Организация службы эксплуатации технических систем. Особенности организации служб технического обслуживания оборудования на предприятиях

Омск 2012

1. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Назначение и основы организации технической службы ГПС

1.3. Силы и средства технической службы

1.4. Функции подразделений и обязанности должностных лиц

2. Организация эксплуатации пожарной техники

2.1. Общие положения

2.2. Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

2.3. Учет пожарных автомобилей и их работы

2.4. Техническое обслуживание пожарных автомобилей

2.5. Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

2.6. Пост технического обслуживания пожарной части, пост мойки и уборки пожарных автомобилей

2.7. Порядок представления пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание

2.8. Порядок планирования, проведения и учета технического обслуживания

2.9. Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобилей

2.10.Ремонт пожарных автомобилей

2.11. Правила эксплуатации автомобильных шин, аккумуляторных батарей и спидометрового оборудования

2.12.Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации пожарных в холодное и теплое время года

2.13.Диагностирование технического состояния пожарных автомобилей и оборудования

2.14.Консервация пожарных машин

2.15.Передача и списание пожарной техники

3. Требования безопасности при эксплуатации пожарной техники

4. Производственная деятельность отряда (части) технической службы

5. Безопасность движения пожарных автомобилей

5.1. Классификация происшествий с пожарными автомобилями, причины и мероприятия по их предупреждению

5.2. Служебная проверка происшествий с пожарными автомобилями

5.3. Учет и отчетность о дорожно-транспортных происшествиях в ГПС

5.4. Кабинеты безопасности движения

6. Подготовка водителей пожарных автомобилей

7. Материально-техническое обеспечение подразделений ГПС и порядок предъявления претензий и рекламаций

8. Изобретательская и рационализаторская работа в подразделениях ГПС

9. Контроль и оценка состояния технической службы

Приложения.

1. Акт приема, передачи пожарного автомобиля (агрегата)



2. Перечень систем, узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения, топливную экономичность и состояние окружающей среды

3. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники

4. Эксплуатационная карта

5. Карточка учета работы автомобильной шины

6. Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи

7. Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля

8. Форма путевого листа грузового и легкового автомобиля

9. Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей

10. Перечень операций ТО пожарных автомобилей

11. Годовой план-график технического обслуживания (ТО-2) пожарных автомобилей

12. Периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей

13. Районирование территории России по природно-климатическим условиям

14. Перечень оборудования, приспособлений и инструмента мастерской (поста) технического обслуживания пожарных частей

15. Классификация условий эксплуатации

16. Акт сдачи (выдачи) пожарного автомобиля (агрегата) на техническое обслуживание или ремонт

17. Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей

18. Примерный перечень составных частей (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машин, рекомендуемых для включения в оборотный фонд

19. Примерный перечень и количество оборотных агрегатов на 100 единиц машин

20. План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов

21. Нормы пробега пожарных автомобилей и моторесурс их основных агрегатов до капитального ремонта

22. Перечень диагностического оборудования для постов технического диагностирования подразделений ТС

23. Перечень диагностического оборудования для постов ТО пожарных частей

24. Дефектовочная ведомость

25. Форма плана организации работ по подготовке машин к кратковременной или длительной консервации в подразделении ГПС

26. Производственная программа подразделения ТС

27. План-задание подразделения ТС

28. План организационно-технических мероприятий

29. Книга заказов

30. Примерный перечень производственных участков (постов) в отрядах (частях) технической службы

31. Наряд - задание

32. Наряд-задание на выполнение ТО (ремонта) транспортного средства

33. Табель

34. Справка о выполнении заданий рабочими

35. Годовой план эксплуатации (использования) транспортных средств

36. План эксплуатации (использования) транспортных средств

37. Книга заявок на выполнение работ

38. Карточка учета оборотного агрегата

39 . Лимитная карточка автомобиля

40 . График планово-предупредительного ремонта и обслуживания оборудования

41. Порядок анализа производственной деятельности подразделения ТС

42. Журнал учета дорожно-транспортных происшествий и принятых мер по их предупреждению

43. Донесение о дорожно-транспортном происшествии на подведомственном транспорте

44. Форма годовой статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям

45. Перечень оборудования и приводов для кабинетов безопасности движения подразделений ГПС

46. Акт снятия остатков топлива и смазочных материалов

47. Отчет о расходе ГСМ и работе автотехники

Настоящее Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации* определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации**.

Действие Наставления распространяется на личный состав органов управления и подразделений ГПС, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные понятия

В Наставлении применяются следующие понятия:

техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.

В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.

производственная деятельность подразделений ТС - вид деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом и изготовлением отдельных видов пожарной техники.

пожарная техника - технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара;

пожарная машина - транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для обеспечения боевых действий на пожаре.

пожарный автомобиль - пожарная машина на шасси автомобиля;

эксплуатация пожарной техники использование, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение пожарной техники;

Назначение и основы организации технической службы

1.2.1. В Наставлении изложены основные положения по эксплуатации пожарной техники, находящейся на вооружении подразделений ГПС, определены задачи службы, функции отделов (отделений) пожарной техники, отрядов и пожарных частей, обязанности и права должностных лиц.

1.2.2. В состав технической службы включаются отделы (отделения) пожарной техники органов управления ГПС, подразделения ТС. В составе подразделений ТС могут создаваться отдельные посты ТС: по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, станции диагностики, гарнизонные базы обеспечения, кустовые пункты по отгрузке запасных частей и техники.

1.2.3. Основными задачами технической службы ГПС являются: обеспечение технической готовности пожарной техники, средств

связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;

материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;

организация эксплуатации пожарной техники.

1.2.4. Ответственность за организацию ТС возлагается на начальников управлений, отделов ГПС и начальников (командиров) управлений, отделов, отделений и воинских частей Первого управления ГУГПС МВД России*.

1.2.5. Техническая служба может создаваться на постоянной штатной основе и на нештатной основе.

Техническая служба на постоянной штатной основе создается решением МВД России по представлению соответствующих органов управления ГПС.

Нештатная техническая служба создается территориальными органами управления ГПС в порядке, предусмотренном Уставом службы пожарной охраны.

Система технического обслуживания и ремонта - совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления работоспособного состояния оборудования. Система технического обслуживания и ремонта механического оборудования по состоянию включает наряду с обычной структурой ремонтной службы металлургического предприятия - службу технического диагностирования. Предлагаемая структура ремонтной службы приведена на рисунке 4.6.

Основной принцип работы - непрерывное сопровождение оборудования от проверки качества монтажа, контроля за режимами эксплуатации, обнаружения и идентификации неисправности, определения тенденций развития повреждений и принятия решения на ремонт; до визуального подтверждения предполагаемых повреждений и оценки качества проведенного ремонта.


