Оповещения населения об опасностях возникающих при чс. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

| Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса | План проведения занятий на учебный год | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 16
Оповещение и информирование населения об опасностях,
возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени




Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время является оповещение.

Под оповещением понимают доведение до органов управления, сил и средств РСЧС, а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

Передача сигналов и информации осуществляется с помощью специальных систем оповещения, которые создаются на всех уровнях управления РСЧС: федеральном, межрегиональном, территориальном, муниципальном и объектовом. Эти системы оповещения являются автоматизированными и обеспечивают передачу по сетям связи команд управления. По этим командам включаются средства оповещения - электрические сирены, громкоговорители, радиовещательные и телевизионные станции. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации приведена на схеме 20.

Электрические сирены (рис. 29), размещенные на территориях городов и населенных пунктов, при включении обеспечивают передачу своим звуком предупреждающего сигнала «Внимание всем!». Услышав данный сигнал, люди должны включить телевизоры, радиоприемники, радиоточки и прослушать речевое сообщение о случившемся и порядке действий в создавшейся ситуации. Передача речевого сообщения осуществляется сразу же после сигнала «Внимание всем!».

На ограниченных территориях могут быть использованы вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства - квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры - выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств (рис. 30).

Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.

Для защиты населения, проживающего в районах потенциально опасных объектов, на этих объектах создают локальные системы оповещения. Такие системы есть на ядерно и радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, при авариях, на которых может образоваться зона катастрофического затопления.

Зоны действия локальных систем оповещения установлены:

В районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе 2,5 км вокруг объекта;
в районах размещения гидротехнических объектов - на расстоянии до 6 км от объектов.

Для своевременного оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций предусмотрено размещение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения при этом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «оповещение».

2. Какими способами осуществляют оповещение?

3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.

4. В каком порядке проводят оповещение граждан?

Задание 31

Совместно с преподавателем подготовьте текст речевой информации (оповещения) для учащихся вашей школы в случае возникновения пожара. Используйте для этой цели план эвакуации из школы при пожаре.

Оповещение населения о стихийных бедствиях, опасности поражения аварийно-химическими опасными веществами и других опасных для населения, последствиях крупных аварий и катастроф - осуществляется путем передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях и действиях населения по местным сетям проводного вещания, радио, телевидения, подвижными автомашинами ДПС с громкоговорящей связью, посыльными и вспомогательными средствами.

Оповещение об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и постоянная информация населения о них достигается следующим путем:

Поддержание в постоянной готовности государственных и территориальных автоматических систем центрального оповещения населения;

Организация технического обеспечения территориальных систем центрального оповещения и систем оповещения на объектах хозяйствования,

Организация технического объединения с системами предупреждения и контроля постоянно действующих локальных систем оповещения и информации населения о зонах возможных катастрофических затоплений, районах размещения радиационных и химических предприятий, других объектов повышенной опасности;

Централизованная работа государственной и отдельных систем связи, радио - и телеоповещения, радиотрансляционных станций и других технических средств передачи информации.

В чрезвычайной ситуации исключительно важное значение имеет своевременность оповещения населения о возникшей угрозе. Местные органы власти немедленно принимают обязательные постановления (решения), в которых определяются правила поведения граждан с учетом сложившейся обстановки. Руководители (работодатели) предприятий, учреждений и организаций доводят эти решения до работников.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.



В современном мире очень хорошо развита система транслирования радиосигналов. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густонасыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый в системе оповещения гражданской обороны и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также населением.

