Органы эвакуации. Эвакуационные органы и порядок проведения эвакомероприятий

Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации.

Планирование, организация и проведение эвакуации непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры), органы управления ГОЧС.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, в которых планируется проведение эвакуации, создаются эвакуационные органы, работающие во взаимодействии с соответствующими органами и службами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в мирное время формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские (населенных пунктов) и организаций;

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

эвакоприемные комиссии - районные, городские (населенных пунктов);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП) - в населенных пунктах в безопасных районах;

администрации пунктов посадки (высадки)населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта);

оперативные группыпо вывозу (выводу) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций соответственно.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в ходе учений и тренировок по гражданской обороне.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация.

В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

Федеральные органы исполнительной власти руководят планированием, обеспечением и проведением эвакуационных мероприятий сотрудников, материальных и культурных ценностей центральных аппаратов и подведомственных организаций, согласовывают планы эвакуации с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с планами эвакуации органов военного управления, организуют и контролируют всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий.

Эвакуационные комиссии создаются в организациях с численностью 500 и более человек, а в организациях с меньшей численностью - группы по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

Эвакуационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов, организаций и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, заместителями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместителями руководителей органов местного самоуправления и организаций.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

разработка и корректировка планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на своем уровне;

организация и контроль разработки планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в подведомственных организациях и на подведомственных территориях;

организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии совместно с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Эвакоприемные комиссии создаются в районах загородной зоны при органах местного самоуправления районов, городов и иных населенных пунктов, куда планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Они предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения в загородной зоне, а также приема и размещения эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Основными задачами эвакоприемных комиссий являются:

разработка и корректировка планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организация и контроль своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов;

организация и контроль всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организация учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, приема, обеспечения укрытия и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы и создаются на базе одной организации. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки (станцией, пристанью), исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями в безопасных районах и автомобильным транспортом. За каждым СЭП закрепляются автомобильный транспорт, ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, медицинское учреждение, организации жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие организации, гражданский персонал которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, будут эвакуироваться через данный СЭП.

Промежуточные пункты эвакуации предназначаются для:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

перерегистрации и проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной его отправки в места постоянного размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн решением руководителя соответствующей эвакуационной комиссии назначаются начальники маршрутов, которые возглавляют группы управления на маршрутах пешей эвакуации .

Основными задачами групп управленияявляются:

организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организация охраны общественного порядка;

контроль за подготовкой и обеспечением содержания маршрута в надлежащем состоянии.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на транспортных средствах.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, для организации их приема, учета и последующей отправки в места постоянного размещения в безопасных районах. При необходимости ПЭП оборудуются простейшими укрытиями, для оказания медицинской помощи на ПЭП развертывается медицинский пункт.

Для эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые должностными лицами органов, обеспечивающих безопасность движения и сохранность материальных и культурных ценностей на маршруте эвакуации.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных органов.

Их основными задачами являются:

обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;

организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из приграничных зон в случае возникновения локальных вооруженных конфликтов возлагается на оперативные группы . Они формируются из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов, в их состав включаются представители органов военного управления, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях

субъектов Российской Федерации, городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне.

Основными задачами оперативных групп являются:

организация оповещения, сбора, учета и посадки эвакуируемого населения на транспортные средства;

организация учета и погрузки на транспортные средства материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

организация контроля за проведением мероприятий по защите не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

формирование эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и сопровождение их на маршрутах эвакуации;

контроль за обеспечением и ходом проведения эвакуации;

информирование вышестоящих эвакуационных органов.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения воз­лагается непосредственно на эвакуационные органы, региональные центры и управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся эвакуационные комиссии; сборные эвакуационные пункты (СЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ); эвакоприемные комиссии (ЭПК); приемные эвакопункты (ПЭП).

Состав, назначение и размещение эвакоорганов приведены в табл. 8.2.

На объектах железнодорожного транспорта решением начальников ГО объектов организуются объектовые эвакуационные комиссии, в состав которых входят, как правило, представители отдела кадров и планового, служб ГО и крупных подразделений. Председателем комиссии назначается заместитель начальника ГО объекта.

С получением распоряжения о проведении рассредоточения и эва­куации населения начальники, штабы ГО объектов совместно с эвакуаци­онными комиссиями, службами ГО оповещают рабочих, служащих, членов их семей о времени прибытия на СЭП. Рабочая смена оповещается адми­нистрацией на месте, остальные - по техническим средствам связи и через оповестителей. Население, не связанное с производством, оповещается че­рез жилищно-эксплуатационные организации.

