Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений. Знания, умения, навыки (ЗУН)

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

2002 г.

ТРИЗ организация «Восхождение»,

Россия, МО, 140185,
г. Жуковский, а/я 272
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Материал V-ой региональной научно-практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ» 24-26 июня 2002г.,
г. Челябинск.

Актуальность.

Растет динамика изменений в различных областях жизнедеятельности человека. Стремительно меняются геополитические, экономические, социальные и другие условия. Наблюдаются процессы активной трансформации общественных ориентиров и жизненных ценностей. Естественно, эти изменения не обходят стороной и систему образования, испытывающую сегодня значительные трудности в реализации возложенной на нее социальной функции. Каковы причины возникновения проблем в системе образования? Где выход из сложившейся ситуации? Каков перспективный путь развития системы образования? Ответы на эти вопросы и предлагается рассмотреть в этом материале.

Ключевая проблема современного образования.

Существенное рассогласование между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества — одна из особенностей современного состояния системы образования.

Система с трудом обеспечивает оперативность жизненно важного для общества образования. Результатом данного рассогласования является наличие у системы образования множества проблем, вытекающих одна из другой, например:

  • неактуальность предлагаемого образования;
  • отсутствие мотивации обучающихся к образованию;
  • падение дисциплины;
  • снижение уровня и качества образования;
  • падение рейтинга системы образования;
  • снижение обеспечения системы образования ресурсами: финансовыми материальными, человеческими, управленческими, информационными и др.

Таким образом, одной из ключевых проблем современной системы образования является рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу образованием.

Анализ проблемы.

С целью поиска решения задачи рассогласования между предлагаемым и необходимым образованием, попробуем разобраться в этой проблеме.

Для начала приведем определение понятия «образование», записанное в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), на которое в дальнейшем будем опираться.

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» .

Из определения следует, что образование есть совокупность двух составляющих: воспитания и обучения . Тогда формулы процесса и результата образования могут быть представлены в следующем виде:

Формула процесса образования:
Образование = воспитание + обучение
Формула результата образования:
Образован = воспитан + компетентен

Образование является неотъемлемой характеристикой любого общества. От воспитанности человека зависит результат его согласованности с собой и окружающим миром. От компетентности человека зависит результат решения стоящих перед ним задач. Образованность (воспитанность и компетентность) каждого члена общества в сумме и определяют уровень образованности общества, а это качество является основой текущей и дальнейшей жизни общества.

Новые задачи — условие развития общества.

Одно из условий развития общества — это успешное решение новых, ранее неизвестных задач. Разделим жизненно важные задачи, способные развивать общество, на два вида: внешние и внутренние. К внешним задачам развития общества отнесем проблемы, привнесенные извне (природные катаклизмы, военное вторжение, экономическая блокада и пр.). К внутренним задачам развития общества — проблемы, возникшие внутри и связанные с изменением условий и/или целей. В ходе решения новых проблем в обществе модернизируются известные системы или возникают новые, например, была создана современная система образования.

Главная и рабочая функции системы образования.

Рассмотрим условия возникновения системы образования. Основой сохранения и повышения жизненного уровня общества являются ее образованные члены.

Образование далекого прошлого основывалось на процессе копирования деятельности: молодое поколение наблюдало и повторяло то, что делали взрослые. В прошлом темпы развития общества и темпы получения образования методом копирования были согласованы, поэтому новое поколение успевало пробрести образовательные навыки, соответствующее уровню развития общества.

Со временем, когда темпы развития общества увеличились, потребовалось большее количество образованных людей соответствующих достигнутому социальному уровню. Однако образование, основанное на методе копирования деятельности, уже не успевало давать обществу необходимое количество образованных людей требуемого уровня. В обществе возникло противоречие между потребностью общества сохранять и повышать достигнутый жизненный уровень и отсутствием образованных людей, способных обеспечить эту потребность . Разрешением этого противоречия является создание современной системы образования с конкретными функциями.

