Органом федерального агентства водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов ведомства и учреждения

Федера́льное аге́нтство во́дных ресу́рсов (Росводресу́рсы) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов . Агентство находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Цели и задачи

Главная цель Федерального агентства водных ресурсов – устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод . В рамках решения задач, направленных на достижение данной цели, Агентством ведётся деятельность по таким важным направлениям, как обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, укрепление трансграничного водного сотрудничества, экологическое оздоровление водных объектов страны.

В рамках решения вопросов по обеспечению водными ресурсами населения и отраслей экономики ведётся строительство новых и восстановление проектных мощностей уже действующих водохранилищ , проводится оптимизация использования располагаемых водных ресурсов и параметров водопользования, устанавливаются квоты забора и сброса в водные объекты.

По обеспечению безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод ведутся работы по строительству инженерных защит, выполняются превентивные противопаводковые мероприятия, повышающие пропускную способность водотоков – дноуглубительные и руслорегулирующие работы, обеспечивается оперативное регулирование режимов работы водохранилищ с целью срезки пиков весеннего половодья и паводков .

Важной задачей является заключение межправительственных соглашений в области охраны и использования трансграничных водных объектов с правительствами сопредельных государств и контроль за их реализацией. Заключение и исполнение договорённостей – важный шаг по обеспечению интересов России в сфере охраны и использования трансграничных вод.

Федеральное агентство является одним из государственных заказчиков федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012–2020 годах» .

Полномочия

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет следующие полномочия:

Детальный перечень полномочий Агентства представлен в «Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов».

Структура (на 01.01.2015)

Центральный аппарат:

  • Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности;
  • Управление экономики, финансов и бюджетного учёта;
  • Управление имущества, информатики и науки;
  • Управление делами, госслужбы и кадров;
  • Спецотдел.

Территориальные органы (бассейновые водные управления , БВУ) :

  • Амурское БВУ ;
  • Верхне-Волжское БВУ ;
  • Верхне-Обское БВУ ;
  • Двинско-Печорское БВУ ;
  • Донское БВУ ;
  • Енисейское БВУ ;
  • Западно-Каспийское БВУ ;
  • Камское БВУ ;
  • Кубанское БВУ ;
  • Ленское БВУ ;
  • Московско-Окское БВУ ;
  • Невско-Ладожское БВУ ;
  • Нижне-Волжское БВУ ;
  • Нижне-Обское БВУ .

Также в структуру Росводресурсов входит 51 подведомственная организация, чья деятельность направлена на управление и изучение водохозяйственного комплекса России и его объектов.

Историческая справка

Первые шаги по централизации управления объектами водного хозяйства , предпринятые в XVIII в., были связаны с необходимостью упорядочить управление искусственными водными путями, в первую очередь – Вышневолоцкой водной системы.

В 1773 г. в России была создана должность директора водяных коммуникаций , главной задачей которого было управление основными водными магистралями. Первым директором водяных коммуникаций стал губернатор Новгорода.

По инициативе и под руководством Я.Е. Сиверса в 1798 г. в России был создан Департамент водяных коммуникаций , имевший такие же права, как и Коллегии Сената.

В 1809 г. по проекту нового генерального директора Департамента принца начинает действовать Экспедиция Водяных коммуникаций , которой были переданы все функции упразднённого Департамента. В том же году, до завершения окончательного преобразования Департамента в Экспедицию, было утверждено Управление водяными и сухопутными сообщениями , переименованное в 1810 г. в Главное управление путей сообщения .

До 1899 г. вопросы управления водным хозяйством Российской Империи находились в ведении отдельных департаментов транспортного ведомства.

В 1899 г. при Министерстве путей и сообщений было создано Управление водных путей , приоритетной задачей которого было изучение рек , озёр и водоразделов и возможностей улучшения судоходства. Параллельно с Управлением водных путей вёл работу созданный в 1894 г. Отдел земельных улучшений при Министерстве земледелия и государственных имуществ в России. В ведении отдела находились орошение и обводнение земель, осушение болот и добыча торфа, гидротехнические и противоэрозионные работы, регулирование рек, строительство водозаборных скважин и другие виды мелиораций , выполнявшихся за счёт государственных средств, а также управление водохозяйственными организациями на местах.

Именно на мелиорации и улучшении водоснабжения населения, а также всего народного хозяйства, был сделан акцент управления водными ресурсами в первые годы после революции 1917 г. До 1946 г. водное хозяйство России находилось в ведении Управления землеустройства и мелиорации и Управления мелиорации и торфа при Наркомате земледелия. Параллельно с этим в интересах народного хозяйства велось активное изучение водных ресурсов всего Советского Союза.

