Отсутствие военнослужащего в отпуске больше двух лет. Принудительный отпуск

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, согласно статье 11 пункта 5 ФЗ РФ “О статусе военнослужащего” и статьи 29 Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. “Вопросы прохождения военной службы” , ежегодно предоставляется основной отпуск. Основанием служит приказ командира воинской части. По просьбе военнослужащего основной отпуск может быть предоставлен по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается:

а) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет , - 30 суток;

б) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет от 10 до 15 лет , - 35 суток;

в) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет от 15 до 20 лет , - 40 суток;

г) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более , - 45 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.

В таком же порядке исчисляется продолжительность основного отпуска военнослужащего при досрочном (до истечения срока контракта) увольнении , если отпуск не использован ранее в соответствии с планом отпусков.

Продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются ) следующим категориям военнослужащих , проходящих военную службу по контракту, в соответствии с нормами:

а) ветеранам боевых действий на территориях других государств - на 15 суток;

б) военнослужащим, проходящим военную службу:

в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями, - на 15 суток;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - на 10 суток;

в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, - на 5 суток;

в) военнослужащим, находящимся на воинских должностях (должностях), исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, - на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется, и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска - 60 суток.

Вместо увеличения продолжительности основного отпуска или его части по желанию военнослужащего ему может предоставляться до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчета одни сутки отдыха за каждые сутки установленного настоящим Положением увеличения отпуска.

Учет предоставления дополнительных суток отдыха ведется отдельно в журнале в порядке согласно приложению N 2 к положению о порядке прохождения военной службы.

Общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск следующей продолжительности:

а) на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат и матросов, - 20 суток;

б) на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания сержантов и старшин, - 30 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказания на срок до пяти суток в порядке, определяемом общевоинскими уставами.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается в соответствии с нормами, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящей статьи (абзац дополнительно включен с 1 января 2000 Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2000 года N 1175).

Военнослужащим, окончившим военно-учебное заведение , основной отпуск предоставляется по окончании указанного учебного заведения.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям , то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.

Отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, отпуска предоставляются в соответствии с планом, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Основной отпуск предоставляется по желанию в удобное для них время следующим категориям военнослужащих:

а) ветеранам Великой Отечественной войны;

б) ветеранам боевых действий на территориях других государств;

в) военнослужащим, имеющим такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лицам, приравненным к данной категории граждан;

г) военнослужащим, имеющим ребенка-инвалида до 16 лет;

д) одиноким военнослужащим, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;

е) военнослужащим, награжденным знаком "Почетный донор России";

ж) военнослужащим, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет.

По просьбе военнослужащего и с согласия командира воинской части предоставление военнослужащему основного и дополнительных отпусков допускается последовательно, без разрыва между ними.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам , основной отпуск предоставляется с учетом желания военнослужащих.

В случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему , проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска , указанные отпуска предоставляются при увольнении с военной службы с исключением его из списков воинской части в день окончания последнего из отпусков, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.

Военнослужащему, проходящему военную службу за пределами территорий Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств, разрешается объединять основные отпуска, но не более чем за два года. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 суток за год, исключая время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Отпуска, не использованные военнослужащим в период его пребывания за границей , предоставляются ему в течение года после возвращения в Российскую Федерацию.

Предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Военнослужащим-супругам , проходящим военную службу по контракту, основной отпуск по их желанию предоставляется одновременно.

Военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска , кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.

В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, матери, отца, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий или которого он воспитывает), а также пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника военнослужащего, находящегося в отпуске (кроме отпуска по личным обстоятельствам), военный комендант гарнизона (военный комиссар), на территории которого военнослужащий находится в отпуске, имеет право предоставить этому военнослужащему (по его желанию) отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток с увеличением времени , необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. О предоставленном отпуске военный комендант гарнизона (военный комиссар) немедленно извещает командира воинской части, в которой проходит военную службу указанный военнослужащий. При этом отпуск продлевается на количество суток предоставленного ему отпуска по личным обстоятельствам.

Хотя гражданский разум может ущемлять гражданские права,
однако естественные права он (ущемлять) не может

Гай, римский юрист, II век н. э.

Свобода личности в государстве невозможна без свободного труда, а свободный труд невозможен без права на отдых - естественного права и естественной потребности трудящегося человека.

Конституция Российской Федерации (ч. 5 ст. 37) закрепляет право каждого на отдых, однако указывает на предоставление права на оплачиваемый отпуск только лицам, работающим по трудовому договору. Видимо, поэтому авторы комментариев к Конституции Российской Федерации поясняют реализацию этого права на статьях Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) применительно для работников, оставляя в стороне реализацию этого права для военнослужащих. Так, например, во многих комментариях к Конституции Российской Федерации авторы указывают, что только заключив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых*(1).

Ниже попробуем осветить некоторые вопросы предоставления основного (ежегодного) отпуска военнослужащим.

Целью отдыха военнослужащих являются охрана и укрепление их здоровья, создание условий службы, ограничивающих воздействие опасных факторов военной службы, способных причинить вред как военнослужащему, так и окружающей среде.

Отдых для военнослужащего - необходимое средство сохранения жизни и здоровья в интересах военной службы*(2).

При этом, Н.А. Новиков под субъективным правом на отдых военнослужащих понимает материально обусловленную, реально существующую, гарантированную государством, закрепленную Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами возможность лица обладать и пользоваться всеми предусмотренными благами в сфере отдыха, а также возможность определять меру своего поведения при выборе объема, формы и вида реализации данного права и требовать от государства защиты в случае его нарушения*(3).

