Основные принципы и методы управления. Принципы и методы управления

Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Цели управления достигаются путем реализации определенных принципов и методов.

Принципы, трактуемые в теории управления как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловлены действием объективных законов. Методы выступают как способы реализации принципов.

Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно многообразны. Они носят многоуровневый характер (общие, частные, специальные, отдельные) и распространяются на разные сферы деятельности (управление трудом в масштабах всего общества, отрасли, предприятия, отдельного работника). В числе общих принципов как инструментов управления персоналом выделяются: научность, плановость, комплексность (системность), непрерывность, нормативность, экономичность, заинтересованность, ответственность и т.п.

К частным принципам относятся соответствие функций управления целям производства; индивидуализация работы с кадрами (индивидуализация подбора кадров, учет пожеланий конкретного работника, индивидуализация при высвобождении, продвижении, оплата по результатам труда и т.п.); демократизация работы с кадрами (с учетом коллективного мнения работников при приеме важнейших кадровых решений, конкурсное замещение вакантных должностей, демократичность в методах управления и стиле руководства и т.п.); информатизация кадровой работы, обеспечение ее уровня, достаточного для принятия обоснованных решений; подбор кадров для первичного производственного коллектива с учетом психологической совместимости и др.

Аналогичное положение и с методами, используемыми в управлении персоналом. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами: административные, экономические, социальные, социально-психологические, и большое количество конкретных, частных методов. Так, административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-распорядительные, дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).

Социально-психологические методы - это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Организационно-распорядительные методы-способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти.

Организационно-распорядительные методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящими, дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного, а так же каждого звена управления.

Экономические методы - это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.

Экономические методы управления -совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития объектов управления. Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления. Основу экономических методов управления составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда.

Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда.

Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации). Известные на сегодня методы, технологии и процедуры управления персоналом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации. Необходимым условием эффективного управления персоналом на предприятии является понимание участниками трудового процесса целей и средств их достижения. Речь идет о формировании механизма, позволяющего работающим на предприятии одинаково эффективно влиять как на разработку планов деятельности, так и на выбор способов и путей реализации составленных планов. Правильное функционирование такого механизма возможно при условии хорошо налаженной системы коммуникаций на предприятии, которая обеспечивает четкое понимание каждым трудящимся своих функций как в личном трудовом процессе, так и в деятельности производственного коллектива в целом. Одновременно важно обеспечить полное и своевременное информирование службы управления персоналом остепени восприятия и выполнения трудовых заданий каждым участником производственного процесса. Иными словами, коммуникации выступают здесь в роли инструмента, с помощью которого служба управления персоналом имеет возможность воздействовать на всех участников трудового процесса.

Один из важнейших экономических рычагов управления - заработная плата работников. Существует множество различных способов стимулирования труда. Все они дают тот или иной экономический эффект. При росте заработной платы эффект от деятельности будет расти.

Управление персоналом должно основываться на принципах системного подхода и программно-целевого управления. Построение управления персоналом на принципах системного подхода и анализа означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении кадров с учетом внешней и внутренней среды, всей полноты взаимосвязей. Необходимость комплексного, программно-целевого по своему характеру подхода обусловлена тем, что отдельные виды деятельности в рамках управления персоналом осуществляются не сами по себе, а во взаимосвязи с целями управления.

В управлении персоналом как процессе выделяется несколько частных процессов:

· планирование - определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;

· организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;

· регулирование - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;

· контроль - контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;

· учет - получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.