Главная функция системы образования:
сохранять и повышать жизненный уровень общества через образование (воспитание и обучение) его членов.
Рабочая функция системы образования:
готовить образованных (воспитанных и компетентных) членов общества соответствующего уровня развития.

На начальном этапе своего становления система образования успешно справлялась с поставленной перед ней задачей. Для этого ей было достаточно выполнять свою рабочую функцию: готовить образованных членов общества соответствующего уровня. Главная функция системы образования — сохранять и повышать жизненный уровень общества, выполнялась автоматически т.к. предлагаемое образование было актуальным для членов общества. Полученное ими образование было востребовано и приветствовалось обществом.

Факторы рассогласования.

В последующий период темпы развития общества были таковы, что система образования успевала изменять содержание образования и обеспечивать новые требования общества к образованию своих членов. Со временем, под воздействием различных факторов вновь возникло рассогласование между быстрым темпом развитием общества и темпами развития системы образования. К наиболее существенным факторам, вызвавшим рассогласование межу обществом и системой образования можно отнести два:

  1. фактор со стороны общества — это постоянно меняющаяся техническая оснащенность общества, позволяющая увеличить темпы его развития,
  2. фактор со стороны системы образования — это длительно не менявшаяся и сегодня морально устаревшая модель образования, переставшая справляться с новыми требованиями общества

ЗУН-модель образования и развитие общества.

Традиционную систему образования обычно представляют следующей моделью:

Знания —> Умения —> Навыки («ЗУН»).

Образовательная модель «ЗУН» статична и линейна, т.к. находится в большой зависимости от имеющихся в ее образовательном арсенале накопленных знаний. Пополнение образовательного арсенала системы образования исторически определяет надсистема — общество, создавшее систему образования. Такая технология обеспечения системы образования необходимыми знаниями была оправдана при незначительных темпах развития общества, требующего только воспроизводства образования ее членов. Образовательного ресурса, вложенного обществом в систему образования, было достаточно для обеспечения жизнедеятельности общества. В настоящее время темпы развития общества, как отмечалось ранее, резко возросли.

Если внимательно посмотреть на ЗУН-технологию, то можно обнаружить, что образовательная модель «ЗУН» — это механизм обеспечения рабочей, но не главной функции системы образования, т.е. система образования нацелена только на подготовку членов общества заданного уровня, но не ставит перед собой генеральной задачи: сохранять и повышать жизненный уровень общества.

Традиционная система образования, работая по образовательной модели «ЗУН», естественно отчитывается перед обществом только заданными обществом (государством) ЗУНами образованных (воспитанных и обученных) ею членов общества. В качестве своих достижений система образования демонстрирует обществу отдельные прикладные результаты применения предоставленных ЗУНов. Ситуация подобна той, когда стрелок по мишеням, отчитывается перед членами команды многоборцев количеством сделанных выстрелов и изредка результатами попадания в цель. Обстоятельство, в котором система образования выполняет только свою рабочую функцию, постепенно отражается в виде проблем общества, а затем бумерангом еще больших проблем возвращается в саму систему образования. Возникает вопрос: «Какие же ЗУНы должны лежать в основе системы образования?».

Виды ЗУНов и их влияние на развитие общества.

Говоря о развитии, мы говорим о качественном изменении
чего-либо во времени. В связи с этим, изучая проблему развития системы образования, мы должны учитывать временную характеристику ЗУНов и ее влияние на развитие общества. В качестве временных характеристик будем использовать: «прошлое», «настоящее», «будущее».

ЗУНы прошлого. Если система образования предлагает образование, в основе которого только ЗУНы прошлого этапа развития общества, то такая ситуация постепенно приведет общества к остановке и даже откату

на ранее пройденный уровень развития. Однако члены общества, а затем и само общество, почувствовав рассогласование между предлагаемым и необходимым в новых условиях образованием, постепенно откажутся от системы образования, предлагающей морально устаревшее образование. Такая ситуация чревата серьезными проблемами для системы образования. Об этих проблемах было уже сказано выше. Процесс, при котором система образования предлагает обществу морально устаревшее образование, назовем «процесс отстающего образования» .

