Открыт второй фронт. Открытие второго фронта в Европе

Фронт вооруженной борьбы США и Великобритании, а также войск ряда союзных им государств, против нацистской Германии в 1944-1945 гг. в Западной Европе был открыт 6 июня 1944 г. высадкой англо-американских экспедиционных сил на территории Северной Франции (Нормандская десантная операция).

С самого начала Великой Отечественной войны советское руководство ставило перед США и Великобритании вопрос о скорейшем открытии англо-американскими войсками второго фронта в Западной Европе. Высадка союзников во Франции вела к уменьшению потерь Красной Армии и гражданского населения, быстрейшему изгнанию противника с оккупированных областей. На некоторых этапах боевых действий в 1941 — 1943 гг. проблема второго фронта имела для Советского Союза критическое значение. В то же время, своевременное открытие боевых действий на Западе могло значительно ускорить разгром фашистского блока, сократить продолжительность всей Второй мировой войны. Однако для западных лидеров вопрос о втором фронте был в большой степени вопросом претворения в жизнь их стратегии.

В ходе переговоров наркома иностранных дел В.М. Молотова с премьер министром Великобритании У. Черчиллем и президентом США Ф. Рузвельтом в мае-июне 1942 г. была достигнута договоренность о создании второго фронта в Западной Европе в 1942 г. Однако вскоре после переговоров западные лидеры приняли решение пересмотреть свои прежние обязательства и перенести открытие второго фронта

Лишь в ходе Тегеранской конференции в ноябре-декабре 1943 г. вопрос о сроках открытия второго фронта был решен. Союзники согласились высадить свои войска во Франции в мае 1944 г. Со своей стороны, сделал заявление, что примерно в то же время он начнет на советско-германском фронте мощное наступление.

Общее руководство боевыми операциями союзников в Европе было возложено на командующего экспедиционными силами генерала Д. Эйзенхауэра. Во главе английской группы войск стоял фельдмаршал Б. Монтгомери. Открытие второго фронта искренне приветствовали в Москве. Но за двухлетний период откладывания союзниками высадки в Северной Франции — с мая 1942 до июня 1944 гг. только безвозвратные потери советских вооруженных сил (убитыми, пленными и пропавшими без вести) составили более 5 млн человек.

Мягков М.Ю. Второй фронт. // Великая Отечественная война. Энциклопедия. /Отв. ред. Ак. А.О. Чубарьян. М., 2010

ПЕРЕПИСКА У.ЧЕРЧИЛЛЯ И И.СТАЛИНА В ПЕРИОД ВЫСАДКИ СИЛ СОЮЗНИКОВ В НОРМАНДИИ, 6-9 июня 1944 г.

Все началось хорошо. Мины, препятствия и береговые батареи в значительной степени преодолены. Воздушные десанты были весьма успешными и были предприняты в крупном масштабе. Высадка пехоты развертывается быстро, и большое количество танков и самоходных орудий уже на берегу.

Виды на погоду сносные, с тенденцией на улучшение.

Б) СЕКРЕТНО И ЛИЧНО ОТ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ г-ну У. ЧЕРЧИЛЛЮ, 6 июня 1944 года.

Ваше сообщение об успехе начала операций «Оверлорд» получил. Оно радует всех нас и обнадеживает относительно дальнейших успехов.

Летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта. Общее наступление советских войск будет развертываться этапами путем последовательного ввода армий в наступательные операции. В конце июня и в течение июля наступательные операции превратятся в общее наступление советских войск.

Обязуюсь своевременно информировать Вас о ходе наступательных операций.

В) ЛИЧНОЕ И СТРОГО СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ г-на УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ МАРШАЛУ СТАЛИНУ, 7 июня 1944 года.

1. Благодарю Вас за Ваше послание и поздравление по поводу Рима. В отношении «Оверлорда» я вполне удовлетворен положением, как оно развивалось до полудня сегодня, 7 июня. Только в одном прибрежном районе, где высаживались американцы, были серьезные трудности, причем теперь они ликвидированы. В тылу противника на его флангах благополучно приземлились двадцать тысяч авиадесантных войск, в каждом случае они установили контакт с американскими и британскими войсками, высаженными с моря. Мы переправились с небольшими потерями. Мы рассчитывали потерять около 10 тысяч человек. Мы надеемся иметь сегодня к вечеру на берегу большую часть четверти миллиона людей, включая значительное количество бронетанковых сил (танков), выгруженных на берег со специальных судов или дошедших до берега своим ходом, вплавь. В этом последнем типе танков были довольно значительные потери, особенно на американском фронте, вследствие того, что волны опрокидывали эти плавающие танки. Мы должны теперь ожидать сильных контратак, но мы рассчитываем на превосходство в бронетанковых силах и, конечно, на подавляющее превосходство в воздухе всякий раз, когда небо будет свободно от облаков.

2. Вчера поздно вечером в районе Кана имело место танковое сражение наших только что выгруженных на берег бронетанковых сил с пятьюдесятью танками противника из 21-й бронетанковой гренадерской дивизии, в результате которого противник оставил поле боя. Сейчас вступает в действие 7-я британская бронетанковая дивизия, и она должна нам дать превосходство в течение нескольких дней. Речь идет о том, какое количество сил они могут бросить против нас в ближайшую неделю. Погода в районе Канала, по-видимому, не будет как-либо препятствовать продолжению нашей высадки. В самом деле, погода кажется более обещающей, чем прежде. Все командующие удовлетворены тем, что в действительности в процессе высадки десанта дела шли лучше, чем мы ожидали.

3. Особо секретно. Мы предполагаем очень скоро устроить два больших сборных порта на берегах широкого залива в устье Сены. Ничего похожего на эти порты не было видано когда-либо раньше. Большие океанские лайнеры будут иметь возможность разгружаться и через многочисленные причалы доставлять снабжение сражающимся войскам. Это должно быть совершенно неожиданным для противника, и это позволит производить накопление в весьма значительной степени независимо от условий погоды. Мы надеемся в скором времени в ходе операций захватить Шербур.

4. С другой стороны, противник будет быстро и интенсивно концентрировать свои силы, и бои будут ожесточенными, и их масштабы увеличатся. Мы по-прежнему надеемся, что к дате D-30 мы развернем около 25 дивизий со всеми их вспомогательными войсками, причем оба фланга фронта будут упираться в море и фронт будет располагать по крайней мере тремя хорошими портами: Шербуром и двумя сборными портами. Этот фронт будет непрерывно снабжаться и расширяться, причем позднее мы надеемся включить Брестский полуостров. Но все это зависит от случайностей войны, которые Вам, Маршал Сталин, так хорошо известны.

5. Мы надеемся, что эта успешная высадка и победа под Римом, плоды которой еще нужно собрать с отрезанных дивизий гуннов, обрадуют Ваших доблестных солдат после всего бремени, которое им пришлось нести и которое никто за пределами Вашей страны не ощущал более остро, чем я.

6. После того как я продиктовал вышеизложенное, я получил Ваше послание, касающееся успешного начала «Оверлорда», в котором Вы говорите о летнем наступлении советских войск. Я сердечно благодарю Вас за это. Я надеюсь, что Вы обратите внимание на то, что мы никогда не задавали Вам ни одного вопроса ввиду нашего полного доверия к Вам, Вашему народу и Вашим войскам.

Г) СЕКРЕТНО И ЛИЧНО ОТ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ г-ну У. ЧЕРЧИЛЛЮ, 9 июня 1944 года.

Ваше послание от 7 июня с сообщением об успешном развертывании операции «Оверлорд» получил. Мы все приветствуем Вас и мужественные британские и американские войска и горячо желаем дальнейших успехов. Подготовка летнего наступления советских войск заканчивается. Завтра, 10 июня, открывается первый тур нашего летнего наступления на Ленинградском фронте.

