Основные направления внешней политики. Просчеты

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Новое политическое мышление.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Отношения СССР с Западом

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

СССР и региональные конфликты

В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 году впервые поддержал действия Запада.

В 1991 году было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата. Однако воспользоваться плодами своих усилий Советскому Союзу не было суждено.

Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.

В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы.
Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.

В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.

После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.


Предмет (направленность): история.

Возраст детей: 11класс.

Место проведения: класс.

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполити­ческого курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политиче­ского мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по пробле­ме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внеш­ней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные кон­фликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган;Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гель­мут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания. Письменная работа.

Учащиеся выполняют письменную работу - ответ на вопросы.

Соотносят события и даты.

II . Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом по­литическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя по­литика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами со­циализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством ра­зоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Знакомство учащихся с фрагментом из воспо­минаний А. С. Черняева - советника по внешней политике при М. С. Горбачеве:

«...Ему, Горбачеву, мы обязаны тем, что окружающий мир начал видеть в нас нормальных людей, «как все». И это потому, прежде всего, что лидер сверхдержавы - объявившейся, заметь­те, из нашего советского Зазеркалья и вопреки, казалось бы, за­бетонированной традиции - не побоялся предстать перед внеш­ним миром таким, как он есть, обычным человеком, открытым всему земному и способным по-человечески воспринимать со­беседника «с другого берега», и, будучи, в общем-то, хорошим человеком, он постепенно стал выжимать двоемыслие и обман из нашей внешней политики, насыщать ее простым здравым смыслом. И это «потрясло» Запад больше, чем наши, в том чис­ле его собственные, инициативы и декларации».

(Черняев, А. С. Шесть лет с Горбачевым. - М.: Культура, 1993.)

Отсутствие прогресса улучше­ния международного климата подтолкнуло советское руково­дство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, зна­чение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко «История России», § 41, начать заполнение таблицы «Новое полити­ческое мышление во внешней политике СССР».

Показатели политики Содержание
Новизна политики «нового политического мышления»
Причины ее возникновения
Основные события, связан­ные с ее появлением
Исторические личности
Результаты
Значения

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового по­литического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности стра­ны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была про­грессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организо­вать самостоятельно (в группах) с последующим составле­нием таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Даты Нормализация отношений с США Решение региональных конфликтов Отношения со странами социализма

Задание группе 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Дос­тижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе М 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней по­литики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистическо­го блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

·«Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».

·М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отно­шений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точ­ку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитиче­ской деятельности СССР периода перестройки».

III . Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была вы­двинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаи­мопомощи и организации Варшавского договора стало следст­вием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание догово­ра об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 41. Знать новые понятия, термины, да­ты и события.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, История России XX – начало XXI века, М., Русское слово, 2012

2.А.А. Левандовский, История России XX – начало XXI века, М., Просвещение, 2012

3.Н.В. Загладин, Всеобщая история. ХХ век, М., Русское слово, 2012

Тема урока: Внешняя политика СССР в период перестройки .

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политического мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган; Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гельмут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя политика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами социализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Отсутствие прогресса улучшения международного климата подтолкнуло советское руководство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, значение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника, начать заполнение таблицы «Новое политическое мышление во внешней политике СССР».

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового политического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организовать самостоятельно (в группах) с последующим составлением таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Задание группе № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе № 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней политики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Споры об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

  • «Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».
  • М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки».

II. Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 50. Знать новые понятия, термины, даты и события.


Цели:

1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах.
2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами, текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

Оснащение:

Учебник по истории России XX - начало XXI века для 9 класса, авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.

Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии»,

Политическая карта мира, атласы по истории России,

Презентация к уроку (

Раздаточный материал для учащихся.

Оформление доски:

Цитата на доске: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства…

Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму…»

М.С.Горбачёв

Портрет М.С.Горбачёва.

Хроника событий:

1990 - М.С.Горбачёву единогласным решением Нобелевского комитета присуждена Нобелевская премия мира.

Данный материал может демонстрироваться через эверхедпроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний учащихся по теме «Политика гласности: достижения и издержки». Слайд №1 .