Несмотря на важность института права военнослужащих на отдых, практическая реализация этого права часто встречает затруднения. По опыту автора в жизни имеют место случаи непредоставления военнослужащим основного отпуска либо предоставления основного отпуска в неполном объеме.

Обычно в таких случаях указанный военнослужащий рассчитывает уйти в отпуск за прошлый год (или годы) позже, но это ему также не всегда удается. Такое положение негативно сказывается на качестве выполнения военнослужащим служебных обязанностей, вызывает споры, в том числе и судебные, напряженность в воинских коллективах, чувство неудовлетворенности своей службой, а также физическую и моральную усталость военнослужащих, которые не в полной мере реализуют свое право на отдых.

Поводом для написания настоящей статьи послужила правовая неопределенность в данном вопросе и складывающаяся судебная практика, с которой автор не согласен.
Так, например, 11 января 2008 г. гарнизонный военный суд своим решением отказал подполковнику запаса Г. в удовлетворении его требования о возложении на командира воинской части обязанности по предоставлению части неиспользованных основных отпусков за 2003, 2004, 2005 и 2006 гг. в связи с пропуском им без уважительной причины предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока обращения с заявлением в суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в своем определении от 14 февраля 2008 г. N КГ-194 указала следующее:
"…По смыслу пп. 1.11 и 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы*(4) время предоставления основных отпусков Г. за 2003, 2004, 2005 и 2006 годы ограничено первыми кварталами соответственно 2004, 2005, 2006 и 2007 годов, а его предоставление - наличием причин, предусмотренных Положением.

В соответствии со ст. 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, о том, что командир воинской части не предоставил ему основного отпуска за 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, Г. стало известно в момент окончания первого квартала 2004, 2005, 2006 и 2007 года. С заявлением же об оспаривании этих действий заявитель обратился в суд лишь 23 ноября 2007 года. Каких-либо данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением об оспаривании вышеприведенных действий командования, Г. не представлено".

В итоге решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении требований Г. о предоставлении ему части неиспользованных отпусков судом второй инстанции оставлено без изменения.

Подобная же судебная практика складывается и в других судах. Так, в кассационном определении Дальневосточного окружного военного суда от 3 июня 2004 г. по делу И. указано:
"Суд первой инстанции пришел к неверному выводу, что законодательство не содержит ограничений для использования военнослужащими права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Применительно к данному делу такие ограничения установлены к срокам использования отпуска.

Часть 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право на оплачиваемый отпуск каждый год. Об этом же указывается и в ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В п. 11 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы также говорится о предоставлении военнослужащим отпусков в течение года.
В исключительных случаях, согласно п. 14 ст. 29 того же Положения, допускается возможность предоставления военнослужащим отпусков за истекший год в первом квартале следующего года.

Возможность предоставления отпуска военнослужащим в еще более поздние сроки законодательством не предусмотрена".
Схожую правовую позицию можно обнаружить в Обзоре кассационно-надзорной практики военных судов ЛенВО по гражданским делам за второе полугодие 2002 г.*(5), где указано, что предоставление всех видов отпусков ограничено первым кварталом следующего года.
Теперь проанализируем нормативные акты по данному вопросу.
Согласно ст. 24 Всеобщей декларации прав человека*(6) каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на оплачиваемый периодический отпуск . Нормы указанной Декларации носят рекомендательный характер для государств, но на ее основе был принят ряд международных договоров, в том числе и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах*(7), п. "d" ст. 7 которого также гарантируется право каждого на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск. Это право подтверждено также и в Конвенции Международной организации труда N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках (Женева, 24 июня 1936 г.), ратифицированной СССР 10 августа 1956 г. Закрепление права на отдых в международных актах свидетельствует о том, что оно относится к естественным и неотъемлемым правам человека.

Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 17 дает одну из фундаментальных характеристик признания и гарантирования основных прав и свобод граждан в качестве конституционных: основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В данном случае выделяется категория основных прав и свобод человека, т.е. таких социальных возможностей личности, без которых невозможны существование и достойная жизнь человека. Поэтому к числу основных прав и свобод человека могут быть отнесены не только права на жизнь, на неприкосновенность, на свободу убеждений, но и такие, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу всех видов творчества и преподавания, что связано как с защитной функцией государства, так и с его социальной политикой и практикой, вытекающими из правового и социального характера демократического государства. Человек не может быть лишен основных, фундаментальных прав и свобод в зависимости от воли государства. Здесь приоритет принадлежит самим основным правам и свободам человека, а не воле государства*(8).

Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 37 провозглашает право каждого на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

ТК РФ в ст. 107 определяет отпуск как один из видов времени отдыха. В свою очередь, время отдыха определяется ТК РФ как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106).

Право на труд реализуется военнослужащим посредством прохождения военной службы (ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Автор согласен с мнением доктора юридических наук В.М. Корякина о том, что указанные положения трудового законодательства в полной мере распространяются на военнослужащих, с учетом ряда особенностей, обусловленных их статусом. Реализация конституционного права военнослужащих на отдых является одной из важных задач государственной военно-социальной политики*(9).
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно, т.е. именно в календарном году, предоставляется основной отпуск.

Более подробно регламентирует порядок предоставления основного отпуска ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы. Во-первых, она уточняет, что отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части (п. 1). Во-вторых, согласно п. 11 упомянутой статьи отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков. В-третьих, в случае когда основной отпуск за истекший год не был предоставлен военнослужащему в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 14). В-четвертых, отпуска, не использованные военнослужащим в период его пребывания за границей, предоставляются ему в течение года после возвращения в Российскую Федерацию (п. 15). И в-пятых, предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности (п. 16).

