Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на предприятии. Организация эксплуатации автотранспортных средств

Требования к техническому состоянию автотранспорта, производственному оборудованию и оснащению рабочих мест

В соответствии с разделом 6.1«Межотраслевых правил по охране труда па автомобильном транспорте. ПОТ РМ 027-2003», утвержденных постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28, к техническому состоянию автотранспорта (далее - AT) предъявляются следующие требования:

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность AT всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) AT предъявляются следующие
требования:
- боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны;
- применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
- пол кабины, салона и кузова AT должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления AT должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования AT должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается утечка электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое AT должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

В соответствии с разделом 7.1 вышеуказанных Правил к производственному оборудованию и оснащению рабочих мест предъявляются следующие требования:

7.1.1. Производственное оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям действующих государственных стандартов.

В соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортные средства, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда, а вновь приобретаемые - как правило, иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности труда.

Запрещается эксплуатация транспортных средств без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Вновь приобретенные, арендованные или полученные после капитального ремонта транспортные средства допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию. Перечень неисправностей, при которых запрещается их эксплуатация, определяется согласно документации завода-изготовителя.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств осуществляется только после остановки и выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

При техническом обслуживании и ремонте сборочные единицы машины, транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей.

Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения. Включение, запуск и работа транспортных средств должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

При использовании транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте водителя не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

Техническое состояние и оборудование автомобилей всех типов, марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать правилам по охране труда на автомобильном транспорте. Они должны проходить технические осмотры в соответствии с правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России,.

При размещении и эксплуатации транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта. Перемещение, установка транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска.

При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее установленных нормативов;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков.

При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м. от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

При работе на автомобильном транспорте необходимо:

Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;

Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;

Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.

Стоянка автотранспортных средств в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар. Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы. Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя). Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.

В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей. Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.

Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;

Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;

б) поворотными кругами.

Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад. Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.

Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.

Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина - заземлены. Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.

В соответствии с требованиями иностранных компаний водители и транспортные средства подрядчика и субподрядчика, предоставленные для выполнения работ, должны соответствовать Стандарту по управлению вопросами безопасности дорожного движения компании основные требования котрого изложены ниже.

Характер строительных работ и производственной деятельности по проекту компании определяет требования к дорожно-транспортным операциям. Комбинация дорожных условий и экологической ситуации, удаленности мест работы и стандартов вождения делает весьма существенным риск, связанный с автомобильным транспортом. Угрозы, связанные с управлением транспортными средствами, представляют собой одну из 6 основных категорий опасностей, установленных в обосновании вопросов ОТОСБиСД для автомобильного транспорта.

Поэтому очень важно, чтобы весь персонал, участвующий в выполнении дорожно-транспортных операций, применял обязательные средства управления, установленные стандартом. Данный персонал, а также подрядчики обязаны предпринять адекватные меры по снижению рисков, связанных с дорожно-транспортными операциями до ПЦНУ и обеспечить охрану труда и безопасность персонала, использующего автомобильный транспорт при выполнении своих обязанностей.

Весь персонал Компании при движении по дорогам на транспортных средствах Компании или по делам Компании всегда обязан выполнять приводимые ниже «золотые правила» по безопасности дорожного движения.

Обязательно:

пользоваться ремнями безопасности -- на передних и задних сидениях в легковом, грузовом автомобиле или в автобусе,

руководствоваться Планом поездки.

Ни в коем случае:

не превышать оптимальную (для данных погодных, дорожных условий и состояния покрытия) скорость,

не употреблять спиртных напитков в дороге.

Для дорог используемых компанией:

Профессиональный инженер-строитель дорог должен официально проверить план дороги до начала производства работ по этому плану;

Официальные пуско-наладочные работы должны быть произведены и подписаны профессиональным инженером-строителем дорог и хозяином объекта до введения дороги в эксплуатацию;

Инспекции должны проводиться регулярно через промежутки времени, определяемые частотой использования дороги, местными климатическими условиями и уровнем подверженности рискам;

Предложения по текущему обслуживанию должны быть одобрены профессиональным инженером-строителем автомагистралей;

Отчеты о состоянии дороги и корректирующих действиях должны быть доступны всем водителям, чтобы они могли сообщать о достоянии дороги, покрытия и дорожных знаков.

