Организация оповещения о чс в организации. Информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: порядок, действия населения

Порядок оповещения населения

о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Учебные вопросы

    Оповещение о чрезвычайных ситуациях

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Тяжелы социально-экономические последствия от стихийных бедствий.

Нужна большая и планомерная работа, которую предполагается выполнить за несколько лет. Для этого разработана и утверждена специальная программа. В результате ее реализации должна появиться единая автоматизированная информационно-управляющая система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС), которая будет сопрягаться с местными и региональными звеньями аналогичных систем. Кроме того, она получит тесную увязку с функциональными и ведомственными подсистемами. Намечено внедрить видеоинформационные и другие самые современные средства связи.

Все это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основа системы оповещения

Оповестить население – значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время – главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто эти решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы не было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора и радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо.

Для уверенного получения сигналов и другой информации жители Ленинграда на протяжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как, например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течение суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады было передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.

В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).

Шло время. Менялась международная обстановка, появлялись новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.

Сигнал «Внимание всем!»

Буйство стихии не сокращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население надо предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но все было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения.

В случае опасности людей надо быстро предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают новый сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде.

Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.

Что-то аналогичное существует и в других странах. Например, в Германии для того, чтобы в случае необходимости обратить внимание населения, установлено и может быть задействовано около 100 тыс. сирен. В Австрии имеется их порядка 5 тыс., но этого, считают специалисты, мало, и в ближайшие годы намечено установить еще 5-7 тыс. сирен.

Речевая информация

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант:

«Внимание! Говорит дежурный главного управления МЧС России по городу (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора – сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в… (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают… (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах… (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрыться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах… (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы… (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия – наводнения. В этом случае сообщение может быть таким:

«Внимание!» Говорит дежурный главного управления МЧС России по г. Москве. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке… (называется) ожидается затопление домов по улицам… (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении… (указывается). Перед уходом отключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печах. Не забудьте захватить с собой документы и деньги. Оповестите об этом соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, надо выходить на возвышенные места, если нет такой возможности, заберитесь на дерево, используйте все предметы, способные удержать человека на воде – бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины.

Следите за нашими сообщениями».

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это – среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, пронесшийся над южными штатами США ураган «Катрина» поразил не только масштабами разрушений, но и неготовностью властей оказать своевременную и эффективную помощь населению. Предупредительные меры не были приняты, как это было сделано при приближении аналогичного урагана на Кубе.

В конце января и первой половине февраля 1990 г. ураган разрушительной силы, свирепствовавший в Европе, докатился до северо-западных районов нашей страны. 6 февраля в Республике Коми было объявлено штормовое предупреждение. Население, да и многие руководители отнеслись к этому пассивно, надлежащих мер не приняли. В результате, когда через четыре дня Воркуту окутала ураганная пурга, на объектах последовали аварии одна за другой, нарушилось теплоснабжение домов (при температуре воздуха –25 0 С), где проживали 70 тыс. человек. На дорогах в снежных заносах застряли сотни машин с людьми. Погибли 6 человек, более 100 получили обморожения, 20 пропали без вести. А ведь всего этого могло и не быть!

Есть, конечно, примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами. Взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин. (в 9.47) по распоряжению начальника ГО – председателя горисполкома И. Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались обращения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.

А как в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует информация. К примеру: «Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время – при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре П-164 и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители.

Аппаратура П-164 предназначена для объединения всех средств по доведению звуковых сигналов и речевой информации в единую систему централизованного оповещения в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях…

    Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

К сожалению, сравнительно небольшая часть объектов имеют такие системы оповещения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

Главное преимущество локальных систем – их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.

Локальная система должна включаться очень быстро, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая – человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения – вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается оповещением органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Оповещение предусматривает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о возникающих угрозах и порядке поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!".

Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный (областной, краевой, республиканский), местный (муниципальный) и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на применение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Следует подчеркнуть, что промедление с применением системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Системы централизованного оповещения регионального уровня.

Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.

Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.

Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации

Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Системы централизованного оповещения местного уровня.

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.

Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.

