Организация системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Система обеспечения пожарной безопасности

Как на предприятии организовать систему обеспечения пожарной безопасности подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда» .

«Систему обеспечения пожарной безопасности должны иметь все организации. Задача такой системы - предотвращать пожары, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество.

Об этом говорится в статье 5 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон).

Система обеспечения пожарной безопасности состоит:

 из системы предотвращения пожаров;

 из системы противопожарной защиты;

 из комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.*

Ситуация: кто несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в здании - арендодатель или арендатор

Законодательство не разграничивает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) между арендодателем и арендатором. Поэтому разграничить ответственность можно в самом договоре аренды.

К ответственным относятся собственники имущества, а также лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся имуществом или назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Поскольку к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности можно привлечь и арендодателя и арендатора, то сотрудники госпожнадзора накладывают штраф исходя из конкретных условий, вида нарушений и наличия вины. При этом учитывают, какую часть помещения занимает арендатор, в чем состоит правонарушение и какие требования нарушены.

Четких критериев, по которым в данном случае определяют конкретного субъекта, чтобы наложить штраф, не существует.

Что включает в себя система предотвращения пожара*

Задача системы предотвращения пожаров - не допустить возгорания. Система позволяет исключить возможность:

 образования горючей среды;

 попадания в нее источников зажигания.

Эти задачи решают как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации.

Исключить условия образования горючей среды можно следующими способами:

 применять негорючие вещества и материалы;

 ограничить массу или объем горючих веществ и материалов;

 использовать наиболее безопасные способы размещения горючих веществ и материалов;

 изолировать горючие среды от источников зажигания;

 поддерживать безопасную концентрацию в среде окислителя или горючих веществ;

 понижать концентрацию окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

 поддерживать температуру и давление среды, при которых распространение пламени исключается;

 автоматизировать технологические процессы, связанные с обращением горючих веществ;

 устанавливать пожароопасное оборудование в отдельных помещениях или на открытых площадках;

 применять устройства защиты производственного оборудования, исключающие выход горючих веществ в помещение, или устройства, исключающие образование в помещении горючей среды;

 удалять из помещений технологического оборудования и коммуникаций пожароопасные отходы производства, отложения пыли, пуха.

Эти способы перечислены в статье 49 Закона.

Исключить условия образования в горючей среде источников зажигания можно следующими способами:

 применять электрооборудование, соответствующее классу пожароопасной или взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

 использовать быстродействующие средства защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающие появление источников зажигания;

 применять оборудование и режимы проведения технологического процесса, исключающие образование статического электричества;

 обеспечивать здания и оборудование молниезащитой;

 поддерживать безопасную температуру нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

 применять способы и устройства ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

 использовать искробезопасный инструмент при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

 ликвидировать условия для теплового, химического или микробиологического самовозгорания веществ, материалов и изделий;

 исключать контакты с воздухом пирофорных веществ;

 применять устройства, исключающие возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Эти способы перечислены в статье 50 Закона.

Что включает в себя система противопожарной защиты*

Система противопожарной защиты уберегает людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара или ограничивает его последствия.

Системы противопожарной защиты должны быть надежными и устойчивыми к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для обеспечения пожарной безопасности.

Защитить людей и имуществ от воздействия опасных факторов пожара можно следующими способами:

 применять объемно-планировочные решения и средства, ограничивающие распространение пожара за пределы очага;

 устраивать безопасные эвакуационные пути;

 устанавливать системы обнаружения пожара (пожарные сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

 применять системы коллективной защиты (в т. ч. противодымной) и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

 использовать огнестойкие строительные конструкции и материалы;

 применять огнезащитные составы (в т. ч. антипирены и огнезащитные краски) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

 устраивать аварийные сливы пожароопасных жидкостей и аварийное стравливание горючих газов из аппаратуры;

 организовывать на технологическом оборудовании системы противовзрывной защиты;

 применять первичные средства пожаротушения;

 использовать автоматические или автономные установки пожаротушения.