Под руководством эвакуационных (эвакоприёмных) комиссий при­водятся в готовность СЭП, ППЭ, ПЭП. Руководители органов транспорта приводят в готовность станции, пункты и пристани посадки (высадки) лю­дей, транспортные средства, формируют поезда и автоколонны (по 20-30 автомобилей) и организуют вывоз населения в соответствии с графиками движения поездов, автоколонн с рассредоточиваемыми И эвакуируемыми.

Кроме указанных в таблице, в состав эвакоорганов могут входить оперативные группы (по организации вывоза (вывода) эвакуируемого на­селения), группы управления на маршрутах пешей эвакуации; пункты по­садки (высадки) эвакуируемого населения на транспорт (с транспорта).

Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, граждане должны собрать самые необходимые вещи, взять продукты питания на 2-3 дня, запас питьевой воды, аптечку, деньги, документы, подготовить для эвакуации детей дошкольного возраста. Подготовить квартиру (выключить газ, электроприборы, закрыть форточки, двери, убрать легковоспламе­няющиеся вещи). Получить в пункте выдачи (на предприятии или в РЭУ) средства индивидуальной и медицинской защиты. Проследовать общест­венным транспортом к назначенному СЭП в установленное время.

Таблица 8.2

Характеристика эвакоорганов


На СЭП население регистрируется, распределяется по поездам (авто­колоннам, судам), пешим колоннам (каждый СЭП специализируется на определённом виде эвакуации). Начальник эшелона вблизи СЭП распреде­ляет людей по вагонам (каютам), старший автоколонны - по машинам, ру­ководитель пешего перехода - по колоннам (колонны по 500-1000 чел. де­лятся на группы 50-100 чел.).

Со сборных эвакопунктов эвакуируемые пешим порядком выходят к местам посадки (на исходный пункт движения пеших колонн).

Посадку осуществляют старшие по вагонам (по машинам). В первую очередь размещают больных, инвалидов, родителей с детьми.

Пешие колонны двигаются по дорогам, не занятым автомобильным движением, по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения на маршруте следует выдерживать в пределах 4-5 км/ч, дистанции между колоннами- 500 м.

При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают ма­лые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонны (групп), оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. На большом привале, помимо этого, организуют приём го­рячей пищи. Для регулирования движения колонн назначают исходный пункт (для регулирования начала движения) и пункты регулирования на маршруте движения. Каждая колонна через эти пункты должна проходить в установленное для неё время. На маршрутах организуются медицинские пункты, а в холодное время года в местах привалов и на ППЭ - пункты обогрева.

На конечном пункте пешеходного маршрута организуются ППЭ. При невозможности быстрой отправки людей до пункта назначения транс­портом на ППЭ организуется временное размещение людей (до предостав­ления транспорта).

Организация приёма и размещения рассредоточиваемого и эвакуи­руемого населения осуществляется эвакуационными приёмными комис­сиями и ПЭП.

Схема эвакуации комбинированным способом (вариант) приведена на рис. 8.2.


Эвакуация в составе пеших колонн

Рис. 8.2. Схема эвакуации комбинированным способом

2.1. Организацию и осуществление контроля за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий, своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов осуществляет эвакуационная комиссия при Правительстве субъекта Российской Федерации. Состав и положение об эвакуационной комиссии при Правительстве субъекта Российской Федерации утверждаются постановлением Правительства субъекта Российской Федерации.

2.2. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и организациями заблаговременно создаются эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии, организующие эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

сборные эвакуационные пункты городские и объектовые;

промежуточные пункты эвакуации;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

эвакоприемные комиссии в муниципальных образованиях, осуществляющих прием эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей;

приемные эвакуационные пункты;

администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).

2.3. Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и настоящим Положением.

2.4. В состав эвакуационных комиссий назначаются лица из числа руководящих работников, соответственно, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации и организаций, а также работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, транспортных организаций, органов образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

В состав эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, транспортных организаций, органов образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

2.5. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

планирование эвакуации на соответствующем уровне;

осуществление контроля за планированием эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в органах и подведомственных организациях;

организация и контроль подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

организация и осуществление контроля за своевременным комплектованием, качественной подготовкой иных эвакуационных органов;

2.6. Сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП) создаются для сбора, постановки на учет эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации населения.

СЭП обеспечивается связью с эвакуационной комиссией муниципального района (городского округа), администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации населения, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом. Каждому СЭП присваивается номер.

К СЭП прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот СЭП.

За СЭП закрепляются:

ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

медицинская организация;

организации жилищно-коммунального хозяйства.

2.7. Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными укрытиями и укрытиями;

перерегистрации населения и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

2.8. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения (далее - группа управления) возглавляются начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий и осуществляют:

организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организацию охраны общественного порядка.

Группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи.

