Парижский клуб все заседания. Парижский и лондонский клубы кредиторов

(англ. Paris Club; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран.

Парижский клуб или Парижский клуб кредиторов — неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с погашением странами-должниками.

Парижский клуб (Group of Ten, G10; The Paris Club) — десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония. Они создали и ввели в обращение специальные права заимствования (Special Drawing Rights). Швейцария, хотя она и не является членом МВФ, стала членом общего соглашения о займах МВФ (General Arrangements to Borrow), заключенного странами G10 для расширения кредитных возможностей Фонда.

Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб приобрел с 1978 г. во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

Большинство членов Парижского клуба – развитые страны, однако в ряде случаев в заседаниях клуба принимали участие развивающиеся страны-кредиторы, например Бразилия.

На своих заседаниях Парижский клуб принимает решения о мерах, позволяющих выйти из сложившейся ситуации, таких, как пролонгация (см. ) и реструктуризация (см. ), предоставление дополнительных кредитов, определение возможностей погашения долгов, выработка рекомендаций в адрес страны-должника. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки тех платежей, срок которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

Парижский клуб поддерживает отношения с рядом других мировых финансовых институтов. Эти организации ведут в определенной степени согласованную политику по отношению к странам-должникам.

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба в качестве и должника, и кредитора. В 1997 г. Россия получила членство в Парижском клубе, а следовательно, и возможность активного участия в его деятельности. Членство России в Парижском клубе способствует долгосрочной реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР, а также возвращению России части задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реорганизации долга между всеми членами Парижского клуба. Кроме того, членство в Парижском клубе дает России дополнительные рычаги экономического воздействия на страны-должники.

неформальное международное финансовое объединение стран-кредиторов, целью которого является урегулирование проблем, связанных с внешней задолженностью стран-должников и которое тесно сотрудничает с Международным валютным фондом

Парижский клуб кредиторов, страны-члены Парижского клуба, Парижский клуб кредиторов и МВФ, структура и протокол Парижского клуба кредиторов, основные задачи Парижского клуба, условия Парижского клуба, Россия и Парижский клуб

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Парижский клуб - это, определение

международная финансовая организация, в состав которой входят страны-лидеры и которая ставит своей целью кредитную и иную помощь странам-должникам, готовым принять ее на условиях проведения необходимых экономических реформ в рамках стабилизационной программы, поддерживаемой .

Парижский клуб - это международная организация, которая объединяет государства-кредиторы (в отличие от , который объединяет организации-кредиторы) и функционирует в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ).


Парижский клуб - это важнейшее неформальное финансовое лидеров всемирного хозяйства. Парижский клуб был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем суверенных государств. Парижский клуб кредиторов более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб кредиторов, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран: , Австрии, Бельгии, , .


Парижский клуб - это организация, главная идея деятельности которой заключается в том, чтобы проявлять заботу о наиболее бедных , имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб кредиторов решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую . Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная уступка в цене предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. "Парижский клуб" не имеет штаб-квартиры, а главное - устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области и обеспечения погашения задолженностей.


Парижский клуб - это неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которой выступила Франция. было создано в 1956 году, когда согласилась встретиться со своими в Париже. Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время – это реструктуризация задолженности развивающихся стран. С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 . .


Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных . По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом кредиторов. Однако Лондонский клуб - это объединение , главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем, испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Парижский клуб подводит итоги

Парижский клуб - это неформальное объединение официальных западных заемщиков, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки , срок по которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение убытков, связанных с стран-заемщиков.


Парижский клуб - это объединение стран-кредиторов, являющихся лидерами мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств. Парижский клуб кредиторов работает в двух направлениях: выдача кредитов развивающимся странам и реструктуризация уже имеющейся задолженности.


Парижский клуб кредиторов - объединение стран-кредиторов

Парижский клуб - это международная финансовая организация, объединяющая кредитные ресурсы стран-участниц. Парижский клуб во всех своих финансовых мероприятиях взаимодействует с Международным Валютным Фондом (МВФ) (МВФ).


Парижский клуб - это межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран.


Парижский клуб - это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую государств-участников в отношении долгов третьих стран. Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при проблем с погашением странами-должниками. Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб кредиторов приобрел с 1978 во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по и ).


Парижский клуб кредиторов - объединение экономически развитых стран мира

Система мировых финансовых учреждений не ограничивается Всемирным банком, МВФ и другими региональными банками. Стратегия этих учреждений не смогла открыть путь для долгосрочного решения проблемы задолженности. В центре же внимания мирового сообщества оказались две неформальных организации – Парижский и Лондонский клубы, благодаря своей роли в решении проблем платежного дисбаланса и коммерческого долга. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, в Лондонском клубе – задолженности перед коммерческими банками.


