Пересечение пешком границы Казахстан-Узбекистан. Таджикско-узбекская граница для жителей «неприграничных» районов остается на замке ⚓ Биометрические паспорта Узбекистана

01/22/2018

Мы покинули в час ночи, продолжив нашу поездку в Узбекистан. Указателей, как ехать на Шымкент, поначалу немного, поэтому ориентировались на навигатор. Дорога хорошая. Ехали без приключений. О приближении населенных пунктов узнавали по густо посаженным фонарям.


Казахская Кызылорда, в которой мы остановились для короткой передышки

На рассвете въехали в Туркестан (новые 291 километр). Это что-то вроде Аральска — маленькие домики, очень мало деревьев. Не останавливаясь, поехали на Шымкент (170 километров от Туркестана).

После двух бессонных ночей ехать было тяжело, но чувствовалось приближение дома — у торговцев вдоль дорог появились арбузы и дыни! Перед самым Шымкентом хорошая дорога ушла на Астану, но полотно все еще было терпимым.


Туркестан в Казахстане

В Туркестане мы не остановились. Утром въехали в областной центр, в Шымкент . Искали заправку плюс место, где можно перекусить. Но так и не определились, и уже далеко за городом остановились съесть шашлык, а также залили бензин (плохой, по утверждению Владимира). Там же нас остановил казахский ГАИшник — молодой и наглый, но в конце концов отпустил.


Шымкент — последний город, который мы проехали на нашем пути в Узбекистан

Владелец шашлычной оказался очень любезным человеком, специально звонил куда-то, чтобы выяснить для нас, что ехать на Черняевку бесполезно — там нас пропустят только, если мы пройдем пешком, без машины, а нам надо отправляться в Ялламу (дополнительные 300 километров до Ташкента по сравнению с дорогой через Черняевку). Он же нам нарисовал карту, которую мы по глупости не взяли, понадеявшись на навигатор. Оказалось, что Ялламы в нашей карте навигатора нет.

Мы ехали до Сарыагаша, потом много раз спрашивали дорогу, и в конечном итоге один очень любезный местный автолюбитель разрешил нам ехать за ним следом, почти до самой границы. Про качество дороги говорить не буду — ее в тот момент строили, то есть нормальные участки чередовались с плохими, а также с обычной грунтовой и пробками в поселках при объезде. На самом последнем участке, когда наш чапероне остался позади, в навигатор вбили Ташкент и он нас довел до нужного поста.

Интересный случай произошел на дороге от Шымкента — одна из машин попросила нас остановиться. Вышедший парень предложил помощь при переходе границы — мы, разумеется, отказались. Владимир от такого был в шоке.

Перед Сарыагашом у Владимира произошел заметный сбой с сердцем, что неудивительно после такого длинного пути от самого Кишинева. Не знаю, выпил ли он какие-нибудь таблетки, но остановка на обочине рядом с садом плюс полчаса на спальнике под деревом ему помогли. Жара тогда стояла сильнейшая, а наша машина была без кондиционера.

Казахско-узбекская граница — это что-то, ни на одну прежнюю не похожая.

Нас впервые разъединили на казахском участке (на трех других границах, включая российско-казахскую, такого не было). Я прошла быстро, а Владимир нет (хотя, забегая вперед, должна отметить, что время перехода казахской части границы показалось одним моментом по сравнению с узбекской стороной). Казахи у Владимира попросили взятку (Евгений Ушаков — если Вы в теме — поднимите вопрос) — «на чай». Владимир ответил, что «чай весь выпит в дороге», что было правдой, и его в отместку отправили на проверку чемодана. Но там уже оказались вполне вменяемые люди, и его с чемоданом пропустили сразу, без проверки.

Проехав ничейную территорию, мы приблизились к Узбекистану. Здесь «на чай» никто не просил. Но было намного труднее и во много раз дольше. Узбекская граница — единственная (!!!) из проеханных нами, где нет отдельных подъездов в зависимости от вида транспорта – здесь нет отдельных подъездов для фур, для автобусов и для легковушек — даже у казахов они есть! Я уж не заикаюсь о «зеленом коридоре».

Мы приехали на узбекскую часть границы в час дня — впереди нас стоял десяток-полтора фур, которым, в конечном итоге, таможенники дали преимущество, и всего шесть легковушек, находившиеся здесь с самого утра, в том числе с детьми. Легковушки начали проверять только под вечер. Вечером Владимиру разрешили что-то заплатить в кассу (небольшую сумму), написать декларацию. Потом он все вытаскивал из автомобиля, потом все затаскивал назад, по вещам и в автомобиле полазила натренированная собака — однако, вся эта проверка не заняла более 15 минут. Все остальное время мы просто ждали.

Когда мы миновали границу, было уже восемь часов вечера — начало девятого. Страховку оформили сразу при выезде с поста — около 20000 сум. В той же будке продают бутылки с минеральной водой. ГАИишник, стоявший неподалеку от выезда с поста, попросил «сувенир» — сказали, ничего нет. Уже на въезде в город опять быстро проверили документы, там ничего не просили. При подъезде к городу у нас взорвалась бутылка молдавского вина, которую Владимир вез своему врачу, проехавшая с нами весь путь и четыре границы. Наверное, не выдержала перегрева.

В 10 вечера 1 августа в понедельник мы подъехали к подъезду нашего дома в Ташкенте. Почти восемь с половиной дней назад мы выехали из Максимовки, села под Кишиневом. Всю дорогу за рулем был Владимир, проехав 4696 километров через пять стран и четыре границы.сайт|MKozlova

Наше путешествие на автомобиле из Молдовы в Узбекистан закончилось.

Очень правдоподобно. Причем, еще вполне в некоторых моментах мягко. Переходил я границу недавно в Черняевке.
Нигде в Азии такого беспредела на границе не видел.