Более подробно со способами защиты можно ознакомиться в статье 52 Закона.

Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации

Технические меры не будут работать без организационных мероприятий. Поэтому каждая компания должна разработать локальные документы по пожарной безопасности. Их перечень может варьироваться в зависимости от отрасли, в которой работает организация. Ниже мы приведем основные документы по пожарной безопасности.

Приказы по пожарной безопасности

Приказами руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность и порядок проведения противопожарных мероприятий.

В организации должны быть следующие приказы:

 о назначении ответственных за пожарную безопасность, за обеспечение и исправное состояние первичных средств пожаротушения, за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

 о порядке проведения противопожарных инструктажей;

 о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;

 о порядке осмотра и закрытия помещений;

 о порядке уборки горючих отходов и пыли;

 об определении и оборудовании мест для курения.

Внимание: в небольшой организации можно установить противопожарный режим одним приказом «О пожарной безопасности» и перечислить в нем все необходимые мероприятия: назначить ответственного за пожарную безопасность, определить порядок обучения работников, установить места для курения и т. д.

Инструкции по пожарной безопасности

Обязанности сотрудников по пожарной безопасности и их действия при пожаре фиксируют в следующих инструкциях:

 для ответственного за пожарную безопасность;

 о мерах пожарной безопасности в организации;

 по техническому обслуживанию огнетушителей;

 по эксплуатации противопожарного водопровода.

Документы по обучению работников

Все сотрудники организации проходят противопожарный инструктаж. Пожарно-техническому минимуму обучают сотрудников, перечисленных в разделе 3 норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Порядок обучения закрепляют следующими документами:

 программой вводного и первичного противопожарных инструктажей;

 программой пожарно-технического минимума;

 перечнем вопросов для проверки знаний;

 планами и графиками обучения, проверки знаний и противопожарных тренировок;

 протоколами проверки знаний;

 удостоверениями о прохождении пожарно-технического минимума.

Журналы по пожарной безопасности

Информацию о проведении противопожарных мероприятий заносят в специальные журналы:

 регистрации вводного противопожарного инструктажа;

 регистрации противопожарных инструктажей;

 учета первичных средств пожаротушения;

 технического осмотра огнетушителей;

 учета пожарных кранов;

 проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов;

 проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Техническая документация и знаки пожарной безопасности

В организации должна быть следующая техническая документация и знаки пожарной безопасности:

 планы эвакуации при пожаре;

 таблички с указанием эвакуационных выходов и телефонов пожарной охраны, мест размещения огнетушителей;

 регламенты технического обслуживания систем пожарной автоматики, оповещения о пожаре, огнетушителей;

 сертификаты на материалы и вещества, которые используют в производстве;

 эксплуатационные паспорта огнетушителей;

 графики и акты проверки сопротивления заземляющих приборов;

 наряды-допуски на выполнение огневых работ.*

Ситуация: обязательно ли наличие табличек в кабинетах организации с указанием ответственных за пожарную безопасность

Нет, таких требований действующие нормативные правовые акты не содержат.

Руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность и соблюдение ее требований на объекте (п. 4 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).

В прежних правилах ППБ 01-03 (п. 753) было указано, что во всех производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях и у наружных сооружений должны быть вывешены:

 таблички с указанием ответственного за пожарную безопасность работника;

 инструкции о мерах пожарной безопасности;

 номера телефонов пожарной охраны.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» сохранило требования по наличию табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, планов эвакуации людей при пожаре, знаков безопасности «Места для курения» и т. д. Однако упоминания о табличке «Ответственный за пожарную безопасность» в этом документе уже нет.

Инспектор во время проверки уже не может оштрафовать за отсутствие указанных табличек.

Ситуация: готовимся к проверке пожарной инспекцией. Что будет проверять инспектор

Пожарный инспектор обратит внимание на соблюдение Правил пожарной безопасности, установленных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.