Характеристика Парижского клуба кредиторов

В рамках Парижского клуба страны, которые ощущают трудности в уплате долгов другим государствам и частным , проводят переговоры со своими заемщиками о пересмотре условий и графиков платежей. Наверное, само название «Парижский клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а, главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.


Парижский клуб кредиторов не очень известен широкой публике, что в определенной мере связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Тем не менее, за время своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в реализации международной стратегии в сфере кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Эта стратегия нередко корректируется, но в ее основе всегда лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурная перестройка с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения уже существующих долгов.


Первые переговоры в рамках Клуба были проведены в 1956 г. Наибольшая активность приходится на последние 20 лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму свыше 350 млрд долл.


Особенность структурной организации Парижского клуба кредиторов заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных госкредиторов, на котором председательствует высокопоставленное должностное лицо Франции.


Традиционно методы и процедуры деятельности клуба никогда официально не оформлялись в виде какой-либо документации. Однако, приведенные ниже пять принципов считаются руководящими в деятельности клуба:

Консенсус. Ни одно решение не может быть одобрено Парижским клубом кредиторов, если оно не является приемлемым для всех без исключения стран-кредиторов.


Солидарность между заемщиками. Ни один кредитор не старается договориться со страной-должником о лучших условиях, чем для других заемщиков Парижского клуба кредиторов.


Условия. Парижский клуб соглашается на переоформление задолженности страны-должника лишь в том случае, если в этой стране осуществляется программа, которая поддерживается МВФ в рамках соответствующего механизма верхних .


Международный Валютный Фонд

Сопоставимость условий. Страна-кредитор, которая принимает участие, а также любой двусторонний кредитор, который не принимает участия в работе Парижского клуба, ни при каких обстоятельствах не должны ставить ни одной из стран-должников условий, менее благоприятных, чем те, которые предусмотрены многосторонним соглашением, заключенным с Парижским клубом.


Действия исходя из конкретной ситуации. Любое решение, которое принимается Парижским клубом кредиторов касательно задолженности страны-кредитора, должны основываться на оценке конкретной экономической и финансовой ситуации в данной стране.


Официальные заемщики Парижского клуба, как правило, устанавливают два условия начала переговоров о переоформлении задолженности. Во-первых, заемщики должны быть уверены в том, что страна-должник не сможет выполнить своих обязательств по внешним платежам, если бремя ее задолженности не будет облегчено. Для этого страна-должник должна продемонстрировать, что она нуждается в финансировании. Во-вторых, кредиторы Парижского клуба также настаивают на том, чтобы страна-должник, которая добивается переоформления своей задолженности, обратилась к необходимым мероприятиям, с тем чтобы устранить причины, которые затрудняют осуществление платежей, и достигла стойкого улучшения своего положения по внешним платежам. Поэтому от должника требуется проведение мероприятий по стабилизации в рамках стабилизационной программы, поддерживаемой МВФ.


Условия переоформления задолженности Парижским клубом кредиторов, как правило, зависят от уровня в стране-должнике, а также от категории заема (коммерческий заем, предоставленный по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях). Заемщики Парижского клуба в каждом конкретном случае решают, какие условия должны устанавливаться для той или иной страны-должника – льготные или обычные, причем это решение принимается исходя из уровня в данной стране.


Принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб кредиторов руководствуется тремя основными принципами:

Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности;


Обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную ;


Равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов (принцип равных условий).


Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом кредиторов. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, заемщики должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.


Угроза прекращения платежей

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба кредиторов достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью МВФ о состоянии страны на будущий год.


Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо , если они поместили сумму в местной валюте , равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в данной страны, и перевод средств иностранному заемщику в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого и не влечет никакой ответственности со стороны государства.


Проведение экономических реформ

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет с Международным Валютным Фондом (МВФ) о дополнительных ссудах».


У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба кредиторов возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.


Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.


Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации);


Ограничение вмешательства государства в экономику.


Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.


Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу для оценки реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, заемщики утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб кредиторов не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.


Правило равномерного распределения бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов также называют принципом равных условий. Он обеспечивает равномерное распределение среди заемщиков бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы заемщики Парижского клуба кредиторов, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный и срок погашения.


Указанный принцип распространяется и на заемщиков, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом кредиторов, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и , отсрочек и условий аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».


Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе кредиторов завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.


Переговоры в Парижском клубе кредиторов

Условия реструктуризации долга

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по , срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе кредиторов реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба кредиторов реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.


В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников:

Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия;


Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия;


Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия Парижского клуба;


Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.


Торонтские условия Парижского клуба

Торонтские условия были приняты в 1988 году. Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной развития (в настоящее время – 540 в год). Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;


Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения - 25 лет, включая льготный период в 14 лет.


Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок - выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения - 14 лет, включая льготный период в 8 лет.


Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским клубом кредиторов было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму в 5,8 млрд.. долл. Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.


Хьюстонские условия Парижского клуба

Хьюстонские условия были приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.


Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок - 8 лет.


Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период – 10 лет.


Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода, государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.


Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долларов);

Соотношение суммы долга заемщикам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1,5.


Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долга не менее 50% объема ;

Отношение суммы долга к стоимости не менее 275%;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.


Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Марокко и Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий было заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд. долларов.


Тринидадские условия Парижского клуба

Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия) были приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.


Тринидадские условия заключаются в:

Аннулировании 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории;

Гибком графике платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника;

Реструктуризации оставшейся части долга на 25 лет;

Предоставлении льготного периода в 5 лет;

Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке.


Для стран-должников, проводящих в течение не менее трех лет политику стабилизации и экономических реформ, поддерживаемую кредитами МВФ, зарезервирован вариант проведения операции с запасами долга, в рамках которой весь государственный внешний долг страны может быть сокращен единовременно на льготных условиях. В конце 90-х годов условия применялись в рамках инициативы МВФ и Мирового Банка по сокращению долгов беднейших стран с высокой задолженностью.В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода (в том числе 20 африканским странам южнее Сахары) Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.


Лионские условия согласованы в декабре 1996 года. Лионские условия - это условия реструктуризации внешнего долга наименее развитых стран с высоким уровнем задолженности, которые будут применяться наряду с Неапольскими условиями на втором этапе реструктуризации. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой оставшейся части в течение 40 лет при 8-летнем льготном периоде, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.


Лионские условия Парижского клуба кредиторов

Инициатива в отношении бедных стран

Следует отметить, что задолженность бедных стран все же остается высокой. К середине 1990-х годов стало очевидно, что сочетания существующих механизмов облегчения бремени задолженности, новой официальной помощи и комплексов мер политики, направленных на сокращение потребностей в заимствовании, было по-прежнему недостаточно, чтобы уменьшить долг до посильного уровня. В октябре 1996 года МВФ и Всемирный банк совместно объявили об Инициативе HIPC, призванной обеспечить комплексное решение проблем задолженности бедных стран.


Инициатива HIPC должна была решить долговые проблемы большинства бедных стран с высоким уровнем задолженности (первоначально 41 страна, преимущественно - в Африке), общая сумма которой приближалась к 200 миллиард долларов. Шестьсот миллионов человек населения этих стран живет в среднем на семь лет меньше, чем граждане других развивающихся стран, причем половина из них живет на сумму менее одного доллара в день. Основным препятствием на пути экономического и социального развития стран были обязательства по обслуживанию долга, которые поглощать большую долю (во многих случаях более половины) доходов от их экспорта. Инициатива HIPC, усиленная в 1999 году для обеспечения более широкого, глубокого и быстрого облегчения бремени задолженности, направлена на поиск постоянного решения долговых проблем этих стран путем существенного сокращения долга в сочетании с реформами политики, направленными на достижение долгосрочного роста и сокращение . Ключевым моментом здесь является обеспечение того, чтобы денежные средства, высвобождаемые благодаря облегчению бремени задолженности, пошли на цели устойчивого развития, с тем чтобы страны вновь не столкнулись с неподдающимися долгами, а их население смогло выйти из условий крайней убогости. Необходимые для этого меры политики непросты. Для их выработки и формирования консенсуса требуется время. Однако все большее число стран пользуется помощью международного сообщества благодаря принятию мер политики, которые позволяют им помогать самим себе. Со своей стороны международное сообщество, действуя через МВФ и Всемирный банк, предпринимает все усилия, чтобы обеспечить максимально быстрое получение помощи странами, которые в состоянии эффективно использовать облегчение бремени задолженности для сокращения бедности.