Для обслуживания пеших колонн на маршруте пешей эвакуации населения создаются подвижные медицинские бригады.

2.9. Эвакоприемные комиссии создаются органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субъекта Российской Федерации в безопасных районах, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий;

организации и контроля обеспечения эвакуации;

учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

2.10. Приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

При необходимости на ПЭП оборудуются укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

Основные задачи ПЭП:

встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автомобильных, пеших колонн и обеспечение высадки эвакуируемого населения совместно с администрацией пункта высадки;

во взаимодействии с автотранспортной службой муниципального района (городского округа) организация отправки эвакуируемого населения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом и пешим порядком;

доклады в эвакоприемную комиссию, созданную в безопасном районе, о времени прибытия, количестве прибывшего эвакуируемого населения и отправке его в места расселения;

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакоорганы, которые создаются решениями соответствующих руководителей ГО.

Заблаговременно формируются:

ü эвакуационные комиссии (ЭК);

ü сборные эвакуационные пункты (СЭП);

ü промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

ü эвакоприемные комиссии (ЭПК);

ü приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

ü оперативные группы (ОГ).

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляют заместители руководителей ГО местного самоуправления, а объектовые ЭК – заместители руководителей ГО объектов экономики. В них включают лиц руководящего состава администраций, органов транспортных, народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Военнообязанные (имеющие мобилизационные предписания) в эвакоорганы не назначаются.

В эвакокомиссиях объектов экономики создаются группы оповещения и связи, учета и информации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, старших по автомобильным и пешим колоннам. Численность и состав ЭК определяются руководителями ГО с учетом количества подведомственных объектов и эвакуируемых.

Основные задачи эвакуационной комиссии

Разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях; оргниизация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; комплектование и подготовка эвакоорганов; подготовки и проведения эвакомероприятий.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) формируются на базе одного объекта экономики. Они осуществляют сбор и учет эвакуируемых, их отправку в загородную зону. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения, вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый из них обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктами посадки и исходным пунктами (при пешей эвакуации) с загородной зоной. Ему присваивается номер, и за ним закрепляются транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и предприятия, рабочие и служащие которых с членами семей, как и остальное население, будет через него эвакуироваться. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

В соответствии с этим определяется и количество выделяемых для эвакуации транспортных средств.

Основные задачи сборного эвакуационного пункта

Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанными к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации; информирование их о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону; контроль за своевременной подачей транспорта; организацией отправки людей, ведение учета вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешком населения; предоставление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района); оказание необходимой мед.помощи людям на СЭП; обеспечение общественного порядка и укрытие населения в защитных сооружениях по сигналам ГО.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ)

ППЭ создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, близи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения в загородной зоне. Если требуется, на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Основные задачи промежуточного пункта эвакуации

Встреча и временное размещение прибывших в населенные пункты; согласование с эвакоприемными комиссиями районов в загородной зоны графиков движения транспорта; организация отправки людей в конечные пункты размещения; оказание им медицинской помощи; поддержание общественного порядка; своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени и количестве прибывшего населения и об отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов эвакуации и группы управления.

В группу управления входят представители отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны по территориям которых он проходит. В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа делится на звенья (отделения): связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медпомощи, обеспечения и регулирования движения.

Основные задачи группы управления

Основными задачами являются: организация движения пеших колонн; подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии; регулирование движения и организация охраны общественного порядка; ведение радиационной, химической и инженерной разведки в пути следования; оказание медпомощи нуждающимся. Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медбригады на санитарных автомобилях.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на их исходных пунктах и выполняют свои задачи методом патрулирования.

Эвакоприемные комисии (ЭПК)

Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируются районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации. В ее состав включают начальников отделов и служб администрации района (города) или их заместителей, представителей ОВД и других работников, связанных с приемом, размещением и обеспечением эвакуируемых. В такой комиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Основные задачи эвакоприемной комиссии

Задачи: организация приема и размещения эвакуируемых, их первоочередного жизнеобеспечения и защиты; уточнения количества прибывших, порядка подачи транспорта; поддерживания постоянной связи с эвакокомиссией города, получение от нее информации об отправке населения из города; изменение сроков прибытия транспорта с эвакуируемыми, пеших колонн и других изменениях; информирование подчиненных эвакоорганов, а также организаций, выполняющих задачи по обеспечению эвакомероприятий; оценка санитарно-эпидемической, радиационной и химической обстановки на территории своего населенного пункта и внесение необходимых изменений в план размещения горожан; сбор и обобщение данных об их приеме и размещении; доклад об этом начальнику ГО района и вышестоящей эвакокомиссии.

Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления создаются по аналогичной схеме. Они имеют в своем составе группы учета, приема и размещения, отправки, первоочередного жизнеобеспечения и защиты эвакуируемых.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

ПЭП предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Располагаются они вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных административных зданиях. В структуру входят: группы встречи, приема и размещения горожан, учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка, а также стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендантская служба.

Основные задачи ПЭП

"Встреча прибывающих из города автоколонн и обеспечивание высадки людей совместно с администрацией пункта высадки; организация (при необходимости) временного размещения эвакуированных в ближайшем населенном пункте; отправка их в пункты постоянного размещения во взаимодействии с автотранспортной службой района; доклады эвакоприемной комиссии района о времени прибытия и количестве горожан и об их отправке; оказание медпомощи нуждающимся; поддержание общественного порядка; укрытие людей по сигналам ГО.

При локальных военных конфликтах требуется, как правило, ускорить вывоз населения из пунктов приграничной зоны (40 км.). Задачи по организации мероприятий в этом случае возлагаются на оперативные группы. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов управления ГОЧС, соответствующих эвакоорганов. В их состав входит подраз­деления оповещения населения, его учета и регистрации, транспорт­ные, охраны, общественного порядка, размещения людей, посты орга­низации общественного питания, обеспечение предметами первой необходимости и медицинские.

Задачи оперативной группы (ОГ)

Оповещение, сбор, учет и посадка эвакуируемого населения на транспорт; формирование колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам; контроль за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления о ходе работ; задержание общественного порядка на всех этапах эвакуации, формируются также администрации пунктов посадки (высадки). В них включаются в основном представители транспортных организаций и ведомств.

Задачи таких пунктов: обеспечение своевременной подачи транспортных средств; организация посадки (высадки) людей; контроль за обеспечением охраны общественного порядка и медпомощи; учет отправки (прибытия) транспорта и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

Личный состав эвакоорганов должен заблаговременно проходить плановую подготовку в УМЦ ГО ЧС РК, объектах экономики, совершенствовать необходимые практические навыки во время учета и штабных тренировок.

К эвакуационным органам относятся:

    эвакуационные комиссии;

    эвакоприемные комиссии;

    эвакуационные сборные пункты;

    эвакуационные промежуточные пункты;

    эвакуационные приемные пункты;

    оперативные группы по вывозу и вводу эвакуируемого населения;

    группы управления на маршрутах эвакуации населения.

При эвакуации с собой берут: документы; необходимые вещи (одежда); минимальный запас продуктов питания, воды в герметичных контейнерах.

Для экстренной эвакуации из зоны заражения необходимо использовать личный, общественный транспорт или передвигаться пешим порядком. При отсутствии указаний зону заражения покидать самостоятельно в направлении, перпендикулярном движению облака АХОВ, к ближайшему пункту сбора.

3.3. Организация инженерной защиты населения

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства.

Укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее ЗС ГО) в сочетании с другими способами защиты (эвакуация, использование индивидуальных средств защиты и д.р.) – обеспечивает эффективное снижение степени поражения населения от возможных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера.

Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты населения, техники и материальных ценностей от воздействия современных средств поражения (ССП) противника, а также при ЧС техногенного и природного характера.

Для защиты населения от ССП разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства ЗС ГО.

Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), ОВ, а также, при необходимости, от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановкой, высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в ЗВСР вокруг АС). Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим).

Убежища классифицируются по следующим признакам:

    по защитным свойствам;

    по вместимости;

    по месту расположения;

    по времени возведения;

    по материалу конструкций;

    по обеспечению электроэнергией

    по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;

    по использованию в мирное время.

В убежище есть все помещения и коммунальные службы, предусмотренные на случай длительного пребывания в нем людей.

Убежища обычно имеют следующие помещения: помещение для размещения людей; шлюзные камеры; фильтровентиляционную камеру; помещение для дизельной электростанции; кладовую для продуктов питания; санитарный узел (мужской и женский), состоящий из умывальника и туалета; медицинскую комнату.

Убежище оснащается надежным электропитанием (в том числе и автономным), санитарно - техническими устройствами (водопровод, канализация, отопление), радио и телефонной связью, а также запасами воды, продовольствия и медикаментов. Запас продуктов питания создается из расчета не менее чем надвое суток для каждого укрываемого.

Медицинское обслуживание осуществляют санитарные посты или медицинские пункты.

Убежища обычно имеют не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах (основной и запасный).

Противорадиационные укрытия (ПРУ) предназначены для защиты населения от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения и проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока), а также от непосредственного попадания на кожу и одежду отравляющих веществ и бактериальных средств. ПРУ частично защищают и от ударной волны ядерного взрыва.

