Передача полномочий мчс. Процесс слияния минобороны и мчс запущен

В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.

Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.

Старое кресло манит

Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.

За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.

Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.

Шойгу хочет встать во главе суперведомства

Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.

При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.

Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.

К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.

Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.

Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.

Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

Уж давно минул 2014 год, а последствия этого устрашающего для множества стран времени до сих пор продолжают портить жизнь огромному количеству людей. Дело в том, что именно в тот период Россия лицом к лицу столкнулась с очередным экономическим кризисом, ставший причиной огромных проблем и усугубившихся финансовых возможностей обычных граждан.

Большинство государственных ведомств в связи с новыми реалиями провели вынужденную реорганизацию, уволив немалую часть сотрудников ради блага других. Не стали исключениями и некоторых силовые ведомства РФ. Несмотря на то что последствия кризиса в России практически ликвидированы, глобальная реорганизация военизированные и силовых структур только в разгаре. Рассказать подробно о каждом из существующих в этой сфере ведомств будет проблематично и долго, поэтому нынешняя речь пойдёт о ситуации с МЧС в 2018 году.

Основные сведения

Большинство людей, имеющих прямое или косвенное отношение к отмеченной организации, говорят о возможности проведения реформы МЧС. Ранее модель отмеченного ведомства была признана наиболее успешной из-за внедрения риска-ориентированного направления труда. Главный подход представителей МЧС кроется в предупреждении чрезвычайной ситуации, а не ликвидации уже случившихся последствий.

Важная информация – в 2018 году МЧС планируют отказаться от репрессивной модели поведения. Иными словами, ведомство хочет сделать штрафы не основной, а лишь вынужденной мерой наказания. Приоритетом станут предупреждения, разъяснительные работы и прочие моменты, направленные на ознакомления людей с последствиями различных действий.

Признаки реформы

Понятно, что на пустом месте разговоры о модернизации министерства не возникли бы, а значит им предшествовали какие-нибудь доказательства. Основным признаком переменен стало упразднение ФСКН и передача прав ведомства полиции. В то время эксперты увидели неэффективность работы Федеральной службы. Напомним, что перед этим сотрудники ФСКН упоминались в довольно громких скандалах. По аналогичному сценарию «процветания» последовало и ФМС. Деятельность упомянутого учреждения оказалась малозаметной.

На обозначенном этапе становится понятно, что 2018 год может оказаться периодом продолжения глобальной организации военной сферы. Под «горячую руку» правительства в любую минуту могут попасть ФСБ, МВД и МЧС. Наверное, именно по этой причине новость о создании Национальной Гвардии стала такой малозаметной. Силовики различных уровней службы получили возможность объединиться в мощную и действенную структуру. Новыми гвардейцами стали наиболее дееспособные спецподразделения, получившие более обширный список полномочий.

Стоит ли опасаться реформы?

Несмотря на полное отсутствие официальных заявлений правительства о возможной модернизации в наиболее важных ведомствах России, в СМИ постоянно появляются «достоверные источники», заявляющие о предстоящих событиях.

  1. Создание МГБ – министерства государственной безопасности (потомок некогда известного КГБ). Основой будущего ведомства станет ФСБ, получившее в подчинение СВР и ФСО. Последние, к слову, занимаются охраной представителей правительства.
  2. Реформирование МЧС. Скорее всего, глобальных изменений не будет – ожидается разделение функциональных подразделений между полицией и армией. Если более наглядно, за тушение пожаров в будущем будет отвечать МВД, тогда как министерство обороны обязуется решать вопросы о проведении спасательных операций и устранении чрезвычайного положения.

Никаких подтверждений отмеченных перемен пока нет, а потому говорить о реальности описываемого исхода ещё слишком рано.

Существуют ли реальные предпосылки?

Ранее уже упоминалось, что правительство РФ пока не давало никаких официальных заявлений о проведении реформы МЧС в 2018 году. Тем не менее некоторые реальные шаги в отмеченном направлении недвусмысленно указывают о возможном будущем.

Наиболее явным доказательством считается майский президентский указ, где говорится о необходимости сокращения общего количества сотрудников МЧС. Получается, что именно с 2018 года максимальное число работников ведомства будет ограничиваться следующим образом:

  • 288,5 тыс. человек – общее количество сотрудников ведомства;
  • 7,2 тыс. человек – подчинённые министерского управления и воинского формирования;
  • 30 тыс. человек – гражданские должности;
  • 820 человек – представители министерского аппарата РФ.

На фоне обозначенных сведений сразу же становится понятно, что министерство готовится к кардинальной модернизации своей нынешней структуры, в ходе которой, к сожалению, придётся попрощаться с немалым количеством неплохих сотрудников. Однако подобные сценарии проводились уже не единожды и необходимостью их использования уже никого не удивишь. К примеру, только в 2015 году штат многих министерств России стал в разы меньше, в том числе и численность людей, занятый в Управлении внутренних дел Президента. Хочется надеяться, что подобные деяния не навредят МЧС, сделав из пожарной службы филию некоего военного ведомства.

Ещё один фактор, указывающий на предстоящие изменения в Министерстве чрезвычайных дел – формирование 100 полка материального обеспечения. Это некое оперативное подразделение особого назначения, задача которого весьма проста – борьба со стихийными бедствиями в государстве. На данный момент созданное подразделение подчиняется Министерству обороны РФ. Не правда ли, весьма интересное доказательство того, что в ближайшем будущем МЧС может частично перейти «под крыло» военных формирований?!