В соответствии со ст.ст. 94 и 97 УВС ВС РФ в каждой воинской части начальником штаба разрабатывается, а командиром воинской части утверждается график отпусков военнослужащих.

В гл. 6 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации*(10) "Порядок предоставления военнослужащим отдельных видов отпусков и учета служебного времени и времени отдыха" о сроках предоставления основного отпуска ничего не говорится.

Таким образом, нормативным актом, наиболее подробно регламентирующим порядок предоставления основного отпуска военнослужащему, является Положение о порядке прохождения военной службы (ст. 29). Как видно, по общему правилу основной отпуск за соответствующий год должен быть предоставлен военнослужащему в этом календарном году (ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих") либо в первом квартале будущего года (ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы), как правило, согласно графику отпусков.

Однако это правило соблюдается далеко не всегда. Причины здесь могут быть самые различные - замещение отсутствующего начальника или подготовка к учениям, отсутствие билетов к месту проведения отпуска или необходимость несения службы в нарядах и т.д. Кроме того, в отличие от норм ТК РФ, согласно которым график отпусков является обязательным как для работника, так и для работодателя (ст. 123 ТК Российской Федерации), положения военного законодательства такой нормы не содержат*(11). Соответственно даже при наличии утвержденного графика отпусков командир воинской части вправе внести в него изменения и не издать приказ об убытии военнослужащего в отпуск согласно утвержденному им же ранее графику. Предполагается, что в этом случае отпуск будет предоставлен военнослужащему позже.

Ни в одном из приведенных выше нормативных правовых актов не сказано про рапорт военнослужащего о предоставлении ему отпуска. Следовательно, этот служебный документ не является обязательным, его наличие или отсутствие не влияет на обязанность командования предоставить отпуск подчиненному. И в конечном счете право на отдых военнослужащего не носит заявительного характера.
В любом случае в практике имеют место случаи непредоставления либо неполного предоставления военнослужащему основного отпуска ни в календарном году, ни в первом квартале следующего года.
В описанной ситуации возникает вопрос о возможности и законности предоставления неиспользованного военнослужащим основного отпуска или его части в будущем. Или за пределами первого квартала следующего за календарным года неиспользованный отпуск (или его часть) военнослужащему "прощается"?

Для ответа на вопрос о возможности предоставления основного отпуска позже первого квартала следующего года необходимо проанализировать ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы на предмет выявления в данных нормативных актах запрета на такое предоставление.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В механизме реализации норм законодательства важную роль играет их толкование, обеспечивающее правильное воплощение заложенных в них принципов и норм в общественную практику. Деятельность всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан должна соответствовать законодательству Российской Федерации. Поэтому при разработке правового акта он должен быть проверен на соответствие нормативным актам более высокого уровня, а также правилам русского языка, а формулировка излагаемых в нем положений, в том числе об ограничениях прав человека и гражданина, должна быть ясной и однозначной.

Буквальное толкование ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, по мнению автора, позволяет сделать вывод о том, что запрета на реализацию своевременно не предоставленного права на отпуск в нем не содержится. Нет в законодательстве норм, например, указывающих: "Основной отпуск может быть предоставлен военнослужащему только в календарном году или в первом квартале следующего года" или "Военнослужащий, не использовавший основной отпуск в календарном году и в первом квартале следующего года, в дальнейшем теряет право на его использование".

Статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы и не может содержать правовых норм об ограничении конституционного права на отдых уже потому, что данный нормативный акт является подзаконным, утвержденным Указом Президента Российской Федерации. А согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. даже законом можно запретить только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан или противоречат основам конституционного строя. Кроме того, автор считает, что лишение военнослужащего права на отпуск или его части не может положительно влиять на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, обороноспособности и безопасности государства.

Как пояснил представитель Президента Российской Федерации полковник юстиции А.Н. Дроздов при рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации заявления об обжаловании п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы 19 марта 2008 г.*(12), указанный пункт Положения издан в целях социальной защиты военнослужащих и устанавливает временные рамки для принятия решения командиром части по предоставлению отпуска военнослужащему по окончании оснований невозможности предоставления отпуска в текущем году.

С этими доводами согласилась Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, указав, что п. 14 ст. 29 указанного Положения предоставляет военнослужащему дополнительное время (первый квартал следующего года) на использование ежегодного отпуска и никоим образом не ограничивает его право на использование основного и (или) дополнительного отпуска. Более того, данная норма предполагает обязанность командира предоставить отпуск за истекший год военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в первом квартале следующего года.

Конституционный Суд Российской Федерации также счел п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы направленным на защиту конституционного права военнослужащих на отдых и не нарушающим прав военнослужащих*(13).
В другом деле, рассмотренном Конституционным Судом Российской Федерации, Суд указал следующее:

"В определении судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда, принятом по делу заявителя, указано, что он утратил право на использование дополнительных суток отдыха, поскольку не реализовал это право в течение тех лет, когда оно у него возникло, а не потому, что законодательство ограничивает возможность присоединения дополнительных суток отдыха к основному отпуску… Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных в связи со спором о предоставлении заявителю дополнительных суток отдыха, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится"*(14).

Обратим внимание на важную мысль, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 г., о том, что предоставление подчиненному отпуска - это обязанность командира. По мнению автора, командир обязан предоставить подчиненному отпуск в силу закона, даже если тот и не пишет соответствующий рапорт о его предоставлении.

