Почему айсберги не тонут в морской воде? Айсберг.

11. Льды в океане.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Лёд – это твёрдая фаза воды, одно из её агрегатных состояний. Чистая пресная вода замерзает при температуре, почти равной нулю (ниже нуля всего на 0,01-0,02°C). В то же время вода, очищенная в лабораторных условиях до максимально возможной степени и находящаяся в спокойном состоянии, может быть охлаждена без образования льда до температуры минус 33°C. Но мельчайший кусочек льда или иной крошечный предмет, помещенный в такую переохлаждённую воду, мгновенно вызовет бурное образование льда.

Нормальная океанская вода, солёность которой равна 35 ‰ , замерзает при температуре минус 1,91°C. При солёности 25 ‰ (Белое море) вода замерзает при температуре минус 1,42°C, при солёности 20 ‰ (Чёрное море) – при минус 1,07°C, а в Азовском море (солёность 10 ‰) поверхностная вода замерзает при температуре минус 0,53°C.

Замерзание пресной воды не изменяет её состава. По-другому обстоит дело при замерзании морской воды. Замерзание начинается с образования тонких, вытянутых ледяных кристалликов, в которых совершенно нет соли. Постепенно, когда начинают смерзаться комочки этих кристалликов, в лёд попадает соль.

Солёность морского льда, т.е. солёность воды, образующейся при его таянии, составляет в среднем около 10% солености океанской воды. С течением времени и этот показатель снижается, и многолетний лёд может быть почти пресным.

Объём льда на 9 процентов больше объёма воды, из которой он образовался, т.к. в кристаллической решетке льда упаковка молекул воды упорядочивается и становится менее плотной. Поэтому плотность морского льда меньше плотности морской воды и колеблется в пределах 0,85-0,94 г/см 3 . Вот почему плавучие льды возвышаются над поверхностью воды на 1/7 – 1/10 своей толщины.

Прочность морских льдов заметно ниже, чем пресноводных, но она возрастает с понижением температуры и солёности льда. Наибольшую прочность имеют многолетние льды.

Лёд толщиной 60 см, образующийся на пресноводных водоёмах в разгар зимы, может выдерживать нагрузку до 15-18 тонн, если, конечно, эта нагрузка приложена не сосредоточенно, а в виде, скажем, грузовой платформы на гусеничном ходу, опорная поверхность которой равна примерно 2,5 м 2 .

На этом месте мы сделаем небольшое отступление, но совсем не лирическое. Ладожское озеро, как известно, имеет лишь слабое отношение к океанам и океанским льдам. Но мы хотим напомнить, что в 1941-1942 годах по этому озеру была проложена ледовая «Дорога жизни», которая спасла жизнь многих десятков тысяч людей. С героической и драматической историей строительства и эксплуатации этой легендарной дороги жизни обязательно должны ознакомиться наши молодые читатели.

В океанах лёд образуется в высоких и умеренных широтах. В приполярных районах льды сохраняются по нескольку лет. Эти многолетние, так называемые паковые льды наибольшей толщины достигают в центральных районах Северного Ледовитого океана – до 5 метров. Таяние морских льдов начинается тогда, когда их температура превысит минус 23°C. В Арктике летом толщина льда за счёт таяния его верхних слоёв может уменьшиться на 0,5-1,0 метр, но за зиму снизу может намёрзнуть до 3-х метров льда. Эти многолетние льды постепенно выносятся течениями в умеренные широты, где относительно быстро тают. Считается, что продолжительность жизни арктического льда, образующегося у берегов России, составляет от 2 до 9 лет, а антарктические льды существуют ещё дольше. Наибольших размеров ледовый покров в океанах достигает в конце зимы: в Арктике он к апрелю занимает площадь около 11 млн.км 2 , а к сентябрю в Антарктике – около 20 млн.км 2 . Если говорить о постоянном ледовом покрове , то он составляет 3-4 процента всей площади Мирового океана.

Ледовый покров может состоять не только из припая , т.е. неподвижного, примёрзшего к берегу льда, но и подвижных дрейфующих льдов. При сильном ветре, совпадающем по направлению с морским течением, дрейфующие льды могут проходить расстояние до 100 км в сутки.