Инспектор может проверить:

 организацию повседневной работы по обеспечению пожарной безопасности;

 эксплуатацию эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта;

 обеспеченность первичными средствами пожаротушения;

 организацию выполнения пожароопасных работ;

 наличие локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности, их соответствие установленным требованиям;

 организацию обучения работников мерам пожарной безопасности.

При проверке основное внимание инспекторы обращают:

 на установленный на объекте противопожарный режим, его соблюдение работниками;

 на наличие пожарно-технической комиссии и добровольного пожарного формирования (с учетом реальных возможностей и потребностей работодателя);

 на наличие локальных по обеспечению пожарной безопасности (инструкций о мерах пожарной безопасности на объекте и по видам работ, выполняемых на объекте, инструкций и схем (планов) эвакуации при пожаре и т. п.);

 на наличие лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

 на исправность противопожарных систем и установок, а также исправность и достаточность наружного освещения объектов работодателя, устройств самозакрывания дверей (доводчиков);

 на наличие предупредительных обозначений, надписей и т. п. в помещениях (на оборудовании и т. п.), имеющих повышенную пожарную опасность;

 на оборудование и содержание мест для курения и сжигания отходов (тары), контейнеров для сбора использованных обтирочных материалов, кладовых для хранения спецодежды;

 на состояние противопожарных перекрытий, огнезащитных покрытий, чердачных помещений, цокольных и подвальных этажей.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок должны быть установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Кроме того, каждая организация независимо от организационно-правовой формы обязана иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая содержит следующие обязательные сведения:

 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

 порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

 порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

 расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

 порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

 допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

 порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

 предельные показания контрольно-измерительных приборов, отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

 обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в т. ч. в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений.

Если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре следует разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. При этом необходимо не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех работников и обязательно фиксировать этот факт в журнале противопожарных инструктажей (п. 12 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»)».*

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее-граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Системы противопожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части системы противопожарной безопасности .

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами .

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 11.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (одна миллионная в год) .

2.1. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при разработке генерального плана застройки

На стадии разработки генерального плана застройки объекта (здания, сооружения) система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее :

1) Расположение производственных объектов на нормированном противопожарном расстоянии друг от друга . Это минимальное расстояние составляет от 6 до 15 м и зависит от огнестойкости зданий (чем ниже огнестойкость, тем больше расстояние) (табл. 7).

Таблица 7. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности

2) Расположение пожароопасных производственных объектов на нормируемом расстоянии до объектов защиты (населенные пункты, водоемы, лесные массивы, железные и автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, атомные и другие электростанции, воздушные линии электропередачи и др.). Это необходимо по соображениям не только пожарной безопасности (чтобы возникший пожар не распространялся на них), но и охраны труда, экологической безопасности (чтобы не допустить загрязнения водоемов, воздушной среды в жилой зоне и на особо важных объектах). Например, противопожарное минимальное расстояние от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива с подземными (наземными) резервуарами вместимостью более 20 м 3 составляют соответственно до производственных, административно-бытовых зданий - 15 (25) м; до жилых зданий - 25 (50) м; до автомобильных дорог I, II, III категорий - 12(20) м, до лесных хвойных массивов - 25 (40) м (рис. 8) и т. д. Противопожарное расстояние от подземных (наземных) резервуаров сжиженных газов вместимостью от 10 тыс. до 20 тыс. м 3 при хранении под давлением составляет до железных, автомобильных дорог, трамвайных путей - 50 (100) м; до административных зданий организаций - 300 (500) м, производственных зданий - 250 (300) м, до объектов речного транспорта, гидротехнических сооружений, расположенных ниже по течению реки, - 2000 (3000) м, выше - 200 (300) м.

Качество плохое?

