение номинальной цены бумажных денег к их действительной стоимости в металле. Девальвация считается крайнею финансовою мерою и, в сущности, должна быть признана частичным банкротством. Наиболее известными примерами катастроф в бумажно-денежном хозяйстве представляются: бумажные деньги времен Джона Ло (1719-1720), ассигнации и территориальные мандаты 1791-1795 гг. во Франции и континентальное обращение 1775-1780 гг. в С.-А. С. Шт. В 1716 г. по инициативе Джона Ло был основан в Париже акционерный банк (Banque générale), которому было разрешено выпускать билеты на предъявителя, разменные на ходячую монету. Количество их (свыше 2750 млн. ливров) скоро превзошло потребность рынка, ценность их начала быстро понижаться, несмотря на самые разнообразные предупредительные меры - напр. уменьшение веса монеты, на которую разменивались билеты. В конце концов банк (актив которого составляли 289 миллионов против пассива на сумму около трех миллиардов ливров) должен был прекратить размен билетов, а правительство лишило их принудительного курса (см. Банки). Во время Великой французской революции было выпущено огромное количество бумажных денег, достигшее в 1796 г. суммы в 40 миллиардов франков; дело дошло до того, что за один франк золотом платили 312 ½ фр. ассигнациями. В 1797 г. Директория понизила общую сумму французского Г. долга до 1 / 3 (tiers consolide), постановив выдать на остальную сумму долга билеты (bons) под обеспечение Г. имуществами, которые упали в обращении ниже 1 / 6 стоимости. Позднее, законом 28 июня 1812 г., было сделано то же в Голландии и Королевстве Вестфальском (сделанный прежними правительствами долг был понижен до 1 / 3). - В период отпадения Сев.-Амер. штатов от Англии правительство Штатов было вынуждено прибегнуть к выпуску бумажных (так наз. континентальных) денег. Чрезмерные выпуски билетов, количество которых к концу 1779 г. достигло 241 1 / 2 млн. долларов, в связи со значительным количеством поддельных билетов произвели быстрое падение их ценности, так что, по словам Вашингтона, "за повозку, нагруженную деньгами, едва можно было купить повозку, нагруженную провиантом". В марте 1780 г. конгресс признал обесценение бумажных денег за факт и открыл обмен их на серебро по цене одного долл. сер. за 40 дол. бумажн., после чего металлическое обращение было восстановлено в стране. В текущем столетии наиболее выдающимся случаем частичного банкротства, или девальвации, является девальвация билетов Австрийского национального банка, совершенная в 1811 и 1816 гг. (владелец 10000 гульденов в 1799 г. получал за них в 1811 г. только 2000, а в 1816 г. - всего 800 гульденов). В России девальвация ассигнаций произведена манифестами 1 июля 1839 г. и 1 июня 1843 г. (см. Ассигнации и Девальвация).

II (дополнение к статье)