Я был очень рад получить Ваше послание, которое я сообщил генералу Эйзенхауэру. Весь мир может видеть воплощение тегеранских планов в наших согласованных атаках против нашего общего врага. Пусть же всяческие удачи и счастье сопутствуют советским армиям.

Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Т.1. М., 1986

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Д. ЭЙЗЕНХАУЭРА

Период от дня «Д» до нашего решительного прорыва вражеской обороны 25 июля составил определенную фазу в операциях союзных войск и получил название «Сражение за плацдарм». Эта фаза включала в себя ряд непрерывных и тяжелых боев, в ходе которых, если не считать захвата Шербура, нам не удалось далеко продвинуться. Однако именно в это время были подготовлены условия для последующих действий по освобождению Франции и Бельгии...

Со дня, как мы высадились на берег, боевые действия нигде не приобретали позиционного характера времен Первой мировой войны, за исключением боев у отдельных изолированных пунктов. Однако такая возможность существовала, и все мы, а особенно наши английские друзья, это все это помнили...

Ко 2 июля 1944 года мы высадили в Нормандии около миллиона человек, в том числе 13 американских, 11 английских и 1 канадскую дивизии. В этот же период мы выгрузили на берег 566 648 тонн грузов и 171 532 автошины. Это была очень тяжелая и изматывающая работа, но она окупилась сторицей, когда мы, наконец, подготовились к нанесению удара по противнику всей мощью. За эти первые три недели мы захватили 41 тыс. пленных. Наши потери составили 60 771 человек, из них 8975 убитыми.

Эйзенхауэр Д. Во главе союзных войск. // Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. М., 1990

ВТОРОЙ ФРОНТ против фашистской Германии, её союзников и сателлитов в Западной Европе во Второй мировой войне.

Открыт 6.6.1944 высадкой англо-американских экспедиционных сил в Сев.-Западной Франции. Главная цель второго фронта была сформулирована в речи английского премьер-министра У. Черчилля уже 22.6.1941, в день вероломного вторжения германского вермахта в пределы СССР и начала Великой Отечественной войны: уничтожить Гитлера и нацистский режим, оказать помощь России и русскому народу потому, что нацистский режим является опасностью и для Англии, и для Америки, а борьба каждого русского человека за свой дом и очаг – это борьба каждого свободного человека в любом уголке земного шара.

Решение о создании второго фронта было принято представителями СССР, США и Англии (см. Антигитлеровская коалиция ) в связи с тяжёлым развитием событий на советско-германском фронте , на котором сов. люди в одиночестве бились с вермахтом и армиями европейских союзников Германии. В совместном коммюнике, принятом 12.6.1942, указывалось, что «достигнута полная договорённость в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г.».

Своевременное осуществление этого решения могло не только оказать существенную помощь Сов. Союзу, который нёс основную тяжесть борьбы против фаш. Германии и её союзников, но и значительно ускорить разгром фаш. блока, сократить продолжительность войны и число её жертв.

Однако вместо создания второго фронта в Европе англо-американские войска высадились в Северной Африке и провели Северо-Африканскую десантную операцию 1942. Открытие второго фронта было перенесено (без согласования с СССР) на 1943. Но и в этот год второй фронт не был открыт. Союзные войска, проведя Сицилийскую десантную операцию 1943 и начав Итальянскую кампанию, отвлекли с главного для Германии – сов.-герм. фронта (восточный фронт) лишь не более 6–7% сил вермахта. Сов. Союз продолжал нести главное бремя войны.

Решение о создании второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе во время Второй мировой войны было принято представителями СССР, США и Великобритании после переговоров в Лондоне и Вашингтоне в мае - июне 1942 года. На Тегеранской конференции 1943 года западные союзники обязались открыть второй фронт в мае 1944 года.
Второй фронт был открыт 6 июня 1944 года в результате высадки англо-американских войск в Нормандии - Нормандской десантной операции под кодовым наименованием "Оверлорд" (англ. overlord - верховный владыка, повелитель). По масштабу и количеству, участвовавших сил и техники это была крупнейшая десантная операция Второй мировой войны.
Операция характеризовалась достижением скрытности подготовки и внезапностью высадки крупной группировки войск на необорудованном побережье, обеспечением тесного взаимодействия сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил при высадке и в ходе борьбы за плацдарм, а также переброской в сжатые сроки через проливную зону большого количества войск и материальных средств.
Побережье Северной Франции, Бельгии и Нидерландов обороняли войска немецкой группы армий "Б" под командованием генерала-фельдмаршала Эвина Роммеля в составе 528 тысяч человек, двух тысяч танков, 6,7 тысячи орудий и минометов при поддержке авиации в составе 160 самолетов. Их позиции были слабо подготовлены в инженерном отношении.
Экспедиционные силы союзников под командованием генерала Дуайта Эйзенхауэра состояли из свыше 2,8 миллиона человек, около 10,9 тысячи боевых и 2,3 тысячи транспортных самолетов, около 7 тысяч кораблей и судов.
Эти войска превосходили противостоявшую им группировку немецких войск в личном составе сухопутных войск и танках в три раза, артиллерии - в 2,2 раза, самолетах - более чем в 60 раз, боевых кораблях - в 2,1 раза.
Планом Нормандской десантной операции предусматривалось высадить морские и воздушные десанты на побережье Сенской бухты и захватить плацдарм глубиной 15-20 километров, а на 20-й день операции выйти на рубеж Авранш, Донфрон, Фалез.
С конца апреля 1944 года союзная авиация совершала систематические налеты на важные объекты противника во Франции и в течение мая - июня вывела из строя большое количество оборонительных сооружений, пунктов управления, аэродромов, железнодорожных станций и мостов. Стратегическая авиация в этот период наносила массированные удары по военно-промышленным объектам Германии, что резко снизило боеспособность немецких войск.
В ночь на 6 июня одновременно с переходом морских десантов союзная авиация нанесла удары по артиллерии, узлам сопротивления, пунктам управления, а также районам сосредоточения и тылам противника. Ночью были высажены северо-западнее Карантана две американские и северо-восточнее Кана одна английская воздушно-десантные дивизии, которые быстро сломили слабое сопротивление противника и оказали существенную помощь морскому десанту в высадке и захвате плацдармов. Переход десантных отрядов через пролив Ла-Манш в штормовую погоду оказался неожиданным для немецкого командования, которое только при подходе их к берегу стало приводить свои войска в боевую готовность.
В 6 часов 30 минут 6 июня вслед за массированными ударами авиации и огневой подготовкой корабельной артиллерии началась высадка союзных войск на нормандское побережье. Обороняющие его немецкие войска, понесшие значительные потери от авиации и огня корабельной артиллерии, оказывали незначительное сопротивление. К исходу дня союзные войска захватили пять плацдармов глубиной от двух до девяти километров. На побережье Нормандии высадились основные силы пяти пехотных и трех воздушно-десантных дивизий в составе свыше 156 тысяч человек, 900 танков и бронемашин, 600 орудий. Немецкое командование очень медленно реагировало на высадку союзных войск и не выдвинуло из глубины оперативные резервы для ее срыва.
Сосредоточив за трое суток на захваченных плацдармах до 12 дивизий, союзные войска 9 июня возобновили наступление для создания единого плацдарма. К исходу 12 июня они заняли побережье протяженностью 80 километров по фронту и 13-18 километров в глубину и увеличили группировку войск до 16 дивизий и нескольких бронетанковых частей (эквивалентных трем бронетанковым дивизиям). К этому времени немецкое командование подтянуло к плацдарму три танковые и моторизированные дивизии, доведя группировку своих войск в Нормандии до 12 дивизий. Оно предприняло неудачную попытку рассечь группировку союзных войск между pеками Орн и Вир. Не имея должного прикрытия с воздуха, немецкие дивизии несли большие потери от союзной авиации и утрачивали боеспособность.
12 июня соединения американской первой армии начали наступление из района западнее Сент-Мер-Эглиза в западном направлении и 17 июня вышли на западное побережье полуострова Котантен, овладели Картере, 27 июня - Шербуром, 1 июля полностью очистили полуостров от фашистских войск.
Наступление англо-канадских войск, предпринятое 25-26 июня для захвата Кана, не достигло цели. Несмотря на мощную огневую поддержку авиации и артиллерии, они не сумели преодолеть сопротивление фашистов и лишь незначительно продвинулись к западу от города Кан.
К 30 июня плацдарм союзников достигал 100 километров по фронту и 20-40 километров в глубину с находившимися на нем англо-американскими войсками, были оборудованы 23 аэродрома для базирования тактической авиации. Им противостояли 18 немецких дивизий, понесших в предыдущих боях большие потери. Постоянные удары авиации союзников и французских партизан по их коммуникациям ограничивали возможности немецкого командования по переброске войск из других районов Франции.
Главной причиной, не позволившей усилить войска вермахта на западе, явилось наступление советских войск в Белоруссии.
В течение июля войска американской армии, продолжая расширять плацдарм, продвинулись в южном направлении на 10-15 километров и заняли город Сен-Ло. Англичане основные усилия направляли на захват города Кан, которым их войска овладели 21 июля.
К исходу 24 июля союзники вышли на рубеж Лессе южнее Сен-Ло, Комона, Кана, создав плацдарм около 100 километров по фронту и до 50 километров в глубину.
В результате операции союзные экспедиционные силы, имея абсолютное господство в воздухе и на море, захватили стратегических плацдарм и сосредоточили на нем большое количество сил и средств для последующего наступления в Северо-Западной Франции.
Потери немецко-фашистских войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, 2117 танков и штурмовых орудий, семь подводных лодок, 57 надводных кораблей и боевых катеров, 913 самолетов.
Союзные войска потеряли 122 тысячи человек, 2395 танков, 65 надводных кораблей и судов, 1508 самолетов. Около 800 судов при высадке десанта во время шторма были выброшены на берег и повреждены.