В региональные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.

Систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.

Системы оповещения объектового уровня.

Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО.

Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.

Средства оповещения.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи.

ПАМЯТКА

ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Оповещение начинается с подачи сигнала «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!» - непрерывное звучание сирены в течение 3-х минут или прерывистые гудки организаций.

I. ЕСЛИ СИГНАЛ ЗАСТАЛ ВАС ДОМА:

1. Услышав сигнал «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!» включить телевизор и радиоприемник, прослушать экстренное сообщение управления по гражданской обороне , чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города по телеканалам.

II. ЕСЛИ СИГНАЛ ЗАСТАЛ ВАС НА УЛИЦЕ:

1. Прослушать экстренное сообщение, передаваемое уличными громкоговорителями на остановках пассажирского транспорта и подвижными средствами оповещения.
2. Действовать в соответствии с переданным сообщением.

В таблице представлены сигналы оповещения для оповещения населения:

Наименование сигнала

Когда подается

Способ подачи

«Внимание всем!»

Для привлечения внимания населения перед передачей сигналов или речевой информации оповещения

Включение электрических или электронных сирен, производственных гудков (звонков) и др. сигнальных средств

В военное время

«Воздушная тревога»

С возникновением непосредственной угрозы нападения противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время

«Отбой воздушной тревоги»

Если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для населения.

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

«Радиационная опасность»

При непосредственной угрозе радиоактивного заражения или при его обнаружении.

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

«Химическая тревога»

При угрозе или обнаружении химического, бактериологического заражения.

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

В мирное время

Сообщение Главного управления по делам ГО и ЧС Томской области

При аварии на радиационно-опасном объекте (СХК)

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

При аварии на химически опасном объекте

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

Сообщение Главного управления по делам ГО и ЧС Томской области

При угрозе наводнения

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

Обязанности в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) состоят в следующем:

    Соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты по ГОЧС. Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины. Изучать основные способы защиты населения, территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в данной области. Выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС. При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Знать сигналы оповещения ГО и умело действовать по ним. Активно содействовать выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС, проводимых под руководством КЧС администрации города.

ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВЫБРОСЕ

В АТМОСФЕРУ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ»

Услышав сигнал «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!» включить телевизор и радиоприемник, прослушать экстренное сообщение управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города по телеканалам для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

Всем гражданам, оказавшимся на улице, укрыться в зданиях.
Закрыть входные двери, окна (в первую очередь с наветренной стороны).
Заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой.
Уплотнить двери мокрыми простынями, одеялами.
Неплотности в оконных проемах заклеить скотчем, пластырем, бумагой или уплотнить ватой, поролоном и т. п.
Подготовить индивидуальные средства защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака), респираторы, противогазы).
Не покидать помещения без разрешения.
Ожидайте повторных сообщений об изменении обстановки.
В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями Управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Томска.

После объявления информации о характере опасных веществ примите к сведению, что нельзя укрываться в подвалах и полуподвалах при авариях с хлором (он тяжелее воздуха в 2,5 раза). При авариях с аммиаком необходимо укрываться на нижних этажах зданий (аммиак легче воздуха в 1,6 раза).

ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ»

При объявлении опасного состояния не паникуйте, слушайте сообщение.

Предупредите соседей, оказывайте помощь инвалидам детям и людям преклонных лет. Узнайте о времени и месте сбора обитателей для эвакуации. Уменьшите проникновения радиационных веществ в квартиру (дом): плотно закройте окна и двери, щели заклейте. Подготовьтесь к возможной эвакуации: упакуйте в герметические пакеты и составьте в чемодан документы, ценности и деньги, предметы первой необходимости, лекарства, минимум белья, одежды, запас консервированных продуктов на 2-3 сутки, питьевую воду . Подготовьте самые простые средства санитарной обработки (мильный раствор для обработки рук).

Перед выходом из помещения отсоедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ и воду.

Действия в случае внезапного возникновения радиационной опасности:

С получением сообщения о радиационной опасности немедленно укройтесь в дому. Стены деревянного дома ослабляют ионизирующее излучение в 2 раза, кирпичного - в 10 раз; углубленные укрытия (подвалы): с покрытием из дерева - в 7 раз, с покрытием из кирпича или бетона - враз. Избегайте паники. Слушайте сообщение органов власти по вопросам чрезвычайным ситуаций.