Общая "стоимость" инициативы HIPC - 40-55 миллиардов долларов. Мозамбик, Танзания, Малави и Замбия извлекли большую выгоду из инициативы HIPC - внешняя задолженность, оцениваемая по курсам наличных валют, сократилась у Мозамбика на 72%, у Замбии - на 63%, Танзании - на 54% и Малава - на 44%. Суммы, идущие на обслуживание внешних долгов, постепенно сокращаются и соответственно увеличиваются бюджетные статьи расходов на здравоохранение, образование и другие социальные цели.


HIPC

Стандартные (классические) условия - это :

Реструктуризация до 10% долга;

Срок погашения - 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.


Протокол Парижского клуба

В Парижском клубе кредиторов проводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее заемщиками (страны-кредиторы представляют официальные лица из , экономики или иностранных дел). Представители МВФ, региональных банков развития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.


Сразу после открытия переговоров слово предоставляется представителю страны должника, который выступает с докладом об экономической и финансовой политике страны и излагает просьбу об отсрочке платежей по погашению долга. Затем выступают представители МВФ, МБРР и ЮНКТАД. В докладе МВФ основное внимание уделяется перспективам платежного баланса страны, в частности, прогнозам относительно финансирования предлагаемой экономической программы; представитель Всемирного банка анализирует перспективы долгосрочного развития страны и подчеркивает необходимость структурных преобразований. Далее представители стран-кредиторов задают вопросы представителям страны-должника и финансовых организаций о намечаемых экономических и финансовых предлагаемой программы, о мерах по ее осуществлению и о тех или иных аспектах просьбы об отсрочке платежей по погашению долга. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание без участия делегации страны-должника. При содействии представителя МВФ страны-кредиторы переходят непосредственно к предмету переговоров и начинают вырабатывать общую позицию относительно просьбы страны-должника об отсрочке платежей. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, и председательствующий передает и разъясняет его условия представителю страны-должника. Как правило, представитель страны-должника выдвигает встречное предложение, настаивая на сближении условий заемщиков с положениями первоначальной просьбы. Эта процедура может повторяться несколько раз, и ее длительность определяется масштабами требуемых уступок и настойчивостью должника в достижении максимально выгодных условий.


Процесс реструктуризации начинается с того момента, когда страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику дальнейшие кредиты. Правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов. Если страна-должник имеет обязательство МВФ о выделении обусловленной суммы кредита на период требуемой отсрочки, Парижский клуб кредиторов назначает дату проведения переговоров. Если соглашения с МВФ нет, то Парижский клуб кредиторов напоминает стране-должнику об обусловленности отсрочки платежей обязательством должника проводить рекомендованную МВФ экономическую политику.


Переговоры о предоставлении отсрочки фактически начинаются с заседания представителей стран-кредиторов без участия делегации страны-должника, где подробно обсуждается вопрос о заявлении данного конкретного должника и вырабатывается общая стратегия для будущих переговоров. Затем приглашается представитель страны-должника (как правило, министр финансов или председатель Центрального банка), который выступает с сообщением о положении страны и излагает просьбу об отсрочке платежей.


Затем со своими замечаниями и комментариями выступают представители международных организаций. Главная роль отводится представителю МВФ: его выступление может оказать решающее влияние на результат переговоров. Как правило, представитель МВФ выступает с обширным докладом, подробно анализируя достигнутые страной-должником экономические показатели и прогнозы на будущее. В конце первого официального заседания представители стран-кредиторов задают вопросы представителю страны-должника. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание, на которое приглашается представитель МВФ. Это заседание проводится в главном конференц-зале, а делегация страны-должника в это время находится в небольшой комнате в другой части международного центра. В ходе прений вырабатывается комплекс рекомендаций. Председательствующий на заседании, который выступает и в качестве связного, передает эти рекомендации делегации страны-должника. Он обеспечивает обмен предложениями между двумя сторонами. После достижения соглашения секретариат составляет проект согласованного протокола, в котором официально фиксируются согласованные условия.


Согласно сложившейся практике председатель совещания, представители стран-кредиторов и страны-должника подписывают текст достигнутой договоренности, зафиксированный в согласованном протоколе. По традиции протокол составляется на английском и французском языках. С юридической точки зрения протокол носит рекомендательный характер. В нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств на основе положений протокола.



Деятельность Парижского клуба

Целью Парижского клуба, созданного в 1956г., является пересмотр условий внешних займов развивающихся стран во избежание одностороннего моратория. Парижский клуб кредиторов практикует сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.


Парижский клуб кредиторов не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба кредиторов традиционно является высокопоставленный чиновник минфина Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба кредиторов являются развитые страны-члены .


