Отвлеченные имена существительные. Тайна имени существительного: конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные

Любовь, ненависть, восхищение, дружба, ревность… "Это чувства", - скажете вы и будете абсолютно правы. Но есть ещё кое-что: все эти слова обозначают состояния, понятия, до которых невозможно дотянуться, дотронуться и которые нельзя посчитать. Иными словами, это абстрактные (или отвлечённые) существительные.

И последнее - вещественные существительные, которые обозначают вещества, однородные по составу, по массе, и даже если делятся на части, сохраняют свойства целого. Обычно их невозможно посчитать. Только измерить. Например: говядина, вода, тесто, сметана и другие. Соответственно, они не изменяются по числам, не употребляются с количественными числительными.

Языковой уровень

Продолжаем рассуждения о роли абстрактных существительных в языке, в отражении действительности. Многие учёные-лингвисты полагают, что четыре вышеперечисленных разряда имён существительных - это, по сути, четыре уровня отражения реальности в языке: языковой, философский, естественнонаучный и когнитивный. На каждом из них только один разряд представляется исключительным и противопоставляется трём остальным.

К примеру, о уже было сказано выше. В этой плоскости конкретные существительные противопоставлены абстрактным, вещественным и собирательным, поскольку только они называют исчисляемые предметы и свободно употребляются как в единственном, так и во множественном числе. Остальные - неисчисляемые объекты.

Но так как данная статья описывает абстрактное существительное, то обратимся к философскому уровню отражения действительности, так как именно здесь начинается его безраздельное царствование.

Философия

На философском уровне отражения действительности все существующие объекты делятся на идеальные и материальные. Соответственно, абстрактное существительное, которое называет идеальные, отвлеченные объекты, стоит на противоположной стороне от имен конкретных, вещественных и собирательных. Ведь эта троица обозначает в основной своей массе нечто материальное и чувственно воспринимаемое.

Следовательно, абстрактные существительные (примеры следуют далее) - уникальный разряд, исключительность которого состоит в том, что только он даёт имя таким нематериальным субстанциям, как: 1) отвлечённое свойство, признак предмета (лёгкость полёта, бега, бытия, сумки); 2) отвлечённое поведение, действие, деятельность (приобретение отца, педагога, учёного; приобретение дома, книги, недвижимости); 3) отвлечённое настроение, чувство, состояние, появляющиеся в разных ситуациях (ненависть к врагу, к миру, к другу; застой в отношениях, в стране, в работе); 4) нечто умозрительное, духовное, которое существует лишь в сознании человека и его невозможно представить наглядно (беспринципность, справедливость, духовность).

Обозначают живые предметы {кошка, тигр) и неживые {мел, рис, золото).

Грамматические характеристики этого ЛГР различны. Личные имена существительные, поскольку называют человека, имеют только 2 рода (м.р. и ж.р.): столяр, отличница, испанка. Исключение: дитя, лицо, чадо (ср.р.) В неличных именах существительных выделяется 3 рода: конь, мел (м.р.), река, любовь (ж.р.), окно, движение (ср.р.).

Личные и неличные существительные не составляют замкнутых рядов. Есть небольшая группа слов, которые в зависимости от контекста могут относится к личным или неличным существительным: мешок, пень, тип, тюфяк и др. (Вместо берёзы торчал пень (неличн.). Ну ты и пень (личн.).).

Конкретные имена существительные.

Называют конкретные предметы, факты, живые существа. Составляют основу имен существительных. Отличительные : свободно сочетаются с количественными числительными, т. е. подвергаются счету: 1 доска, 5 девочек; имеют числовую корреляцию (студент – студенты, весна – весны). Все эти признаки для абстрактных, собирательных и вещественных существительных не характерны. Словообразовательных примет конкретные существительные не имеют.

Абстрактные (отвлеченные) имена существительные.

Называют абстрактные понятия (качество, свойство, действие, состояние): белизна, легкость, героизм, достижение, боль; а также называют различные течения и направления, научные дисциплины: акмеизм, марксизм, языкознание, литературоведение, реализм.

Отличительные черты: не подвергаются счету (нельзя сказать: 3 легкости, 2 литературоведения), употребляются в единственном числе.