В западном сознании твердо засела уверенность в том, что только после 6 июня 1944 года, когда был открыт Второй фронт Второй мировой войны, произошел решающий перелом и началось от гитлеровской Германии. Сражение на битвы под Москвой и под Сталинградом, которые действительно стали переломными моментами в войне, обычно либо и вовсе не упоминаются, либо рассматриваются очень кратко. Второй фронт - это операция союзников, которая действительно решила исход войны, или только повод понизить роль Красной Армии в разгроме врага?

Подготовка к операции «Оверлорд»

Разрабатывая план высадки на побережье Нормандии, союзники (США, Великобритания, Франция) опирались на то, что противнику неизвестны дата и место проведения операции. Чтобы обеспечить секретность, была успешно проведена крупнейшая в истории дезинформационная операция. В ходе нее была проведена имитация наращивания военного потенциала союзников в районе Эдинбурга и Па-де-Кале. Основной целью было отвлечение германского командования от реального места планируемой высадки десанта на берегах Нормандии.

Выбор места и даты проведения операции

Командование союзников, тщательно изучая все атлантическое побережье, выбирало, где открыть Второй фронт. Фото, дошедшие до нас из тех дней, не могу передать весь масштаб операции. Место высадки окончательно определялось по мощности оборонительных сооружений противника, расстоянию от Великобритании и радиусу действия истребителей союзных войск.

Для высадки лучше всего подходили Нормандия, Бретань и Па-де-Кале. Германское же командование считало, что в случае открытия Второго фронта союзники выберут именно Па-де-Кале, так как регион находится ближе всего к Великобритании. Союзники отказались также и от Бретани, так как эта область хоть и находилась относительно недалеко, была менее укрепленной.

Что касается дня проведения операции, то высадку нужно было проводить при минимальном уровне прилива и сразу после восхода солнца. Такие дни были в начале мая и начале июня. Сначала планировалось провести высадку в начале мая, но дату перенесли на июнь, так как раньше еще не был подготовлен план для одного десанта. В июне можно было открыть войну на Втором фронте 5, 6 или 7 числа. Сначала союзники приняли решение начинать операцию 5 июня, но из-за резкого ухудшения погодных условий высадку перенесли на шестое.

Неоспоримый перевес союзников над немцами

К началу операции «Оверлорд» у союзников имелись в распоряжении более пяти тысяч истребителей, почти полторы тысячи бомбардировщиков, более двух тысяч самолетов, две с половиной тысячи планеров и больше полутора тысяч тяжелых бомбардировщиков. На французских аэродромах вблизи места высадки было сосредоточено только пятьсот самолетов, из которых только полторы сотни были в боевой готовности. Союзники позаботились и о том, чтобы уничтожить горючее для немецкой авиации. Так, в 1944 году было совершено несколько налетов на заводы синтетического топлива. Весной 1944-го превосходство союзных войск превратилось в полное господство в воздухе.

Высадка десанта в Нормандии

Второй фронт - это стратегическая операция союзных войск, которая началась 6 июня 1944 года с высадки десанта в Нормандии. Ночью высадился парашютный десант, который занял мост через реку Орн и а утром был высажен морской десант.

Несмотря на тщательную подготовку, операция с самого начала пошла не по плану. На одном из участков высадки союзники получили большие потери. По итогам союзные войска высадили в Нормандии боле 150 тысяч человек, задействовано было одиннадцать с половиной тысяч самолетов поддержки, более двух тысяч боевых самолетов и практически тысяча планеров. ВМФ задействовал почти семь тысяч кораблей. К 11 июня 1944 года на берегах Нормандии находилось уже более трехсот тысяч военных и практически пятьдесят пять тысяч единиц военной техники.

Потери в ходе высадки десанта на берегах Нормандии

Человеческие потери в ходе высадки десанта (погибшими, ранеными, пропавшими без вести и военнопленными) составили около десяти тысяч человек. Потери Вермахта оценить трудно. Погибшими Третий рейх потерял около четырех-девяти тысяч человек. Еще от пятнадцати до двадцати тысяч мирных жителей погибли в ходе бомбардировок авиацией союзников.

Создание плацдарма для дальнейшего наступления

За шесть дней союзными войсками был создан плацдарм для дальнейшего прорыва. Протяженность его составила около восьмидесяти километров, глубина - десять-семнадцать километров. Немецкие войска несли большие потери. располагала данными о скором вторжении, но руководство продолжало держать основные силы не на Втором (Восточный фронт больше занимал военных руководителей Третьего рейха) фронте.

К концу июня союзники продвинулись уже на сто километров по фронту и на двадцать-сорок километров в глубину. Двадцати пяти союзным дивизиям противостояли двадцать три немецких, но уже 25 июля численность союзных войск превысила полтора миллиона человек. Ошибкой немецкого руководства являлось то, что даже после этого командование продолжало считать, что высадка в Нормандии - это диверсия, а на самом деле наступление пройдет в Па-де-Кале.

Операция «Кобра»: план прорыва в Нормандии

Второй фронт - это не только операции по высадке десанта в Нормандии, но и дальнейшее продвижение союзников по территории Франции, прорыв. Вторая часть плана «Оверлорд» называлась операцией «Кобра».

Плацдармом для американского военного контингента перед прорывом стала местность недалеко от Сен-Ло - города, который освободили 23 июля. Позиции немцев были практически полностью уничтожены массированной бомбардировкой, противники не успели вовремя закрыть образовавшуюся брешь, и 25 июля войска США совершили прорыв.

Немцы предпринимали попытки контратак, но это привело только к Фалезскому котлу и особенно тяжелому поражению войск гитлеровской Германии.