ЗУНы настоящего. Если система образования предлагает современный уровень образования, в основе которого ЗУНы настоящего этапа развития общества, то при быстрых темпах развития общества, «ЗУНы

настоящего» быстро перейдут в категорию «ЗУНы прошлого». Активно развивающемуся обществу уже завтра потребуется новое образование, в основе которого должны лежать будущие достижения общества. Даже если система образования будет идти в темпе развития общества, то существующий механизм образовательной модели «ЗУН» все равно будет работать с запозданием, т.к. для его запуска и работы требуется обновление образовательного арсенала, а он обновляется обществом (государством) и на это требуется время. Ситуация напоминает бег белки в колесе: движение белки есть, а поступательного перемещения колеса нет. Процесс, при котором система образования предлагает обществу современное образование, назовем «процесс сателлитного образования» .

ЗУНы будущего. Если система образования предложит необходимое обществу ее будущее образование, т.е. ЗУНы ближайшего этапа развития общества, то общество будет иметь возможность ставить и успешно решать задачи

будущего дня. Для этой ситуации образовательная модель «ЗУН» перестает работать, т.к. в ней неизвестны ЗУНы будущего. Возникает противоречие: нужны ЗУНы будущего (новые знания и умения), а объективно имеются только ЗУНы настоящего (известные знания и умения) .

Нужна другая, принципиально новая, модель образования, способная успешно разрешить это противоречие. Процесс, при котором система образования предлагает обществу будущее образование, назовем «процесс опережающего образования» .

Какой должна быть новая модель образования, способная иметь новые, еще неизвестные знания?

ЗУН + ПТД — модель перспективного образования.

Статичная и линейная образовательная модель «ЗУН», не решающая своей задачи в новых динамично меняющихся условиях жизни общества, в соответствии с законами развития систем, должна согласоваться с этими условиями и тоже стать динамичной. Для этого в технологию образования надо ввести процесс производства новых знаний. Как известно, новые знания появляются в результате познавательной и творческой деятельности. В процессе познавательной деятельности новые знания добываются, в процессе творческой деятельности новые знания создаются. Обе деятельности базируются на уже имеющихся знаниях. Отсюда следует новая образовательная модель.

ЗУН + ПТД => нЗУН

где ЗУН — известные знания, умения, навыки,
П — познавательная деятельность, Т — творческая деятельность, Д — деятельность; нЗУН — новые знания, умения, навыки.

В результате познавательно-творческой деятельности появляются новые знания, являющиеся основой для новых умений и навыков. Новая модель образования «ЗУН+ПТД» по сравнению с моделью «ЗУН» обладает качественно новыми свойствами: динамичностью и

цикличностью (у «ЗУН» — статичность и линейность). Качественно новые свойства позволяют рассматривать систему образования как саморазвивающуюся систему.

Образовательная модель «ЗУН+ПТД» — модель перспективного образования, т.к. дает системе образования перспективные возможности: система образования сама создает необходимый обществу образовательный ресурс, сама активно влияет на сохранение и повышение жизненного уровня общества.

Таким образом, модель перспективного образования действительно позволяет системе образования выполнять свою главную функцию: сохранять и повышать жизненный уровень общества через процесс опережающего образования (воспитания и обучения) его членов.

Заключение.

Эра опережающего образования еще не наступила, но признаки ее появления уже имеются. Модель перспективного образования «ЗУН+ПТД» постепенно начинает наполняться конкретными образовательными механизмами. В прогрессивных образовательных учреждениях системы образования разрабатываются, проверяются и внедряются новые образовательные технологии, в основе которых познавательная и творческая деятельность всех участников образования.

ТРИЗ-образование — одна из образовательных технологий, использующая модель перспективного образования .

Литература

  1. Управление качеством. Руководящие указания по обучению. /Международный стандарт ISO 10015:1999.
  2. Педагогическое ВОСХОЖДЕНИЕ: Сборник статей по «Педагогике Согласований». — Жуковский, 1998. — 35 с.
  3. Современный словарь иностранных слов — М.: Рус. яз., 1992.-740 с.

