Осуществляется защита прав человека рф. Способы защиты прав и свобод человека в россии

Какие организации защищают права человека?

Ответ редакции

​10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Принятый документ председатель Комиссии ООН по правам человека, Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Рузвельта , назвала Великой Хартией вольностей для всего человечества.

Всеобщий договор о правах человека

Праздновать этот день начали с 1950 года после того, как Генеральная ассамблея приняла резолюцию, призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — гласит первая статья Декларации прав человека.

Всего в документе 30 статей. Они подчёркивают принципы достоинства, свободы, равенства и братства, провозглашают право на жизнь и запрет рабства, определяют права гражданина в обществе, определяют социальные, экономические и культурные права, провозглашают духовные, общественные и политические свободы, такие как свобода вероисповедания и свобода ассоциаций.

В 1948 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН Декларацию поддержали большинство стран-участниц, и лишь 10 стран воздержались или голосовали против. Среди последних был и Советский Союз. Только после присоединения СССР в 1976 году к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР формально вошёл в круг стран, которые признавали и обязывались соблюдать права человека.

Декларация переведена более чем на 300 языков мира, она стала одним из самых распространённых текстов в мировой истории. Во многих конституциях государств, в первую очередь, тех, которые принимались после Второй мировой войны, в той или иной форме присутствуют идеи первой статьи Декларации.

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека. Фото: Commons.wikimedia.org

Какие организации стоят на защите прав человека?

Организация объединённых наций (ООН) ведёт диалог со всеми правительствами в целях обеспечения прав человека, защищает права человека в рамках всей системы ООН.

ЮНЕСКО — оказывает содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

ЮНИСЕФ — обеспечение мирной жизни для всех детей планеты.

Международная организация труда (МОТ) — улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости, раскрытие потенциала рабочей силы, развитие социальных институтов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — Совет Европы — защита прав человека и демократии, помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Европейский суд по правам человека — главный юридический институт Европейского сообщества. Рассматривает споры, сторонами в которых могут быть члены Сообщества и частные лица.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — контроль над вооружениями, мирное урегулирование конфликтов, защита прав человека, контроль над проведением выборов, обеспечение экономической и экологической безопасности.

Врачи без границ — защита и реализация права человека на получение медицинской помощи. Работает в районах, захваченных повстанцами, вне зависимости от политики официальных властей.

Human Rights Watch — проведение исследований ситуации в области прав человека в 70 странах по всему земному шару.

Всемирная организация против пыток (World Organization Against Torture) — борьба против применения пыток и других форм бесчеловечного обращения с людьми.

Amnesty International — выступает за соблюдение международных стандартов, оказывает давление на лиц, нарушающих права человека.

Как празднуют День прав человека в России?

10.12.1990. Манифестанты на Пушкинской площади во время массовых акций в День защиты прав человека. Фото: РИА Новости / Игорь Михалёв

Начиная с 1977 года правозащитники в Международный день прав человека проводят на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания». Также в этот день российским журналистам вручается Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Как правило, в этот день проходят митинги, посвящённые событиям в стране и мире, которые вызывают сильный резонанс в обществе как несправедливые, негуманные и унижающие достоинство людей.

Любой гражданин имеет нераздельное право на защиту своей жизни, свободы, здоровья и других аспектов жизнедеятельности.

Реализовывать защиту своих прав возможно любыми способами, не нарушающими закон. При этом стоит знать несколько важных моментов, которые помогут при обращении за законным оспариванием действий по нарушению прав и интересов.

Как защитить права человека?

Права человека и его свобода гарантируются законами демократических государств, в обязанность которых входит их признание, последующее соблюдение и защита. Действуя в рамках правопорядка, любой человек может отстаивать свои права. Рассмотрим основные виды и формы защиты.

Как защитить свои права. Доктор исторических наук Щербинин П.П.

Административные способы защиты.
Административная форма защиты предполагает право гражданина обратиться с жалобой на деятельность должностного лица или конкретного государственного органа в вышестоящие инстанции. Если причиной нарушения человеческих прав была неграмотность чиновника, то его руководитель может отменить принятое им решение.