Наименование сигнала или сложившаяся обстановка Порядок подачи сигнала или речевой информации Действия по сигналу ГО или в соответствии с полученным сообщением (по радио или каналам телевидения, радиовещания)
«Внимание всем!» Звучание сирен и других средств информации Включить городскую радиотрансляцию, телевизоры и радиоприемники (УКВ). Прослушать информацию.
В мирное время
При аварии на радиационно-опасном объекте (атомной электростанции) По радио и телевидению передаются сообщения и рекомендации ГО 1. Отключить приточно-вытяжную вентиляцию, кондиционеры. 2. Загерметизировать окна, двери, вентиляционные отверстия, кондиционеры. 3. Закрыть двери внутри здания и не покидать помещение без разрешения. 4. Подготовить и получить индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. 5. Укрыться в защитном сооружении или покинуть (по указанию штаба ГО) зону заражения. 6. Принять йодистый препарат, выданный по месту работы или жительства.
При аварии на химически опасном объекте По радио и телевидению передаются сообщения и рекомендации штаба ГО 1. Всем гражданам, оказавшимся на улице, укрыться в зданиях. 2. Отключить и перекрыть приточно-вытяжную вентиляцию, кондиционеры, оборудование. 3. Загерметизировать окна, двери, вентиляционные отверстия, кондиционеры. 4. Закрыть двери внутри зданий и не покидать помещение без разрешения. 5. Получить со склада противогазы и подготовить их к действию. 6. Укрыться в защитном сооружении или покинуть очаг поражения (по указанию штаба ГО).
В военное время
1. «Воздушная тревога» (подается при воздушной опасности) Сигнал и рекомендации штаба ГО подаются по радио, телевидению и радиоприемникам УКВ 1. Отключить электроэнергию, газ, пар, воду, оборудование, закрыть окна. 2. Взять средства индивидуальной защиты, документы, одежду, запас продуктов, воды (если они есть на месте). 3. Быстро, без спешки, пройти в закрепленное защитное сооружение. 4. Если сигнал застал Вас дома, необходимо взять запас продуктов, воды, документы, ценности, одежду и укрыться в метро или на местности.
2. «Отбой воздушной тревоги» (подается при миновании воздушной опасности) До руководителей объектов доводится по сети оповещения штабов ГО; до населения – по радиотрансляции, телевидению и звукоусилительными подвижными станциями 1. Возвратиться к местам работы и проживания. 2. Быть готовым к повторному нападению противника. Иметь при себе СИЗ (средства индивидуальной защиты).
3. «Угроза химического заражения» (подается при непосредственной угрозе химического заражения) 1. Надеть противогазы. Подготовить непромокаемые пленки, накидки, плащи, сапоги. 2. Загерметизировать помещения и не выходить из них без разрешения. 3. Отключить вентиляцию, нагревательные приборы, оборудование. 4. Загерметизировать продукты питания и запасы воды в закрытых емкостях. 5. Укрыться в защитном сооружении (по указанию штаба ГО).
4. «Угроза радиоактивного заражения» По радио и телевидению передаются сигнал и рекомендации штаба ГО 1. Отключить вентиляцию и оборудование. 2. Привести в готовность средства защиты органов дыхания и кожи: противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки, спортивные костюмы. 3. Обеспечить герметизацию производственных и жилых помещений. 4. Загерметизировать продукты и емкости с запасом воды. 5. Принять йодистый препарат, выданный по месту работы или жительства. 6. Укрыться в защитном сооружении (по указанию штаба ГО).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Главное управление МЧС России по городу Санкт-Петербургу

Отделение ОКСИОН

Самостоятельная работа

Оповещение и информирование населения при ЧС

Выполнил:

ст. лейтенант внутренней службы

А.И. Михайлов

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что одним из основных условий обеспечения необходимого уровня безопасности населения в мирное время и в особый период является организация, создание и функционирование эффективной системы оповещения населения и органов управления об угрозе и возникновении ЧС.

Оповещение и информирование населения является одной из главных составляющих системы управления и одной из основных задач органов управления всех уровней, организующих защиту в ЧС мирного и военного времени. Она начинается со своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Цель создания системы оповещения города -- обеспечение своевременного доведения сигналов оповещения и информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС до населения, органов управления городской территориальной подсистемы РСЧС и ГО.

Оповещение начинается с передачи условленных, заранее установленных и предельно понятных населению сигналов оповещения (звук сирены, гудки, частые удары в звучащие предметы и т. д.). После этого необходимо довести информацию об опасности и порядке поведения" в создавшихся условиях, чтобы избежать поражения людей от вредных поражающих факторов при той или иной ЧС. Потенциально опасные объекты создают локальные системы оповещения, зоны ответственности, которые выходят за пределы этих объектов.

Одна из главных проблем - граждане не знают, что делать в случае возникновения ЧС.

безопасность оповещение диспетчерский

1. Понятия и определения

Оповещение -- метод пассивной защиты населения, своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Выступает как наиболее важный элемент управления риском.