Г. банкротством называется такое состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги или проценты по ним, в полном объеме или частью, совершенно или на некоторый срок. Банкротство может проистекать или из нежелания государства уплачивать долги, или из финансовой невозможности платежа; впрочем, нежелание уплачивать долги лишь в самых редких случаях может возникнуть иначе, как на почве финансовых затруднений. Различие между банкротством частного лица и Г. банкротством состоит в том, что государственное банкротство не имеет тех юридических последствий (в виде назначения конкурсного управления), как несостоятельность частного лица, хотя контрольная финансовая комиссия, назначаемая иногда в обанкротившемся государстве, имеет некоторое сходство с конкурсным управлением; фактически иностранные державы могут посредством репрессивных мер принудить его подчиниться иностранному финансовому контролю. Государства несуверенные, как, напр., штаты, входящие в состав американского союза, находятся по отношению к возможности объявления Г. банкротства в положении еще более благоприятном, чем государства суверенные: союзное государство всегда защитит штат от каких бы то ни было репрессий со стороны иностранных кредиторов. Именно в силу этого американские штаты не раз пользовались возможностью объявления Г. банкротства, когда этого даже не требовало настоятельно положение их финансов, и такое объявление проходило не только без вреда, но и с пользой для их дальнейшего экономического и финансового развития. - В средние века Г. банкротство объявлялось весьма часто. Тогда еще не различались в достаточной степени долги монарха от долгов государства, и Г. банкротство было не чем иным как банкротством монарха, защищенным от воздействия суда - его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Франция, Испания, Австрия и многие другие государства до конца XVIII или даже начала XIX века находились в состоянии хронического банкротства, которое для них, как и для многих финансовых дельцов, часто являлось способом обогащения. Для оправдания и мотивирования банкротства ссылались и на фактическую невозможность платежа, и на мотивы религиозного и морального свойства. Так, в 1560 г. португальский король объявил, что он отныне намерен платить не более 5 % по своим займам (которые были заключены по 8, 10, 12 и более процентов), так как церковь упрекает его за платеж ростовщических процентов. Кольбер, в 1664 г., выкупая франц. государственную ренту по цене более низкой, чем это было обусловлено, ссылался в официальном декрете на заботливость короля о народе, которого он не желает угнетать излишне высокими податями для уплаты долгов, а также на то, что волнения 1648-1652 гг. были поддерживаемы владельцами ренты, за что они должны быть наказаны. С развитием денежного и в особенности кредитного хозяйства для больших промышленных государств банкротство стало делом слишком серьезным, слишком тяжело отражающимся на государстве, чтобы к нему можно было прибегать с таким легким сердцем. Г. банкротство бывает полное (т. е. полный отказ от уплаты каких бы то ни было долгов - явление, возможное только в теории) или частичное. Это последнее может состоять или в отказе от уплаты определенной части капитального долга, совсем или на определенное время, или, при полном признании обязательности уплаты капитального долга, в отказе от уплаты части процентов в течение определенного или неопределенного срока, или просто в насильственном понижении нормы процентов, или, наконец, в нескольких формах сразу. Затем, Г. банкротство может быть откровенным или замаскированным. К типу последних принадлежит обложение государственной ренты, облигаций казначейства или вообще государственных долговых обязательств более или менее высокими налогами, которые являются не чем иным, как понижением нормы процентов без согласия на то кредиторов. Сюда же относится всякая девальвация монетной единицы, хотя скорее в теории, чем в действительности. Девальвация, произведенная в России в 1839 и 1895 гг., была только фиксацией уже происшедшего падения курса и, следовательно, только официальным признанием совершившегося de facto ранее частичного Г. банкротства. Почти не замаскированным банкротством является обязательная конверсия, совершаемая без согласия кредиторов и без возвращении ссуженных ими капиталов. Примером отказа в уплате капитальной суммы долга может служить мера, принятая французским правительством в 1770 г., когда оно обратило на другие нужды, на 8-летний срок, те фонды, которые эдиктом 1764 г. были предназначены на погашение государственных долгов в определенной постепенности; в течение нескольких лет долги действительно не погашались, по крайней мере в том размере, какой был обещан при их заключении. Другой случай имел место в американском штате Миннесота в 1881 г. С 1858 г. штат Миннесота стал в широких размерах оказывать кредит железнодорожным компаниям для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, причем средства для кредита получались посредством государственных займов. Постройки на государственные деньги велись крайне нерасчетливо, и железнодорожные компании оказались не в силах уплачивать % по своим долгам в размере 2275000 долларов. Государство, в свою очередь, не пожелало уплачивать этих денег своим кредиторам и законом 1881 г. постановило обменять прежние свои 100-долларовые боны на новые 50-долларовые. Моральным основанием для этого было то, что государство было обмануто компаниями. Несмотря на сильное недовольство собственников бонов, они ничего поделать не могли, и со времени проведении этой меры бюджет штата стал сводиться без дефицита.