Рис. 8. Противопожарные расстояния при обустройстве дачных поселков

3) Расположение производственных объектов с учетом рельефа местности, направления течения рек (если они имеются рядом), преобладающего направления ветра для данной местности. Так, склады воспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных газов располагают по возможности в более низких местах, чтобы в условиях пожара не было растекания горючей жидкости за пределы объекта; ниже по течению реки от населенных пунктов (чтобы не загрязнять возможными утечками воду в жилой зоне), с подветренной стороны от жилых поселков и других объектов защиты (чтобы возможный пожар не перешел на них с помощью ветра). С подветренной стороны располагают также здания, сооружения, наружные установки, выделяющие в атмосферу газ, дым и пыль.

4) Обеспечение подъездов пожарных автомобилей к зданиям , сооружениям: с одной стороны (если ширина здания до 18 м), с двух сторон (более 18 м), со всех сторон (более 100 м или площадью застройки более 10000 м 2). При этом ширина проездов должна быть не менее 6 м (рис. 9).


Рис. 9. Подъезд пожарного автомобиля к жилым зданиям

5) Устройство нормируемого количества выездов на автомобильные дороги (но не менее двух для складов нефти и нефтепродуктов и для производственных объектов с площадью застройки 5 га и более).

6) Устройство ко всем водоемам (реки, озера, пруды), вода из которых может быть использована для тушения пожаров, подъездных путей и площадок размером не менее 12 ´ 12 м для размещения пожарных автомобилей и забора воды (рис. 10) и др.

При разработке генерального плана предприятия необходимо определить место расположения здания пожарной части. Пожарное депо обычно располагают на изолированных участках с въездами на дороги общего пользования. Пожарная часть должна, как правило, обслуживать группу предприятий. Радиус выезда пожарной части, обслуживающей пожаровзрывоопасные и пожароопасные предприятия категорий А, Б и В, принимается равным 2,5 км, а производства категорий Г и Д - 5 км. Радиус выезда пожарной части уменьшают до 40 %, если на территории обслуживаемых ею предприятий, здания III-IV степеней огнестойкости составляют более 50 % всей площади застройки.


Рис. 10. Подъезд (пожарный пирс) к пожарным водоемам

2.2. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при проектировании и строительстве производственных объектов

На стадии проектирования и строительства каждого производственного объекта система обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующее:

Проектирование производственных объектов, зданий, технологических линий с соблюдением всех норм пожарной безопасности . При этом состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности оформляют в виде самостоятельного раздела проектной документации.

Составление декларации (оценки соответствия) пожарной безопасности на проектируемый объект , предусматривающий оценку пожарного риска (не должна превышать одну миллионную в год) и оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (в тех случаях, когда это требует законодательство).

Государственную экспертизу готовой проектной документации на предмет наличия и полноты в ней системы обеспечения пожарной безопасности (пожарная сигнализация) всего производственного цикла (рис. 11).


Рис. 11. Система пожарной сигнализации на производстве:

1 - блок резервного питания; 2 - контрольная панель; 3 - извещатель дымовой пожарный; 4 - извещатель охранный инфракрасный; 5 - считыватель; 6 - извещатель охранный

магнитоконтактный; 7 - табло «выход»; 8 - кнопка тревожной сигнализации (сирена);

9 - пульт контроля и управления; 10 - реле

Приемку законченных строительством производственных объектов на предмет соответствия этих объектов проектной документации требованиям пожарной безопасности.

Указание изготовителем в соответствующей технической документации (паспорта, технические условия, технологические регламенты) показателей пожарной опасности выпускаемых им веществ, материалов, изделий и оборудования, а также мер пожарной безопасности при обращении с ними.

Подтверждение соответствия выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности в форме декларации или обязательной сертификации через аккредитованные органы по сертификации с получением соответствующего сертификата соответствия (рис. 12). Обязательной сертификации подлежит продукция, предназначенная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздействий пожара (рис. 13), в том числе средства обнаружения, оповещения, локализации и тушения пожаров, средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара, другая пожарно-техническая продукция, а также строительные, отделочные материалы и др.