К данной форме защиты относится контроль прокуратуры за законным выполнением своих обязанностей исполнительной властью. Прокурорский надзор – это эффективный способ защиты прав граждан от любых нарушений существующей власти. Работники прокуратуры обязаны принимать меры и осуществлять ревизии, связанные с заявлениями жалующихся.


Судебная форма защиты. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту, в которую входит охрана от покушения на жизнь и составляющие здоровья, личную свободу, имущество достоинство и честь. Перед решением пойти в суд, стоит обратиться к адвокату . В России существует три ветви судовой системы:

Как защитить свои права в суде?

1. Конституционные суды;
2. Городские и суды субъектов РФ;
3. Арбитражные: суды субъектов РФ, федеральные, высшие.


Средства судебной защиты:

Претензии. Относятся к досудебным средствам защиты и являются юридическим уведомительным поступком.

Иски. В юридической литературе называются универсальными судебными средствами защиты. Имеют две составляющие: процессуально-правовую и материально-правовую. С помощью иска можно защитить права при увольнении , права собственности, право потребителя и многое другое.

Различные представления, акты жалоб и заявлений.

Как еще можно защитить права человека?

Граждане России могут рассчитывать на помощь таких организаций:

Институт Уполномоченного по правам человека. Был создан в 1993 году. Основная деятельность – отстаивание прав граждан, в первую очередь, при отношениях с государством.

Комиссия по правам человека при Президенте. Комиссия занимается подготовкой указов, распоряжений и обращений Президента по вопросам защиты прав граждан, вносит предложения по улучшению данной системы, регулирует вопросы, участвует в подготовке международных договоров, обеспечивающих защиту прав.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во - главном правозащитном документе ООН . Из гражданско-политических прав (ст. 3 - 21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли , свободу совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22 - 27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.


(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. Национальное законодательство по правам человека.

4. Проблема защиты прав человека - неоднозначность понимания прав человека в разных культурах.

2. Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

Ответ :

Гражданско - политические и социально - экономические права человека

Гражданско - политические права: право на свободу мысли , совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Социально - экономические права: право на социальное обеспечение.

Предполагает гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, во-вторых, социальные пособия. Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Кроме того, элементом социального обеспечения является система социальной защиты населения. Специализированные органы, реализующие функцию социальной защиты, существуют в системе органов местного самоуправления. Наряду с этими формами социального обеспечения Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

3 . Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? Проиллюстрируйте её конкретным примером.

Ответ :

Главная проблема защиты прав человека связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций.

Пример: в споре о допустимости абортов: защитники абортов - право беременной женщины на свободу и безопасность (Запад), противники абортов - право нерожденного человека на жизнь (мусульманские страны).

Равноправие является одним из существенных элементов демократии (признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом; равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений), а в Египте и Бахрейне муж может в аэропорту официально запретить жене покидать место жительства, после чего она не имеет права лететь куда-либо. В Сирии такая же ситуация. В Ираке, Ливии, Иордании и Марокко жена должна иметь письменное разрешение мужа для того, чтобы покинуть страну, причем муж может запретить ей это делать без объяснения причины. В Саудовской Аравии женщина должна иметь письменное разрешение ближайшего родственника мужского пола для того, чтобы не только вылететь в другую страну, но даже просто перемещаться внутри государства.

4. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образования детей и взрослых в области прав человека.

Ответ :

1. Знание об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка.

2. Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека будут соблюдаться во всём мире.

3. Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

5. Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?

Ответ :

- Права человека отражают равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

Они зафиксированы в международных документах и в конституционных документах каждого государства.

6. Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.