ПРУ должны обеспечить защиту укрываемых от воздействия ионизирующих лучей при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течении до 2-х суток (за исключением ПРУ размещенных в зоне ВСлР вокруг АС).

ПРУ классифицируются по следующим признакам:

    по защитным свойствам;

    по вместимости;

    по фонду помещений под ПРУ;

    по обеспечению вентиляцией.

По вместимости ПРУ делятся: на укрытия вместимостью 5 - 50 чел. - в существующих зданиях и сооружениях; 50 чел. и более - во вновь строящихся зданиях и сооружениях.

По фонду помещений приспосабливаемых под ПРУ последние делятся на: подвалы и подполья в зданиях и помещениях в цокольных этажах зданий (жилых, производственных и вспомогательных, бытовых и административных); отдельно стоящие сооружения (заглубленные гаражи, погреба, овощехранилища, склады); горные выработки и естественные полости; отдельно стоящие быстровозводимые укрытия (из элементов промышленного изготовления, из лесоматериалов, из местных материалов).

По обеспечению вентиляцией соответственно ПРУ делятся: с естественной вентиляцией (в укрытиях, оборудуемых в цокольных и первых этажах зданий и в заглубленных укрытиях вместимостью до 50 чел.) и, имеющих вентиляцию с механическим побуждением.

В качестве ПРУ используются подвалы зданий, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, которые специально оборудованные для размещения укрываемых.

Приспособление указанных помещений (сооружений) под ПРУ включает проведение следующих работ: герметизацию; повышение защитных свойств; устройство простейшей вентиляции.

Герметизация помещений это тщательная заделка трещин, щелей и других отверстий в стенах, потолке, в местах примыкания оконных рам и дверных коробок, ввода отопительных и водопроводных труб, подгонка и обивка дверей уплотнением.

Чтобы повысить защитные свойства помещения на перекрытие насыпают слой грунта и делают грунтовую обсыпку снаружи у стен, если они выступают выше поверхности земли. Заделывают оконные и лишние дверные проемы кирпичом или мешками с песком (грунтом). Для усиления несущих конструкций перекрытий, которые могут не выдержать дополнительной нагрузки насыпаемого грунта, необходимо ставить стойки, опоры и т.д.

Вентиляция укрытий осуществляется через приточные и вытяжные короба, в которых установлены противопыльные фильтры.

В ПРУ оборудуются места для сидения и сна, санитарный узел, помещения для вентиляции и хранения загрязненной верхней одежды.

При сильном радиоактивном заражении в ПРУ придется находиться несколько суток, поэтому необходимо брать с собой индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, медикаменты, запас продуктов питания, питьевой воды и предметы первой необходимости.

Быстровозводимые убежища представляют собой особый тип защитных сооружений ГО с простыми планировочно-конструктивными решениями, вытекающими из условий эксплуатации их только по прямому назначению, т.е. для защиты людей от расчетных средств поражения.

Главным условиям, определяющим планировочно-конструктивные решения отдельно стоящих быстровозводимых убежищ, является применение для их конструкций изделий и материалов, имеющихся в народном хозяйстве страны, ибо использование конструкций без существенных изменений способа производства.

Простейшие укрытия

Простейшие укрытия - это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от ВУВ, светового излучения и летящих обломков разрушенных задний, а также снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений на РЗМ, а в ряде случаев от непогоды и других неблагоприятных условий.

К простейшим укрытиям относятся:

    щели (открытые и перекрытые);

    траншеи (с одеждой крутости или без нее);

    подвалы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов);

    землянки, навесы;

    цокольные и первые этажи зданий и другие заглубленные помещения.

Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются. В течение 2-х суток такие простейшие укрытия дооборудуются и превращаются в основном в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) и в убежища. Вместимость простейших укрытий 10 - 40 чел.

Открытая щель уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией в 1,5 - 2 раза, снижает облучение в зоне радиоактивного заражения в 2 - 3 раза.

Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, снижает поражение ударной волны в 2,5 - 3 раза, ослабляет воздействие проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200 - 300 раз. Она предохраняет от непосредственного попадания на человека радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Правила поведения в защитных сооружениях

Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать места их расположения и пути подхода к ним по месту проживания, работы и учебы. Маршруты движения к убежищам обозначаются указателями.

Надо помнить, что на заполнение убежища выделено определенное время (до 20 мин.), после чего входы в убежище закрываются и герметизируются.

В ЗС необходимо строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия).

В убежище (укрытие) люди приходят со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами.

Тем, кто прибыл с детьми, отводятся отдельные отсеки или специальные места. Престарелых и больных размещают поближе к вентиляционным трубам. Запрещается приводить домашних животных.

Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время и применяются в случае крайней необходимости.

Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище.