Учитель сообщает: На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года М.С.Горбачёв в своём новаторском докладе произнёс три ключевых слова - «перестройка», «ускорение», «гласность».

Фронтальный опрос:

Дайте определение перестройки.
-Чем она была вызвана?
-Что обозначает понятие «ускорение»?
-Что такое гласность?

Соотнесите события и даты.

XIX партийная конференция, 1 съезд народных депутатов СССР, распад СССР, начало экономических реформ, разработка программы «500» дней, введение поста Президента СССР.

1989,1991,1988,1990,1990,1987.

XIX партконференция – 1988,

Выборы 1 съезда народных депутатов СССР – 1989,

Распад СССР – 1991,

Начало экономических реформ – 1987,

Разработка программы «500 дней» –1990.

Введение поста Президента СССР – 1990.

По выбору учителя можно организовать самоопрос учащихся по теме домашнего задания, что даёт возможность большему количеству учащихся принимать участие в обсуждении проблемы и выступлений товарищей.

3. Изучение нового материала. Слайд №4:

План изучения темы:

1. Новое политическое мышление.
2. Восток-Запад. Начало разоружения.
3. Разблокировка региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Итоги политики «нового мышления».

Учитель сообщает тему урока, план изучения темы, напоминает о необходимости использовать специальную терминологию при рассмотрении проблемы, поясняет учебную задачу для учащихся: по ходу работы на уроке заполнить таблицу «Итоги внешней политики».

Позитивные изменения

просчёты

Работа со словарем раздаточного материала: «холодная война», биполярный мир, «третий мир», НАТО, ОВД, СЭВ, «социалистический лагерь», «бархатные» революции, диалектика нового мышления, пролетарский интернационализм.

Параллельно идёт демонстрация слайдов презентации.

Изучение нового материала начинается с перечисления признаков «холодной войны».

Учащиеся называют гонку вооружений, биполярность

(раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Учитель сообщает: Руководителем внешнеполитического ведомства был Э.А. Шеварнадзе.

Министр иностранных дел СССР
Эдуард Амбросьевич Шеварнадзе

Родился в 1928 году в высокогорном селе Мамати Чохатаурского района. С 1957г. по 1961 – первый секретарь ЦК комсомола Грузии. С 1965 по 1972 – министр внутренних дел Грузии. В 1972г. становится первым секретарем ЦК компартии Грузии. Приобрел славу неординарного руководителя. В 1985 году Э.А. Шеварнадзе назначается на должность министра иностранных дел СССР, заменив Андрея Андреевича Громыко, продержавшегося на этой должности 28 лет. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90.

(по желанию можно заранее поручить ученику подготовить краткий исторический портрет Э.А.Шеварнадзе ).

Учитель продолжает: В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Суть этой концепции раскрывается с помощью

«Новое политическое мышление – это взгляд на мир через человека, его интересы. Я страстно желал, чтобы мы разговаривали с моими зарубежными коллегами как люди, у которых есть общие заботы».
Э.А.Шеварнадзе

Основные направления внешней политики:

  • Нормализация отношений Восток – Запад
  • Разблокирование региональных конфликтов
  • Установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов между странами

«Новое политическое мышление»

  • Отказ от вывода о расколе мира
  • Признание мира целостным и неделимым
  • Отказ от силовых методов
  • Отказ от принципов пролетарского интернационализма

Раскрывая 2-й вопрос темы, учитель предлагает охарактеризовать отношения СССР-Запад с помощью учебного пособия «Хроника событий» с.137-138

СССР и США: начало разоружения

  • Ежегодные встречи на высшем уровне
  • Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
  • Соглашение об ОСНВ-1

Почему мирные инициативы М.С.Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

Рассматривая третий вопрос темы, учащиеся вспоминают, какие локальные конфликты происходили?

Решение региональных конфликтов

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. ВизитМ.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту

Учащиеся знакомятся с материалом «Афганская война» с.141-142 пособия (приложение №3).

С помощью учебника (с.349) учащиеся называют события, характеризующие разблокировку региональных конфликтов, и делают вывод.

Какие страны входили в социалистический лагерь? Учащиеся показывают их на карте.

