Ораторское искусство: базовые правила боя на словесной арене. Несколько советов по освоению ораторского мастерства

Самоучитель ораторского искусство – это практические уроки для самостоятельной отработки навыков публичных выступлений. К сожалению, в одной статье я не смогу уместить весь свой 15-летний опыт выступлений, но если Вы даже внедрите то, чем я здесь поделился, Вы значительно повысите уровень мастерства в качестве оратора.

Урок №1. Волнуйтесь на здоровье

Если у вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у вас голос никакой, гордитесь – Вы МАСЯНЯ.

Волнение – чувство, знакомое практически всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Я думаю, что все великие ораторы волнуются в начале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня коленки дрожат. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Более подробно о том, как перестать волноваться перед выступлениями,

Урок №2. Рояль в кустах

Рояль в кустах – это наличие домашних заготовок. Когда у Вас есть домашние заготовки, который выглядят экспромтом, Вы поражаете своих слушателей оригинальностью, быстротой реагирования, и аудитория получает от этого удовольствие.

Иногда в лекциях я задаю вопрос, на который аудитория знает ответ. И дает его сто процентов. На что я ставлю руки на пояс и с недоумением спрашиваю: «Откуда Вы это знаете?» Либо, когда мне говорят комплименты, хвалят меня, я говорю: «С этого момента поподробнее, пожалуйста». Обычно это вызывает смех, улыбки, люди получают удовольствие и радость, что их располагает к моим выступлениям.

Домашние заготовки – это не только запас каких-то фраз. Это могут быть и анекдоты, и истории, и крылатые выражения, и метафоры, и аналогии, и стихи. Все, что подходит в данный момент. Ко мне иногда подходят участники лекций и рассказывают о своих проблемах. На что у меня есть заготовленная история «А могло быть и хуже…» Когда я ее рассказываю, они получают пользу, смеются, удивляются моей реакции на их ситуацию, а главное понимают, что все не так плохо, как им казалось.

Как находить заготовки? Слушать выступления других ораторов и отмечать моменты, когда аудитория смеется и ей что-то нравится. Читать литературу и подмечать моменты, которые Вам понравились. Собирать притчи, анекдоты, афоризмы и делать пометки, для какой темы они подходят, чтобы в нужный момент Вы могли вытащить свой рояль из кустов.

Урок №3. Используйтесь всё, что под рукой

Опытный оратор отличается тем, что может любой предмет или событие вплести в свое выступление. Это делает выступление живым и интересным. Создается впечатление, что все слушатели принимают в нем участие, а аудитория получает удовольствие от того, как оратор использует все во благо. Например, кто-то чихнул. Можно сказать: «Спасибо за поддержку, правду говорю!» Если звонит мобильный телефон: «Кстати, как можно использовать мобильный телефон в нашем бизнесе или в данном вопросе?» Если кто-то из зала выкрикивает нужный ответ на заданный вами вопрос: «Как приятно находиться в окружении профессионалов, людей, которые понимают, в чем суть данной проблемы».

Когда я провожу тренинги по ораторскому искусству, то для отработки данного умения предлагаю участникам выполнить следующее упражнение. Участники тренинга во время выступления показывают любой предмет, который есть у них под рукой. А задача оратора – вставить в свое выступление данный предмет. Не просто заявить и назвать его, а вплести этот предмет в свое выступление. После выполнения таких упражнений (когда тебе осознанно и специально мешают) участники начинают чувствовать себя значительно увереннее.

Как-то на тренинге по ораторскому искусству во время выступления одного участника на доску выполз таракан. Надо отдать должное выступающему. Он не растерялся, а применил его в своем выступлении: «Как только начинаешь говорить о выгоде и пользе, как появляются новые желающие воспользоваться продукцией нашей компании!» Он использовать таракана в своем выступлении, не растерялся, не запнулся от неожиданности, а наоборот, сделал из этого преимущество. Реакция аудитории была потрясающей. Все высказывали комплименты по поводу того, как оратор применил таракана в своем выступлении.

Используйте различные предметы или события во время ваших выступлений и вплетайте их в свою речь!

Урок № 4. Затрагивайте все каналы восприятия информации

В психологии выделяют три основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Условно людей с разными каналами восприятия информации называют: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Визуалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию зрительно. С помощью картинок, образов. Для того чтобы они лучше воспринимали информацию, им необходимо рисовать на доске, что-то показывать или изображать. Им необходимо все видеть собственными глазами.

Аудиалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию через слух. Им важно, что Вы говорите. Им хочется побольше услышать, нежели чем увидеть. Они информацию лучше воспринимают на слух.

Кинестетики – это люди, которые воспринимают информацию через ощущение, чувства. Чтобы они лучше восприняли информацию, им необходимо давать попробовать, понюхать, пощупать, подержать в руках то, о чем Вы говорите.

Урок №5. Готовьтесь к выступлениям

Большинство людей хотят обрести уверенность в себе, решительность и самообладание, когда выступают на сцене перед публикой. Один из способов достичь такого результат – это готовиться к выступлениям.

Уверенность в себе прямо пропорциональна времени, затраченному на подготовку. Чем больше времени Вы готовились, тем увереннее Вы себя будете чувствовать перед публикой. Хорошая подготовка прогоняет страх. Выйти на сцену неподготовленным – это все равно, что предстать на ней голым.

На Украине живет и работает прекрасный педагог, писатель, оратор, бизнесмен, миллионер Владимир Спиваковский. Уникальная личность, выступления которого затрагивают струнки души каждого, кто его слушает. Один из секретов его успешных выступлений заключается в том, что, несмотря на то, что он не постоянно на публике, он все остальное время готовится к выходу: вынашивает идеи, осознает и перепроверяет их. Он готовится к своим выступлениям.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо готовиться к своим выступлениям.

Урок №6. Репетируйте

-А можно не готовиться и хорошо выступать? – спросил я одного легендарного спикера.