Падающий снег часто создаёт на льду большие сугробы. Снег постепенно смерзается, увеличивая толщину ледового покрова. Иногда ураганные ветры ломают лёд, создавая высокие торосы. По такому льду, если говорить об Арктике, может передвигаться разве что белый медведь, да и то с большим трудом.

Но в океане также находится лёд, образовавшийся на суше. Это так называемые айсберги – огромные глыбы пресного льда (нем. Eisberg – ледяная гора). Айсберги поставляются в океан материковыми ледниками полярных широт. Самый большой на Земле ледниковый покров находится в Антарктике. Его площадь составляет 13,98 млн.км 2 , т.е. в 1,5 раза больше площади Австралии. При этом площадь самого материка Антарктиды оценивается в 12,09 млн.км 2 . остальное приходится на льды, покрывающие чуть ли не весь шельф Антарктиды. Средняя толщина антарктического льда составляет 2,2 км, а наибольшая – 4,7 км. Объём льда оценивается в 26 млн. кубокилометров. Огромная тяжесть льда вдавила этот материк в земную кору. В результате значительная часть поверхности Антарктиды лежит ниже уровня моря. Ледник Антарктиды ежегодно получает из снега 2000-2200 км 3 льда и примерно столько же теряет на айсберги. Конечно, этот баланс точно подсчитать невозможно. Поэтому в научном мире нет пока однозначного ответа на вопрос о том, увеличивается или уменьшается Антарктический ледник.


Айсберги в виде огромных глыб, похожие на горы, медленно сползают с материка в море, а затем с грохотом обрушиваются в воду. В Антарктиде наибольший объём льда в виде айсбергов дают два гигантских шельфовых ледника, надвигающихся на моря Росса и Уэдделла. Например, шельфовый ледник Росса имеет площадь, превышающую 500 тысяч км 2 , а толщина льда здесь достигает 700 метров. В море Росса этот ледник подходит в виде огромного ледяного барьера длиной почти в 900 км и высотой до 50 метров.

Вокруг Антарктиды постоянно плавает около 100 тысяч айсбергов. Комплексное , в том числе наблюдение за айсбергами, ведут работающие здесь 35 научных станций из разных стран. Россия имеет здесь 8 научных станций, США – 3, Великобритания – 2. Антарктические научные станции имеют также Украина, Польша, Аргентина и другие государства.

Международно-правовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60° ю.ш., регулируется Договором об Антарктиде от 1 декабря 1959 г.

В Северном полушарии основным поставщиком айсбергов в океан является Гренландия. Считается, что ежегодно от ледников этого острова откалывается до 15 тысяч огромных обломков льда. Отсюда они выплывают в один из самых оживлённых районов Атлантического океана.

Айсберги откалываются также от ледников островов Северного Ледовитого океана – Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли, Шпицбергена и Канадского арктического архипелага.

В целом ледники занимают 16,1 млн. км 2 суши, из них 14,4 млн. км 2 приходится на ледниковые покровы (85,3% - на Антарктиду, 12,1% - на Гренландию). По площади и объёму воды ледники занимают второе место на Земле после Мирового океана, а по содержанию пресной воды они превосходят все реки, озёра и подземные воды, вместе взятые.

По форме айсберги бывают столообразными и пирамидальными. Столообразная форма характерна для антарктических айсбергов, которые образуются при их отделении от огромной массы льда однородной структуры. Когда ледники движутся сравнительно быстро, форма отколовшихся кусков чаще напоминает пирамиду. По мере неравномерного таяния подводной и надводной частей айсберги принимают различные, самые причудливые формы, а с потерей остойчивости они могут опрокидываться.

Айсберги могут достигать огромных размеров. Особенно крупные айсберги образуются из шельфовых ледников Антарктиды. В 1987 году с помощью спутников Земли в районе моря Росса был обнаружен айсберг длиною 153 и шириною 36 км.

От этого же ледника в 2000 году откололся айсберг, получивший название B-15. Этот гигант имел площадь более 11000 км 2 . Если бы льдина такой площади оказалась на Ладожском озере, то она закрыла бы 63% поверхности этого большого (17,7 тыс.км 2) озера.