Сигналы оповещения населения -- сигналы предупреждения (условные и информационные) о возникшей опасности, сигналы тревоги, призыв к определенным действиям.

Система оповещения населения -- система оповещения населения города, обеспечивающая доведение распоряжений о проведении экстренных мероприятий защиты населения, сигналов и информации оповещения органов МЧС субъектов до органов управления, руководящего состава, подчиненных сил и проживающего на территории субъекта населения.

Локальная система оповещения (ЛСО) -- система оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи объекта.

Объектовая система оповещения (ОСО) -- система оповещения объекта экономики, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, находящегося на территории объекта.

Зона действия ЛСО -- зона, в радиусе действия которой должно обеспечиваться оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи потенциально опасного объекта.

Зона действия ОСО -- зона, в радиусе действия которой должно обеспечиваться информирование персонала объекта и населения, находящегося на объекте.

Опасность территории -- ее свойство, состоящее в наличии источников природной и техногенной (объекты техносферы, в первую очередь вредные и потенциально опасные объекты, которые при определенных условиях могут причинять вред населению и объектам техносферы, т. е. создают угрозу для жизнедеятельности населения).

Источник опасности -- ограниченный в определенном пространстве процесс или деятельность, которые могут привести к возникновению негативных воздействий на людей, объекты техносферы и природную среду.

Потенциально опасные объекты (ПОО) -- объекты ядерной энергетики, химические производства, взрывопожароопасные объекты, объекты вооружения и военной техники, гидротехнические сооружения и др., в которых заключена значительная энергия и (или) которые используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.

Потенциально опасные районы -- территории возможных ЧС.

Опасность в ЧС -- состояние в зоне ЧС, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

Поражающий фактор источника ЧС-- составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие факторы могут быть первичными, т. е. прямого действия, и вторичными -- побочного действия.

Связь -- совокупность сетей и служб связи, функционирующих на территории РФ как единый организационно-технический комплекс, обеспечивающий управление в РСЧС.

Органы управления -- штатные и нештатные (временно создаваемые), наделенные соответствующими полномочиями организационные структуры, предназначенные для выполнения определенных управленческих функций.

Средства связи -- технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические или программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи.

2. Общие сведения об организации оповещения города

Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что в полномочия органов госвласти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС входит обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.

Руководители органов власти всех уровней и организаций должны информировать население через СМИ и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

Одним из главных мероприятий по защите населения от ЧС является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповещение населения включает в себя своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке и информирование о порядке поведения в этих условиях.

Планирование мероприятий осуществляется в целях обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий по защите населения и территорий, повышению устойчивости работы городского хозяйства и организаций в ЧС, а также при ликвидации их последствий или проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведение АСДНР.

2.1 Построение системы оповещения населения

Система оповещения населения города представляет собой организационно-техническое объединение:

Дежурно-диспетчерских служб (ДДС) в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС города (ЕОДИ);

Сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, действующих на территории города;

Сил и средств связи и оповещения органов исполнительной власти города и организаций различных форм собственности, расположенных на территории города;

Каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления городской подсистемы РСЧС и ГО.

Система оповещения населения города функционирует на следующих уровнях:

а) на территориальном -- система оповещения населения города;

б) на объектовом:

* ОС0 организаций (объектов);

* ЛСО потенциально опасных объектов.

Системы оповещения территориального и объектового уровней технически и программно сопрягаются.

Система оповещения населения города технически и программно сопрягается с федеральной и региональной системой оповещения.

2.2 Система оповещения населения города

Основной задачей системы оповещения населения города является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения:

До населения, находящегося на территории города;

Управления ГОЧС города;

Органов исполнительной власти города;

Руководящего состава и сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС и ГО;

ДДС, входящих или взаимодействующих с ЕСОДУ;

ДДС потенциально опасных объектов;

Дежурных служб социально значимых объектов.

Основным способом оповещения и информирования населения о ЧС является передача кратких информационных сообщений по всем электронным средствам массовой информации.

Система оповещения населения города представлена:

Сетью электросиренного оповещения;

Радиотрансляционной сетью города (сеть проводного радиовещания);

Сетью УКВ-ЧМ (радиовещания);

Сетью телевещания (каналы звукового сопровождения);

Сетью кабельного телевидения города;

Сетью подвижной радиотелефонной связи;

Телефонной сетью связи города;

Элементами ОКСИОН.