После заполнения убежище герметизируется и включается режим чистой вентиляции. Для нормальных условий внутри убежища поддерживается определенная температура и влажность. Если в убежище предстоит находиться длительное время, людям создаются условия для отдыха (оборудуются двухэтажные нары и т.п.). Уборка помещений производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп.

В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции. Эти мероприятия обеспечивает пост радиационно-химического наблюдения.

При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций радиационных и отравляющих веществ, защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется.

3.4. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты органов дыхания

К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, шланговые и изолирующие), респираторы, противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) и ватно-марлевые повязки.

Противогаз. Противогаз - самое надежное средство защиты органов дыхания, он защищает органы дыхания, лицо и глаза от воздействия отравляющих веществ и болезнетворных микробов.

В принципе современный противогаз сохранил устройство, которое изобрел еще в начале прошлого века русский ученый - химик Зелинский. Его главные защитные элементы - резиновый шлем - маска и противогазовая коробка, заполненная адсорбирующим, т. е. впитывающим и фильтрующим веществом, например активированным углем.

Последняя модель гражданского противогаза ГП-7 не только надежно защищает от многих отравляющих и химически опасных веществ, но и от радиоактивной пыли и бактериальных средств. Он имеет ряд преимуществ по сравнению со старыми образцами: уменьшено сопротивление дыханию, обеспечена более надежная герметизация. Это позволило увеличить время пребывания в противогазе, им могут пользоваться престарелые люди, больные с легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. И, что немаловажно, люди в противогазах имеют возможность общаться между собой: маски снабжены переговорным устройством. С целью расширения возможностей противогазов, по защите от АХОВ, для них созданы дополнительные патроны.

Для защиты детей используются камеры защитные детские.

Так, например, для защиты детей в возрасте до 1,5 лет используются камеры защитные детские КЗД - 4 и КЗД - 6. Они состоят из оболочки (2 полотнища прорезиненной ткани), натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку с двух сторон вмонтированы два диффузионных сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластина (окно), через которую следят за состоянием и поведением ребенка. В верхней части оболочки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком. Камеру можно носить в руках, на тесьме через плечо, устанавливать на детскую коляску и санки.

Респиратор. Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. В системе гражданской обороны наибольшее использование имеют респираторы Р - 2 и Р - 2Д.

Респиратор Р - 2 предназначен для оснащения личного состава формирований и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, а Р - 2Д - для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет.

По назначению респираторы подразделяются на:

противопылевые; противогазовые; газо - пылезащитные.

В зависимости от срока службы респираторы бывают: одноразового применения (ШБ-1 «Лепесток», «Кама», У-2К, Р-2) и многоразового использования (РПГ-67, РУ-60М, в них предусмотрена замена фильтров).

В мирное время респираторы широко применяются: в шахтах, на рудниках, где возможно скопление опасного газа - метана, на химически вредных и запыленных предприятиях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве, на атомных электростанциях, металлургических предприятиях, при покрасочных и других работах.

Простейшие средства защиты органов дыхания.

Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты - противопыльной тканевой маской или ватно-марлевой повязкой. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств.

Средства индивидуальной защиты кожи

По своему назначению средства защиты кожи делятся на специальные (табельные) и подручные.

К специальным (так называемые, табельным) средствам защиты кожи относятся легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

Легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект (ОЗК) обеспечивает защиту кожи от отравляющих веществ, радиоактивных веществ и бактериологических средств.

К простейшим (подручным) средствам защиты кожи относятся производственная одежда (куртки, брюки, комбинезоны, лучше из брезента, огнезащитной и прорезиненной ткани), а также предметы бытовой одежды (плащи, накидки из прорезиненной ткани и зимние вещи).

Они могут защитить не только от радиоактивных веществ, но и от капель и паров многих отравляющих веществ. Для защиты ног лучше всего годятся резиновые сапоги, боты и галоши. Руки предохранят рукавицы из брезента, резиновые или кожаные перчатки.

3.5. Медицинские средства индивидуальной защиты

Назначение и состав аптечки индивидуальной (АИ-2)

Аптечка индивидуальная (АИ-2) содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослабления поражения радиоактивными, отравляющими или аварийными химически опасными веществами, а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями.

В аптечке находится набор медицинских средств, распределенных по гнездам в пластмассовой коробочке. Размер коробочки 90x100x20 мм, масса 130 г. Размер и форма коробочки позволяют носить ее в кармане и всегда иметь при себе. В холодное время года аптечка носится во внутреннем кармане одежды, чтобы исключить замерзание жидкого лекарственного средства.

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10)

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10) – набор медицинских средств, предназначенный для оказания само- и взаимопомощи при поражении отравляющими веществами.