Ограничение применения пожароопасных материалов ; применение в конструкциях зданий и сооружений строительных материалов с нормируемыми показателями пожароопасности.

Качество плохое?

Рис. 12. Сертификат пожарной безопасности продукции

Рис. 13. Декларация о соответствии выпускаемой продукции
требованиям пожарной безопасности

Устройство противопожарных преград : противопожарных стен и противопожарных перегородок с нормируемыми пределами огнестойкости (препятствующими распространению пожара по горизонтали из одного помещения в другое), противопожарных перекрытий (препятствующих распространению пожара по вертикали из одного этажа на другой), пожарных отсеков - частей зданий, выделенных противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение времени пожара; противопожарных секций - частей пожарного отсека, выделенных противопожарными перегородками. Противопожарные перегородки (рис. 14) применяют для выделения взрывопожароопасных и пожароопасных технологических процессов, мест хранения материальных ценностей, для успешной эвакуации людей из зданий и локализации пожара в пределах отдельного помещения или пожарной секции. Противопожарные стены должны опираться на фундамент, пересекать все конструкции и этажи здания и кровлю на высоту не менее 30-60 см (в зависимости от горючести элементов чердачного или бесчердачного покрытия). В противопожарных преградах все проемы (двери, люки, ворота и т. п.) выполняют также противопожарными с нормированными пределами огне стойкости.


Рис. 14. Перегородка противопожарная светопрозрачная ПСОМ-1-45 (EIW 45)

Устройство эвакуационных выходов и путей эвакуации , обеспечивающих вывод людей в безопасную зону до нанесения им вреда вследствие пожара. Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, а также непосредственно наружу или в безопасную зону (рис. 15). Эвакуационный путь - путь перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям пожарной безопасности. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу непосредственно, или из любого этажа - непосредственно на лестничную клетку или на лестничную клетку через коридор, фойе, вестибюль или на наружную открытую лестницу.

Рис. 15. Таблички с обозначением запасного эвакуационного выхода

Согласно СП 1.131.30-2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» , эвакуационные выходы могут проходить через отдельные помещения, кроме помещений в зданиях IV-V степеней огнестойкости, выполненных в основном из горючих материалов при классе их конструктивной безопасности С2 и С3. Из подвальных и цокольных этажей эвакуационные выходы проектируют непосредственно наружу обособленно от лестничных клеток здания. Допускается их предусматривать через общие лестничные клетки, имеющие обособленный выход наружу, который отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (предел огнестойкости EI 45 минут) (рис. 14).

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

– любые помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек;

– производственные и складские помещения категорий пожароопасности А (повышенная взрывопожароопасность) и Б (взрывопожароопасные помещения) с численностью более 5 человек; категории В (пожароопасные) с численностью более 25 человек или независимо от численности при площади помещения более 1000 м 2 ;

– помещения в подвальных и цокольных этажах при их площади более 300 м 2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек и ряд других.

Если в здании есть помещения, требующие не менее двух эвакуационных выходов, то соответствующие этажи, где есть эти помещения, и здание в целом должны также иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Эвакуационные пути не должны включать лифты и эскалаторы, участки по кровле зданий (за исключением эксплуатируемой кровли), винтовые лестницы, лестницы криволинейные в плане, лестницы со ступенями различной высоты и различной ширины проступи. На путях эвакуации не должно быть выступов, за исключением порогов в дверных проемах. Конфигурация и ширина проходов должна позволять проносить носилки с пострадавшим на пожаре.

Все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (кроме дверей кладовых площадью до 200 м 2 без постоянных рабочих мест, санитарных узлов, выхода на наружные открытые лестницы).

Двери не должны быть раздвижными, подъемно-опускными и вращающимися. Запоры на них должны открываться изнутри без ключа. Пути эвакуации должны быть освещены.

