Перераспределение многоконтурного земельного участка. Многоконтурные земельные участки — что это и как образуются

9. Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), с учетом нижеперечисленных особенностей.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:

Образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.

10. Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (т.е. земельных участков не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со статьей 11.6 Земельного кодекса объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы).

В связи с чем многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ).

11. Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.

В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными.

В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных земельных участков (включая исходный многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.6 Земельного кодекса).

12. Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.7 Земельного кодекса). Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ.



13. При выделе земельного участка из многоконтурного земельного участка одновременно могут быть образованы один или несколько многоконтурных земельных участков и (или) один или несколько обычных земельных участков. При этом многоконтурный земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (статья 11.5 Земельного кодекса).

14. Порядок, установленный пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса и пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

(далее – Закон № 137-ФЗ), согласно которому при разделе земельного участка исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, применяется также в отношении многоконтурных земельных участков (при соблюдении условий, указанных соответственно в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса и пункте 18 статьи 3 Закона № 137-ФЗ).

15. Образуемые многоконтурные земельные участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности, требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса.

16. Часть многоконтурного земельного участка может быть образована:

В пределах одного контура границы (такая часть может полностью совпадать с контуром либо может быть образована из части контура);

В пределах нескольких контуров границы (такая часть может полностью совпадать с несколькими контурами либо может быть образована из частей контуров).

Во втором случае образуется часть многоконтурного земельного участка, граница которой представляет собой несколько контуров (многоконтурная часть многоконтурного земельного участка).

В отношении многоконтурной части многоконтурного земельного участка применяются по аналогии особенности подготовки межевого плана в отношении многоконтурного земельного участка.

Может ли земельный участок состоять из нескольких отдельных обособленных контуров (частей), разделенных между собой (например, дорогой)?

Правильный ответ - может!

К примеру, давайте представим себе, как раньше обустраивали себе быт жители сельской местности: дом, огород, хозяйственные постройки на участке 1000 кв.м., а через дорогу погреб для хранения продуктов или сарай, обнесенный забором, площадью 200 кв.м. Фактически - это два земельных участка, разделенных между собой дорогой, а документ всего один на 1200 кв.м.

Как быть? Сколько участков учитывать? За сколько участков платить налоги?

Или еще пример. В Советские времена организуется сельскохозяйственное предприятие, занимающееся животноводством, производством молочной продукции, растениеводством и т.д. и т.п. Государство выделяет этому предприятию аж 5000 гектар и на всю эту землю выдает Государственный акт. Государственный акт один, а пшеница растет около деревни А, коров пасут около деревни Б, яблоки выращивают где-то между ними. И разделяет это все река и трасса.

В 2000-х годах для учета участков, состоящих из нескольких обособленных частей, ввели такое понятие, как единое землепользование.

Единое землепользование - это земельный участок, которому присваивался единый кадастровый номер , и который состоял из двух и более обособленных земельных участков, у которых также были кадастровые номера.

То есть, земельный участок, предоставленный сельскохозяйственному предприятию одним государственным актом площадью 5000 гектар, будет представлять собой единое землепользование с кадастровым номером К№1, состоящее из трех обособленных земельных участков с кадастровыми номерами К№2,К№3,К№4. Если сложить площади обособленных земельных участков (К№2,К№3,К№4), то получится площадь единого землепользования - К№1.

Такой порядок учета земельных участков, состоящих из 2-х и более частей, сохранялся до 1 марта 2008 года.

После этой даты образовывать единое землепользование нельзя. Но поскольку закон не имеет обратной силы, те единые землепользования, которые уже учтены в ГКН, участвуют в обороте земли наравне с другими земельными участками. Важно отметить, что обособленный участок не может быть объектом сделки - т.е. быть продан и т.п. Объектом прав может выступать только единое землепользование.

После вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - с 1 марта 2008 года для учета участков, состоящих из 2-х и более частей, было введено понятие многоконтурный земельный участок.

Многоконтурный земельный участок - это земельный участок, контур границы которого состоит из 2-х и более замкнутых контуров.

Бывает два типа многоконтурных участков:

Несколько разделенных между собою контуров;

Земельные участки с вкраплениями (участок с «дырками» внутри).

Основным различием между единым землепользованием и многоконтурным участком является то, что каждому обособленному участку единого землепользования присваивался кадастровый номер, а каждой части многоконтурного земельного участка - не присваивается, кадастровый номер имеет только сам многоконтурный земельный участок.

К сведению клиентов

Бумажное свидетельство о праве собственности с 2017 года заменено выпиской из единого реестра, согласно закону о регистрации недвижимости №218-ФЗ вступившему в законную силу с 01.01.2017 года.

Новшеством Закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости.Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

О сроках

Согласно Закону "О государственной регистрации недвижимости" общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

  • 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
  • 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
  • 7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Внимание собственников квартир!

С введением платных парковок на территории г. Тулы многие жители хотят огородить въезд на территорию своего многоквартирного жилого дома, установив шлагбаум.