Известные места с повышенным риском, включая общественные и принадлежащие третьей стороне дороги, должны быть отмечены на карте, чтобы быть включенными в процедуру по управлению поездками.

При использовании автомобильного транспорта в компании необходимо применять систему управления поездками. Существуют пять основных причин применения системы управления поездками:

Проверка обоснованности каждой поездки с точки зрения производственной необходимости;

Выбор наиболее приемлемого вида транспорта для каждой поездки;

Совместное использование транспорта с другими сотрудниками, совершающими поездки по тому же маршруту, для сведения к минимуму пробега транспортного средства;

Обеспечение способности водителей управлять транспортным средством в течение всего времени пребывания в пути;

Обеспечение активного мониторинга совершаемых поездок, чтобы гарантировать их безопасное завершение и оказание эффективной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия или задержки транспортных средств.

Компания должна разработать процедуры по регулированию поездок для удовлетворения приведенным выше критериям. Подрядчики должны либо использовать процедуру Компании, либо применить свою собственную систему регулирования командировок при условии, что она соответствует и удовлетворяет вышеупомянутым критериям.

Управление транспортными средствами в темное время суток (которое определяется как период времени через 30 минут после заката солнца и за 30 минут до восхода солнца) не разрешается. Исключения составляют случаи реагирования в аварийной ситуации или явно выраженной производственной необходимости. Ответственность за разрешение на управление транспортными средствами в ночное время, которое выдается в индивидуальном порядке, несет лицо, санкционирующее поездку. Это требование не относится к перемещениям на автобусах сменных бригад.

Управление транспортными средствами Компании в условиях бездорожья разрешается только в случае явно выраженной производственной необходимости. Термин «вождение в условиях бездорожья» означает управление автомобилем на участках почвы, не подготовленных для езды, то есть не выровненных и не имеющих дорожного покрытия. В этом случае в Плане поездки должны быть предусмотрены дополнительные меры по управлению ОТОСБиСД для компенсации рисков, связанных с вождением в условиях бездорожья.

Транспортные средства должны быть оснащены бортовыми системами мониторинга (БСМ). БСМ должны использоваться для предоставления информации супервайзерам с тем, чтобы обеспечить квалифицированную помощь для водителей, постоянное улучшение ими стиля вождения, а также создать основу для идентификации водителей и системы их премирования.

Менеджеры автомобильного транспорта должны обеспечивать наличие необходимых организационных мер для выявления и реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с транспортными средствами. Планы управления поездками должны предусматривать, каким образом данные меры применяются для конкретных поездок:

Организация мер реагирования на чрезвычайные ситуации должна включать в себя:

Определение способа выявления потребности в реагировании (например, экстренная связь, задержка прибытия и т.д.), и возможности применения различных способов для разных видов поездок;

Организацию мер по оказанию соответствующей технической и медицинской помощи на месте аварии;

Организацию мер по нахождению потерявшегося персонала и починке/эвакуации транспортного средства;

Организацию сбора груза, выпавшего из транспортного средства во время аварии;

Организацию ликвидации всех утечек загрязняющих веществ, которые могут повлиять на окружающую среду.

Компания, ее подрядчики и субподрядчики должны сформировать группы мониторинга дорожной безопасности, ответственные за оценку соответствия стандартам и процедурам по автомобильному транспорту. Группы мониторинга дорожной безопасности будут проводить проверки на дорогах, чтобы удостовериться в соответствии автомобильного транспорта требованиям СЭИК. Сюда входят проверки пригодности транспортных средств и их технического состояния, грузов и методов их крепления, проверки водительских документов и документов на транспортные средства, скорости движения и поведения водителей.

Результаты таких проверок - положительные и отрицательные - сообщаются водителям и их работодателям.

Подрядчик обязан сообщить компании об отстранении водителя подрядчика или субподрядчика от выполения работ в рамках проекта по следующим причинам:

Отстранение от работы за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;

Отстранение от работы за несоблюдение скоростного режима;

Явился причиной ДТП (которое, согласно матрице оценке рисков, оценивается по 3-му или более высокому уровню в отношении людей);

Лишение водительских прав органами власти при исполнении служебного задания;

Уволен, в связи с кражей корпоративного имущества.