Уменьшите возможность проникновения радиационных веществ в помещение. Проведите йодную профилактику. Йодистый калий употреблять после еды вместе с чаем, соком или водой 1 раз в день в течение 7 суток: детям до двух лет - по 0,040 граммов на один прием; детям от двух лет и взрослым - по 0,125 граммов на один прием.
Водно-спиртовой раствор йода принимать после еды 3 разы в день в течение 7 суток: детям до двух лет - по 1-2 капли 5% настойки на 100 мл молока (консервированного) или молочной смеси; детям от двух лет и взрослым - по 3-5 капель на стакан молока или воды. Наносить на поверхность конечностей рук настойку йоду в виде сетки 1 раз в день в течение 7 суток.

Уточните место начала эвакуации. Предупредите соседей, помогите детям, инвалидам и людям преклонных лет. Они подлежат эвакуации в первую очередь. Быстро соберите необходимые документы, ценности лекарства, продукты, запас питьевой воды, самые простые средства, санитарной обработки, другие необходимые вам вещи в герметический чемодан.
По возможности немедленно оставьте зону радиоактивного загрязнения. Перед выходом из дома выключите источники электро-, водо - и газоснабжение , возьмите подготовлены вещи, оденьте противогаз (респиратор, ватно-марлевую повязку) верхняя одежда (плащ, пальто, накидка), резиновые сапоги. С прибытием на новое места пребывания, проведите дезактивацию средств защиты, одежды, обуви, санитарную обработку кожи на специально оборудованном пункте или же самостоятельно (снять верхнюю одежду, став спиной против ветра, вытрясти его; повесить одеяло на перекладину, веником или щеткой смести из него радиоактивную пыль и вымыть водой; обработать открытые участки кожи водой или раствором (типа ИИП-8), какой будет выдан каждому. Для обработки кожи можно использовать марлю или просто полотенца.

Узнайте у местных органов государственной власти адреса организаций, которые отвечают при предоставлении помощи пострадавшему населению.

Запомните!
Используйте для питания продукты, которые сохранялись в закрытых помещениях и не испытали радиоактивного загрязнения; не употребляйте овощи, какие росли на загрязненной почве; не пейте молоко от коров, которые пасутся на загрязненных пастбищах. Не пейте воду из открытых источников и из сетей водоснабжение после официального объявления радиационной опасности, колодцы накройте. Избегайте длительного пребывания на загрязненной территории. В помещениях ежедневно делайте влажную уборку, желательно с использованием моющих средств .

В случае пребывания на открытой, загрязненной радиоактивными веществами местности, обязательно используйте средства защиты: для защиты органов дыхания - противогазом, респиратором, ватно-марлевой, противопылевой повязкой, увлажненной марлевой повязкой, платочком или любой частью одежды; для защиты кожи - специальной защитной одеждой типа ОЗК, плащом с капюшоном, накидкой, комбинезоном, резиновой обувью и рукавицами.


ПАМЯТКА

Осторожно - ртуть!

Ртуть - металл серебристо-белого цвета, в обычных условиях легко подвижная жидкость, что при ударе разделяется на мелких шарики, в 13,5 раз тяжелее воды. Температура плавления - +38.90с. С повышением температуры испарения ртути увеличивается. Пары ртути и ее соединения очень ядовиты. При попадании в организм человека через органы дыхания ртуть аккумулируется и остается там на всю жизнь.

Установлена максимально допустимая концентрация паров ртути: для жилищных, дошкольных, учебных и рабочих помещений - 0,0003 мг/мз; для производственных помещений - 0,0017 мг/мз. Концентрация паров ртути в воздухе свыше 0,2 мг/мз вызывает острое отравление организма человека.

Симптомы острого отравления проявляются через 8-24 часа: начинается общая слабость, главная боль и повышается температура; впоследствии - боли в животе, расстройство желудка, болят десны.