Закон Российской Федерации “Об образовании” - от 5 января 1996 г.
Компетентность - применение знаний, навыков и качеств в деятельности
Сегодня для системы образования «соответствующий уровень развития» определяется государством.
Сателлит [< лат. satelles (satellites) телохранитель; спутник; сообщник] - 2) зависимое, подчиненное лицо, исполнитель чужой воли, приспешник .

Организация контроля

как одной из функций управленческой деятельности .

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.

И все же контроль – это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции.

Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Бесконтрольность снижает эффективность работы учреждения.

Какими же правилами должен руководствоваться

руководитель дошкольного учреждения?

  1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и плавно, то он воспринимается как норма.

Как же поступить руководителю, если вскрылись недостатки? (Ответы руководителей ДОУ)

Обязательно организовать систему методической помощи.

  1. Тотальный контроль порождает небрежность.

При таком контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполнения работы. И такой контроль не учитывает индивидуальных особенностей конкретного человека.

  1. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что никогда не указывалось. Скрытый контроль – это субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

  1. Не следует контролировать свой любимый участок: группу, объект. Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.
  2. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Иногда руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх – плохие спутники руководителя.

  1. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает доверие к подчиненным. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимают излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.

Какие же виды контроля чаще всего проводятся в ДОУ?

(оперативный, тематический, итоговый)

К ним ещё можно подключить фронтальный, сравнительный и самоконтроль.

Тематический контроль

итоговый

персональный

Планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней.

В каких случаях планируется персональный контроль?

(с целью изучения системы работы и распространения ППО; с целью выявления состояния работы и устранения недочетов)

Фронтальный контроль

предварительный

текущий

итоговый

Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (использовать при принятии ДОУ для управления)

Общее представление о деятельности педагога, об уровне педагогического процесса. Изучается работа 2-х педагогов в течение дня или нескольких дней.

В процессе аттестации, при выявлении готовности детей к обучению в школе.

Продолжительность от 3-х дней до недели

Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета. Оперативный контроль

Предупредительный проводится в форме наблюдения, беседы, анализе педагогической документации для вновь поступивших, для воспитателей, работающих в инновационном режиме. Воспитатели предупреждаются заранее.

Выборочный . Основные его формы: просмотр занятий, других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Экспресс – диагностика включает анкетирование, тестирование для определения уровня развития детей по разным видам деятельности, уровня педагогического мастерства педагогов.

Работа 2-х

параллельных групп

Сравнительный

контроль

Работа 2-х

воспитателей

Взаимоконтроль (взаимопосещение)

Чтобы охватить контролем все аспекты деятельности ДОУ, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками.

Заведующая контролирует:

  1. работу административной группы: зам. Заведующей ДОУ по воспитательно-образовательной работе, завхоза, медицинский персонал;
  2. выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно – гигиенического режима, норм охраны труда;
  3. проверку исполнения инструктивно – методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
  4. качество знаний. Умений, навыков детей;
  5. выполнения решений педагогических советов;
  6. сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
  7. ведение документации зам.зав. ДОУ, завхозом, медицинским персоналом и воспитателями;
  8. организацию и осуществление работы с родителями;
  9. финансово – хозяйственную деятельность;
  10. выборочный контроль за работой воспитателей.

Зам. зав. ДОУ по воспитательно – образовательной работе контролирует:

  1. Состояние воспитательно – образовательной работы в группах;
  2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. Календарные планы и документацию педагогов;
  4. Наличие и хранение детских работ;
  5. Работу педагогов по повышению квалификации.

Каких негативных проявлений должен избежать руководитель

при организации контроля?

  1. Отсутствие у руководителя ДОУ ЗУН разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля;
  2. Бессистемный контроль;
  3. Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога;
  4. Ориентация на процесс вместо ориентации на достижения определенных результатов;
  5. Слабое развитие анализа собственной деятельности, отсутствие рефлексии;
  6. Недостаточная гласность, открытость и демократичность в организации контроля;
  7. Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребенка (педагогические и психологические) с учетом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе;
  8. Низкий уровень профессиональной подготовленности специалистов к проведению диагностики развития ребенка, самооценки своей деятельности;
  9. непродуманное методическое обеспечение и непрофессиональное исполнение.