Масса подобных гигантов может исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. А ведь это чистая пресная вода, нехватку которой уже давно ощущают многие страны.

Теплоёмкость таяния льда очень велика. Чтобы растопить 1 грамм льда, требуется 80 калорий, не считая тепла, которое необходимо, чтобы согреть лёд до нуля градусов. Не случайно уже давно возникли проекты буксировки айсбергов к берегам таких приморских государств, как Япония, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Расчеты показывают, что айсберг «средних» размеров: длиной в 1 км, шириной 600 м и общей высотой 300 м за время пути буксировки, например, из Антарктиды в Саудовскую Аравию потеряет не более 20% своего объёма. Начальный вес такого айсберга составил бы около 180 млн. тонн (в воде он значительно меньше). Если буксировка айсберга таких размеров остаётся пока технически непростой задачей, то доставка сравнительно небольших обломков льда объёмом в 200-300 тысяч кубометров вполне выполнима и уже время от времени осуществляется указанными выше странами.

Отколовшись от ледников, айсберги, подхваченные течениями и подгоняемые ветрами, иногда уплывают далеко за пределы полярных областей. Антарктические айсберги достигают южных берегов Австралии, Южной Америки и даже Африки. Айсберги Гренландии проникают в Северную Атлантику до сорокового градуса северной широты, т.е. широты Нью-Йорка, а иногда и южнее, достигая Азорских и даже Бермудских островов.

Дальность плавания айсбергов и время их существования в океане зависят не только от направления и скорости морских течений, но и от физических свойств самих айсбергов. Очень большие и глубоко промороженные (до минус 60 градусов) антарктические айсберги существуют по нескольку лет, а в отдельных случаях даже десятилетий.

Гренландские айсберги тают значительно быстрее, всего за 2-3 года, т.к. они не столь велики по размерам и температура их промерзания не больше минус 30 градусов.

Какую опасность представляют плавающие ледяные горы для судоходства, объяснять излишне. Не раз столкновения с айсбергами приводили к катастрофам на море. Но ни одна из таких катастроф не может сравниться с трагедией, разыгравшейся в начале XX века в Северной Атлантике.

В наши дни опасность столкновения с айсбергами существенно уменьшилась по сравнению с временами «Титаника». На морских судах, в портах, на искусственных спутниках Земли установлена достаточно надёжная радиолокационная и другая аппаратура для слежения, оповещения и предупреждения об опасности встречи с айсбергами. В северной части Атлантики, где пролегают оживленные морские пути, постоянно находится на вахте специальный ледовый патруль . Он предупреждает капитанов судов о местах нахождения крупных айсбергов. В Международный ледовый патруль входят 16 стран. Его корабли обнаруживают айсберги, предупреждают о местонахождении айсбергов и направлении их движения. В функции ледового патруля входит также борьба с айсбергами, которая ведётся при помощи взрывов, использования зажигательных бомб, тёмной окраски ледяных глыб, например, путём нанесения слоя сажи на поверхность айсберга для ускорения процесса таяния и т.д.

Однако принимаемые меры не могут быть исчерпывающими. Айсберги появляются в океане по законам природы. Никто не может полностью гарантировать морские суда от ледовой опасности. Океан велик и часто таит в себе опасности, к которым всегда необходимо готовиться заранее.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Ученые подсчитали, что ледяной покров , крупнейшего острова на Земле, обновляется примерно за 6 тысяч лет. Это означает, что значительная часть гренландских ледников за это время превращается в айсберги, которые «блуждают» по Северной Атлантике. Тот же процесс постоянно происходит и в Антарктиде, где находятся крупнейшие на Земле ледники.

Добравшись до края суши, ледник или нависает над водной поверхностью в виде карниза или козырька, или продолжает передвигаться по шельфу (материковой отмели). Время от времени от ледяного массива с бешеным грохотом отламываются огромные глыбы — айсберги. («Айсберг» с голландского языка переводится как «ледяная гора») При этом образуются волны, очень опасны для судов, оказавшихся поблизости.