Управление можно рассматривать и как процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой совокупность последовательно выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления. В целях изучения кадрового состава или кадровой ситуации разрабатывается система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы менеджмента - это основные, исходные, общие положения, закономерности, определяющие управленческие связи, отношения, действия различных элементов, факторов управленческой системы при постановке и достижении целей организации. Каждый принцип в менеджменте можно одновременно представить и как процесс, и как результат. Классические принципы менеджмента были сформулированы представителем классической административной школы, руководителем крупной французской угледобывающей компании Анри Файолем: 1.Разделение труда. Специализация работ для эффективного использования рабочей силы, менеджеров (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающих). Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях, рост производительности труда. 2.Полномочия и ответственность. Полномочия приказывать всегда порождают ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность. 3.Дисциплина . Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, позволяя работать спокойно. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Дисциплинарные правила должны быть четко определенными и обязательными для всех. 4.Единоначалие . Чтобы наилучшим способом обеспечивать четкость и эффективность команд в организации, подчиненный в одно и то же время не может иметь больше одного начальника. Подчиненный получает приказы только от одного начальника и отвечает только перед одним начальником. 5.Единство действий, направления . Усилия каждого, каждой группы должны быть скоординированы и направлены в одну сторону, в рамках одной цели, объединены единым планом и иметь одного руководителя. 6.Подчиненность индивидуальных интересов общим . Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании. Совместные действия, работа одной командой - это необходимое условие успеха, роста эффективности, победы в конкурентной борьбе. Сотрудничество породило японское экономическое чудо. Единение, коллективизм, пропагандируемые в СССР, вопреки другим факторам, позволяли добиваться больших целей. 7.Вознаграждение персонала. Вознаграждение соответствует выполненной работе. Перевыполнение заданий поощряется. Это обеспечивает верность и поддержку работников. Адекватная система оплаты труда позволяет работнику ощущать ту значимость, которую его труд имеет для организации. 8.Централизация . Соответствующая степень централизации будет зависеть от конкретных условий и должна служить делу, достижению целей. Централизация власти сочетается с делегированием части полномочий сверху вниз тем, кто может нести ответственность за выполнение работы. 9.Иерархическая (скалярная) цепь . Это цепь руководителей сверху донизу («цепь начальников»). Это неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.10.Порядок. Материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах в положенное время. Место для всего, и все на своем месте. Отсутствие порядка и норм поведения приведет к анархии, которую не одобряют ни руководители, ни подчиненные. Без четкого порядка большинство людей чувствуют себя неуютно. Порядок точно определяет, чем они должны заниматься и когда.11.Справедливость . Одинаково справедливое отношение и уважение ко всем работникам, на всех уровнях скалярной цепи. Это сочетание доброты и правосудия. Являясь результатом доброты и законности, справедливость приводит к преданной и лояльной службе. 12.Стабильность рабочего места для персонала . Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Людям необходимо предоставить время, чтобы узнать свою работу. Менеджер должен всегда заботиться о том, чтобы удержать на своем участке трудолюбивых работников. Средний работник или руководитель, который дорожит своим местом, предпочтительнее выдающегося, талантливого менеджера, который «летает» с места на место.13.Инициатива . Поощрение работников к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Инициатива позволяет чувствовать себя активной частью организации. Она повышает производительность и должна поддерживаться руководством. Менеджер должен быть сам инициативен и должен поощрять инициативу работников.14.Кастовый, корпоративный дух . Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий. Совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха. Единство - это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы, обеспечивает единство усилий.

Функции управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами. А.Файоль сформулировал пять универсальных функций менеджмента (менеджера): планирование, организация, руководство, координация и контроль . Развитие менеджмента подсказало, сформировало и расширило перечень функций. Обзор современной литературы позволяет выделить следующие функции менеджмента : ПЛАНИРОВАНИЕ - состоит в выборе целей стратегии и тактики поведения предприятия. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ – это процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции (выбор альтернативы). ОРГАНИЗАЦИЯ-функция управления, целью которой является достижение миссии, задачей - формирование структуры организации. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - это инвестирование в развитие и совершенствование преданного и хорошо обученного персонала. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ - КОММУНИКАЦИИ - это передача и обмен информацией социального опыта; это связующий процесс обмена качественной, полной, точной, надежной, понятной, актуальной информацией. СТИМУЛИРОВАНИЕ, МОТИВАЦИЯ - процесс сознательного выбора человеком поведения под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. РУКОВОДСТВО - механизм осуществления руководителем взаимодействия групп и личности на выполнение общих задач и достижение цели, тесно связанный с концепциями власти, личности, их влиянием. КОНТРОЛЬ -процесс определения, оценки и информирования об отклонениях действительных значений от заданных или совпадении результатов. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – возникает по исполнению полномочий, т.е. задач и функций, возложенных должностью. Ответственный руководитель - это облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами человек, с высокоразвитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям. КООРДИНАЦИЯ - это упорядоченная, согласованная организация групповых усилий с целью обеспечения единства действий для достижения общей цели; Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