Учащиеся анализируют документы в пособии с.144-145 «Прощай, Восточная Европа!»

Распад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Учащиеся обсуждают стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» с.146 в пособии (приложение №5).

Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?

Выводы по теме учащиеся делают с помощью записей, которые они вели в течение урока. Можно использовать записи таблицы «Итоги внешней политики».

Вывод учащихся:

Сложившаяся международная ситуация заставила российское руководство отказаться от старых методов взаимодействия и выработать новую концепцию.

Учитель знакомит с различными мнениями очевидцев перестройки во внешней политике.

Критики: подрывало устои обороноспособности страны

Реформисты:

Национальная безопасность обеспечивается не грудами оружия, а радикальными реформами.

Учитель интересуется мнением учащихся.

4. Рефлексия.

- Учитель проводит проверку работы со словарём. Устный опрос.

Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики?

§52, работа на контурной карте:

  • Отметить РФ, США, Китай, Афганистан, страны Восточной Европы.
  • Отразить примеры ослабления международной напряжённости.

Пример: Указать определённым знаком государства, подписавшие Заключительный акт СБСЕ.

Основные приоритеты внешней политики России

В конце XX – начале XXI вв. международное положение России претерпело серьезные изменения. Распад социалистического лагеря и СССР привел к уничтожению «пояса безопасности» на рубежах страны, Россия утратила многие коммуникации, важные порты, на сотни тысяч километров ее граница оказалась не защищена и даже не демаркирована. Прекращение «холодной войны» принесло, безусловно, положительные результаты – разрядку международной напряженности, отказ от обескровливавшей экономику «гонки вооружений», значительное расширение контактов России с миром. Но нельзя не отметить и то, что Россия лишилась статуса «сверхдержавы», потеряла право решающего слова в многих вопросах международной политики, утратила свой престиж в глазах некоторых стран. Кроме того, экономический кризис второй половины 1980–1990-х гг. привел к тому, что наша страна оказалась в финансовой зависимости от ряда государств и международных организаций.

Для современной России во внешней политике приоритетными являются такие направления, как:

1) расширение международного сотрудничества. Не скованная идеологическими рамками, наша страна может налаживать контакты на взаимовыгодной основе с любыми странами. Россия возобновляет интенсивные отношения и со своими старыми партнерами – Китаем, Кубой, странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, арабскими государствами, и укрепляет отношения со странами Запада, Японией, южной Кореей, Израилем и др.;

2) укрепление позиций России в мире. Современная Россия старается вернуть себе статус одного из мировых лидеров не с помощью ядерного превосходства, а путем взвешенной дипломатии. Наша страна участвует в процессе урегулирования на Ближнем Востоке, оказывает помощь государствам, пострадавшим во время стихийных бедствий, активно участвует в международных форумах и конференциях. Несомненным свидетельством значительного статуса России являются встречи «Большой восьмерки», в которой с 1997 г. наша страна занимает место наравне с сильнейшими мировыми державами. В русле укреплений мировых позиций России развиваются и переговоры о вступление нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию) и Совет Европы. Способствовала укреплению авторитета России и твердая позиция, занятая президентом В.В. Путиным по отношению к Иракской войне (2003 г.);

3) борьба с международным терроризмом. Россия, имеющая огромный опыт борьбы с терроризмом в Чечне, является одной из стран, ранее других заметивших, что наибольшую угрозу миру на рубеже XX–XXI вв. представляет международный терроризм. Российское руководство прилагает все усилия к тому, чтобы объединить мировое сообщество в противостоянии этому злу;

4) консолидация СНГ. Бывшие советские республики (для России – страны ближнего зарубежья) являются естественными экономическими партнерами России. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), не входящие в СНГ, долгое время дистанцировались от России, опасаясь возрождения экспансионистских намерений и великодержавных тенденций. Однако в последнее время контакты с ними оживились, и наметилось определенное потепление отношений, хотя и осложненное их вступлением в НАТО. Продолжает развиваться партнерство со странами СНГ. С 1997 г. между Россией и Белоруссией ведутся переговоры о создании союзного государства. Страны СНГ являются главными экономическими партнерами России, укрепляется и сотрудничество по многим политическим вопросам.



Просмотров