Другую, более частую форму Г. банкротства, представляет прекращение или понижение платежа процентов. У государства имеются долги, которые признаются, но оказываются, временно и притом насильственно, беспроцентными или неполнопроцентными; на языке финансового права они называются мертвыми долгами (tote Schulden, dettes différées, defferred debts). В Испании король Фердинанд VII отказался, в 1623 г., признать государственные долги, заключенные конституционным правительством кортесов. Однако, это оказалось слишком гибельно для кредита страны; в 1834 г. пришлось признать эти долги, но с тем, чтобы только 2/3 % по ним подлежали немедленной уплате, остальная же треть должна быть уплачена лишь по истечении нескольких лет. Критическое положение испанских финансов не допустило осуществления этого плана, и в 1836 г. правительству пришлось отказаться от уплаты еще более значительной доли процентов. В Турции в 1875 г. бюджет сводился с многомиллионным дефицитом; платежи по долгам приходилось покрывать при помощи новых займов, которые делались все труднее и труднее. Ввиду этого Порта заявила, что она будет в течение 5 лет уплачивать только половину процентов деньгами, а другую половину - 5-процентными облигациями, подлежащими погашению к 1881 г.; но война с Россией еще ухудшила положение финансов Турции, и это последнее обязательство исполнено не было. К этому же типу принадлежит финансовое банкротство Португалии в 1892 г. и Греции в 1893 г. Прежде Г. банкротство проходило для государства обыкновенно даром. В настоящее время иностранные кредиторы - по крайней мере те, за которыми стоят их правительства, - располагают некоторыми средствами понуждения. Так, когда египетский хедив Измаил Паша решил в 1876 г. отказаться от уплаты части % по своим государственным долгам и по долгам, лежащим на владениях хедива и его семьи, то под давлением иностранных держав он принужден был сам создать особую комиссию ликвидации египетских долгов, или так называемую caisse de la dette publique. Первоначально эта комиссия была чисто египетским учреждением и состояла хотя из иностранцев, но назначенных хедивом и получавших жалованье из средств египетского казначейства. В 1880 г. иностранные державы (Англия, Франция, Италия, Германия, Австро-Венгрия и Россия) добились того, что члены комиссии стали назначаться ими, с чисто фиктивного только утверждения хедива. Очень скоро Англия сильно сократила роль других комиссаров, и в настоящее время комиссия является чисто английским финансовым управлением египетских долгов и вообще египетских финансов. Комиссия имеет право контролировать весь государственный бюджет и давать хедиву советы, которые de facto являются для него обязательными. Являясь, таким образом, истинным правительством Египта, эта комиссия сумела поднять производительность страны и добиться того, что государственные долги Египта уплачиваются в полном размере. Такая же комиссия существует и в Турции. Сперва она имела характер совершенно частный. Образовался комитет из представителей, избранных кредиторами, т. е. иностранными банкирами для защиты их интересов (1876), который, однако, был совершенно бессилен что-нибудь сделать. Политическое положение Турции и отношение к ней держав были тогда таковы, что прибегнуть к каким-либо принудительным мерам не было возможности: Англия, управляемая консервативной партией, чувствовала себя заинтересованной не в уплате турецких долгов, а в сохранении суверенитета турецкого султана. Через несколько лет положение вещей изменилось, и под дипломатическим давлением Порта сообщила в октябре 1880 г. иностранным державам о своем намерении призвать представителей кредиторов к совещанию о новой системе ведения турецких финансов. После долгих переговоров, 20 декабря 1881 г., султанским ирадэ был назначен совет из представителей от кредиторов (conseil d"administration de la dette publique ottomane), которому предоставлены определенные права по контролю турецких финансов. Совет состоит из представителей Англии, Италии, Франции, Австро-Венгрии и Германии. В совещаниях совета принимает участие также директор Оттоманского банка. Кредиторы согласились на понижение номинальной суммы ссуженного капитала, на понижение нормы % и на изменение сроков расплаты и в этих пределах добились правильной уплаты долгов. Для этого они постепенно брали в свое управление различные отрасли государственного хозяйства, напр. некоторые железнодорожные линии. Члены совета признаются турецкими чиновниками и получают жалованье из средств государственного казначейства. Подобные же комиссии, с различным объемом прав и влияния, существуют в Сербии с 1895 г. и в Греции с 1898 г.

