Основания возвращения уголовного дела прокурору судом ходатайство. Ходатайство о возвращении дела прокурору

1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

2. Утратил силу.

3. Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

4. Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

5. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

6 - 7. Утратили силу.

Комментарий к статье 112 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления. Получение общего образования как средство исправления применяется только в отношении осужденных к лишению свободы, если не считать военное обучение и военную подготовку осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части (ст. 163 УИК РФ).

2. В исправительных учреждениях создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах исправительных учреждений. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке Российской Федерации (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если исправительное учреждение находится на территории соответствующего субъекта Федерации. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит уголовно-исполнительному принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин.

3. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

4. Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.

5. Не секрет, что в исправительных учреждениях, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях), основными субъектами воспитательной работы с осужденными являются педагоги. Поэтому в комментируемой статье закреплена важная декларативная норма, что педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

6. Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д. Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа (единое помещение камерного типа) или одиночную камеру, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

7. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 61/70.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, самодеятельные организации осужденных.

Уголовно –исполнительный кодекс регламентируют только основные положения воспитательной работы, осуждённых к лишению свободы. В УИК в ст. 9 определенны основные виды воспитательной работы. В Исправительнэх учреждениях осуществляется нравственное, трудовое, физическое и иные виды воспитательной работы. Идейно-политическое, экономическое, экологическое ну и иные виды воспитательной работы.

Существуют три основные формы воспитательной работы:

1) Индивидуальна

2) Групповая

3) Массовая

Воспитательная работа, осуществляется на основе рекомендации, вырабатываемой на основе педагогики и психологии. Проведение воспитательной работы возложено на начальника отряда. Есть обязательные воспитательные мероприятия

Самодеятельная организация осуждённых- это одна из форм организации, увлечения осуждённых для лишения свободы.

Созданы для решения следующих задач:

Оказание помощи осуждённых, в духовном, профессиональном развитии осуждённых

Развитие полезной инициативы осуждённых

Оказания позитивного влияния на исправления лиц осуждённых к лишению свободы.

Участие в решение вопросов, организации труда, быта и досуга осуждённых

Оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержание дисциплины и порядка.

Социальная помощь и их семьям.

Формирование здоровых отношений между осуждёнными

Порядок регламентируеся положением (о порядке деятельности самодеятельных организаций формирования деятельности осуждённых в местах лишения свободы) утверждает Директор ФСИН.

Могут создаваться советы коллективов исправительных учреждениях.

Порядок выборов членов совета коллективов регламентируется положением.

Все решения совета коллективов, утверждаются нальником исправительноо учреждения.

Создаются секции в составе совета коллективов:

1) Профилактика правонарушений

2) Производственная секция

3) Секция общеобразовательного и профессионального обучения

4) Секция культурно-массовой работы

5) Секция спортивной деятельности.

В тёрмах среди осуждённых самодеятельная организация не создаётся.

В ст. 9 УИК РФ общеобраз. И проф. Обучения перечислены.

Правововя регламентация данных средств исполнения нормативными документами

В сот. Со ст. 111 УИК РФ осуждённые не достигшие 35 лет. Возраста должны полуть общеобразовательное образование.

Осуждённые старше 35 лет и инвалиды 1и 2 групп получают общее образование по желанию. Для осуждённых к пожизненному лишению свободы, предоставляются условия для самообразования. Обязательно из их никто не учит.



На период здачи экзаменов они освобождаются от работы.

Здача экзаменоворганизуется в школах и учебно-консультационных пунктах. Школы при исправительных учредения создаются при условии не менее 80 осуждённых, чтобы было созд. 4 класса по 20 человек. Если желающих от 30 –до 80 то создаётся учебо консультационный пункт.

Все школы и учеб. Консульт. Пункт. имеют необходимую литературу. Директор школы назначается территориальным органом образования, при согласования с территориальным органом ФСИН.

Контроль за посещением школьных занятий в школе и за успеваемости возложен на наальника отряда. Помимо обще образовательного обучения в местах лищшения свободы. Помимо общеобразовательная в местах лишения свободы, организуется профессиональное образования, по которой осуждённые могут работать, как в местах лишения свободы так и в на свободе.

Профессиональное обучения не обязательно для пенсионеров и инвалидов1 и 2 группы.

Обучение профессии осуществляется в двух формах:

1) Обучения в профессиональных училищах (применяется когда в испавительном учреждение желающих не менее 150 человек Обучения производится от 6 до 12 месяцев)

2) Обучения на производстве. (осуществляется курсовым, бригадным или индивидуальными методами)

Курсовые (когда нужно получить краткосрочный курс теоретических знаний)

Бригадный (профессия не сложная)

Индивидуальный метод (применяется когда профессия сложная)

Осуждённым содержащихся в колониях поселениях, имеют право на получения высшего профессионального или среднего наказания в учреждениях находящизхся рядом с колонией. Для несовершенно летних

Я прибыл в исправительную колонию общего режима. При проверке документов личного дела выяснилось, что я не имею основного общего образования. Написать заявление о приеме в школу я отказался. Могут ли меня заставить учиться?

  • Вопрос: №2181 от: 2015-09-12.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее:

В соответствии со ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

Порядок получения основного общего и среднего (полного) общего образования установлен «Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» утвержденным приказом Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 61/70.

Согласно пп. 14-15 данного Положения обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных - по их личному заявлению.

Таким образом, Вы обязаны получить основное общее образование. Исключением является лишь наличие первой или второй группы инвалидности, возраста старше 30 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.

Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.

Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.

Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.


В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими.

В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию среднего специального и высшего образования осужденных к лишению свободы. Однако практика дает немало примеров организации заочного обучения осужденных, например, на договорных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска. Более того этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Осужденным, получившим то или иное образование, выписывается подтверждающий документ, который храниться до освобождения в их личных делах.

Закон ч. 4 ст. 121 УИК РФ) закрепляет положение о том, что получение осужденными образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.

Учитывая особые условия труда работников образовательных заведений уголовно-исполнительной системы, Закон от 21 июля 1993 г. предусматривает повышение их должностных окладов в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16). В то же время этот Закон (п. 4 ст. 16) устанавливает специфические обязанности работников всех образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, по соблюдению режимных требований, установленных в ИУ, по содействию их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в ИУ.



Просмотров