Рис. 4.6 Структура ремонта оборудования по фактическому техническому состоянию

Основные направления деятельности службы диагностирования.

  1. Определение рациональных объемов и сроков диагностирования и ремонтов.
  2. Определение методов диагностирования оборудования.
  3. Определение причин поломок и отказов.
  4. Выполнение работ по наладке и регулировке механической части оборудования.

Организация работы службы диагностирования предполагает формирование двух уровней: первый уровень - цеховые группы диагностирования, второй уровень - заводская группа.

Изначально формируется заводская группа диагностирования, определяющая методы, средства диагностирования; решающая задачи прогнозирования сроков отказов на основании информации о спектральных характеристиках вибрации, видов изнашивания определенных при ревизиях визуально (непосредственно или при помощи эндоскопов). Соответственно решаются задачи выбора оптимальных сроков и видов ремонтных воздействий. Обязательным является организация обратной связи с ремонтной службой производственных цехов, для оценки эффективности работы службы диагностирования. Первоначальная задача группы диагностирования - внедрение системы ремонта по состоянию в производственных цехах, в дальнейшем создание структурных подразделений по техническому диагностированию в цехах.

Цеховые службы диагностирования формируются после отработки методов диагностирования механизмов роторного типа или непрерывно работающих механизмов. В цехах предлагается использовать портативные средства диагностирования, позволяющие получить оперативную информацию о состоянии оборудования. Цеховые группы технического диагностирования должны включать 2…3 инженеров-диагностов.

В обязанности данных групп должно входить: определение и контроль текущего состояния оборудования методами безразборной диагностики; определение оптимальных объемов и сроков проводимых ремонтов на основе прогнозирования изменения технического состояния; определение и анализ причин отказов. Основным аспектом деятельности должно стать предупреждение внеплановых простоев оборудования, ведущих к проведению незапланированных ремонтов. Накопленные статистические данные позволяют определить наиболее рациональную периодичность ремонтов каждой группы оборудования и выполнять на этой основе планирование годовых графиков ремонтных работ.

Необходимо обеспечить: обучение специалистов; методологическое обеспечение выполняемых работ; работу групп диагностирования; приобретение диагностического оборудования; технические консультации и авторский надзор.

4.2.1. Основные этапы формирования службы технического диагностирования и надежности оборудования (ТДиНО):

  • Создание и обучение основной группы диагностирования;
  • Определение перечня диагностируемых машин и периодичности измерений, с последующей коррекцией на основании опыта эксплуатации;
  • Исследование характерных видов отказов;
  • Определение наиболее целесообразных методов и средств диагностирования;
  • Подготовка оборудования к проведению измерений;
  • Решение вопросов организации использования диагностической информации;
  • Оценка эффективности деятельности службы ТДиНО;
  • Разработка диагностических моделей и методов адаптации к конкретным условиям;
  • Приобретение оборудования, изготовление приспособлений.

Группой диагностирования выполняются работы: определение и контроль технического состояния оборудования; диагностирование причин отказов; определение объемов и сроков ремонтных работ; оценка качества монтажа, ремонта; балансировка роторов в собственных опорах; регулировка механизмов, подшипников; центрирование валов.

4.2.2. Основные решаемые вопросы и требования к организации службы диагностирования.

4.2.2.1. Разработка технической документации:

  1. Положение по организации работы службы диагностирования
  2. Положение о заводской группе и цеховых группах диагностирования
  3. Перспективный план работы
  4. Перечень агрегатов цехов
  5. Методика диагностирования типовых узлов и механизмов
  6. Инструкция по охране труда
  7. Должностные инструкции персонала
  8. Программа обучения специалистов-диагностов и работников ремонтных служб предприятия
  9. Нормативы оценки технического состояния деталей, узлов и механизмов
4.2.2.2. Постановка целей:
  1. Исключение аварийных простоев и внеплановых остановок оборудования
  2. Исключение проведения внеплановых, неподготовленных ремонтов
  3. Оптимизация планирования ремонтов по объемам и срокам
  4. Определение рациональной продолжительности и сроков ремонта
  5. Уменьшение расхода запчастей, затрат на ремонт и обслуживание оборудования
  6. Определение причин поломок оборудования
  7. Определение и устранение "узких" мест в работе оборудования

4.2.2.3. Обучение специалистов.

Обучение проводится: по теории и практике диагностирования; по применению методов и приборов диагностирования; по охране труда и электробезопасности при работе с установками напряжением до и выше 1000 вольт. Получение удостоверений подтверждающих результаты проведенного обучения. Отдельно проводится обучение ИТР и рабочих производственных цехов по использованию данных диагностирования и организации проведения ремонтов по состоянию. Руководителям пройти обучение

Основные темы при обучении: виброметрия и спектральный анализ, анализ временных реализаций вибрации, виброналадка машин и механизмов: динамическая балансировка и центровка роторов, термометрия включая работу с тепловизорами и пирометрами, анализ шумов механизмов, визуальный осмотр, эндоскопия, стробоскопия, анализ смазочных материалов, анализ колебаний тока приводных двигателей. Для успешного усвоения материала необходимы базовые знания по: теории машин и механизмов, деталям машин, теоретической механике (динамике механизмов), теоретическим основам электротехники, гидравлике, материаловедению, химии.

4.2.2.4. Программа исследования.

Программа исследования включает: ознакомление с механическим оборудованием (назначение, устройство, принцип действия), расположением и режимами работы механизмов, изучение конструкции и определение факторов, влияющих на состояние оборудования. Отдельно по месту выполняется проверка фундаментов и состояние монтируемых агрегатов. Полученные данные, характеристики и информация вводятся в компьютерный банк данных.

Работа с технической документацией на агрегаты:

  1. Выполняется выбор технических данных и характерных неисправностей.
  2. Разрабатываются диагностических моделей (составляются словари неисправностей, выбираются диагностические параметры, определяются решающие правила).
  3. Составляются кинематические схемы механизмов.
  4. Определяются контрольные точки и решаются вопросы их оформления и подготовки.
  5. Выбирается первоначальная периодичность измерений.
  6. Создается компьютерная библиотека технических характеристик механизмов.
  7. Определяются параметры работоспособного состояния механизмов.

4.2.2.5. Процесс контроля.

Процесс контроля включает:

  1. Подбор необходимой аппаратуры и инструмента.
  2. Выполнение измерений вибропараметров, характера шума, температуры.
  3. Обеспечение безопасности проводимых работ.
  4. Определение норм времени необходимых для реализации процесса технического обслуживания, ремонта и диагностирования.
  5. Анализ данных измерений, принятие решений по выбору оптимального ремонтного воздействия.
  6. Определение причин неисправностей.
  7. Осмотры в период остановки и корректировка диагностических моделей.
  8. Построение трендов изменения технического состояния оборудования.
  9. Определение границ технических состояний механизмов.
  10. Создание компьютерной базы данных.
  11. Оценка эффективности принятых решений.