Все указанные случаи Г. банкротства имели место в государствах, стоящих на невысоком уровне промышленного развития. Г. банкротство сравнительно мало влияет на внутреннюю жизнь тех стран, которые почти не знают кредитного хозяйства и лишь недавно, а иногда даже не вполне, перешли к денежному хозяйству. Вместе с тем, все эти случаи имели место в государствах в политическом и военном отношении слабых, которые не имели возможности противиться воздействию со стороны иностранных держав, и потому Г. банкротство приводило к политическому порабощению, которое иногда, как в Египте, вело к несомненному улучшению внутреннего экономического положения, но часто задерживало развитие страны. Трудно себе представить, чем было бы Г. банкротство в большом, сильном государстве, с развитой промышленностью и развитым кредитным хозяйством. Такое государство могло бы не допустить иностранного вмешательства, и банкротство не лишило бы его политической самостоятельности, по крайней мере, непосредственно. С другой стороны, Г. банкротство повлекло бы за собой сильное падение курсов; это последнее неизбежно вызвало бы предъявление к государству всех требований, которые только могут быть предъявлены, но которых государство не в силах было бы удовлетворить; в частности, были бы предъявлены требования о возврате денег, лежащих в сберегательных кассах, что обанкротило бы эти кассы. Так как кредит почти всех кредитных учреждений страны покоится на кредите государства, то все они немедленно прекратили бы платежи; промышленность, связанная с кредитом, получила бы страшный толчок и либо должна была бы на известное время остановиться, либо реорганизоваться. на совершенно новых началах. Таким образом, Г. банкр. неизбежно вызвало бы революцию, если бы только оно само не было вызвано революцией или не служило ее частным выражением. Социалисты не раз указывали на отказ от уплаты государственных долгов, как на один из способов осуществления революции; эта мера была включена, напр., в программу французской рабочей партии (Лафарга и Геда), в 1883 г. В большинстве случаев даже революционные правительства признают долги свергнутых ими режимов. Итальянское королевство признало все долги тех государств Италии, которые им были поглощены; одним из первых актов правительства Бразильской республики было заявление, что оно признает все долги уничтоженной Бразильской империи.

Кроме курсов финансового права, которые все более или менее говорят о Г. банкр. (см. в особенности Рошера), кроме сочинений по международному праву (в особенности Ривье), см. Diena, "Il fallimento degli statt е il diritto internazionale" (Турин, 1898); Kaufmann, "Das internationale Recht der ägyptischen Staatsschuld" (Берлин, 1891); его же, "Die Kommissare der Kasse der ägyptischen Staatsschuld und das internationale Recht" (Берлин, 1896); Kebedgy, "De la protection des créanciers d"un Etat étranger" (в "Journal du droit international privé", 1894); его же, "Les difficultés financières de la Grèce et l"intervention des Etats étrangers" (в "Revue Générale de droit international public", 1894); Leroy-Beaulieu, "L"Egypte et le contrôle anglo-français" (в "Revue des Deux Mondes", авг. 1882); Pflug, "Staatsbankrott und internationales Recht. Mit einem Anhang: Die Organisation der internationalen Kontrolle der griechischen Staatsfinanzen" (Мюнхен, 1898); Politis, "La Caisse de la dette égyptienne" (в "Revue générale de droit international public", 1896); Körner, "Staatsachuldentilgung und Staatshankrott" (Вена, 1893); Meili, "Der Staatsbankrott und die moderne Rechtswissenschaft" (Берлин, 1895); С. Collas, "Der Staatsbankrott und seine Abwicklung" (Штуттг., 1904); статья в Conrad"s "Handwörterbuch des Staatswissenschaften".

Банкротство характеризуют как невозможность определенного субъекта правовых отношений удовлетворить денежные требования или выплатить обязательные государственные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный термин можно детерминировать не только как юридический факт, но как процедуру становления юридических и физических субъектов неплатежеспособными. Однако нельзя сводить банкротство только к конечному признанию субъекта неактивным в финансовом плане, поскольку это также включает процесс восстановления денежных активов, получения поддержки от специализированных органов и др.

Причины ситуации

К основным причинам банкротства (которые присущи всем типам предприятий, обладающих финансовыми активами) можно отнести:

  1. Ограниченность в собственных финансовых средствах и отказ кредитных учреждений в сотрудничестве. Предприятия, которые вызывают недоверие клиентов, как правило, постепенно теряют их финансовые вклады. Причиной этого может быть плохое обслуживание, невыгодные программы и предложения, предыдущие неправомерные действия.
  2. Сильная конкуренция и монополия. Давление со стороны государства по поводу установления монополии на данный вид производства — распространенная причина банкротства в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Организационно-финансовые ошибки в работе персонала. Ложные расчеты по установлению цен на продукцию, несвоевременное осуществление операций, разработка неэффективной стратегии развития и другие ошибки могут существенно снизить конкурентоспособность такого субъекта в сфере финансовых или реализаторских услуг.

