Основные системы пожарной безопасности объекта. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве. Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта. Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.

На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:

  • Открытый огонь;
  • Искра;
  • Повышенная температура воздуха;
  • Наличие продуктов горения;
  • Недостаточное количество кислорода в воздухе;
  • Замыкание электрической проводки;
  • Взрыв и т. п.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.

Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.

Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:

  • Соблюдение всех правил противопожарного режима;
  • Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
  • Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
  • Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
  • Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
  • Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
  • Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
  • Контроль над работой коммуникаций здания;
  • Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
  • Проведение спасательных работ.

Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе. На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения. Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:

  • Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
  • Пожарные щиты.

Какие основные требования необходимо выполнить?

Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами, но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:

  • Определение и создание мест для курения;
  • Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
  • Составление графика уборки;
  • Установление режима хранения спецодежды;
  • Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.

В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников в случае обнаружения источника возгорания. Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо. Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности. Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания. Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.

В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.

На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:

Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности

Руководители или ответственные лица на каждом объекте разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.

Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.

Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:

  • Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
  • Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.

При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:

  • Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
  • Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
  • Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
  • Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
  • Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
  • Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
  • Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
  • Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:

  • Курение в неположенном месте;
  • Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
  • Неисправная электропроводка;
  • Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
  • Отсутствие средств первичной защиты.

Если на одном этаже здания постоянно находятся от 10 до 50 человек, то, помимо планов эвакуации, помещение должно быть оборудовано системой оповещения. Как минимум два раза в год необходимо проводить специальные учения по эвакуации в случае возникновения пожара. Если учреждение работает круглосуточно, то в инструкции обязательно должны содержаться предписания относительно пожарной безопасности в дневное и в ночное время в отдельности. В помещениях, где есть люди с ограниченными физическими возможностями, должны находиться специальные системы оповещения, в т. ч. звуковые, световые, голосовые, визуальные.

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например: использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием .

На видео – пример учений по противопожарной безопасности:

Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности. Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:

  • предотвращение пожаров,
  • организационно-технические мероприятия.

Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.

Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории. А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре. То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.

И тут на помощь приходит , в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.

Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека. И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны. К тому же возрастает угроза гибели людей.

Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.

Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей. Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран. Этой позиции уделяется особое внимание.


Правильная эвакуация людей

Обеспечение защиты людей при эвакуации

Начнем с того, что за обеспечение отвечает:

  • система оповещения и управления;
  • противодымная защита.

Необходимо отметить, что обе системы начнут работать лишь после того, как на них придет сигнал от системы обнаружения пламени огня. И тут появляются риски:

  1. Система обнаружения должна сработать безотказно.
  2. Это касается и самих систем: противодымной, оповещения и управления.

То есть, безопасная эвакуация людей произойдет лишь тогда, когда сработают эффективно все системы противопожарной защиты.

Но это не все, что касается эффективной эвакуации. К сожалению, надо констатировать, что некоторое количество людей при эвакуации ведут себя не адекватно. Срабатывает экстремальная обстановка и психологический характер людей. Поэтому важно грамотно управлять толпой, не дать перейти ее точное движение по проложенным маршрутам в хаос.

И еще один момент, который называют временным. Здесь учитывается время эвакуации, то есть, временной период от начала пожара до выхода из зоны возгорания последнего человека. Есть второй временной показатель – это время от начала возгорания до закрытия эвакуационных путей, потому что возникла угроза перебрасывания пламени на их пространство. Оптимальное соотношение, когда первый временной период меньше, чем второй. То есть когда говорят о пожарной безопасности объекта защиты, его обеспечении, то обязательно учитывают данное соотношение.

Добавим, что скорость перемещения людей по эвакуационным маршрутам зависит от нескольких факторов:

  • плотность людского потока;
  • возрастные группы эвакуируемых, чем больше детей и пожилых, тем скорость перемещения ниже;
  • размеры выходов на участках в конце путей эвакуации.

Скажем так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

  • выполняются требования ПБ в полном объеме, обозначенные Федеральными законами;
  • пожарные риски не больше нормативных, также обозначенных в ФЗ.

Есть исключения, в которые входят объекты защиты, не включенные в ФЗ. Для них обеспечение ПБ считается выполненной, если их риски не превышают нормативные. Но есть и другой момент.

Если все требования по противопожарной безопасности выполняются, то пожарные риски можно не учитывать.

Конечно, последнее положение вызывает некоторые вопросы. Сложно сопоставить безопасность с людскими рисками. Последнее вроде нельзя не учитывать. Но специалисты посчитали, что если требования выполнены на сто процентов, то риски сводятся к нулю. В реалии все обстоит по-другому. Поэтому проверяющие органы очень строго следят за обеспечением выполнений Правил ПБ.