Система обеспечивает надежное оповещение и информирование населения о ЧС независимо от места его нахождения на территории города.

Алгоритм работы системы оповещения населения:

1. Включаются сирены, установленные на жилых и административных зданиях. Этот сигнал означает «Внимание всем!».

2. После этого по громкоговорителям и радиоточкам, установленным на улицах, в жилых зданиях и на объектах города, гражданам сообщается о том, что нужно предпринимать в сложившейся ситуации.

3. На участках города, где еще не установлены стационарные громкоговорители и радиоточки, задействуются автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи (ГГС).

4. После сигнала «Внимание всем!» информация о дальнейших действиях в условиях ЧС будет также транслироваться представителями МЧС по городскому каналу ТВ.

5. Информация об оповещении будет транслироваться и на телевизионных панелях ОКСИОН, установленных в местах массового пребывания людей, и на информационных телеэкранах транспортных средств.

6. Граждан будут информировать об опасности и по мобильной связи -- при помощи СМС.

Если начинают работать «тревожные» сирены, необходимо можно быстрее включить телевизор или радиоприемник.

Единая дежурно-диспетчерская служба района

ЕДДС является органом повседневного оперативного диспетчерского управления звена городской подсистемы РСЧС и ГО.

ЕДДС района является вышестоящим органом повседневного управления для ДДС предприятий и организаций района по вопросам сбора, обработки информации о ЧС и обмена ею и совместных действий при ее угрозе или возникновении.

ЕДДС предназначена:

Для приема-передачи сигналов на изменения режимов функционирования звена городской подсистемы РСЧС и ГО;

Приема сообщений о пожарах, об авариях, о катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций;

Оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных ДДС;

Оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны, аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.

Основные задачи ЕДДС:

Прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава района сигналов оповещения;

Прием и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщений о ней и доведение этих сообщений;

Сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов и характера, контроль изменения ситуации;

Обеспечение оперативного руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями -- при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами постоянной готовности -- при реагировании на ЧС;

Организация взаимодействия с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений для реагирования на ЧС;

Предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия ДДС и аварийных служб;

Обеспечение надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления и других элементов информационных технологий;

Информирование ДДС предприятий и организаций и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

Подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных редакций этих документов в вышестоящие органы управления;

Доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления, до ДДС и сил реагирования, осуществление контроля выполнения этих задач;

Обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.

Система оповещения ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.

Основные задачи системы оповещения:

Обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц и взаимодействующих ДДС;

Обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС;

Оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.

Система оповещения обеспечивает следующие виды информации:

Сигналы вызова;

Речевые (текстовые) сообщения;

Условные сигналы.

Порядок работы ЕДДС

Информация об аварии, происшествии, пожаре, угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается диспетчерами ЕДДС. Получив ее, диспетчер оценивает обстановку. Уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.

При классификации сложившейся ситуации, как «не требующая совместных действий ДДС», ЕДДС передает управление ликвидацией ЧС соответствующей ДДС предприятия или организации, в компетенции которой находится реагирование на случившееся происшествие или аварию. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи задействованным ДДС.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС предприятий и организаций города, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

2.3 Локальные системы оповещения потенциально опасных объектов

Создание ЛСО определено требованиями постановления Правительства РФ от 1.03.93 г.

№ 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически и радиационно опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления, пожаро-, взрывоопасные и другие объекты.

ЛСО приближена непосредственно к зоне опасного производства и населению, попадающему в такие зоны в случае аварий на потенциально опасных объектах. Она создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности собственником ПОО или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом. Она представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы ПОО, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

В соответствии с федеральным законодательством определяются зоны действия ЛСО в районах размещения:

* радиационно опасных объектов -- в радиусе 5 км

* химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км;

* гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Основной задачей ЛСО является доведение информации и сигналов оповещения:

До органов управления ГОЧС города; руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

Населения, проживающего в зоне действия ЛСО;

Руководства, персонала и сил организации, эксплуатирующей ПОО.

ЛСО может использовать:

Сеть электросиренного оповещения;

Радиотрансляционную сеть города;

Сеть УКВ-ЧМ;

Сеть телевещания;

Телефонную сеть связи.