Некоторые айсберги, по своим размеры могут соревноваться не только с горами, но и с целыми горными массивами. У самого крупного из когда-либо обнаруженных айсбергов, который в 2000 году отпал от шельфового ледника Росса в Антарктиде, была поверхность площадью около 10 тысяч км 2 при высоте более 100 метров. Через пять лет его осколок был длиной более 115 километров и площадью более 2500 км 2 . По мнению ученых, такие «ледяные горы» способны влиять на океанские течения и погодные условия, тем более что морские течения несут айсберги за многие тысячи километров от мест, их «рождения». Так начинаются многолетние блуждания ледяных гор.

Плотность морской воды около 1025 кг/м 3 , а плотность льда — 920 кг/м 3 . По этому только верхушка, десятая часть объема айсберга возвышается над водой, а остальные десять девятых объема находятся под водой и являются невидимыми для наблюдателя с борта судна. Эта «скрытая» часть плавучей ледяной скалы представляет наиболее серьезную опасность.

В истории мореплавания известно много случаев столкновения судов со скитальцами-великанами. Так, 20 февраля 1856 года, у острова Ньюфаундленд, после столкновения с айсбергом потерпел крушение американский парусный корабль. Вся команда погибла — 135 человек. А в 1928 году загадочно исчез датский пьятищогловий баркас «Копенгаген». Судно шло из Монтевидео в Австралию и на его борту находились 59 человек. В широтах, где проходил маршрут баркаса, дрейфовали антарктические гигантские айсберги. В 1943 году в Северной Атлантике столкнувшись с айсбергом пошел на дно британский танкер «Свенд Фойн» вместе со всем своим экипажем. Но самая известная из катастроф такого рода произошла 1 апреля 1912 года. Только что построенный крупнейший океанский лайнер «Титаник», вышедший в свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с гигантским айсбергом и затонул, невзирая на то, что он считался абсолютно надежным и непотопляемым. При этом из 2208 человек пассажиров и экипажа спаслись только 706.

С появлением на судах радиолокационного оборудования опасность подобных столкновений уменьшилось. Однако даже самые современные приборы порой оказываются несостоятельными. В ноябре 2007 г. неподалеку от Южных Шетландских островов, расположенных у побережья , круизный лайнер «Эксплорер» врезался в ледяную гору и получил пробоину. К счастью, всех пассажиров удалось эвакуировать и разместить на другом корабле еще до того, как лайнер скрылся под водой.


Чрезвычайной особенностью айсбергов является их способность «кувыркаться». В теплых водах лед тает гораздо быстрее, при этом изменяется положение центра массы ледяной горы, и время от времени айсберги неожиданно переворачиваются. Известен случай, когда в результате такого «кувырка» пассажирский корабль, находившийся вблизи большого айсберга, был подхвачен им при опрокидывании и оказался на поверхности льда. Однако новое положение айсберга оказалось неустойчивым, и за короткое время он сделал «кувырок» в обратную сторону, причем корабль вновь оказался на плаву, не получив серьезных повреждений. Интересно, что айсберг, который недавно «перевернулся», отличается от своих собратьев темно-синим цветом льда.

Среди ледяных гор большинство — столовые айсберги. Отличительной чертой этих айсбергов является ровная, как стол, поверхность. Под действием морских волн и солнечных лучей форма айсбергов со временем меняется. Чем «старше» ледяная гора, тем изобретательнее ее внешний вид. Некоторые из них, пропутешествовав несколько лет в водах Северной Атлантики или на юге Индийского и Тихого океанов, становятся похожими на гигантских белоснежных лебедей или на скалистые острова с широкими долинами, острыми утесами и живописными бухтами. Многие айсберги существуют так долго, что на них образуются колонии морских птиц — поморников, чаек, пингвинов, а также тюленей.

Скопление айсбергов, встречающихся у ледяного барьера Антарктиды, обычно выглядят как ледяные города, созданные архитектором с неукротимый фантазией и неограниченными возможностями. Освещенные солнцем, они переливаются всеми цветами чистейшего пресного льда — от ослепительной белизны к глубокому сине-фиолетового тона.