Все транспортные средства должны быть соответствующим образом застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом тех видов операций, для которых они используются.

Компенсации за травмы, полученные водителем или пассажиром, должны оговариваться в договоре между компанией ее подрядчиками. Данное обстоятельство предусматривает взаимную компенсацию за ущерб между компанией и подрядчиками, которая должна быть основным положением при нанесении повреждения или причинении ущерба людям или имуществу. По соглашению о взаимной компенсации компания несет ответственность за имущество и людей даже в случае, когда ущерб причинен в результате небрежности Подрядчика (и наоборот).

Если участником дорожно-транспортного происшествия оказался российский служащий, будь он водителем или пассажиром, то данное происшествие рассматривается как «профессиональный инцидент» и при расследовании по нему в случае травмы или смертельного исхода применяются правовые нормы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Посторонние лица не должны находиться в транспортных средствах Компании за исключением случаев, когда перед поездкой они заполняют и сдают в Транспортный отдел форму «Освобождение и отказ от ответственности» Любые лица, не относящиеся к указанным в настоящем стандарте категориям, но желающие совершить поездку в транспортном средстве компании, должны заполнить форму «Освобождение и отказ от ответственности».

При эксплуатации автомобильного транспорта, тракторов, других транспортных средств необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12 Мая 2003 г. N 28, Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом министерством.транспорта РФ от 8.08.95 №73. (с послед. ред.), ГОСТ. 12.2.019-86 "ССБТ. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.2.102-89 "ССБТ. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные" и другими действующими нормативными правовыми актами по охране труда.
Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, прицепов, полуприцепов, а также всех механических средств, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилам дорожного движения. Транспортные средства должны быть полностью укомплектованы в соответствии с действующими техническими условиями.
К кабине (салону) автомобиля предъявляются следующие требования:
- ветровые и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
- боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салена и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля не должна превышать установленной санитарной нормы (в мг/м3: окись углерода - 20; акролеин - 0,2; окислы азота - 5; пары бензина - 100; бутан - 300);
- замки всех дверей, а также привод управления дверьми (на автобусах) должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
- отопительные устройства кабины транспортного средства и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправны. Применение отработанных газов для отопления не допускается; - пол кабины (салона) и кузова легкового автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.
Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон автомобиля.
Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза или воды. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических приборов. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течи электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
Каждое транспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (башмаками) не менее 2 шт. для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.
Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах.
Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок, техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения грузов при движении автомобиля.
Для перевозки пассажиров кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями на удобной высоте, но не менее 15 см от верхнего края бортов; задние и продольно расположенные у боковых бортов сиденья должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сиденья мест.
Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть специально оборудован устройствами для безопасности пассажиров.
Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы исправными откидными стойками и щитами, иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.
Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков). Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.
Весь специализированный подвижной состав должен отвечать соответствующим техническим условиям.
Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на подвижном составе должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.
Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправными ограждениями (перилами).
Тракторы должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003-91 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.1.004-91-"ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования".
Углы поперечной статической устойчивости должны быть не менее:
35 - для тракторов тяговых классов более 0,6 (за исключением хлопководческих) при транспортной комплектации;
30 - для машин.
Уровень звука внешнего шума колесных тракторов не должен превышать 85 дБА.
Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать безопасное проведение технического обслуживания.

В Основах законодательства по Российской Федерации о труде указано, что трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями. Вместе с тем в Основах указано, что соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных государством с участием профсоюзов норм труда составляют обязанность всех рабочих и служащих. Для регулирования трудовых отношений заключаются коллективный договор и трудовой договор.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Законодательно закреплено положение, обязывающее строго соблюдать требования охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. Так, в Основах законодательства о труде предусмотрены требования о предупредительном надзоре. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

2. Обеспечение безопасности на автотранспортном предприятии

Организация управления эксплуатацией транспортных средств

Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).

Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.

Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.

Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:

а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;

б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;

в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.

Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:

а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, - на руководителей транспортных цехов;

б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, - на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.

В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;

б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";

в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;

г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;

е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.

Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;

б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.

Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России.

Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень среднего профессионального образования).

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» является одной из дисциплин по выбору студентов по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Изучение предмета базируется на знаниях студентов, полученных при изучении дисциплин: «Автомобили», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Правила безопасности дорожного движения».