Образуются при помощи суффиксов - ость/ - есть (гордость, свежесть), - к (а) (ковка, уборка), - ев(а) (синева), - ин(а) (глубина, вышина), - от(а) (краснота, доброта), - изн(а) (новизна, белизна),

Ø(высь, ширь), -ств(о) (упорство, бегство), - ениj (разоружение), -ниj (старание), - иj (усердие), - ациj (агитация) , - изм (структурализм) , - б(а) (косьба, стрельба ).

Абстрактные существительные могут быть и немотивированными: гул, горе, тоска, быт, лень, уют и др.

Иногда абстрактные имена существительные могут употребляться в форме множественного числа: беды, муки, красоты, страсти. При этом у них изменяется семантика: стирается идея отвлеченности, происходит конкретизация проявления качеств, свойств, действий, состояний. Абстрактные имена существительные переходят в разряд конкретных имен существительных.

Собирательные имена существительные.

Обозначают совокупность однородных предметов как неделимое целое: листва, обувь.

Отличительные черты: не сочетаются с количественными числительными; имеют только формы единственного числа; могут сочетаться с неопределенно-количественными словами (много, мало), дробными числительными, а также со словами, обозначающими соотношение части и целого: много бедноты, мало хвои, ½ ботвы, уйма мелочи, вся родня.

Словообразовательные приметы: образуются с помощью особых суффиксов – ур(а) (профессура) , - ств(о) / - еств(о) (купечество, студенчество), - Ø (дичь ), - j – (тряпьё, офицерьё), - н(я) (родня), - от(а) (беднота), - ник (ельник), - няк (ивняк).

Все собирательные существительные делятся на 2 группы: непроизводные (посуда, хлам, мебель ), в которых значение собирательности выражено лексически, и производные (детвора, орешник), в которых значение собирательности выражено с помощью суффиксов.

От собирательных существительных следует отличать слова, которые, хоть и обозначают совокупность предметов, но не обладают грамматическими характеристиками собирательных существительных; они сочетаются с количественными числительными и имеют числовую корреляцию: народ, труппа, полк и др.

Здравствуйте, уважаемые ученики Аргемоны! Добрались и до этой лекции? Рада вас всех видеть!

Сегодня тема нашего урока, возможно, для некоторых окажется достаточно сложной, потому что про собственные и нарицательные имена существительные все часто слышат, а вот про те, о которых мы будем говорить сегодня, слышат очень редко и, в конце концов, про них забывают. А ведь магия использования конкретных слов напрямую зависит от имеющихся знаний об этих словах. Поэтому давайте запасёмся терпением и приступим к совместному изучению имён существительных конкретных, отвлечённых, собирательных, вещественных. На самом деле тема не такая уж и сложная.

Конкретными именами существительными являются такие, которые могут сочетаться с количественными (собирательными) и порядковыми числительными. Надеюсь, все помнят, что это такое? Количественные числительные - это количество предметов: один, два, двести, сотня и т.д. Собирательные - двое, трое... Порядковые - первый, второй... Поэтому конкретными именами существительными являются названия предметов (лист, дерево, стол), конкретных действий (прыжок, полет), факты и явления действительности (урок, поединок). В большинстве своём эти существительные имеют формы обоих чисел. Исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы.

Отвлечённые (абстрактные) существительные - это названия отвлечённых понятий - свойств, качеств, действий, состояний: ум, радость, мудрость, сострадание.Такие существительные, как правило, не образуют формы множественного числа и не могут сочетаться с количественными числительными. Однако некоторые из них обладают способностью сочетаться с неопределённо-количественными словами: много радости, мало мудрости, немного счастья.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных в каком-то отношении лиц (молодёжь), предметов (мебель), животных (молодняк), насекомых (мошкара), растений (листва, малинник) и т.п., представленных как единое целое. Употребляются они только в форме единственного числа и не могут сочетаться с количественными числительными, но возможно их употребление с неопределённо-количественными словами (мало листвы) и с дробными числительными (одна треть молодёжи).

Не являются собирательными похожие на них по семантике существительные типа "полк", "стая", "роща", "груда".

Задание 1. Какими существительными являются "полк", "стая", "роща", "груда"? Докажите это.

На признак собирательности указывают суффиксы: -j- (бельё), -ств- (богатство), -ник- (ельник), -няк- (березняк), -ур- (профессура), -итет- (генералитет), -в- (листва), -н- (родня), -от- (беднота), -ёжь (молодёжь).