Основной отпуск военнослужащему предоставляется на основании приказа командира воинской части, без обязательного для исполнения приказа отпуск не предоставляется. Военнослужащий сам не вправе убыть в отпуск, даже если согласно утвержденному графику время отпуска уже наступило*(15).

Что же произойдет, если эту обязанность командир не выполнит, т.е. не издаст приказ об убытии военнослужащего в основной отпуск ни в календарном году, ни в первом квартале следующего года?

Налицо нарушение прав военнослужащего на отдых. И какими бы уважительными причинами ни руководствовался командир воинской части, не отпуская подчиненного в отпуск, это не является основанием для нарушения прав военнослужащего. В описанной ситуации суд, скорее всего, вынесет решение об удовлетворении требований военнослужащего, действия (бездействие) командира будут признаны незаконными и суд обяжет его предоставить военнослужащему отпуск за прошлый год.

Однако такое положение будет лишь в случае оспаривания действий (бездействия) командира о непредоставлении отпуска либо его части только во втором квартале следующего года. При подаче заявления в суд позже шанс проиграть суд у военнослужащего резко увеличивается. Попробуем разобраться почему.

Порядок гражданского судопроизводства в военных судах определяется в основном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Следует учитывать также и статус ГПК РФ в области регулирования им процессуальных отношений: он является "первым среди равных", имеет в этих вопросах приоритет перед другими федеральными законами (ч. 1 ст. 1 ГПК РФ, ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

Производство в суде первой инстанции разделяется на приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, и особое производство (разд. 2 ГПК РФ). Но в большинстве случаев все дела, где имеется спор между сторонами, рассматриваются по правилам либо искового производства, либо производства по делам, возникающим из публичных отношений.

Заявление военнослужащего предъявляется в суд по общим правилам искового производства, но с важными особенностями, отражающими специфику защиты прав и свобод, связанных с военной службой.

Проблемам разграничения видов производств в суде первой инстанции уделялось много внимания в Обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2003 г., подготовленном Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Следует отметить, что, несмотря на то, что трактовка Военной коллегией различий в видах производств была неоднозначной, в последние годы в целом сложилось понимание того, что споры между военнослужащим и органами военного управления следует рассматривать по правилам гл. 23, 24 и 25 ГПК РФ, т.е. по правилам производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, несмотря на то, каков объект конкретного спора*(16).
Отнесение судебных споров с участием военнослужащих и их начальников к публично-правовым происходит из-за наличия между сторонами отношений власти - подчинения. Именно этим отличаются споры в военно-правовой сфере от споров в исковом производстве, которые возникают из частноправовых отношений.

Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека в 1999 г. и имплементированным затем в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2000 г. N 9, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера. Однако впоследствии Европейский суд по правам человека в постановлении от 7 июня 2007 г. по делу "Довгучиц против Российской Федерации" (Dovguchits v Russia) (2999/03) изменил существующую практику, указав примерно следующее.

Спорами о гражданских правах не являются заявления в суд государственных служащих (и военнослужащих в том числе) при выполнении двух условий. Во-первых, государство в своем внутреннем праве должно специально исключить доступ к суду должностей или категорий рассматриваемого персонала (военнослужащих). Во-вторых, исключение должно быть оправдано объективными основаниями государственного интереса. Тот факт, что заявитель относится к военнослужащим, не является решающим сам по себе.

При таких обстоятельствах, полагает Ф.А. Зайцев, требования военнослужащих, связанные с вопросами выплаты денежного довольствия и иных выплат, подпадают под действие ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(17) и тем самым являются спорами о гражданских правах. Исходя из вышесказанного, требования военнослужащих о взыскании денежного довольствия и иных выплат должны рассматриваться судами в порядке искового производства*(18).

Продолжая высказанную мысль, можно утверждать, что в порядке искового производства должны рассматриваться не только требования военнослужащих материального характера, но и требования о защите нематериальных благ (в том числе права на отдых). В подтверждение данной правовой позиции можно привести следующий аргумент: нематериальные блага (ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), к которым относится и право на отдых, защищаются в судах в порядке искового производства. Так, например исковой характер имеют споры о защите достоинства и деловой репутации, дела по заявлениям работников о нарушении их права на отдых. Поэтому, по мнению автора, исковая давность на требования военнослужащих о защите личных неимущественных прав (в том числе и права на отпуск) применяться не должна вообще.

Однако в настоящее время все дела, связанные со служебной деятельностью военнослужащих, где хотя бы частично отношения касаются властных полномочий, рассматриваются судами именно по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (гл. 23-25 ГПК РФ). Главным образом это влияет на процессуальные сроки защиты нарушенного права. Если общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ), а на требования о защите личных неимущественных прав срок исковой давности вообще не распространяется (ст. 208 ГК РФ), то срок обжалования неправомерных действий (решений) составляет всего три месяца (ст. 256 ГПК РФ). И если срок исковой давности в исковом производстве применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (ст. 199 ГК РФ), то в производстве, возникающем из публичных правоотношений, такого заявления не требуется.

В п. 24 своего постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10 февраля 2009 г. N 2 Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил следующее*(19):
"Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства".

6 февраля 2007 г. изменил Пленум Верховного Суда Российской Федерации и редакцию п. 12 своего постановления "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9, исключив из него обязательность заявления стороны о пропуске срока на обращение в суд в качестве оснований для отказа в удовлетворении требований заявления. В ранее действовавшей редакции в соответствии с принципом равноправия сторон в гражданском процессе для применения судом последствий пропуска срока обжалования действий или решений командования необходимо было заявление об этом.