Ответ :

Система защиты прав человека включает:

а) судебную защиту;

б) несудебную защиту (Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.);

в) деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:

Функции: 1) восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

2) совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;

Право на судебную защиту провозглашено ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Обязанность рассматривать обращения граждан, возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего, это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правило подсудности.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями З.п.ч. являются , прокуратура, другие . Многое зависит от самого человека, знания им своих прав, средств и способов их защиты.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями З.п.ч. являются суд, прокуратура,… … Юридическая энциклопедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтимому Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men) политический памфлет, написанный в 1790 году британской… … Википедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтенному Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men … Википедия

    ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЗАЩИТА - ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - (defence of human rights and freedoms of man and citizen) предусмотренная Конституцией РФ (статьи 17 64, 71) и соответствующими законами охрана, ограждение широкого круга прав и свобод, гарантии их соблюдения и исполнения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Израильская общественная организация, выступающая в защиту гражданских прав и свобод израильского общества. Содержание 1 Эмблема комитета 2 История создания комитета 3 Работа … Википедия

    Комитет в защиту демократии и прав человека израильская общественная организация, выступающая в защиту гражданских прав и свобод израильского общества. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Глава правления Мартыненко Олег Анатольевич … Википедия

    Международная федерация за права человека (FIDH) Членство … Википедия

Книги

  • , Капицын В.М. Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Бакалавриат Издатель: ИНФРА-М , Производитель: ИНФРА-М ,
  • Защита прав человека в политике государств: сравнительный анализ. Учебное пособие , Капицын В.М. , В учебном пособии рассмотрены механизмы, создаваемые государством для защиты прав человека. Такие механизмы становятся частью политики государств, в которую включаются не только деятельность… Категория: Учебники: доп. пособия Серия: Бакалавриат Издатель:

Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Всеобщей Декларации ) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. Обществоведы указывают, что этот перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.)

Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации . Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации , поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См . ФЕОДАЛИЗМ .)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка . Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции . Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Эволюция систем защиты прав человека.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными . Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Проблемы защиты прав человека.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов – право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов – право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Первоначально это противоречие было актуально в контексте борьбы между либеральной и коммунистической идеологиями. Считая коммунистические идеи враждебными концепции прав человека, западные политики, начиная с конца 1910-х, должны были либо мириться с коммунистической пропагандой во имя принципов свободы, либо осуществлять против сторонников левых идей репрессии, оправдывая явное нарушение прав человека интересами «национальной безопасности». Когда в 1970–1990-е коммунистическая идеология фактически самоликвидировалась, актуальность борьбы с ней резко снизилась.

С 1980-х главным препятствием глобальной реализации концепции прав человека стал набирающий силу исламский фундаментализм . Умеренные исламисты требуют защиты «культурной исключительности» мусульман, образ жизни которых предполагает приниженное положение женщин, политический авторитаризм, запрет на высказывание антиисламских воззрений и т.д. Радикальные исламисты вообще провозглашают необходимость уничтожения западной цивилизации, допуская в борьбе с ней любые средства (включая террористические). Западное общество пока не выработало стратегии борьбы с исламистами, которая бы не требовала систематических нарушений прав человека. Поэтому когда в 2000-е американская армия провела операции в Афганистане и в Ираке по свержению исламистских режимов, нарушающих права человека в своих странах и активно поддерживающих исламистских террористов, то это вызвало не только резко негативную реакцию во всем исламском мире, но и очень критические оценки со стороны многих европейских стран (особенно, Франции и России).

Реализацию концепции прав человека затрудняет то, что и многие западные страны придерживаются ее не всегда последовательно. Например, США позиционируют себя как главного защитника прав человека в мировом масштабе, однако сами систематически допускают многие нарушения. В Америке до сих пор применяется смертная казнь, которая в большинстве стран Европы признана бесчеловечным наказанием; критикуя СССР в 1960–1980-е за ограничения для желающих эмигрировать, США начали в 1980–1990-е усиливать ограничения для иммигрантов. В результате борьба стран Запада за права человека часто критикуется как политика «двойного стандарта», когда от менее развитых стран требуют заботиться о правах человека сильнее, чем это делают сами развитые страны. От непоследовательности западных правительств несут урон и представители правозащитных движений, которым при выполнении их миссии часто приходится принимать общие упреки в адрес Запада.

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Права человека в России.

На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.