-Можно! – ответил он. И продолжил: — Как-то я присутствовал на празднике в одной компании. Меня пригласили на сцену как почетного гостя, вручи цветы. Один из организаторов предложил произнести напутствие сотрудникам этой компании. Я спросил: «На что сделать акцент?» Мне ответили «На что пожелаете». – «А сколько у меня времени?» — «Сколько хотите!» Времени на обдумывание не было. И я выступил с короткой, но пламенной тридцатиминутной речью о пользе позитивного мышления. И хотя я выступал без подготовки, аудитория была в восторге от услышанного и благодарила меня за выступление.

— Как же у Вас получается выступать на семинарах без подготовки? – задал я следующий вопрос.

— Витя, получилось хорошо только потому, что я с этой темой выступаю очень давно и у меня большой опыт, — ответил он.

Если Вы имеет богатый лекторский опыт, если во время выступления Вы легко и свободно подбираете слова, если Вам удаются экспромты, тогда Вам незачем готовиться. Но если дело обстоит по-другому, то, наверное, стоит все-таки уделять внимание подготовке к выступлениям.

Так что к своим выступлениям все-таки лучше готовиться. Как говорят, «Гений – это 99% труда и 1% таланта». И если Вы хотите успешно работать с аудиторией, необходимо уделять внимание своей речи еще до выхода на сцену. Когда Вы готовы к выступлению, знаете, о чем собираетесь говорить, Вы чувствуете себя увереннее.

Когда Ваши мысли оформились, прорепетируйте свою речь от начала до конца. Проговаривая выступление, представляйте, что перед Вами слушатели. Представляйте их явно, и, когда Вы действительно окажетесь перед публикой, Вам все покажется привычным. Чем чаще Вы будете это делать, тем увереннее Вы почувствуете себя, когда придется выступать.

Если есть возможность, выступите перед своими родными, близкими или друзьями. Никого нет рядом? Можно пересказать речь своим домашним животным. Например, коту или собаке, или попугаю.

Будет хорошо, если Вы запишите свое выступление на диктофон. На видеокамеру не рекомендую. Когда впервые видишь со стороны, это вызывает смущение и дискомфорт. Если уж смотрите на себя через видеокамеру, постарайтесь, чтобы Вы были в комнате одни.

Можно сделать «холодную» репетицию. Когда Вы стоите в очереди или едете в транспорте, можно попросить посторонних людей послушать Вашу речь. Таким образом, можно и потренироваться, и заодно привлечь к своему бизнесу заинтересовавшихся вашим выступлением людей.

Как репетировать

  • Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова
  • Репетируйте вслух
  • Каждый раз репетируйте от начала до конца
  • При использовании наглядных пособий репетируйте вместе с ними
  • Если возможно, репетируйте вместе со слушателями.

Урок №7. Рефлексируйте

Только после того, как сделал дело, понимаешь, с чего надо было начинать.

Также следует отметить: была ли последовательность изложения, или были скачки и повторы? По всем ли пунктам были приведены примеры и истории? Были ли пояснены основные тезисы? Ясно и четко излагали мысли? Удалось ли привлечь и удержать внимание аудитории? И так далее. Проводя анализ своих выступлений и выступлений других спикеров, можно значительно улучшить свое мастерство публичных выступлений.

Урок №8. Говорите так, чтобы Вас понимали все

Избегайте специальных терминов и словосочетаний в вашем выступлении. Специальные термины могут быть доступны только специалистам в данной сфере, а остальные могут не понять ваши слова и выключиться из вашего выступления. Выражайтесь простым языком. Но если в своей речи Вы использовали какой-то термин, то обязательно давайте необходимые пояснения.

В фильме «Я робот» есть замечательный диалог, где женщина-доктор говорит научным языком, а ее собеседник просит сказть то же самое простым языком. Диалог такой:

-Скажите, доктор Калвен, вы чем занимаетесь?
-Прежде всего, разрабатываю психологию робота. Правда, еще разрабатываю интерфейс интерактивного взаимодействия и программу комплексного взаимодействия технических модулей.
— Так чем вы тут занимаетесь?
-Пытаюсь сделать роботов похожими на людей.
-Что нельзя было сразу сказать?

Речь должна быть доступной, если вы желаете, чтобы человек думал над принятием решения, а не над тем, что только что услышал! Не надо любоваться тем, что Вы знаете какое-то научное слово. Наша задача – чтобы люди нас понимали и принимали решение сразу же после наших выступлений, а не раздумывали о нашем выступлении, как мы красиво и витиевато выражались. Более подробно об этом можете прочитать .

Урок №9. Повторение – мать учения

«Повторение – мать учения» — гласит народная мудрость. Ведь слушатели – практически как дети. Иногда пятилетнему ребенку необходимо повторить фразу несколько раз, чтобы он нас услышал: «Оля, надень носки… Оля, надень носки… Оля надень носки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…» . И только тогда, скорее всего, он Вас услышит. Точно так же и в ораторском искусстве. Чтобы аудитория услышала Вас, поняла Вас, и до нее дошел тот смысл, который Вы вкладываете, необходимо об этом сказать несколько раз. Есть такое мнение, что в первый раз слушатель воспринимает 15% информации, во второй раз – 75% и только в третий раз воспринимает полностью.

Если Вы желаете донести до Ваших слушателей какую-нибудь важную информацию, сделайте это несколько раз. Произнесите свою мысль, идею снова и снова. Может быть, другими словами, но сделайте это.

В одном селении жили два праведника. Но только к одному праведнику люди ходили слушать проповеди, а от второго, послушав его один раз, уходили к первому. И второй праведник решил узнать у первого, в чем его секрет. Приходит и спрашивает: «Почему к тебе люди приходят и остаются у тебя, а от меня постоянно уходят? Что ты им говоришь?» Первый праведник ответил: «Сначала я им говорю то, что собираюсь сказать. Потом я это же рассказываю подробно. А затем я повторяю то, что сказал раньше».

По такой же схеме проводится и презентация. Вначале мы заявляем то, о чем собираемся говорить (о продукции, о возможностях бизнеса), потом мы об этом говорим подробно, затем подводим итоги и призываем людей к действию.