В специальной литературе чаще всего используются следующие критерии методов менеджмента: Методы командно-административные (организационно-распорядительные) основаны на принуждении. Управляющие воздействия тут имеют вид законов, директив, постановлений приказов, инструкций, распоряжений, команд. Методы побуждения распадаются на два: Экономический метод - стимулирование опирается на мотивы, интересы людей, на экономическую заинтересованность объекта управления в выполнении управленческих воздействий со стороны субъекта управления. В этом методе влияние со стороны субъектов управления на объект оказывается в форме экономических стимулов - побудителей, таких как заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения (плата за отсутствие невыходов, в том числе по болезни; доплата за стаж; плата за обучение); предоставление льгот (льготное питание); смягчение ограничений; снабжение дефицитными ресурсами; расширение экономической свободы; передача в собственность имущественных ценностей и др. Социально-психологические методы - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей, побуждающего их действовать в соответствии с желанием, просьбой субъекта управления. Эффективность и действенность социально-психологических методов управления очень сильно зависит от воспитания; от заложенной в человека морали; экономической психологии; определенной системы взглядов на труд, собственность, деньги, богатство, экономических отношений; предпочтений; приоритетов; установок.

Принципы и методы управления

Г. Эмерсон в своем главном труде и ʼʼДвенадцать принципов произ-водительностиʼʼ (1911) рассматривает и формулирует принципы управления предприятиями, причем обосновывает их примерами не только промышленных организаций. Понятие производительности, или эффективности, есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления, он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность - понятие, введенное им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. ʼʼИстинная производительность всœегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение, напротив - дает довольно крупные результаты лишь при условиях ненормально тяжелыхʼʼ.

Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о крайне важно сти и целœесообразности применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще. Принципами управления, сформулированными Г. Эмерсоном, являются:

Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчинœенные на всœех уровнях управления;

Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целœей;

Компетентная консультация, т. е. крайне важно сть специальных знаний и компетентных советов по всœем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет должна быть только коллегиальным;

Дисциплина - подчинœение всœех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

Справедливое отношение к персоналу;

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

Нормы и расписания, позволяющие точно измерять всœе недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всœех правил выполнения работ;

Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Г. Эмерсон получил известность также благодаря своим исследованиям штабного принципа в управлении. Дополняя линœейный принцип построения организации штабным принципом, он полагал, что штабной принцип применим не только к военным организациям, но и ко всœем типам организаций.

Французский горный инженер Анри Файоль внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента. Он разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления.

Разделœение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счёт сокращения числа целœей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделœение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделœение власти.

Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или кары, - сопровождающие её действие. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и её работниками.

Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединœена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчинœение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

Централизация. Как и разделœение труда, централизация есть естественное явление. При этом соответствующая степень централизации варьируется исходя из конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка - сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации.

Порядок. Формула материального порядка - определœенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте. Формула социального порядка - определœенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.

Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива - это выработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

Единœение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единœение персонала - большая сила в организации.

В советской литературе немало отводили место разработке принципов управления. Так, во многих работах выделяются 10 следующих принципов:

1. Принцип демократического централизма.

2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства.

3. Принцип планового ведения хозяйства.

4. Принцип материального и морального стимулирования труда.

5. Принцип научности управления.

6. Принцип ответственности.

7. Принцип правильного подбора и расстановки кадров.

8. Принцип экономичности и эффективностью.

9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления.

10. Принцип преемственности хозяйственных решений.

Принципы и методы управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы и методы управления" 2017, 2018.

  • - Принципы и методы управления персоналом.

    Принципы управления персоналом - правила, основные положе­ния и нормы, на основе которых должен осуществляться процесс управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объ­ективно действующих экономических законов и закономерно­стей,... .


  • - Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.

    Кадровый потенциал кризисного предприятия. Глава 11. Кадровая политика кризисного предприятия. Кадровый потенциал – это совокупность всех работников предприятия. Управление персоналом - это совокупность целенаправленных действий руководящего состава... .


  • - Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия

    Принципы управления персоналом по сути своей представляют собой основные нормы и правила, которые должен использовать в своей управленческой деятельности руководитель. Они отражают тенденции, экономические законы, положения менеджмента. Принципов управления... .


  • - ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

    Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Цели управления достигаются путем реализации... [читать подробнее] .