Итак, отвечая на поставленный вопрос, что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, ответим так: первое – предотвращение возникновения пожаров, второе – безопасность людей и их имущества.

Потенциальный пожарный риск определяется для расчета индивидуального пожарного риска. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год (допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год при реализации мер по обучению персонала действиям при пожаре).

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия ОФП на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год. Величина социального пожарного риска в результате воздействия ОФП на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год. Расчет пожарных рисков для производственных зданий производится в соответствии с .

1.3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет следующее:

«1.  Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2.  Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3.  Системаобеспеченияпожарнойбезопасностиобъектазащитывключает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной за- щиты,комплексорганизационно-техническихмероприятийпообеспечению пожарной безопасности.

4.  Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара» .

Как следует из п. 3 этой статьи, система обеспечения пожарной безопасности включает в себя три взаимосвязанные подсистемы (системы):

1)  систему предотвращения пожара;

2)  систему противопожарной защиты;

3)  комплекс организационно-технических мероприятий.

Порядок перечисления этих подсистем не случаен. Он отражает иерархическую роль и сферу функциональной ответственности каждой из них.

Если первая подсистема «Предотвращение пожара» полностью выполняет свою задачу, то отпадает необходимость во второй подсистеме, ведь пожара нет. Очевидно, что показателем выполнения задачи первой подсистемой является количество (n ) пожаров в стране. При полном (100 %) выполнении задачи n = 0, то есть вероятность предотвращения пожара Р п = 1 или, соответственно, частота (вероятность) пожаров в i -м году – Q п, i = 0. При этом для человека вероятность пострадать (погибнуть – индивидуальный пожарный риск) при пожаре Q в, i – также нулевая. В качестве показателя полноты выполнения задачи первой системой примем вероятность пожаров, произошедшихвстраневi -мгодуQ п, i .Согласноданным,приведеннымв, ее значение в настоящее время может быть принято равным 4 ∙ 10–4 .

Статистические данные показывают, что только подсистема «Предотвращение пожара» неспособна полностью выполнить задачу, поставленную перед всей системой «Обеспечение пожарной безопасности». Для ее более успешного решения необходимо подключение и подсистемы «Противопожарной защиты» с применением первичных средств пожаротушения и использованием АУП.

Данные опроса (анкетирования) людей, переживших пожар, показывают, что из 45,5 % людей, остававшихся в здании во время пожара, около 21 % самостоятельно тушили пожар . Однако эффективность таких действий зависит от личных качеств людей, оказавшихся в помещении, где возник очаг пожара, и ограничена «пятном горения» – диаметром и высотой примерно в ступню человека. При большей площади горения в очаге пожара индивидуальная борьба с огнем чревата угрозой для жизни человека.

Статьей 8 требуется «ограничение образования и распространения ОФП в пределах очага пожара». Согласно , ОФП являются:

«1)  пламя и искры; 2)  тепловой поток;

3)  повышенная температура окружающей среды; 4)  повышенная концентрация токсичных продуктов горения и терми-

ческого разложения; 5)  пониженная концентрация кислорода;

6)  снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям ОФП относятся:

1)  осколки,частиразрушившихсязданий,сооружений,строений,транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2)  радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3)  вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4)  опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; 5)  воздействие огнетушащих веществ».

Наиболее эффективно защиту людей от ОФП должны осуществлять АУП. Однако как показывают результаты обследований , эмпирическая вероятность (частота события) безотказного эффективного срабатывания АУП в настоящее время составляет только около 0,5. Значение вероятности безотказного эффективного срабатывания АУП – Р АУП , названной в коэффициентом (K АП, i ), учитывающим соответствие установок автоматического пожаротушения предъявляемым к ним требованиям, принимается, согласно , равным 0,9.

Вероятность несрабатывания, «отказа» системы является вероятностью противоположного события Q АУП и определяется по формуле:

Q АУП = 1 – Р АУП.

Таким образом, в ситуациях, когда не удается предотвратить или потушить пожар в его начальной стадии, люди, находящиеся вблизи очага пожара, могут попытаться подавить его при помощи индивидуальных средств пожаротушения или покинуть помещение, то есть эвакуироваться. Те же, кто находится в помещении вне очага пожара, вынуждены или забаррикадироваться любым способом от проникновения в помещение ОФП, или эвакуироваться из него.

В системе противопожарной защиты эвакуация определяется как процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, где возможно воздействие ОФП на людей. Необходимость организации эвакуации людей при пожаре предусматривается и , и , и нормами всех стран мира.

