Определение президиума верховного суда рф. Президиум верховного суда российской федерации

  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ;
  • осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции РФ и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
  • публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ . Рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законопроектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы Пленум Верховного Суда РФ.

  • Судебная коллегия по административным делам;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Апелляционная коллегия.

Порядок формирования Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ одинаков, но он отличается от того, как образовывается Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" составы первых четырех коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Председатель же и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ , основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. Они же, а также Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают к тому же соответствующие дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ по первой инстанции рассматривает гражданские дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ ;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти , затрагивающих права , свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
  • об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий , общероссийских и международных общественных объединений , о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации ;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов , референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ ;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК).

В апелляционном порядке Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных итоговых решений, принятых в первой инстанции верховными судами республик , краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов (п. 4 ч. 2 ст. 389.3 УПК, п. 3 ст. 320.1 ГПК).

Помимо того, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке приговоры и постановления мирового судьи, приговоры, определения и постановления районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговоры или иные итоговые судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 2 ч. 2 ст. 401.3 УПК).

Судебная коллегия по гражданским и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в кассационном порядке рассматривает дела по жалобам и представлениям на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает также заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; собственных (Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ) приговора, определения, вынесенных ею в ходе производства по уголовному делу в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 417 УПК). Судебная коллегия по гражданским делам, как и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные по первой инстанции, а также свои постановления, которыми ею изменено или принято новое судебное постановление в апелляционном или кассационном порядке (ст. 393 ГПК).

  1. является судьей и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
  2. не соглашается с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и выносит свое определение о его отмене и передаче кассационной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 381 ГПК);
  3. в случае истребования гражданского дела с учетом его сложности продляет срок рассмотрения кассационной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца (ч. 3 ст. 382 ГПК);
  4. не соглашается с постановлением судьи Верховным Судом РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и выносит постановление об отмене такого постановления и о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 401.8 УПК);
  5. организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;
  6. организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики ;
  7. созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;
  8. формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда РФ;
  9. приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ судей Конституционного Суда РФ , судей Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судей и других лиц;
  10. созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;
  11. распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ, судьями Верховного Суда РФ;
  12. руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и судебных коллегий Верховного Суда РФ;
  13. в необходимых случаях своим распоряжением привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 2 ст. 18 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");
  14. организует работу Верховного Суда РФ по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  15. взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;
  16. может принять участие в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации");
  17. может принять участие в работе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ - и в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации");
  18. может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  19. знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ (п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  20. с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ - и заместителей последнего (ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  21. утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;
  22. утверждает положение о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  23. представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции;
  24. представляет Президенту РФ для назначения в установленном порядке кандидатуры судей Верховного Суда РФ на должность члена Президиума Верховного Суда РФ, кандидатуры на должности первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ, а также кандидатуры на должности председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
  25. формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает председателей судебных составов судебных коллегий Верховного Суда РФ;
  26. представляет на утверждение Пленума Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
  27. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда РФ, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  28. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик , краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  29. направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;
  30. организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним Законом РФ о статусе судей в РФ и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти ;
  31. утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации";
  32. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей судов общей юрисдикции;
  33. вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей судов общей юрисдикции на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  34. вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ работников аппарата Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  35. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности , организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  36. присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда РФ классные чины государственной гражданской службы РФ;
  37. вносит Президенту РФ в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы РФ работникам аппарата Верховного Суда РФ и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  38. имеет право на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона "О государственной охране");
  39. при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на него служебных обязанностей обладает дипломатическим иммунитетом, в связи с чем он получает дипломатический паспорт (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию");
  40. Верховного Суда РФ Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

    Председатели судебных коллегий одновременно по должности являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

    Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

    1. в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
    2. председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда РФ, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;
    3. информируют Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РФ;
    4. организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ;
    5. организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда РФ, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда РФ и по прохождению судьями иных судов общей юрисдикции стажировки в Верховном Суде РФ;
    6. осуществляют иные полномочия по организации работы Верховного Суда РФ.

    Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права , обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

    Организация работы в Верховном Суде РФ. Аппарат суда

    Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.

    Задачами Научно-консультативного совета признаются изучение вопросов, возникающих в судебной деятельности, и разработка соответствующих рекомендаций:

    а) по проектам постановлений Пленума Верховного Суда РФ, содержащих разъяснения по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики ;
    б) по законопроектам Верховного Суда РФ;
    в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ;
    г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

    Помимо основной перед Научно-консультативным советом при Верховном Суде РФ стоит также задача оказания методической помощи в организации работы Научно-консультативных советов, образованных при верховных судах республик , краевых и областных и соответствующих им судах.

    Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели совета - руководители секций совета, ученый секретарь, члены совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов , адвокатов . Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Суда РФ по должности.

    Возглавляет работу Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ председатель Научно-консультативного совета. Он должен организовывать работу совета в соответствии Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ; определять круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, давать поручения ученому секретарю и членам совета; председательствовать на заседаниях совета; принимать меры к реализации рекомендаций и заключений совета и информировать его о решениях, принятых Верховным Судом РФ по этим рекомендациям.

    Сопредседателями совета являются председатели секций. Они определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях секций, дают поручения ученому секретарю и членам совета, председательствуют на заседаниях секций совета и информируют его членов о реализации выработанных ими рекомендаций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.

    Следующий член состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ - ученый секретарь Научно-консультативного совета. Им обеспечивается деятельность совета и его секций, составляются планы работы, контролируются их выполнение и реализация решений, принятых советом и его секциями, организуются их заседания, обеспечиваются члены совета необходимой документацией и научно-справочными материалами. Он обязан представлять информацию о работе Научно-консультативного совета в редакцию журналов "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Российская юстиция", где работа данного совета по мере необходимости освещается.