Если вспомнить схему мотивационного выступления, то его условно можно делать по следующей схеме: тезис (основная мысль, которую Вы желаете раскрыть) – пример – вывод. Вывод обязательно следует делать после рассказанных примером и историй. Иногда за историями слушатели теряют основную мысль или идею. Поэтому ее следует повторить. Можно теми же словами, можно другими, но обязательно стоит повторить. Итак, еще раз: высказывание, пример, вывод (повторение высказывания).

Я знаком с основателем одной компании, блестящим оратором и мотиватором. Его выступления слушатели всегда слушают взахлеб. Один из приемов, который он часто использует в своих выступлениях, — именно прием повторения основных, главных мыслей. Иногда его повторения следуют сразу же за высказыванием основной мысли. Например: «В нашей компании можно иметь остаточный доход 2, 3, 5 тысяч долларов в месяц». Дальше раскрывает эту мысль, показывает, каким образом. И в конце снова повторяет: «Итак, давайте подведем итоги. В нашей компании можно зарабатывать остаточный доход 2, 3 и даже 5 тысяч долларов в месяц. Для этого необходимо сделать то-то и то-то. Действуйте!»

Итак, давайте подведем итоги. Для того чтобы Ваши слушатели на 100% усвоили Ваши мысли и идеи, их необходимо повторить несколько раз во время выступления. И всегда помните, повторение – мать учения.

Урок №10. Сделайте свою речь выразительной

Выразительность – это словесное оформление речи. Главная задача работы над выражением – найти «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Мысли, не облеченные в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, то есть, не способны воздействовать на аудиторию. Аристотель писал: «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Выразительность – это средство воздействия на аудиторию. Выразительность делает мысль понятнее, зримее, а, следовательно, затрагивает эмоции и тем самым помогает реализовывать замысел. Чем сложнее предмет, тем большей должна быть степень наглядности. Кроме пояснения мысли, выразительность поддерживает контакт со слушателями, удерживает их внимание.

Более подробно о том, как сделать свою речь выразительной читайте .

Урок №11. Будьте эмоционально устойчивы

Одним из важнейших умений оратора является эмоциональная устойчивость во время выступлений. К сожалению, мы не всегда выступаем в идеальных условиях. Аудитория бывает разной, помещение бывает не очень подготовленным к проведению лекций и семинаров. Представьте себе, вы ведете презентацию, со скрипом открывается дверь, заходят еще три человека. Они садятся на свои места. Они ничего не говорили, но внимание к себе привлекли. Мало того, что оратор на них посмотрел, на них посмотрел и весь зал. Когда они пройдут, тогда уже можно продолжать выступление. Если оратора сильно отвлекли, он забывает о чем говорил, на чем остановился? Как сделать так, чтобы не терять мысль и помнить, на чем Вы останавливаетесь? Проще всего сделать, если держать внимание на своем выступлении, а не на тех слушателях. Да, вы сделали паузу, но ваше внимание на выступлении. Они прошли, вы рассказали анекдот, чтобы собрать снова внимание аудитории (да и собраться самому), и снова продолжаете выступление.

Как натренировать свое внимание? Можно делать такое упражнение в паре с кем-нибудь: каждый читает свое стихотворение построчно, строчку один, строчку другой. Каждый старается прочитать свое стихотворение от начала до конца. При этом Вы слушаете, что говорит ваш партнер, и в то же время, вам необходимо продолжать рассказывать свое стихотворение дальше. Если Вы сбились, ничего страшного. Начинаете читать свое стихотворение заново. И так рассказываете стихотворение до тех пор, пока не будете не сбиваться, когда Вам создают помехи.

Если не с кем тренироваться, то можно включить радио, телевизор, музыкальный центр и начать рассказывать стихотворения. Громкостью регулируете уровень своей эмоциональной устойчивости. Чем громче, тем устойчивее к сбивающим помехам Вы будете. Потренировавшись таким образом, Вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее, даже если во время выступления будут раздаваться шорохи, звонки мобильных телефонов, кто-то другой будет разговаривать. Вас это не будет отвлекать.

Урок №13. Создавайте картинки

Очень часто слушатели легко воспринимают нашу информацию приведенным образом, созданным картинкам, которые мы рисуем в своих выступлениях словами. Особенно это важно, если мы излагаем сложную для восприятия информацию.

Когда ученики спросили Христа, почему он говорит с народом притчами, он ответил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» . Он сравнивал Царство Небесной с закваской, с закинутым в море неводом, с купцами, ищущими жемчужины.

Другой пример. Если Вы хотите создать у слушателей ясное представление о размерах страны, не оценивайте ее площадь в квадратных километрах, а назовите города, которые могли бы разместиться на ее территории, и сравните численность ее населения с тем городом, где Вы выступаете. Слушателям необходимо создавать картинки, образы. Объяснять непонятное через известное. Более подробнее о создании картинок и образов во время выступлений читайте .

Урок№14. Имейте соответствующий имидж

«Встречают по одежке…» — гласит народная мудрость. Правда, «… провожают по уму» . Почему аудитория встречает оратора по одежке? Ведь у него такая светлая душа, он добрый и порядочный. Желает людям только добра. Почему же они смотрят на то, как он выглядит? Дело в том, что все новое, все неизвестное у людей, точно так же как и у животных, вызывает страх. Страх перед неизвестностью. Выходит на сцену оратор, которого мы не знаем. Он еще до микрофона не дошел, еще не поприветствовал аудиторию, не сказал ей комплимент, чтобы расположить к себе аудиторию, но мы его уже видим. В нашем бессознательном вовсю «пошел процесс»: а что это за человек? Чего от него ожидать? Несет ли мне этот человек угрозу, зло? Или несет мне добро, процветание, благополучие, богатство, успех? Если человек несет мне зло, то скорее бы его выступление закончилось. А если процветание, богатство, успех, то, наверное, с ним можно и нужно сотрудничать и взаимодействовать. И сидящие в зале начинают воспринимать исходящую от оратора речь, когда бессознательное дает сигнал: все в порядке, все хорошо, его можно слушать. Итак, благодаря соответствующему имиджу мы располагаем к себе аудиторию, вызываем желание у слушателей воспринимать нашу информацию. О том, как внешний вид влияет на восприятие речи, напишу отдельную статью. Следите за обновлениями.