Целью дисциплины является формирование у учащихся системы профессиональных знаний и навыков по эксплуатации автотранспортных средств.

В процессе изучения дисциплины учащиеся знакомятся с организацией работы грузового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственного механизма.

При изучении дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» особое внимание уделяется вопросам технологии транспортного процесса по перевозке грузов, эффективности использования автотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» имеет целью помочь учащимся колледжа представить современное состояние и тенденции развития работы автотранспортных предприятий по организации грузоперевозок; эксплуатации, поддержанию технического состояния и повышению экономичности работы подвижного состава.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: типы и организационную структуру автотранспортных предприятий, основные показатели работы автотранспортных средств, классификацию и основные эксплуатационные свойства подвижного состава, основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия, классификацию грузов, организацию грузоперевозок, правила технического содержания подвижного состава, организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава.

Студенты должны уметь: составлять и оформлять техническую и отчетную документацию по эксплуатации и техническому обслуживанию подвижного состава; разрабатывать графики эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава; организовать работу персонала по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильного транспорта, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины; обеспечивать безопасность работ по эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей.

Учебному заведению предоставляется право корректировки содержания, последовательности изучения учебного материала, распределения учебных часов по темам, а также замены отдельных практических работ другими, сходными по содержанию. При этом могут вноситься дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей специфики учебного заведения и требований заказчика.

Все изменения в программу вносятся по решению цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

2. Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение

2

Раздел 1.

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

2

Тема 1.2. Организационная

2

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта . Классификация автомобилей.

4

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

2

Итого по разделу

10

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава (КТГ).

2

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава (КВЛ, КИП, КИГ).

6

Итого по разделу

8

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы АТП . Экономическая подготовка. Техническая подготовка. Организационная подготовка.

6
2
2

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки . Учет выполненных работ

4

. Оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих. Оплата труда водителей. Особые случаи оплаты труда.

8

Итого по разделу

22
2

. Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов. Особенности перевозки различных грузов. Технологические, смешанные, централизованные перевозки.

8

. Централизованное и децентрализованное диспетчерское руководство.

4

Итого по разделу

14

. Планово-предупредительная система ТО и Р автомобилей.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания на автотранспортных предприятиях . Организация ремонта на автотранспортных предприятиях. Производительность труда. Рабочее место, инструмент и приспособления.

. Методы и средства диагностирования.

Итого по разделу

Тема 6.1. Топливо . Бензины. Дизельное топливо. Сжатые и сжиженные газы.

Тема 6.2. Моторные масла

Тема 6.3. Трансмиссионные масла

Тема 6.4. Специальные масла

Тема 6.5. Пластичные смазки

Тема 6. 6. Эксплуатационные жидкости. Электролит, амортизаторные, тормозные жидкости. Антифризы.

Тема 6.7 Жидкости для гидравлических систем.

Тема 6. 8. Вспомогательные материалы. Клеи и герметики. Средства по уходу за автомобилем.

Тема 6. 9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов. Изменение норм.

Итого по разделу

Тема 7.1. Обкатка автомобиля

Тема 7.2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях . Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7.3. Правила хранения подвижного состава. Кратковременное хранение. Консервация.

Итого по разделу

Всего по дисциплине

120

3. Содержание учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств». Значение дисциплины в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Связь с дисциплинами по специальности, последовательность изложения тем.

Раздел 1. Структура автотранспортных предприятий

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

Студент должен: знать:

— типы автотранспортных предприятий;

уметь:

— определять тип автотранспортного предприятия в зависимости от характера грузоперевозок .

Тема 1.2. Организационная структура автотранспортных предприятий

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные задачи автотранспортных предприятий;

— основные процессы автотранспортных предприятий;

организационную ;

уметь:

— определять основные задачи автотранспортных предприятий;

— составлять организационную структуру автотранспортных предприятий ;

Содержание учебного материала

Основные задачи автотранспортных предприятий, основные процессы автотранспортных предприятий.

Организационная структура автотранспортных предприятий .

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— классификацию подвижного состава

— маркировку автомобильного транспорта и прицепов

уметь:

— определять схему выбора подвижного состава в зависимости от характера груза.

Содержание учебного материала

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта, грузовой, пассажирский и специализированный подвижной состав, автомобильные прицепы.