4.2.2.6. Разработка нормативной документации:

  1. Разработка электронного журнала контроля технического состояния оборудования.
  2. Разработка проектов организации работ.
  3. Подготовка недельного акта состояния оборудования.
  4. Составление ежемесячного отчета по техническому состоянию оборудования цеха.
  5. Ввод данных в компьютер.
  6. Получение и использование данных о техническом состоянии оборудования.
  7. Организация обратной связи с ремонтной службой о проведенных ремонтах и обнаруженных повреждениях.

4.2.2.7. Требования к кадрам.

Состав заводской группы диагностирования в большей степени предполагает работу инженер как исследователя. Основные требования: способность работать умственно и физически, наличие познавательного интереса, поиск сути в технических процессах, критическое отношение к информации, умение генерировать идеи, умение работать руками, умение работать с людьми, владеть основами расчетов механизмов и конструкций, умение пользоваться компьютером.

Состав цеховой группы предполагает работу инженера как диагноста. Основные требования: аккуратность, внимательность, обязательность, последовательность в достижении поставленной цели, изобретательность при решении поставленных задач, умение пользоваться радиоэлектронной техникой и компьютером, умение работать с людьми и отстаивать свою точку зрения.

4.2.2.8. Аппаратура и инструмент.

Виброметры для измерения общего уровня вибрации. Приборы для динамической балансировки в собственных опорах. Приборы для оценки состояния подшипников. Стенд контроля качества подшипников. Спектроанализаторы вибрации. Стетоскопы. Эндоскопы. Стробоскопы. Приборы для контактного, бесконтактного измерения температуры, тепловизоры. Тахометры. Устройства для центрирования валов, регулировки подшипников. Мерительный инструмент.

Решаемые вопросы: хранение, эксплуатация, ремонт, модернизация. Стенд для поверки приборов и обучения персонала. Обязательно - метрологическая поверка измерительного и диагностического инструмента и приборов.

4.2.2.9. Производственные условия.

Вопросы оплаты труда - зарплата должна соответствовать достигнутым результатам и заинтересовывать в качественной работе. Охраняемое помещение с санитарно-бытовыми условиями. Спецодежда и средства защиты. Автотранспорт (технологический). Компьютер и программное обеспечение. Обеспечение безопасности при выполнении измерений.

4.2.2.10. Дополнительно.

  1. Техническое обслуживание оборудования с использованием средств диагностики предполагает выполнение работ по наладке и контролю качества ремонта как один из механизмов оптимизации управления надежностью оборудования на стадии эксплуатации.
  2. Основные работы, выполняемые группой диагностирования: балансировка роторов в собственных опорах, центровка и выверка соосности сопрягаемых валов, регулировка подшипниковых узлов, контроль качества проведения работ по монтажу подшипников.
  3. Основным направлением выбирается комплексное использование информации: по анализу смазочных материалов, физическому износу деталей и узлов, спектральному анализу вибрации и так далее.
  4. Механизм функционирования обратных связей следует постоянно совершенствовать.
  5. Реализация программы в производственных цехах предприятия рассчитана на 3 года.

Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) и обслуживания судовых систем предусмотрен порядок обслуживания судовых систем, а также проведения систематических осмотров.

В обслуживание системы входят: подготовка к действию; ввод в действие; обслуживание во время работы; вывод из действия; устранение неполадок в работе.

При подготовке системы к действию необходимо убедиться в исправности трубопровода, арматуры, гидравлических механизмов и аппаратуры, обслуживающих систему, а также в чистоте сеток приемных отростков и фильтров.

Ввод в действие включает в себя переключение, открытие и закрытие арматуры, клапанных коробок и манипуляторов, включение различных гидравлических механизмов, вентиляторов компрессоров и теплообменных аппаратов в соответствии с заводской инструкцией по обслуживанию и принципиальной схемой.

При эксплуатации судовых систем выполняют работы по обеспечению безотказной работы арматуры и ее приводов, следят за плотностью соединений, устраняют пропуски жидкости в соединениях или сальниках арматуры, наблюдают за работой механизмов и контрольной аппаратуры.

Систему выводят из действия остановкой работы механизмов, закрытием или переключением арматуры, клапанных коробок и манипуляторов. В случае повреждения отдельных участков системы перекрывают клапаны, отсекающие поврежденный участок, и разбирают его; на свободные концы системы ставят заглушки, после устранения повреждения участок системы монтируют, обеспечивая при этом необходимую плотность соединений. При неисправности клапанов или другой арматуры его заменяют или ре монтируют, снимая с места;

Отдельные узлы необходимо систематически осматривать, проверять наличие пломб на КИП и арматуре, проверять открытие и закрытие арматуры за исключением той, открытие которой может привести к потере живучести судна, выводу системы из состояния готовности к действию, порче груза или судового оборудования и отделки помещений.

При осмотрах особое внимание следует уделять арматуре и ее приводам, обеспечивающим живучесть судна, т. е. запирающей, отверстия непроницаемого корпуса и не допускающей проникновения забортной воды в отсеки судна захлопки фановой системы, бортовые и днищевые кингстоны для приема забортной воды и т.п.), и арматуре систем, не допускающей распространения воды из поврежденного отсека по судну (сточно-фановый трубопровод, система (вентиляции и т.д.). Проверяют также исправность действия средств автоматики, предохранительных и редукционных клапанов.

Показания манометров и термометров проверяют по контрольным приборам раз в год. Действие основных узлов систем контролируют не реже раза в неделю, за исключением тех. систем, опробование которых невозможно в данное время (например, не работает летом паровое отопление), и систем, отключение которых может привести к временному выходу их из строя либо порче rpyза (системы паротушения, химического тушения в трюмах, спринклерная система пожаротушения в помещениях).

Для отдельных систем следует соблюдать дополнительные указания. Так, в трюмной и балластной системах следует проверять и очищать приемные сетки, решетки, сточные колодцы, грязевые коробки системы осушения и льяла в машинном и котельном от делениях (особенно при отоплении твёрдым топливом) по мере надобности, но не реже одного раза в сутки.

В измерительных и воздушных трубах дистанционного замера уровня жидкости в цистернах (кроме грузовых танков нефтеналивных судов) нужно проверять правильность показаний футштоков не реже раза в 6 мес.

В системе отопления следует повседневно наблюдать за поддержанием нормального давления.

В системе бытового водоснабжения проверяют и очищают фильтры и отстойники забортной воды не реже раза в месяц.