Узбекско-казахская граница: Длинные очереди и коррупция. Всё как всегда

28.10.2010 19:09 msk

О проблемах перехода госграницы между Узбекистаном и Казахстаном «Фергана.Ру» писала неоднократно. Но в редакцию поступают все новые рассказы людей, которые рассказывают о многочасовых очередях на КПП обеих стран, вымогательстве взяток таможенниками, поломках и возгораниях пассажирских автобусов и так далее. Большинство поведавших о приключениях, пережитых ими во время поездки, проезжали территорию Казахстана лишь транзитом, направляясь в соседний Кыргызстан. Публикуем их рассказы почти без изменений.

История первая. Карантин и телеграммы

Чтобы попасть из Узбекистана в Кыргызстан не по воздуху или железной дороге, а пешком или на автомобиле, нужно сначала пересечь узбекско-казахскую границу в одном из нескольких контрольно-пропускных пунктов (КПП), а затем потратить примерно 12 часов, чтобы доехать до границы с Кыргызстаном на рейсовых автобусах и перейти ее. Казалось бы, самый быстрый и короткий путь – пересечь узбекско-киргизскую границу, но дело в том, что после июньских событий на киргизском юге она закрыта для свободного перемещения граждан двух стран. И единственным способом доехать на автобусе до Кыргызстана является транзит через территорию Казахстана.

В течение почти двух месяцев, с начала декабря 2009 года до 25 января 2010, когда под предлогом необходимости «санитарного контроля над распространением свиного гриппа» узбекско-казахская граница была закрыта для свободного въезда и выезда граждан двух стран, предприимчивые люди зарабатывали изготовлением разного рода приглашений в Казахстан. Например, чтобы пройти из Узбекистана в Казахстан на приграничных пунктах требовалось предъявить командировочное удостоверение или телеграмму от родственников с приглашением приехать на свадьбу или похороны. Без такого «обоснования» пересечь границу было невозможно.

Основным спросом у народа пользовались телеграммы, которые, как оказалось, можно было купить около КПП. Об этом «Фергане.Ру» рассказала узбекская гражданка, 32-летняя Дильнора (имя изменено), которая таким образом пересекла границу во время «карантина».

Моя семья живет в Ташкенте, а некоторые родственники - в Алма-Ате. Я решила их навестить и приехала на пограничный пункт Капланбек. О том, что теперь надо предъявлять телеграмму, я узнала только по пути на границу, надеялась обойтись без нее, «договорившись» с пограничниками, - рассказывает Дильнора. - Выстояв очередь, я подошла ко входу КПП, протянула пограничникам свой паспорт. Они сурово потребовали телеграмму и ничего не хотели слушать. Поняв, что не смогу перейти в Казахстан, я собралась было возвращаться домой, как вдруг меня подозвали какие-то две женщины и предложили помочь с телеграммой. Они сказали, что это будет стоить 30 тысяч сумов (около $15). Они, наверное, отдавали часть этих денег пограничникам.

Когда я к ним подошла, одна из женщин договаривалась с мужчиной-узбеком лет тридцати по поводу изготовления подобной телеграммы. Он отдал им свой паспорт, и я последовала его примеру, сторговавшись до 25 тысяч сумов ($12). Женщина взяла паспорта, переписала себе на бумажку наши фамилии и адреса и позвонила в Чимкент знакомой девушке, которая занимается отправкой телеграмм в почтовые отделения по месту прописки. Например, я прописана в Мирабадском районе Ташкента, поэтому мою телеграмму мне доставили из почтового отделения этого района.

Фиктивная телеграмма. Фото ИА «Фергана.Ру»

В течение полутора часов мы с этим мужчиной ждали наши телеграммы в приграничном кафе. Наконец, пришла одна из тех женщин и, взяв с нас деньги, отдала телеграммы. В моей было написано «Срочно приезжай на поминки папы 40 дней». А в телеграмме мужчины его имя написали с ошибкой и он стал переживать, что из-за этого пограничники могут его задержать. Пока он пререкался с женщиной, я ушла из кафе. Вторая женщина за 500 сумов ($0,25) заполнила за меня таможенную декларацию.

Телеграмму рассмотрели на узбекской стороне границы и сверили с моим паспортом. Потом ее разглядывали на казахской границе, тоже сверили с паспортом, поинтересовались, правда ли то, что написано в телеграмме, и спросили, куда именно я еду. Я ответила, что еду в Чимкент на поминки к папе. Наконец-то, я в Казахстане.

Узбекистан не раз закрывал свои границы с Казахстаном, например, это было в апреле 2004 года. Тогда жители обоих государств при переходе на территорию соседней страны были вынуждены предъявлять командировочное удостоверение или документы, подтверждающие, что они работают в этой стране.
Но мои трудности на этом не закончились. Оказалось, что в Капланбеке уже нет автостанции, от которой отходят пассажирские автобусы, пришлось на такси ехать к КПП Черняевка, который был закрыт на ремонт. Когда добралась, выяснилось, что все автобусы до Алма-Аты уже уехали. Пришлось сесть в автобус, направлявшийся в другой город, и уже оттуда ехать на такси в Алма-Ату. И все оттого, что из-за телеграммы я на лишних полтора часа задержалась на границе! Я считаю, что людям, связанным с пограничниками, «карантин» приносит доход, а всем остальным - только затраты и неудобства.

История вторая. Для несогласных процесс перехода сильно затягивается

В последних числах июня нынешнего года узбекский правозащитник Владимир Хусаинов с коллегой поехал в Кыргызстан. О поездке рассказывает спутник правозащитника.