Хроническое отравление является следствием вдыхания малых концентраций паров ртути в течение длительного времени. Признаками такого отравления есть: снижение работоспособности, быстрая утомляемость, ослабление памяти и головная боль; в отдельных случаях возможны катаральные проявления со стороны верхних дыхательных путей, кровотечения десен, легкое дрожание рук и расстройство желудка. Длительное время никаких признаков может и не быть, но потом постепенно повышается утомляемость, слабость, сонливость; появляются - головная боль, апатия и эмоциональная неустойчивость; нарушается дыхание, дрожат руки, веки, а в тяжелых случаях - ноги и все тело. Ртуть будет поражать нервную систему, а длительное воздействие ее вызывает даже безумие.


Действия населения при разливе ртути в помещении

    выведите из помещения всех людей, в первую очередь детей, инвалидов, людей преклонных лет; отворите настежь все окна в помещении; максимально изолируйте от людей загрязненное помещение, плотно закройте все двери; защитите органы дыхания хотя бы ватно-марлевой повязкой; немедленно начинайте собирать ртуть: собирайте спринцовкой большие шарики и сразу сбрасывайте их в стеклянную банку с раствором (2 грамма перманганата калия на 1 литр воды), более мелкие шарики собирайте щеточкой на бумагу и тоже сбрасывайте в банку. Банку плотно закройте крышкой. Использование пылесоса для сбора ртути запрещается. Вымойте загрязненные места мыльно - содовым раствором (400 граммов мыла и 500 граммов кальцинированной соды на 10 литров воды) или раствором перманганата калия (20 граммов на 10 литров воды); закройте помещение после обработки так, чтобы не было соединения с другими помещениями, и проветривайте в течение трёх суток; удерживайте в помещении, по возможности, температуру не ниже 18-200С для сокращения сроков обработки в течение проведения всех работ; вычистите и промойте крепким, почти черным раствором марганцовки подошвы обуви, если вы наступили на ртуть.
    Если ртути разлито больше, чем в градуснике:
    сохраняйте спокойствие, избегайте паники; выведите из помещения всех людей, оказывайте помощь детям , инвалидам и людям преклонных лет - они подлежат эвакуации в первую очередь; защитите органы дыхания хотя бы ватно-марлевой повязкой; отворите настежь все окна; изолируйте максимально загрязненное помещение, плотно закройте все двери; быстро соберите документы, ценности, лекарства, продукты и другие необходимые вещи; выключите электричество и газ, затушите огонь в трубах перед выходом из дома; немедленно вызывайте специалистов через местный государственный орган по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения. В крайнем случае - позвоните по телефону в полицию.

Борьба с большим количеством ртути и ее паров очень сложная. Химики называют ее демеркуризацией .

Демеркуризация проводится двумя способами: химико-механическим - механический сбор шариков ртути с последующей обработкой загрязненной поверхности химическими реагентами (после такого способа обработки помещение нуждается в усиленном проветривании); механическим - механический сбор шариков ртути из поверхности со следующей заменой пола, штукатурки или капитальным ремонтом здания (этот способ может применяться вместе с химико-механическим).

Если вы обнаружили или увидели шарики ртути в любом другом месте, пожалуйста, немедленно известите об этом местные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения или полицию.

ПАМЯТКА

При угрозе по телефону

1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и записать его на бумаге или кассету. При наличии определителя номера записать телефонный номер, с которого получен звонок.
2. В описании отметить пол, возраст и особенности речи звонившего, характер (городской или междугородний) и время (начало и длительность) звонка, существо угрозы, а также дату и условия следующего звонка.
3. Немедленно сообщите о звонке в полицию. Если позвонили Вам на работу, сообщите о содержании разговора руководству организации.

При угрозе в письменной форме

1. Угроза может быть получена как по почте, так и на бумажных, электронных и других носителях.
2. При получении угрозы на бумажном носителе обращайтесь с ним осторожно. Получив подозрительное письмо, вскрывайте конверт только с одной стороны, аккуратно отрезая кромку ножницами.
3. Поместите письмо в чистый плотно закрывающийся полиэтиленовый пакет, а затем в отдельную жесткую папку. Не оставляйте на документе отпечатков своих пальцев.
4. Сохраните все: текст угрозы, упаковку, другие вложения. Ничего не выбрасывайте.
5. Материал с угрозой незамедлительно передайте правоохранительным органам .
6. Не расширяйте круг лиц, ознакомившихся с содержанием угрозы и самим фактом ее получения.


ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ НАВОДНЕНИЯ»

ДО НАВОДНЕНИЯ:

Прослушайте информацию Управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города по телеканалам.

При получении сигнала (сообщения) об угрозе возникновения наводнения:
Подготовьте документы, ценные вещи, медикаменты, запас продуктов. Необходимые вещи уложите в специальный чемодан или рюкзак.
Перенесите имущество и материальные ценности в безопасное место (чердак, крыша) или уложите их повыше (на шкафы, антресоли).
Изучите с членами семьи пути эвакуации, возможные границы затопления (наводнения), а также места расположения сборного эвакуационного пункта.
Ознакомьтесь с местонахождением лодок, плотов на случай внезапного и бурно развивающегося наводнения.

ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЯ:

а) если наводнение застало врасплох:

Поднимитесь на верхний этаж здания, чердак или крышу, либо на возвышенный участок местности, имея с собой предметы, пригодные для самоэвакуации (автомобильную камеру, надувной матрац и т. п.), а также для обозначения своего местонахождения (яркий кусок ткани, фонарик).
До прибытия помощи оставайтесь на месте, подавая сигналы о помощи.
Самоэвакуацию на незатопленную территорию производите только в крайних случаях: для оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, при отсутствии воды и продуктов питания, угрозе ухудшения обстановки или утраты уверенности в получении помощи со стороны.
Оказавшись в воде, снять с себя тяжелую одежду, обувь, воспользоваться плавающими поблизости или возвышающимися над водой предметами и ждать помощи.

б) если вы в доме:

Слушайте радио, чтобы получить известия о развитии событий.
Предупредите соседей и помогите детям, старикам, инвалидам.
Выключите газ, электричество, закройте плотно окна и двери.
Берите с собой только самые необходимые вещи: пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку, 3-дневный запас продуктов, постельное белье и туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви.
Покиньте дом, как только получите распоряжение об эвакуации.

ПОСЛЕ НАВОДНЕНИЯ:

Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
При подходе к жилищу, остерегайтесь порванных и провисших электрических проводов .
До проверки специалистами состояния электрической сети не пользуйтесь электроприборами.
Соблюдайте осторожность при входе в дом, проверьте надежность всех его конструкций (стены, полы).
При осмотре внутренних комнат не применяйте в качестве открытый огонь: спички, свечи и т. д. из-за возможного присутствия газа в воздухе. Для этих целей следует использовать электрические фонари на батарейках.
Попавшие в воду продукты и запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены представителями санитарной инспекции. Имеющиеся колодцы осушите методом выкачивания.
Проветрите и просушите жилое помещение, обеззаразьте загрязненную посуду, столовые приборы, поверхность мебели. Для этих целей используйте кипяток или отбеливатель.

ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ п ри обрушении здания »

1. В случае экстренной эвакуации из здания необходимо взять с собой личные документы, деньги, аптечку, теплую одежду и комплект белья, запас продовольствия и воды, фонарь и радиоприемник с запасными батарейками к ним, мобильный телефон с зарядным устройством , письменные принадлежности.
2. Оказавшись внутри обрушенного здания, определите, нет ли поблизости пустот, чтобы переместиться туда и занять максимально удобное положение. Постарайтесь продвинуться как можно ближе к свету. Там, где свет - будет больше и воздуха.
3. Подавайте сигналы голосом, стуком. Лучше это делать, когда услышите голоса людей, лай собак. Если остановлена работа машин и механизмов, значит, объявлена «минута молчания», которая предназначена для разведки. Воспользуйтесь этим и привлеките к себе внимание. Спасатели Вас смогут обнаружить по голосу, стону и даже по дыханию.

Предупредить население и субъекты хозяйствования об угрозе чрезвычайной ситуации на данной территории можно или через средства массовой информации, или с помощью специальной государственной системы оповещения.