В 1946 г. на базе упразднённых Управлений (землеустройства и мелиорации и мелиорации и торфа) было создано Управление водного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства РСФСР, а в 1960 г. – Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов .

В целях упорядочения комплексного использования и охраны водных ресурсов страны, а также скорейшей ликвидации загрязнения водоёмов в 1961 г. на базе Управления водного хозяйства и Госкомитета был создан Государственный комитет Совета Министров РСФСР по водному хозяйству (Госводхоз РСФСР) , который в 1963 г. был преобразован в Государственный производственный комитет по орошаемому земледелию и водному хозяйству РСФСР (Госземводхоз РСФСР) , а в 1965 г. – в Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР (Минводхоз РСФСР) .

В 1990 г. Минводхоз РСФСР упразднён, часть его функций передана Главному управлению мелиорации и водного хозяйства, вошедшему в структуру нового Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, а часть – созданному в ноябре 1990 г. Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР .

В ноябре 1991 г. в рамках масштабного преобразования органов исполнительной власти РСФСР на базе упразднённых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР создано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР (позже – Министерство экологии и природных ресурсов РФ). Вопросы управления водным хозяйством возложены на Комитет по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР .

В 1993 г. в целях совершенствования государственного управления в области водного хозяйства, улучшения водообеспечения населения и народного хозяйства, экологического состояния водных объектов из состава Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов выведен Комитет по водным ресурсам, на базе которого образован Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод).

Однако раздельное управление отраслью в существующей системе органов государственной власти было признано неэффективным, и в 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти Роскомвод был упразднён, а его функции переданы созданному на базе нескольких ведомств Министерству природных ресурсов Российской Федерации .

В 2004 г. в рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в т. ч. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) , которому были переданы функции Министерства по управлению водными ресурсами России.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

Министе́рство приро́дных ресу́рсов и эколо́гии Росси́йской Федера́ции (Минприро́ды Росси́и) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, гидрометеорологии, охраны окружающей среды.

Миссия и стратегические цели

заключается в обеспечении рационального и безопасного природопользования, исключающего истощение природных ресурсов и необратимое ухудшение качества окружающей среды, необходимого для сохранения природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений.

Стратегические цели сформулированы в Плане деятельности Министерства на пятилетний период:

  1. создание условий для формирования благоприятной окружающей среды;
  2. гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития России;
  3. обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений;
  4. обеспечение международно-правового оформления внешних границ Российской Федерации.

Первое направление деятельности включает комплекс мероприятий по ликвидации, реформирование системы регулирования выбросов и сбросов, создание системы безопасного обращения с отходами, развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В рамках второго направления ведётся комплекс работ по обеспечению экономики ресурсами и запасами основных видов полезных ископаемых; повышение эффективности освоения лесного хозяйства и защиты лесов от пожаров; мероприятия по обеспечению экономики страны и населения качественными водными ресурсами ; развитие животного мира России и совершенствование нормативно-правовых актов в сфере охоты.

Третье направление включает обеспечение гидрометеорологической безопасности и защиты граждан и объектов инфраструктуры от негативного воздействия вод , модернизацию системы мониторинга окружающей среды и усовершенствование нормативно-правовой базы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Четвёртое направление включает комплекс научно-исследовательских работ по обоснованию границ континентального шельфа в и в Северном Ледовитом океане (Арктика).

Полномочия

Министерство осуществляет полномочия по следующим ключевым направлениям:

  • законотворческая деятельность (подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, самостоятельное принятие нормативно-правовых актов);
  • аналитическая деятельность (обобщение практики применения законодательства Российской Федерации, анализ реализации государственной политики в сфере деятельности Министерства, организация подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды);
  • учёт, поддержание, охрана и законодательное регулирование функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • регулирование охоты: установление площади охотничьих угодий, согласование лимитов добычи ряда охотничьих видов животных;
  • регулирование деятельности подведомственных агентств и служб, органов исполнительной власти российских регионов, осуществляющих полномочия в области водных и лесных отношений, государственной экологической экспертизы, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, охоты;
  • взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • контроль индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами;
  • взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированными некоммерческими организациям, населением;
  • заключение государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд;
  • полномочия, связанные непосредственно с функционированием Министерства (административно-хозяйственные, финансовые, кадровые вопросы), а также по работе с документами и архивными данными.