В сточно-фановой системе проверяют, очищают сетки, полости водяного затвора и сифоны в помещениях уборных, душевых, умывальных, в камбузах, буфетах, прачечных по мере надобности. Герметичность воздуховодов, "наличие и состояние изоляции и противошумных патрубков судовая команда проверяет не реже раза в год.

В противопожарной системе проверяют положение пожарных заслонок, действие приводов к ним, наличие и исправность указателей степени их открытия и фиксаторов для закрепления заслонок в необходимом положении только при пожарной тревоге.

Трубопроводчики, обслуживающие судовые системы во время швартовных и сдаточных испытаний, обязаны осмотреть их на месте, а также изучить соответствующие схемы, чертежи и инструкции по обслуживанию и маневрированию, так как неправильное управление системами может привести к порче оборудования, потере судовых запасов (воды, топлива), вызвать аварийное со стояние.

В судовых системах не допускаются: наличие свищей и разрывов трубопроводов; неплотности в соединениях (течь или подсос воздуха); коррозия стальных трубопроводов; неисправность креплений (выпавшие болты, ослабевшие скобы и т.д.); провисания пластмассовых труб (стрелка прогиба не должна быть больше диаметра трубы); неисправность ограждений и кожухов труб, неплотности закрытия клапанов, клапанных коробок, задвижек, пробок и другой арматуры; отсутствие на арматуре отличительных планок с четкими надписями; отсутствие на трубопроводах отличительных полос (в соответствии с правилами окраски), особенно в труднодоступных местах; отсутствие протекторов в предусмотренных местах.

При обнаружении в трубопроводе свища или разрыва до замены его необходимо устранить повреждения путем заделки эпоксидной смолой или цементом (на водяных трубопроводах).

Все стальные трубы, кроме оцинкованных, пластмассовых из цветных металлов, периодически очищают от ржавчины и ста рой окраски и заново окрашивают. При этом на всех трубах восстанавливают отличительные полосы и обозначения. Устраняют также все дефекты изоляции труб. Проверяют крепления трубопроводов, клапанов и их приводов к набору корпуса, переборкам фальшборту и палубам.

Штоки клапанов и задвижек, пробки и прочие движущиеся детали арматуры, приводов управления арматурой должны быть расхожены. Набивка сальников должна обеспечивать возможность поджатия. В случае заедания штоков или пробок их при первой возможности вскрывают и ремонтируют или заменяют, У клапанов, клинкетов, прочей арматуры и у дистанционных приводов, неправильным маневрированием которых можно вызвать аварийное состояние судна, всегда должны быть вывешены таблички, запрещающие их открытие. На арматуре необходимо наличие исправных замков, предусмотренных технической документацией. Этой арматурой может маневрировать только судовая команда в соответствии с указаниями инструкций по обслуживанию. При низких температурах нужно постоянно наблюдать за трубопроводами и арматурой, принимать меры, предотвращающие их замерзание, и, если потребуется, продувать и прогревать их; не допускается запрессовка водяных цистерн, в том числе балластных, так как в случае образования ледяных пробок в воздушно-вентиляционных и измерительных трубах станет невозможным опорожнение и заполнение цистерн без оттаивания пробок; заполнение цистерны допускается не более чем на 95% ее емкости.

Все КИП и датчики автоматических устройств, установленные на трубопроводах, должны быть исправны и проверены (опломбированы); неисправные приборы следует заменить.

При разборке и оборке систем необходимо следить за тем, чтобы в трубы не попадали посторонние предметы. Запрещается заглушать трубы ветошью или паклей во избежание попадания их в трубы. При замене прокладок обращают внимание на правильность их конфигурации; не допускается уменьшение сечения трубы или арматуры. Кожухи, защищающие судовые трубопроводы, должны быть исправны и надежно укреплены на своих местах. При обнаружении повреждений кожуха проверяют состояние трубопровода и устраняют повреждения.

Балластная и трюмная системы балластных отсеков судов, двойное дно, льяла следует содержать в чистоте. Необходимо проверять, чтобы не было неплотностей в трубопроводах и арматуре балластной и трюмной систем, а также следить за исправностью и чистотой невозвратных клапанов на приемных отростках системы осушения. Это необходимо, чтобы в случае пробоины и заполнения одного из отсеков вода не распространялась по судну.

Во избежание повреждения листов корпуса ударами мерного штока необходимо следить за состоянием наварышей под нижними концами измерительных труб. Краны измерительных труб входящих в МО и туннель гребного вала, должны закрываться под тяжестью противовеса. Запрещается привязывать или крепить противовес крана в открытом положении. Палубные пробки измерительных труб должны быть всегда плотно закрыты. На палубных втулках должны быть нанесены разборчивые надписи о назначении соответствующих труб и приводов.

При наличии крышек на концах воздушных труб их необходимо закрывать в штормовую пагоду, а при наполнении или откачке цистерн проверять их открытие. В случае отсутствия постоянных крышек необходимо иметь деревянные заглушки, брезентовые чехлы или другие надежные средства.

Необходимо также тщательно следить за исправностью пламепрерывающих сеток на газовентиляционных трубах топливных отсеков и смотровых отверстий на крышках горловин танков, а также за состоянием и плотностью фланцев, крепящих воздушные и измерительные трубы к настилу двойного дна.

На судах с системами дистанционного измерения уровня, заполняемых специальными жидкостями, должен быть запас таких жидкостей. Отверстия температурных труб закрывают пробками, чтобы в них не попадала вода, которая может разморозить трубу.

Уход, обслуживание и содержание всех противопожарных систем судна определяются "Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР".

Повседневно необходимо следить за состоянием системы отопления, особенно путевого соединения, немедленно устраняя малейшие неисправности. Редукционные клапаны парового отопления регулируют на заданное давление, предохранительные клапаны, установленные заредукционными, - на давление подрыва.

Приборы парового и электрического отоплений закрывают исправными металлическими кожухами. По окончании отопительного сезона систему отопления промывают и заполняют пресной водой для предохранения труб от коррозии. Если в системе горячей мытьевой воды есть автоматическое устройство, регулирующее температуру воды, то необходимо поддерживать температуру в пределах 70°С.

Сточно-фановую систему периодически промывают. При на хождении судна в водах с санитарным режимом автоматика опорожнения фекальных и сточных цистерн (при ее наличии на суд не) должна быть отключена. Фекальные и сточные цистерны нужно опорожнять до захода в районы с санитарным режимом. Фекальные цистерны после опорожнения промывают забортной водой. Для предотвращения замерзания захлопки системы периодически обогревают паром. Должны обеспечиваться плотность и исправность фланцев и других соединений сточно-фановых трубопроводов.