Задачи ЛСО:

* прием команд оповещения от системы оповещения населения города и запуск средств оповещения;

* циркулярное (общее или выборочное) оповещение должностных лиц по всем типам телефонной связи;

* запуск (общий или выборочный) электросирен;

* перехват (общий или выборочный) программ радиотрансляционного узла предприятия и городской радиотрансляционной сети для передачи информации персоналу предприятия и населению прилегающих территорий;

* запись переговоров с каналов диспетчерской связи;

* дистанционное тестирование работоспособности аппаратуры, каналов связи и систем управления.

Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей, находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне), могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.

Управление ЛСО на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения.

Решение на задействование ЛСО принимается руководителем ПОО или лицом, его эксплуатирующим, с немедленным информированием органов управления ГОЧС города.

В тех случаях, когда последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, органами исполнительной власти принимаются решения на задействование соответствующих территориальных систем централизованного оповещения (СЦО) населения в целом или выборочно в определенном районе. Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения, что позволит повысить оперативность оповещения и осуществить более объемный охват оповещаемых.

Для групп ПОО размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов в этих целях. При строительстве новых ПОО финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов. На действующих предприятиях финансирование ведется за счет их собственных средств. Создание ЛСО на объектах, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Созданием и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства и ведомства, организации, в ведении которых находятся потенциальные опасные объекты.

В отношении ЛСО на радиационно опасных объектах следует иметь в виду, что кроме обычных систем оповещения особое внимание должно быть уделено задействованию наружных электросирен и радиотрансляционных сетей вещания. Особое место здесь должно принадлежать сети уличных громкоговорителей и радиоточкам, через которые пойдет сигнал оповещения об опасности. При этом радиоточки необходимо предусматривать также в каждом противорадиационном укрытии и в убежищах, ибо другого средства информирования людей, находящихся в укрытиях, нет.

Химически опасные объекты составляют наибольший процент среди ПОО. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, ЖКХ и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивоваренные заводы, хладо и мясокомбинаты, молокозаводы, станции водоподготовки и овощные базы.

Особенностью организации функционирования ЛСО населения при авариях на ХОО являются высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ.

Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить до нескольких минут. Время оповещения становится решающим фактором.

Важное место в решении задач оповещения населения жилых массивов в районах размещения ХОО могут; сыграть объединенные диспетчерские системы (ОДС), созданные при жилищно-коммунальных службах.

Организация оповещения населения в случае аварии на маршрутах транспортировки АХОВ представляет собой весьма сложную проблему. Эта задача значительно сложнее, чем задача создания ЛСО на стационарном компактно размещенном объекте. Ведь невозможно построить системы оповещения вдоль маршрутов всех видов транспорта, занимающегося перевозкой АХОВ.

Особую опасность при перевозках представляют собой АХОВ, переходящие при атмосферных условиях в летучее агрегатное состояние (пар, газ, аэрозоль). Эти вещества способны достаточно быстро, в течение десятков минут, создать значительную зону заражения в подветренной части пространства.

Гидротехнические сооружения, оборудованные ЛСО, должны иметь возможность включения ее непосредственно его диспетчером. Вместе с тем сигнал об аварии должен немедленно передаваться территориальным органам управления ГОЧС. Оповещению также подлежат и нижерасположенные плотины (на удалении до 6 км), поселок работников гидроузла и населенные пункты.

2.4 Системы оповещения организаций (объектовые)

Они создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая персонал) более 50 человек, а также социально важных и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей.

Совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению ОСО осуществляется собственником объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

Основной задачей ОСО является доведение сигналов и информации оповещения до руководства и персонала объекта.

При этой следует исходить из того, что организации, создающие системы оповещения:

* поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

* предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС;

* оповещают сотрудников и посетителей организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, информируют о приемах и способах защиты от них;

* разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования персонала и посетителей;

* организуют их запись на электронные носители информации;

* предоставляют органам управления ГОЧС города участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

* осуществляют распространение информации о ЧС путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции СМИ, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами и имуществом.

В системе оповещения объекта желательно иметь:

* электросиренное оповещение;

* диспетчерскую и директорскую громкоговорящую связь;

* каналы оповещения технологического и административно-хозяйственного направления;

* ретрансляцию сигнала опасности.