С помощью ИПП проводится частичная специальная обработка непосредственно после заражения отравляющими веществами.

Пакет перевязочный индивидуальный – бинт с подвижной и неподвижной подушечками в защитной оболочке для оказания первой медицинской помощи при поражениях людей (ранениях, ожогах, травмах и т.п.).

При пользовании пакетом его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край наружного чехла, рывком обрывают склейку и вынимают пакет в вощеной бумаге с булавкой. Из складки бумажной оболочки достают булавку и временно прикалывают ее на видном месте к одежде. Осторожно развертывают бумажную оболочку, в левую руку берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в правую – скатанный бинт и развертывают его. При этом освобождается вторая подушечка, которая может перемещаться по бинту. Бинт растягивают, разводя руки, вследствие чего подушечки расправляются. Одна сторона подушечки прошита красными нитками. Оказывающий помощь при необходимости может касаться руками только этой стороны. Подушечки кладут на рану другой, не прошитой стороной. При небольших ранах подушечки накладывают одна на другую, а при обширных ранениях или ожогах – рядом. В случае сквозных ранений одной подушечкой закрывают входное отверстие, а второй – выходное, для чего подушечки раздвигаются на нужное расстояние. Затем их прибинтовывают круговыми ходами бинта, конец которого закрепляют булавкой.

Хранится пакет в специальном кармане сумки для противогаза или в кармане одежды.

Назначение препаратов в вашей домашней аптечке

Нашатырный спирт – средство для выведения из обморочного состояния и стимуляции дыхания: марлевый или ватный тампон, смоченный раствором и тщательно отжатый, подносят несколько раз к носу или быстро растирают виски. Недопустимо попадания в нос и в глаза.

Валидол – в таблетках, капсулах, растворе – средство при психических перегрузках, болях в области сердца: 1 таблетку (капсулу) или 4-5 капель на кусочек сахара под язык до полного растворения.

Настойки – валерианы, пустырника; корвалол, валокордин, капли Зеленина – успокоительное и слабое снотворное – при повышенной раздражительности, бессонницы, неврозах; как средство первой помощи для снятия эмоционального напряжения и возбуждения при стрессах, испуге: по 25-30 капель на стакан воды.

Димедрол, супрастин, тавегил, диазолин – таблетки и драже – антиаллергические препараты, а также в сочетании с обезболивающими препаратами для усиления эффекта. После принятия нельзя управлять транспортным средством.

Санорин, нафтизин, глазолин – капли – при насморке: в нос, при аллергических реакциях: в нос и в ранку от укуса.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – порошки или таблетки – при болях в суставах, жаропонижающее: по 1-2 шт. Нельзя применять при язве желудка.

Фурацилин – для полоскания горла: 2 таблетки на стакан кипятка, раствор применять после остывания.

Либексин, бромгексин – таблетки – для подавления кашлевого рефлекса при повреждениях грудной клетки, переломах ребер.

Но-шпа – спазмолитическое (снимает спазмы) средство – в таблетках и ампулах – при болях внутренних органов.

Анальгин, баралгин – обезболивающее средство при травмах, головных, суставных и других болях, а также при почечной колике: по 1-2 таблетки.

Сульгин, фталазол, фуразолидон – в таблетках – закрепляющее средство при расстройствах кишечника.

Карболен (активированный уголь) – таблетки по 0,5 г. (беречь от сырости) – принимают внутрь – при скоплении газов в кишечнике: по 1-2 г. 3-4 раза в день, при отравлениях: до 20 г. на прием (40 таблеток).

Сода двууглекислая (пищевая, бикарбонат натрия) – таблетки, порошок – используется в виде 2%-го раствора для промывания глаз и кожи при попадании фосфорорганических соединений, а также для снятия зуда после укуса насекомого и для полоскания горла при ангине.

Марганцовокислый калий (перманганат калия, «марганцовка») – кристаллы темного цвета – применяют раствор: 0,1-0,5%-ый для промывания ран; 0,1-0,01%-ый для полоскания полости рта, горла и промывания желудка; 2-5%-ый для обработки язвенных и ожоговых поверхностей.

Йодная настойка 5%-я – в темных склянках по 10, 15 и 25 мл. – антисептическое, раздражающее и отвлекающее средство при воспалительных процессах кожи и мышц: для смазывания мелких гнойничков, ссадин, порезов и ранок, для обработки краев ран перед наложением повязок.

Брильянтовый зеленый («зеленка») – спиртовой раствор зеленого цвета – обеззараживающее средство – для лечения (смазывания) неглубоких ран, порезов, царапин, гнойников, заболеваний кожи.

Перекись водорода – кровоостанавливающее и обеззараживающее средство.

