От чего зависит написание сложных прилагательных. Правописание сложных существительных и сложных прилагательных

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

АВТО

РАДИО

БИО

1. От сложных существительных:

АВИА

ФОТО

ЗОО

ПЕШ Е ХОДНЫЙ; ПАР О ВОЗНЫЙ

АЭРО

МЕТЕО

АГРО

2. Из сочетаний слов:

ВЕЛО

СТЕРЕО

НЕО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)

ДРЕВНЕРУССКИЙ (ДРЕВНИЙ РУССКИЙ)

МОНО

ЭЛЕКТРО

МИКРО

КИНО

ГИДРО

МАКРО

Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на –И:

3. В сочетании с наречием:

ГОРИЦВЕТ, СОРВИГОЛОВА

исключение: ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

ВЫСОКО ОБРАЗОВАННЫЙ;

БЫСТРО ТЕЧНЫЙ

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Сложные названия, термины:

1 . Качество с дополнительным оттенком:

ДИНАМО-МАШИНА,

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

КИСЛО-СЛАДКИЙ;

ГОРЬКО-СОЛЕНЫЙ

2. Составные названия политических партий и направлений:

2 . Однородные прилагательные (и,но,не только ):

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

АНГЛО-РУССКИЙ;

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ

3. Сложные единицы измерения:

3. Оттенки цвета:

ГРАММ-КАЛОРИЯ,

ТОННО-КИЛОМЕТР

ИССИНЯ-ЧЕРНЫЙ; МОЛОЧНО-БЕЛЫЙ

4. Первая часть оканчивается на –ико:

ФИЗ ИКО -МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

1.Газ...фикация, агр...промышленный, общественно (политическая), (общественно) полезный, (лиро) эпический, тысяч...летний, электростанция, сорок...кило метровый, сорок...ножка, (пол) километра, (пол) озера, (полу) тьма, (полу) кеды, (время) исчисление, (вице) президент, (выставка) продажа, (двухсот) (пяти) (десяти) летие, (ред) коллегия, (Ростов) (на) Дону, (школа) интернат, (блок) схема, (жар) птица.

2. (Дальне) восточный, (взаимо) выгодный, (военно) обязанный, (выше) указанный, (военно) полевой, (народно) хозяйственный, (зимо) стойкий, (траги) комедия, Комсомольск (на) Амуре, (мясо) молочный, (электро) снабжение, (высоко) идейный, (бледно) лиловый, (полу) финал, (научно) исследовательский, (чисто) шерстяной, (искренне) преданный, (пятнадцати) летний, (англо) русский, (жаро) понижающий.

3. (Горно) лыжный, (жизне) радостный, (много) миллионный, (глубоко) уважаемый, (чисто) русский, (тяжело) больной, (гоголь) моголь, (верти) хвостка, (весенне) полевой, (вице) консул, (водо) очистительный, (время) препровождение, (борт) проводник, иван (да) марья, (ясно) видящий, (всемирно) известный, (низко) поклонник, (иссиня) черный, (высоко) образованный, (пресс) конференция.

Проверьте себя

1. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) Наш спектакль, по()моему, всем понравился.

В) Биология, по()мнению моих одноклассников, мало кому пригодится.

С) Поступайте по()своему усмотрению.

D) Я, право()же, не хотел никого обидеть.

2. Укажите сложные слова со слитным написанием:

    мелко)калиберный, (бело)каменный, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (профессорско)преподавательский, (чисто)русский, (северо)западный

    военно(полевой), (мясо)молочный, (иссиня)черный, (англо)русский

3. Укажите сложные слова с написанием через дефис:

    (пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)

    (всемирно)известный, (чисто)русский, (общественно)полезный

    (зимо)стойкий, (чисто)шерстяной, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (дальне)восточный, (взаимо)выгодный,(выше)указанный

4. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) У меня диплом инженера()строителя

В) В XVIII веке мореплавателей манили не()открытые острова

С) На площади не расцвели (пол)газона роз

D) В залив входил (ледо)ход

Глоссарий

По-русски

Қазақша

In English

Бейбіт, тату

Миротворец

Бейбітшіл

Разрешение

Рұқсат, рұқсат қағаз

Саясаткер, саясатшы

Общественность

1) көпшілік; 2) әлеумет

Публичный

Бұқаралық; ашық

Общественные явления

Қоғам құбылыстары

Public phenomena

Почтенный, почтенный человек

Абыройлы; қария

Respectable, respectable person

Почтительный

Насыщенный

Қанық, қою

Задание на СРС:

Задание на СРСП:

Литература

    Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

    Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.- М.: «Русский язык». Курсы, 2006. - 336 с.

    Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 240 с.

    Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

    Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 224 с.

    Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

    Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

    Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

    Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

    Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз. Курсы, 2007. - 192 с.

    Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. -

2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Б ГУ, 2007. - 470 с.

    Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

    Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

    Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

    Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

    Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

Восстановите начальные реплики диалогов на основе ответных реплик.

1. - __________________________

    Я советую тебе поехать в Крым. Там прекрасные санатории, дома отдыха, море, горы, фрукты. Думаю, что там ты сможешь прекрасно отдохнуть.

2. - __________________________

    Мне трудно тебе что-либо посоветовать. Это не моя специ­альность.

Явный - явственный 136

1) такой, который открыто выражен, высказан, который известен, виден всем 136

2) такой, который очевиден, ясен для всех, понятен всем: 136

явственная борьба, необходимость, нужда, примета... 137

явственное желание, ощущение, противоречие, стремление, удовольствие 137

СТИХИ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 219

Молитва 225

Фотографии друзей 226

Грузинская песня 227

Вершина 230

В 1877 году Александр поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1882 году и получил приглашение остаться преподавать на кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он стал работать преподавателем физики, математики и электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний. 242

С 1901 года Попов - профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Также Попов был Почётным инженером-электриком (1899) и почётным членом Русского технического общества (1901). 243

В 1905 году учёный Совет института избрал А. С. Попова ректором. 243

Текст по специальности «Связь» 243

20. Александр Белл 243

Александр Белл – американский ученый, изобретатель и бизнесмен, основоположник телефонии. 243

Телефон, самое знаменитое из изобретений Белла, сделал его богатым. Но большая часть научных трудов и изобретений Белла была посвящена усовершенствованию средств общения для глухонемых. Он читал лекции и занимался с глухонемыми учениками, многих из которых научил говорить… 243

Александр Белл родился 3 марта 1847 года в шотландском городе Эдинбурге. В 13 лет Белл окончил Королевскую школу в Эдинбурге. А в 16 лет получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. Еще в Шотландии Белл начал интересоваться возможностью передачи сигнала по каналам электросвязи. 243

В 1876 году он получил патент, описывающий «метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Фактически речь шла о телефоне. 243

В 1877 году он вместе с двумя партнерами основал компанию «Белл телефон», а год спустя представил работу первого телефонного коммутатора. 243

Белл скончался 2 августа 1922 года в своём поместье близ города Баддек. После его смерти все телефоны Соединённых Штатов были отключены на минуту молчания в честь памяти Белла. 243

Можете ли вы рассказать о творениях природы, глядя на которые кажется, что их создал человек, а не стихия? Придумайте и разыграйте диалоги, в которых мож­но использовать пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать»

1. Ваш друг не знает, как и где провести летние каникулы. Вы советуете ему поехать в горы. Но он не соглашается с вашим советом.

2. У вас скоро отпуск. Обратитесь к своему другу за советом и узнайте у него, куда вам лучше поехать.

По мере того как усложняется наука и техника и расширяется область их применения, всё более усиливается и опасность их воздействия на природу, на организм человека. Од­на из этих опасностей состоит в том, что уровень шума в городах непрерывно повышается. По данным специалистов, в крупных городах он ежегодно увеличивается на один процент. Шум ока­зывает разрушительное воздействие на наше здоровье и на всю окружающую среду.

Длитель­ное интенсивное воздействие шума на человека ослабляет его нерв­ную систему. От шума сосуды головного мозга сужаются, что вы­зывает головную боль. Шум может ускорить развитие некоторых болезней. У человека от длительного воздействия шума понижа­ется слух и даже ухудшается зрение.