Мы в Черняевке. К нашему удивлению, народу на КПП не так уж много. Около часа мы простояли под палящим солнцем перед пограничным постом - пограничники пропускали всего по 15 человек. Сами-то они сидели в тени! Мы заполнили Декларацию и встали в очередь на ее регистрацию. Тут без очереди полезла женщина средних лет, с виду вполне здоровая (без очереди пропускались только инвалиды, старики и беременные). Тетка утверждала, что стояла в очереди перед нами. Но никто из наших соседей по очереди этого не подтвердил. Однако сотрудница таможни взяла у нее документы на регистрацию. Владимир возмутился, заявив, что сообщит об этом беспределе Иноятову, главе узбекской СНБ (Службы национальной безопасности). Началась перепалка. На шум вышел старший лейтенант таможни.

Я по мобильному телефону стал звонить правозащитникам, чтобы сообщить им, что нас могут задержать. Лейтенант заявил, что здесь звонить нельзя, мол, на улице висит запрещающий знак, и предложил пройти к этому знаку, заодно отобрал мой паспорт. По дороге лейтенант стал мне рассказывать, насколько «работа таможенников трудная и нервная». Он предложил нам прекратить скандал, который разворачивался на виду у толпы примерно 50-70 человек.

Лейтенант нашел ошибку в моей декларации, я ее переписал и снова встал в очередь. Он предложил мне пройти регистрацию вне очереди, но я отказался. Прошел регистрацию как положено, но Володе пришлось четыре раза переписывать декларацию - в ней находили все новые «ошибки», и он снова вставал в очередь. Это процесс продолжался около трех часов. Я наблюдал за этим примерно с десятиметрового расстояния. Владимир безуспешно настаивал, чтобы пригласили начальника таможни. Наконец, он прошел таможню, и мы перешли на казахскую территорию.

Я подал паспорт казахскому таможеннику, он взял его, раскрыл и спросил: «А что, для нас тут ничего нет?» - «Нет, потому что не за что», - ответил я. Он еще раз намекнул, что было бы неплохо дать ему взятку, но я снова отказался. Таможенник отдал паспорт, и я прошел дальше. С Владимиром произошло примерно то же. В общей сложности, мы проходили границу около пяти часов (!). Затем еще часа три ждали отправления автобуса.

КПП в Черняевке, до реконструкции. Фото ИА «Фергана.Ру»

Кондиционер в салоне не работал, и мы изнывали от жары. За нами сидели две казашки с маленькими детьми. Женщины долго громко разговаривали и всем в автобусе мешали. Их дети кричали, а ночью одного ребенка дважды вырвало на пол, и ЭТО так и осталось лежать в проходе… На полпути водитель включил печку, отчего мне было очень жарко. А Владимиру, наоборот, было холодно, потому что на него дуло из открытого люка на крыше автобуса... Еда в придорожном кафе стоила втрое дороже, чем в кафе в Узбекистане. Кое-как мы приехали в Алма-Ату, где находились некоторое время.

Потом решили поехать в Бишкек. В отличие от узбекско-казахской границы казахско-киргизскую мы прошли очень быстро, всего за несколько минут!

В начале июля мы поехали обратно в Узбекистан, поэтому вновь пересекали узбекско-казахскую границу. На этот раз сие мероприятие заняло 3,5 часа. 6 июля Владимир Хусаинов отправил заказным письмом жалобу в СНБ, так как на самой границе категорически отказались ее регистрировать. Но никакого ответа он до сих пор не получил.

История третья. Вымогательство на казахской стороне

Рассказывает русская женщина, которая вместе с сыном ездила в Кыргызстан:

В начале сентября в обеденное время мы были на узбекско-казахской границе в Черняевке. Заполнили декларацию, перешли узбекский КПП. Но на казахской стороне нас остановил круглолицый таможенник. Он забрал у нас паспорта и потребовал показать декларацию. Мы объяснили, что заполнили ее в единственном экземпляре и узбекские таможенники ее у нас забрали. Но он заявил, что, не видя декларации, не знает, сколько денег мы везем, и как вообще мы сможем доказать, что эти деньги – наши (!).

КПП в Черняевке, после реконструкции, июль 2010 года. Фото ИА «Фергана.Ру»

В конце концов, он потребовал заплатить ему 15 тысяч сумов ($6,5), мы дали ему 11 тысяч ($4,7), и он вернул наши паспорта. Через несколько метров снова были остановлены: два таможенника – мужчина и женщина, - сидевшие за столом, тоже потребовали декларацию и повторили все, что говорил нам круглолицый. Они назвали сумму взятки – 20 долларов. Мы ответили, что столько денег у нас нет, отсчитали им 6 тысяч сумов ($2,7), и они нас пропустили. Мы поехали в Бишкек.

Спустя несколько дней мы возвращались домой. Когда уезжали из Бишкека, водитель автобуса велел всем пассажирам складывать багаж не в багажник, а на задние сиденья в салоне. Утром автобус отклонился от маршрута и заехал на чимкентский оптовый базар. Там нам стало ясно, почему нам не открыли багажник - все его отделения были забиты грузом и туда было бы сложно запихнуть даже спичечный коробок. Далее мы обнаружили, что свои сумки сложили не на задние сиденья: два последних ряда сидений тоже были загружены доверху каким-то товаром и прикрыты занавесочкой, из-за которой мы и решили, что там и есть конец автобуса. Автобус разгружался больше часа.

По дороге в Жибек Жолу (так называется казахская часть КПП Черняевка) автобус остановили таксисты, водитель зачем-то впустил их в салон. Они стали предлагать пассажирам услуги по обмену валюты и уговаривать поехать не на Черняевку, а на другой КПП, где, якобы, меньше очередь. Несколько пассажиров согласились и пересели в такси.