Устройство, там где это необходимо (на взрывопожароопасных объектах категорий А и Б) легкосбрасываемых конструкций , выпускающих энергию взрыва и предохраняющих от разрушения основные строительные конструкции сооружения. В качестве таких конструкций используют остекление окон и фонарей, сбрасываемые конструкции из стальных, алюминиевых и асбесто-цементных листов. Площадь легкосбрасываемых конструкций определяют расчетом. При отсутствии расчетных данных она должна составлять не менее 0,05 м 2 на 1 м 3 объема помещения категории А и не менее 0,03 м 2 - помещения категории Б. Оконное стекло относится к легкосбрасываемым конструкциям при толщине 3,4 и 5 мм и площади не менее соответственно 0,8; 1 и 1,5 м 2 .

Устройство систем наружного и внутреннего пожарного водопровода с установкой нормативного количества наружных гидрантов и внутренних пожарных шкафов, обеспечивающих тушение пожара в любой его точке не менее чем из двух стволов.

Устройство систем противодымной защиты зданий , обеспечивающей удаление продуктов горения из горящих помещений, холлов, коридоров, путей эвакуации и подачу чистого воздуха с созданием избыточного давления в смежные с горящими помещениями, препятствующие поступлению в них продуктов горения.

Устройство нормируемого числа выходов на кровли, нормированного количества наружных пожарных лестниц и другого оборудования для подъема личного состава пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий во время пожара, а также для возможного спасения людей. На покрытии зданий высотой более 75 м предусматривают вертолетно-посадочные площадки размером 5 ´ 5 м.

Устройство систем молниезащиты зданий и сооружений (рис. 16-18)(в тех случаях, когда это необходимо по нормативным документам).


Рис. 16. Элементы молниезащиты зданий


Рис. 17. Система молниезащиты зданий


Рис. 18. Вертикальный и горизонтальный молниеприемники

2.3. Реализация системы пожарной безопасности
при эксплуатации производственных объектов

В процессе эксплуатации производственных объектов система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее:

– Монтаж специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии, и поддержание в постоянной готовности, проведение в установленные сроки планового обслуживания систем оповещения о пожаре, автоматических устройств обнаружения и тушения пожаров (рис. 19), наружного и внутреннего пожарных водопроводов, систем дымоудаления.

Рис. 19. Роботизированный пожарный комплекс (РПК)
с дистанционным управлением, ТВ-камерой, автоматической сигнализацией
и системой программного управления комплексом

Испытания наружных пожарных лестниц , проверку состояния огнезащитной пропитки, огнезащитных красок, других огнезащитных покрытий строительных конструкций.

Приобретение, размещение по участкам и помещениям огнетушителей и других средств первичного пожаротушения, поддержание их в постоянной готовности к работе, путем проведения соответствующих технических обслуживаний и перезарядки.

Поддержание в пожаробезопасном состоянии систем электроснабжения, вентиляции, систем отопления (в том числе как наиболее опасного - печного, там, где оно применяется).

Издание и реализация приказов по осуществлению противопожарного режима организации , включающих назначение ответственных за пожарную безопасность, разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, обучение работников пожарно-техническому минимуму, проведение противопожарных инструктажей, определение порядка проведения временных огневых работ, уборки рабочих мест, очистки вентиляционных систем, обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и при пожаре, содержания наружных территорий, рабочих мест, путей эвакуации, разработку поэтажных планов эвакуации людей при пожаре, инструкций о действиях во время пожара и др.

2.4. Схематические планы и инструкции
по эвакуации людей при пожаре

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре .

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские школы, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время.

План эвакуации (рис. 20) состоит из графической части и текстовой.