В конце XX века Европейским Космическим Агентством и НАСА были созданы спутниковые системы, которые ведут круглосуточное наблюдение за передвижениями ледяных путешествующих гор в океанах планеты, движением покровных ледников и образованием новых айсбергов. В декабре 2009 года спутник Егмизат обнаружил огромный айсберг у берегов . Ледяной глыбе размером 19 на 8 километров (больше площади Гонконга), что отпала от шельфового ледника Росса, понадобилось 10 лет, чтобы преодолеть такое расстояние.

10 152

Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие языки, которые тоже становятся источником огромного количества айсбергов.

«Айс» по-немецки - лед, «берг» - гора. Айсберги - это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело - иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения. Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

В переводе на русский язык слово «айсберг» значит «ледяная гора». Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками. Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки образуют десятки кубокилометров льда в год. Все ледники Гренландии ежегодно выбрасывают в океан более 300 км3 льда, ледяные потоки и шельфовые ледники Антарктиды – не менее 2 тысяч км3.

Гренландские айсберги — часто настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м, что составляет не более чем 20-30% их объема, остальные 70-80% скрыты под водой. С Восточно-Гренландским и Лабрадорским течениями массы айсбергов выносятся до 40-500 северной широты, в отдельных случаях даже южнее.

Встреча с айсбергами в океане опасна. Ведь его подводную часть не видно. В 1912 году большой пассажирский пароход «Титаник» плыл из Америки в Европу, столкнулся в тумане с айсбергом и затонул. Но случилось, что в антарктических водах айсберги сослужили добрую службу китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Сильнейшие штормы мешали морякам перегрузить готовую продукцию на рефрижератор и взять топливо с танкера. И тут моряки увидели два айсберга рядом. Вокруг ходили высокие волны, а между ними была лишь легкая зыбь. Моряки рискнули стать между айсбергами и под их защитой произвести необходимую перегрузку. Кажется, это единственный случай, когда айсберги помогли морякам. Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям. Уже разрабатываются проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы, такие как Саудовская Аравия, Юго-Западная Африка.

Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах. По причине этих пузырьков, которые значительно легче воды, айсберги погружены в воду только на пять шестых своего объема.

Истинные размеры айсбергов намного превосходят воображение. В Арктике эти горы льда возвышаются над уровнем моря в среднем на 70 м, достигая иногда высоты 190 м, а длина некоторых из них доходит до нескольких километров. На таких ледяных островах вели свою работу дрейфующая станция «Северный полюс – 6» и первые американские арктические станции в Северном Ледовитом океане. Плосковерхие же громады антарктических айсбергов имеют среднюю высоту надводной части 100 м, а некоторые из них поднимаются над водой на 500 м и имеют длину 100 км и более.

Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор. В Южном полушарии крупные антарктические айсберги особенно далеко проникают в Атлантический океан, здесь они доходят до 260 южной широты, т.е. до широты Рио-де-Жанейро, в Тихом и Индийском океанах айсберги не заплывают севернее 50-400 южной широты.

В Северном полушарии особенно много арктических айсбергов выносится Восточно-Гренладским и Лабрадорским течениями в Атлантический океан, где они достигают широты Англии. И здесь, на путях оживленного трансатлантического судоходства, они представляют серьезную угрозу для кораблей. Но современные корабли оснащены совершенными приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.

С помощью айсбергов, как мы уже говорили, можно было бы решить проблемы снабжения засушливых районов Земли пресной водой. Известному американскому океанологу и инженеру Джону Айзексу пришла в голову заманчивая идея – прибуксировать крупный айсберг к берегам страдающей от безводья Калифорнии, а воду, образующуюся при таянии айсберга, использовать для орошения засушливых земель. Можно предполагать, что колоссальная масса льда, которая даже в жарком калифорнийском климате будет таять очень медленно, может вызвать усиленную конденсацию атмосферной влаги и выпадение дополнительных осадков. Это приведет к увеличению запасов воды в водохранилище и некоторому уменьшению сухости климата на прилегающем к айсберге участке побережья. Это может быть использовано и в других засушливых областях земного шара, и, прежде всего в Австралии.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки. Рождение айсберга - эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду. Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание. Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца. Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если - антарктические. Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана - 153 на 36 км.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы. Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м, но большая часть их находится под водой. Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом - это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход «Титаник», пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул. Погибло полторы тысячи человек. Много лет спустя, в 1959 г., такая же участь постигла датский корабль «Хедтоф». Он тоже затонул в Северной Атлантике. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды , причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением. В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии. Трудностей встает, конечно, немало. Нужны очень мощные буксиры, надо научиться надежно закреплять айсберг тросами, а доставив в порт, позаботиться о том, чтобы он не слишком быстро таял. Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры.