    Все остальные члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют другие поручения, вытекающие из Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ и планов работы совета.

    Члены Научно-консультативного совета вправе участвовать в работе Пленума Верховного Суда РФ, а также знакомиться с разрешения руководителей Верховного Суда РФ с материалами судебной практики и данными судебной статистики.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum - полное) - орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Полномочия пленума:

  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов о судебной практике;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;
  • рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы по вопросам ведения Верховного Суда РФ;
  • заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
  • рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (или действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного Суда СССР) законодательству РФ или постановлениям Пленума Верховного Суда РФ;

Президиум Верховного суда Российской Федерации - высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой.

Состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного суда Российской Федерации. В состав суда входят:

  • председатель Верховного суда,
  • заместители Председателя, входящие в состав Президиума по должности,
  • иные судьи Верховного суда Российской Федерации.

Утверждение Президиума Верховного суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного суда Российской Федерации.

Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;
  • оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

39.Судебные коллегии Верховного Суда РФ: виды, состав, порядок формирования, полномочия.

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда РФ

  • Лебедев Вячеслав Михайлович - Председатель суда
  • Серков Петр Павлович - Первый заместитель председателя суда
  • Давыдов Владимир Александрович
  • Нечаев Василий Иванович - Заместитель председателя суда
  • Петрова Татьяна Анатольевна - Заместитель председателя суда
  • Рудаков Сергей Валентинович - Заместитель председателя суда
  • Свириденко Олег Михайлович - Заместитель председателя суда
  • Хомчик Владимир Владимирович - Заместитель председателя суда
  • Тимошин Николай Викторович - Председатель судебного состава

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности Президиум проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

Обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

Утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

Утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

Возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

Рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Обзоры судебной практики, утвержденные Президиумом Верховного суда

    "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

  • "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008) (Извлечение) (редакция от 17.07.2019)

  • "Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26
    "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом...

  • "Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

  • "Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

  • (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

  • "Обзор практики применения судами положений главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих преступность деяния" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019)

  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

  • "Обзор практики рассмотрения судами ходатайств о наложении ареста на имущество по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.03.2019)

  • (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.03.2019)

  • "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (редакция от 26.12.2018)

  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (редакция от 26.12.2018)

  • "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

  • "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

  • Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

    Верховному Суду принадлежит законодательной инициативы по вопросам его ведения.

    Порядок формирования, состав и полномочия Пленума Верховного Суда РФ

    Ст. 14 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе:

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    2. заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    3. судей Верховного Суда Российской Федерации.

    В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда судьи Конституционного Суда, судьи Высшего Арбитражного Суда, иные судьи и другие лица.

    В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    Полномочия Пленума Верховного Суда:

    1. дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;
    2. использует право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции);
    3. обращается с запросом в Конституционный Суд в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции;
    4. утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда;
    5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    подробнее...

    1. избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда;
    2. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде, а также положение о нем;
    3. утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом заключение о наличии в действиях Генерального прокурора и (или) Председателя Следственного комитета признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
    4. ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей;
    5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности судебных коллегий Верховного Суда и Апелляционной коллегии Верховного Суда;
    6. избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
    7. утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
    8. утверждает Регламент Верховного Суда.

    Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

    Порядок формирования, состав и полномочия Президиума Верховного Суда РФ

    Ст. 15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации включает:

    1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
    2. заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    3. судьи Верховного Суда Российской Федерации.

    Количественный состав (13 судей) Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

    Члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (положительное квалификационное заключение, Председатель ВС - Президент - Совет Федерации)

    Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

    Ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» излагает Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации:

    1. проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты ;
    2. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    3. разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
    4. утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
    5. возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    6. рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики , анализа судебной статистики;
    7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    осуществляет пересмотр вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

    В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебнонадзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебнонадзорных органов.

    Эта правовая позиция Конституционного Суда в полной мере относится и к надзорному производству в гражданском процессе.

    Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

    В состав президиума суда субъекта Российской Федерации входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

    Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

    Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Президиум Верховного Суда Российской Федерации кроме того, на основании мотивированного представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

    Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

    В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

    Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

    Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

    Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности.

    В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

    В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

    В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

    Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

    в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда соответственно прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) или его заместитель;

    в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;

    в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должностное лицо Прокуратуры Российской Федерации по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.

    Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

    Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

    После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение или постановление в закрытом совещании.

    При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

    Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

    По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

    В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

    1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

    2) дата и место принятия определения или постановления;

    3) дело, по которому принято определение или постановление;

    4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

    5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

    7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

    Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

    О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

    Протесты в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиумы Верховных судов республик, краевых, областных и городских (Москвы и СанктПетербурга) судов, суда автономной области и судов автономных округов; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

    Каждый из перечисленных судов имеет свою определенную компетенцию.

    Ближайшими по отношению к районным (городским) судам являются президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и СанктПетербурга), областных судов, суда автономной области и автономных округов.

    К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений районных (городских) судов, а также кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и СанктПетербурга), областных судов, судов автономной области и автономных округов.

    Следующий судебнонадзорный орган Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов, а также вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр судебных решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

    В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебнонадзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку он четко определяет компетенцию каждого судебнонадзорного органа.

    Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке надзора урегулирован законом.

    Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально. В состав Президиума Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда (Москвы и СанктПетербурга), суда автономной области и суда автономного округа входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

    Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

    В заседании суда надзорной инстанции могут быть допущены в необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, которые извещаются о месте и времени рассмотрения дела.

    Суд обязан направить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии протеста, принесенного по делу, и назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы указанные лица имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.

    Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, выборность судей, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

    Многие из названных принципов действуют здесь не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности. Не действует в этой стадии процесса принцип участия народных заседателей.

    Еще по теме Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

    1. Фактические коллизии (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов республик в составе России о признании неконституционными нормативных правовых актов)


Просмотров