За всеми элементами системы вентиляции и кондиционирования воздуха (воздуховодами, воздухоприемниками, дефлекторами, пробками, вентиляторами, фильтрами, воздухоотделителями, подогревателями, увлажнителями и приборами автоматики) должен бытъ постоянный уход. Эти системы при работе должны обеспечивать параметры воздуха и нормы его подачи в соответствии с действующими санитарными правилами для морских судов.

Необходимо следить за тем, чтобы съемные штормовые крышки вентиляторов были исправными и хранились на штатных местах. При значительной запыленности наружного воздуха системы вентиляции и кондиционирования должны принимать воздух через приемный фильтр. Периодически по мере загрязнения следует осматривать воздушные фильтры, чистить их или промывать.

При температуре наружного воздуха ниже 10°С установка кондиционирования должна работать с рециркуляцией и подогревом. Количество свежего воздуха в системах с рециркуляцией должно составлять для жилых помещений не менее 30%, для общественных - не менее 50%.

Во время действия системы механической вентиляции необходимо проверять работу электровентиляторов. При появлении стуков и ударов, а также при заметном увеличении вибрации следует немедленно остановить вентилятор и, установив причину увеличения вибрации, устранить ее.

При подготовке системы главной СЭУ (турбины) к действию необходимо: осмотреть трубопровод главного пара и убедиться в том, что разобщительные клапаны главной магистрали закрыты; проверить открытие клапанов продувания магистрали главного пара и ее арматуры; осмотреть редукционные и предохранительные клапаны; полностью открывая и закрывая быстрозапорные, маневровые и сопловые клапаны, проверить исправность их действия, после чего оставить закрытыми. После закрытия слегка отвернуть маховики обратно (для предотвращения заедания клапанов при нагреве). Проверить исправность блокировочного устройства маневровых клапанов; проверить закрытие клапанов отбора пара из промежуточных ступеней главных турбин и клапанов подвода отработавшего пара вспомогательных механизмов в промежуточные ступени главных турбин (где они имеются):

открыть клапаны продувания турбин и ресиверов, быстрозапорного и маневровых клапанов, паровой коробки и камер штоков сопловых клапанов;

непосредственно перед прогреванием турбин или одновременно с началом его прогреть и продуть главный паропровод до быстрозапорного клапана через специальный трубопровод прогревания либо, при отсутствии такового, медленным открытием главных разобщительных клапанов (от котла), постепенно повышая давление в магистрали главного пара, по мере его прогревания.

Включение в действие систем главного пара турбины и наблюдение за ее работой осуществляет судовая команда в соответствии с инструкцией ПТЭ.

При выводе из действия системы главного пара необходимо: закрыть разобщительный клапан на главной магистрали от котлов; открыть клапаны продувания главной магистрали и закрыть после того, как давление в магистрали упадет до 2-3 кгс/см 2 ; окончательно осушить систему главного пара, осторожно открыв маневровый клапан, после чего закрыть его и открыть клапаны продувания главной магистрали; отработавший пар вспомогательных механизмов, если он подводился к главному конденсатору, переключить на вспомогательный конденсатор.

Все операции по вводу в действие и выводу из действия нужно выполнять в точном соответствии с инструкцией по обслуживанию, при этом необходимо знать в совершенстве схему паровой системы энергетической установки, которая должна быть вывешена на видном месте.

Системы СЭУ не должны иметь свищей, разрывов, неплотностей во фланцевых или других соединениях (течь, парение), не исправностей в креплениях и изоляции, клапаны, распредели тельные клапанные коробки, клинкетные задвижки, стопорные предохранительные и маневровые клапаны, пробковые краны для отбора пара и продувания паропроводов должны быть плотно закрыты.

Вся арматура должна иметь отличительные планки с четки ми надписями, пробки кранов - риски, указывающие направление прохода. Паропроводы, испытывающие значительные температурные перепады, должны иметь исправные компенсационные устройства (компенсаторы) для ослабления температурных напряжений. При обслуживании паропроводов необходимо регулярно проверять надежность крепления труб, арматуры и их приводов к набору корпуса, переборкам или палубам. Все дефекты следует немедленно исправлять. Штоки клапанов, клинкетных задвижек, пробки и прочие детали арматуры, паропроводов и приводов должны быть всегда расхожены.

Предохранительные клапаны систематически проверяют, обнаруженные дефекты устраняют при первой возможности. При низких температурах окружающего воздуха необходимо принять меры, предотвращающие замерзание палубных паропроводов и арматуры. Особое внимание следует обращать на техническое состояние и надежность действия трубопроводов продувания и обогрева кингстонов и другой забортной арматуры.

Выполнение операций связанных с эксплуатацией главных и вспомогательных и вспомогательных механизмов судна и их систем управления

Общие положения

Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов (далее в тексте - Правила) определяют основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов, установленных на судах федеральной собственности.

Правила могут быть приняты к руководству судовладельцами других форм собственности, суда которых зарегистрированы в морских рыбных портах Российской Федерации.

Требования Правил обязательных для специалистов инженерно - технических служб судовладельцев, обеспечивающих техническую эксплуатацию и ремонт судовых технических средств (СТС), а также специалистов судовых экипажей, имеющих в заведовании вспомогательные механизмы.

При определении обязанностей должностных лиц судовых экипажей и их ответственности за содержание и сохранность своих заведований и за соблюдение Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности, надо руководствоваться Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.

Документация по технической эксплуатации. С каждым механизмом завод - изготовитель поставляет следующие документы:

  • - описание и инструкцию (руководство) по обслуживанию механизма;
  • - формуляры на механизм и на его электропривод;
  • - паспорта на средства автоматики и контрольно - измерительные приборы (КИП). Техническая эксплуатация механизмов должна осуществляться строго в соответствии с требованиями инструкции (руководства) завода - изготовителя. При отсутствии заводской инструкции инженерно - техническая служба (ИТС) судовладельца должна разработать и снабдить суда инструкциями по обслуживанию конкретных механизмов с учетом требований настоящих Правил.

Непосредственно около ответственных механизмов (вспомогательный котел, компрессор, рулевая машина и др.) должны быть вывешены извлечения из инструкций по их обслуживанию о порядке ввода механизма в действие и мер по контролю за его безопасной эксплуатацией.

В Правилах изложены общие требования по технической эксплуатации электроприводных вспомогательных механизмов, эксплуатируемых на судах рыбной промышленности, поднадзорных Российскому Морскому Регистру Судоходства (далее в тексте - Регистр).

В послегарантийный период эксплуатации механизма, при достаточных технических обоснованиях, допускается внесение в заводскую инструкцию (руководство) по обслуживанию изменений, выработанных практикой и направленных на повышение эффективности, надежности или безопасности эксплуатации механизма.