Ещё в прошлом столетии выдающийся учёный Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество вынуждено будет бо­роться с шумом так же решительно, как оно боролось с чумой и холерой. Это время уже наступило.

В некоторых городах для снижения уровня шума удачно ис­пользуют рельеф местности; автомобильные магистрали прокла­дываются по дну городских оврагов. Во многих городах строи­тельство новых заводов и фабрик осуществляется за чертой горо­да; туда же постепенно переносятся и старые заводы. Это в значи­тельной мере уменьшает шум на городских улицах.

Поиски путей борьбы с шумом продолжаются непрерывно. Снизить уровень шума, уменьшить его вредное влияние на чело­века - значит, в конечном итоге, укрепить здоровье человека, улучшить условия его жизни, увеличить её продолжительность.

(По материалам периодической печати)

Обеспокоить, обозлить - _______________________________

Отрицательная черта - _______________________________

Переполненность -_______________________________

Ненавистный - _______________________________

Достоинство- _______________________________

Чувствовать беспокойство - _______________________________

Остановиться и стоять не по своей воле –_______________________________

Подталкивать сзади -_______________________________

Транспортная проблема:

Криминальная ситуация:

Социальные проблемы:

Экологические проблемы:

Грамматический комментарий

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Тема:

Правописание сложных имён прилагательных.

Цель:

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.

Задачи:

  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

Оснащение урока:

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  • Карточки-задания

Ход урока:

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Послушайте текст:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

О каких людях шла речь в тексте?

Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – (курносый)
  • Голубые глаза – (голубоглазый)
  • Широкие плечи – (широкоплечий)
  • Красные щеки – (краснощекий)
  • Радуется жизни – (жизнерадостный)
  • Любит себя – (самолюбивый)

Что объединяет все эти слова? (способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

Д.Дидро

Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Комментарии обучающихся.

Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Проверяем (ответы групп)

(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)

Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут.

  1. Работа в группах по изучению материала урока

1 группа

  1. Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.
  2. Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:

Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).

2 группа

Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206.

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный
паровозный

  1. из сочетаний слов :

железнодорожный (железная дорога)
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием :

высокообразованный
быстротечный

Примеры

Раздельно

  1. качество с дополн. оттенком :

кисло-сладкий
горько-соленый

  1. оттенки цвета :

иссиня-черный
молочно-белый
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только) :

англо-русский
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на - ико :

физико-математический

3 группа

  1. Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные *** пишутся слитно: белокаменный от белый камень ; вагоноремонтный от ремонт вагонов ;

Сложные прилагательные *** пишутся через дефис:

бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый .

Сложные прилагательные, обозначающие *** пишутся через дефис.

головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
семилетний
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
черноволосый
черноглазый

безнадёжно-печальный
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
дворцово-парковый
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький

блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый

  1. Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент, интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы.

Проверим, что у вас получилось в ходе работы.

1 группа - связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно, демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.

  1. Организация самооценивания, обобщение изученного

Практическое применение учебного материала

На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете в команде (игра «Знатоки» ).

Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды (можно воспользоваться словарём).

Высоко-: высоковитаминный;

Глубоко-: глубокоуважаемый;

Мелко-: мелкозернистый;

Узко-: узкоспециальный;

Много-: многоотраслевой;

Толсто-: толстоногий;

Густо-: густонаселённый;

Крупно-: крупнопанельный;

Круто-: крутоизогнутый;

Остро-: остродефицитный;

Чисто-: чистошерстяной;

Выше-: вышеуказанный;

Ниже-: нижеподписавшийся.

Задание № 2 группе. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель

Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотистосерых, с нежными белыми краями.

Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...

Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто-серых, лёгких, бледно-лиловый, земледелец.

Подведение итога работы.

Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных прилагательных, о которых узнал и на уроке.

Объявление результатов.

  1. Домашнее задание

Выучить материал сегодняшнего урока.

По выбору :

Составить словарный диктант (20 слов).

Подготовить презентацию к теме урока.

Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.