(Visited 62 times, 1 visits today)

В декабре прошлого года фотографу Алекс Корнелл (Alex Cornell) во время своей экспедиции в Антарктиду, посчастливилось сфотографировать удивительный айсберг необычного голубого цвета. Оказалось, что айсберг перевернулся и стала видимой та часть айсберга, которая обычно находится под водой. Очень красивый цвет, я ничего подобного раньше не видела.




Видео того, как айсберги могут поворачиваться:

Просто красиво

После этих фотографий мы с Осей много говорили об айсбергах, и вот разные интересные факты, которые можно рассказать детям:

1. Как образуются айберги

Они откалываются от больших шельфовых (т.е. плавучих или опирающихся на дно) ледников.

Можно в цветной воде с пеной запустить маленький кораблик и несколько замороженных льдин. И устроить исследование - что именно плывет перед кораблем - просто гигантская льдина или настоящий айсберг?

- В пластиковых формах (например, от мороженого) можно заморозить плоские льдины, если не наливать туда много воды.
- Неровный лед получится, если заморозить воду в помятых пластиковых стаканчиках. Только сильно лучше не мять, а то они трескаются.
- Отдельно можно заморозить воду в специальных формах для льда, и потом эти ледовые кусочки легко друг к другу прилипнут и можно будет сделать разные "айсберги".

Мы проверяли, действительно ли айсберг не тонет, и на сколько он погружается в воду.

2. Виды айсбергов. Айсберги бывают столообразными, куполообразными и пирамидальными. Айсберг с ровной поверхностью легко принять за остров. И на нем удобно жить, если ты пингвин.

А еще бывают айсберги "сухой док" - середина такого айсберга лежит ниже поверхности воды.

Мы пытались делать айсберги разной формы, получается очень смешно. Лучший айсберг - изо льда в миске для салата.
Заодно мы обсуждали нижнюю часть айсберга. Ученым известны случаи, когда айсберги дрейфовали против течения. И Ося долго отгадывал, как это может быть? А все дело в том, что над поверхностью возвышается лишь третья или четвертая часть всего айсберга, остальная же погружена в воду, и ее настолько много, что она "управляется" активными подводными течениями.

3. Самый большой айсберг :
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся самый большой известный айсберг (B-15) в истории, достигающий 295 км в длине и 37 км. Представить это очень трудно, как мне кажется.

4. Интересно, что эти ледяные гиганты могут преодолевать огромные расстояния . Например, айсберги из Арктики доплывают почти до Бермудских островов, расположенных на расстоянии 4 000 км от места их образования. А вот антарктические айсберги можно увидеть в районе бразильского города Рио-де- Жанейро. А это более 5 000 км от побережья Антарктиды!

5. Уплывающие так далеко айсберги могут быть очень опасны для судоходства . Всем известна трагическая судьба английского пассажирского лайнера «Титаник», который столкнулся 14 апреля 1912 года с огромным айсбергом, и в результате затонул. Вскоре после этого был создан Международный ледовый патруль, который следит за движением айсбергов и предупреждает суда о возможной опасности. И с начала работы ледового патруля в северной Атлантике от столкновения с айсбергами не погиб не один человек.

Очень интересно, что оказывается, существует буксир айсбергов. В океане с крупными айсбергами борется судно «Atlantic Eagle».