В описанных в начале статьи судебных решениях по делам о предоставлении отпусков военнослужащим суды подразумевали знание военнослужащего о нарушении своего права на отпуск, причем презумировалось, что об этом военнослужащий узнал немедленно, т.е. уже 1 апреля следующего года. Предполагается, видимо, что все военнослужащие хорошо знают свои права и положения нормативных актов о прохождении военной службы. Хотя, как показывает личный опыт автора, это весьма часто не так.
При таких обстоятельствах даже при согласии военного командования с требованиями заявителя истечение трехмесячного срока оспаривания действий (бездействия) командования влечет вынесение судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований военнослужащего о предоставлении ему неиспользованного отпуска*(20).
С учетом изложенного, в настоящее время судебный способ защиты нарушенного права на отпуск для военнослужащих не является наилучшим. И не потому, что суды не замечают нарушений прав военнослужащего, а потому, что их восстановлению мешает существующий порядок рассмотрения их заявлений в суде.

Однако, кроме судебного способа защиты прав военнослужащего, существует и внесудебный, где не применяются положения ГПК РФ, в том числе и его ст. 256 о трехмесячном сроке на оспаривание.

Поэтому в случае непредоставления военнослужащему основного отпуска или его части за прошлые годы автор рекомендует обращаться с жалобами в военную прокуратуру или к вышестоящему командованию. При рассмотрении обращения факт нарушения прав военнослужащего будет установлен, а отсутствие оснований применения процессуальных сроков повлечет неизбежность восстановления прав человека.

По мнению автора, не будет являться нарушением закона предоставление военнослужащему неиспользованного своевременно отпуска в последующие годы.
ТК РФ, например, допускает перенесение основного отпуска в случае исполнения работником в период отпуска государственных обязанностей (ст. 124 ТК РФ), предоставление неиспользованного отпуска в следующем году (ст. 125 ТК РФ), а также замену части отпуска денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ) или выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении (ст. 127 ТК РФ). И хотя положения указанных статей ТК РФ на военнослужащих не распространяются, они распространяются на государственных гражданских служащих. А из принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы*(21) следует, что право на отпуск военнослужащих не подлежит ограничению в гораздо большем объеме.

Здесь хотел бы еще раз обратить внимание читателя на то, что в настоящей статье речь идет о конституционном неотчуждаемом праве человека на отдых. Командир, предоставив подчиненному неиспользованный им несколько лет назад отпуск, выполнит предписанную Конституцией Российской Федерации (ст. 2) и Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (чч. 2 и 3 ст. 3) свою обязанность по признанию, соблюдению, реализации и защите прав человека.

В настоящей статье автор проанализировал положения правовых актов о сроках реализации права военнослужащих на основной отпуск. Считаю, что сказанное можно отнести и к ситуациям, связанным с реализацией прав военнослужащих на отдых в виде дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени*(22).

Е.А. Глухов,
помощник начальника Рязанского высшего военного командного училища связи
по правовой работе - начальник юридической службы, майор юстиции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См., напр.: Конституция Российской Федерации: науч.-практ. коммент. (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева м., 2007.
*(2) Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов). М., 2008.
*(3) Новиков Н.А. Реализация права военнослужащих на отдых - обязанность каждого командира (начальника) и самого военнослужащего // Военно-правовое обозрение. 2001. N 3.
*(4) Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями).
*(5) http://www.voennoepravo.ru/node/192
*(6) Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Т. 2. М., 1996. С. 5-8.
*(7) Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII.
*(8) Конституция Российской Федерации: науч.-практ. коммент. (постатейный).
*(9) Корякин В.М. Право военнослужащих на отдых: проблемы и противоречия правового регулирования // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 1.
*(10) Утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350.
*(11) Согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих (применительно к работникам) при исполнении ими обязанностей военной службы.
*(12) Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N ВКПИ 08-14 по заявлению Б. [Электронный ресурс]. URL: www.mil.ru/files/gpu_2_2_1.doc.
*(13) Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 431-О-О и N 432-О-О (документы опубликованы не были).
*(14) Определение Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бурлакова С.В. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 3 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237" от 20 ноября 2008 N 754-О-О (документ опубликован не был).
*(15) Глухов Е.А. Проблемные вопросы предоставления основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и использования ими воинских перевозочных документов // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 12.
*(16) Воронов А.Ф. Предъявление в военный суд заявления о защите прав и свобод военнослужащего // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 3.
*(17) Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.
*(18) Зайцев Ф.А. В порядке какого производства должны рассматриваться требования военнослужащих о взыскании денежного довольствия и иных выплат // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 3.
*(19) Рос. газ. 2009. 18 февр.
*(20) Вот так, без изменений самих норм ГПК РФ, поменялись правила рассмотрения заявлений военнослужащих. По мнению автора, указанные изменения никоим образом не способствуют укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, как то провозглашает ст. 2 ГПК РФ.
*(21) Пункт 1 ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации".
*(22) Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Несмотря на то, что фактически военную службу проходят мужчины, номинально их жены также служат, ведь они преданно следуют за супругами в самый отдаленный гарнизон, обеспечивают им комфортный быт даже практически в полевых условиях и растят детей.

Именно поэтому, для компенсации всех неудобств, которые за 20 лет кочевой жизни с мужем предстоит испытать женам военнослужащих, им и положен ряд , в частности, определенный порядок использования отпуска.

Законодательное регулирование вопроса

Как правило, большинство гарнизонов расположено в отдаленных местах, что затрудняет поиск работы для женщины, учитывая, что в военной части гражданских должностей достаточно мало. Именно поэтому получение работы, да еще и по собственной квалификации, можно назвать большой удачей. Ведь супруге тоже необходимо чем-то заниматься, строить карьеру, общаться с людьми и, в конце концов, зарабатывать , который в преклонном возрасте станет гарантией на стабильное финансовое положение в виде пенсионного обеспечения.