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— грузоподъемность и вместительность

— тягово-скоростные свойства

— топливная экономичность

— надежность и безопасность движения

уметь:

— определять основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Содержание учебного материала

Определение эксплуатационных свойств подвижного состава, грузоподъемность и вместительность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, надежность и безопасность движения

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава

Требования к представлениям, умениям

Студент должен знать:

показатели технической готовности подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент технической готовности парка (КТГ) за определенный период.

Содержание учебного материала

Готовность подвижного состава к транспортной работе, зависимость коэффициента технической готовности автомобильного парка от организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— показатели оценки работы автотранспортных предприятий

технико-экономические показатели работы подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент выпуска на линию (КВЛ)

— определять коэффициент использования пробега (КИП)

— определять коэффициент использования грузоподъемности (КИГ)

Содержание учебного материала

Показатели оценки работы автотранспортных предприятий, определение коэффициента выпуска на линию, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая, эксплуатационная скорость, пробег автомобиля, работа грузового автомобиля.

Раздел 3. Основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы автотранспортных предприятий

Требования к представлениям, знаниям

Студент должен знать:

— основные задачи на автомобильном транспорте

— планирование работы автотранспортных предприятий

уметь:

— определять рентабельность

— составлять трансфинплан

Содержание учебного материала

Основные задачи на автомобильном транспорте, доходы автотранспортных предприятий, экономическая, техническая и организационная подготовка по перевозке грузов.

Тема 3.2. Организация труда на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные производственные подразделения автотранспортных предприятий

— особенности централизованной и децентрализованной формы организации перевозок

уметь:

— определять функции основных производственных подразделений автотранспортных предприятий

Содержание учебного материала

Назначение службы эксплуатации (организации перевозок), централизованная и децентрализованная форма организации перевозок, служба маркетинга.

Тема 3.3. Факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

Студент должен: знать:

— факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

уметь:

— определять себестоимость перевозки груза

Содержание учебного материала

Себестоимость транспортного процесса, факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта. Методика определения себестоимости расходов, связанных с транспортированием.

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки и учет выполненных работ

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— технические измерители процесса перевозки грузов

Содержание учебного материала

Транспортная масса Транспортная работа (объем перевозок), грузопоток, транспортное время, транспортный путь транспортные тарифы, учет выполненных работ.

Тема 3.5. Техническое нормирование и оплата труда

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— техническое нормирование труда

— структура технически обоснованной нормы времени

— типовые нормы времени

уметь:

— определять технически обоснованную норму штучного времени

— определять норму выработки

Содержание учебного материала

Техническое нормирование труда, расчет комплексной нормы, оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих, оплата труда водителей, система оплаты труда отдельных групп рабочих АТП, особые случаи оплаты труда, надбавки и доплаты, премирование, хозяйственный расчет.

Раздел 4. Организация грузоперевозок

Тема 4.1. Классификация грузов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля

— классификация грузов по способу погрузки и разгрузки

— классификация грузов в зависимости от условий перевозки

Содержание учебного материала

Классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля, по способу погрузки и разгрузки, в зависимости от условий перевозки.

Тема 4.2. Организация перевозок различных видов грузов и пассажиров

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— погрузочно-разгрузочные работы

— маркировка грузов

— особенности перевозки различных грузов

— технологические перевозки

— смешанные перевозки

— централизованные перевозки

— междугородные перевозки

— перевозки пассажиров

Содержание учебного материала

Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов, особенности перевозки различных грузов, технологические перевозки, смешанные перевозки, централизованные перевозки, междугородные перевозки, перевозки пассажиров

Тема 4.3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— функции диспетчерской службы

— централизованное и децентрализованное диспетчерское управление

уметь:

— организовывать диспетчерское руководство подвижного состава

— выдавать сменное (суточное) задание водителям

Содержание учебного материала

Назначение диспетчерской службы, централизованное и децентрализованное диспетчерское управление. Сменное (суточное) задание.

Раздел 5. Правила технического содержания подвижного состава

Тема 5.1. Подготовка автомобильных транспортных средств к работе на линии

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

— обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

уметь:

— проводить подготовку автомобильных транспортных средств к работе на линии

Содержание учебного материала

Составление задания, действия водителя перед выездом на линию, обязанности механика, виды и оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных.