Помимо создания систем оповещения площадного характера на территориях и объектах, не менее важная задача -- организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый или спортивный комплекс, учебное заведение и т. п.). Это особенно важно на случай возникновения пожаров.

Приказом МЧС России от 20.06.03 г. № 323 были утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» № НПБ 104-03, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

* подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

* трансляцией текстов о необходимости и путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

* трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

* размещением и включением эвакуационных освещения и знаков безопасности на путях эвакуации;

* дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов;

* связью пожарного поста диспетчерской с зонами пожарного оповещения здания.

В любой точке объекта, где требуется оповещать людей уровень громкости, формируемый оповещателем, должен быть выше уровня шума.

Если здания, сооружения или строения разделяются на зоны оповещения, то разрабатывается очередность оповещения граждан, находящихся в различных помещениях объекта.

В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, лица с недостатком зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно обеспечиваться своевременное получение доступной и качественной информации о возгорании, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.

Для объектов с малым пребыванием людей (одновременно не более 50 чел.) в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей в случае пожара, по которой должны проводиться тренировки всех задействованных работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта оповещения и действий -- в дневное и в ночное время.

2.5 Краткая характеристика сетей оповещения

Сети электросиренного оповещения предназначены для передачи населению условного сигнала «Внимание всем!». Электросирены (типа С-40) размещаются по городу в целях создания сплошного звукопокрытия его территории. В условиях многоэтажной застройки города радиус слышимости сирены составляет порядка 350-400 м. Время их звучания при однократном включении составляет 180 с. Они размещаются на крышах высоких зданий, обеспеченных гарантированным централизованным электроснабжением.

Радиотрансляционные сети города (сеть проводного радиовещания) обеспечивают доведение информации по проводам до радиоточек, в том числе квартирных, уличных громкоговорителей и подъездных динамиков.

С помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять передачу речевых информационных сообщений. При уличной звукофикации один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах 40-50 м вдоль улицы.

Для выборочного оповещения населения в районах ЧС персонал узла связи (УС) по команде оперативного дежурного органа ГОЧС осуществляет необходимые переключения на радиотрансляционные сети города для создания выделенной зоны оповещения населения.

Сети УКВ-ЧМ (радиовещания) и сети телевещания (каналы звукового сопровождении) для передачи информационных сообщений на электронные средства информации (теле- и радиоприемники), имеющиеся у населения, -- осуществляется перехват каналов подачи программ вещания на радиовещательные передатчики и передатчики звукового сопровождения телевещания, обеспечивающие охват максимально возможной аудитории радиослушателей и телезрителей города.

Речевая информация передается с перерывом программы длительностью не более 5 мин с возможностью 2-3-кратного повторения.

Сеть кабельного телевидения города представляет собой комплекс сетей кабельного телевидения и интегрированных сетей связи на территории города, осуществляющих (независимо от их форм собственности) распространение программ в интересах населения города.

В соответствии с принципом трехуровневой системы кабельного телевидения, с учетом территориальной зоны вещания и обслуживания, в городе создаются и действуют городские и местные студии (телекомпании).

Телефонная сеть связи города обеспечивает адресное оповещение и информирование должностных лиц и руководящего состава ГОЧС города.

ОКСИОН обеспечивает информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Она позволяет передавать видеоинформацию до конечного пользователя в местах массового пребывания людей.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС. По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.

Данная работа может быть использована в ГУ «ЦУКС МЧС России по г. Санкт-Петербургу» в качестве учебно-методического пособия для проведения занятий по служебной подготовке личного состава. Так же полезно изучение предоставленного материала для сотрудников вновь прибывших на службу в ГУ ЦУКС МЧС России.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Типы систем оповещения и управления эвакуацией и их определение. Перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

    статья , добавлен 15.01.2010

    Организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения о чрезвычайных ситуациях. Радиационные факторы чернобыльской катастрофы, влияющие на здоровье жителей РБ. Оказание помощи пострадавшему при утоплении синего и бледного типов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2015

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Определение понятия стихийного бедствия. Изучение факторов опасности, оповещения, действия населения при землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, обвалах, ураганах, бурях, смерчах, цунами, лавинах, пожарах, сильной жаре, инфекционных болезнях.