Естественно, осуществляя трудовую деятельность и попутно обеспечивая уют своей семье, у женщины практически не остается времени на общение с мужем, который в виду специфики службы достаточно редко бывает дома, учитывая, напряженный график учений, командировок и дежурств, не говоря уже о постоянном пребывании в боевой готовности. Да и дети при таком графике редко видятся с родителями, которые посредством постоянной занятости обеспечивают им финансовую стабильность.

Именно поэтому в виду того, что семьи военных как правило, редко собираются в полном составе, законом и предусмотрена возможность использования ежегодного отпуска женщиной одновременно с мужем , в рамках ст. 11 ФЗ №76 . Кстати, указанным нормативным актом предусмотрен еще ряд льгот для жен и детей военнослужащего, которые относятся к членам его семьи, ведь стабильное семейное положение определенно гарантирует боевой дух солдата и стремление защищать как своих родных, так и государство.

При этом установлен ряд льгот для супруг военнослужащих и нормами трудового законодательства, в частности при использования в порядке ст.128 ТК РФ , не говоря уже о других преференциях, связанных с возможностью растить детей одновременно с осуществлением трудовой деятельностью.

Виды льгот и привилегий

В силу ст.123 ТК РФ на каждом предприятии до 15 декабря разрабатывается график на будущий год, в соответствии с которым сотрудники и реализуют свое право на отдых без ущерба для производственной деятельности. Соответственно, являясь штатным сотрудников компании супруга военнослужащего наряду с другими сотрудниками также включается в оговоренный документ, но вот использовать данный период она может и в другое время, так как в рамках ст.11 ФЗ №76 это время ей предоставляется одновременно с мужем .

При этом заранее спланировать совместный отдых супруги в документальном выражении не могут, учитывая, что тот же план отпусков военнослужащих, гражданским лицам вряд ли кто предоставит, в виду запрета на распространение персональных данных и закрытости сведений о военнослужащих. Также затруднительно будет заранее определить совместный отдых супругов и потому, что ежегодный период освобождения от службы военнослужащего могут в любой момент перенести, исходя из служебной необходимости.

Именно поэтому супруга военного может рассчитывать на получение отдыха в любое время года, независимо от протяженности стажа на предприятии и производственной необходимости и, конечно, вне графика в тот период, который отдыхает ее муж, естественно без предварительного согласования с руководством, которое отказать ей не имеет права. Стоит отметить, что ст.11 ФЗ №76 дает женщине право использовать отпуск одновременно с мужем, но не обязывает, что предопределяет возможность для семьи принимать решение исходя из сложившейся обстановки.

К примеру, женщина может оформить освобождение от трудовых обязанностей и немного позже мужа, если у нее срочная сдача отчета либо ей необходимо решить иные производственные вопросы, ведь протяженность отпуска военного как правило намного длиннее, чем у гражданских лиц, поэтому корректировать начала ежегодного отдыха, вполне возможно.

Кстати, если все-таки супруга военного хочет провести с мужем весь период, то есть все 45 дней, а также в случае, если семейная пара с детьми планирует долгожданный отдых в курортном городе, продлить временный перерыв в работе равный 28 календарным дням женщина может за счет использования административного отпуска, который полагается ей с целью покрытия разницы во времени освобождения пары в рамках ст.128 ТК РФ.

Порядок оформления

В целом оформление ежегодного отдыха супруги военнослужащего мало чем отличается от стандартной процедуры, кроме нескольких нюансов.

В частности, в силу ст.123 ТК РФ на основании графика за две недели до начала отдыха работодатель обязан уведомить женщину о начале ее отпуска. Но так как предполагается, что право на отдых она будет реализовывать совместно с мужем да и возможно в другой период, уведомление ей не вручается, конечно, если свой отпуск она будет использовать в другое время.

При этом в связи с тем, что нарушать трудовое законодательство даже льготным категориям граждан запрещено, женщина должна написать заявление с просьбой о перенесении своего отдыха по графику на другой период, в соответствии со ст.124 ТК РФ, определив время использования рассматриваемого периода уже по согласованности с мужем. Кстати, если супругу военнослужащему ежегодный отпуск предоставят ранее указанного периода в графике женщины, ей надлежит всего лишь написать заявление с просьбой о предоставлении отдыха, но с учетом еще одного обстоятельства.

В частности, в рамках ст.136 ТК РФ начисляются и выплачиваются работнику не позднее трех дней до начала отпуска, следовательно, о предоставлении оного должно быть написано сотрудницей не позднее указанного срока, то есть как минимум за 3-4 дня. Ведь указанный документ нужно не только отдать на согласование руководства, но и составить приказ, на основании которого финансирование законного отдыха и будет произведено.

Перечень необходимых документов

Как правило, еще при трудоустройстве каждый работник предоставляет установленный законом пакет документов, в том числе и о принадлежности к льготной категории. То есть женщина изначально уведомляет работодателя о том, что ее супруг военнослужащий и ей полагается ряд преференций. Однако в процессе трудовой деятельности далеко не все руководители готовы следовать закону, поэтому во избежание недоразумений и нарушения норм ФЗ №76 желательно пакет документов продублировать.

В частности, к заявлению необходимо приложить :

  • брачное свидетельство;
  • справку из военной части мужа о занимаемой им должности;
  • копию приказа о предоставлении отпуска мужу.