Вещественные существительные включают наименования однородных по составу веществ: пищевых продуктов (мука), материалов (цемент, ситец), полезных ископаемых (уголь, золото), химических элементов (уран), лекарств (аспирин), растений (пшеница, картофель), ягод (малина) и других однородных делимых масс.
Они могут употребляться либо в форме единственного числа (вода, капуста), либо в форме множественного (чернила, макароны, духи).
Не могут сочетаться с количественными числительными, но зато могут сочетаться со словами, обозначающими меру количества: литр воды, грамм золота, грядка капусты, пачка макарон, флакон духов.
При изменении лексического значения вещественные существительные могут иметь форму множественного числа. Например, минеральные воды (подразумевается, разные виды воды), пески, снега (занимаемое пространство).

Задание 2. Чтобы понять, насколько вы разобрались с этими существительными, приведите по 3 примера к каждому виду. Составьте с ними предложения, проиллюстрировав применение полученных знаний.

А теперь давайте попробуем разобраться с магией этих существительных. Вот вам текст:

Шлем, да панцирь, да седло, бинт, бальзам, примочка.
Есть такое ремесло - рыцарь одиночка.
Путешествуй там да сям, выручай кого-то.
И всё время действуй сам - вот и вся работа.

Право, если рассудить, - это сумасбродство.
Плетью обух колотить - что за донкихотство?
Смертным потом изойдёшь - никакого толка.
Только сгинешь ни за грош - вот и вся недолга.

Задание 3. Найдите в этом тексте существительные и определите, какие они. Какую роль в тексте играют конкретные существительные? Какие строчки напоминают фразеологизмы? Какие?

А вот еще один текст:

Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковёр; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушёных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряженный вол, лениво лежащий возле него, - всё это для меня имеет неизъяснимую прелесть...

А теперь задание по этому тексту. Оно будет большим.

Задание 4. Выберите из текста существительные и укажите те, которые помогают нарисовать картину. К какому разряду они относятся?
Затем выпишите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова их роль в тексте?
Найдите метафоры и сравнения. Какой частью речи они создаются?
А теперь укажите существительные, которые раскрашивают картину. Помните, что существительные могут явно называть цвет, а могут просто ассоциироваться с ним.

Ну и напоследок вот такая мысль, завершающая нашу тему:

"Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке: ведь ничего этого отдельно не существует".

Задание 5. О какой категории существительного тут говорится? Согласны вы с этим? Немного ваших размышлений по этому поводу.

Особый стилистический интерес представляет использование писателями отвлеченных существительных для усиления действенности речи.

Психология творчества различает два типа мышления: наглядное и теоретическое. Первый характеризуется возникновением в сознании человека представлений, отражающих действительность в единичных понятиях, получающих выражение в конкретных наименованиях предметов реальной действительности; второй состоит в создании абстрактных понятий, закрепленных в существительных отвлеченного значения, не получающих отражения в конкретных образах. Отвлеченное мышление свойственно прежде всего ученым, оно проявляется в абстрактизации различных языковых средств в научном изложении, в частности в предпочтении отвлеченных существительных конкретным, а также в том, что конкретные слова в научных текстах обычно употребляются в отвлеченном значении . Однако в научном стиле вокруг существительных не возникает экспрессивного ореола, так как они выполняют лишь информативную функцию.

Принципиальное отличие стилистического использования отвлеченных существительных в художественной речи состоит в активизации их выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительные могут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функция порой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологических средств.

Русские писатели всегда придавали важное значение освоению отвлеченной лексики в художественной речи. Отвлеченные существительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами - для отражения духовного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетических категорий. Например, у А. С. Пушкина: Но я не создан для блаженства ...; И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы , и любовь.

Поэты второй половины XIX в. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическое звучание. Так, у Н. А. Некрасова часто употребляются слова: свобода , вера , святыня , скорбь , нищета, отчаянье , борьба, насилие. Чтобы усилить экспрессию отвлеченных существительных, получающих в контексте политическую окраску, поэт использовал особый графический прием - писал их с прописной буквы: Чрез бездны темные Насилия и Зла , Труда и Голода она меня вела ... [о музе].