Жибек Жолу. Фото ИА «Фергана.Ру»

Из-за таких остановок мы приехали на границу часа на два позже. В 11 утра на казахском КПП моего сына обыскали, вывернув все карманы. Чуть дальше нас снова остановили, потребовали показать содержимое сумки. Помимо личных вещей мы везли несколько аптечных флаконов с маслом эвкалипта и пихты. Таможенник долго разглядывал этикетки и спросил: «Для чего это применяется?» - «Для лечения от простуды». - «Положите деньги мне «на чай», и можете идти». Мы заплатили последние 200 тенге ($1,3), которые у нас были. Но через несколько метров нас остановил другой таможенник: «Откуда едете?» - «Из Бишкека». - «Валюта есть?» - «Нет». - «Золото есть?» - «Нет». - «Ценные вещи есть?» - «Нет». - «А сотовый телефон есть?» - «Да, есть». - (Со злостью) «А если я сейчас все у вас заберу - и сотовый, и все вещи, - что будете делать?» - «А за что?» - «За то, что нет декларации». - «А мы уже заплатили предыдущему таможеннику». - «Сколько?» - «Пятьсот тенге ($3,3)», - соврали мы. Таможеннник, немного подумав, отпустил нас.

Справедливости ради, отметим, что не всем местным жителям, пересекающим упомянутые границы, приходится давать мзду и выстаивать долгие очереди. К примеру, в середине октября молодой мужчина, не заплатив ни копейки денег, пересек границу всего за 20 минут, хотя очередь была довольно большой. Вероятно, в данном случае свою роль сыграло то обстоятельство, что мужчина предъявил таможенникам свое удостоверение сотрудника международной организации.
Пройдя узбекскую границу без приключений, мы вышли из КПП и пошли по дороге в сторону Черняевки. Но тут нас остановил узбекский милиционер и проверил паспорта. Он обнаружил, что в паспорте моего сына нет его росписи. Сын предложил расписаться в документе прямо сейчас, на что милиционер ответил: «Нет, уже поздно». Он положил паспорт в карман и держал нас около часа, толкуя о штрафе «за грубое нарушение». Сын разговаривал с ним безразлично, сообщив, что «денег все равно не осталось, отправьте нас платить штраф в РОВД». Милиционеру не оставалось ничего другого, как вернуть нам паспорт и отпустить.

История четвертая. Ловля на живца

Рассказывает житель Ташкента на условиях анонимности.

Решив в августе поехать в Кыргызстан, я переходил границу на погранзаставе в Черняевке. На узбекской стороне паспортный контроль прошел быстро, а таможенный – гораздо дольше, наверняка это было сделано с целью вымогания взяток. Границу казахскую прошел быстро. Автостанция отстоит от границы на 2-3 километра, и сюда людей подвозят частники за 100 тенге ($0,7) с человека. Все происходит очень беспорядочно. Проезд от казахской границы до Кыргызстана занял более 12 часов из-за того, что автобус был старый. Пройти казахскую и киргизскую границу удалось довольно быстро: никто ничего не проверял.

Пассажирский автобус, курсирующий между границей и городом. Фото ИА «Фергана.Ру»

А при возвращении из Бишкека было много приключений. Во-первых, не успев выехать из столицы, наш старый автобус сломался и его чинили целый час. Киргизскую границу все пассажиры прошли без проблем, а вот на казахской стороне пограничники пропускали граждан Казахстана без очереди, работало только одно окно. Это происходило в ночное время, шел дождь и дул сильный ветер. Люди столпились под небольшим навесом, ветер нес в их сторону пыль с этой неблагоустроенной приграничной местности.

Когда я начал возмущаться и потребовал начальника, пришел один сотрудник в звании лейтенанта. Представиться он отказался, сказав только, что он «старший». Меня отвели в отдельную комнату и дали для написания жалобы лишь один листок бумаги (чтобы я не мог оставить себе копию). Меня три раза пытались снимать на видеокамеру, но, видимо, она не работала, и «старший» заснял меня на свой сотовый телефон. Но моя жалоба подействовала - заработали все три окна!

В Чимкенте из нашего автобуса выгрузили контрабандных товаров на целый грузовик. Но, наконец, мы приехали на казахско-узбекскую границу, в Черняевку.

У входа на погранзаставу стояла толпа людей. А в соседние ворота аферисты в гражданской одежде пропускали без очереди за мзду в размере 500-1000 тенге ($3,3-6,6). Я потребовал начальника.

Так выглядит салон междугороднего автобуса. Фото ИА «Фергана.Ру»

Ко мне подошли работники в форме и, не представившись, хотели меня запугать. Заметив безуспешность своих действий, они предложили провести меня без очереди. Я отказался. Тогда меня отвели к начальнику оперчасти в звании капитана, который, взяв мое заявление, попросил меня… помочь в поимке сотрудников, пропускающих людей за деньги без очереди.

Я согласился помочь. Капитан вытащил из своего кармана купюру в 1000 тенге ($6,6) и снял с нее ксерокопию. После этого он, осадив меня на заднее сиденье своего автомобиля, вывез с территории заставы в казахский поселок, откуда я снова пришел к границе, где стояла толпа людей.

Аферистов, видимо, предупредили, поэтому они не стали брать у меня деньги. Но один, скорее всего, новенький, взял купюру и провел меня через соседние ворота мимо работников в форме, которые беспрепятственно нас пропустили. Но тут начальник оперчасти схватил новичка за руку и повел к себе в кабинет. Конечно, в его кармане нашли «меченую» купюру и стали готовиться к возбуждению административного или уголовного дела. (Предполагаю, что новичок потом заплатил начальнику крупную взятку, и никакого дела не возбудили). Пойманный попытался предъявить мне претензии, но меня отпустили, и я быстро прошел казахскую границу.

Когда я переходил на узбекскую сторону, меня увидели несколько граждан Кыргызстана, приехавшие со мной из Бишкека на одном автобусе. Узбекские пограничники не пустили их в страну, и они стали просить меня как-то им помочь. Я объяснил, что в связи с недавним конфликтом между кыргызами и узбеками в Оше и Джалал-Абаде у узбекских пограничников, вероятно, есть особый приказ не пускать в страну киргизов, и я ничем не смогу им помочь.