  • 1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные от пишущихся слитно сложных существительных, например: железобетонное сооружение (ср. железобетон), паровозное депо, велогоночный спорт, лесостепная полоса.
  • 2. Пишутся слитно сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому или по способу согласования {сельскохозяйственный, ср. сельское хозяйство), или по способу управления {машиностроительный, ср. строительство машин), или по способу примыкания {глубокоуважаемый, ср. глубоко уважать), например: народнохозяйственный план (народное хозяйство), правобережная равнина (правый берег), сложносочиненное предложение (сложное по способу сочинения), железнодорожный состав (железная дорога), среднесуточная температура (средняя за сутки), деревообделочный цех (обделка дерева).
  • 3. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов или выражений в книжном языке. У некоторых из них первая часть образуется словами высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, быстро-, остро-, плоско-, тонко-, круто-, крупно-, сильно-, слабо-, выше-, ниже- и т.п., которые не выступают в роли самостоятельного члена предложения (например, высокообразованный). Перестановка частей внутри таких слов приводит к разрушению их терминологического характера; ср.: тяжелораненый солдат - раненный тяжело солдат. Часто наличие пояснительных слов свидетельствует о том, что перед нами свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово, например: тяжело раненный осколком снаряда солдат", ср. также: малоизученные острова - до сих пор мало изученные острова. Играет роль также порядок слов: причастие с наречием (причастный оборот) обычно находится после определяемого существительного; ср.: скоропортящиеся продукты - продукты, скоро портящиеся в летнее время. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в сложных словах ставится одно ударение (иногда с добавочным побочным ударением на первой части), а в словосочетаниях - два самостоятельных ударения; ср.: быстрорастущие декоративные кустарники - быстро растущие молодые кадры.

Не вызывает сомнений написание сложных прилагательных, одна из частей которых не употребляется как самостоятельное слово, например: общепонятный (первая часть самостоятельно не употребляется), узкогрудый (вторая часть не существует в языке как самостоятельное слово). В таких словах в качестве первой части нередко используются элементы верхне-, нижне-, древне-, обще-, средне-, ранне-, поздно- и т.п., например: нижнесаксонский, древневерхненемецкий, общенародный, общеупотребительный, среднеазиатский и др.

Среди слитно пишущихся сложных прилагательных часто встречаются следующие: вечнозелёный, геологоразведочный, дикорастущий, индокитайский, конноспортивный, крупнопанельный, легкоподвижный, легкораненый, легкорастворимый, малоисследованный, машиноремонтный, многоотраслевой, нижеподписавшийся, низкооплачиваемый, обоюдоострый, остродефицитный, первобытнообщинный, плодовоовощной, сильнодействующий, свежескошенный, труднопроходимый, труднорастворимый, тяжелораненый, узкоспециальный, хлебопекарный, хлопчатобумажный, церковнославянский, широкодоступный, широкопредставительный, южнокавказский, яйцезаготовительный.

4. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием, например: социал-демократическая партия, вице-президентский пост, юго- западный ветер, норд-остовое направление.

Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно, например: антисоциалдемократические выступления.

  • 5. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии или двух фамилий, например: вальтер- скоттовский стиль, жюлъ-верновские романы, бойлъ-мариоттовский закон.
  • 6. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями сложного прилагательного в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но, например: торгово-промышленный капитал (ср. торговый и промышленный капитал), беспроцентно- выигрышный заем (ср. беспроцентный, но выигрышный заем).

Первой частью сложного прилагательного этого типа может быть или имя существительное, или имя прилагательное; ср.: приёмосдаточный пункт (прием и сдача), весенне-летний сезон (весенний и летний), погрузо-разгрузочные работы (погрузка и разгрузка), шахматно-шашечные соревнования, англо-японские отношения,русско- немецко-французский словарь.

7. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, например:

Военно-медицинская академия (ср. Военная медицинская академия), сравнительно-исторический метод (ср. сравнительный исторический метод), добровольно-спортивные общества (ср. добровольные спортивные общества).

Прилагательные этого типа часто начинаются с основы массово- (.массово-физкультурный ); народно- (народно-демократический, народно-поэтический, но прилагательное народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство)", научно- (научно-исследовательский, научно-популярный и т.п.); учебно- (учебно-методический, учебно-производственный и т.п.).

Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают неоднородные признаки, пишутся слитно, например: древнегреческая (культура), новогреческий язык (ср. новый греческий язык), древнерусская письменность, старорусские обряды, старославянские книги.

8. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком, например: горько-солёная вода (т.е. соленая с горьким привкусом), добродушно-хитрая улыбка (т.е. хитрая с оттенком добродушия).

Особенно много таких прилагательных встречается в языке художественной литературы, например: тревожно-грустные глаза, холодно - равнодушный взгляд, мужественно-суровый вид.

  • 9. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, например: тёмно-синий, ярко-красный, чёрно-бурый (но: чернобурка - лиса), иссиня-чёрный.
  • 10. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные терминологического характера (ср. и. 3) независимо от типа образования (выражающие равноправные понятия, обозначающие неоднородные признаки, указывающие на качество с дополнительным оттенком), например: атомно-молекулярный, буржуазно-демократический, мясомолочный, физкультурно-спортивный, электронно-вычислительная (техника).

Через дефис пишутся также сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико, например: диалектике -материалистический, историко-архивный, критико-библиографический и др. (не следует смешивать их со словами с первой основой велико-, которые пишутся слитно, например: великодержавный, великосветский и т.п.).

Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т.п., например: вертикально-фрезерный, горизонтально-фрезерный, поперечно-горизонтальный и т.д.

Примечание. Так называемый висячий дефис (см. § 40) употребляется и при сложных прилагательных, например: картофеле- и хлопкоуборочные комбайны, двенадцати- и тринадцатилетние подростки, древне- и новогреческий языки.

11. Пишутся через дефис с прописных букв в составных частях сложные прилагательные, входящие в состав географических или административных названий и начинающиеся с основы восточно-, запад- но-, северно- (северо -), южно- (юго -), например: Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Северо-Германская низменность, Южно-Австралийская котловина (см. также § 21, и. 4).

Однако в нарицательном значении эти прилагательные пишутся слитно со строчной буквы; ср.: Сибирская низменность - северосибирская тайга, Южно-Уральская железная дорога - южноуральская растительность.

  • 12. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные, образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например: литературно-художественное произведение (ср. произведение художественной литературы).
  • 13. Следует отличать сложные прилагательные, которые пишутся слитно или через дефис (см. ранее), от словосочетаний, состоящих из наречия на -о(-е) и прилагательного или причастия и пишущихся раздельно.

Например, сопоставляя сочетания промышленно-транспортные отделы и промышленно развитые страны, отмечаем в первом из них наличие сложного прилагательного промышленно-транспортные, а во втором - наличие словосочетания промышленно развитые со значением: в каком отношении развитые?

Наречие на в рассматриваемых словосочетаниях может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: умеренно теплый климат, максимально сжатые сроки.

Чаще всего первым элементом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, неизменно, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, умеренно, чисто, явно и др.

Например: абсолютно ясный вывод, жизненно важное решение, максимально близкие сроки, неизменно дружеские встречи, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, чисто французское произношение, явно неудачное сравнение, необычайно яркие краски, художественно значимая деталь, безупречно честный юноша, ослепительно белый снег, подчеркнуто контрастное сопоставление, удивительно живые глаза, невозмутимо спокойный тон, строго логические доказательства, принципиально новое предложение, празднично нарядный костюм, хозяйственно полезная деятельность, исконно русское слово, всемирно известный музыкант (но: всемирно-историческое значение), резко континентальный климат и др.

Наречия на -ски в сочетании с прилагательным характеризуют признак путем уподобления и пишутся отдельно, например: детски доверчивые глаза, фанатически преданный человек, энциклопедически образованный учёный, теоретически важный вопрос, практически ценное открытие и др.

  • You edited the file

Online Friends

Quick Settings

Show your status to all

Do you need them?