Тема 5.2. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Требования к представлениям, знаниям, умениям

Студент должен

знать:

— положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

уметь:

— определять объем работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Содержание учебного материала

Планово-предупредительная система ТО и ремонта, техническое обслуживание, ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава

уметь:

— составлять план-график по ТО и ремонт

— учитывать ТО и ремонт автомобилей

Содержание учебного материала

Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях. Схема производственного процесса автотранспортных предприятий. Ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт. Производительность труда, рабочее место, инструмент и приспособления.

Тема 5.4. Диагностика технического состояния автомобилей

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— цель диагностирования

— методы диагностирования

— средства диагностирования

Содержание учебного материала

Цель диагностирования при ТО. Цель диагностирования при ремонте. Общее и поэлементное диагностирование. Методы диагностирования. Средства диагностирования..

Тема 5.5. Механизация и автоматизация производственных процессов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— определение механизации и автоматизации

— средства механизации и автоматизации

Содержание учебного материала

Механизация и автоматизация производственных процессов. Средства механизации и автоматизации.

Раздел 6. Топлива, масла, эксплуатационные жидкости и вспомогательные материалы

Тема 6.1. Топливо

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— виды применяемых автомобильных топлив

уметь:

— определять основные эксплуатационные характеристики автомобильных топлив

Содержание учебного материала

Автомобильные бензины. Дизельные топлива. Сжиженный углеводородный газ. Сжатый газ.

Тема 6.2. Моторные и трансмиссионные масла

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение моторных и трансмиссионных масел

— классификацию моторных и трансмиссионных масел

— маркировку моторных и трансмиссионных масел

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики моторных и трансмиссионных масел

Содержание учебного материала

Получение моторных и трансмиссионных масел. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.3. Пластичные смазки

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение пластичных смазок

— классификацию пластичных смазок

— маркировку пластичных смазок

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики пластичных смазок

Содержание учебного материала

Получение пластичных смазок. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.4. Эксплуатационные жидкости

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение эксплуатационных жидкостей

— классификацию эксплуатационных жидкостей

— маркировку эксплуатационных жидкостей

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики эксплуатационных жидкостей

Содержание учебного материала

Получение эксплуатационных жидкостей. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.5. Вспомогательные материалы

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение вспомогательных материалов

— классификацию вспомогательных материалов

уметь:

— определять возможность применения вспомогательных материалов

— определять эксплуатационные характеристики вспомогательных материалов

Содержание учебного материала

Промывочные средства. Клеи и герметики. Растворители, разжижители и разбавители. Средства для шлифования кузовов автомобилей. Шпатлевки и грунтовки. Эмали. Материалы и средства по уходу за автомобилем и для его защиты от коррозии.

Тема 6.9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— необходимость нормирования расхода топлива и смазочных материалов

— виды расходов жидкого топлива

— возможность изменения норм топлива

— нормирование расхода смазочных материалов

уметь:

— определять нормы расхода топлива и смазочных материалов

Содержание учебного материала

Контрольный расход топлива. Эксплуатационный расход топлива. Расход топлива на единицу транспортной работы. Повышение норм. Снижение норм. Меры по экономии масла и смазочных материалов.

Раздел 7. Организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава

Тема 7 .1. Обкатка автомобиля

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями

— основные требования при обкатке автомобиля

Содержание учебного материала

Обкатка автомобиля. Процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями. Основные требования при обкатке автомобиля.

Тема 7 .2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях

— особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время

— особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях

Содержание учебного материала

Мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях. Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7 .3. Правила хранения подвижного состава

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— способы хранения подвижного состава

— расстояния между автомобилями

— средства облегчения пуска двигателя

— длительное хранение (консервация) автомобилей

Содержание учебного материала

Способы хранения подвижного состава, расстояния между автомобилями. Средства облегчения пуска двигателя. Длительное хранение (консервация) автомобилей. Операции по вводу автомобиля в эксплуатацию после консервации.

    Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Ефимова А.В., под редакцией Трофименко А.С., Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте, Ростов, Феникс, 2002

    Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфилд В.Д., Устройство и эксплуатация автотранспортных средств, М., Транспорт, 1997



Просмотров