  • - Вопрос 2. Сущность управления производством, принципы и методы управления

    Управление производственной системой. Эффективное использование потенциала машиностроительной промышленности как сложной производственной системы предполагает регулярное осуществление мер по организации и координации функционирования и развития её элементов.... .


  • - Концепция современной теории управления. Принципы и методы управления

    Со второй половины ХХ века произошли изменения в системах управления. Производство все больше ориентируется не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей. Это привело к созданию малых и средних предприятий, ужесточению... .


  • - Принципы и методы управления коммерческой деятельностью

    Раздел 2 Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью Коммерческая деятельность оказывает существенное влияние на производство и потребление. Она ориентирована на развитие производства и реализацию товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка. С... .


  • 1 .Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:

      экономические;

      административные (организационно-распорядительные);

      социально-психологические.

    Экономический метод.

    Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия.

    Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратные связи, что положительным образом сказывается на функции контроля. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства.

    Административные (организационно-распорядительные) методы управления

    Административные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность - прямое воздействие на объект и поведение исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.

    Организационно-распорядительный метод - оперативное воздействие на производственный процесс, с одной стороны, принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства, с другой стороны.

    Организационное воздействие включает в себя:

      организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

      организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.);

      организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.).

    Социально-психологические методы управления

    Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

    Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения, «заражения идеей» и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

    Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.

    2 . Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

    Наиболее оптимальной представляется классификация принципов управления посредством их деления на три группы.

    Вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основных группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе - принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.

    В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают принцип научной обоснованности управления, , а также принципы оптимальности, гибкости, демократизации, регламентации и формализации управления.

    Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления . Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

    Вторым, не менее важным принципом менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач . Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

    Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

    С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления , практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии новым целям функционирования.

    С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизации управления , который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.

    Согласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.

    Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказав, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

    Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным и рациональным.

    3. Стиль управления - представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

      Авторитарный (или директивный, или диктаторский) – для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат ("подхалимы", "козлы отпущения", интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

      Демократический (или коллективный) – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников ("максимум демократии"), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками ("максимум контроля"), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности.

    Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.

      Либеральный отличается невмешательством менеджеров в работу подчиненных до тех пор, пока они не попросят совета. Данный стиль допустим в коллективах, где менеджер не имеет профильной подготовки, либо квалификация его подчиненных гораздо выше квалификации менеджера. Менеджеры при таком стиле, как правило, не слишком активны в работе, легко поддаются чужому влиянию и готовы отказаться от только что принятого решения. При этом каждый руководитель должен понимать (отдавать себе отчет), что постоянно руководить коллективом одним и тем же стилем невозможно.

    Сочетание нескольких стилей управления в менеджменте. На практике руководителю очень сложно выработать один единственный стиль руководства и придерживаться только его. Ведь коллектив состоит из живых людей, и все они очень разные. Склонность к одной из поведенческих линий в руководстве складывается из собственных возможностей начальника: его уровнем образования, опытом работы, психическими качествами, а также из традиций фирмы и задач, которые решаются в данный момент.

      Какой стиль управления на ваш взгляд является самым эффективным?

      Как вы считаете, какой метод управления является наиболее мотивирующим в нашей стране и почему?

      Какие принципы, помимо уже существующих, вы могли бы предложить для управления организацией?

    Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.

    Принцип (от лат. - начало, основа) - 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

    И своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» Анри Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что «количество принципов управления беспредельно... изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации». Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.

    1. Разделение труда - принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях». Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. Он считал, что «разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры».

    2. Власть - «право отдавать распоряжения и требовать их выполнения». Файоль различает «официальный» (связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу») и «личный» авторитет (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является «обязательным дополнением» власти официальной.

    3. Дисциплина - «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.

    4. Единство распорядительства - «подчиненный должен получать приказы только от одного начальника». Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.

    5. Единство руководства - «один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели». Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.

    6. Подчинение индивидуальных интересов общим - «заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия». Файольобращает внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.

    7. Вознаграждение персонала - «труды должны быть вознаграждены». Файоль рассматривает факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя, такие как прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия. Он приходит к следующему заключению: «Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник - деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания, - смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника».

    8. Централизация - «подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей». Рассматривая вопрос о том, какую структуру - централизованную или децентрализованную - должна иметь организация,Файоль сравнивает ее с живым организмом. Вот что он пишет о централизации: «Вопрос централизации или децентрализации - это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...»