Единое землепользование – это термин для обозначения земельного участка с кадастровым номером, состоящий из 2 и более участков, имеющих обособленные контуры и собственные кадастровые номера, размеры которых в целом дают размер полного участка согласно кадастру.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

При присвоении участку данного статуса, выдавался кадастровый номер для участка в целом и для каждой обособленной его части.

Область применения

На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.

Постановлением Федерального закона №221 от 24.07.2007 года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.

Состав

Под составом единого землепользования понимается то или иное количество обособленных участков, которые являются частью данного участка. Эти участки имеют собственные границы и геодезические данные, внесены в кадастровый реестр под отдельными номерами и могут отдельно уточняться, объединяться и подобное.

Следует отметить различие между обособленными и условно обособленными участками, которое заключается в расположении контуров этих участков. Так, обособленные участки имеют контур который прилегает к другим территориям, не входящим в единое землепользование.

Условные участки, в свою очередь являются смежными, то есть прилегающими к другим участкам единого землепользования, но разделенными условными кадастровыми границами.

Примеры

Наиболее характерным примером современного единого землепользования является садоводство, в котором имеются отдельные участки. В кадастре общее пространство садоводства имеет собственный номер и является участком единого землепользования, в котором имеются участки с собственными кадастровыми номерами, то есть обособленные участки.

Помимо этого, ранее отмечался пример совхоза или подобного сельскохозяйственного предприятия, которое имеет общий участок, но может подразделяться на обособленные.

В целом примеров может существовать огромное количество, но если представлять себе суть подобных участков, то не трудно определить является ли то или иное объединение участков единым землепользованием или не является. Следует только различать многоконтурные участки и участки единого землепользования, так как для них применяется разная правовая база, но в целом система кадастрового учета фактически идентична.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась 13.07.2015 года.

Методы и порядок формирования

На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.

Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.

Существуют разновидности формирований:

  • с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
  • с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).

Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.

Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.

Уточнение

Существуют различные ситуации, которые требуют так называемого уточнения единого землепользования. По сути, ситуация подобна уточнению отдельного участка земли и представляет собой сравнение данных имеющихся в кадастровой документации с фактическими характеристиками участков. Используется уточнение для того, чтобы сформировать новые участки или точнее -определить границы существующих участков и подобных целей.

Данный процесс предполагает создание межевого плана, в который вносятся сведения об имеющихся участках.

По итогам выполнения уточнения сотрудниками кадастровой службы, могут вноситься изменения в кадастровую документацию, переформировываться участки (объединяться, разделяться, обосабливаться) и меняться другие параметры, используемые в кадастровой документации и фактическом землепользовании.

Каким образом выполняется?

Наиболее распространенным вариантом для выполнения уточнения является использование специализированных программ, которые дают возможность грамотно и тщательно составить межевой план для выполнения уточнения. Существует ряд распространенных программ, которые используются для этой цели и предоставляют после заполнения определенных сведений XML-документ, то есть подробные таблицы с межевым планом.

Как правило, программы имеют понятный интерфейс и там требуется внести:

  • кадастровый номер участка;
  • наличие или отсутствие новообразуемых участков, их координаты;
  • количество уточняемых участков в едином землепользовании;
  • кадастровые номера уточняемых участков;
  • остальную информацию об уточняемых участках.

После внесения обозначенных данных программа предоставит межевой план, хотя есть возможность составить такой план и просто в таблице Excel, но данный способ не является целесообразным, учитывая доступность и наличие специализированного программного обеспечения.

Раздел

Для выполнения раздела единого землепользования могут выбираться различные варианты в зависимости от собственности земли и других особенностей участка. К примеру, если требуется отделить какие-то участки, то для них составляется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату на утверждение с межевым планом для участков, которые остаются в едином землепользовании.

Предоставленные сведения помогут лучше разобраться в сфере единого землепользования.

Кратко резюмируем вышесказанное:

  1. Единое землепользование – участок с собственным кадастровым номером, который включает объединенные участки земли со своими контурами и кадастровыми номерами.
  2. Правовое регулирование данной области выполняется на основе норм кадастрового учета и Федеральных законов.
  3. С 2008 единое землепользование отменено и на смену появились многоконтурные участки.
  4. В данной области регулярно появляются новые уточнения и дополнения к нормативным актам и приказам, которые следует учитывать при выполнении разнообразных процессов с единым землепользованием.
  5. Для того чтобы составить межевой план для уточнения участков, целесообразно использовать специализированный софт.

Безусловно, каждый конкретный вариант единого землепользования является уникальным и для выполнения тех или иных потребностей владельцев участка нужно детально изучить возможные варианты использования такого участка и взаимодействия с органами кадастрового учета. Предложенные сведения дают только обобщенное понимание данного порядка землепользования.

О многоконтурных земельных участках

Принимая во внимание особую актуальность вопросов вовлечения в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформления прав на земельные участи организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты, а также учитывая необходимость обеспечения выполнения ряда поручений Правительства Российской Федерации, данных по итогам заседания комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса, Минэкономразвития России по вопросам выполнения кадастровых работ, осуществлению государственного кадастрового учета и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько контуров (далее - многоконтурные земельные участки), сообщает.