Урок №15. Самый важный урок

Многие говорят о желании иметь хорошее здоровье, но кто действительно выходит на беговую дорожку по утрам? Многие говорят о желании похудеть, но кто действительно приходит в спортзал? Многие говорят о желании изменить свою жизнь, но кто действительно пытается что-то сделать? Многие имеют желание уверенно выступать, но кто действительно выходит на сцену?

Выступайте как можно чаще! Сколько книжек по легкой атлетике вы ни прочитаете, быстрее от этого вы бегать не станете. Для того чтобы быстро бегать, необходимо тренироваться, выходить на беговую дорожку и бежать. Сколько книжек вы бы ни читали о том, как научиться плавать, вы не научитесь плавать. Необходимо тренироваться в бассейне, на речке, в пруду. Как говорят по этому поводу: «Сидя на берегу, плавать не научишься!» Аналогично происходит и с выступлениями. Сколько бы книжек по ораторскому искусству Вы ни прочитали, лучше от этого выступать не станете. Для того чтобы хорошо выступать, необходимо просто чаще выступать.

Как-то у величайшего хоккеиста, Уэйна Грэтски, коррекспондент пытался выяснить, что же делает его самым результативным игроком:

— Вы очень эффективны, с чем это связано, каковы ваши принципы?

— Я просто играю, правила известны

— Как вы просчитываете вероятность попадания, что лежит в основе ваших действия?

— Вы знаете, я ничего не просчитываю, поскольку использую единственную точку зрения при иге.

— Какую?

— Я знаю точно, в каком случае я не попаду.

— Ну и в каком же?

— Если я не ударю!

Секрет самого результативного игрока в хоккее заключается в том, что он старался как можно чаще бросать шайбу в ворота соперника. И чем больше он совершал попыток, тем больше он забивал голов. Другими словами, он не думал, как лучше бросить, он не читал, как лучше бросить, он просто совершал броски. То же самое происходит и в бейсболе, и в баскетболе, и в футболе, и в других видах спорта.

По этому поводу есть сетевой анекдот.

Новичок спрашивает у своего спонсора, который легко проводит результативные «холодные контакты»

— Как Вам удается иметь такой успех на «холодных контактах»?

— Очень просто, мне нравится человек, я к нему подходу и спрашиваю: «Вам интересно стать спонсором для других?»

— Могут, конечно… и отправить куда-то.

И вдруг, довольно ухмыльнувшись:

— Но соглашаются чаще!

Чтобы успешно проводить «холодные контакты», их необходимо проводить, ими заниматься. Чтобы легко продавать, необходимо заниматься продажами. Точно так же и с выступлениями. Используйте любую возможность выступать. Когда на мои тренинги приходят молодежь, студенты, учащиеся средних школ, я радуюсь за то, что они узнают о многих идеях в столько юном возрасте. И у них есть огромные выступления, чтобы войти во взрослую жизнь с умением уверенно держаться на сцене. Лично я начал выступать, когда мне исполнилось 25 лет. Сколько времени я потратил понапрасну! Если бы я еще в учебных заведениях выступал, я бы уже точно был настоящим Цицероном или Демосфеном. Выступайте как можно чаще! Выходите на сцену и говорите! Вставай и говори! И помните: «Деньги лежат на сцене!»

Заключение

Итак, самоучитель ораторского искусства – это набор практических уроков и рекомендаций, как Вы можете самостоятельно улучшить свое мастерство публичных выступлений. Внедрив эти советы в практику, Вы в разы повысите свой профессионализм в качестве оратора. Правда, на это уйдет некоторое время. Все зависит от вашей скорости обучения.

Если Вы хотите быстрее овладеть навыками высокооплачиваемых спикеров, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/78GryW

Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять на просторах Интернета, и делитесь ее с друзьями через социальные кнопки ниже!

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.P.S. Спикерами не рождаются, ими становятся.

Ораторское искусство является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло особенно важную роль. Чтобы оценить исключительное значение ораторского мастерства в ту эпоху, следует прежде всего вспомнить, что вся культура Греции и Рима - особенно по сравнению с современной - в большей степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, поэтому их было мало и многое приходилось заучивать наизусть. Люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона рассчитаны скорее не на чтение, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, философские трактаты, научные исследования писались прежде всего для громкого чтения. И наедине с собой люди читали вслух, наслаждаясь звуками речи. Поэтому нетрудно понять, какое значение для развития художественного стиля античной литературы имело красноречие - жанр, в котором звучащее слово царило полновластно.

Античность до самого позднего времени не знала беллетристики в нашем смысле слова: художественной прозы с вымышленным занимательным сюжетом. Если читатель искал занимательности, он брался за мифологию, за историю, за описательную географию и т. д. Если же он искал художественности, он брался за поэтов, а из прозаиков - прежде всего за ораторов.

Наконец, - и это важнее всего - в общественной жизни античных государств красноречие играло неизмеримо более важную роль, чем в Новое время. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; и, обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

В наше время эта роль все более переходит от устных речей к печатным статьям и чаще приходится слышать с трибуны речи, написанные в форме статей и читаемые по записи; в древности же, напротив, даже если речь не предназначалась к произнесению и издавалась письменно, как памфлет, в ней бережно сохранялись все признаки устного стиля и жанра. Общественную роль играли не только речи в сенате и в народном собрании - «совещательные», по античной терминологии, - но и речи торжественные и судебные. Торжественные выступления на празднестве или чествовании очень часто выливались в декламацию политической программы, а судебные речи обычно использовались для того, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Больше всего простора для развития ораторского мастерства красноречия предоставлял демократический строй. Убеждение стало единственным средством получения поддержки со стороны простого народа, который больше не признавал наследственную власть (как при монархии) или военное принуждение (как при диктатуре). Греческий язык также сыграл заметную роль в развитии ораторского искусства и навыков убеждения благодаря его способности отражать абстрактные понятия «справедливость», «гражданская добродетель» и т. д. Риторика стала обязательной дисциплиной для всех граждан, а не только для людей, преследовавших политические цели. Например, новая афинская система правосудия требовала от индивидуумов аргументации своих позиций перед вынесением решения присяжными. Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами наивысшего подъема рабовладельческой демократии. В Греции это V-IV вв. до н.э. (в Афинах - время от Перикла до Демосфена), в Риме это I в. до н.э., время Цицерона. Афинская демократия породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла; о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям; глашатай простонародья Клеон и идеолог аристократии Ферамен оставили свои имена в истории аттического красноречия.