    презентация , добавлен 13.09.2015

    Медицинские средства индивидуальной защиты человека. Порядок оповещения населения об угрозе. Изолирующие средства защиты кожи. Фильтрующие противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки. Сигналы оповещения об угрозе.

    реферат , добавлен 19.02.2015

    Особенности движения людей при эвакуации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Порядок проведения инструктажа по пожарной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2015

    Эвакуационные выходы и пути. Особенности движения людей при эвакуации. Системы оповещения и управления эвакуацией при пожарах. Конструкция и значение противопожарного занавеса. Расчет параметров безопасной эвакуации из зрительного зала и из здания театра.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Основные способы защиты населения от химических отравляющих веществ, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и специально оборудованных убежищ. Порядок оповещения о химической угрозе и эвакуации населения из зон возможного заражения.

    презентация , добавлен 11.11.2016

    Общая структура единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура регионального и территориального уровня, пункты управления. Организация оповещения населения на региональном и территориальном уровне.

Содержание:

1. Федеральная целевая программа
2. Основа системы оповещения
3. Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ»
4. Речевая информация
5. Локальные системы оповещения

Федеральная целевая программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), принятая Постановлением Правительства № 43 от 16 января 1995г. Предусматривает в ближайшее время поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в чрезвычайных ситуациях. В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологического процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Тяжелы социально-экономические последствия от стихийных бедствий.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий. Нужна большая и планомерная работа, которую предлагается выполнить за несколько лет. Для этого разработана и утверждена специальная программа. В результате ее реализации должна появиться единая автоматизированная информационно-управляющая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС), которая будет сопрягаться с местными и региональными звеньями аналогичных систем. Кроме того, она получит тесную увязку с функциональными и ведомственными подсистемами. Намечено внедрить видеоинформационные и другие самые современные средства связи.
Все это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основа системы оповещения

Оповестить население - значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время - главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.
Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебросить в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что не только в МЧС, но и в региональных центрах нужны смешанные авиационные отряды. Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Создан он в марте 1992 г. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами. В Кыргызстане, например, отряд занимался поискам и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенными землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим.
Его личный состав способен работать автономно в течении двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующих распоряжений. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Заслуживает внимания и опыт штаба ГО и ЧС Москвы. С 1 октября 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Готовность к выезду: летом - 10 мин., зимой - 15. В ее составе 5 дежурных смен. В каждой - 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист и 2 водителя (автобуса и специальной машины). Появление такой группы, своего рода «Скорой помощи» при чрезвычайных ситуациях, вполне понятно.

Для уверенного получения сигнала и другой информации жители Ленинграда на продолжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течении суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.
В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена - это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).
Шло время, менялась международная обстановка, появились новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.

Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

Буйство стихии не прекращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население нужно предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. В случае опасности людей надо было предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают другой сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде.
Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.
Что-то аналогичное существует и в других странах. Например, в Германии для того, чтобы в случае необходимости обратить внимание населения, установлено и может быть задействовано около100 тыс. сирен. В Австрии имеется их порядка 5 тыс., но этого, считают специалисты, мало, и в ближайшие годы намечено установить еще 5-7 тыс. сирен.

Речевая информация

На каждый случай чрезвычайной ситуации местные органы власти совместно со штабами по делам ГО и ЧС заготовляют варианты текстовых сообщений, приближенным к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.
К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант:

«Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - аварийно химически опасного вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в … (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают … (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах … (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах… (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы … (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут. Могут быть и другие варианты речевой информации на случай наводнений, землетрясений, снежных заносов, ураганов, тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще более важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись беспечно, мер защиты не приняли и в результате - стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.

В конце января и первой половине февраля 1990 г. ураган разрушительной силы, свирепствовавший в Европе, докатился до северо-западных районов нашей страны. Население, да и многие руководители отнеслись к этому пассивно, надлежащих мер не приняли. В результате, когда через четыре дня Воркуту окутала ураганная пурга, на объектах последовали аварии, одна за другой, нарушилось теплоснабжение домов (при температуре воздуха - 25оС), где проживали 70 тыс. человек. На дорогах в снежных заносах застряли сотни машин с людьми. Погибли 6 человек, более 100 получили обморожения, 20 пропали без вести. А ведь всего этого могло и не быть!