Enable/Disable access

Today

$996

  • New sale! + $249

  • New sale! + $129

  • New sale! + $119

  • New sale! + $499

Yesterday

$765

  • New sale! + $249

  • Product Purchase - $50

  • New sale! + $119

  • Paypal Withdrawal - $300

  • New sale! + $129

  • New sale! + $119

  • New sale! + $499

Русский язык в афоризмах
Векшин Николай Л.

§ 26. Правописание сложных прилагательных.

ПРАВИЛО-1. Сложные прилагательные пишутся слитно в следующих случаях:

а) когда они образованы от сложных существительных;

б) когда они образованы из сочетаний слов, которые по своему значению подчинены один другому;

в) когда они употребляются в качестве терминов или «книжных штампов»;

г) когда они состоят из частей, хотя бы одна из которых по-отдельности не употребляется;

д) когда их первая часть (обычно: высоко-, низко-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, выше-, ниже- и т. п.) не выступает в роли самостоятельного члена предложения.

ПРИМЕРЫ:

а) агротехнический ;

б) древнегреческий ;

в) крупноблочный ;

г) общепонятный (первая часть не существует как отдельное слово);

д) высококвалифицированный .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: при отсутствии терминологического значения может реализоваться раздельное написание.

ПРИМЕР: дико растущая на склонах гор трава (но: дикорастущая трава ).

СНОВА ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сложные прилагательные, в состав которых в качестве первого элемента входит наречие и которые пишутся слитно, следует отличать от словосочетаний, состоящих из наречия и прилагательного, которые пишется раздельно.

ПРИМЕР: высокохудожественный , но: общественно опасный .

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, раскрывая скобки. Придумайте краткое сочинение с некоторыми из слов.

(Звуко) изоляционные, (ложно) классическая, (вагоно) ремонтный, (горно) спасательная, (естественно) исторические, (железно) дорожное, (машино) строительный, (мелко) буржуазная, (народно) хозяйственный, (средне) годовой, (трудо) способный, (чугуно) литейный, (вечно) зеленые, (гладко) ствольное, (мало) вероятный, (много) сторонний, (остро) дефицитный, (узко) ведомственные, (чисто) шерстяной, абсолютно (необходимое) условие, безупречно (вежливое) обращение, ангельски (кроткое) лицо, химически (чистое) вещество.

ПРАВИЛО-2. Сложные прилагательные пишутся с дефисом в следующих случаях:

а) если они образованы от сложных существительных, содержащих дефис;

б) если они образованы от сочетаний имен и фамилий или двух фамилий;

в) если они образованы от основ, обозначающих равноправные понятия, между которыми можно по смыслу вставить союз и или но ;

г) если они обозначают качество с дополнительным оттенком;

д) если они обозначают оттенки цветов;

е) если они входят в состав сложных географических или административных названий, начинающихся с основы восточно-, западно- и т. п.;

ж) если их первая часть образована существительным, а вторая – прилагательным;

з) если их первая часть, образованная иноязычным словом, заканчивается на – ико .

ПРИМЕРЫ:

а) дизель-моторный ;

б) лев-толстовский стиль;

в) беспроцентно-выигрышный заем;

г) кисло-сладкий ;

д) серовато-зеленоватый ;

е) Восточно-Европейская равнина;

ж) литературно-художественный ;

з) химико-технологический .

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, раскрывая скобки.

(Иваново) вознесенские ткачихи, (Нью) йоркские небоскребы, (вальтер) скоттовские романы, (выпукло) вогнутая линза, (желудочно) кишечный тракт, (кожевенно) обувная промышленность, (красно) (бело) синий флаг, (лично) командное первенство, (отчетно) выборная кампания, (ремонтно) техническая станция, (англо) (испано) (немецко) русский словарь, (сдельно) премиальная оплата, (сердечно) сосудистая система, (торгово) промышленный комплекс, (целлюлозно) бумажная промышленность, (бесцветно) бледные оттенки, (горько) соленая вода, (добродушно) хитрая усмешка, (желчно) раздраженный тон, (мужественно) суровый вид, (раскатисто) громкий голос, (уныло) серый цвет, (бледно) розовый, (бутылочно) зеленый, (золотисто) желтый, (пепельно) серый, (черно) бурый, (ярко) красный, (Западно) Сибирская низменность, (Южно) Африканская Республика, (историко) филологический факультет, (словарно) технические издания.