Его единственной задачей является сдвинуть айсберг на несколько градусов от нежелательного курса. Когда буксир приближается к айсбергу, то его команда с помощью радара получает изображение подводной части айсберга. Затем буксир обходит вокруг него, огибая льдину и разматывая сотни метров мощного троса. Сделав петлю, оба конца закрепляются на судне огромными скобами. Затем наращивая мощность судна, сдвигают айсберг с места. Все это может быть очень опасно, потому что если айсберг вдруг решит перевернуться, то он вызовет огромную волну или расколется, и это может привести к затоплению корабля.

6. Цвет айберга

Молодые айсберги белого цвета, они состоят из льда и пузырьков воздуха. Эти воздушные пузырьки образуются в леднике, от которого откалывается айсберг. Когда снег спрессовывается и превращается в ледяные крупинки, часть воздуха тоже «запрессовывается» в лед и может занимать до 15% объема айсберга. При движении ледника в нем образуются трещины. Их заполняет вода, которая, в отличие от снега, замерзает без пузырьков. Тогда в айсберге появляются голубые прожилки: это лед, свободный от воздуха.
Так появляются айсберги в полосочку.

Пишут, что вот в этом айсберге при дрейфе в трещины попала и замерзла морская вода с водорослями:

А еще встречаются «черные» айсберги: они образуются, когда ледник начинает двигатья и «снимает» с поверхности слои горной породы или грунта, которые позже в его толще образуют черный цвет. А еще черный цвет в айсбергах может быть остатком вулканической пыли, которой покрыты их материнские ледники.

Про айсберги я узнал в первом классе. Весь наш класс под руководством учительницы «творил» этот самый айсберг. Процесс был так увлекателен, что запомнился на всю жизнь. В стаканчике мы заморозили обычную воду из-под крана. А в большой банке воду смешали с солью. Получилась морская вода. Затем взяли наш пресный айсберг-стаканчик и опустили в банку с солёной водой. Готово! Большая часть нашего айсберга оказалась под водой и немного над водой, он как-будто «завис» в воде! С той поры про айсберги я узнал много интересного, итак...

Что такое айсберг

Айсберг - это огромный кусок льда, плавающий в океане . Его родина - обледеневшие острова Арктики и Антарктиды. Откалываясь от сползающих в море ледников,айсберги пускаются в плавание. Эти ледяные горы возвышаются над водой лишь на одну пятую часть своей громады и могут достигать в высоту до 100 метров! Всё остальное спрятано под водой. Их лёд пресный и очень чистый. Почему же айсберг не тонет? Дело в том, что плотность солёной воды больше плотности воды пресной. Кроме того, плотность морской воды увеличивается с понижением температуры. Так, при температуре 0°С она составляет 1000 кг/м³, а льда 917 кг/м³. То есть плотность льда немного меньше, вот он и не тонет.

Айсберги могут приобретать причудливые формы:

  • с большой и ровной поверхностью (образуются в Антарктике). Площадь самого большого «столового айсберга» составляла 11 650 км²;
  • куполообразные , обычно это гренландские айсберги;
  • типа «сухой док» , когда середина айсберга скрыта водой.

Интересно, что айсберги могут проплывать огромные расстояния . Например, проплыть 4 тысячи километров от Арктики до Бермудских островов!

Какого цвета бывают айсберги

Оказывается айсберги бывают не только белыми , но и:

  • голубого цвета . Надводная часть такого айсберга белая. Это воздушные пузырьки, застывшие между снежными льдинками, искрятся на солнце. Когда солнце растапливает верхний слой льда, он становиться рыхлым и талая вода затекает в трещины, где снова замерзает. Так получается голубой цвет;
  • полосатыми . Если трещины наполнятся солёной морской водой, айсберг станет в зелёную полоску;
  • чёрными . Ледник, двигаясь, захватывает чёрные или коричневые горные породы. Они, как правило, находятся в низу будущего айсберга. Но если он перевернётся, будет виден чёрный фрагмент. Раньше встреча с таким айсбергом считалась у моряков плохой приметой.

А самый большой (за всю историю) айсберг откололся от Антарктиды летом этого года. Он имеет площадь более 5 тысяч км² и весит почти триллион тонн!



Просмотров