Детальный перечень полномочий представлен в «Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

Структура (на 01.01.2015):

Департаменты:

Федеральные службы и агентства:

138 подведомственных особо охраняемых природных территорий.

Советы:

При Минприроды России функционирует семь советов:

Историческая справка

отсутствовала единая эффективная система по обеспечению охраны и рациональному использованию земли и её недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Чрезмерная разрозненность природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам приводила к тому, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублировали деятельность друг друга, вели работу крайне неэффективно. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчёты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.

С целью исправления ситуации в 1988 г. было принято решение о коренной перестройке дела охраны природы в стране. Одним из главных шагов стало создание на базе соответствующих подразделений министерств и комитетов СССР Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), на который были возложены задачи по осуществлению комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработке и проведению единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

В рамках формирования единой системы Госкомприроды СССР аналогичные структуры были созданы во всех союзных республиках. В марте 1988 г. был создан центральный орган государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории РСФСР – Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР).

В июне 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в которой утверждался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Претворение принципов разделения властей в жизнь потребовало проведение административной реформы, результатом которой стало, в том числе, и преобразование Госкомприроды РСФСР в Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию .

В июле 1991 г., в рамках реализации мер по обеспечению государственного управления народным хозяйством РСФСР при переходе к рыночной экономике, Госкомитет был преобразован в Министерство экологии и природопользования РСФСР . Но уже в ноябре 1991 г. для обеспечения стабильности системы органов государственной власти и управления в РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы было проведено масштабное преобразование органов исполнительной власти РСФСР, в ходе которого на базе упразднённых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР было образовано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР (затем – Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации), которое в сентябре 1992 г. было реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации .

В 1993 г. в целях совершенствования государственного управления в области водного хозяйства , улучшения водообеспечения населения и народного хозяйства, экологического состояния водных объектов из состава Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов был выведен Комитет по водным ресурсам, на базе которого был образован Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод).

Однако раздельное управление отраслью было признано неэффективным, и в 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр были созданы Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды , функции которого были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации в 2000 г.

Следующее преобразование Министерства было произведено в 2004 г. В рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы, которым была передана часть функций Министерства природных ресурсов.

В 2008 г. на базе Министерства природных ресурсов Российской Федерации было создано Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации . Новому министерству были также переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 |365|.

Росводресурсы осуществляет деятельность непосредственно, через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. Территориальные органы Агентства - бассейновые водные управления. Они созданы в соответствии со структурой бассейновых округов, которые являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов, связанных с ними подземных водных объектов и морей .

Сферой деятельности Федерального агентства водных ресурсов являются водные ресурсы. В указанной сфере Агентство осуществляет функции:

Федеральное агентство водных ресурсов наделено полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере . Оно организует: 1) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ; 3) осуществление мероприятий по охране водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений.

Агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, а также функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов. Оно ведет государственный водный реестр и Российский регистр гидротехнических сооружений.

Росводресурсы осуществляет: 1) владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности; 2) разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов; 3) государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

  • 4) разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по России в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам;
  • 5) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ.

(Роснедра)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293 |372|.

Агентство осуществляет деятельность непосредственно, через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. Территориальные органы осуществляют функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в границах федерального округа, ряда субъектов РФ или одного субъекта РФ.

Сферой деятельности Роснедр является недропользование. В указанной сфере Агентство осуществляет функции: а) оказания государственных услуг; б) управления федеральным имуществом.

Федеральное агентство по недропользованию наделено полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере . Оно осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям.

Агентство организует: 1) государственное геологическое изучение недр; 2) экспертизу проектов геологического изучения недр; 3) проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; 4) проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; 5) проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет: 1) отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства; 2) предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; 3) выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; 4) организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; 5) принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном порядке; 6) выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; 7) рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Роснедра ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 .

Рослесхоз наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере 1368. П. 5]. Он вносит в Правительство РФ по вопросам своей сферы деятельности проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ. Рослесхоз осуществляет в пределах установленной компетенции полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения его функций в установленной сфере деятельности.

Рослесхоз принимает нормативные правовые акты, устанавливающие: 1) порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых, порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга, использования районированных семян лесных растений древесных пород; 2) правила заготовки древесины и живицы, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, для выращивания посадочного материала лесных растений, использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, правила лесовосстановления и лесоразведения; 3) особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов и т.д.

Рослесхоз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ }

Просмотров