Похожие главы из других книг

Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс Пасхалов Анатолий

Занятие 26 Преданность прилагательных В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится указание на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.

Русский язык в афоризмах Векшин Николай Л.

§ 25. Правописание сложных существительных. ПРАВИЛО-1. Сложные существительные пишутся слитно, если их первую часть образуют следующие элементы: авиа-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, макро-, микро-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро-. ПРИМЕРЫ: микроскоп, радиоволны. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: слитное написание сохраняется вне зависимости от количества указанных элементов в слове.

Русский язык в афоризмах Векшин Николай Л.

§ 26. Правописание сложных прилагательных. ПРАВИЛО-1. Сложные прилагательные пишутся слитно в следующих случаях: а) когда они образованы от сложных существительных; б) когда они образованы из сочетаний слов, которые по своему значению подчинены один другому; в) когда они употребляются в качестве терминов или «книжных штампов»; г) когда они состоят из частей, хотя бы одна из которых по-отдельности не употребляется;

Русский язык в афоризмах Векшин Николай Л.

§ 34. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных. ПРАВИЛО-1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн, а в кратких страдательных причастиях – одно н. ПРИМЕР: проверенные работы – работы проверены. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа.

Самоучитель чеченского языка Алироев Ибрагим Юнусович

23. О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В чеченском языке различаются зависимые и независимые прилагательные, первые выступают в роли определения, а вторые - в роли подлежащего или дополнения и образуются с помощью суффикса -ниг, например: кІайниг - белый, Іаьржаниг - черный, диканиг - хороший. Зависимые прилагательные всегда стоят перед определяемым словом: коран бІаьрг - оконное стекло, неІаран тІам - дверная ручка.

Самоучитель чеченского языка Алироев Ибрагим Юнусович

25. ЕЩЕ РАЗ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И МЕСТОИМЕНИЯХ Склонение имен прилагательных Качественные прилагательные имеют два типа склонения: зависимое и независимое. Независимое (субстантивированное) качественное прилагательное имеет различные окончания во всех падежах обоих чисел, а зависимое имеет лишь две падежные формы: одну для именительного падежа обоих чисел, другую - для всех косвенных падежей обоих чисел.

Русский язык и культура речи Зубкова А С

23. Правописание имен прилагательных Окончания имен прилагательных. 1. В м. р. в винительном падеже ед. ч. пишется окончание -ым или -им (каким?), а в предложном падеже – -ом или -ем (каком?), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним ветром; писать (о каком?) теплом, осеннем дне.

Егорова Наталия Владимировна

Тест 18. Правописание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Вариант 1 А1. В каком слове НЕ является частью корня? □ 1) небрежный □ 2) неприятный □ 3) неинтересный □ 4) невысокий А2. В каком примере НЕ пишется слитно? □ 1) собака (не)злая, а добрая □ 2) Что-то вид у тебя (не)хорош. □ 3) нисколько (не)привлекательный □ 4) вовсе (не)умён

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 18. Правописание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Вариант 2 А1. В каком слове НЕ является частью корня? □ 1) неглупый □ 2) неряшливый □ 3) неяркая □ 4) невесёлый А2. В каком примере НЕ пишется слитно? □ 1) очень (не)красивый □ 2) (не)лёгкий, а тяжёлый □ 3) ничуть (не)вкусный □ 4) (не)здоров, а болен

Тест 11. Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями Вариант 2 А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е? □ 1) рассе..нные ветром тучи □ 2) тесто замеш..но □ 3) потер..нный ключ □ 4) пожелания выслуш..ны А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

Русский язык и культура речи: Шпаргалка Автор неизвестен

51. УДАРЕНИЕ В ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами – ив-, – лив-, – чив-, – им-, – н-, – альн-, – ельн-, – ист– ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы: красИвый – красИв, красИва, красИво, красИвы; говорлИвый – говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы; устОйчивый – устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы и т. д.

Искусство управления IT-проектами Беркун Скотт

Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.


Просмотров