Оперативное оповещение населения о ЧС в РБ производится с помощью автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО) . Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигнальные устройства, передавать речевую информацию с использованием государственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должностных лиц по служеб­ным квартирным телефонам. Для надежности информация дублируется по радио и проводным средствам связи. Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители, а в сельской местности удары о рельс. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные сис­темы оповещения.

Опыт показывает, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное за 10-15 минут.

В названной системе могут передаваться сигналы мирного и военного времени.

Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием «Внимание, Всем!». Сигнал передается населению путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для населения это означает, что произошла ЧС. Услышав сигнал, каждый гражданин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и ре­комендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объек­те, то население, проживающее вблизи объекта, оповещается немедленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте. Оповещение может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых до­мах.

С объявлением военного положения действие сигнала «Внимание, Всем!» прекращается, и вместо него вводятся сигналы «Воздушная тревога!», «От­бой воздушной тревоги!», «Химическая тревога!», «Радиационная опас­ность!».

Действия населения по сигналам ГО при нападении противника.

Сигнал «Воздушная тревога!» подается в случае непосредственной угрозы нападения противника. В случае угрозы нападения противника с воздуха включаются сирены, одновременно дикторы в течение 2-3 мин объявляют по телевидению, радио: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!» . Сигнал повсеместно дублируется прерывистыми гудками на предприятиях и транспорте.

Приведем некоторые правила поведения граждан по сигналам оповещения.

Сигнал застал вас дома - покиньте здание и спуститесь в ближайшее укрытие, предварительно выключив нагревательные приборы, газ, свет (если топилась печь - залейте в ней огонь). С собой нужно взять медикаменты, а также запас продуктов питания, документы и деньги. По возможности предупредите соседей об объявлении тревоги, так как они могли не слышать сигнала.


Сигнал застал вас на улице, в городском транспорте - не пытайтесь быстрее попасть домой, отыщите ближайшее убежище (укрытие) и воспользуйтесь им. В случае, если последнего не окажется, используйте имеющиеся вблизи подземные переходы и коллекторы, подвальные помещения, тоннели, станции метро. Укрываться можно также в придорожных кюветах, котлованах строящихся зданий, всевозможных канавах, за низкими каменными стенами и оградами, железнодорожными насыпями, в оврагах, балках, лощинах.

Сигнал застал вас в общественном месте (в магазине, в театре, на рынке) - внимательно выслушайте указание администрации о том, где поблизости находится станция метро или другие укрытия, как до них быстрее добраться. Если от администрации не поступит указаний, выйдите на улицу, осмотритесь, определите место расположения ближайшего убежища или естественного укрытия и воспользуйтесь им.

Сигнал застал вас в частном (сельском) доме - действуйте так же, как жители городов. В качестве средств защиты можно использовать подвалы, погреба и другие заглубленные сооружения, а также естественные укрытия - овраги, балки, лощины, канавы, ямы и т.д.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается, когда угроза нападения противника с воздуха миновала. Передается с помощью всех средств связи и оповещения речевое сообщение: «Граждане! Внимание! Внимание! Отбой воздушной тревоги».

Население с разрешения коменданта (старших) по убежищу покидает его. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе. Необходимо внимательно следить за сигналами ГО и поступающей информацией, действовать по указанию администрации.

Одновременно доводятся указания о дальнейших действиях и режимах поведения населения и действиях формирований ГО, исходя из сложившейся обстановки.

Сигнал «Радиационная опасность!» подается при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения. Подается с помощью всех средств связи и оповещения: По этому сигналу необходимо надеть на себя и детей противогазы, а при их отсутствии - противопыльные тканевые маски или ватно-марлевые повязки, взять запас продуктов питания и воды, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и отправиться в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. В качестве защиты от радиоактивного облучения можно использовать подвалы и каменные постройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в доме (квартире), его следует загерметизировать.

Сигнал «Химическая тревога!» подается при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения. Подается прерывистыми cигналами на 3 минуты с помощью всех средств связи и оповещения. Услышав этот сигнал, необходимо надеть на себя и детей противогазы (ватно-марлевые повязки), а в случае необходимости - средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении. Если его нет поблизости, то можно использовать жилые, производственные и подсобные помещения, обеспечить их герметизацию.