1. По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении, как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.

В данном случае необходимо учитывать, что с вступлением в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре и принятием в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35 (далее - Порядок ведения ГКН), не подлежит применению, как противоречащий действующему законодательству, Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (далее - Порядок ведения ГРЗ КР).

Поэтому в настоящее время не может применяться заложенный в Порядке ведения ГРЗ КР принцип, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.

В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

В настоящее время образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации. При несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

При этом следует обратить внимание, что Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы. К аналогичным выводам приходят суды, рассматривая заявления об оспаривании решений органов кадастрового учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков (например, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2008 по делу N А72-4047/08-10/175).

Дополнительно необходимо отметить, что границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:

Фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многококтурного земельного участка;

Расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Иными словами, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

При подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, необходимо обратить внимание на то, что приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образуемом многоконтурном земельном участке.

Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Обращаем внимание, что наименования земельных участков в государственный кадастр недвижимости включаются, если присвоение таких наименований предусмотрено действующим законодательством (лесные участки, приусадебные участки, полевые участки и т.д.). Действующим законодательством не предусмотрено присвоение земельным участкам наименований "единое землепользование" либо "многоконтурный земельный участок". Таким образом, государственный кадастровый учет таких земельных участков может осуществляться в настоящее время без присвоения каких-либо наименований.

2. По вопросу предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении многоконтурных земельных участков и ранее учтенных единых землепользований.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками. Согласно пункту 9 Порядка ведения ГКН сведения о таких земельных участках в государственном кадастре недвижимости должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

При этом сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, - многоконтурного земельного участка или ранее учтенного единого землепользования. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, не допустимо.

Если заинтересованное лицо запрашивает кадастровую выписку, содержащую сведения о некоторых входящих в состав ранее учтенного единого землепользования обособленных или условных земельных участках, либо о некоторых контурах границы многоконтурного земельного участка, такая кадастровая выписка оформляется в отношении ранее учтенного единого землепользования или многоконтурного земельного участка, а разделы КВ.3 - КВ.6 такой кадастровой выписки могут содержать сведения в отношении отдельных обособленных (условных) земельных участков, либо отдельных контуров границы.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Роснедвижимости.

Принимая во внимание особую актуальность вопросов вовлечения в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформления прав на земельные участи организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты, а также учитывая необходимость обеспечения выполнения ряда поручений Правительства Российской Федерации, данных по итогам заседания комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса, Минэкономразвития России по вопросам выполнения кадастровых работ, осуществлению государственного кадастрового учета и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько контуров (далее - многоконтурные земельные участки), сообщает.

1. По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении, как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.

В данном случае необходимо учитывать, что с вступлением в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре и принятием в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35 (далее - Порядок ведения ГКН), не подлежит применению, как противоречащий действующему законодательству, Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (далее - Порядок ведения ГРЗ КР).

Поэтому в настоящее время не может применяться заложенный в Порядке ведения ГРЗ КР принцип, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.

В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

В настоящее время образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации. При несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

При этом следует обратить внимание, что Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы. К аналогичным выводам приходят суды, рассматривая заявления об оспаривании решений органов кадастрового учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков (например, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2008 по делу N А72-4047/08-10/175).

Дополнительно необходимо отметить, что границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:

Фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многококтурного земельного участка;

Расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Иными словами, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

При подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, необходимо обратить внимание на то, что приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образуемом многоконтурном земельном участке.

Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Обращаем внимание, что наименования земельных участков в государственный кадастр недвижимости включаются, если присвоение таких наименований предусмотрено действующим законодательством (лесные участки, приусадебные участки, полевые участки и т.д.). Действующим законодательством не предусмотрено присвоение земельным участкам наименований "единое землепользование" либо "многоконтурный земельный участок". Таким образом, государственный кадастровый учет таких земельных участков может осуществляться в настоящее время без присвоения каких-либо наименований.

2. По вопросу предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении многоконтурных земельных участков и ранее учтенных единых землепользований.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками. Согласно пункту 9 Порядка ведения ГКН сведения о таких земельных участках в государственном кадастре недвижимости должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

При этом сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, - многоконтурного земельного участка или ранее учтенного единого землепользования. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, не допустимо.

Если заинтересованное лицо запрашивает кадастровую выписку, содержащую сведения о некоторых входящих в состав ранее учтенного единого землепользования обособленных или условных земельных участках, либо о некоторых контурах границы многоконтурного земельного участка, такая кадастровая выписка оформляется в отношении ранее учтенного единого землепользования или многоконтурного земельного участка, а разделы КВ.3 - КВ.6 такой кадастровой выписки могут содержать сведения в отношении отдельных обособленных (условных) земельных участков, либо отдельных контуров границы.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Роснедвижимости.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 января 2009 г. N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках"



Просмотров