К каждому отдельному виду хозяйственной деятельности можно добавить еще несколько причин признания субъекта неплатежеспособным.

Не существует единой и основной классификации таких предпосылок, поскольку действующее законодательство акцентирует внимание именно на конечном результате данного процесса — признание банкротом.

Субъекты банкротства

Перечень субъектов банкротства можно встретить в Федеральном Законе «О банкротстве», где указано, что к ним относятся: должник, кредитор, арбитражный управляющий, комитет кредиторов и другие (органы местного самоуправления и исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы). Их правосубъектность существенно отличается, поскольку по вине одного из них (должника) второй (кредитор) несет определенные потери в виде денег, услуг, ценных бумаг или других финансовых активов.

Также специфическими, но необходимыми в таком процессе являются «субъекты оздоровления» неплатежеспособного лица: арбитражные органы, государственные и местные структуры.

Их роль нельзя недооценивать, поскольку действенная стратегия способна возобновить нормальную деятельность соответствующего участника.

Физические лица

Физическое лицо в типичных правоотношениях может выступать в качестве: должника, кредитора, арбитражного управляющего. Однако закон предъявляет определенные условия к лицу, которое может быть признано неплатежеспособным: наличие предпринимательской деятельности и невозможность удовлетворения требований определенных лиц в течение установленного срока.

Правосубъектность должника и кредитора в указанных правоотношениях построена по классической схеме: первый обязан полностью или частично вернуть деньги или другие финансовые средства второму, который в свою очередь имеет право требовать указанные действия в судебном порядке.

К особенностям признания банкротом физических лиц можно отнести назначение арбитражного управляющего.

Он осуществляет следующие функции относительно неплатежеспособного участника правоотношений:

  • оценивает его существующее имущество для дальнейшей реализации;
  • проводит финансовый аудит и мониторинг;
  • осуществляет анализ возможных путей вывода «проблемного» субъекта из кризисного состояния;
  • предлагает наиболее рациональные меры для полного или частичного удовлетворения кредиторских требований.

Юридические лица, ИП

Банкротство юридического лица может быть установление только по решению суда с предварительным согласованием коллегией кредиторов. Данный вывод принимают только после детального изучения финансового состояния «проблемного» объекта, возможных путей восстановления и «оздоровления».

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинакова и состоит из следующих четырех составляющих:

  1. Общее наблюдение. На данном этапе назначается специальный управляющий (по решению суда), но предприятие продолжает свою обычную деятельность. В его компетенцию входит анализ работы объекта, решения возможных финансовых проблем и составления отчета.
  2. Внешнее управление . Если на собрании кредиторов было принято решение о применении более жестких мер чем наблюдение, то арбитражный суд на срок до 12 месяцев вводит общий контроль над юридическим лицом.
  3. Проведение конкурса. Для признания банкротом юридического лица и ИП, необходимо назначения конкурсного процесса. На данном этапе назначается руководитель, который обязан оценить все финансовые активы предприятия и реализовать их на публичных торгах. За счет проданного на аукционах имущества погашаются убытки кредиторов.
  4. Мировое соглашение. Данный этап является факультативным, поскольку в случае спорных ситуаций, коллегия кредиторов может принимать определенные решения для их решения.

Страна

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

В случае подозрения банкротства важного стратегического объекта (теплоэлектростанции, химического или топливного предприятия и др.), то органы государственной власти должны создать арбитражную комиссию для решения вопроса о предоставлении государственных дотаций и дополнительного финансирования.

Государство выполняет защитные функции в случае банкротства крупного предприятия, где работает более 200 сотрудников . Поскольку это приводит к повышению уровня безработицы, снижение уровня обеспеченности населения и потери очередного фискального субъекта. Федеральная налоговая служба России выступает от имени государства, если в процессе банкротства предусматриваются большие налоговые потери.

Последствия банкротства

Последствия банкротства бывают двух видов: негативные и позитивные. Первые заключаются в: финансовых потерях для кредиторов, увольнении работников, временных и денежных затратах для должника, ослабление соответствующего хозяйственного звена народного хозяйства.