Выход из очага химического, бактериологического (биологического) заражения осуществляется в средствах защиты, в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

Содержание:

1. Федеральная целевая программа
2. Основа системы оповещения
3. Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ»
4. Речевая информация
5. Локальные системы оповещения

Федеральная целевая программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), принятая Постановлением Правительства № 43 от 16 января 1995г. Предусматривает в ближайшее время поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в чрезвычайных ситуациях. В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологического процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Тяжелы социально-экономические последствия от стихийных бедствий.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий. Нужна большая и планомерная работа, которую предлагается выполнить за несколько лет. Для этого разработана и утверждена специальная программа. В результате ее реализации должна появиться единая автоматизированная информационно-управляющая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС), которая будет сопрягаться с местными и региональными звеньями аналогичных систем. Кроме того, она получит тесную увязку с функциональными и ведомственными подсистемами. Намечено внедрить видеоинформационные и другие самые современные средства связи.
Все это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основа системы оповещения

Оповестить население - значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время - главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.
Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебросить в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что не только в МЧС, но и в региональных центрах нужны смешанные авиационные отряды. Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Создан он в марте 1992 г. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами. В Кыргызстане, например, отряд занимался поискам и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенными землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим.
Его личный состав способен работать автономно в течении двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующих распоряжений. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Заслуживает внимания и опыт штаба ГО и ЧС Москвы. С 1 октября 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Готовность к выезду: летом - 10 мин., зимой - 15. В ее составе 5 дежурных смен. В каждой - 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист и 2 водителя (автобуса и специальной машины). Появление такой группы, своего рода «Скорой помощи» при чрезвычайных ситуациях, вполне понятно.

Для уверенного получения сигнала и другой информации жители Ленинграда на продолжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течении суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.
В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена - это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).
Шло время, менялась международная обстановка, появились новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.

Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

Буйство стихии не прекращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население нужно предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. В случае опасности людей надо было предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают другой сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде.
Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.
Что-то аналогичное существует и в других странах. Например, в Германии для того, чтобы в случае необходимости обратить внимание населения, установлено и может быть задействовано около100 тыс. сирен. В Австрии имеется их порядка 5 тыс., но этого, считают специалисты, мало, и в ближайшие годы намечено установить еще 5-7 тыс. сирен.

Речевая информация

На каждый случай чрезвычайной ситуации местные органы власти совместно со штабами по делам ГО и ЧС заготовляют варианты текстовых сообщений, приближенным к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.
К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант:

«Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - аварийно химически опасного вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в … (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают … (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах … (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах… (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы … (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут. Могут быть и другие варианты речевой информации на случай наводнений, землетрясений, снежных заносов, ураганов, тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще более важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись беспечно, мер защиты не приняли и в результате - стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.

В конце января и первой половине февраля 1990 г. ураган разрушительной силы, свирепствовавший в Европе, докатился до северо-западных районов нашей страны. Население, да и многие руководители отнеслись к этому пассивно, надлежащих мер не приняли. В результате, когда через четыре дня Воркуту окутала ураганная пурга, на объектах последовали аварии, одна за другой, нарушилось теплоснабжение домов (при температуре воздуха - 25оС), где проживали 70 тыс. человек. На дорогах в снежных заносах застряли сотни машин с людьми. Погибли 6 человек, более 100 получили обморожения, 20 пропали без вести. А ведь всего этого могло и не быть!

Есть конечно примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами, взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин. (в 9.47) по распоряжению начальника ГО - председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались сообщения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.
А как в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!»

И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.
Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.
Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре П-164 и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Аппаратура П-164 предназначена для объединения всех средств по доведению звуковых сигналов и речевой информации в единую систему централизованного оповещения в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельные, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системой централизованного оповещения. Приходится с сожалением констатировать, что Постановление Правительства «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется очень плохо. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии отвечают начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).



Просмотров