Завершение операции

Вслед за американцами в район активных боевых действий подходили британские военные. Вскоре вся система немецкой обороны Нормандии развалилась. Поражение войск проигрывающей войну гитлеровской Германии было уже только вопросом времени. В конце августа союзники форсировали Сену и освободили Париж. На этом открытие Второго мирового фронта завершилось.

Последствия открытия Западного фронта в Нормандии

Успешное наступление союзных войск в Нормандии стало причиной крушения всего Западного фронта гитлеровской Германии. Новая линия была установлена немцами только в сентябре 1944 года на западной границе Третьего рейха. Союзники пытались прорвать линию Зигфрида, чтобы избежать проблем со снабжением войск и добраться до промышленных районов Германии, а затем закончить войну к Рождеству, но план провалился.

Осенью 1944 года войска Соединенных Штатов, Великобритании и Франции вплотную подошли к границе Германии с запада, в некоторых местах даже удалось ее прорвать. Вермахт потерял практически все свои позиции в Западной Европе. Наступление было временно приостановлено вследствие проблем со снабжением, но уже к началу зимы союзные войска продолжили продвижение.

Почему Второй фронт открыли только в 1944 году?

Последствия операции «Оверлорд» ясны, но вот почему проводить ее союзные войска решились только тогда, когда уже было понятно, что Германия проигрывает? Летом 1944 года вопрос победы СССР над гитлеровской Германией был только делом времени. Если бы США, Франция и Великобритания и вовсе не открыли бы Западный фронт, СССР все равно одержал бы победу, но, возможно, через год-полтора.

Второй фронт - это именно то событие, которому западный мир отдает решающую роль в победе над гитлеровской Германией. Однако Западный фронт, который так необходим был СССР, союзные войска открывать не спешили. Советское военное руководство не раз утверждало, что если бы высадку в Нормандии провели раньше, удалось бы избежать множества жертв на советско-германском фронте. Укоры звучали в звучат они и сейчас.

Обычно выделяют следующие самые популярные версии задержки союзников:

  • Неготовность к ведению военных действий. Состояние и США в начале войны было плачевным. За пару лет ведения боевых действий на советско-германском фронте союзники не только значительно укрепили свои позиции, но и дождались, пока большая часть германских сил отойдет на восток.
  • Борьба за Суэцкий канал. Приоритетным направлением для Великобритании оставался Ближний Восток. К весне сорок первого на острове перестало хватать продовольствия, так что все силы были брошены на сохранение связи с Индией и Ближним Востоком, которые обеспечили бы Великобританию нужными товарами вместо Дании, Франции, Нидерландов и Норвегии.
  • Разногласия союзников. Великобритания и США решали только личные задачи в геополитике, но еще большие противоречия обозначились между Францией и Великобританией. Черчилль то предлагал правительству Третьей республики проект, предполагавший фактическое слияние стран (к тому же явно не в угоду Франции), то инициировал операцию «Катапульта», которая предполагала захват всего французского флота Великобританией.

  • Угроза со стороны Японии. Атака на Перл-Харбор сделала Соединенные Штаты союзниками Советского Союза и отодвинула открытие Западного фронта. США тогда сосредоточили все силы на войну с Японией, развернув военные действия в Тихом океане.
  • Личные цели руководства союзных войск. Практически все советские историки сошлись во мнении, что Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Франция намеренно оттягивали дату высадки десанта в Нормандии. Союзники были заинтересованы как в ослаблении Третьего рейха, так и в ослаблении Советского Союза.

Хотя союзные войска и смогли своими силами освободить Францию и Бельгию, а позже занять часть Германии, война на Втором фронте в разгроме Третьего Рейха стала не такой значимой, как действия Красной Армии.

В 1942 году в войне с фашистской Германией ситуация для Советского Союза начала складываться довольно драматически. Наши войска потерпели поражение в Крыму и под Харьковом. Немецкие войска начали стремительно продвигаться на запад, к берегам Каспия и верховьям Кавказа.
В этих условиях СССР начать добиваться от союзников открытия Второго фронта в 1942 году, чтобы отвлечь с Восточного фронта часть немецких дивизий.
С этой целью весной 1942 года В.М. Молотов по указанию И.В. Сталина направляется в Англию, а затем и в США для переговоров о заключении соглашений о сотрудничестве в войне с Германией и об открытии Второго фронта.
Перелет В.М, Молотова в Англию и США осуществлялся на военном самолете - бомбардировщике ТБ-7.
Сам перелет нашей делегации во главе с В.М. Молотовым в 1942 году из Москвы в Англию и затем в США во время войны с Германией и те задачи, которые были решены в результате можно по праву считать историческими. Более подробно о перелете будет рассказано ниже.
Главными задачами советской делегации В.М.Молотова было согласова¬ние единой коалиционной стратегии - обсуждение жизненно важной проблемы открытия второго фронта в 1942 г., укрепле¬ние антифашистской коалиции, и подписание договора с Великобританией о дружбе и военном сотрудничестве и Соглашения с США.
И.Сталин телеграфировал У.Черчиллю: «Я уверен, что данный договор будет иметь величайшее значение для укрепления дружественных отношений между нашими двумя странами и Соединенными Штатами
В ходе этих переговоров 26 мая 1942 года в Лондоне был заключен договор между СССР и Англией «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны».
Стороны обязались оказывать друг другу взаимную помощь в войне. Статьи договора, посвященные послевоенному периоду, предусматривали сотрудничество СССР и Англии в деле сохранения безопасности и экономического процветания в Европе, взаимопомощи в случае нападения Германии или объединившейся с ней страны.
7-я статья Договора гласила: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны».
Договор заключался сроком на 20 лет. Но 7 мая 1955 г. Советское правительство аннулировало этот договор в связи с грубым нарушением его условий Великобританией.

Подписание договора между СССР и Великобританией о союзе в войне против Германии.
Сидят (слева направо): И. М. Майский (посол СССР в Англии), В. М. Молотов, А. Иден, У. Черчилль. Лондон, май 1942 г.

11 июня 1942 г. в Вашингтоне было подписано Соглашение между США и СССР «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Такие соглашения Соединенные Штаты подписывали со всеми странами, получавшими помощь по ленд-лизу.

Президент США Франклин Рузвельт и В.М. Молотов в период подписания Соглашения между СССР и США.
Вашингтон июнь 1942г