Несмотря на негативную окраску такого процесса как банкротство, существуют также положительные моменты его наступления, а именно:

  1. Возможность начать более надежный и продуктивный бизнес
  2. Погашение всех налоговых платежей
  3. Отстранение от управления легкомысленного, непрофессионального руководства
  4. Максимальное удовлетворение кредиторских требований.

Для должника

Для должника процесс банкротства носит негативный характер и начинается с момента принятия арбитражным судом решения о проведении конкурса (аукциона). В течение одного года все финансовые активы (недвижимые объекты, устройства, филиалы и банковские счета) оцениваются и реализуются.

Для должника банкротство носит два основных последствия:

  1. Ликвидация и признание должника неплатежеспособным.
  2. Удовлетворение требований кредиторов.

Существуют также случаи наличия нескольких должников. Тогда требования к каждому из них зависят от их роли в процессе производства и членских взносов. Отечественное законодательство в таком случае предусматривает субсидиарную ответственность: каждый отвечает по мере своего участия в процессе деятельности учреждения и выплачивает компенсацию в размере своего финансового вклада.

Должник с момента начала конкурсного процесса устраняется от управления предприятием. Это связано с возможным хищением существующего имущества, умышленным нанесением вреда предприятию, уничтожением документации (квартальных отчетов, актов ревизий, бухгалтерских расчетов).

Конкурсный управляющий может предъявлять претензии к должнику, если в процессе анализа финансового состояния объекта обнаруживаются неправомерные сделки, необоснованная потеря имущества, наличие неофициальных банковских счетов в и др. В таком случае должник может быть привлечен к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Для кредиторов

Интересы кредитора в процессе банкротства играют приоритетную роль. Он может стать инициатором признания определенного предприятия неплатежеспособным путем подачи заявления в арбитражный суд. Кредитор в течение всего судебного процесса имеет право требовать от должника возврата его финансовых активов.

Существует два вида кредиторов: частные (физические и юридические лица) и публичные (государство и казенные предприятия). В первую очередь удовлетворяются требования государственных структур, а позднее составляется план выплаты денег других субъектов.

Если кредиторы заявили свои требования после проведения конкурса, то они получают денежные выплаты после удовлетворения требований всех предыдущих очередей.

К ним, как правило, относятся неактивные участники, вклады который составляют менее 2%. Арбитражный суд в первую очередь удовлетворяют требования уязвимой категории кредиторов: государственных структур, льготных организаций и граждан (религиозных, детских учреждений, инвалидов).

Способы выхода из кризиса

Экономисты и юристы выделяют ряд эффективных методов преодоления кризисных ситуаций в работе предприятий, учреждений и организаций:

  1. Изменение «устаревшего» руководства. Многочисленные ошибочные решения руководящих органов, умышленные противоправные действия, неверные бухгалтерские расчеты и нерезультативная стратегия развития — главная причина распада предприятий. В такой ситуации необходима замена директоров, президентов, их заместителей, главных бухгалтеров. Однако основной массив работников, не имеющих доступа к принятию решений, не должен подлежать сокращению или увольнению.
  2. Усовершенствование техники и повышение квалификации работников. Привлечение новейших технологий, методов производства, проведения аттестаций и стажировок работников могут предотвратить банкротство и кризис.
  3. Создание новых стратегий развития. Для удовлетворения требований современного рынка нужно осуществлять свою деятельность на основе динамических планов и стратегий. Документация, которая не соответствует современным образцам, может повернуть вектор деятельности субъектов в негативную сторону. Аналитики и юристы должны как можно чаще обновлять правовую и организационную базу данных, вести прозрачную статистику.

Банкротство — это процесс, имеющий публичный характер, он воспроизводит действительную картину эффективности функционирования рыночной системы государства.

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Банкротство государства

Управляющий государством, принимает меры по оздоровлению финансового состояния государства. В случае невозможности предотвратить банкротство в течение 1 года с момента введения наблюдения, имущество государства распродается с торгов, на которых могут присутствовать любые лица.

Как государства становятся банкротами

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», — рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody’s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Государственное банкротство

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.