На протяжении всей истории античного ораторского искусства наблюдается постоянная вражда между риторикой и философией. Так, критика существовавшей в те времена риторики представлена Платоном, главным образом в «Георгии». Исходя из того что назначение риторики заключается в наставлении на истинный путь, Платон заявлял, что, убеждая людей в истинности или в справедливости каких-либо событий или явлений, оратор должен сам знать, что истинно и что ложно, а это знание доступно лишь философу. А Сократ, например, считал, что риторика вообще бесполезна, так как мнение истинное сохраняет свою силу даже без риторических убеждений, а мнение ложное даже с помощью риторики не устоит против истины.

Иногда между философией и риторикой намечалось перемирие. Эту тенденцию можно, например, отметить в IV в. до н.э. Так, Сократ соглашался, что искусство правильно говорить и правильно мыслить едино, но при этом считал, что первое (ораторское) искусство должно подводить ко второму, а не второе к первому. Он соглашался, что красноречие и добродетель должны быть неразрывны, но больше рассчитывал не на то, что добродетельный человек будет искать дополнение своему совершенству в красноречии, а на то, что красноречивый человек будет подкреплять авторитет своей речи авторитетом своих убеждений.

Следующий яркий этап развития риторики и ораторского искусства принадлежит эпохе эллинизма. Здесь наблюдается заметное отстранение от философских интересов. В эллинистических школах риторики воспевается тот тип оратора-краснобая, ремесленника слова, способного говорить обо всем, не зная ничего, который стал впоследствии очень распространенным и навлекал насмешки лучших писателей эпохи Римской империи.

Мы видим, что риторика в эти времена демонстрирует широкий диапазон ораторских возможностей: от речи на благо ближним до самодовольно-артистической, самоцельной речи софистов, использующих словесные украшения, чтобы ввести в заблуждение.

Времена греческой риторики охватили жизнь пяти поколений, что само по себе говорит о ее огромном значении в античном обществе.

Школы времен античности и Ренессанса учили множеству правил построения и произнесения речей. Марк Фабий Квинтилиан был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ученикам был очень высок. Основные требования - воспитанность и широкая образованность. Часть многочисленных искусных приемов и речевых уловок, которым обучали будущих ораторов, достойна внимания и сегодня. В наше время вряд ли актуальны речи, имеющие эстетическую самоцель (например, Протагора), или демагогический пафос (например, Гитлера или Геббельса). Фразы, построенные на самоценности риторических фигур, вычурный стиль, упор на блестящую виртуозность - все эти элементы мы должны сегодня оценить критически.

Средневековье опять привело к расцвету ораторского искусства и мастерства произнесения речи. Путь проложили нищенствующие монахи - от Савонаролы до Лютера.

В Новое время ораторская речь зазвучала в английском парламенте XVIII в. и в Конвенте после Французской революции. Любопытно отметить, что некоторые ораторы в парижском Конвенте заготавливали конспекты выступлений как правого, так и левого, противоположного направления.

На протяжении многих столетий риторика оказывала значительное влияние на поэтическое искусство. Так, например, Расин, знаменитый французский драматург, составил конспекты книги Квинтилиана «Формирование красноречия».

Но со времен Ренессанса ни в одном парламенте речь не имела и не имеет большего значения, как в английском. Под влиянием ораторов - Питта, Фокса, Шеридана, Гладстона, Ллойда Джорджа, Черчилля и Бевина - с тех пор и по сей день Англия в еще большей степени, чем Германия, - страна речей и дискуссионных клубов.

Но и немецкая парламентская история насчитывает значительное число видных ораторов. Наиболее блестящим оратором XIX в. являлся Ойген Рихтер Бисмарк. В бундестаге видными ораторами и полемистами были, например, Шумахер, Арндт, Кейнемен, Эрлер и Шмидт - от социалдемократической партии, Аденауэр, Герстенмайер, фон Гуттенберг и Штраус - от Христианско-демократического союза и Делер - от Свободной демократической партии. Если сравнивать между собой речи Бисмарка, Ллойда Джорджа, Бриана, Черчилля, то легко заметить, что каждый из них обладал собственным стилем и тем не менее все они использовали такие средства, как образность, логика, повышение интереса к речи и т. д.

Несмотря на конкуренцию со стороны письменной речи, и сегодня устная речь остается мощнейшим средством воздействия на людей.

Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний; с помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Каждая речь воздействует на разум, чувства и желания слушателей. Речь в жизни человека является могучей силой. К примеру, полагают, что не только великие революции, но и многие религиозные движения начинались с речи. В государствах с парламентской формой правления речи и дискуссии имеют особенно большое значение. Парламентское государственное правление представляет тот вид правления, при котором речь является двигателем и важнейшей формой управляющей деятельности. В парламенте, если проблемы не подвергаются серьезному обсуждению, партии опускаются до механического кивания головами по фракциям. Демократический парламент в этом случае рискует стать машиной для принятия решений, определяемых волей одного человека или небольшой группы людей.

Ораторское искусство может служить добру и злу, истине и лжи. Достаточно вспомнить речи известных ораторов - политиков XX в., чтобы понять, какие возможности творить добро или зло есть у хорошего оратора. Дар речи - опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Возвращаясь к теме «наркотического» воздействия слова на людей, можно вспомнить высказывание Г. Рейбера об ораторском мастерстве Геббельса: «Геббельс – технически наиболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить более сильное воздействие. Ему удавалось, например, в кругу друзей убедительно защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодного интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи при всей резкости и выразительности был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осуществлял холодный контроль за слушателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эффекты и остроты были предельно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, напоминающей масштабы генерального штаба».