Также в ходе переговоров с Англией и США было принято Совместное Коммюнике, опубликованное 12 июня 1942 года, в котором указывалось, что «достигнута полная договорённость в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».
Однако в 1942 году вместо создания второго фронта в Европе англо-американские войска высадились в Северной Африке и провели Северо-Африканскую десантную операцию (операция "Факел". Открытие второго фронта было перенесено на 1943год. Но и в этот год второй фронт не был открыт. Союзные войска, проведя Сицилийскую десантную операцию в 1943 году, отвлекли от восточного фронта лишь не более 6–7% сил вермахта.
Советский Союз продолжал нести главное бремя войны.
Наши союзники два года под разными предлогами оттягивали открытие Второго фронта, пока не увидели, что фашистская Германия может быть разгромлена и без их участия.
На Тегеранской конференции 1943 года наши западные союзники обязались открыть Второй фронт в мае 1944 года.
Высадка союзных войск в Нормандии – операция “Оверлорд, проводившаяся с 6 июня по 31 августа 1944 года стала самой крупной десантной операцией в истории. В ней приняли участие около 3млн. человек.
6 июня 1944 года считается официальной датой открытия Второго фронта.
До настоящего времени остается достаточно мало известным фактом, что операция “Оверлорд” и Белорусская наступательная операция “Багратион” (23 июня – 29 августа 1944года) - крупнейшая операция Красной армии на завершающем этапе войны, были связаны между собой договоренностями, достигнутыми в ходе Тегеранской конференции (29 ноября – 1 декабря 1943 года).
В решениях этой конференции было сказано, что “…военные штабы трех держав должны держать тесный контакт друг c другом в отношении предстоящей операции в Европе и согласовать план мистификации и обмана противника в отношении этих операций…”.
Реализация этих решений Тегеранской конференции началась в самом начале 1944 года.
Все мероприятия по дезинформации и мистификации осуществлялись в соответствии с планом операции получившей название “Бодигард”.
В разработке этого плана и его реализации, наряду с британским и Объединенным англо-американским штабами, принял участие и Генеральный штаб Красной армии.
Но впоследствии участие Генерального штаба в этой операции нашими союзниками, как и другие операции союзников во Второй мировой войны с нашим участием, было забыто…
Например, в воспоминаниях генерала Д. Эйзенхауэра, руководившего высадкой союзнических войск в Нормандии, отсутствует даже упоминание об участии Генштаба Красной армии в разработке плана стратегической дезинформации противника при подготовке этой операции.
Не упоминал об этом и У.Черчилль в своей оценке событий по открытию Второго фронта.
Процесс разработки плана операции “Бодигард” и усилия английской и американской разведки по его реализации освещались во многих работах английских и американских историков (А. Браун Хитрости операции “Бодигард”, У. Брюэр “Обманывая Гитлера. Нормандская уловка”, О.Плетт “Бодигард” Тайный план, который обеспечил день “Д””, -2004г. и др.)
Но в них также не было никакого упоминания о причастности Генерального штаба Красной армии к разработке плана этой операции и упоминания о соответствующих решениях Тегеранской конференции.
Но что удивительно и наши историки молчали об этом до недавнего времени. А мы ведь постоянно твердим о борьбе с фальсификацией истории и умалении роли СССР в победе над фашистской Германией.
Спрашивается, почему такие важнейшие моменты нашего военного сотрудничества с союзниками во Второй мировой войне проходят мимо наших докторов и профессоров военной истории, которых развелось бесчисленное количество…
Только совсем недавно вышли книги В.И. Лота “Неизвестный “Багратион” и “Операция “Бодигард”: Потерянный след””, где впервые рассказывается о взаимодействии советских и английских разведывательных служб при подготовке проведения операций "Оверлорд" и "Багратион", что позволило ввести в заблуждение немецкую разведку и создать благоприятные условия для начала этих операций.
Это взаимодействие позволило ввести высшее германское командование в заблуждение относительно начала наступления союзников и советских войск в ходе летней кампании 1944 года, скрыть подготовку англо- американских войск к форсированию пролива Ла-Манш, успешно начать наступление войск Красной армии на советско-германском фронте, там, где противник этого не ожидал.
Целью проведения операции “Бодигард” было скрытие от противника реального места проведения десантной операции союзников, времени начала операции и состава сил, которые должны были принять участие в открытии второго фронта.
Проект плана операции “Бодигард” начал разрабатываться в Лондоне в начале января 1944 года специальным подразделением - Лондонская контролирующая секция (LCS), сформированным по указанию премьер-министра У. Черчилля.

План операции “Бодигард” предусматривал проведение одновременно 35 дезинформационных операций оперативно-тактического уровня.
Главной из них являлась операция “Фортитьюд” (“Стойкость”), которая в свою очередь разделялась на «Фортитьюд-Север» и «Фортитьюд-Юг». Предусматривались также операции «Титаник», «Лунный свет», «Вендетта», «Медная голова»… и др.
Реализация плана “Бодигард” осуществлялась по трем основным направлениям:
- Распространение ложных сведений о времени и месте высадки экспедиционных сил союзников;
- организация визуального обмана разведки противника путем создания в определенных районах Британских островов ложных признаков сосредоточения войск и военной техники, концентрации плавучих и иных транспортных средств;
- взаимодействие с Генеральным штабом Красной армии.
К распространению ложных сведений привлекались даже люди, игравшие роли двойников видных английских военачальников.
Так Клифтону Джеймсу, служившему в британской армии, и который был очень похож на фельдмаршала Бернарда Монтгомери, в ходе операции “Медная голова” было поручено изображать его в поездках в Гибралтар и Северную Африку, в то время как сам Монтгомери находился в Англии и готовил высадку сухопутных войск в Нормандии.

Фельдмаршал Б. Монтгомери (слева) и Клифтон Джеймс-его двойник (справа)

Как видим сходство просто поразительное.

“Появление” Монтгомери в Гибралтаре и Африке должно было убедить германское командование в том, что удар будет нанесен со стороны Средиземного моря, с юга Франции, а вовсе не с севера.
25 мая 1944 года К. Джеймс вылетел в Гибралтар на личном самолете премьер-министра Уинстона Черчилля.

На приеме в его честь в резиденции губернатора Гибралтара Джеймс красочно рассказывал о «плане 303» - захвате Франции с юга. И естественно немецкий агент, который вполне мог присутствовать в резиденции в числе гостей, отправил эту информацию в Берлин. На что и был расчет этого мероприятия.
Затем К.Джеймс все на том же самолете У. Черчилля улетел в Алжир, где несколько дней публично появлялся с командующим войсками союзников на Средиземном море Генри Уилсоном. В Алжире он находился до дня «Д»- дня высадки в Нормандии
Вся операция «Медная голова» (Copperhead) заняла пять недель.
(В 1954 году К. Джеймс написал книгу «Я был дублером Монти», по которой был снят фильм).


Карта операции “Бодигард”

При выборе места высадки англичанам также пришлось пойти на хитрость.
Исследовать побережье оккупированной немцами Франции было невозможно, т.к. оно было занято немцами.
И тогда британское радио обратилось к гражданам с просьбой высылать в редакцию открытки и личные фотографии из довоенных отпусков на нормандском побережье Франции. Будто бы эти фотографии войдут в экспозицию музея искусства и археологии Эшмола в Оксфорде. Потом эти фотографии внимательно изучали в штабе, для выбора места высадки.

Сотни специально подготовленных людей сутками сидела у микрофонов, имитируя радиопереговоры и запуская в эфир дезинформацию. Одним из мест, куда союзники хотели оттянуть немецкие силы, было побережье Норвегии. И эти люди бесконечно обсуждали в эфире суровый климат и катание на лыжах.
Бессмысленные диалоги улетали в немецкие штабы, где их дотошно изучали, составляли отчеты и делали выводы.
В результате этой дезинформации тысячи немецких солдат, были переброшены в Норвегию, в район Тронхейма.
Конечно, помимо этого действовали и настоящие агенты. Все это называлось операцией «Фортитьюд-Север».
В операции «Фортитьюд-Юг» ее участники должны были убедить противника в том, что основной удар произойдет в районе Кале - в трех сотнях километров от нормандских пляжей и в сорока километрах от британского Дувра.
Вся операция “Фортитьюд” должна была обеспечить реализацию следующих целей:
- убедить немецкое командование, что основное вторжение в Нормандию будет проводиться в районе пролива Па-де-Кале или Норвегии, а сосредоточение войск в Южной Англии является лишь отвлекающим маневром, а основные действия развернуться в Бельгии и Норвегии;
- что летом 1944 года союзники намерены нанести решительный удар на Балканском направлении.