Пограничный контроль я прошел быстро, хотя таможенники работали очень медленно. Когда я решил написать жалобу, вышел старший и заявил, что принимать жалобу он «не имеет права» и писать куда-либо бесполезно, так как вместо положенных по штату 70 сотрудников работают только 18. В общей сложности, на узбекской границе я простоял приблизительно три часа.

История пятая. Нападение

Двое жителей Ташкента стали свидетелями нападения казахских парней на пассажирский автобус. Рассказывает один из ташкентцев.

Как-то в феврале мы приехали в поселок Майский, что на границе Узбекистана с Казахстаном. 11 часов утра, народу - человек сорок. К нам подошла женщина и предложила помочь перейти границу без очереди за 50 тысяч сумов (около $25) с человека. Она узнала, куда мы направляемся, и пообещала посадить на автобус, следующий в Бишкек. Мы согласились, она нас провела, мы заплатили ей оговоренную сумму. Женщина посадила нас в машину к своему родственнику, который привез на расположенную в десяти километрах от границы автостанцию, откуда отправляются автобусы в Бишкек. Мы купили проездные билеты и до вечера ждали отправления. Ночью на улице было очень холодно, лежали сугробы снега, в автобусе тоже мерзли, хотя работала печка. Пассажиров было мало, половина мест в автобусе пустовала.

Остановка в пути. Фото ИА «Фергана.Ру»

Среди ночи нам неожиданно перегородили дорогу две легковые машины неизвестной мне марки, из которых выскочили несколько человек. Они стали тарабанить в двери автобуса, водитель вместе с помощником вышел к ним на улицу. Как мы поняли, это были рэкетиры, которые взимали дань с водителей проезжавших автобусов. Шофер поднялся в автобус и прокричал незваным гостям, чтобы они зашли и посчитали немногочисленных пассажиров: дескать, сегодня ему нечем им заплатить. Затем водитель снова вышел на улицу.

Я услышал крики и увидел в окно, как рэкетиры избивают нашего водителя. Его помощник заскочил в салон и стал просить пассажиров о помощи. Мы спросили, кто эти люди и что им нужно. Помощник водителя ответил, что это местные ребята, и сейчас они ни за что «замесят» водителя. Мужчины-пассажиры собрались выйти на улицу, но женщины их не пустили. Одна из пассажирок стала агитировать остальных женщин самим выйти и прогнать рэкетиров, но ее идею не поддержали.

Избив нашего водителя, парни сели в свои машины и уехали. Шофер ввалился в автобус, сел за руль, и мы продолжили путь.

Рано утром мы были у границы с Кыргызстаном. Когда проходили паспортный контроль, один из пассажиров нашего автобуса, узбек средних лет, стал рассказывать о ночном происшествии пограничникам. Те спокойно ответили, что это уже не первый такой случай, и сказали, что хорошо еще, что нам не разбили окна, не выбили двери, не подожгли автобус, не избили пассажиров и не отобрали у них наличные деньги - такое тоже случалось. Но потом пограничники вызвали нашего водителя и его помощника, взяли у них и у этого узбека заявления о нападении, после чего мы благополучно и очень быстро пересекли границу с Кыргызстаном.

Вот еще одна история, трагическая, произошедшая с автобусом, направлявшимся в Кыргызстан транзитом через Казахстан.

Один из пассажиров, сидевший в задней части салона автобуса, вез с собой две большие канистры с техническим спиртом. Почему-то он не поместил их в багажник, а поставил их на пол в салоне, рядом с собой. Ночью во время езды все пассажиры заснули. Из-за качки канистры упали на бок. Видимо, крышка у них была закрыта неплотно, спирт протек и залил пол салона. Тут кто-то из пассажиров зажег сигарету. В тот же момент спирт вспыхнул, начался сильный пожар. Водитель остановил автобус. Сонные люди стали выбегать на улицу. Но в автобусе была всего одна дверь - передняя. Из объятого огнем автобуса успели выбежать, в основном, те, кто сидел на передних сиденьях. А несколько человек заживо сгорели в огне или задохнулись...

Жибек Жолу, октябрь 2010 года. Фото ИА «Фергана.Ру»

Неизвестно, понес ли кто-нибудь наказание за нарушение техники безопасности при перевозке взрывоопасного вещества. Но этот случай надолго запомнится пассажирам, которым чудом удалось выжить. И уж точно должен послужить водителям и будущим пассажирам уроком и напоминать о необходимости быть максимально осторожными во время таких длительных поездок.

Что же касается коррупции при пересечении узбекско-казахской границы, то, по мнению ташкентских правозащитников, она «процветает по причине того, что само запуганное и неграмотное население этому способствует. Пока люди не осознают, что они ЛЮДИ, ситуация не изменится. На сегодняшний момент на границе наблюдается полное беззаконие, однако ни правозащитники, ни другие активисты гражданского общества не имеют возможности вмешаться и как-то контролировать ситуацию, так как госграница является закрытым режимным объектом».

Правообладатель иллюстрации TASS / Maxim Slutsky Image caption Протяженность таджикско-узбекской границы составляет около полутора тысяч километров.

Никто из детей Сони Сатаровой - жительницы Сурхандарьинской области Узбекистана - еще никогда не был на родине своей матери в Таджикистане. Сразу после распада Советского Союза в стране началась гражданская война, а когда прошли неспокойные времена, между Узбекистаном и Таджикистаном был введен визовый режим.

Родительский дом Сони Сатаровой в приграничном таджикском селении Вахдат отделяет от ее собственного жилища в узбекском Саросие всего лишь несколько десятков километров, но женщина редко навещает родных в Таджикистане.