При этом само заявление будет также иметь некоторые особенности, учитывая, что отдых предстоит использовать вне графика. Так в основной части документа женщине надлежит изложить текст следующего смысла:

«На основании ч.11 ст.11 ФЗ №76 «О статусе военнослужащих» прощу Вас предоставить мне ежегодный отпуск с (дата) по (дата) полной протяженности равной 28 календарным дням.»

Естественно, вышеперечисленные документы должны быть не только указаны в заявлении, но и приложены к нему же в качестве подтверждения законного права на отдых в требуемое время. Кстати, если предполагается отсутствовать на предприятии более продолжительное время, то есть не 28 дней, а все 45, женщина должна написать и второе заявление, но уже на отпуск без оплаты на оставшуюся часть периода освобождения от службы мужа. При этом заявление об админотпуске также будет содержать ссылку на нормы ФЗ №76.

Особенности предоставления, если супруг в отставке

Военнослужащие в виду специфики их занятости имеют множество льгот, ряд которых распространяются и на их семьи, причем даже в случае увольнения и перехода в запас. Так жены военных могут , имеют право и далее пользоваться медицинским обслуживанием в военных клиниках и льготными путевками, не говоря уже о преференциях в отношении оплаты коммунальных услуг и оплаты транспортных расходов.

Но вот трудовые льготы, в частности получение отпуска в удобное для них время, уже нивелируются, учитывая, что супруг на этот момент военнослужащим уже не является и, следовательно, нормы ст.11 ФЗ №76 на пару в данной ситуации уже не распространяются.

О социальных гарантиях военнослужащих смотрите в следующем видеосюжете:

Предполагает совокупность обязанностей, прав и свобод, гарантированных государством и регулируемых нормативными правовыми актами РФ. На защитников Отечества возлагаются обязанности по подготовке и осуществлению обороны страны. Поставленные задачи нередко опасны для здоровья и жизни служащих, поэтому им предоставляются особые компенсации и гарантии, в том числе отпуск по контракту.

Законодательство

В соответствии с Конституцией РФ, имеется Федеральный закон, определяющий права и обязанности контрактников. Статья 11 «Служебное время и право на отдых» содержит необходимую информацию, связанную с отпуском для военных.

Помимо этого, у защитников Родины имеются свои нормативные акты и отдельные, связанные со спецификой деятельности законы. Например, седьмая глава документа «Положение о порядке прохождения военной службы» включает в себя исчерпывающую информацию про основной отпуск военнослужащего по контракту, принципы его расчета, виды и другие позиции.

Расчет отпуска

В зависимости от срока службы рассчитывается количество положенных отпускных дней. Так, контрактники, чей военный стаж не превышает десяти лет, могут рассчитывать на 30 дней ежегодного отпуска. За каждые последующие пять лет приплюсовывается 5 дней. То есть тем, кто отслужит от 10 до 15 лет, положено уже 35 суток. Подобный рост оканчивается тогда, когда отпуск достигает 45 дней.

Неиспользованный отпуск военнослужащих по контракту за прошлый год должен быть предоставлен в первые четыре месяца следующего года. При этом положенный отдых на нынешний год также полагается служащему, но обычно не суммируется с задолженностью.

Для контрактников, проходящих службу в особенных условиях, а также ветеранам боевых действий предоставляются дополнительные дни отдыха (до пятнадцати суток). К особенным условиям относятся:

  • боевые действия;
  • опасные для жизни и здоровья или сложные условия;
  • служба в районах Крайнего Севера или приравненных к нему;
  • места с неблагоприятной экологией.

Общий срок отпуска не должен превышать 60 суток. Помимо этого, к этому времени плюсуются дни, потраченные на дорогу (не более двух недель).

Виды отпусков

В соответствии с порядком предоставления отпусков военным, предусмотрено несколько их типов:

  • Основной отпуск военнослужащих по контракту. Предоставляется каждый год всем защитникам Отечества.
  • Каникулярный или учебный отпуск полагается контрактникам, получающим образование в военных учебных заведениях.
  • Дополнительный включает в себя отпуск по личным и семейным обстоятельствам.
  • По уходу за ребенком.
  • Лицам женского пола предоставляется отпуск по беременности и родам.

Основной

Предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части. Срок основного отпуска зависит от выслуги и составляет от 30 до 45 дней. Для контрактников, чья служба осуществляется в особых условиях, предусмотрены дополнительные дни (до пятнадцати суток). При этом общая продолжительность отпуска составляет не более 60 суток без учета времени, затраченного на дорогу к месту отдыха (от 1 до 15 дней в каждую сторону).

Если имеется несколько оснований для продления отпускного периода, они суммируются между собой. Также дополнительные дни могут пойти не в счет основного отпуска, а в качестве выходных. По желанию служащего время для отдыха можно разделить. Каждая часть должна быть не менее пятнадцати суток. В этом случае дни, затраченные на дорогу, предоставляются однократно.

Основной отпуск можно взять в любое время года в соответствии с планом, учетом чередований и в зависимости от обеспеченности воинской части. Для его получения необходимо подать рапорт на отпуск военнослужащих по контракту. По своему желанию на отдых вправе уйти лица, относящиеся к следующим категориям:

  • родители детей-инвалидов до 16 лет;
  • военные, воспитывающие ребенка до 14 лет самостоятельно;
  • лица, имеющие троих или более детей до 16 лет;
  • контрактники, чьи жены находятся в отпуске по беременности и родам;
  • ветераны;
  • граждане, награжденные знаком «Почетный донор России».