Самые известные страны-банкроты

К 2008 году банковская система Исландии имела задолженность, которая была равна 10 ВВП. В стране обанкротилось три частных банка, началась депрессия и экономика сократилась на 10% в течение следующих двух лет. Решением общенародного референдума страна отказалась выплачивать внешние долги. С 2011 года экономика страны растёт. Тем не менее, госдолг страны равен 67,6% ВВП.

Банкротство страны это

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Банкротство страны это

  • Последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нем по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нем, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
  • «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
  • «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.

Банкротство это

Для начала процедуры банкротства нужно, чтобы сумма неуплаты была не меньше 300 тыс. рублей (для юридических лиц), и 500 тыс. рублей для физических. Если владелец коммерческого предприятия решил объявить о своей несостоятельности, значит, он преследует одну из целей (или несколько):

Банкротство государства

  • форс-мажорными обстоятельствами (эпидемии, стихийные бедствия), которые повлекли за собой ухудшение экономического состояния в стране;
  • банкротством крупных компаний. Порой столь разрушительные последствия для экономики державы может спровоцировать закрытие даже нескольких крупных компаний;
  • глобальный финансовый кризис («эффект домино»).

Возможны ли банкротства стран при современной экономической модели мира

В случае неспособности должника исполнять свои обязательства происходит технический дефолт. Важно понимать, что дефолт — это событие, произошедшие в определенный момент времени. Когда фиксируется технический дефолт кредиторы могут начать требовать возврата своих средств, если причина именно в неспособности исполнять обязательства, а не, например, отключился свет на всей территории страны, и деньги не могли быть перечислены. В отличие от фирмы или простого человека государство имеет возможность выпускать деньги — проводить денежную эмиссию. То есть напечатать столько денег, сколько необходимо для покрытия долга. В результате огромная сумма необеспеченных денег попадает на рынок, возникает избыточное предложение денежной массы, что ведет к обесценению этой валюты — вызывает инфляцию. При этом цены могут вырасти в десятки или даже сотни раз, что ведет к обнищанию населения и рецессии, из которой выбраться не так уж просто.

Что происходит если страна становится банкротом

Когда страна не может расплатиться с кредиторами в срок, то «по умолчанию», складывается ситуация схожая с тем, что происходит в бизнесе, когда фирма объявляет о своем банкротстве. Но суверенный дефолт существенно отличается от бизнес-банкротств, так как намного сложнее, кредиторам изымать активы суверенного субъекта, чем изымать активы компании.

Последствия банкротства

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

Что такое банкротство (несостоятельность) — виды и стадии банкротства обзор закона о несостоятельности

Помимо коммерческих и финансовых организаций, банкротами могут быть признаны физические лица. Право назвать себя банкротом и быть признанным таковым появилось у граждан РФ относительно недавно – в 2015 году, когда в силу вступил соответствующий законодательный акт.

Банкротство — это

Итак, по итогам работы внешнего управляющего, или, в силу иных предусмотренных законом оснований, арбитраж может признать, что фирма — однозначно, банкрот. Вследствие этого может быть открыто в ее отношении конкурсное производство. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы за счет имеющихся ресурсов фирмы удовлетворить требования кредиторов.

Разорение олигархов

Важнейшей мерой формирования постолигархической структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов.

В России стремительно растет число банкротств граждан, включая индивидуальных предпринимателей. За шесть месяцев текущего года суды признали финансово несостоятельными 13 225 граждан страны. Это на 79% больше, чем в 2016-м.

Тем временем федеральные власти вместо того, чтобы обратить на ситуацию внимание и забить тревогу, продолжают заниматься всяческими медийно-развлекательными вещами. Глава Банка России Эльвира Набиуллина торжественно представляет купюры нового номинала; правительство высказывает инициативу о снятии с части соотечественников соцпособий, если окажется, что граждане владеют относительно дорогой собственностью; а законодатели приноравливаются брать с граждан плату за содержание кошек, рыбок и хомячков. Других-то проблем в Отечестве не видно! - вот только домашних питомцев зарегистрируем за деньги, и наступит благодать.