    9. Скалярная цепь - «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней». Более привычными терминами для определения этого понятия будут «иерархия» и «каналы», или «линии коммуникации, субординации». Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, он предлагает использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.

    10. Порядок - наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте» (материальный порядок) и, по аналогии, «места для каждого лица и каждого лица на своем месте» (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит Файоля к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.

    11. Справедливость - Файоль считал, что правосудие - это реализация принятых конвенций, справедливость же представлялась ему сочетанием правосудия и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя, согласно Файолю, «немалого здравомыслия, опыта и добродушия».

    12. Стабильность состава персонала - имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Файоль считал, что новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.

    13. Инициатива - способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Она, будучи одним из «сильнейших стимулов, определяющих поведение человека», обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.

    14. Корпоративный дух - созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа «разделяй и властвуй».

    По мнению Питера Хэрриота, сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:

    1) принцип стремления к взаимному благу . Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники - на благо организации. Представление об организации прежде всего как о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству;

    2) развитие организации есть развитие ее работников . Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого - преимущественного положения по отношению к конкурентам (улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников);

    3) сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода , в том числе и в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию , и принцип динамичности стимулов ;

    4) принцип постижения сути . Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества;

    5) принцип постоянного внимания к работникам . Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, «обласканным» работникам;

    6) принцип неизменной уважительности . Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада),могут привести к изменению баланса различных сил(в данном случае баланса сил работника и работодателя).Тем не менее эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;

    7) принцип взаимопонимания . С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость - главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;

    8) принцип доверия . Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании могут открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше - на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;

    9) принцип стимулирования : определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.

    Методологические основы менеджмента . Общеметодологическим подходом к научному познанию систем является системный и ситуативный подход, о которых сказано выше.

    Эффективным методологическим приемом науки управления является моделирование.

    В нашем контексте модель - в широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя».

    Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

    От представлений об объекте управления зависит характер модели, выбор областей фундаментальных и прикладных знаний, набор используемых для воздействия (управления) методов, инструментов. Если организация - техническая сис­тема, то менеджер (технократ) использует простые модели ти­па стимул - реакция; если организация - социо- техническая система, то модели, законы, принципы технократического подхода должны наполняться социально-психологическим смыслом, исследуемым социологией и социальной психоло­гией; если управляемая система представляется как экономи­ческая, то следует знатьэкономические законы и создавать условия для их исполнения; если менеджер видит перед собой личности, группы, то управлять ими следует с пониманием тех факторов, которые специально исследует психология. Со­временный менеджер должен видеть системную сущность организации, ее элементов, субъектов, понимать наличие у сис­темы всех свойств систем и, осуществляя воздействие, знать и стараться использовать широкий набор подходов и методов воздействия на поведение.

    Методы управления - способы воздействия управляю­щего субъекта на управляемый объект, руководителя на воз­главляемый им коллектив.

    Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

    Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвен­ ного воздействия. При использовании первых (приказ, сти­мул) предполагается непосредственный результат воздейст­вия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

    Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отража­ет характерные черты стиля управления. Методы неформаль­ного воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.

    Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

    Организационные (в том числе административные);

    Экономические;

    Социально-психологические.

    Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

    Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование - четкое закрепление функций и работ; нормирование - установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование - ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

    Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне - управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.

    Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления - народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.

    Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Социально-психологические методы включают: 1) социальное планирование и социальную поддержку; 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; 4) формирование команд; 5) соучастие работников в принятии решений; 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; 7) повышение качества трудовой жизни; 8) индивидуальный подход к работникам; 9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т. п.

    1. Школа научного управления (1885-1920)

    Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения .

    Основные принципы школы научного управления :

      Рациональная организация труда - предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

      Разработка формальной структуры организации.

      Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

    Основателями школы научного управления являются:

      Ф. У. Тейлор;

      Френк и Лилия Гилберт;

      Генри Гантт.

    Ф. У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда , стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

    Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

      хронометраж;

      инструктивные карточки;

      методы переобучения рабочих;

      плановое бюро;

      сбор социальной информации.

    Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше .

    Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

      Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;

      Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

    Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий , затраченных на их производство.

    Гилберты изучали рабочие операции , используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

    Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

    Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

    Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

    Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

    Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

    Критика школы научного управления : механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

    Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

    Г.Форд , механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.



    Просмотров