Спирт, одеколон, водка – для обработки рук перед наложением асептической повязки; внутрь 30-50 мл. алкоголя для борьбы с шоковым состоянием или его профилактики.

3.6. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения

Санитарная обработка – механическая очистка и мытье кожных покровов и слизистых оболочек людей, подвергшихся заражению и загрязнению радиоактивными, опасными химическими и биологическими веществами, а также обеззараживание (обезвреживание) их одежды и обуви при выходе из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная санитарная обработка – механическая очистка одежды, индивидуальных средств защиты, одежды (обмундирования) и обуви с предварительной обработкой открытых участков кожи содержимым индивидуального противохимического пакета.

Полная санитарная обработка обеспечивает удаление со всей поверхности тела человека биологических средств поражения, радиоактивных или химических веществ, а также раздражающих кожу продуктов дегазации. Она включает мытье под душем теплой водой с мылом с предварительной обеззараживанием (обезвреживанием) открытых участков кожи, выдачу чистого белья, дезинфекцию или замену загрязненной одежды (обмундирования), обуви, снаряжения и индивидуальных средств защиты. Проводится после выполнения специальных или спасательных задач и вывода подразделения (формирования) в назначенный для этого район специальной обработки.

Санитарная обработка людей

Санитарная обработка людей – это удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление отравляющих веществ, болезнетворных микробов и их токсинов с кожного покрова, а также со средств индивидуальной защиты, одежды и обуви. Санитарная обработка состоит из несложных, но обязательных действий сразу же после выхода из зоны заражения. Надо снять и тщательно вытряхнуть, выбить верхнюю одежду, обмыть водой шею, руки, лицо, обувь, маску противогаза, ещё не снимая её, потом снять противогаз, вымыть лицо, прополоскать рот и горло. Зимой одежду и обувь можно протереть чистым снегом. Так снимается, например, радиоактивная пыль.

А, что касается заражённых помещений, мебели, техники, оружия, одежды и прочего, то для ликвидации вредных последствий проводится дезактивация (удаление радиоактивных веществ с заражённой поверхности), дегазация (удаление или химическое разрушение отравляющих веществ, то есть химических ядов и газов) и дезинфекция (уничтожение бактериальных средств, болезнетворных микробов, вирусов и химическое разрушение их токсинов).

Эти мероприятия проводятся на пунктах специальной обработки (ПуСО), где применяются специальные дезактивирующие и дезинфицирующие растворы, водные растворы стиральных порошков или других моющих средств, а также обычная вода и растворители (бензин, керосин, ацетон и другие), простое кипячение и стирка одежды.

Помните, своевременное выполнение правил и способов санитарной обработки надёжно защитит человека и ликвидирует угрозу его здоровья и жизни.

3.7. Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

Защита сельскохозяйственных животных. К числу основных мероприятий по защите сельскохозяйственных животных относятся:

    рассредоточение животных по фермам в помещениях, оборудованных фильтровентиляционными устройствами и создание в них запасов кормов и воды;

    проведение ветеринарной обработки, ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических и лечебных мероприятий;

    применение антидотов и др. противоядий, средств профилактики болезней;

    организация ветеринарного надзора за местами водопоя и пастбищами.

Защита растений обеспечивается:

    разведением сельскохозяйственных культур, устойчивых к ионизирующим излучениям, гербицидам, болезням и вредителям;

    защитой запасов семян и их обработкой;

    проведением противоэпифитотических, агротехнических и агрохимических мероприятий;

    ликвидацией радиоактивных и химических загрязнений и последствий применения биологических (бактериологических) средств.

Защита продовольствия обеспечивается основными мероприятиями:

    инженерное оборудование продовольственных складов, баз, развёртывание их вдали от возможных объектов ядерного, химического и биологического нападения;

    рассредоточение запасов продовольствия, перевозка его в специально оборудованных машинах (вагонах) с применением защитной тары, упаковок и покрытий;

    обеззараживание (обезвреживание) продовольствия и пищевого сырья путём дезактивации, дегазации и дезинфекции.

Защита воды и водоисточников обеспечивается мероприятиями, проводимыми в мирное время. Для централизованного снабжения готовятся подземные водоисточники. На поверхностных водоисточниках очистные сооружения приводятся в готовность к работе в условиях заражения; резервуары для очищенной воды заглубляются, оборудуются фильтрами-поглотителями и герметизируются. В водопроводной сети подготавливаются обводные трубопроводы. Водоисточники постоянно охраняются, а пробы воды регулярно направляются на лабораторный анализ в санитарно-эпидемические отряды.

Руководитель учебной группы ______________ по ГО Тема № 4: «Действия работников в чрезвычайных ситуациях... и здоровье, так и своих сослуживцев. Руководитель учебной группы _______________



Просмотров