Есть конечно примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами, взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин. (в 9.47) по распоряжению начальника ГО - председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались сообщения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.
А как в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!»

И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.
Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.
Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре П-164 и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Аппаратура П-164 предназначена для объединения всех средств по доведению звуковых сигналов и речевой информации в единую систему централизованного оповещения в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельные, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системой централизованного оповещения. Приходится с сожалением констатировать, что Постановление Правительства «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется очень плохо. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии отвечают начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).

Оповещение населения об опасности – процесс, обеспечивающий оперативное доведение заранее установленных сигналов и речевых сообщений до органов управления Единой государственной системы ГО и ЧС, должностных лиц объектов экономики и населения, проживающего вблизи территории, которая может подвергнуться поражению (заражению).

Оповещение и информирование населения вблизи объекта экономики являются самыми эффективными способами защиты. Оповещенное персонал и население вблизи объекта может своевременно, до воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, принять меры своей защиты.

Оповестить население – значить предупредить его о надвигающемся наводнении, пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, угрозе теракта или начала военных действий. Для этой цели используются все средства проводной, радио – и телевизионной связи.

В целях оповещения и информирования населения используются:

· городские сети связи (радио, телевидение, телефон, в том числе мобильные сети);

· силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Рис.5. 2. Электрическая сирена С – 40.

Подавляющее большинство объектов экономики имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они мощной системой телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Вся эта система дополняется развитой сетью электрических сирен производственных объектов и больших городов.

Современная система оповещения включает следующую информацию и сигналы:

· сигнал «Внимание всем!», как правило, передается воем сирен объектов экономики. Услышав этот сигнал, необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение районной (городской) подсистемы Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Речевое сообщение может быть такого варианта:

· «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! Произошла авария на водозаборной станции с выбросом хлора в атмосферу. Подход зараженного воздуха к объекту может быть через 2 – 2,5 часа. Рекомендуем: закрыть окна и двери, произвести герметизацию рабочих помещений; покинуть все подвальные помещения объекта (хлор тяжелее воздуха, стелется по земле и заполняет все низинные места). Выдача противогазов осуществляется со склада хранения с 10 часов».

Такая информация передается несколько раз в течение примерно 5 минут. Это время позволяет принять и осуществить рекомендованы меры защиты.

· В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности подается сигнал воем сирен, то есть сигнал «Внимание всем!», а затем речевая информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! « Воздушная тревога!», « Воздушная тревога!» Населению занять укрытия согласно расчета в своём районе. По этому сигналу о непосредственной угрозе нападения противника, действовать надо быстро. Отключить (в темное время) наружное и внутреннее освещение, задёрнуть шторы (для светомаскировки), перекрыть газ, отключить воду, взять средства защиты, документы, ценные вещи и быстро занять своё место в убежище. Если сигнал оповещения застал вас на улице, покиньте транспортное средство и спуститесь в ближайшее убежище (метрополитен, перекрытый подземный переход и др.). Только с получением сигнала: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!» можно продолжить движение, работы и т.д.



· Сигнал « Радиационная опасность» подается при начале радиоактивного заражения (загрязнения) данной территории. Он доводится до населения в целях принятия мер безопасности. При нахождении дома житель обязан: закрыть окна, двери; надеть респиратор (противогаз) и приступить к герметизации жилища. Информацию об этих действиях население получить средствами связи города (района) от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС. По команде штаба: «Все в укрытие!» Надеть средства защиты, противогаз (респиратор). Взять документы, запас продуктов и воды, медикаменты, предметы первой необходимости и следовать в убежище.

· Сигнал «Химическая тревога» подаётся при появлении признаков химического (биологического) заражения или обнаружении аварии на химически опасном объекте. Внимательно слушайте сигналы оповещения и инструкцию по действию по ним от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС города (района). Инструкция по действию населения имеет целью максимально оказать помощь населению по уменьшению поражений от той или иной опасности.

· Сигнал «Отбой химической тревоги» подается в тех случаях, когда опасность для жизни населения полностью миновала. Обычно в тех случаях, когда ликвидация последствий химического заражения, проведена полностью.



Просмотров