Председатель Парижского клуба кредиторов - высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции

По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба кредиторов подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

xreferat.ru - самая крупная база рефератов

gaap.ru - теория и практика управленческого учета

model.vscc.ac.ru - сайт экспертной обучающей системы

econtool.com - электронный справочник экономического инструментария

rusconsult.ru - официальный сайт группы компаний РУСКОНСАЛТ

mir-ekspertiz.info - мир экспертиз, библиотека юриста

IMF.org - официальный сайт Международного валютного фонда (МВФ)

finance-credit.biz - сайт, посвященный финансам, экономике и

youtube.com - самый крупный видеохостинг в мире ютьюб

ntv.ru - новости, видео, передачи телеканала НТВ

1tv.ru - официальный сайт Первого канала, новости, вещание

Источники интернет-сервисов

forexaw.com - информационно-аналитический портал по финансовым рынкам

Ru - крупнейшая поисковая система в мире

video.google.com - поиск видео в интернете черег Google

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Google Inc.

maps.google.ru - карты от Google для поиска мест описываемых в материале

Ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете черег Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материале

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неинституционализированное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
 выдача кредитов развивающимся странам;
 реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.
2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство-должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.
Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:
 индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
 обусловленность пересмотра погашения долга;
 равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
 отсутствие постоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге).
Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкостьподхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.
При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.
Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.
В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90 - 95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.

Лекция, реферат. 5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.






Значение и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не имеют такой возможности. Поэтому для преодоления долгового кризиса были выработаны механизмы многостороннего урегулирования внешнего долга.

Парижский клуб – это неформальная организация промышленно развитых стран мира, где обсуждаются проблемы по урегулированию, отсрочке платежей по государственному долгу стран. Парижский клуб объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Основная задача Парижского клуба заключается в том, чтобы восстановить платежеспособность должника, смягчив долговое бремя, помочь ему частично расплатиться с кредиторами.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

s наличие непосредственной угрозы прекращения платежей;

s обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;

s равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Эти программы основываются на монетаристких концепциях и предусматривают такие меры как борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита, снятие ограничений на приток иностранного капитала, девальвация национальной валюты и т.д. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Как правило, долги реструктурируются на основе пересмотра условий и графика платежей только на один год, но в порядке исключения может быть применен «глобальный» подход, когда пересмотру подлежит вся сумма накопленного долга.

Бывают и исключения из этого правила. Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Лондонский клуб создан в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность.

Лондонский клубофициально известный как «Консультативный комитет коммерческих банков», объединяет более 600 коммерческих банков. Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Однако, в отличие от Парижского он занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

Урегулирование банковского долга происходит методом секъюритизации долга, т.е. трансформации долга, зафиксированного на банковских счетах, в долг в форме ценных бумаг. При этом банки вынуждены частично списывать долг в различной форме, зато получают в свое распоряжение ликвидные ценные бумаги.

Урегулирование банковского долга, как и официального, происходит, если страна-должник придерживается разработанной для нее программы. Основными методами решения долговых проблем у клуба являются реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) кредитов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

1) Положение об общем доступе . При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов.

2) Положение о равноправии . Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка.

3) Положение об обязательной подписке . В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

В отношении беднейших стран, основная задолженность которых относится к категории официальной, действуют льготные механизмы, вплоть до списания долга. Многие страны стараются ограничить или строго контролировать влияние международного рынка кредитов на национальную экономику, используемые при этом меры регулирования включают как прямые, так и косвенные формы регулирования.

Среди прямых форм валютного контроля наиболее распространенными являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций. К косвенным мерам относятся: регулирование процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размерами форвардного покрытия. Форвардное покрытие в данном случае представляет собой процентную надбавку к курсу покупаемой валюты.

Лондонский клуб, как и Парижский клуб, стремится облегчить внешнюю задолженность развивающихся стран. Ни один их этих клубов не является международной компанией. Их состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру обязательства. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть задолженности данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом займе. Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых долгов, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией задолженностей коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает займы официальным кредиторам.

Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения займа в Лондонском клубе частные банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей долга, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов частных банков, предоставляющих долги той или иной стране. Хотя в реструктуризации обязательства Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных займов должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы займа, так и процентов. Вместо этого частные банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре обязательства содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения задолженности.

Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения займа, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных займах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим задолженностям. Процесс пересмотра погашения коммерческого задолженности. Реструктуризация займа в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре обязательства.