Отделы (службы) судовладельцев обязаны:

  • - периодически организовывать курсы (семинары) повышения квалификации технического персонала плавсостава;
  • - ежегодно проводить зачет по техминимуму знаний на право занятия специалистами судомеханической службы соответствующей штатной должности на судне.

Применяемые в тексте Правил термины означают:

  • - техническое использование: обеспечение готовности механизма к пуску и безотказной работе в режимах, допускаемых его рабочими характеристиками (производительность, потребляемая мощность, частота вращения, температура, давление);
  • - техническое обслуживание (ТО): комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности механизма при подготовке к использованию по назначению, то есть работе под нагрузкой;
  • - календарный график ТО механизмов: график операций по осмотру узлов механизмов, выполняемых с периодичностью, установленной инструкциями по их обслуживанию с целью предупреждения отказов (поломок) отдельных деталей и восстановления работоспособности агрегатов путем проведения ТО.

Основные практические требования по техническому обслуживанию и уходу за механизмами изложены во втором разделе Правил. Содержание основных операций, выполняемых по графикам ТО, приведено в третьем разделе Правил.

Лица судового экипажа, допустившие нарушение Правил или инструкции по обслуживанию вспомогательного механизма, вследствие чего произошла его поломка или авария, несут предусмотренную законом ответственность независимо от того, в чьем заведовании находится механизм.

Администрации бассейновых управлений по охране, воспроизводству и регулированию рыболовства, эксплуатирующие суда, находящиеся под техническим надзором Российского Речного Регистра, в части технического состояния судов и судовых механизмов должны руководствоваться требованиями правил названного Регистра.

11. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы

Основные задачи ИТС автомобильного транспорта на различных уровнях управления (федеральном, отраслевом, региональном, хозяйственном) могут быть сведены к следующим.

Техническая политика должна обеспечивать требуемый уровень работоспособ­ности автомобильного парка, безопасность движения, экологичные и ресурсосбе­регающие пути развития. Техническая политика реализуется через хозяйственный механизм и законодательство, предусматривающие: рентабельность предприятий и хозяйственный расчет; отраслевые, региональные и местные программы; систему прогрессивной нормативной, проектной и технологической документации.

2. Разработка и доведение до исполнителей целей, нормативно-технологиче­ской и проектной документации , обеспечивающей реализацию технической политики.

3. Планирование, организация, управление техническим обслуживанием, ремонтом и хранением подвижного состава автомобильного транспорта. Ресурсное и оперативное корректирование нормативов с учетом условий эксплуатации.

4. Создание, совершенствование и рационализация производственно-техниче­ской базы и проведение мер по ее поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению, механизации и роботизации технического обслуживания, ремонта, хранения и заправки.

5. Организация материально-технического обеспечения и хранения запасных частей, эксплуатационных материалов, технологического оборудования.

6. Разработка мероприятий по экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь трудовых и топливно-энергетических, а также капитальных вложений . Сбор, повторное использование и регенерация отходов.

7. Анализ технического состояния подвижного состава автомобильного транс­порта, производственно-технической базы, технологического оборудования, производственных запасов .

8. Организация внутрихозяйственного учета технического обслуживания и ремонта подвижного состава, технологического и другого оборудования, элементов производственно-технической базы.

9. Управление возрастной структурой автомобильных парков. Составление плана поставок и списания автомобилей и технологического оборудования. Раз­работка рекомендаций по использованию автомобилей с учетом их конструкции, технического состояния и условий эксплуатации.

10. Комплектация ИТС персоналом, повышение квалификации, улучшение условий труда, совершенствование нормирования, морального и материального стимулирования персонала.

11. Подготовка предприятий к приему и эффективной эксплуатации автомоби­лей новой конструкции, использованию новых эксплуатационных материалов, оборудования, компьютерной и сетевой техники.

12. Обобщение, распространение и реализация передового опыта технической эксплуатации.

13. Организация внутрихозяйственных договорных отношений со службой перевозок в комплексных предприятиях. Предъявление требований к службе пере­возок и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта на линии. Оценка влияния водителей на работоспособность автомобилей и повышение их квалификации.

14. Предъявление требований (заказа) к производителям транспортной техни­ки и материалов по совершенствованию конструкции подвижного состава, качеству эксплуатационных материалов, масштабам и качеству строительства и эксплуата­ции дорог. Организация контроля качества подвижного состава, приобретаемых эксплуатационных материалов и запасных частей.

15. Модернизация и переоборудование подвижного состава, изготовление некоторых типов специализированного подвижного состава, производство которых пока не освоено промышленностью. Восстановление и частичное изготовление ограниченной номенклатуры деталей, материалов и оборудования.

16. Организация работы предприятия в особых условиях.

11.1 Ресурсы инженерно-технической службы

Для эффективного функционирования ИТС должна располагать, определенной материально-технической базой и ресурсами.

1. Интеллектуальные ресурсы в виде накопленных системой (отраслью, груп­пой предприятий, конкретным АТП) и персоналом научно обоснованных и про­веренных производством знаний:

· стратегий и тактик обеспечения работоспособности автомобилей, обобщен­ных системой ТО и ремонта;

    методов, технологий и принципов управления производством ТО и ремонта; нормативов технической эксплуатации и методов их корректирования; прогнозов развития автомобильного транспорта и ТЭА, основных направ­лений, темпов и масштабов реализации нововведений; уровней развития соответствующих отраслей науки, передового отечествен­ного и зарубежного опыта.

Носителями и инициаторами формирования интеллектуальных ресурсов явля­ются научные работники, управленческий и инженерный состав предприятий и организаций автомобильного транспорта и учебных учреждений. Интеллектуаль­ные ресурсы являются основным источником при подготовке специалистов и повышении их квалификации.

2. Материально-техническая или производственно-техническая база, включающая в себя здания, сооружения, технические средства для хранения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Состояние производственно-технической базы оказывает существенное влия­ние на показатели эффективности ТЭА и необходимые ресурсы, харак­теризуется уровнем обеспеченности, представляющим собой отношение фактиче­ских и нормативных показателей. Для характеристики ПТБ применяются обоб­щающие показатели, например капиталовложения в ПТБ, приходящиеся на один автомобиль, соотношение стоимости активной (подвижной состав) и пассивной (производственная база) частей фондов.

К частным показателям относятся: число рабочих постов, приходящихся на 1 млн. км суммарного пробега; площади производственно-складских и вспомогательных помещений на один автомо­биль, площади стоянок на одно место хранения, уровень механизации работ ТО и ремонта и др. Нормативы на приведенные показатели определяют­ся с учетом типа подвижного состава, условий эксплуатации, размера, струк­туры и специализации ПТБ.