Защита людей при эвакуации должна осуществляться, прежде всего, системой противодымной защиты (ПДЗ), а ее управление – системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Обе эти системы начинают действовать только при условии поступления сигнала от системы обнаружения пожара, поэтому вероятность их действия является условной вероятностью и определяется как произведение вероятности безотказного срабатывания системы обнаружения (Р обн ) и вероятностей безотказного функционирования системы СОУЭ (Р СОУЭ )

и ПДЗ (Р ПДЗ ).

Тогда вероятность отказа при совместном функционировании этих систем (Q ПЗ ) может быть определена по формуле:

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности рассматривает пожарный риск как неблагоприятное событие, которое наступает при совместном возникновении отказов в функционировании всех подсистем обеспечения пожарной безопасности. Как известно , вероятность такого события определяется произведением вероятностей вызывающих его событий. Применительно к данному случаю имеем:

Нормативное значение пожарного риска (Q н в )устанавливается ст. 79 : «1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, соору-

жения и строения точке», то есть:

≤ Q н

1 ∙ 10–6 .

«2. Риск гибели людей в результате воздействия ОФП должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений».

Примем значение Р пр, i = 1 (например, жилые здания – Ф1.3, стационары больниц, дома для престарелых – Ф1.1); значения остальных величин, входящих в (1.6), примем по данным . При этих значениях определим, согласно п. 3.1 прил. 2 , обеспечивается ли на требуемом уровне пожарная безопасность людей системой предотвращения пожара и автоматическими системами без проведения эвакуации, то есть при Р э, i = 0. Имеем:

Q в = 0,04 (1 – 0,9)  1  (1 – 0) (1 – 0,87) = 5,2   10–4 .

Это более чем на два порядка выше нормативного значения Q н в = 1 ∙ 10–6 . Следовательно, организация эвакуации людей из здания необходима всегда.

Пользуясь этими расчетами, определим значение Р т э, i , требуемое для выполнения условия (1.7). Очевидно, что:

Р т э, i ≥ 1 – 1   10–6 /5,2   10–4 = 0,9981, а Q э = 1 – 0,9981 = 0,0019.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

Ульяновск 2013

1. Общие положения

1.1 Цели и сфера применения технического регламента

1.2 Основные понятия

1.3 Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности

1.4 Техническое регулирование в области пожарной безопасности

1.5 Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1.6 Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара

2.1 Цель классификации пожаров и опасных факторов пожара

2.2 Классификация пожаров

2.3 Опасные факторы пожара

Заключение

Литература

Введение

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.94 года № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2009 год) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности определено статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (по состоянию на 2009 год) и представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

22 июля 2008 года принят Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором определено понятие пожарного риска, а также понятие допустимого пожарного риска.

В нем дается полное описание строительных объектов по огнестойкости, требования к документации, классификацию помещений и продукции по критериям пожарной безопасности. Также в нем говорится (статья 5), что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

1. Общие положения

1.1 Цели и сфера применения технического регламента

1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

1.2 Основные понятия

1) аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей;

2) безопасная зона - зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют;

3) взрыв - быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;

4) взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;

5) взрывопожароопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и развития пожара;

6) горючая среда - среда, способная воспламеняться при воздействии источника зажигания;

7) декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;

8) допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

9) индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

10) источник зажигания - средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения;

11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных факторов пожара;

12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях, строениях и пожарных отсеках технологических процессов производства;

13) наружная установка - комплекс аппаратов и технологического оборудования, расположенных вне зданий, сооружений и строений;

14) необходимое время эвакуации - время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара;

15) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;

16) окислители-вещества и материалы, обладающие способностью вступать в реакцию с горючими веществами, вызывая их горение, а также увеличивать его интенсивность;

17) опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу;

18) очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;

19) первичные средства пожаротушения - переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;

20) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

21) пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

22) пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;

23) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;

24) пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре;

25) пожарный оповещатель - техническое средство, предназначенное для оповещения людей о пожаре;

26) пожарный отсек - часть здания, сооружения и строения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара;

27) пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;

28) пожаровзрывоопасность веществ и материалов - способность веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими свойствами и (или) поведением в условиях пожара;

29) пожароопасная (взрывоопасная) зона - часть замкнутого или открытого пространства, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут находиться при нормальном режиме технологического процесса или его нарушении (аварии);

30) предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) - промежуток времени от начала огневого воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления одного из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) предельных состояний;

31) прибор приемно-контрольный пожарный - техническое средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, формирования стартового импульса запуска прибора управления пожарного;