Рис. 20. Планы эвакуации людей в случае пожара в различных подразделениях


Рис. 20. Окончание

Графическая часть представляет собой схематический план этажа, в котором зелеными сплошными стрелками указывают основные пути эвакуации. Пунктирными зелеными стрелками показывают запасные пути эвакуации к аварийным выходам. На планах эвакуации условными знаками показывают также размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест отключения электропитания, мест ручного включения систем пожарной автоматики и кнопок управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), аптечек медицинской помощи. На объектах с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Текстовая часть инструкции определяет действия персонала при пожаре, а также информацию о том, кто имеет право включать кнопки ручного включения СОУЭ («тревожные» кнопки). По этим инструкциям не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки. Цель таких тренировок - обучить работников структурных подразделений предприятия грамотным, согласованным действиям во время пожара. Для этого на каждом предприятии разрабатывают и утверждают годовой план-график проведения таких тренировок с разбивкой его по структурным подразделениям, сменам, с указанием соответствующих дат и видов тренировки. Противопожарные тренировки подразделяют на объектовые (для отдельного здания в целом), тренировки подразделений, индивидуальные. Противопожарной тренировке должна предшествовать подготовительная работа.

Территории населенных пунктов и организаций должно своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы, иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. На ней не разрешается устраивать свалки горючих отходов .

Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м или у противопожарных стен.

Не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов производства всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах иных организаций, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Разведение костров, сжигание отходов не разрешается ближе 50 м от зданий и сооружений.

В зданиях, сооружениях организаций запрещается:

– загромождать эвакуационные пути и выходы мебелью, оборудованием, мусором, отделывать их горючими материалами, заменять в дверях армированное стекло обычным, снимать двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров, холлов или фиксировать их в открытом состоянии (опасность задымления путей эвакуации при пожаре);

– хранить и применять в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, порох, взрывчатые вещества, баллоны с газами, товары в аэрозольной упаковке и другие взрывопожароопасные вещества и материалы, а также устраивать в них склады горючих материалов, размещать хозяйственные помещения, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

– использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, хранения продукции, мебели и других предметов;

– размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т. п.

– проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

– оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

– устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;

– устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах(покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в 5 лет подвергаться эксплуатационным испытаниям. При испытании каждая ступенька лестницы должна выдерживать нагрузку 180 кг, приложенную к ее середине, без остаточной деформации. Весь марш наклонной лестницы должен выдерживать нагрузку 750 кг, ограждение лестниц - нагрузку 75 кг. Ограждения крыш зданий должны выдерживать горизонтальную нагрузку весом 50 кг в любой точке.

В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приемки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.

Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой и по окончании рабочей смены удалять.

Спецодежду лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, следует хранить в подвешенном виде в металлических шкафах.

Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, обесточивают, за исключением дежурного освещения, установок пожаротушения, противопожарного водоснабжения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Не допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами и также над открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.

Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, а также пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок.

Запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки и другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания, размещать у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие вещества и материалы.

 В этой статье мы разберемся в вопросе: какие средства относятся к системам пожарной безопасности объекта? В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы меры пожарной безопасности, в том числе при их проектировании. К системам пожарной безопасности объекта относятся:

  1. Средства обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны в т. ч. лифты для транспортирования подразделений пожарной охраны;
  2. Системы обнаружения пожара;
  3. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  4. Системы аварийного освещения на путях эвакуации;
  5. Системы аварийной вентиляции и противодымной защиты;
  6. Системы автоматического пожаротушения;
  7. Системы внутреннего противопожарного водопровода;
  8. Системы противопожарной защиты (например)
    1. устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
    2. устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
    3. отключение электропитания потребителей.

Система обнаружения пожара предназначена для раннего обнаружения факторов пожара, обработки и передачи оперативной информации на диспетчерский пост, обеспечивающий круглосуточное наблюдение за состоянием системы за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации.

Системы коллективной защиты предназначены обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия опасных факторов пожара, времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону.

Огнезащита предназначена для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
Системы противодымной защиты предназначены для предотвращения или ограничения опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами.

Установки пожаротушения предназначены для эффективной защиты помещений путем обнаружения и ликвидации очага пожара.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации , оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Автоматические установки пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» системы пожарной безопасности объекта - это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Системы пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.




Просмотров