8 февраля 1944 года в Генеральный штаб Красной армии, в Управление специальных заданий Генштаба (начальник - генерал-майор Н.В. Славин), руководившим деятельностью советских военных миссий за рубежом, поступило от английского посольства письмо - обращение к советскому командованию о принятии участия в разработке плана “Бодигард”, а также Меморандум, в котором был изложен замысел этого плана.
12 февраля было получено такое же обращение от американской военной миссии в Москве.
И начались работы по согласованию этого плана и разработка мероприятий нашего Генштаба по его реализации.
1 марта 1944 года представителями советского и англо-американского командования был подписан протокол “Об утверждении плана “Бодигард”.
После подписания этого плана В.М. Молотов доложил И.В. Сталин о готовности Генштаба к реализации “плана мистификации и обмана противника”, который одобрил замысел операции.
Разведывательное управление Генштаба Красной армии (ГРУ ГШ) разработало направления по которым было необходимо провести мероприятия по дезинформации германского верховного командования. При этом предполагалось демонстрировать подготовку вторжения совместно с британскими войсками в Норвегию и обозначить реальную подготовку к широкому наступлению Красной армии на Балканах.
Непосредственно проект плана участия нашего участия в операции ‘Бодигард’ разрабатывался ГРУ ГШ (начальник генерал-лейтенант Ф.Ф. Кузнецов) и Разведывательным управлением Главного Морского Штаба ВМФ (начальник – контр-адмирал М.А. Воронцов).
К концу марта 1944 года РУ ГМШ ВМФ представило мероприятия, которые планировалось провести силами Черноморского и Северного флотов в апреле- мае 1944 года для введения в заблуждение противника на северном и южном флангам советско-германского фронта.
Так дезинформационные мероприятия на Черноморском флоте предполагали, что в указанные сроки начнется “сосредоточение транспортных и десантных средств в портах Поти и Батуми”.
Целью этого сосредоточения якобы является подготовка крупной десантной операции силами флота и войсками Красной армии для внезапной высадки на Черноморское побережье Болгарии и Румынии с целью удерживания вражеских сил на Балканах.
Была организована утечка сведений “об ускоренном ремонте десантных средств и техники…, сосредоточении армейских частей, численностью до 2-х пехотных дивизий в районе Поти и Батуми”, а также о сосредоточении на “территории портов и вблизи их армейских переправочных средств и армейских инженерных и саперных частей, и организована подготовка к строительству временных причалов”.
Были организованы тренировочные посадки выделенных частей Красной армии на корабли флота и десантные средства, полеты разведывательной авиации для фотографирования побережья Болгарии, усилен радиообмен десантной группы со штабом флота, подготовка навигационных данных по водам Болгарии, описания ее побережья и передача этих данных на корабли которые должны были участвовать в “десантной операции”.

Был также разработан перечень мероприятий по плану “Бодигард” для Северного флота (Командующий флотом адмирал А.Г. Головко).
Но в отличие от Черноморского флота все усилия Северного флота, направленные на демонстрацию подготовки к десантной операции должны были сопровождаться реальными действиями.
Предлагалось наносить авиационные бомбовые удары по объектам на побережье Северной Норвегии, организовать совместные учения выделенных для десантной операции сил Северного флота и Карельского фронта, сосредоточить войска численностью до одной дивизии в Мурманске и районе бухт Кольского залива.
Командующему Карельским фронтом (Командующий фронтом генерал армии К.А. Мерецков) были направлены указания о создании версии, которая должна дойти до противника и убедить его в том, что летнее наступление Красной армии начнется не ранее конца июня 1944 года.
Кроме того, Командующим Карельским фронтом и Северным флотом было поручено заставить противника поверить в версию предполагаемого наступления Красной армии на Северную Финляндию и Норвегию, во взаимодействии с англо-американским дивизиями, якобы группирующимися с такими же задачами в Шотландии и Северной Ирландии – до шести дивизий и Исландии - одна дивизия.
Эта версия должна быть распространена путем передачи необходимых сообщений через агентов противника, находящихся в распоряжении “Смерш”, распространения слухов и “утерей” документов партизанами.
Генеральный штаб Красной армии в качестве объектов нападения наметил Петсамо, Киркенес и Берлевог.
Уже 26-28 апреля 1944 года авиация Северного флота наносила непрерывные бомбовые удары по району Берливог, с задачей подавления батарей и огневых точек противника. В налетах участвовало 28 бомбардировщиков, 16 штурмовиков и 50 истребителей.
Кроме того, был нанесен удар по Кибергнес четырьмя Ил-2 и 12 истребителями.
24 апреля 1944 года Командующему Северным флотом поступило указание:
“…В целях дезинформации противника надлежит совместно с Карельским фронтом демонстрировать подготовку к десантной операции на Северное побережье Норвегии, в районе Берлиог. Для десанта Командующим Карельским фронтом будет выделено 3-4 стрелковых батальона, которые должны с частями морской пехоты пройти совместные учения по подготовке к десантной операции…”.
Это указание выполнено, была проведена посадка 3-х батальонов 14 армии Карельского фронта на транспортные средства, с выходом кораблей в море.
Силами Северного флота была произведена постановка мин на выходах из ближайших баз противника, произведена высадка разведгрупп на побережье от Вадсе до Берливог, деятельность разведывательной авиации достигла максимальной интенсивности. Усилился радиообмен между радиостанциями флота и общевойсковых армий.
Разведотделом Северного флота была передана противнику ложная информация, что в Шотландию вылетели советские офицеры армии и флота для координации действий в Северной Норвегии.
Все мероприятия Северного флота и Карельского фронта проводились целенаправленно и в нарастающем темпе, активно демонстрируя подготовку к вторжению в Северную Норвегию.
В период проведения дезинформационных мероприятий весной 1944 года на побережье Норвегии, от полуострова Варангер до Тромсе, активно действовали разведывательные и диверсионные группы Северного флота.
Такая боевая активность сил Северного флота и Карельского фронта являлась как бы подтверждением подготовки советским командованием, совместно с британским войсками, операции вторжения в Норвегию во второй половине 1944 года.
Начальник РУ Генштаба генерал-лейтенант Ф.Ф. Кузнецов 7 июля 1944 года сообщил в британский генеральный штаб:
“Советское командование считает необходимым довести до Вашего сведения информацию о выполнении плана “Бодигард”, касающуюся демонстрации подготовки наступления на Скандинавский полуостров во взаимодействии с англо-американским войсками…. Проводимые мероприятия советским командованием свидетельствуют об эффективном воздействии на противника…”.
С мая 1944 года осуществлялись дезинформационные мероприятия и по дипломатической линии Наркоматом иностранных дел СССР и британским внешнеполитическим ведомством.
Министерству иностранных дел Швеции были направлены ноты, которыми предлагалось предоставить право заправки горючим самолетов союзников, которые могли сделать вынужденную посадку на шведской территории. Английское правительство запросило разрешение завести на территорию Швеции необходимое количество авиационного горючего. Это также не могло остаться незамеченным для немецких агентов в Швеции, которых в этой стране, соблюдавший нейтралитет в войне, было более чем достаточно.
Обо всех этих действиях сообщалось командованию армии союзников.
Постоянно поддерживались соответствующие контакты Генштаба и командования армии союзников по операции “Бодигард”.
Ниже приводится одно из последних посланий британской военной миссии в Москве от 25 июля 1944 года относительно выполнения плана “Бодигард” и продолжения взаимодействия по этому плану.


22 августа 1944 года главе британской миссии в Москве был направлен ответ РУ ГШ, согласованный с начальником Генштаба маршалом А.В. Василевским и одобренный В.М. Молотовым.
Этим письмом завершилась полугодовая переписка РУ ГШ с британским командованием, посредством британской миссии в Москве, в рамках взаимодействии по плану “Бодигард”.
В этом письме доводилось до сведения английской стороны, что “…советский Генеральный штаб полностью согласен с политикой сковывания возможно больших сил противника в Скандинавии, Италии и иа Балканах … В проводимых Советским Правительством мероприятиях и боевых действиях на летний период 1944 года продолжают осуществляться меры, предусмотренные планом “Бодигард”.
Участие советской стороны в плане “Бодигард” осуществлялось до конца 1944 года.

Мероприятия, проводившиеся при взаимодействии генеральных штабов вооруженных сил СССР Великобритании и США по плану “Бодигард” ввели германское верховное главнокомандование в заблуждение, скрыли место время и состав сил англо- американских войск, и позволили осуществить форсирование Ламанша там, где противник этого не ожидал. Противник был также введен в заблуждение относительно замыслов летних операций на восточном фронте (операция “Багратион”) и западном фронте.