Примерные вопросы для системного контроля.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
  1. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  2. Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
  3. Результаты медицинского осмотра детей.
  4. Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  5. Организация питания.
  6. Посещаемость.
  7. Выполнение режима дня.
  8. Выполнение санэпидемрежима.
  9. Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
  10. Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
  11. Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
  12. Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
  13. Работа с неблагополучными семьями.
  14. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  15. Техника безопасности.
  16. Сохранность имущества.
  17. Укрепление материальной базы.
  18. Финансово – хозяйственной деятельности.
  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
  1. Анализ заболеваемости.
  2. Выполнение натуральных норм питания.
  3. Выполнение плана по детодням.
  4. Проведение физкультурных досугов, развлечений.
  5. Состояние документации в группах.
  6. Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
  7. Выполнение решений педсовета.
  8. Документация и отчетность подотчетных лиц.
  9. Снятие остатков продуктов питания.
  10. Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
  11. Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
  12. Подведение итогов смотров и конкурсов.
  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
  1. Участие в работе методических объединений.
  2. Анализ детской заболеваемости.
  3. Проведение дней здоровья.
  4. Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
  5. Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
  6. Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

В современной психолого-педагогической литературе используется аббревиатура «ЗУН», под которой понимаются знания, умения и навыки.

Определение и сущностные характеристики знаний

Ядром содержания обучения являются знания, усваиваемые обучающимися. На основе знаний происходит формирование умений и навыков, умственных и практических действий, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды, мировоззрение.

Определение 1

В современной литературе под знаниями понимается результат процесса познания действительности, который проверен в общественно-исторической практике и удостоверен логикой, выражается в адекватном отражении в сознании человека в форме представления, понятия, суждения или теории.

Виды знаний:

  • донаучные;
  • житейские;
  • художественные;
  • научные (эмпирические и теоретические).

Качественными характеристиками знаний является наличие:

  • системности;
  • обобщённости;
  • осознанности;
  • гибкости;
  • действенности;
  • полнты;
  • прочности.

На знания, получаемые в процессе обучения, влияют:

  • достигнутый уровень познания явлений;
  • цели обучения;
  • индивидуальные особенности школьников;
  • имеющийся запас знаний;
  • уровень интеллектуального развития;
  • адекватность усваиваемых знаний возрастным особенностям ребёнка.

Изначально знания осмысливаются и воспроизводятся, затем – понимаются, после чего происходит применение знаний в знакомых и новых условиях. Усвоение знаний может проходить на разных уровнях – репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением учебного материала по образцам или по инструкциям, на продуктивном уровне осуществляется поиск и нахождение новых знаний или нестандартных способов действий.

Характеристика умений и навыков

Кроме знаний, в процессе обучения происходит формирование на основе знаний разнообразных умений и навыков.

Определение 2

Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.

Определение 3

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, вырабатываемого в процессе его выполнения.

В процессе обучения происходит формирование учебных умений и навыков, которые могут быть общими или узкопредметными. Процесс формирования умений и навыков длителен по времени, может занимать несколько лет.

Применение ЗУН

Применение знаний, умений и навыков является важным условием осуществления подготовки школьников к жизни, путём, устанавливающим связь теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение их способствует стимуляции учебной деятельности школьников, развитию уверенности учащихся в собственных силах. Полученные знания представляют собой средство воздействия на предметы и явления окружающего мира, а сформированные навыки и умения – орудие практической деятельности в процессе применения.

Применение ЗУН представляет собой этап их усвоения, организуется средствами разнообразных видов деятельности, существенным образом на применение знаний, умений и навыков влияет характер учебной дисциплины, специфика содержательной стороны изучаемого материала. Организуется педагогом в ходе специальных упражнений, лабораторных и практических работ.

Осуществление самоконтроля способствует более успешному применению ЗУН на практике.



Просмотров