Можно выделить те элементы, которые определяют речь оратора как технически правильно построенную, имеющую форму, которая четко соотносится с содержанием. Как правило, выделяют следующие десять основных элементов, характеризующих хорошую речь: объективность, лаконизм, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания к ее концу, повторение как средство для усвоения, неожиданность, смысловую насыщенность, комические эффекты.

Объективность означает прежде всего максимально возможную степень правдивости и непредвзятости, подразумевает глубоко согласованное, обусловленное существом дела соединение содержания и формулировок речи, что не исключает элегантной отделки. Кроме того, объективность характеризует сведения, которые оратор доносит до слушателей: что именно является констатацией фактов и взаимосвязей, а что - личным мнением и оценкой.

Цицерон идеальным считал оратора, который «о малом сможет говорить скромно, о среднем - умеренно, о великом - важно».

Следующий фактор, определяющий хорошо построенную речь, - лаконизм . Вольтер сказал: «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все». Поэтому не следует в одном докладе исчерпывать всю тему, иначе оратор рискует исчерпать терпение слушающих. Сегодня в некоторых странах практикуются усыпляюще длинные речи. Так, на партийном съезде христианских демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Морд говорил в течение шести часов, а австрийский депутат Ленер в рейхстаге на земле прекрасной Вены держал речь «без точек и запятых» в течение четырнадцати часов.

Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - следствие недостаточной подготовки. Речь бывает слишком длинной, так как оратору просто не хватило времени сделать ее короче.

«Если краткость - сестра таланта, то ясность есть воплощение убедительности», - сказал бы удачливый оратор. Это совершенно очевидно, ведь никого не «тронет» то послание, которое невозможно понять. Старое правило утверждает: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Все великие ораторы придерживались максимы: ясность мысли - ясность речи - ясность общественного интереса , сформулированной еще Аристотелем.

Ясность должна стать правилом при разработке риторической стратегии, особенно в условиях перемен. Изменения могут поставить в тупик даже при наилучшем стечении обстоятельств, и поэтому руководители должны уделять особенно много внимания ясности текста при подготовке посланий по поводу нововведений. Единственный путь сделать свои мысли достаточно понятными - это изложить их на самом простом языке.

Продюсер одного из лучших зарубежных варьете Ф. Зигфилд сказал однажды, что «если новая идея не может быть написана на оборотной стороне визитной карточки, то у нее нет шансов на существование». Это особенно уместно в наши дни, когда временной интервал готовности людей воспринимать информацию уменьшился, как иногда шутят, до длины звука. Поэтому политики, руководители компаний, адвокаты, педагоги и др., если они хотят убедить других в чем-либо, должны уметь иногда урезать свою речь до нескольких броских фраз, которые «являются как бы призывом к бою для людей всех уровней в организации».

Люди, особенно адаптирующиеся к переменам, сильно нуждаются в информации, в частности о всеобщей картине изменений в мире. Чем больше подобной информации они получают, тем больше они начинают действовать в духе инициативы реформирования. Наоборот, чем меньше информации будет содержаться в сообщении руководителя, тем скорее люди будут стремиться ограничить свои усилия лишь точным исполнением предписаний или же мучить себя догадками, что именно начальник имел в виду. Когда возникает такого рода ситуация, напоминающая саботаж, руководитель должен отвергнуть побуждение уволить своих работников, а вместо этого поработать с ними, дать им дополнительную информацию и еще раз попытаться объяснить все так, чтоб они поняли. Какого типа сведения сообщает менеджер и в какой форме, зависит от ситуации.

Залогом хорошего, облегченного восприятия речи является ее образность . Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп. «Необходимо создавать свое понятие, сообразуясь с чувственным ощущением, то есть в наглядном представлении соотносить понятие предмету, а это значит приблизить образное представление к понятию» (Кант). Как правило, речь развивают от наглядного представления (образ, сравнение, рассказ и т. д.) к обобщению. Абстрактные понятия без фундамента образов редко остаются в памяти. С помощью выразительных средств динамичным и жизненным предстает самый сухой материал. И здесь приходит на ум рецепт Вольтера, который можно перефразировать следующим образом: «хороший» оратор «даже из самой жесткой подошвы приготовит вкуснейшее блюдо».

Хороший оратор должен постоянно думать о том, каким путем достичь главного пункта. Каждая речь, а особенно речь с выражением своего мнения, достигает кульминации в небольшом числе выражений, содержащих основные мысли. Другими словами, речь оратора должна характеризоваться такой деталью, как целенаправленность . Формулировки целевых и ключевых предложений должны легко запоминаться. Иначе оратор рискует услышать следующий диалог после своего доклада:

Как долго говорил оратор?

Два часа.

И о чем он говорил?

Этого он не сказал...

Одним из первых форматирующих параметров речи является повышение напряжения . Оратор не просто сообщает факт за фактом, одну фразу сменяет другой, но настраивает речь на повышение напряжения, причем последнее должно быть не внешним и рассчитанным на успех приемом, а внутренне обусловленным и органичным.

Признаком искусного в психологическом отношении стиля является оправданная по смыслу, но неожиданная и нетрадиционная связь деталей. Неожиданность является фактором, повышающим внимание, а последнее, как мы уже убедились, - немаловажный прием для сохранения интереса слушателей на протяжении всей речи.

Следующее важное правило ораторского искусства, которое необходимо знать каждому человеку, выступающему перед аудиторией, гласит: сложные понятия нельзя давать концентрированно . Материал, нелегкий для понимания, «спрессованный» в тесном временном отрезке, не воспринимается слушающими. Смысловая насыщенность речи в разных ее частях должна быть различной.