У классиков русской прозы отвлеченные существительные были средством изображения богатой духовной жизни героев. Много слов этого лексико-грамматического разряда ввел в художественную речь М. Ю. Лермонтов, который искусно уточнял их значение выразительными эпитетами: Холодная злость овладела мною; безмерное отчаянье, неистовая храбрость, глубокое презрение, сладкие заблуждения, необъяснимое наслаждение.

В наследии каждого большого русского писателя можно указать характерные для его стиля, имеющие глубокое философское и эстетическое значение отвлеченные существительные, нередко введенные в употребление этим же художником: у Гончарова - обломовщина, у Тургенева - нигилизм, у Чернышевского - эмансипация, патриотизм.

В наше время отвлеченные существительные воспринимаются в большинстве своем как стилистически нейтральные, однако нередко они все же сохраняют экспрессивные оттенки, с которыми связано представление о литературности, возвышенном способе выражения, и поэтому сфера их стилистического использования - размышления, философские искания героев. Составляя значительную часть «интеллигентского словаря», отвлеченные существительные привлекаются для речевой характеристики героев-интеллектуалов:

Он [Сергей] искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим... Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием, и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду...

(Ю. Трифонов.)

Важно подчеркнуть и такую особенность функционирования отвлеченных существительных в художественном тексте: в речи они часто получают конкретное значение: «Первые радости» (Фед.); «Долгое прощание » (Триф.); Смерть как будто заигрывала с казаком ; ...Расплескал злобу в драке с Петром (Шол.); ...Жизнь бушевала в нем. Она шумела в крови, как майская гроза в кустах весеннего сада ; Здоровье вытекало по каплям, как сок из подрубленной березы (Лавр.). При этом абстрактная семантика отвлеченных существительных преобразуется в результате метафорического переосмысления, расширения границ лексической сочетаемости, обновления их значения. В этом проявляется важнейшая черта художественной речи - предметно-образная конкретизация описываемого.

В экспрессивной функции отвлеченные существительные выступают и в публицистическом стиле современного русского языка, пополняя состав общественно-политической лексики, обладающей оценочными значениями: активность, атмосфера, борьба, дружба, кампания, клевета, мир, общественность, оплот, политика, потенциал, сотрудничество, старт, тактика, эскалация и др. Такие отвлеченные существительные играют ведущую роль в составе строевой лексики газеты: отличаясь особой широтой семантики, они характеризуют разнообразные обстоятельства, события, явления, сопровождая их резкой оценкой .

  • См.: Кожина М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966. - С. 162. По данным этого исследования,отвлеченные существительные в научном стиле составляют 65,6 % против 34,4 % конкретных, а в художественной речи картина прямо противоположная: отвлеченных существительных 35,9 %, конкретных 64,1 %.
  • См.: Солганик Г. Я. Лексика газеты: Функциональный аспект. - М., 1981. - С. 64 и сл.

Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Главные признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение - это значение предмета, другими словами всего того, о чём есть возможность сказать: это кто? либо это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а конкретно:

1) наименования определенных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книжка, порт-фель, кровать, лампа);

2) наименования живых созданий (чело-век, инженер, девочка, парень, олень, комар);

3) наименования разных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) наименования разных явлений природы и публичной жизни (буря, мороз, дождь, праздничек, война);

5) наименования отвлечённых параметров и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) наименования отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, однако не меняются по родам: океан, река, море ; см. Как найти род имени существительного?;

2) меняются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;

3) меняются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в российском языке?

Изменение по падежам и числам именуется склонением . См. Как найти склонение имён существительных?

Исходная форма существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные в большинстве случаев выступают как подлежащие либо дополнения, однако могут быть какими угодно другими членами предложения:

Книжка делает человека владельцем вселенной (П. Павленко) - подлежащее ;
Вся жизнь населения земли оседала в книжке (А. Герцен) - дополнение ;
Книжка - хранилище познаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение ;
Над седоватый равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - событие места ;
Не забудет народ-фаворит беззаветных героев собственных (В. Лебедев-Кумач) - приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли воззвания (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

3. По нраву лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные - это существительные, которые именуют класс однородных предметов: стол, мальчишка, птица, весна ;
  • собственные существительные - это существительные, которые именуют единичные (личные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, наименования городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические наименования), наименования книжек, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, наименования кораблей, поездов, разных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Наша родина, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .
  • Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

    1) Имена собственные могут состоять из 1-го слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) либо из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

    3) Наименования (заглавия) книжек, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, не считая того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

    4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не смешиваются с именами числительными (не считая случаев обозначения различных предметов и лиц, называющихся идиентично: У нас в классе две Ирины и три Оли ). Город Набережные Челны.