32) прибор управления пожарный - техническое средство, предназначенное для передачи сигналов управления автоматическим установкам пожаротушения, и (или) включения исполнительных установок систем противодымной защиты, и (или) оповещения людей о пожаре, а также для передачи сигналов управления другим устройствам противопожарной защиты;

33) производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи;

34) противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения, строения в другую или между зданиями, сооружениями, строениями, зелеными насаждениями;

35) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара;

36) система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;

37) система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста;

38) система предотвращения пожара - комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты;

39) система противодымной защиты - комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности;

40) система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию);

41) сооружение - строительная система любого функционального назначения, в состав которой входят помещения, предназначенные в зависимости от функционального назначения для пребывания или проживания людей и осуществления технологических процессов;

42) социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара;

43) степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков;

44) технические средства оповещения и управления эвакуацией - совокупность технических средств (приборов управления оповещателями, пожарных оповещателей), предназначенных для оповещения людей о пожаре;

45) технологическая среда - вещества и материалы, обращающиеся в технологической аппаратуре (технологической системе);

46) устойчивость объекта защиты при пожаре - свойство объекта защиты сохранять конструктивную целостность и (или) функциональное назначение при воздействии опасных факторов пожара и вторичных проявлений опасных факторов пожара;

47) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

48) эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

49) эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

1.3 Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

1.4 Техническое регулирование в области пожарной безопасности

1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

3. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. пожарный безопасность объект защита

1.5 Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

1.6 Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона.

6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара

2.1 Цель классификации пожаров и опасных факторов пожара

1. Классификация пожаров по виду горючего материала используется для обозначения области применения средств пожаротушения.

2. Классификация пожаров по сложности их тушения используется при определении состава сил и средств подразделений пожарной охраны и других служб, необходимых для тушения пожаров.

3. Классификация опасных факторов пожара используется при обосновании мер пожарной безопасности, необходимых для защиты людей и имущества при пожаре.

2.2 Классификация пожаров

Пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на следующие классы:

1) (А) пожары твердых горючих веществ и материалов;

2) (В) пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;

3) (С) пожары газов;

4) (D) пожары металлов;

5) (Е) пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением;

6) (F)пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

2.3 Опасные факторы пожара

1. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

1) пламя и искры;

2) тепловой поток;

3) повышенная температура окружающей среды;

4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

5) пониженная концентрация кислорода;

6) снижение видимости в дыму.

2. К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

1) осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2) радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3) вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4) опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

5) воздействие огнетушащих веществ.

Заключение

Пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей

Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Активная пожарная защита меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.

Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера образуют систему обеспечения пожарной безопасности.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Литература

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

3. http://doc-load.ru/SNiP/Data1/53/53446/index.htm#i38309

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Лицензирование и добровольная сертификация работ и услуг в области пожарной безопасности. Порядок и этапы их проведения, перечень необходимых документов. Схемы подтверждения соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2013

    Анализ состояния пожарной опасности объекта. Рассмотрение системы противопожарной защиты объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта. Разработка технических решений по устранению основных нарушений.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Меры по повышению эффективности пожарной безопасности. Описание современных средств и технологий по пожарной безопасности. Регламентирующая документация в области пожарной безопасности. Организация работы ведомственной пожарной охраны в аэропорту.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2013

    Основы пожарной безопасности вагонно-пассажирского депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и охраны при ликвидации пожаров.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2016

    Экспертиза конструктивных, объемно-планировочных решений, строительных конструкций и строительных материалов здания на соответствие требованиям пожарной безопасности. Оценка эффективности мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Социально-экономическое значение пожарной безопасности. Обязанности руководителей, должностных лиц и других работников учреждения по обеспечению пожарной безопасности. Методы предупреждения и ликвидации пожаров и взрывов. Пожарная сигнализация.

    реферат , добавлен 27.11.2013

    Соответствие фактического состояния объекта требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности с учетом планируемой реконструкции здания. Общая характеристика здания, разработка мероприятий по повышению его пожарной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2012

    Меры правового характера, направленные на борьбу с пожарами. Работа МЧС России по совершенствованию правового регулирования в области пожарной безопасности. Документы, устанавливающих требования к объектам защиты в области противопожарной безопасности.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Правила пожарной безопасности, действующие на территории Российской Федерации. Содержание первичного, повторного и внепланового инструктажа по пожарной безопасности. Ответственность должностных лиц и рабочих за нарушение правил пожарной безопасности.

    лекция , добавлен 09.08.2015

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.



Просмотров