Одним из существенных элементов многих хороших речей является комический элемент , «смешное». Юмор и шутки бывают особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади. В древние времена считали, что вызывать смех для оратора очень желательно «либо потому, что веселая шутка сама вызывает расположение к тому, кто шутит, либо потому, что каждого восхищает острота, заключенная порой в одном-единственном слове, обычно при отпоре, но иной раз и при нападении, либо потому, что такая острота разбивает, подавляет, унижает и запугивает противника или показывает самого оратора человеком изящным, образованным, тонким; но главным образом потому, что она разгоняет печаль, смягчает суровость, а часто и разрешает шуткой и смехом такие досадные неприятности, какие нелегко распутать доказательствами» (Цицерон).

Действительно, острота подчас освещает проблему глубже, чем трагическая серьезность. Но, используя приемы комического, оратору не следует забывать, что для разных целей предназначены и разные виды смешного. Так, «острота доказывает не более чем остроту ума, в юморе проявляется избыток душевности», «острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (В. Пиндер). А вот едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм вообще не всегда применимы. Да, такие фразы, как: «Господин министр, я только что прослушал вашу речь, однако теперь шутки в сторону...», конечно же вызывают смех друзей и бешенство противников, но порой они легко уводят от конструктивных предложений.

Еще одним важным моментом ораторского искусства является стиль речи . Общий стиль речи - выбор слов, построение предложений - должен быть по возможности ясным, обозримым, гибким и «адекватным». Хороший стилист не стремится к литературным высотам, но и не срывается в бездну вульгаризма. Под словом «адекватный» следует понимать следующее: стиль речи должен соответствовать реальному содержанию.

Есть еще один важный момент, о котором должен помнить любой выступающий, стремящийся быть хорошим оратором: следует избегать неопределенности ; оратор, который сам не определился и с чрезмерной осторожностью оперирует словами «возможно», «желательно», может вызвать недоверие.

Еще одно часто применяемое средство воздействия - мыслительная цепь . В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена в цепи мыслей.

Для того чтобы возбудить любопытство слушателей, оратору следует использовать «прием промедления », т. е. не сразу выкладывать все козыри, не сразу распутывать все узлы, а откладывать это на более поздний момент, т. е. уметь создавать словесную интригу.

Очень эффектным риторическим средством является игра слов , которая всегда остроумна и смешна, но при этом она не должна стать самоцелью, так как это уместно лишь для конферансье. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями.

Важным риторическим средством, обостряющим высказывание, является намек . Оратор дает понять слушателю, что он знает нечто, о чем сообщать не будет, тем самым заинтересовывая аудиторию и привлекая ее на свою сторону. Предмет этого знания может быть либо вообще не упомянут, либо более или менее раскрыт вплоть до узнавания в зависимости от целей автора. В последнем случае говорят о прозрачном намеке. Примеры непрозрачного намека: «Вы знаете, к чему я клоню» или «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...»

Для того чтобы приобщить слушателя к тому или иному высказыванию, можно воспользоваться «вставкой », которая выглядит как замечание, которое делается мимоходом: «Однако подумаем, что является следствием этого».

Все перечисленные риторические средства связаны друг с другом, и одно бывает встроено в другое. Но они не должны применяться слишком кучно: их действие притупляется.

Далеко не все из нас когда-нибудь слышали безупречных ораторов, которые пробуждали в аудитории энтузиазм, поражали нас своими голосом, дикцией, непринужденной манерой и иногда остроумной шуткой. О замечательном русском адвокате Ф.Н. Плевако, обладавшем удивительным даром речи, другой великий русский юрист, А.Ф. Кони, писал: «Сквозь внешнее обличив защитника выступал трибун, для которого дело было лишь мешала ограда конкретного случая, стеснявшая взмах его крыльев со всей присущей им силой». Страстный и взволнованный голос Ф.Н. Плевако захватывал и покорял слушателей, надолго оставался в их памяти.

Однако после таких речей само содержание, как и цель, может быть вытеснено на второй план впечатлением от внешних эффектов, примененных оратором. Сегодня зачастую техника речи и развлекательная ее сторона ценятся более всего; но это лишь косметика на субстанции. Очень мало ораторов действительно увлекают своих слушателей содержательной стороной выступления и заставляют относиться к тезисам серьезно. Это в полной мере относится и к политическим лидерам, включая отечественных.

А ведь каждый политик de jure является профессиональным оратором, так как основная его задача - формировать точку зрения своих избирателей (в чем, как мы все убедились, они крайне неумелы). A de facto он никогда и нигде, за редким исключением, не обучался ни основам риторики, ни стилистике, ни публичному речевому поведению. Это, в свою очередь, наводит на мысль о необходимости скорейшей перестройки российской образовательной системы, из которой 80 с лишним лет назад были выведены курсы риторики и ораторского мастерства; и это легко понять: ведь они формируют умение логически мыслить, анализировать и пропагандировать собственные идеи. Это умение подавляется любым тоталитарным режимом, который исключает как наличие, так и в особенности пропаганду плюралистических позиций. Носители наиболее стойкого интеллекта (а интеллект свободен по самой своей природе - ему ничего нельзя навязать) отправляются такими режимами на эшафот или в изгнание. История нашей Родины XX в. - трагическое тому подтверждение.

Анализ речей определенной части современной российской политической элиты наводит на мысль об отсутствии стилистически нормированной среды, которая формируется только у образованных людей.

Конечно же нелегко предложить высокому должностному лицу брать уроки по обучению навыкам выступления перед аудиторией, однако следует попытаться добиться этого косвенными методами. Например, можно предложить политику пройти определенный курс подготовки, поскольку ему может понадобиться выступить по телевидению, а это требует присутствия духа и уверенности. Можно также упомянуть тот факт, что во всем мире политических деятелей обучают навыкам публичного выступления. Другой метод - запись выступления в ходе репетиции. Прослушав запись, должностное лицо может убедиться в пользе специальной подготовки для повышения ораторского мастерства. Необходимость в обучении выступать перед аудиторией ничем не отличается от необходимости обучения игре в теннис или в гольф.

Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. М., 2002.