    5) Собственные существительные могут перебегать в нарицательные, а нарицательные - в собственные, к примеру: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (неспешный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

    4. По значению имена существительные делятся на четыре главных разряда:

  • определенные - это существительные, которые именуют определенные предметы живой и неживой природы (меняются по числам, смешиваются с количественными числительными). К примеру: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные - это существительные, которые именуют разные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного либо множественного; не смешиваются в количественными числительными; смешиваются со словами много, не достаточно , а также с разными единицами измерения). К примеру: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , однако есть возможность: много воздуха, не достаточно воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязищи , однако есть возможность: много грязищи, не достаточно грязищи; два килограмма грязищи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 чернил , однако есть возможность: много чернил, не достаточно чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 опилок , однако есть возможность: много опилок, не достаточно опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) - это существительные, которые именуют абстрактные явления, воспринимаемые на уровне мыслей (имеют только единственное либо только множественное число, не смешиваются с количественными числительными). К примеру: сочувствие (нет множественного числа; нельзя сказать: два соболезнования ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 морок );
  • собирательные - это существительные, которые именуют огромное количество схожих предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не смешиваются с количественными числительными). К примеру: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные - это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные именуют один экземпляр тех предметов, из которых состоит огромное количество. К примеру: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, трава - соломина .
  • 5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые именуют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мама, соловей, кошка, муха, червь ;
  • неодушевлённые существительные, которые именуют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, хохот, снег, окно .
  • Примечание . Время от времени бывает тяжело разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

    1) Одушевлёнными приемущественно являются существительные мужского и дамского родов. Одушевлённых существительных среднего рода сильно мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
  • Ср.: мама - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
  • Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), тут есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камешки (мн.ч. В.п.), тут есть камешки (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), тут есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. К примеру, существительное полк обозначает совокупа людей, однако это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - тут есть полк ). То же самое есть возможность следить на примере существительного микроорганизм. Исходя из убеждений биологии, это часть живой природы, однако существительное микроорганизм неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроорганизм - тут есть микроорганизм ). Существительные покойник и труп являются синонимами, однако существительное покойник является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу покойника - нет покойника ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - тут есть труп ).

    Дополнительно:

  • Как найти род имени существительного?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Как найти род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ (слова класса тюль, мозоль)?
  • Как найти род составных существительных (слова класса торт-мороженое, кресло-кровать)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих людей (слова класса идальго, леди)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования обуви (тапка либо тапок, кед либо кеда)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих животных (слова класса кенгуру, шимпанзе)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования парных предметов (рельс либо рельса, гольф либо гольфа)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, обозначающих профессии и род занятий (слова класса атташе, портье)?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Род имён существительных»?
  • Сколько типов склонения существительных в российском языке?
  • Где отыскать эталоны склонения существительных?
  • Как склоняются существительные 2-го склонения?
  • Как склоняются существительные 3-го склонения?
  • Как склоняются существительные 1-го склонения?
  • Где отыскать эталон склонения разносклоняемых существительных?
  • Где отыскать эталон склонения субстантивированных существительных?
  • Где отыскать таблицу типов склонения существительных российского языка?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Особенности склонения существительных»?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • licey.net - Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс российского языка (§ 3.2.1 «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»).
  • Дополнительные источники:

  • ru.wikipedia.org - статья «Имя существительное в российском языке»;
  • gramota.ru - подробнее об особенностях одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • rusgram.narod.ru - о различиях меж своими именами и своими наименованиями (§ 1124-1125), подробнее о разграничении одушевлённых и неодушевлённых существительных (§ 1129-1131);
  • studysphere.ru - короткое изложение темы «Имя существительное»;
  • lik-bez.com - тест по теме «Имя существительное»;
  • licey.net - упражнения к теме «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных».


  • Просмотров