Оскал новой реальности

То, что Россия за шесть месяцев почти выполнила годовой «план» банкротств - весьма пугающая тенденция. Массовое разорение граждан и мелких предпринимателей происходит на фоне некоторого оживления промышленности и определенных успехов в сельском хозяйстве. Образно говоря, российская экономика напоминает «Титаник», наскочивший на айсберг: на верхних палубах - в гнездилище промышленного производства и валютно-финансового сектора - наблюдается легкий крен, слышно дребезжание фарфора на столиках. А вот трюмы уже вовсю заполняют ревущие потоки ледяной океанской воды.

В принципе, было очевидно, что всё так и будет. Мы уже не раз отмечали, что вся антикризисная стратегия правительства и ЦБ сводится к тому, чтобы перекладывать издержки на рядовых граждан: замораживать зарплаты, пенсии и соцвыплаты, держать искусственно заниженным курс рубля, всячески препятствовать росту реальных доходов населения. И надо признать: чиновникам и банкирам действительно удалось выбраться из острой фазы кризиса на горбу работяг и за счет бизнеса.

Расплатой стало истощение финансовых резервов отечественных домохозяйств и сильная деградация внутреннего рынка.

Но вот, казалось бы, - всё, пик экономической беды миновал: доллар опустился ниже 60 рублей, нефть - наоборот, растет в цене; дефолт по корпоративным долгам, которого так опасались в 2015-м, так и не наступил. Можно дать народу вздохнуть, восстановить силы. Не тут-то было: бизнес как душили налогами - так и душат, а население, как и прежде, держат в нищете.

При этом оживление экономики парадоксальным образом ухудшает состояние и рядовых граждан, и мелких предпринимателей. Эксперты отмечают, что теперь «всем нужны живые деньги». Кредиторы стремятся воспользоваться открывающимися возможностями, а потому предпочитают банкротить заемщиков, а не реструктуризировать их долги. С другой стороны, наша судебная система «распробовала» процедуру банкротства и теперь все чаще применяет эту меру.

Сочетание этих факторов сделало банкротство населения системным процессом. И это новая реальность, в которой нам предстоит жить.

Прогноз в цифрах

О том, что мы стоим в самом начале большого и весьма неприятного пути, говорят следующие цифры. Пока в России через процедуру банкротств прошли 34 000 граждан. Это примерно 5% от общего количества потенциально несостоятельных заемщиков. Общее же число граждан России, попадающих под нормы закона «О банкротстве физлиц» - то есть имеющих долги более 500 тысяч рублей и просрочку платежей более 90 дней - составляет 660 тысяч человек.

Иными словами, в ближайшие несколько лет больше полумиллиона наших сограждан потеряют значительную часть имущества. Понятно, что в случаях, когда речь идет об изъятии не в меру дорогих авто, плазмы на полстены и прочих предметов бессмысленной роскоши, нет ничего ужасного. Жить надо по средствам. Однако значительная часть банкротств будет связана с изъятием имущества, которое сейчас используется для ведения бизнеса. И тут главный вопрос: кто все это купит? Трудолюбивые мигранты? Или, может быть, иностранные инвесторы? Кому нужен малый бизнес в России, кроме самих граждан страны?

Если малое предпринимательство действительно нужно стране, тогда на фоне массового разорения действующих ИП нужно разрабатывать меры, которые будут создавать новые. И не когда-нибудь потом, а прямо сейчас. Но этот вопрос властями даже не ставится. Кабмин изощряется в изобретении новых поборов и выдумывании очередных оснований для сокращения трат на нужды населения.

Между тем федеральные власти имеют очень эффективное средство, которое могло бы остановить волну банкротств. Это ключевая ставка. Сентябрьским решением Центробанка она была установлена на отметке в 8,5% годовых. Это процент, под который государство дает деньги банкам. В разных видах кредитов ключевая ставка составляет от четверти до двух третей того, что в конечном счете приходится выплачивать конечному заемщику.

Если снизить ее хотя бы до американского значения - 1,25% годовых, то должники смогут вздохнуть свободнее. Притом наибольший выигрыш получат не любители красивой жизни, набравшие потребительских кредитов под 38% годовых, а люди, взявшие ипотеку, автокредиты и займы для бизнеса.

И напротив, выжимая с них при посредничестве банков лишнюю копейку, ЦБ разоряет значительную часть экономически активного населения и тем самым копает опасную яму всей российской экономике.



Просмотров