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская - не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с к античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человекества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.[править | править вики-текст]

Оратор обращается к народу с ораторской речью - не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.



Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

"Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателям удобно воспринимать"

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.

Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение.

Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет.

Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать.

Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль.

Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма.

Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.

Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме.

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.

Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.

В современном мире ключом к успеху является овладение мастерством оратора . Это особое искусство, при котором каждый человек сможет открыть себя заново. Он будет красиво и правильно говорить, уверенно себя чувствовать перед любой аудиторией, быть интересным в общении. Конечно, есть люди, которые от рождения награждаются такой способностью, но их совсем немного. Поэтому человеку, обделенному Божьим даром, не стоит переживать, при желании ораторскому искусству можно учиться. Возраст при этом не играет особого значения, ведь получать новые знания и умения никогда не поздно.

Безусловно, есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи . К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и др. Даже если Вы не относите себя к этим категориям, такое мастерство в любом случае не может Вам навредить. Кроме преимуществ, ни о чем другом не может быть и речи. В жизни оно может пригодиться, например, при устройстве на работу, и при новых знакомствах. Таким образом, это искусство в самых разных ситуациях может оказать неоценимую услугу.

Что такое ораторское искусство?

Это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и учит ораторское искусство. Степень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. Нередко в жизни мы сталкивается с такими ситуациями, когда приходится задуматься над тем, как сказать или дать ответ на вопрос. Чтобы выглядеть убедительным, без важных приёмов особого мастерства не обойтись.

Ораторское искусство и риторика участвуют в формировании стиля и логических высказываний. Они помогают избежать нежелательных пауз и развивают память. Обычная речь превращается в привлекательную и наполняется нужными эмоциями. Настоящий оратор всегда интереснее для публики, чем тот, кто не умеет грамотно сформулировать свои мысли. Кроме того, своевременно приведённые аргументы и факты способствуют благополучному разрешению спорных вопросов. А это является своего рода гарантией наилучшего выхода из конфликтных ситуаций. Неподготовленные люди лишь в редких случаях смогут сформировать свои фразы чётко и правильно в нужный момент.

История ораторского искусства

Летописи ораторского искусства переносят в Древнюю Грецию. Именно здесь великому мастерству уделялось пристальное внимание. Отсюда идут корни стилистических образцов и развитие речи, ведь до появления письменности мысли излагались устно.

Греческие ораторы умело воздействовали на публику, поскольку они владели законами логики и правилами устной речи. Они смогли добиться того, что красноречие служило им главным оружием с политической точки зрения. Ораторское искусство, являясь царицей искусств, весьма эффективно могло влиять на решения государственных дел.

Именно в Древней Греции зародилась первая школа ораторского искусства . Её выдающимися мастерами стали Демосфен, Филократ, Гиперид, Эсхин и другие общественные деятели. Среди них Демосфен смог добиться наивысших достижений. Без его вклада сложно представить ораторскую практику и азы теории риторики, где слову придавалось огромное значение. На его речах учились не только в древности, сохранившиеся теории актуальны и сегодня. Они входят в золотой фонд риторики как отдельной науки.

Выступление перед аудиторией

Зрительное восприятие и внешний вид

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом . Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса - 35% и всего 10% на слова.

Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего. Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными. Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления . И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.

Удержание внимания


Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну. При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое - быть услышанным. Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Контакт с аудиторией

Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией . Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.

Таким образом, искусство публичных выступлений - это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения - это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт. В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.

Ораторское искусство при других видах речевой коммуникации

Многогранное искусство ораторского мастерства включает не только выступления перед большой аудиторией, но и ведение диалога с собеседником, дебаты, дискуссии, а также другие виды речевой коммуникации . При этом речь оратора должна всегда поражать железной логикой, но вместе с этим быть искренней и чувственной. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность слушателя и его расположение.

При любых речевых коммуникациях можно проявить ораторское мастерство и оставить неизгладимый отпечаток, хорошее мнение и заслужить уважение, поразив интересной беседой. При этом важное значение уделяется не только грамотности и начитанности говорящего, но и его эмоциональности, заинтересованности и умении выслушать собеседника. Безусловно, в этом помогают и природные данные, но полученный опыт, культура речи и интеллект не являются второстепенными.

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве , первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги - популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Кто такой хороший оратор?


Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Говоря о таком профессионале, нельзя не упомянуть о высоком уровне культуры речи. Хорошая дикция исключает любую нечёткость произношения слов и отдельных звуков. Выступающего приятно и легко слушать, поскольку нет скороговорок и шепелявости. Сила голоса проявляется не только в громкости, но и психическом воздействии на сознание и волю слушателей. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству.

Состоявшийся оратор умело применяет различные приемы. Для красивой речи огромное значение имеет употребление крылатых выражений, известных пословиц и поговорок. Когда они неожиданны, но к месту сказаны, выступление кажется интереснее и лучше запоминается. Речевая культура оратора всегда оценивается по богатству его словарного запаса. Чем больше слов в арсенале профессионала, тем интереснее с ним общаться. А если ко всему этому предложения лаконичны и грамотно построены, с соблюдением точности словоупотребления и языковых норм произношения, то такому оратору нет цены.

  • Изучать ораторское мастерство может каждый. При этом важно настроиться на удачу и ни в коем случае не отступать от поставленной цели.
  • Никогда не следует показывать посторонним своё волнение и тем более говорить о плохой подготовке.
  • Избегайте монотонных выступлений, делайте правильную паузу и выделяйте нужные слова. Не забывайте про интонацию, повышая и понижая голос.
  • Больше времени уделяйте тренировкам, желательно заранее подготовленную речь отрепетировать не менее 3-х раз.
  • Попытайтесь заинтересовать аудиторию с самого начала выступления, придумав интригующее название.
  • При публичном выступлении пытайтесь установить контакт со слушателями.
  • Во время выступления меняйте своё положение, используйте жестикуляцию.

Главный совет заключается в следующем: чтобы овладеть искусством живого слова, нужно научиться красиво мыслить.


Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.




Просмотров