Ещё одной частью проблемы, указывающей на предстоящие события в МЧС, являются перемены в работе существующих пожарных инспекторов. Ранее об этом много говорились в кулуарах чиновников, и вот, наконец, слова нашли свою реализацию. Суть предстоящих перемен весьма прозаична – отказ от системы наказания. Теперь главным критерием оценки представителя МЧС станет количество пожаров на отведённой территории, за которые он несёт прямую ответственность.

Чемпионам мира по футболу

Так как рассматриваемая здесь тематика напрямую касается различных чрезвычайных происшествий в стране и людей, отвечающих за их ликвидацию, не стоит забывать о приближении грандиозного события – ЧМ-2018. Не стоит недооценивать работу сотрудников ведомства на мероприятии подобной важности. Именно потому долгожданный спортивный праздник может стать основной причиной отсрочки внедрения реформы МЧС до более благоприятного для этого периода. Более того, представители власти недавно рассказали о том, что на время проведения чемпионата оперативные противопожарные бригады станут больше за счёт представителей управления. Для усиления постов и существующих подразделений, придётся продлить срок службы тем работникам ведомства, кто в 2018 году планировал выйти на пенсию.

Перед столь ответственным событием чиновники обещали порадовать людей, задействованных в пожарной безопасности, новой формой – ещё одно косвенное доказательство сохранения нынешней структуры министерства как минимум до 2019 года. Логично же, никто не будет обновлять гардероб немалого количества людей накануне их приближающегося увольнения.

Что ждёт МЧС в 2018 году? Непростой вопрос, на который сейчас, к сожалению, просто не существует реального ответа. Предпосылки будущей реформы в рядах пожарных инспекторов есть, но заметно и немало факторов, указывающий на обратный сценарий. Как сложится ситуация с министерством в действительности станет известно лишь с наступлением 2018 года. Пока же следует оценить улучшение и качество работы МЧС, и если верить, такое направление труда будет продолжаться «чрезвычайниками» и дальше.

Относительно многих, если не всех, государственных структур в последние годы проводится политика оптимизации и стремления сэкономить на их деятельности. До этого на протяжении ряда лет оптимизировали армию, затем подверглась ей медицина и образование. Настало время оптимизации МВД и МЧС. Реорганизация МЧС России в 2017 году: последние новости по этому поводу, как скажется оптимизация на его работе, что будет с зарплатами и пенсиями служащих МЧС.

Реорганизация МЧС России: последние новости по поводу планов

Разумеется, у государства существует желание провести такую оптимизацию Министерства по чрезвычайным ситуациям, которая не отразится на эффективности этой действительно необходимой структуры. МЧС — современное ведомство с отлично налаженной работой, которое фактически безупречно исполняет любую возложенную на него задачу. Понятно, что развитие и совершенствование чего угодно — процесс бесконечный, но не всегда такой подход уместен, и к реформам в МЧС важно подходить как минимум с разумным консерватизмом. Судя по всему, именно так к нему и подступились.

В 2016 году началось некоторое сокращение штата МЧС, которое не должно снизить его эффективность. Под сокращение попали:

  • Руководящие сотрудники — многие генералы и высшие офицеры покинули свои должности, а их функции передали коллегам.
  • Сотрудники надзорных органов — эффективность надзора всегда вызывала сомнения, ведь во многих ЧП в общественных местах формальные документы о положительных результатах проверок оказывались в порядке. Конечно, от надзора МЧС полностью не избавляют, но лишний штат сократился.
  • Технические, медицинские и прочие организации, прежде входившие в МЧС, перейдут в гражданские ведомства с изменением источника их финансирования. Примерно то же, что происходило при реформировании армии.

Реорганизация МЧС России не затронет тех работников, которые непосредственно занимаются работой по устранению ЧС. Наоборот — оптимизация позволяет направить сэкономленные деньги на то, чтобы дополнительно укомплектовать боевые, в первую очередь пожарные, части. Некоторая часть денег будет направлена на цели финансирования высших учебных заведений, которые готовят будущих офицеров МЧС.

Как скажется реорганизация МЧС России на зарплате и пенсии сотрудников

Разумеется, сотрудники МЧС не в последнюю очередь интересуются тем, как на их финансовом положении скажется реорганизация МЧС России в 2017 году, последние новости свидетельствуют о том, что есть повод для оптимизма — заработные платы будут проиндексированы на размер инфляции прошлого года.

Пенсионная система в МЧС не подвергается переменам. Пенсионер МЧС, чтобы получить такой статус, должен иметь выслугу в двадцать лет или двенадцать лет и шесть месяцев, но при этом ещё двадцать пять лет трудового стажа вне МЧС.

Развеем и те слухи, которые говорили о полной ликвидации МЧС в скором времени. Якобы его штат и функции должны будут отдать в полицию и армию, а само МЧС закрыть. Планов таких нет, да и быть не может — МЧС слишком эффективное ведомство, возможно, одно из лучших в мире среди себе подобных, поэтому никакого повода к столь радикальным шагам нет.

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много? Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.



Просмотров