Больничный

Заключение военно-врачебной комиссии является основанием для получения больничного отпуска. Его срок составляет от 30 до 60 дней. При этом возможно его продление на тридцать дней. В случае необходимости продолжительность больничного увеличивается еще. Однако непрерывный отпуск может составлять максимум четыре месяца, кроме случаев, предусматривающих более длительный больничный в соответствии с законодательством РФ.

Если невыход на службу продолжается дольше, встает вопрос о годности военнослужащего к исполнению обязанностей. При этом он подлежит прохождению специальной комиссии, определяющей пригодность к военной службе. Больничный не входит в период основного отпуска, поэтому в случае болезни или необходимости нахождения в госпитале его продолжительность увеличивается.

Контрактники, вынужденные исполнять задачи, неблагоприятным образом сказывающиеся на эмоциональном здоровье, подлежат медико-психологической реабилитации. Срок больничного определяется по результатам обследования. Отпуск предоставляется на все время лечения, но не больше, чем на тридцать дней.

Учебный

Учебный отпуск военнослужащего по контракту предоставляется в случае обучения по очной или заочной форме без прерывания основного рода деятельности. Он включает в себя период подготовки к вступительным экзаменам при поступлении, промежуточной и итоговой аттестации.

Продолжительность учебного отпуска, предоставляемого для соискателей степеней, определяется в соответствии с правовыми актами РФ. Срок увеличивается на время, затраченное на дорогу к месту обучения.

Помимо этого, обучающимся контрактникам предоставляется каникулярный отпуск, совпадающий с периодом перерыва в учебные сроки:

  • летний отпуск – тридцать дней;
  • зимний отпуск – пятнадцать.

По личным обстоятельствам

Отпуск военнослужащих по контракту по личным обстоятельствам предоставляется не более чем на десять дней. Время, затраченное на дорогу, учитывается отдельно. События, спровоцировавшие такую необходимость, должны иметь документальное подтверждение. Уважительными причинами для подобного отпуска являются следующие ситуации:

  • тяжелое заболевание или смерть близкого родственника (родители, дети, супруг, родные братья и сестры) или опекуна;
  • экстренное происшествие (стихийное бедствие, пожар), постигшее близких родственников или семью контрактника.

Другие исключительные случаи, когда необходимо присутствие в семье служащего, решаются на усмотрение командира. Например, отпуск военнослужащих по контракту на свадьбу не предусматривается законом, поэтому его продолжительность и возможность будут зависеть только от начальства.

По семейным обстоятельствам

К таковым относятся отпуска по беременности, родам и уходу за детьми. В большей степени они предназначены для военнослужащих женщин. В соответствии с законодательством РФ им до и после появления малыша предоставляется декрет. Отпуск военнослужащих по контракту при рождении ребенка положен только матерям, отцы получают выходные только в случае разрешения командира.

При желании женщина может взять отпуск по уходу за ребенком на три года. При этом сохраняется ее должность и место службы. В случае усыновления ребенка полагается 70 дополнительных дней к отпуску, а если опекунство оформляется над несколькими детьми – 110 суток.

Отпуск военнослужащих по контракту по семейным обстоятельствам возможен в том случае, если жена защитника Отечества не может заботиться о ребенке (смерть супруги, тяжелая болезнь, лишение родительских прав). Его продолжительность может составлять до трех месяцев.

Перед увольнением

Перед тем как уволиться, контрактник должен отгулять положенный основной отпуск. К нему приплюсовывается и тот период, который не был использован по причине болезни во время отпуска или другим обстоятельствам за всю службу. Таким образом, весь срок, положенный служащему на отдых, должен быть использован в год ухода со службы.

Продолжительность отпуска за последний год рассчитывается в зависимости от прослуженных месяцев. Если полученные данные содержат неполные месяцы или дни, то они округляются в пользу военнослужащего. Подобное правило действует как в случае увольнения по истечении срока контракта, так и в случае досрочного ухода.

Военным, чья выслуга составляет более двадцати лет, полагается дополнительный отпуск до 30 дней. Он может быть использован один раз за службу, в том числе и при увольнении.

Рапорт

Для того чтобы уйти в отпуск, гражданские лица пишут заявление начальнику, а военные – рапорт командиру. Документ должен содержать исчерпывающую информацию, изложенную в определенном порядке.

  • Просьба о ходатайстве в предоставлении отпуска (перед вышестоящим командованием), период (с какого числа, на какой срок).
  • Выписка военного проездного билета на служащего и членов его семьи с указанием вида транспорта и точного направления.
  • Ходатайство денежных выплат на санаторно-курортное лечение и материальную помощь на всю семью.
  • Состав семьи: личные данные (ФИО, год рождения).
  • Точный адрес местонахождения в период отпуска.
  • Указание информации о должностном лице, на которое будут временно переложены обязанности военного, отбывающего в отпуск.
  • Дата написания рапорта, должность, воинское звание, фамилия, подпись.

Образец рапорта на отпуск военнослужащих по контракту представлен далее.


Отпускные довольствия

Особенностью денежного довольствия контрактников является его неизменность вне зависимости от реального нахождения на службе. То есть во время отпуска (основного или дополнительного) выплачивается основная заработная плата. Аналогично происходит и во время больничного – довольствие больного служащего не снижается.

Законодательством не предполагаются «отпускные», или оплачиваемый отпуск военнослужащих по контракту. Оплата труда производится ежемесячно в день зарплаты, вне зависимости от продолжительности отпускного периода.

Как правило, перед уходом на отдых контрактнику и членам его семьи предоставляется материальная помощь в размере ежемесячного оклада. Однако подобная выплата может осуществляться в любой период службы в течение года по просьбе военнослужащего.



Просмотров