В своем послании от 6 июня 1944 года И.Сталин информировал У. Черчилля:
“Ваше сообщение об успехе начала операции “Оверлорд” получил. Оно радует всех нас и обнадеживает относительно дальнейших успехов.
Летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта… “. (Имеется ввиду операция “Багратион”)
Таким образом, СССР не просто просил и настаивал на открытии Второго фронта (операция “Оверлорд”), но и активно помогал своим союзникам в открытии Второго фронта, участвуя в операции “Бодигард” .
И об этом следовало бы почаще напоминать нашим бывшим союзникам по антигитлеровской коалиции, которые постоянно пытаются принизить решающую роль СССР в победе над фашизмом во Второй мировой войне.
А теперь о перелете В.М. Молотова на переговоры в Англию и США на бомбардировщике ТБ-7 в 1942 году, в результате которых были официально оформлены наши взаимоотношения с союзниками в общей борьбе с фашистской Германией и подписано совместное Коммюнике о создании Второго фронта в 1942 году..
Главный маршал авиации А.Е. Голованов, командующий авиацией дальнего действия, рассматривая несколько вариантов полета в Лондон и Вашингтон, выбирал самый короткий по расстоянию и времени путь. Полет через Аляску слишком долог.
Был выбран казалось-бы самый парадоксальный вариант: лететь без сопровождения истребителей на дальнем бомбардировщике из Москвы в Лондон, а потом через Исландию и Канаду - в США. Голованов считал эту трассу наиболее подходящей и безопасной потому, что даже если немецкая агентура каким-то образом узнает о готовящемся визите советского руководителя в Англию и США, то вряд бы такой они могли бы предположить такой маршрут перелета высокой правительственной делегации через территории, занятыми немцами.


Маршрут полета ТБ-7 в Англию и США

Для полетов решили использовать наиболее мощный по тем временам хорошо проверенный скоростной высотный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-.
Этот самолет создан в ОКБ А.Н. Туполева, конструктором самолета был В.М.Петляков. В 1938 году состоялся первый полет самолета и затем было начато серийное его производство под названием ТБ-7.
После гибели В.М. Петлякова в 1942 году самолет стали называть Пе-8.
По дальности полета и бомбовой нагрузке самолет даже в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин, включая и знаменитый американский Б-17, названный «летающей крепостью». При полной заправке топливом максимальная дальность полета серийного самолета ТБ-7 выпуска 1941 г с двумя тоннами бомб составляла: с двигателями АМ-35А - 3600 км, с М-40 или М-30 - 5460 км, с М-82- 5800 км.
Практический потолок -12000 метров.
Скорость -400км/час
Экипаж боевого самолета состоял в зависимости от назначения из 8-11 человек.

Вот отзывы специалистов об этом самолете:
- Генерал-майор авиации П. Стефановский, летчик-испытатель ТБ-7: «Многотонный корабль своими летными данными превосходил на десятикилометровой высоте все лучшие европейские истребители той поры»;
- Генерал-майор авиации В. С. Шумихин: «На высотах свыше 10 тысяч метров ТБ-7 был недосягаем для большинства имевшихся в то время истребителей, а потолок 12 тысяч метров делал его неуязвимым и для зенитной артиллерии»;
- Авиаконструктор В. Б. Шавров: «Выдающийся самолет. На ТБ-7 впервые, раньше, чем в США и Англии, были подняты пятитонные бомбы». Пятитонная бомба была сброшена с ТБ-7(Пе- на Кенигсберг 29 апреля 1943 года;
- Профессор Л. Л. Кербер: «…Недоступный на максимальном потолке своего полета ни зенитным пушкам, ни истребителям того времени ТБ-7 был самым сильным бомбардировщиком в мире»;
- Американский военный историк Джон Тейлор: «На высотах 26250–29500 футов его скорость превосходила скорость германских истребителей Ме-109 и Хе-112».
Самолётом такого типа периода Второй мировой войны, превосходящим ТБ-7, был только американский стратегический бомбардировщик B-29.
Но он был разработан в 1942 году.


Дальний бомбардировщик ТБ-7 (Пе-

Так что были у нас перед войной с Германией современные самолеты, превосходящие западные образцы.
Бомбардировщик ТБ-7, бортовой номер № 42066, выделенный 746 полком авиации дальнего действия тщательно проверили, заменили один из двигателей, вместо бомб установили дополнительные баки с горючим, что позволило увеличить дальность полета. Установили кислородные баллоны, ведь полет должен был проходить постоянно на высоте около 10 000 метров.
В центральном отсеке установили пассажирские сидения. Все пассажиры летели в меховых комбинезонах, их снабдили кислородными приборами. Температура за бортом доходила до минус 40°С, в “пассажирском салоне” было также холодно.
Перед полетом В.М. Молотова был проведен пробный полет ТБ-7 в Англию.
Для этого полета был составлен смешанный экипаж из 12 человек, состоявший из летчиков полярной авиации и военных летчиков.
Командиром экипажа назначили майора С. Асямова, на счету которого было уже несколько десятков вылетов на этом самолете. Вторым пилотом был назначен майор Э. Пусэп, имевший на счету 30 ночных дальних боевых вылетов для нанесения ударов по объектам в тылу Германии.
28 апреля 1942 года ТБ-7, пилотируемый майором С. Асямовым, взлетел и как ожидалось через 7 часов 10 минут 29 апреля, в 4 часа утра по Гринвичу благополучно приземлился в Англии, на аэродроме Тилинг.

Но затем, как пишет в своей книге “Дальняя бомбардировочная. Воспоминания Главного маршала авиации” А.Е.Голованов, случилось непредвиденное:
…В 6 часов 25 минут семь человек, включая четверых из состава экипажа, на приготовленном для них самолете вылетели с аэродрома Тилинг в Лондон, где и приземлились в 9 часов 05 минут, о чем мы получили сообщение из посольства в Англии.
О благополучном прилете нашего экипажа в Англию мною было доложено Сталину. Мы были довольны тем, что наши предположения оправдались. Но наша радость оказалась преждевременной. Видимо, в Лондоне те, кому следует, узнали об истинном назначении прилета нашего самолета.
На следующий день майор С. А. Асямов в сопровождении членов нашей военной миссии полковника Пугачева, инженера 2-го ранга Баранова и помощника военного атташе по авиации майора Швецова в 9 часов утра вылетел из Лондона в Тилинг на английском самолете типа «Фламинго».
На самолете, кроме наших товарищей и четырех членов английского экипажа, находились офицер связи воздушного министерства Вильтон и офицер связи подполковник Эдмондс, оба - разведчики. Самолет благополучно прибыл в Тилинг, а затем вылетел в Ист-Форчун (как впоследствии сообщило воздушное министерство, для осмотра аэродрома и самолетов). Из Ист-Форчун самолет вылетел в Лондон.
В районе Йорка, в 200 милях от Лондона, с ним произошла авария, в результате которой все десять человек, находившиеся в самолете, погибли.
…. Стало очевидно, что некоторые высокопоставленные лица в Великобритании знали о готовившейся встрече руководителей нашего государства с президентом Соединенных Штатов Америки и явно не желали ее….
.. Поскольку пресечь или отдалить эту встречу обычными дипломатическими путями (а этих путей в дипломатии всегда имеется великое множество) уже оказалось невозможным, эти лица пошли на крайние меры, надеясь если не сорвать, то во всяком случае поелику возможно оттянуть ее. Ведь эта встреча должна была решить вопрос об открытии второго фронта в Европе в 1942 году, к чему склонялся президент США Рузвельт против чего категорически возражал премьер Великобритании Уинстон Черчиль.
…Все было сделано по всем правилам искусства: погиб экипаж английского самолета, погибли два представителя английского государственного ведомства. Для расследования происшествия назначена специальная комиссия, в которой предложено принять участие и нам. Простые люди в Англии могли искренне поверить в происшедшее несчастье. У нас такой веры не было...
…Известие о гибели Асямова произвело сильное впечатление на Сталина. Он долго молчал, а потом, покачав головой, сказал:
- Да, хорошие у нас союзники, ничего не скажешь! Гляди в оба и во все стороны. - Вновь помолчал и спросил: - Ну что же нам теперь делать? Встреча с Рузвельтом должна обязательно состояться! Вы еще что-нибудь можете предложить?
- Могу, товарищ Сталин, - ответил я, так как вопрос этот нами уже был продуман. - Летчик Пусэп, находящийся сейчас в Англии, является командиром корабля. Он полярный летчик, привыкший по многу часов летать на Севере без посадки, да и во время войны ему приходилось подолгу быть в воздухе, поэтому он один приведет самолет домой. Здесь мы пополним экипаж, и можно будет отправляться в путь.
- Вот как! А вы уверены в этом?
- Да, уверен, товарищ Сталин.
- Ну что же, действуйте!
Велико было удивление англичан, когда тяжелый четырехмоторный бомбардировщик с одним летчиком (этим летчиком был майор Пусеп-sad39) поднялся в воздух, лег курсом на восток и через несколько часов благополучно приземлился на своем аэродроме...
Вскоре после возвращения самолета я был у Сталина. Он спросил, можно ли лететь к Рузвельту, и, получив утвердительный ответ, дал указание готовить самолет для полета в Вашингтон. Взглянув внимательно на меня, сказал, что в Америку полетит Вячеслав Михайлович Молотов.
- Этого никто не должен знать, - продолжал Сталин. - Чем быстрее будет организован полет, тем лучше. Ответственность за этот полет лежит лично на вас”.