Самой важной группой кредиторов является та, на которую приходятся основные риски заемщика. Этими кредиторами вполне могут быть крупнейшие банки мира. Интересы крупных кредиторов не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих долгов. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость мировой финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какова структура мирового денежного рынка?

2) Что представляет собой рынок евровалют и какие функции он осуществляет?

3) Какова характеристика рынка краткосрочных депозитно-ссудных операций?

4) Какие ценные бумаги относятся к купонным инструментам мирового денежного рынка?

5) Какие ценные бумаги относятся к дисконтным инструментам мирового денежного рынка?

6) Почему деривативы мирового денежного рынка в основном привязаны к процентной ставке?

7) Какова структура мирового кредитного рынка?

8) Какие существуют формы международного кредита?

9) С какой целью были созданы Парижский и Лондонский клубы?

10) Какие формы безналичных расчетов используются при организации международных банковских расчетов?

Тесты:

1. К финансовым инструментам мирового денежного рынка относят:

a) денежные и валютные сделки, деривативы

b) купонные и дисконтные ценные бумаги, деривативы

c) процентные и валютные сделки, деривативы

d) дисконтные и валютные сделки, деривативы

e) процентные и дисконтные сделки.

2. Соглашение о покупке финансового инструмента с обязательством продать его на определенную дату в будущем по согласованной цене:

a) соглашение об обратной покупке

b) соглашение о будущей процентной ставке

c) обратное соглашение о процентной ставке

d) обратное соглашение о выкупе

e) соглашение о процентном фьючерсе

3. Какой финансовый инструмент не относится к деривативам мирового денежного рынка?

a) процентный опцион

b) процентный фьючерс

c) процентный своп

d) процентный спот

e) свопцион

4. LIBOR – это ставка:

a) парижского межбанковского рынка депозитов

b) американского межбанковского рынка

c) казахстанского рынка

d) лондонского межбанковского рынка

e) японского межбанковского рынка

5. К инструментам мирового кредитного рынка относят:

a) казначейский вексель

b) фондовый варрант

c) товарный вексель

d) депозитарную расписку

e) депозитный сертификат

6. Тратта – это:

a) простой вексель

b) переводной вексель

c) именной вексель

d) вексель на предъявителя

e) коммерческая бумага

7. Ценная бумага, свидетельствующая о наличие депозита в банке или другом финансовом институте с фиксированной ставкой и сроком – это:

a) депозит до востребования

b) депозитный сертификат

c) депозитный контракт

d) депозитное соглашение

e) депозитное обязательство

8. Краткосрочный необеспеченный вексель – это:

a) простой вексель

b) переводной вексель

c) коммерческая бумага

d) именной вексель

e) казначейский вексель

9. Структура мирового кредитного рынка включает:

a) рынок краткосрочных и долгосрочных обязательств

b) рынок долговых ценных бумаг и рынок банковских кредитов

c) денежный рынок и депозитный рынок

d) депозитный рынок и кредитный рынок

e) денежный рынок и кредитный рынок

10. Условное денежное обязательство банка покупателя в пользу банка продавца – это:

b) вексель

c) аккредитив

d) платежное поручение

e) платежная карточка

Литература

1. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.

2. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.

3. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2003. – с.356-357.

4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

5. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

6. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

7. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / К.В.Рудый - Мн.: БГЭУ, 2003 – 123с.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КЛУБАМИ КРЕДИТОРОВ: ПАРИЖСКИМ И ЛОНДОНСКИМ

Введение

1.1. Основные принципы работы Парижского клуба

1.2. Основные принципы работы Лондонского клуба

Глава 2. Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов

2.1. Взаимоотношения России с Парижским клубом кредиторов

2.2. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов

Заключение

Список использованной литературы

парижский лондонский клуб кредитор

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.

Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:

Выдача кредитов развивающимся странам

Реструктуризация уже имеющейся задолженности.

Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:

1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

2. Проведение должником определенной экономической политики.

3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно нс только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

1. Индивидуальный подход к каждой стране-должнику.

2. Обусловленность пересмотра погашения долга.

3. Равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.

4. Отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур по пересмотру долга.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

Целью курсовой работы является изучение деятельности международных клубов кредиторов, а также становления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

·рассмотеть основные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;

·исследовать историю и преспективы взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Предметом исследования курсовой работы являются международные кредитные отношения. Объект исследования – развитие взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Глава 1. Характеристика деятельности международных клубов кредиторов

1.1 Основные принципы работы Парижского клуба

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы .

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются и вопросы погашения долгов и России как кредитору, а также самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами .

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет .

Хьюстонские условия: До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

Было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).



Просмотров