"Мои родители еще в советские времена выдали нас с сестрой замуж за родственников, живших в соседнем Узбекистане. Вся моя семья осталась в Таджикистане. Тогда границы были открыты, никто и подумать не мог, что наступит время, и мы не сможем видеть друг друга, когда захотим", - рассказывает Соня Сатарова.

Image caption Соня Сатарова сейчас очень редко приезжает в Таджикистан

"Я приехала навестить больного брата, ему уже 71 год. Мы не знаем, сколько мы проживем. Для того, чтобы получить разрешение увидеть родного человека мне пришлось выстаивать длинную очередь. Это тяжело и дорого. К свадьбе готовятся заранее, а вот смерть нельзя запланировать. Нам, чтобы проститься с близкими людьми, нужно отправлять телеграмму, получить визу, вместо того, чтобы просто приехать и попрощаться. Неправильно все это", - сетует женщина.

"Легче дойти, чем доехать"

Протяженность таджикско-узбекской границы составляет около полутора тысяч километров. Сотни лет на этих территориях совместно проживали граждане теперь независимых государств. Многие из них не только соседи, но и родственники. От границы до домов сельчан несколько десятков метров.

Ахтам Назаров - житель приграничного таджикского кишлака Вахдат - рассказал, что его родная сестра живет в узбекском селении, расположенном в трех километрах от таджикско-узбекской границы.

На машине это расстояние он преодолевал бы за пять минут, раньше он ходил пешком к ней. После введения визового режима общение родственников почти прекратилось. Им удается увидеть друг друга только раз в год, иногда еще реже.

Image caption Ахтам Назаров встречается с родственниками в лучшем случае раз в год

"Моя сестра живет совсем тут рядом. Легче дойти, чем доехать. Но видимся мы только, когда есть какие-то мероприятия - свадьбы или похороны, а просто увидеть родных невозможно, потому что нужна виза. Несколько лет назад жители приграничных селений переходили границу в неустановленных местах, но с этим сейчас очень строго, да и на границе установлены заграждения", - поясняет Ахтам Назаров.

20 февраля, впервые за 23 года, из Душанбе в Ташкент должен был вылететь первый самолет с пассажирами. О восстановлении прямого авиасообщения стороны договорились в конце прошлого года.

Прямые перелеты между Таджикистаном и Узбекистаном были прекращены в 1993 году в связи с обострением политических отношений.

Однако рейс таджикской авиакомпании "Сомон Эйр" по маршруту Душанбе - Ташкент был отменен. В понедельник утром узбекские авиационные власти отправили таджикским коллегам уведомление об отказе в приеме первого рейса.

Image caption Шамсихон Оева не видела родную дочь уже 10 лет

Как сообщил Русской службе Би-би-си источник в авиационных властях Узбекистана, главной причиной отказа стала нерешенность технических вопросов.

"Между странами до сих пор не подписано соглашение об авиасообщении. Кроме того, не решены технические вопросы, которые еще находятся в процессе обсуждения. Почему таджикские коллеги не поинтересовались, готов ли Ташкент принять рейсы из Душанбе, прежде чем приступить к полетам? Нет никаких политических мотивов в этом отказе, есть только нерешенная техническая сторона", - сообщил источник Русской службы Би-би-си.

Ранее в посольстве Узбекистана в Таджикистане Русской службе Би-би-си сообщили, что Душанбе и Ташкент договорились о восстановлении прямого авиасообщения, прерванного 23 года назад. Соответствующий протокол был подписан в Душанбе в ходе встречи официальных делегаций двух стран.

Закрытая граница

Многие жители Таджикистана и Узбекистана надеялись, что непростая ситуация в отношениях двух стран может измениться после смерти президента Ислама Каримова.

Особенно на это рассчитывают жители приграничных селений на таджикско-узбекской границе.

"Я не видела родную дочь 10 лет, а сейчас еду к ней на похороны своего зятя. И живет она рядом, я могу за 15 минут пешком добраться до дома дочери. Но нас разделяет закрытая граница. Все эти годы мы говорили с ней только по телефону. Я даже собственных внуков не видела", - говорит Шамсихон Оева, жительница приграничного таджикского селения Нуристон.

Зять Шамсихон Оевой родом из Узбекистана. В советские времена приезжал к родным в Таджикистан, где и увидел ее дочь. Молодые друг другу понравились, сыграли свадьбу и уехали в Узбекистан.

"Граница тогда была открыта, ее вообще не было. Сели на машину и приехали навестить родных, когда захотели. В Россию к сыновьям езжу постоянно, хотя где она - тысячи километров разделяют наши страны. Мои сыновья живут и работают там, а в соседний Узбекистан не могу, хотя вот она рядом, всего пару километров", - сокрушается женщина.

Image caption 43-летняя узбечка Махлие Содикова сейчас живет в Таджикистане, но на родине осталась вся ее семья - сестры и братья

Отношения Таджикистана и Узбекистана на протяжении многих лет остаются более чем прохладными, несмотря на общее историческое и культурное прошлое, связывающее два государства.

Многие эксперты называют эти отношения своеобразной холодной войной. Между странами много лет нет прямого авиасообщения, введен визовый режим и заминирована граница.

Жительница приграничного таджикского селения Вахдат Махлие Содикова очень надеется, что президенты двух стран Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев смогут договориться и наладить отношения.

43-летняя Махлие Содикова родилась и выросла в Узбекистане. В 1993 году вышла замуж за родственника, который живет в Таджикистане. Теперь она таджикская гражданка, но в Узбекистане осталась вся ее семья - сестры и братья.