Майор Э. Пусэп

К 10 мая 1942 года самолет ТБ-7 был подготовлен к вылету.
Э.К. Пусэпу очень пригодился опыт полярного летчика. Еще в 1937 году Пусэп участвовал в поисках пропавшего в Арктике летчика Сигизмунда Леваневского. Вместе с известнейшими полярными летчиками он прокладывал трассы над просторами советского Севера.
В экипаж майора Э.К. Пусэпа вошли второй пилот В.М. Обухов, штурманы С.М. Романов и А.П. Штепенко, бортовой техник и его помощник А.Я. Золотарев и С.Н. Дмитриев, стрелок носовой башни И.П. Гончаров, радисты Б.Н. Низовцев и С.К. Муханов, воздушные стрелки Д.М. Кожин, П.В. Сальников, Г.Ф. Белоусов и В.И. Смирнов.

19 мая на аэродром прибыл В.М. Молотов и сопровождающие его лица в количестве девяти человек.
Всех одели в меховые комбинезоны, выдали парашюты и кислородные приборы, проинструктировав как всем пользоваться. Стрелок–радист Д. Кожин должен был каждые 15 минут проверять состояние пассажиров, чтобы они не спали при надетой кислородной маске и случайно не перегнули подающую кислород резиновую трубку.
В 18ч. 40 мин. 19 мая самолет поднялся в воздух с аэродрома Быково, пересек линию фронта и территорию оккупированную немцами, а также два моря – Балтийское и Северное. Летели на предельной для самолета высоте, в кислородных масках. Чтобы не подвели двигатели, их поочередно отключали, чтобы дать им отдохнуть.
Приземлились на знакомом по прошлому полету аэродроме Тилинг. После церемонии встречи В.М. Молотов и члены делегации направились на автомашинах в город Данди, а оттуда на поезде в Лондон.
Переговоры по подписанию Договора с Англией проходили трудно.
У. Черчилль категорически отказывался подписывать договор, в который были включены территориальные проблемы о принятии наших послевоенных границ с Польшей и Румынией и о признании за нами территории Прибалтики.
Только после снятия с разрешения И.Сталина территориального вопроса договор 26 мая 1942 года был подписан Молотовым и Иденом.
Тем не менее, У.Черчилль не подписал Коммюнике о создании Второго фронта в 1942 году.
Но он был вынужден подписать этот документ позже, когда Молотов вернулся вновь в Лондон из США с Коммюнике, подписанным Рузвельтом.
Хотя при этом не изменил себе и “подсунул свинью”, в виде “Памятной записки”, в которой указал, что британская сторона не считает себя связанной обязательствами, изложенными в Коммюнике.

В ночь с 27 на 28 мая 1942 года ТБ-7 вылетел в США.
Полет ТБ-7 в США согласно ранее разработанному маршруту должен был пройти через Исландию и о. Ньюфаундленд.
Самолет ТБ-7 благополучно приземлился на аэродроме в Рейкьявике.
Следующая посадка должна быть на Ньюфаундленде. Англичане настойчиво рекомендовали экипажу приземлиться на аэродроме Гандер.
Однако один американский летчик, оказавшийся в то время в Рейкьявике, сказал Пусэпу: «Я знаю, кто с вами летит. Не стоит лететь на Ньюфаундленд, куда вам советуют британцы, - там всегда туман и вы можете разбиться. А в Гус-бее удачный климат, там вы точно удачно сядете». И он показал на карте месторасположение американской базы Гус-бей.
Э.Пусэп вспоминал: «Летели мы по трассе, которую утвердило командование, но летели осторожно и я убедился, что американский летчик был прав. Отвернув самолет от туманов, я сел в солнечном Гус-бее, что было полной неожиданностью для англичан».
После вылета из Гус-бее наш самолет сопровождал до Вашингтона (при полете через Канаду) американский В-17.

29 мая во второй половине дня ТБ-7 приземлился в Вашингтоне.
Переговоры в США прошли успешно.
11 мая 1942 года Посол СССР в США Максим Литвинов и Госсекретарь США Кордел Халл подписали Соглашение между Советским Союзом и США «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».
Также было подписано Коммюнике, в котором указывалось, что «при переговорах была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

Американские офицеры рассматривают советский бомбардировщик ТБ-7 (Пе-, доставивший в Вашингтон делегацию во главе с В.М. Молотовым

Американцы восторженно высказывались о нашем самолете и высоким мастерством его пилотов.
Восхищенный профессионализмом и мужеством советских летчиков президент США Франклин Рузвельт выразил желание встретиться, поблагодарить и лично пожать руки членам экипажа бомбардировщика.

Возвращение назад было также по этому маршруту.
Как вспоминал Э. Пусэп, англичане предложили экипажу возвращаться не прежним маршрутом, а через Африку и Иран. И когда В.М.Молотов обратился к Пусэпу, чтобы узнать его мнение, то он ответил ему, что в это время года над пустынями Северной Африки держится высокая температура, и моторы просто не выдержат.
Как видим англичане еще раз предприняли попытку “подложить свинью”.
Возвращение из Америки оказалось ещё труднее, самолёт попал в сложную метеорологическую обстановку между Ньюфаунлендом и Гренландией. Началось его обледенение, пропала связь. Летели вслепую.
Но благодаря мастерству штурмана А. П. Штепенко, которого сослуживцы звали “навигационным «богом», самолет ни разу не уклонился от правильного курса.
Утром 13 июня ТБ-7 благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве.

Так 75 лет назад закончился этот по праву исторический и весьма рискованный в условиях войны перелет ТБ-7 в Англию и США, в ходе которого были подписаны важнейшие документы по нашему сотрудничеству с союзниками в войне с фашистской Германией.
20 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза майору С. Асямову (посмертно) майорам Э. Пусэпу, С. Романову и А. Штеменко. Остальные члены экипажа также были удостоены государственных наград.



Просмотров