Когда после петровских реформ началась системная модернизация российского общества, в сознание российских интеллектуалов проникла и идея неотъемлемых прав человека. Например, критика крепостного права, начиная с Радищева, велась главным образом на основе аргументов о «противоестественности» отсутствия личной свободы у значительной части подданных.

Но во второй половине 19 в. среди отечественной интеллигенции стали доминировать социалистические идеи, которые требовали защиты прав не каждого человека, а представителей определенных классов (крестьянства или пролетариата). Знаменитый процесс В.Засулич (1878), положивший начало массовому революционному террору, показал парадоксальность понимания в России прав человека: с одной стороны, у общественности вызвало одобрение, что революционерка покарала градоначальника Трепова за телесные наказания политического заключенного; с другой стороны, оправдание покушавшейся на убийство показало, что общественность не считает достойным защиты право на жизнь царского «сатрапа».

После революции 1917 идея защиты права человека оказалась полностью вытеснена классовым подходом и политической целесообразностью. Во время репрессий против различных «врагов народа» стало нормальным осуждение людей не за личную вину, а только за принадлежность к определенной группе (священнослужителей, кулаков, «старой» интеллигенции, родственников ранее осужденных).

Второе рождение в нашей стране идеи защиты прав человека произошло в 1960-е, в условиях критики культа личности Сталина, официально провозглашенной разрядки напряженности и ослабления репрессий против тех, кто выражал несогласие с действиями правительства. В 1970 по инициативе В.H.Чалидзе образовался Комитет прав человека в СССР, в который вошли А.Д.Сахаров и И.Р.Шафаревич. После Хельсинских соглашений 1975, когда СССР официально обязался соблюдать права человека, в стране возникло несколько групп «содействия выполнению Хельсинских соглашений», которые стали собирать материалы о систематическом нарушении в стране прав человека.

Уже в 1970-е четко выявилась органическая слабость российского правозащитного движения: оно не имело сколько-нибудь массовой опоры внутри страны и было вынуждено реально апеллировать ни к собственному народу, а к зарубежной общественности. Для подавляющего большинства россиян существенное значение имели социально-экономические права, в то время как современная западная традиция отдает приоритет скорее гражданско-политическим правам. В результате выдвигаемые правозащитниками требования соблюдать провозглашенные Конституцией свободы совести, собраний, право на миграцию и т.д. вызывали интерес главным образом у зарубежных корреспондентов. Правозащитное движение постепенно превращалось в защиту прав самих весьма немногочисленных правозащитников, подвергавшихся арестам, заключению в лагерях и «психушках», принудительной высылке за рубеж и т.д.

Когда в конце 1980-х был провозглашен курс на реформирование советского строя, это привело к кратковременному подъему авторитета правозащитников (особенно А.Д.Сахарова) как интеллектуальных лидеров борьбы с «тоталитарной диктатурой». Однако уже в начале 1990-х их авторитет резко упал: в условиях затяжного социально-экономического кризиса гражданско-политические права по-прежнему не имели для россиян особой ценности. Будучи вынужденными ориентироваться на поддержку с Запада, российские правозащитники многими воспринимаются как западные агенты влияния. Хотя концепция защиты прав человека приобрела официальный статус (есть специальные представители президента по правам человека), но и в 2000-е сохраняется отрыв правозащитной деятельности от умонастроений большинства российских граждан. Для того чтобы российское правозащитное движение завоевало авторитет, оно, видимо, должно качественно изменить приоритеты и формы своей деятельности.

Юрий Латов

Литература:

Глушкова С.И. Права человека в России. Теория, история, практика . М., 2004
Доклад «Международной Амнистии» 2005 – права человека в современном мире . М., 2005
Интернет-ресурсы:
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека : http://www.sovetpamfilova.ru/
Декларация прав человека и гражданина (1789): http://www.hro.org/docs/ilex/6/6_5.htm
Билль о правах (1789): http://mn-gazeta.ru/vsp/bill_rus.htm
Права человека в России : http://www.hro.org/



Просмотров