"Два года уже не видела родных. В паспорте заполнена страница пограничного контроля, надо новый документ получать, а денег нет. Пятеро детей у меня. Я домохозяйка, работает только муж. С работой сейчас тоже сложно. Еще и виза нужна, а она тоже стоит денег, да и в Душанбе нужно за ней ехать, а это еще расходы. Сестре в Узбекистане тоже нужно для получения визы ехать в Ташкент. От Саросие до Ташкента далеко, от нее до нас совсем близко, но граница закрыта, поэтому не видимся. Очень хотелось бы, чтобы визу отменили", - отмечает Махлие Содикова.

Image caption У Гафура Хаитова своя продуктовая лавка на границе

Гафур Хаитов, житель приграничного таджикского селения Вахдат, владеет небольшой торговой точкой на таджикско-узбекской границе. Он говорит, что до введения визового режима границу переходили сотни человек, а сейчас здесь почти нет людей.

"Открытие границы, конечно, хорошее дело. Люди станут ездить друг к другу. Хорошо для общения, для ведения бизнеса, торговых отношений. Моя сестра живет в Ташкенте. Я давно ее не видел. Нам нужен паспорт, виза, для этого всего нужны деньги, которых у нас нет. Пока все, что я могу заработать, уходит на нужды семьи", - отмечает Гафур Хаитов.

В отношения двух стран сохраняется множество и других нерешенных вопросов, и смогут ли стороны найти компромисс, пока сказать сложно.

Узбекистан выступает против практически всех водно-энергетических инициатив Душанбе и строительства крупных ГЭС в Таджикистане и Киргизии.

В Таджикистане считают, что запуск новых энергоблоков позволит стране добиться энергетической независимости, а государствам Центральной Азии - наладить постоянное энергоснабжение.

Страна испытывает большие проблемы с электроснабжением. В зимнее время большая часть республики обесточена.

Однако Ташкент высказывает опасения, что дополнительные станции вызовут серьезные экологические проблемы в регионе и приведут к нехватке воды для потребления и орошения в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.

Осложняют отношения соседей и споры вокруг использования трансграничных рек.

Минные поля на таджикско-узбекской границе

В 1999 году таджикско-узбекская граница была заминирована в одностороннем порядке по решению узбекских властей, по официальной версии - для защиты от проникновения террористических групп.

По официальным данным таджикской стороны, за последние годы от взрывов мин на таджикско-узбекской границе пострадали сотни людей. Жертвами мин в основном становятся простые жители приграничных районов.

Ситуация усугубляется тем, что таджикская сторона не имеет точных данных о расположении и протяженности границы, где заложены мины. Экономические проблемы заставляют людей переходить границу в неустановленных местах. Они пасут скот, собирают дрова, наконец, навещают родственников в соседней стране.

Географическое расположение Узбекистана дает возможность абсолютного контроля железной и автомобильной дорог, ведущих в Таджикистан через территорию Узбекистана. Душанбе не раз становился свидетелем того, что железнодорожные грузы на границе Узбекистана задерживали без каких-либо объяснений.

Наблюдатели полагают, что именно такая позиция Ташкента заставила таджикские власти всерьез задуматься о строительстве альтернативных железных и автомобильных дорог, способных избавить страну от коммуникационной зависимости. Некоторые из задуманных проектов сейчас реализуются.

Наблюдатели полагают, что кто бы ни пришел к власти в Ташкенте, статус-кво, скорее всего, сохранится, хотя определенные сдвиги в открытии коммуникаций или визовых послаблениях вполне возможны.

И хотя наблюдатели скептически относятся к возможности кардинального потепления таджикско-узбекских отношений, простые жители двух стран очень надеются на улучшение отношений со своим ближайшим соседом.

Сотни жителей приграничных районов Таджикистана и Узбекистана могут беспрепятственно пресечь линию госграницы в районе КПП «Сарбанд» («Плотина») расположенной рядом с Фархадским водохранилищем. Но жители других районов пока не знают, что визы между Таджикистаном и Узбекистаном отменены, однако соглашение еще не вступило в законную силу. Корреспондент Радио Озоди (Таджикской редакции Радио Свобода) побывал на пункте пропуска «Сарбанд».

Воскресенье, базарный день. У жителей таджикского района Спитамен и узбекского Бекабада праздничное настроение – сейчас граждане двух государств, проживающие в приграничных районах, имеют право без оформления визы посетить территории друг друга в течение пяти суток.

Cоглашение «О взаимных поездках граждан», согласно которому граждане двух стран могут без оформления визы побывать на сопредельной территории до тридцати дней было подписано президентами Таджикистана и Узбекистана 9 марта, во время государственного визита Шавката Мирзияева в Душанбе. В беседе с Радио Озоди некоторые депутаты таджикского парламента и высокопоставленные дипломаты уверяли, что соглашение о введении безвизового режима сроком до 30 дней будет ратифицировано парламентами двух государств в ближайшее время. «Возможно эта процедура займет от одной до несколько недель», говорили наши собеседники.

После подписания соглашения многие граждане двух государств устремились на границу в надежде попасть без визы на территории друг друга.

В подарок –​ миндальное дерево

Гульшан Иноятова, жительница города Бустон (бывший Чкаловск) не думала, что ее на пункте пропуска «Сарбанд» ожидает разочарование.

«Я хотела поехать в Самарканд, к двоюродным братьям. Последний раз мы с ними виделись 20 лет назад. Вчера поговорили с ними по телефону, думали, что сегодня можем без проблем перейти границу. Но наши таджикские пограничники разъяснили, что пока соглашение не вступило в силу и они не могут пропустить нас», –говорит Гульшан Иноятова.

Однако не попали на узбекскую территорию и жители приграничного Спитамена, которые хотели пройти черед границу по пластиковому ID-карту. «У меня с собой был внутренний таджикский паспорт, и я могла спокойно перейти границу. Но моей подруге, у которой было пластиковое удостоверение личности, отказали в переходе на территорию Узбекистана. И я решила отказаться от поездки», –говорит жительница Спитамена Нилуфар Абдуллаева.