Анализ состояния ПТБ конкретных предприятий рекомендуется проводить не только в целом, но и поэлементно, т. е. конкретных цехов, участков, зон, что обеспечивает выявление объектов, во-первых, оказывающих главное влияние на показатели эффективности ТЭА, во-вторых, не соответствующих нормативам и требующих первоочередной реконструкции, расширения или технического перевооружения.

3. Подвижной состав определенных технико-эксплуатационных свойств, явля­ющийся предметом труда ИТС.

На организацию и технологию ТО и ремонта, на потребность в производст­венно-технической базе, материальных и трудовых ресурсах влияют следующие основные характеристики и параметры подвижного состава:

    тип: грузовые, легковые, автобусы, прицепы и полуприцепы; назначение и модификация – общетранспортного назначения, специализированные и специальные (пожарные, краны, автолав­ки и др.); грузоподъемность и вместимость; уровень экологической безопасности (соответствие национальным и между­народным требованиям); вид применяемого топлива и энергии, включая альтернативные; надежность, безопасность и экологичность; уровень унификации конструкции и применяемых эксплуатационных мате­риалов; наработка автомобилей с начала эксплуатации и стабильность технико-экс­плуатационных свойств при старении;

· габаритные размеры автомобилей и масса основных агрегатов.

4. Материально-технические ресурсы в виде приобретаемых с учетом норм запасных частей, шин, масел и смазок, металла, топлива (расходуемого при техни­ческом обслуживании и ремонте), электрической и тепловой энергии , воды.

5. Финансовые ресурсы, необходимые для: финансирования капиталовложений при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении ПТБ; приобретения автомобилей, нового технологического и другого оборудова­ния; оплаты труда персонала ИТС; приобретения эксплуатационных материалов и обеспечения запасов; оплаты договоров на выполнение проектных, конструкторско-технологических и научно-исследовательских работ. Финансовые ресурсы образуются на основе самофинансирования за счет доходов, получаемых от пере­возочного процесса, и других хозяйственных операций, а также региональных дотаций, например на городские автобусные перевозки.

6. Кадры научных, инженерно-технических работников, ремонтных и вспомо­гательных рабочих. Потребность в персонале определяется производственной программой работ по ТО и ремонту, рекомендуемыми нормами численности и уточняется на местах в соответствии с принятым законодательством и располагаемым фондом материального поощрения.

7. Информационное обеспечение ИТС, необходимое для: оперативного управления организации производства ТО и ремонта (программы работ по АТП, зонам, цехам и участкам, их текущая загрузка; характеристики потока неисправностей; наличие запасов и др.); формирования самой базы и определения ресурсов ИТС. Информационное обеспечение включает следующие характерные группы работ:

I. Разработка нормативов, определяющих объемы и содержание работ ТО и ремонта, требования к техническому состоянию подвижного состава автомобиль­ного транспорта, дорожной и экологической безопасности.

II. Разработка нормативов, определяющих ресурсы для выполнения ТО и ремонта.

VI. Разработка системы внедрения и оказания помощи предприятиям и органи­зациям автомобильного транспорта.

VII. Анализ передового опыта предприятий и организация автомобильного транспорта.

11.2. Персонал инженерно-технической службы

11.2.1. Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руко­водителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответст­венных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в кото­рых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естест­венно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.

По состоянию на конец 1998 г. на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятель­ность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженческую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн. чел, в том числе 86 % – кадры массо­вых профессий, 8,5 % – специалисты и руководители, 5,5 % – обслуживающий и вспомогательный персонал.

Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональ­ные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности авто­транспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологи­ческой безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, сертификационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.

Таблица 11.1 Примерный состав персонала подотрасли "Автомобильный транспорт", %

Персонал

АТП

грузовое

пассажирское

в том числе ИТС

в том числе ИТС

Водители

Кондукторы

Ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Специалисты и руководители

Служащие

Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выпол­няют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функцио­нальные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передают­ся в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещаю­щие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональ­ными обязанностями.

Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, про­ведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т. д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях , а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке.

Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:

Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов;

Ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо - и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т. д. В зависимости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.

В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29 %, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте – до 37 % персонала автомобильного транспорта (табл. 11.1).

В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям:

    150200 - автомобили и автомобильное хозяйство, 240100 - организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 240400 - организация и безопасность движения, 230100 - эксплуатация и обслужи­вание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), 072000 - стандартизация и сертификация, 330200 - инженерная защита окружающей среды, 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям),

а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям:

    1705 - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном).

Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает автомобильные или близкие им дисциплины (двигатели внут­реннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.): 1205 "Автомо­биле - и тракторостроение", 1706 - "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование", 3106 - "Сельскохозяйственные машины и оборудование", "Ма­шины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды" и др.

Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, произ­водственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспече­нием перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движе­ния, и, в ряде случаев, финансово-экономической.

Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18 % имеют высшее и 31 % – среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28 % не имеют специального образования, соответ­ствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалифика­ционную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к катего­рии «практики» и до 23 % – специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.

Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50 % лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70…80 %) среди ответственных за транспортную деятельность не автотранспортных предприятий и фирм.

Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правиль­ное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна.

11.2.2. Определение потребности в специалистах может проводиться на уровнях пред­приятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2…4 года) и долговременным (на 5…10 лет) по схеме: изменение валового внутреннего продукта → объем транспортной работы → потребность в персонале → потреб­ность в специалистах.

Таким образам, для автотранспортных предприятий потребность в специалистах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы годовой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалис­тов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов дея­тельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта , автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы – по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.

При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показа­тели технологической и дополнительной потребности.

Технологическая потребность – это численность специалистов, которая способна обеспечить эффективную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требо­ваний, безопасности движения.

Дополнительная потребность – это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потреб­ность составляет от 5 до 15 % от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.

При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов.

11.2.3. Подготовка персонала. Обеспечение автомобильного транспорта специалис­тами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образова­ния, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса.

Подготовку кадров водителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобиль­ного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалис­тов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно инсти­туты, университеты, академии, техникумы и колледжи . Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществля­ют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения.

Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний умений и навыков по образовательным программам , предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности . Переподготовку осуще­ствляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профес­сиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласо­ванию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом госу­дарственного образца.

Повышение квалификации осуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имею­щие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.

Стажировка имеет целью формирование и закрепление на практике профес­сиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т. д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций.

Подготовкой специалистов для автомобильного транспорта занято около 50 вузов и более 200 техникумов и колледжей. Более 4000 учебно-курсовых комби­натов и автошкол осуществляют подготовку водителей и ремонтных рабочих. Учебные заведения ежегодно выпускают 4,5…5 тыс. специалистов с высшим обра­зованием и более 10 тыс. – со средним техническим образованием автотранс­портного профиля.