Многие жители, которые переходили через пункт пропуска «Сарбанд» везли родственникам гостинцы. Достона Хобилова, жительница Бекабада, везла своим родственникам в Спитамене миндальное дерево. «Пусть посадят у себя в саду, и не забудут, что мы их всегда помним и любим», –говорит она.

Таджикские пограничники покинули мост над водохранилищем?

Фархадская ГЭС и Фархадское водохранилище долгие годы были «яблоком раздора» в отношениях Душанбе и Ташкента. Две бывшие советские республики претендовала на этот приграничный участок, который имел стратегическое значение. В годы гражданской войны Душанбе установил контроль над этой территорией, на плотине были размещены таджикские военнослужащие. Факт потери контроля за таким стратегически важным объектом, как плотина Фарходской ГЭС в Ташкенте восприняли болезненно – власти Узбекистане на раз лишили жителей поселков Плотина и Горный Спитаменского района электроэнергии, природного газа и воды. Ранее эти блага поступали из прилегающего с ним соседнего города Бекабад.

Приграничный спор был решен в начале этого года в ходе визита премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Душанбе и его переговоров с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Стороны договорились признать таджикской территорию, на которой размещена Фархадская ГЭС, а сама ГЭС будет являться собственностью Узбекистана, который потребляет 100% вырабатываемой на ГЭС электроэнергии.

Фархадский гидроузел с небольшим водохранилищем был построен в 1947 году на территории современного Таджикистана. Он предназначен для забора воды из Сырдарьи и подачи ее самотеком на земли Голодной (Узбекистан и Казахстан) и Дальверзинской (Узбекистан и Таджикистан) степей. В состав этого гидроузла входит плотина и регуляторы водоканалов, один из которых обслуживает Фархадскую ГЭС.

Как сообщает корреспондент Радио Озоди, ранее на мосту над плотиной находился пост таджикских пограничников. Сейчас там уже не видно вооруженных людей. Сам мост находится в аварийном состоянии и, по словам местных жителей, власти обещали, что скоро отремонтируют его.

Напомним, накануне госвизита Шавката Мирзияева возобновили работу девять автомобильных и один железнодорожный КПП на границе Таджикистана и Узбекистана.

С 1 марта на таджикско-узбекской границе официально возобновили работу несколько КПП. Один из них – «Хаштьяк», расположенный в Спитаменском районе, граничит с Бекабадской областью Узбекистана и расположен в 60 км от Худжанда. Отсюда до Ташкента рукой подать – около двух часов на машине.

В тот же день заработали и КПП «Саразм – Джартепа», расположенный на границе Пенджикента с Самаркандской областью Узбекистана, а также пункты пропуска «Кушкент» и «Учтурган», соединяющие таджикские Ганчи и Зафарабад с узбекским Джизаком, «Пап», соединяющий Аштский район с Наманганской областью, «Хавастабад» и «Бекабад», соединяющие район Спитамен с Сырдарьинской и Ташкентской областями, «Рават», соединяющий город Канибадам с Ферганской областью. Возобновил работу и КПП «Гульбахор», соединяющий Хатлонскую область Таджикистана с Сурхандарьинской областью Узбекистана.

С 7 марта начал функционировать и железнодорожный пункт пропуска «Амузанг», соединяющий Сурхандарьинскую область Узбекистана с таджикской железнодорожной станцией «Хошади» в Хатлонской области.

Ранее заработал пункт пропуска «Патар – Андархон», расположенный между таджикским городом Канибадам и Бешарыкским районом Узбекистана.

01.04.2018 Комментарии к записи На границе Израиля и сектора Газа началась акция протеста отключены

Пять палестинцев погибли, 350 пострадали в результате столкновения с израильскими военными на границе сектора Газа. Об этом 30 марта сообщила Би-Би-Си со ссылкой на источники в министерстве здравоохранения Палестинской автономии. Ранее стало известно, что на границе между сектором Газа и Израилем началась многодневная акция протеста палестинцев «Великий марш возвращения». По …

06.03.2018 Комментарии к записи На КПП «Достук» на кыргызско-узбекской границе функционируют 4 дополнительные кабинки отключены

Как сообщает Государственная пограничная служба Кыргызстана, на КПП «Достук» («Дустлик») на кыргызско-узбекской границе начали работать четыре дополнительные кабинки для пропуска граждан. В феврале из-за увеличения числа желающих пересечь границу им приходилось отстаивать очереди по 5-6 часов. 3 марта контрольно-пропускной пункт посетил вице-премьер Дайыр Кенекеев. Граница между Кыргызстаном и Узбекистаном была …

04.03.2018 Комментарии к записи На таджикско-узбекской границе возобновили работу несколько КПП отключены

Заместитель хакима Ташкентской области Алимардон Каршиев заявил на церемонии, что данное событие открывает новую страницу в таджикско-узбекских отношениях. Он выразил надежду, что взаимоотношения между двумя соседними государствами впредь будут лишь развиваться. С таджикской стороны выступил первый заместитель председателя Согдийской области Рустам Рахматзода. КПП «Хаштьяк», расположенный в Спитаменском районе, граничит с …

28.02.2018 Комментарии к записи На КПП на кыргызско-узбекской границе сотни граждан ждут своей очереди на переход отключены

В Кыргызстане на пункте пропуска «Дустлик» («Достук») на границе с Узбекистаном около полутора тысяч человек ожидают очереди на пересечение границы. Пограничники, как сообщается, пропускают пожилых людей и беременных женщин вне очереди, передает сегодня Радио Азаттык (Кыргызская редакция Радио Свобода). Накануне на границе наблюдалось скопление 500 желающих перейти в соседнюю страну. …



Просмотров