Решение проблемы обеспечения жилыми и промышленными зда­ния­ми, сооружениями зависит не только от объемов строи­тельства, но и от сроков службы эксплуатируемых зданий и соору­жений. Дол­­говечность может быть гарантирована лишь поддер­жанием зда­ний в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации, т.е. со­блю­де­нием правил и норм их технической эксплуатации .

Задачей эксплуатации зданий можно определить как комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортное и безотказное использование составляющих здания, элементов и систем для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Эксплуатацию здания можно разделить на две составляющих обслуживание зданий и техническую эксплуатацию.

Каждое здание представляет собой сложный, дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных строительных эле­ментов и инженерного оборудования, которые длительное время должны выполнять определенные функции. Потеря эксплуата­ционных функций ведет к снижению комфортности жилья, условий труда, нарушению условий технологического процесса и т. д.Под воздействием природных и человеческих факторов, производственных процессов окружающая среда постоянно изменяется. В период использования здания, развития инженерной мысли, требования к зданию изменяются, условия эксплуатации усложняются и становятся отличными от ранее принятых проектных требований.

Для поддержания необходимого состояния здания следует знать закономерности разрушения и износа строительных конструкций и инженерных систем (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и вентиляции), что позволит своевременно производить восстанов­ление, планово-предупредительный капитальный ремонт, а также осуществлять надлежащее техническое обслуживание.

Задачи специально создаваемых служб технической эксплуа­тации зданий состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение соот­ветствия воздействия действующих нагрузок и различных сред на строительные конструкции в пределах величин, огово­рен­ных в проекте и нормативных документах, своевременно выявлять и устранять неисправности строительных конструкций, т.е. осущест­влять комплекс мероприятий, обеспечивающих безотказное исполь­зование помещений здания для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Рост территории городов, оборудования зданий сложными инже­нер­ными системами требует создание специальных служб по эксп­луатации зданий и оборудования. Структура этих служб с течением времени меняется. В настоящее время созданы жилищно-эксп­лутационные, эксплутационно-ремонтные, специальные управ­ляю­щие компании. Усложнение оборудования за счет использова­ния средств автоматизации, например при контроле лифта, осве­щения лест­ничных клеток, расхода воды в системе отопления и т.п., – потребовало создания объединенной диспетчерской службы микро­рай­она.

3.3. Организация эксплуатации производственного
и жилого фондов

На предприятии ответственность за правильную эксплуатацию, ремонт производственного здания или его элементов приказом руководителя возлагается на начальника цеха. Начальник цеха имеет право приказом возложить персональную ответственность за выполнение отдельных работ по эксплуатации и ремонту на конкретных работников. В масштабе предприятия создается служба (отдел) эксплуатации и ремонта зданий (рис.4), начальник кото­рой непосредственно подчиняется главному инженеру. В его обя­занности входит контроль качества выполнения работ по эксплуа­тации и ремонту зданий, а также планирование и организационная подготовка ремонта.

В городе органом управления жилищным хозяйством являются городские жилищные управления, отделы, комбинаты.

Непосредственную эксплуатацию жилых домов осуществляют жилищно-коммунальные службы (ЖКО, ЖЭК, ЖЭУ), а также товарищества собственников жилья (ТСЖ) и кондоминиумы. Штаты административно-управленческого персонала для ЖЭУ выде­ляются в зависимости от категории и определяются объемом обслуживаемой жилой площади. Задачей этих подразделений является обеспечение технической эксплуатации и обслуживания жилищного фонда на принципах хозяйственного расчета.

В обязанности начальника ЖЭУ входит организация работ всех звеньев: подразделений, обеспечивающих техническую эксплуа­та­цию, санитарную очистку территории, благоустройство и другую финансово-хозяйственную деятельность. Он руководит обеспече­нием и расстановкой кадров, разрабатывает перспективные и текущие планы ремонта, обеспечивает безопасные условия работы, контролирует ход, качество, сроки выполнения работ, руководит диспетчерской службой.

Старший инженер обеспечивает оформление заказов на со­став­ле­ние технической документации, контролирует ход текущего ремон­та, руководит бригадами рабочих, выполняющих текущий ремонт. .

Техник руководит работой уборщиц, дворников, лифтеров и обслуживающего персонала.

На рисунках 4, 5 показаны схемы структуры управления не­движи­мостью.

Создание объединенных диспетчерских систем связи позволяет не только улучшить бытовые условия проживания жильцов, но и продлить сроки эксплуатации инженерных систем и строительных конструкций, а также ставит задачу автоматизации и механизации технического обслуживания. Так, разработанные в институте КиевЗНИИЭП и объединении «Ураллифт» системы «Эталон» обеспечивают сбор и переработку информации о работе лифтов, систем освещения, пожарной сигнализации и т.д. Информация поступает на диспетчерский пункт. Система работает циклически в автоматическом режиме (0,32 с), контролирует 96 параметров (температура, давление, загазованность и др.).

Улучшению санитарного состояния подъездов, сохранности оборудования, экономии электроэнергии, тепла, а также снижению количества краж способствует установка в подъездах переговорно-замочных устройств в виде электромагнитных защелок с элект­ронными блоками, которые обеспечивают открывание двери с по­мощью ключа, кодового устройства или из квартиры. При открывании двери включается освещение в подъезде. Если дверь открыта более 10 минут, на диспетчерский пункт поступает сигнал.

Требования к содержанию жилых помещений

Не допускается :

Использование жилого помещения для целей, не предусмот­ренных проектной документацией;

Хранение и использование в жилых помещениях и в поме­щениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;

Выполнение работ или совершение других действий, являю­щихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загряз­нения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних помещениях;

Захламление, загрязнение и затопление подвалов и техни­чес­ких подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помеще­ний, других мест общего пользования; использование бытовых газо­вых приборов для обогрева помещений.

Необходимо:

Своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопле­ния, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия;

Обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содер­жать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры, места общего пользования;

Проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, свя­зан­ных с санитарным состоянием жилого здания. При необхо­ди­мости проводить мероприятия по уничтожению насекомых грызунов (дезинфекция и дератизация).


Рис.3. Возможная структура эксплуатационных служб,
обслуживающих производственные здания


Рис.4. Структура эксплуатационных служб,
обслуживающих жилые здания

Контрольные вопросы

1. Каковы задачи у службы технической эксплуатации?

2. Какова структура управления производственным фондом пред­прия­тия, завода?

3. Какова структура управления жилищным фондом и какие тре­­бо­вания к ней предъявляются?

4. Нарисуйте структуру управления производственным фондом.



Просмотров